Индийские генералы: стоимость истребителя су-57 отвратительно высока!

История создания

ПАК ФА Т-50, или перспективный авиакомплекс фронтовой авиации, — прототип отечественного истребителя новейшего пятого поколения Су-57, разрабатываемый ОКБ Сухого. На 2020 год известно о нескольких тестовых образцах машины с двигателем первого этапа. Однако уже сейчас разработан более совершенный двигатель, который будет устанавливаться на серийные самолеты через 5–7 лет.

Работа по созданию истребителя пятого поколения началась в 2001 году, когда Росавиакосмос и Министерство обороны разработали совместную программу по разработке новейших самолетов. Опытно-конструкторская работа была возложена на ГУП «АПВК Сухой». Планировалось, что серийное производство и масштабная поставка самолета в войска России развернутся в полной мере уже к 2020 году, однако, по неизвестным причинам произошли значительные задержки в разработке машины, из-за чего, в том числе, Индия вышла из программы финансирования и закупки машин данного проекта.

Проекции ПАК ФА Т-50-1. Рисунок.

Многие зарубежные эксперты расценили этот шаг как потенциальный провал программы по разработке истребителя новейшего поколения. Однако судьба Су-57 на сегодняшний день обещает быть весьма перспективной. По словам В. В. Путина, который весьма высоко оценил перспективы нового истребителя, серийные самолеты отечественного производства обойдутся армии как минимум вдвое дешевле зарубежных, в связи с чем было принято решение продолжать разработку.

Учитывая новизну разработки, имя главного конструктора, как и многие технические характеристики машины, на сегодняшний день неизвестны.

В феврале 2020 года в Сирию было доставлено 4 самолета Су-57, чтобы протестировать возможности машины в боевых условиях. В небе над провинцией Латакия планировалось изучить систему вооружения, бортовое оборудование, а также степень обнаружения самолетами противника.

«Большое количество средств поражения»

Су-57 — российский многофункциональный боевой самолёт, предназначенный для поражения воздушных, наземных и морских целей. Машина способна преодолевать комплексы ПВО противника, осуществлять мониторинг воздушного пространства на больших удалениях от места базирования и разрушать системы управления вражеской авиацией.

Разработчиком Су-57 является компания Sukhoi. Первый полёт машина совершила 29 января 2010 года. До августа 2017-го самолёт именовался ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и обозначался заводским шифром Т-50.

  • Су-57 в сборочном цеху
  • РИА Новости

По информации разработчика, помимо сверхманёвренности, достоинствами Су-57 являются длительный сверхзвуковой крейсерский режим полёта, короткие взлёт и посадка, малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, всенаправленное и многоканальное применение оружия, высокая помехозащищённость аппаратуры, а также качественно новый уровень защиты пассивными и активными средствами, в том числе и в составе группы.  

Малая заметность Су-57 достигается благодаря особой геометрии планера, использованию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применению специальных радиопоглощающих композитных материалов и камуфляжной окраске, которая может быть защитной (сливаться с фоном) и деформирующей (искажать зрительное восприятие формы самолёта).

Как утверждают специалисты Sukhoi, в результате всех этих мер истребитель получил возможность осуществления скрытых манёвров на театре военных действий (ТВД).

Важным достоинством Су-57 разработчик называет «принципиально новый комплекс глубоко интегрированной авионики с открытой (модульной. — RT) архитектурой». 

Бортовое радиоэлектронное оборудование отличает высокий уровень автоматизации управления и интеллектуальная поддержка экипажа «с возможностью расширения и модернизации».

Также по теме


Космическая «Лиана»: как Россия формирует систему радиоэлектронной разведки

Российские предприятия завершают разработку нового разведывательного спутника «Пион-НКС». Об этом сообщил министр обороны Сергей…

Реализация открытой архитектуры значительно снижает нагрузку на лётчика и позволяет ему концентрироваться на выполнении поставленных задач. Также авионика Су-57 «позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно».

Ударное вооружение истребителя пятого поколения преимущественно размещено во внутрифюзеляжных отсеках, что значительно повышает радиолокационную малозаметность. 

Благодаря данной мере сигнал вражеской радиолокационной станции значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. В результате противник не получает информацию о пространственном положении и скорости самолёта.

В арсенал Су-57 входит широкая номенклатура управляемых и неуправляемых средств поражения. Максимальная боевая нагрузка самолёта составляет 10 т. По информации Минобороны, поставщиком средств поражения для истребителя выступает АО «Корпорация « Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Как сообщают военные, внутри фюзеляжа истребителя пятого поколения можно разместить авиационные ракеты класса «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и ракеты класса «воздух — поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59). На внешних точках подвески истребителя устанавливаются корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг.

В феврале в интервью РИА Новости глава КТРВ Борис Обносов рассказал, что ракеты, размещённые в отсеках Су-57, имеют складывающиеся крылья и рули. По его словам, «это дело новое, до этого внутри фюзеляжа размещались только мощные стратегические образцы».

В перспективе арсенал Су-57 пополнится новыми средствами поражения. Об этом в декабре 2019 года заявил РИА Новости генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.

  • Истребитель Су-57 поднимается в небо

«Напомню, что самолёт (Су-57) сможет применять большое количество новых средств поражения, часть из которых уже созданы, а некоторые ещё разрабатываются. Под новые функции, новые задачи испытания будут продолжаться», — сказал Слюсарь.

В конце февраля агентство ТАСС со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) сообщило, что для Су-57 разработана малогабаритная гиперзвуковая ракета класса «воздух — поверхность» для внутрифюзеляжного размещения.

Характеристики Су-57

О характеристиках Су-57 можно судить весьма условно, т. к. нет данных о моделях с обновленными двигателями второго этапа. Известно, что самолет имеет длину 19,4 м и размах крыла 14 м. Кроме того, увеличен угол стреловидности по сравнению с предшественниками: 48°.

Масса пустого самолета оценивается в 18,5 т, максимальная взлетная масса — 35,5 т. С 63% топлива (обычная загрузка) самолет способен пролететь 2700 км на крейсерской скорости и 1200 км на сверхзвуковой бесфорсажной. Максимальная скорость Су-57 на высоте достигает 2,45 Маха, максимальная бесфорсажная — 2 Маха. Потолок высоты составляет 20 км.

Высокая тяговооружённость и раннее обнаружение целей

Другое требование к самолётам пятого поколения – выход на сверхзвуковую скорость без использования форсажного режима. Оно призвано,:

  • во-первых, экономить топливо,
  • а во-вторых – повышать характеристики малозаметности самолёта в ИК-диапазоне.

Многоцелевой российский истребитель Т 50 оснащается парой турбореактивных двухконтурных двигателей с управляемым вектором тяги. Следует отметить, что вышел на испытания истребитель, имеющий двигатель «первого этапа» или «изделие 117».

Это усовершенствованный двигатель АЛ-41Ф1, устанавливаемый на серийные машины СУ-35 в 2014 и 2018 годов. Новый двигатель «второго этапа» уже достаточно скоро позволит ПАК ФА ещё более усилить возможности, которые предоставляет его вооружение для завоевания превосходства:

  • максимальная скорость самолёта на высоте – 2600 км/ч,
  • скорость же, которую ПАК ФА может развить без форсажа, составляет 2,1 М.

Важнейшая конструктивная составляющая любого боевого самолёта – новый локатор, позволяющий обнаруживать врага как можно раньше. На Т-50 устанавливается локатор с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). В каждой из тысячи или даже двух тысяч ячеек такой антенны имеется миниатюрный передатчик и приёмник сигнала. АФАР способен сопровождать десятки целей, обнаруживая их на большом расстоянии. Максимальная дистанция — до 400 км.

Кроме того, для нового Т-50 подготовлена не просто радиолокационная станция, а многофункциональная радиоэлектронная система, которая не только обнаруживает наземные и воздушные цели, но и решает задачи навигации, госопознавания, радиоэлектронной разведки и противодействия.

В системе управления вооружением имеется и оптико-электронная станция, имеющая форму шара и располагающаяся перед фонарём кабины. Она находит цели по тепловому излучению, а расстояние определяет при помощи лазерного дальномера. Работать в ближнем бою она может совместно с нашлемной системой целеуказания.

Почему некоторые люди покупают самолеты

Личный самолет так же как и автомобиль дает свободу передвижения, которую не может обеспечить ни один перевозчик. Раньше появились компании, которые предлагали аэропланы в аренду. Стоимость перелета на арендованном аппарате выше цены самого дорого. Что касается личного самолета, то в стоимость перелета нужно добавить техобслуживание. Получается, личный летательный аппарат покупают не в целях экономии или возможности быстрого передвижения в любое время.

Владельцы личного аэроплана называют несколько причин, побудивших их на такое расточительство:

  • престиж, статусность. Самолет — предмет гордости и показатель личных достижений.
  • любовь к авиации, страсть к аэропланам. Это увлечение жизни, на которое не жалко средств.

Полёты на сверхзвуке

В эксклюзивном интервью RT российские военные лётчики назвали Су-57 единственным в мире самолётом пятого поколения, способным применять ракетное вооружение на любой скорости и высоте. Этого качества лишён, в частности, американский истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II, который считается основным зарубежным конкурентом отечественной машины.

Как отметил лётчик, в режиме форсажа (характеризуется высоким расходом топлива) Су-57 способен разгоняться до 2,45 Маха, при бесфорсажном полёте — до 2 Махов, то есть в два раза больше скорости звука. При этом F-35 имеет массу ограничений при полётах на сверхзвуке.

Также по теме


Технические неполадки: в США рассказали о проблемах в работе одной из систем истребителя F-35

В Счётной палате США заявили о серьёзных проблемах в системе ALIS, которая помогает проводить диагностику и обеспечивать…

В частности, как сообщало американское издание Defense News, при полёте на сверхзвуковых скоростях на экстремально больших высотах у версий B и С истребителя F-35 могут разрушиться хвостовые антенны, киль, а также повредиться радиопоглощающее покрытие.

«Американцы не смогли пока достичь того, чтобы их самолёт (F-35. — RT) смог разогнаться на более чем 1,4 числа Маха и спокойно летать на таких скоростях, то есть в полном объёме выполнять номинально возложенные на него боевые задачи

В этом крайне важном компоненте Су-57, безусловно, превосходит F-35», — констатировал Руссанов

Как говорит лётчик, скоростной лимит американского самолёта не вписывается в доминирующую в наши дни концепцию воздушного боя. Она подразумевает оперативное обнаружение противника на дальних подступах, атаку с максимально допустимой дистанции и последующий уход из зоны поражения. Скоростные качества выступают одним из ключевых факторов успеха в таком бою. Они позволяют самолёту быстрее выходить на рубеж обнаружения цели и пуска ракеты, а также совершать оборонительные манёвры. Подобные задачи Су-57 способен выполнять эффективнее F-35. 

По словам Руссанова, боевое соприкосновение двух современных самолётов на ближней дистанции и в зоне видимости исключать нельзя, но такой вариант развития событий маловероятен с учётом нынешнего уровня развития ракетного вооружения, авионики и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). 

Ещё одно достоинство Су-57 в сравнении с американскими аналогами заключается в более высокой боевой нагрузке. Российский самолёт может поднять в воздух 10 тонн боеприпасов, F-35 — чуть более 8 тонн.

Кроме того, применение оружия на отечественной машине происходит практически незаметно для средств обнаружения противника. Такой эффект достигается с помощью особых геометрических конструкций и композитных материалов, из которых изготовлена пусковая установка. Она используется для применения ракет малой дальности. Пуск ракет средней и большой дальности, по словам Руссанова, происходит посредством специальной катапульты.

«Колоссальным преимуществом Су-57 является угол обзора бортовой радиолокационной станции. Он позволяет более безопасно применять ракеты с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН)», — сказал Руссанов.

Как пояснил собеседник RT, во всех самолётах пилот должен направлять ракету с радиолокационной ГСН на цель с помощью луча радара. Но в таком случае он теряет возможность совершать какие-либо манёвры.

Лётчик Су-57 также должен вести ракету, однако уникальная радиолокационная станция позволяет ему отклоняться от линии пуска на десятки градусов. Такой возможности F-35, по словам Руссанова, лишён и потому вынужден оставаться в зоне гипотетического поражения до завершения полёта ракеты.

Экспериментальный истребитель Су-47 Беркут

Су-47 самый красивый истребитель в мире, однако он так и не пошел в серию. История его разработки началась в конце 80-ых, когда в ЦАГИ было рекомендовано опробовать самолет с обратной стреловидностью крыла. Реализацию проекта поручили КБ Сухого. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, в сентябре 1997 года он впервые поднялся в воздух. Именно на его базе и должен был создаваться самолет пятого поколения, малозаметный и сверхманевренный.

Конструкция обратной стреловидности крыла давала самолету огромные преимущества, например для взлета ему нужно было всего 90м полосы, т.е. он спокойно может взлететь с футбольного поля. Так же самолет обладал очень высокой маневренностью для тяжелого истребителя. Благодаря использованию композитов, серьезно уменьшался вес и увеличивался боевой радиус машины.

Читайте Минитрактора российского производства

Однако именно его уникальная конструкция и подвела Су-47. Для его создания использовалось большое количество композиционных материалов, что уменьшало его живучесть в бою и устойчивость при перегрузках по сравнению с традиционными материалами. Беркут превратился в своего рода красивую и дорогую игрушку, но при этом мало превосходящим по своим ТТХ другие самолеты сухого. Скорее всего реализация подобного проекта в будущем будет осуществлена, однако на текущий момент он просто опередил свое время.

Основные технические характеристики

Длина — 22 600

Размах крыла — 16 700

Тип двигателя — Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой

Тяга в обычном режиме / на форсаже — 12400х2 / 17500х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса — 26500 / 38900

Максимальная боевая нагрузка: 8000

Максимальная скорость у земли / на высоте — 1400 / 2500 км/ч

Практическая дальность / с 2 ПТБ — 4000 / 5500 км

Практический потолок — 20000 м

F-35 недоделанный за много лет в деле

Тема про недостатки F-35 стала уже настолько известной, что нет даже надобности повторять многочисленные анализы военных экспертов. Достаточно сказать, что F-35 на сегодня совершенно официально имеет более 250 замечаний, которые будут выдвинуты комиссией Конгресса США по поводу серийного борта, то есть — того, который в данное время летает.

Американский самолет F-35

Изначально он замысливался как совершенно универсальный «солдат», как машина, которая способна выполнять истребительную работу и параллельно — ударную — при помощи своего ракетного и другого вооружения поражать объекты на поверхности. И так далее.

Дальние планы

25 декабря Су-57 в расцветке ВКС и с бортовым номером 01 синего цвета заметили в Новосибирске. Самолет сделал там промежуточную посадку на пути из Комсомольска-на-Амуре в европейскую часть России. Это первый серийный образец из установочной партии новейших истребителей, впервые поднявшийся в воздух в октябре этого года.

По словам источников «Известий» в 929-м ГЛИЦ, на первом серийном истребителе продолжатся испытания. Также летчики и инструкторы будут разрабатывать программу боевой подготовки для будущих пилотов этих машин.

На итоговой коллегии Минобороны 21 декабря глава военного ведомства Сергей Шойгу заявил о планах до конца 2020 года получить 22 Су-57. По его словам, к 2028-му их количество в ВКС доведут до 76 единиц.

Трудный взлет_1

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Контракт на производство большой партии подписали по личному распоряжению Владимира Путина в ходе форума «Армия-2018». До того планировалось, что к 2027 году Воздушно-космические силы получат только 16 новейших истребителей. Увеличение заказа позволило договориться с промышленностью о снижении стоимости каждой машины на 20%.

Имеющиеся заказы позволят укомплектовать новыми Су-57 три авиационных полка. В перспективе возможны дополнительные контракты на новейшие истребители. Сейчас в программе летных испытаний задействовано десять предсерийных образцов Су-57.

С 2021 года темпы поставок серийных машин будут постепенно расти. По на полную производственную мощность должны выйти после 2024-го. В год будут строить до 16 единиц.

Трудный взлет_5

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Разработка самолета, постройка опытных образцов, проведение войсковых испытаний — всё это занимает много времени, рассказал «Известиям» бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко. В то же время на протяжении последнего десятилетия появилось много более современных технологий, которые инженеры применяли к своей разработке.

— Разработчики решали задачу по созданию самолета нового поколения, аналогов которого у России раньше не было, — пояснил генерал. — Он здорово отличается от других. Там много задач решает компьютер. Инженерам пришлось с нуля создавать и планер, и электронное оборудование, и все системы. По ходу создания машины импортные комплектующие были заменены. К примеру, композитные материалы, благодаря которым самолет невидим, раньше закупали, а теперь их производят в России. Поменяли прицельные комплексы, теперь они могут выбирать наиболее опасные цели быстрее летчика.

Смена поколений

Основные требования, предъявляемые к истребителям пятого поколения – это применение стелс-технологий, крейсерский сверхзвуковой полет и более совершенная по сравнению с предыдущими поколениями авионика, обеспечивающая высокую автоматизацию и интеллектуализацию комплекса. Частично этим требованиям соответствовали самолеты четвертого поколения, поэтому были введены дополнительные градации, такие как поколения 4+ и 4++. Например, предшественник Су-57 истребитель Су-35 может развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа и обладает продвинутой авионикой.

Таким образом, основы для создания пятого поколения были заложены еще советскими конструкторами при создании предыдущих моделей истребителей. На рубеже 1980-1990-х гг. были закреплены технические требования к перспективному самолету фронтовой авиации, и два КБ – Микояна и Сухого − приступили к работе. В 1994 году был готов проект МиГ 1.44, который пришлось закрыть из-за недостатка финансирования. КБ Сухого предложило истребитель Су-47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности. Он также не стал основной для пятого поколения, но на опытной модели Су-47 были отработаны многие использованные позже технологии.

 Сборка первого серийного Су-57. Видео: телеканал «Звезда»

В 2002 году работы по перспективному авиакомплексу фронтовой авиации (ПАК ФА) были возобновлены. Исполнителем программы был выбран комплекс Сухого. Первый проект и макет будущего самолета были готовы в 2004 году. Первый летный экземпляр Т-50-1 (название опытного образца Су-57) поднялся в воздух в 2010 году. Сборка самолета проходила в Комсомольске-на-Амуре. На опытном истребителе были установлены двигатели АЛ-41Ф1. Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги стал результатом 14-летней работы Уфимского моторостроительного производственного объединения (входит в ОДК). В августе 2017-го стало известно официальное название самолета – Су-57.
 

Частный самолет

Личный самолет – это часть имиджа. Самые популярные частные самолеты, с вместительностью от 10 до 20 человек, скоростью примерно 800-900 км/час, будут стоить примерно 25 миллионов долларов.

Цена нового самолета

Оптимальным вариантом и, в свою очередь, наиболее распространенным, является личная «стальная птица», которая способна разместить 10-12 человек. Экипаж идеально подойдет для удобного размещения небольшой компании, делегации, семьи. Стоимость нового самолета – минимум 8 миллионов долларов.

Самые большие самолеты в мире: пассажирские, грузовые и военные.

Цена аренды

Возможен вариант и с арендой самолета. Цена колеблется в зависимости от избранной модели, ее размеров, тех. характеристик, километража путешествия. «Одолжить» самолет можно начиная от 5 до 20 тысяч долларов за человека.

В наше время можно найти и совсем дешевые модели личного аэроплана, цена которого составит всего несколько миллионов долларов. Преимущественно, такие аппараты – бывшего употребления.

«Качественно новый продукт»

Су-57 оснащён авиационной пушкой 9-А1-4071К калибра 30-мм разработки тульского Конструкторского бюро приборостроения. Это модификация пушки ГШ-30-1, которой были оборудованы истребители Миг-29 и Су-27.

Также в арсенал истребителя входит широкая номенклатура управляемых и неуправляемых средств поражения — авиационные ракеты класса «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и ракеты класса «воздух — поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59).

  • Группа истребителей Су-57
  • РИА Новости

В то же время на внешних точках подвески можно установить корректируемые авиационные бомбы массой 250, 500 и 1500 кг. Кроме средств поражения, на них также могут быть подвешены внешние топливные баки ПТБ-2000, ПТБ-3400. Максимальная боевая нагрузка Су-57 составляет 10 т.

Размах крыла самолёта составляет 14 м, длина фюзеляжа — 19,7 м при высоте 4,8 м. Максимальная взлётная масса составляет 37 т. Истребитель способен развивать скорость до 2,6 тыс. км/ч, а практическая дальность действия самолёта на дозвуковой скорости составляет 5,5 тыс. км.

Как отметил в комментарии RT заслуженный лётчик Владимир Попов, Су-57 поступил именно в авиаполк Южного военного округа, потому что эта природно-географическая часть России сейчас наиболее подходит для выполнения полётов с точки зрения климатических условий.

Также по теме


«Советские истребители» в Зоне 51: почему ВВС США засекретили авиакатастрофу в штате Невада

ВВС США отказываются предать огласке подробности авиакатастрофы, в результате которой погиб лётчик-испытатель и специалист по…

«К тому же из этого полка изъяли самолёты Су-27 для очередного ремонта, и по графику их было нужно чем-то заменить. Чтобы не ждать Су-35, Су-30СМ, было принято такое решение. Су-57 поступил в Центр боевого применения и переучивания лётного состава для подготовки командиров и лётчиков будущих строевых полков. Будет вырабатываться методика, идти подготовка лётчиков, которые должны будут освоить отдельные фигуры высшего пилотажа, в том числе приёмы атаки как наземных, так и воздушных целей», — рассказал Попов.

По его словам, Су-57 значительно отличается от истребителей поколения 4+ и 4++.

«У этого истребителя высокие манёвренные и боевые характеристики, также он малозаметен, что достигается благодаря системе РЭП и использованию неметаллизированных деталей

Важно отметить, что все элементы истребителя по отдельности обкатаны на самолётах предыдущих поколений, но теперь комплексно объединены на одной технической платформе, что позволило получить качественно новый продукт», — отметил он

По словам военного эксперта полковника в отставке Виктора Литовкина, Су-57 — уникальный самолёт, оснащённый мощными двигателями и всеракурсным оперением, что позволяет ему совершать сложнейшие фигуры высшего пилотажа, которые предназначены для ухода от ракет противника.

По его словам, Су-57 обладает высоким потенциалом и можно ожидать, что в скором времени эти машины появятся в Западном и Восточном военных округах, поступят в войска всех частей ВКС.

Самолет для будущего

До недавнего времени полноценными серийными образцами истребителей пятого поколения могли похвастаться только ВВС США. Соединенные Штаты серийно поставляют в войска две модели: F-22 с 2005 года и F-35А/В с 2015 года. Китайский самолет J-20 хоть и принят официально на вооружение в 2017 году, но все еще находится в статусе предсерийного образца.

Появление Су-57 вызвало предсказуемую критику и обвинения в несоответствии истребителя критериям пятого поколения со стороны специалистов НАТО и США. В ее основе – нежелание конкурентов делиться мировыми рынками сбыта вооружения. Мнения западных экспертов строятся на различиях в требованиях, предъявляемых к новому поколению самолетов. Американские истребители, насыщенные современной электроникой и сделанные с упором на технологию stealth, получились очень дорогими

Су-57 при практически полном соответствии западному пониманию пятого поколения вышел гораздо более маневренным и, что немаловажно, не таким дорогостоящим, как американские аналоги.


Фото: оргкомитет авиасалона МАКС

В 2018 году истребитель Су-57 получил опыт ведения реальных боевых действий в Сирии и подтвердил заявленные высокие характеристики. Однако военные не спешат массово закупать новый истребитель, так как предыдущая модель Су-35 отвечает большинству актуальных требований и считается одним из лучших боевых самолетов в мире. Тем не менее в мае 2019 года Владимир Путин дал указания к 2028 году перевести три авиационных полка на новые самолеты, и уже в июне было подписано соглашение между компанией «Сухой» и Минобороны на поставку 76 истребителей пятого поколения. Производство Су-57 запущено на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.

На международном авиасалоне МАКС-2019 участники форума и гости впервые смогли увидеть новейший истребитель вблизи. На статической экспозиции была представлена экспортная вариация Су-57Э, поставками которой заинтересовались президент Турции, представители Китая и Индии.    


Экспортный Су-57Э на МАКС-2109. Фото: Александр Уткин

Реализация такого глобального проекта, как ПАК ФА, смогла состояться только в тесном сотрудничестве всего оборонно-промышленного комплекса. Холдинги Ростеха и предприятия ОАК проделали гигантскую работу, которая обеспечила задел для развития российской авиапромышленности на долгие годы. Кроме таких очевидных результатов, как наращивание военной мощи страны и рост экспортных возможностей, новейшие наработки и технологии, полученные в процессе создания истребителя пятого поколения, безусловно, обогатят и сферу гражданского авиастроительства.

И каков же ответ?

Американское издание The Drive решило списать все на ошибку. Самолет 5-го поколения за 34,5 млн. долл. невозможен, потому что этого не может быть никогда. Ведь это же «меньше, чем предполагаемая цена Су-30МКК, который Россия продала Китаю почти два десятилетия назад»! А это значит, что источники заблуждаются, что-то напутали или были не так поняты. И на самом деле 170 млрд. руб. – это цена не за всю партию из 76 самолетов, а только за первые 16, ну а остальные ВКС придется оплачивать дополнительно.

Высказав такую гипотезу, The Drive занялась подсчетами – если 170 млрд. руб. стоят только 16 самолетов, то один Су-57 будет стоить 10,6 млрд. руб., или более чем 164 млн. долл. Уфф! Это, по мнению американских аналитиков, вполне достоверная величина – русский самолет оказался почти вдвое дороже F-35. Никакого повода для паники нет!

Что ж, давайте попробуем оценить, насколько реалистична цена в 170 млрд. руб. для партии из 76 единиц Су-57.

Су-57: 10 лет полетов, одна потеря и отсутствие ракет

Ровно десять лет назад состоялся первый полет российского многоцелевого истребителя пятого поколения Су-57, который в то время назывался ПАК ФА и Т-50. Произошло это в Комсомольске-на-Амуре — на аэродроме авиационного завода им. Гагарина (КнАААЗ). Самолет, созданный в ОКБ Сухого, пилотировал заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан.

Полет, в котором принимал участие первый летный опытный образец Т-50−1, продолжался 47 минут.

В связи с юбилейной датой пресс-служба выпустила торжественный пресс-релиз, в котором описываются достоинства самолета. В его финальной части говорится о том, что комплекс технических решений, реализованный в этом самолете, позволил достичь качественно нового уровня летно-технических характеристик. Это позволило существенно повысить боевую эффективность истребителя при решении широкого комплекса возложенных на него задач в любое время суток даже в условиях самых неблагоприятных метеоусловий. В результате истребитель приобрел такое качество, которое обеспечивает его превосходство над всеми самолетами данного класса.

Первому российскому истребителю пятого поколения непросто было доказать свое превосходство. Собственно, многочисленные критики Су-57 и сейчас требуют доказательств даже не превосходства над всеми истребителями мира, а всего лишь наличия действительно высоких боевых качеств.

F-35, Су-57 и другие

На самом деле в этой сфере — очень жесткая конкуренция. Естественно, главный конкурент российского истребителя пятого поколения — действительно F-35. Этот тяжелый ударный истребитель летает уже более 10 лет, и соответствует, казалось бы, всем критериям истребителя пятого поколения по системе бортовой радиоэлектроники, обеспечению борта, оружию и другим параметрам.

Есть уже другие истребители нового поколения. Сейчас даже китайцы утверждают, что их истребитель — никак не хуже. И уж совсем удивительно — даже турки заявили о возможности создания у себя истребителей пятого поколения, хотя они еще близко не подходили к технологиям создания истребителей как таковых.

«Дальность и боевая производительность»

Разработка Су-57 стартовала в начале 2000-х годов. Минобороны поставило перед ОКБ Сухого задачу создать многоцелевой боевой самолёт нового поколения. Проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА) и заводской шифр Т-50. В августе 2017 года командование ВКС присвоило машине обозначение Су-57.

Первый полёт этот уникальный самолёт совершил 29 января 2010 года, поднявшись в воздух с аэродрома в Комсомольске-на–Амуре. В общей сложности было изготовлено 11 опытных образцов для проведения испытаний планера, бортового радиоэлектронного оборудования, двигателей и вооружения. В 2018 году несколько истребителей были переброшены в Сирию, где состоялось их боевое крещение. 

  • Истребитель на аэродроме Хмеймим в Сирии
  • РИА Новости

Как утверждает ОКБ Сухого, Су-57 является единственным в мире самолётом, который полностью соответствует всем требованиям пятого поколения. Речь идёт о низком уровне радиолокационной заметности (за счёт замены металлов и сплавов на композитные материалы), высокой автоматизации процессов управления, способности получать целеуказание и данные от беспилотников, спутников и наземных станций.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев пояснил, что в России и в Соединённых Штатах по-разному определяют требования к самолётам пятого поколения. Однако большая часть тактико-технических и эксплуатационных характеристик машин совпадает: малая заметность, «плоская» геометрия корпуса, отсутствие вооружения на узлах подвески, возможность полёта на сверхзвуке в бесфорсажном режиме, который исключает перерасход топлива.

Генерал-майор, заслуженный лётчик РФ Владимир Попов заявил RT, что Су-57 в целом сопоставим с американскими аналогами (F-35 и F-22 Raptor), но по некоторым характеристикам превосходит их. По словам Попова, необходимо учитывать, что ПАК ФА создавался несколько позже. Это позволило должным образом проанализировать ошибки, допущенные заокеанскими конструкторами.

«Наши конструкторы однозначно улучшили такие показатели, как дальность и боевая производительность. А по манёвренности в воздушном бою, особенно в ближнем, Су-57 просто нет равных, так как машина сохраняет устойчивый полёт на больших углах атаки. Кроме того, Су-57 обошёл F-35 и F-22 по соотношению цены и качества. Это грубый подсчёт, но по эффективности отечественный истребитель превосходит американские образцы примерно на 15—20%», — рассказал Попов.

Также по теме


«На технологиях гиперзвука и лазерной энергии»: какое новейшее оружие получит российская армия в ближайшие годы

Армия и флот России в скором времени получат военные системы, не имеющие аналогов в мире. Об этом сообщил министр обороны РФ Сергей…

В Минобороны убеждены, что Су-57 оставил позади «раскрученные западные аналоги». В интервью «Красной звезде» начальник Главного управления вооружения ВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Гуляев сообщил, что секрет успеха российского истребителя заключается в новейшем внутрифюзеляжном вооружении.

Серийные Су-57 будут обеспечены 14 новыми боеприпасами. Из открытых данных известно, что в арсенал самолёта войдут перспективная противокорабельная ракета с возможностью полёта на гиперзвуковой скорости, управляемая авиабомба КАБ-250, семейство модульных ракет малой дальности серии Х-38М, крылатая ракета Х-59МК2 и противорадиолокационная ракета Х-58УШК.

Огромное значение для боевой эффективности имеет радиолокационная станция Н036 «Белка» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) разработки АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» (г. Жуковский). Большая часть характеристик этого изделия засекречена. В СМИ можно встретить информацию о том, что станция способна мониторить воздушное пространство на дальности около 400 км, сопровождать 60—62 объекта и наводить вооружение на 20 целей (16 воздушных и 4 наземных).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector