Структура генеральной прокуратуры. компетенция генерального прокурора и структурных подразделений генеральной прокуратуры

Организация работы

Чтобы все структуры прокуратуры Российской Федерации проводили проверки должным образом и ничего не упускали из вида, каждое полугодие составляется план работы. Для этого изучаются и анализируются все предложения о мероприятиях, поступившие до 5 мая и до 5 ноября от управлений, научно-исследовательских институтов и других заведений, специализирующихся на укреплении законности и правопорядка.

Чтобы материал поступил на рассмотрение, он должен отвечать нескольким требованиям: содержать четкое обоснование, указывать примерные сроки и конкретные способы исполнения, объяснять значимость получения результатов и предлагать кандидатов на проведение мероприятия.

Организационно-контрольное управление формирует план из наиболее перспективных предложений, проект обсуждается на оперативном совещании в присутствии заместителей Генерального прокурора. По результатам встречи план дорабатывается, окончательно согласовывается и представляется для утверждения Генпрокурором.

За месяц до начала полугодия он рассылается по управлениям, отделам и прочим подразделениям прокуратуры. Обычно после этого план не подлежит корректировке. Изменения вносятся Генеральным прокурором лишь в исключительных случаях после мотивированного рапорта от начальника какого-либо управления.

Генеральный прокурор РФ

Так называется должность человека, возглавляющего ведомство. Он назначается Советом Федерации. Там же определяют, кто станет его заместителями. Одним из них возглавляется военная прокуратура. У генерального есть помощники и советники. Кроме того, под его началом создаются управления и отделы, делящие между собой основные обязанности ведомства. То есть одно структурное подразделение контролирует соответствующую область ответственности.

Генеральный прокурор руководит всей системой. Он издает приказы, подписывает распоряжения, дает указания. Они обязательны для исполнения работниками системы. Получается, что человек, занимающий эту должность, отвечает за все, что делают органы прокуратуры. Ему вменяется разделение обязанностей, формирование структуры и штатов, распределение фонда оплаты труда, контроль за исполнением конституционных обязанностей. Понятно, что фигура это влиятельная, обладающая серьезной властью.

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации занимает важное место в системе органов государственной власти. Одной из особенностей её статуса является многофункциональный характер прокурорской деятельности, направленной на обеспечение в Российской Федерации верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации отличается тем, что в основном нормативном правовом акте нашей страны есть нормы, специально посвященные его регулированию — статья 129, которая находится в главе 7 — «Судебная власть и прокуратура». 

В 2020 году в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, которые, в частности, затронули статью 129 (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2021 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»). 

Конституционное закрепление получили основные функции прокуратуры Российской Федерации, требования о гражданстве, предъявляемые к прокурорам, изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по правовому статусу специализированных прокуроров. 

В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом от 17 .О 1.1992 № 2201 — 1 «О прокуратуре Российской Федерации». 

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. 

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. 

Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. 

Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. 

СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РФ.

Структура органов прокуратуры характеризует внутреннюю организацию прокуратур, входящих в систему прокуратуры РФ.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор рФ, который имеет одного первого заместителя и заместителей, а также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. В составе названной прокуратуры действует коллегия как совещательный орган при Генеральном прокуроре РФ, состав которого определяется Генеральным прокурором РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входят главные управления, ряд управлений по надзору за исполнением законов, создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры, и отделы на правах управления.

Расследованием преступлений и привлечением к уголовной ответственности лиц, их совершивших, занимаются соответствующие следственные подразделения во всех звеньях прокурорской системы, в том числе и в системе Главной военной прокуратуры.

Главное следственное управление в составе Генеральной прокуратуры РФ, возглавляемое заместителем Генерального прокурора РФ, имеет управления и отделы, в которых предусмотрены должности старших следователей по особо важным делам. Остальные звенья прокурорской системы также имеют в штате следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам. В военных прокуратурах имеются военные и старшие военные следователи, следователи по особо важным делам и старшие военные следователи по особо важным делам.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Кадровый состав коллегии утверждается Генеральным прокурором по представлению Главного военного прокурора.

Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, в Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет. В него входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах этого уровня образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники.

Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники этих структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Федерации, которые назначают их на должность и освобождают от нее.

Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые руководят их деятельностью, вносят вышестоящим прокурорам предложения о кадровых изменениях.

Специализированные прокуратуры

Работа специализированных прокуратур направлена на осуществление надзора за теми видами деятельности, которые не входят в полномочия территориальных органов. Также такие прокуратуры функционируют на определенных территориях. К числу специализированных органов прокуратуры относятся:

Военные прокуратуры

Формируются данные органы в соответствии с системой вооруженных сил Федерации. Высшим органом является Главная военная прокуратура. Это подразделение Генеральной прокуратуры. При этом Главный военный прокурор занимает должность заместителя Генерального прокурора.

В составе Главной военной прокуратуры организована работа управлений и отделов в их составе, а также канцелярии и приемной. В органе создается коллегия в которую входят: Главный военный прокурор, его заместители и другие работники согласно назначению.

Следующим звеном являются прокуратуры Западного, Восточного, Юго-Восточного и Центрального военных округов. К ним приравниваются: военные прокуратуры Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота, Ракетных войск стратегического назначения и Московская городская военная прокуратура.

Замечание 4

Наиболее многочисленными являются военные прокуратуры военных гарнизонов. Они организуют работу при военных частях или других военных формированиях.

Законом определено, что полномочия таких прокуратур распространяются не только на Вооруженные силы, но и на все органы в которых предусмотрена военная служба. Должностные лица выступают государственными обвинителями в военных судах, контролируют исполнение законов, а также выполняют другие функции, определенные законодательством. Органы военной прокуратуры, по распоряжению Генпрокурора, могут выполнять полномочия прокуратуры за пределами России, в местах нахождения войск, а также в местностях, где по исключительным обстоятельствам не действуют другие прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах

Они создаются для осуществления надзора за выполнением требований законов на режимных объектах, а также для выполнения функций государственного обвинения в уголовном процессе, если преступление было совершено на территории такого объекта.

Действуют такие прокуратуры на оборонно-промышленных предприятиях, атомных электростанциях, закрытых административно-территориальных единицах в случае соблюдения режима секретности. Могут выполнять полномочия районных прокуратур и прокуратур высшего уровня.

Прокуратуры по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях

Создаются в исправительных колониях и других учреждениях, которые занимаются исполнением уголовных наказаний. Имеют права межрайонных прокуратур и подчинены непосредственно прокуратурам субъектов Федерации. Их основными функциями выступает наблюдение за выполнением законов в исправительных учреждениях и государственное обвинение по преступлениям, совершенным на таких территориях.

Транспортные прокуратуры

Выполняют работу на всех предприятиях, которые организуют перевозки. Имеют несколько уровней: высший приравнен по правам к прокуратурам субъектов РФ, и низший уровень — на правах межрайонных органов. Выполняют полномочия государственного обвинения по всем уголовным преступлениям, которые были совершены в любых видах транспорта.

Природоохранные прокуратуры

Действуют в заповедниках, а также местностях, которые имеют особое значение и требуют усиленной защиты природных ресурсов. Подчиняются непосредственно прокуратурам субъектов РФ. Особый статус имеет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая осуществляет надзор за природоохранным законодательством на территории бассейна реки Волги. Она является прокуратурой высшего звена и подчинена непосредственно Генпрокуратуре России.

Должностные лица данных органов также выполняют роль государственных обвинителей по экологическим преступлениям.

Академия Генеральной прокуратуры

Подчинена напрямую высшему органу управления. В ее структуру входят: Юридический институт, Научно-исследовательский институт, Институт повышения квалификации руководящих кадров, а также Санкт-Петербургский и Иркутский юридические институты.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Кого берут в прокуратуру?

Если молодой человек заинтересован в такой работе, ему следует поступить на юридический факультет вуза. В прокуратуру берут только людей с высшим образованием. Учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию. Ограничения для работников прокуратуры очень серьезные. Кроме образования, необходимо иметь хорошую репутацию и опыт работы. Судимых не назначат на должность в такой структуре.

Необходимо иметь российское гражданство и быть дееспособным гражданином. Если суд запретил человеку занимать государственную должность, то двери прокуратуры перед ним закроются. Также существуют ограничения по здоровью и возрасту. Люди, принятые на должность, обязаны открыть все сведения о себе. Отказ означает моментальное увольнение. Государство возложило на этих людей очень серьезные обязанности. В итоге от их честности зависит атмосфера в обществе. А от нее, в свою очередь, устойчивость государства. Потому проверку работники прокуратуры проходят серьезную.

Общее определение

В России прокуратура – это централизованная система органов. Она едина и замыкается на федеральный уровень. Она от имени государства осуществляет надзор за соблюдением положений Конституции и других законов. Главное в ее работе – защита прав граждан.

Прокуратура – это организация, которая основана для защиты законности в стране. Она охраняет свободы человека, интересы общества и государства. Основана ее работа на конституционных принципах, законе о прокуратуре, других правовых актах. Структура ее довольно сложна. В нее входят: Генеральная прокуратура, соответствующие органы субъектов РФ, специализированные подразделения, научные учреждения, организации образования, печати, территориальные отделения (городские, районные и так далее). Надо отметить, что специалистам этой сферы необходимо охватить надзором практически все общество. А оно, как известно, имеет довольно сложную структуру. Частью системы органов прокуратуры является следственный комитет. У него собственные задачи.

Центральный аппарат

Структура генеральной прокуратуры РФ состоит из главных и иных управлений и отделов. Помимо этого в качестве структурного подразделения в нее входит Главная военная прокуратура. Высшее должностное лицо во всей организации – Генеральный прокурор, которого, как и его заместителей и Главного военного прокурора, представляет Президент и назначает Совет Федерации. Генеральный прокурор может инициировать создание, реорганизацию или упразднение подвластных ему учреждений, определять их статус и рамки компетенции.

После него идут заместители, а потом старшие помощники. Последние могут иметь различные должности, например, быть начальниками управлений или советниками, и исполнять как обычные функции, так и особые поручения.

Помощники, не имеющие статуса старших, обычно занимают должности заместителей начальников управлений, возглавляют отделы или выполняют особые поручения первого заместителя Генерального прокурора.

Следственный комитет

Мы часто слышим о громких преступлениях, пойманных взяточниках, огромных хищениях из бюджета. Такими делами занимается следственный комитет (СК). Этот орган входит в структуру прокуратуры, но непосредственно ей не подчиняется. Расследования ведутся совместно.

На практике СК собирает и изучает материалы, делает заключения, которые передаются в прокуратуру для поддержания обвинения. Система довольно сложная, она может показаться запутанной. Но таковая наиболее удобна для нынешнего государства. Прокуратура РФ как бы разделена на две части, ведь СК выделен из общей структуры. Это позволяет предотвратить коррупционные явления в системе органов, расследующих дела в отношении людей, мягко говоря, состоятельных, обладающих серьезными связями.

СК, в свою очередь, состоит из целой системы подразделений. Она подобна той, из которой состоит прокуратура РФ. В нее входит главное управление (в Москве), отделения в субъектах Российской Федерации, районные и городские структуры. Каждое работает при соответствующей прокуратуре.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

1.  Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

2.  Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.

3.  Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.

4.  Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

5.  Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

6.  Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

Прокуратура субъекта

В структуре генеральной прокуратуры, помимо заместителей и помощников высшего должностного лица, есть должности прокуроров и старших прокуроров. Они могут работать в управлениях и отделах. Прокуратуры субъектов Российской Федерации также возглавляют прокуроры. Их назначение производится Президентом, но оно невозможно без согласования с представительными органами. Прокурор субъекта имеет в подчинении заместителей и помощников. Обычно они не работают в главных управлениях, но могут становиться начальниками отделов. Специализированные прокуроры (например, военные), назначаемые на должность и освобождаемые от нее Президентом, приравниваются к главам прокуратур субъектов.

