Су-76м

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Самоходную установку СУ-76М отличали
угловатые формы корпуса и рубки с большим
количеством лючков, ящиков, кронштейнов.
Бронекорпус имел гладкие сварные швы, накладные
детали крепились к нему мелкими болтами и
заклепками. Боевое отделение сверху было
открыто, в походном положении закрывалось
брезентом серого цвета, концы которого
закреплялись на боковых стенках рубки, в
передней части — продетым через крючки шнуром, в
задней части — ременными пряжками. В боевом
положении брезент хранился свернутым;
размещался на левом борту рубки, притянутый к
броне двумя ремешками.

Вся машина окрашивалась в цвет хаки,
Выделялись своей черной окраской фара (с
диаметром рефлектора 170мм) и рупорный сигнал,
установленные впереди на левом борту корпуса
(над крылом), резиновые бандажи опорных катков и
ленивца (0 515 мм, ширина бандажа — 130 мм). Торцы всех
катков имели в центре красные пробки; смазочных
отверстий. На левой стороне кормы на уровне крыла
устанавливался задний красный фонарь, под ним —
запасной опорный каток. С противоположной
стороны, около днища, —- квадратный выход воздуха
из радиатора, закрытый мелкой сеткой.

На правом борту рубки — антенна общей
высотой до 4 м. Рядом на ящиках — два параллельно
стоящих стандартных автомобильных глушителя,
соединенных с мотоотсеком длинными выхлопными
трубами, обмотанными асбестом.

На левом крыле сзади — два ящика для
инструмента со скошенными крышками На них сверху
располагалась двуручная пила. Другой шанцевый
инструмент — топор, лом, саперная лопата,
домкрат, кувалда, а также заводная рукоятка —
крепился ремнями к крыше отделения управления.

На переднем лобовом листе корпуса
размещался буксирный трос черного цвета.

Смотровые щели боевой рубки слева и
справа от пушки и на бортах закрывались
поворотными крышками.

На корпусе было несколько люков с
болтовым креплением: над заливными пробками
бензобаков (на крыше отделения управления слева),
под стопором крепления пушки по-походному, на
верхнем лобовом листе справа — для доступа к
главной передаче (на восьми болтах).

Крышка люка механика-водителя была
литой и заметно выпуклой. В верхней части ее
имелся смотровой прибор.

На бортах рубки (обычно белой краской)
указывался номер установки и условные
обозначения.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
СУ-76М

Боевая масса 10 500 кг
Вооружение 76-мм дивизионная пушка
Боекомплект 60 снарядов
Броня лоб корпуса 20-35 мм,
борт 15 мм
Мощность двигателя 140 л. с
Максимальная скорость 45 км/ч
Запас хода по шоссе 270 км
Экипаж 4 человека

История создания СУ-76и

В 1942 году Красная армия испытывала ряд проблем с СУ-76. В основном эти установки выходили из строя из-за резонансных колебаний, и на ремонт требовались долгие месяцы, а САУ были очень нужны на фронте.

В связи с этими проблемами наркомат вооружений решил, что можно попробовать использовать трофейные немецкие танки, большую часть которых составляли Pz.Kpfw.III. В 1942 на танки попробовали установить 122-мм орудие, но оно оказалось слишком тяжелым для ходовой части. Спустя год был отдан приказ – наладить на этом же шасси производство 76-мм САУ.  Будущая машина получила обозначение СУ-76(T-III).

Опытный образец новой САУ требовалось построить к первому марта, но Pz.Kpfw.III нуждались в очень серьезной переделке, и на заводе никак не укладывались в сроки. В итоге прототип был завершен к 6 марта, с опозданием на неделю. Заводские испытания начались в тот же день, и, несмотря на ужасные погодные условия, СУ-76(T-III) показала себя с очень хорошей стороны. Единственным существенным недостатком машины стала низкая скорострельность, что делало невозможным использование СУ-76(T-III) при прямом столкновении с противником.

20 марта самоходка была принята на вооружение под индексом СУ С-1, а сборка и отгрузка СУ-76 была прекращена до устранения дефекта. Поступление СУ-76и в действующую армию началось в мае 1943 года. В августе этого же года выпустили 20 командирских СУ-76и, имевших на борту более мощную радиостанцию.

К концу 1943 года на нескольких заводах наладили производство СУ-76, которое обходилось дешевле и не требовало запчастей трофейных танков. В связи с этим производство СУ-76и было прекращено.

ОСА-76 (ОСУ-76)

Самоходная
установка ОСА-76.
(М.Свирин)

И все-таки эта САУ не спасала положения, в котором оказалась
Красная Армия. Сложившуюся проблему попытались разрешить с использованием
шасси танка Т-60/Т-70, выпускавшегося крупной серией
в 1941-1943 годах. Осенью 1941 года Горьковский автозавод в инициативном
порядке начал разработку легкой САУ под индексом СУ-71, но в серию эта машина
так и не попала. К июлю 1943 года была сделана в металле и испытана еще
одна машина: ОСА-76.

Этот проект возник благодаря новой концепции ГАУ о переводе
всей полевой артиллерии на самоходные шасси. Отсюда возникло и название
— «ОСА» — что означает «Общевойсковая Самоходная Артиллерия». «ОСА» не
принадлежит семейству СУ-76, а скорее представляет собой самостоятельный
класс артсистемы, предназначенной для использования в составе общевойсковых
соединений. Проект предполагал создание нескольких СУ:

— ОСА-76 — 76-мм САУ частичного бронирования;
— ОСА-57 — 57-мм противотанковая САУ частичного бронирования;
— ОСА-23 — 23-мм ЗСУ частичного бронирования;
— ОСА-12 — 12,7-мм ЗСУ частичного бронирования.

САУ ОСА-76 вооружалась 76,2-мм дивизионной пушкой ЗИС-3,
обладала малой массой (менее 3 500 кг). Двигатель — ГАЗ-ММ. Ходовая часть
от танка Т-60/Т-70. Экипаж — 3 человека. Бронезащита
аналогична орудию ЗИС-3 и представляла собой 6мм противопульную броню. САУ
успешно прошла испытания и была рекомендована к производству, однако его
так и не развернули.

Более удачной была попытка румынских специалистов, установивших
на шасси трофейных советских Т-60 трофейные же 76,2-мм
орудия Ф-22 (до поступления на вооружение Румынской армии немецких Pz-IVG
только они могли эффективно бороться с советскими средними и тяжелыми
танками).

Химический состав

Стандарт C S P Mn Si Fe Al
ГОСТ 24182-80 0.71-0.82 ≤0.045 ≤0.035 0.75-1.05 0.18-0.4 Остаток
ГОСТ Р 51685-2000 0.71-0.82 ≤0.04 ≤0.035 0.75-1.05 0.25-0.45 Остаток ≤0.025
ГОСТ Р 51045-97 0.71-0.84 ≤0.045 ≤0.035 0.75-1.25 0.18-0.55 Остаток

Fe — основа. По ГОСТ 24182-80 в рельсах, изготовленных из Керченских руд, допускается содержание фосфора не более 0,040 %, серы не более 0,050 %, мышьяка не более 0,15 %. Рельсы II группы должны быть изготовлены из спокойной мартеновской стали, раскисленной алюминием или марганец-алюминиевым сплавом. По ГОСТ Р 51685-2000 допускается массовая доля остаточных элементов — хрома, никеля и меди не более 0,15 % каждого, при суммарной массовой доле этих элементов не более 0,40 %. Массовая доля серы и фосфора указана для стали М76. В стали марки К76 фосфора ≤ 0,030 %, серы ≤ 0,035 %. В стали марки Э76 фосфора ≤ 0,025 %, серы ≤ 0,030 %. Для рельсов типа Р65К массовая доля углерода должна быть 0,83-0,87 %. При этом цифры в марке стали заменяют на 85. По ТУ 14-2-751-87 приведен химический состав для стали марки М76. В обозначении марки буква «М» указывает способ выплавки стали (мартеновский), а цифры — среднее содержание углерода в сотых долях процента.

СУ-76 в наше время

  1. Музей вооружения Соединённых Штатов, полигон Абердин, США
  2. Национальный музей Морской Пехоты, Триэнгл, США
  3. Завод №40 «Метровагонмаш», Мытищи, РФ
  4. Форт Черняков, Варшава, Польша Fort Czerniaków, Warsaw, Poland
  5. Музей Войска Польского, Варшава, Вольша
  6. Офицерская школа Польши, Познань, Польша
  7. Музей НИИБТ, г.Кубинка, РФ
  8. Музей героической обороны и освобождения Севастополя, Севастополь, Украина
  9. Музей военной техники на территории кремля, Нижний Новгород, РФ
  10. Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург, РФ

Видео СУ-76

Военное дело: СУ-76

https://youtube.com/watch?v=6wdWkR5QMfA

СУ-76, восттановленная в Польше:

СУ-76П

Сборка
СУ-76П. (М.Свирин)

По мере насыщения армии танками новых типов высвобождающиеся Т-26
могли бы быть переделаны в САУ, но массовые потери этих машин в
начальный период войны и невозможность замены оставшихся в войсках
по причине массовой эвакуации танковых заводов на Урал и в Сибирь
поставили крест на такой возможности. Правда в 1941-42 годах в блокированном
Ленинграде малой серией производилась САУ СУ-76П, представлявшая
собой 76-мм полковую пушку, установленную на шасси Т-26 за простым
щитовым прикрытием и имевшую круговой сектор обстрела. Эта мера
вынужденной, так как осажденный город мог обходиться лишь оставшейся
внутри кольца техникой. 

Осенью 1941, года из-за недостатка 45мм осколочно-фугасных боеприпасов
Ленинградского фронта, легкие танки РККА, вооруженные 45мм пушками
(Т-26, БТ), оказались безоружны и бесполезны против вражеской пехоты
и полевых укреплений. Поэтому Военный Совет Ленфронта подал заявку
в НКТП о возможности перевооружения танков БТ
и Т-26 пушкой 76,2мм орудием КТ. И уже в октябре того же года на
заводе №174 была изготовлена и испытана легкая САУ на базе танка
Т-26. Испытания прошли удовлетворительно и по их результатам Военный
Совет Ленфронта обязал завод №174 наладить выпуск этих САУ. Новое
орудие получило обозначение СУ-76 (начиная с 1943 года эта САУ была
переименована в СУ-76П «полковая», чтобы не возникало путаницы с
новой серийной машиной под тем же индексом). 

акта списания оборудования — uristhome ru

Сначала заполняется шапка указывается название организации в полной форме, с новой строки структурное подразделение. Мрот составит 11 163 рубля, что на 1 674 рубля больше, чем сейчас. В ней ссылаются на основания, которые дают право принять решение о невозможности применений ценности в дальнейшем.

Для правильного списания требуется экспертное заключение о состоянии оборудования, в котором содержится оценка, подтверждающая невозможность дальнейшего использования. Если вам потребовалось составить акт осмотра оборудования, а вы не знаете, с какой стороны к этому подступиться, прочитайте наши рекомендации и посмотрите образец документа. Обычно она состоит из сотрудников организации, которые работают в разных подразделениях как правило, это начальники среднего звена главные инженеры, технологи, заместители директора и пр. Акт на списание газорезательного оборудования (или другого) подписывают члены комиссии и утверждает руководящее лицо организации.

Если в организации нет технической службы, которая может компетентно подтвердить невозможность восстановления оборудования, следует обращаться к посторонним спецам. ) обозначенного оборудования обнаружены последующие неисправности акт о невыходе работника в денек начала работы (эталон наполнения).эталон документа и приложенный пустой бланк.последующая статья эталонакта на списание гсм.Типовая форма и пример акта на утлибозацию.Порядок списания вещественных ценностей и акт списания как.

Отрывок, характеризующий ОСУ-76

– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах. – Какое понятие вы имеете о франк масонстве? – Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité ; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю… – Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии? – Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер. – Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания. – Да, да, – подтвердил Пьер. Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить: – Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство

Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его

Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты. – Противоборствовать злу, царствующему в мире… – повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. Ему представлялись такие же люди, каким он был сам две недели тому назад, и он мысленно обращал к ним поучительно наставническую речь. Он представлял себе порочных и несчастных людей, которым он помогал словом и делом; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы. Из трех поименованных ритором целей, эта последняя – исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру. Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе.

А можно я кину в них грязью?

В 45-мфаусты» пробивали 200 миллиметров брони. Это значило, что на узких улочках немецких городов мог сгореть любой танк — от лёгких Т-70 ивалентайнов» до тяжёлых ИС-2. И тут неожиданно выяснилось, что и для городского бояжу-жи» годятся не хуже танка.

Даже высадив десант, СУ-76 вовсе не оставались беззащитными. Открытая рубка давала хороший обзор, а для нежданных гостей у экипажей часто имелись не только личные ППШ, но и трофейныемашингеверы». Разжиться ими было не сложно: в документах регулярно встречаются описания того, какнемцы сдавались толпами».

Лёгкие самоходки, как правило, становились опорой для штурмовых групп, действовавших по принципупехота прикрывает и зачищает, техника разрушает». Конечно, 76-мм снаряд уступал калибрам ИСов или тяжёлых САУ, но при точном попадании хватало и его. В небольших городках или посёлках, где немцы оборонялись особенно упорно,жу-жи» расчищали путь пехотеразрушая буквально каждый дом и сарай, уничтожая там живую силу и огневые точки противника».

Кроме того, СУ-76 в городских боях(например, в ходе боев за Гдыню) действовали попарно, прикрывая друг друга.

SU-76G FT в игре

Исследование и прокачка

ПТ-САУ SU-76G FT исследуется на Type 2597 Chi-Ha за 3 100 .

Ходовая
SU-76G FT model 4

 1030 4280

Орудие
76 mm ZiS-3

 2850 38500

Орудие
85 mm 56-85TG FT

 5200 62800

Двигатель
12150L3G

 1550 17200

Радиостанция
A-220

 7000 38000

Итог:
Кредиты: 160780
Опыт: 17630
Комментарии к прокачке
Достоинства:
  • хорошее орудие;
  • хорошая динамика.
Недостатки:
  • слабое бронирование;
  • низкая скорость назад.

ББ23

БПспец15

ОФ4

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения — ремкомплект, аптечка и огнетушитель.

История изменений

Основная статья: История изменений SU-76G FT

История изменений

Обновление 0.9.20

Введена на основной сервер в качестве китайской ПТ-САУ IV уровня.

Обновление 1.9
  • Боезапас орудия 57 mm ZiS-2 изменён с 80 до 140 снарядов.
  • Боезапас орудия 76 mm ZiS-3 изменён с 60 до 105 снарядов.
  • Боезапас орудия 85 mm 56-85TG изменён с 42 до 65 снарядов.
  • Стоимость ремонта уменьшена на 35%.
  • Доходность уменьшена на 14%.
  • Прочность изменена с 280 до 430 единиц.

Оценка САУ

Березкин Лев Эльевич, пехотинец:

«…Самые страшные потери были у пехоты, танкистов и у самоходчиков, особенно у тех, кто воевал на СУ-76. Это были поголовно смертники. У пехотинца хоть был шанс получить ранение и остаться в живых, у самоходчиков таких шансов не было по определению…»

Стринадко Вячеслав Трифонович, пехотинец:

«…Так мы прошли три первых линии немецкой обороны, и если где-то пехота натыкалась на сопротивление, то моментально залегала, командиры вызывали огневую поддержку, подходили СУ-76, которые мы называли «Прощай Родина» или «Военторг», и самоходки добивали немцев своим огнем…»

Никонов Иван Сергеевич, танкист:

«…Мы их (СУ-76) «тигрята