Контроль исполнения

Чтобы все приказы и распоряжения прокурора на местах исполнялись должны образом, его заместители осуществляют организационно-контрольное управление. В частности, оно выражается в анализе статистики, планов, документов и прочих материалов, поступающих из нижестоящих организаций. В случае необходимости осуществляется выезд в проверяемое место. Сохранность всех документов, взятых на проверку, обеспечивается благодаря заведению на них контрольных карточек или дел.

Обычно организация находится под контролем около года, если не оговорены иные условия. По истечении этого срока прокурор принимает решение о прекращении надзора. За это начальники управлений ходатайствуют перед Генеральным прокурором.

Еще по теме 14.8.3 Коллегия Генеральной прокуратуры РФ, порядок ее образования, состав, компетенция:

  1. 14.14 Военная прокуратура, ее функции, задачи, компетенция. Система органов военной прокуратуры, особенности ее
    структуры. Порядок назначения военных прокуроров. Взаимоотношения военной прокуратуры с военным командованием
  2. 6.3 Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов их состав, порядок образования, полномочия
  3. 8.5 Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Их состав, порядок формирования, полномочия
  4. § 6. Судебная компетенция «гражданских» коллегий в 1718-1724 гг.
  5. 6.1 Верховные суды республик. Краевые, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономной области и автономных округов, их место в судебной системе. Состав, структура этих судов, порядок формирования, компетенция
  6. 9.5.2.1 Президиум, судебные коллегии федерального арбитражного суда округа. Порядок их формирования, компетенция. Судебные составы федерального арбитражного суда округа
  7. 5.1 Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его состав. Порядок образования. Его полномочия и роль в судебной системе
  8. 2.1. Состав коллегий децемвиров
  9. 11.1 Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации, его место в судебной системе Российской Федерации. Состав, порядок образования, полномочия этого суда. Юридическое значение принимаемых им решений
  10. 12.3.3.1 Порядок формирования и полномочия квалификационных коллегий судей
  11. 6.2 Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, его состав, порядок образования и судебные полномочия
  12. 14.9 Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, объявленные юридическими лицами
  13. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ
  14. Состав семьи и образование родителей
  15. 12.3 Судейское сообщество и его органы. Порядок их образования и полномочия
  16. 8.3 Пленум Верховного Суда РФ. Состав, полномочия, порядок формирования Пленума. Разъяснения Пленума по вопросам судебной практики, их значение
  17. 8.1 Верховный Суд Российской Федерации — судебный орган, возглавляющий системы гражданских и военных судов общей юрисдикции. Состав и структура Верховного Суда РФ. Порядок формирования
  18. Прокуратура района (города). Организация работы прокуратуры района (города)
  19. Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Компетенция Генерального прокурора

    1. координации деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов;
    2. образования, реорганизации и ликвидации органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции;
    3. назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации  (по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации);
    4. назначения на должность прокуроров городов и районов, прокуроров специализированных прокуратур;
    5. назначения на должность и освобождения от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей, а также руководителей филиалов научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей.

Иные ограничения, связанные со службой

Проще сказать, что можно прокурору, чем перечислить, что ему запрещено. Но мы попробуем назвать основное:

  • получать денежные средства как за услуги, так и за работу, кроме того содержания, что предоставляется государством;
  • занимать должность в непосредственном подчинении у близкого родственника;
  • становиться депутатом любого уровня;
  • лично или через других лиц заниматься предпринимательством;
  • быть в составе управленческого органа коммерческой организации;
  • получать вознаграждение за выступления и публикации, которые он обязан проводить по службе.

Прокурор может заняться преподаванием, творчеством или наукой. За это ему разрешено брать оплату. Но ее придется декларировать и объяснять, откуда доход. Все очень серьезно. За нарушение человек может лишиться должности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector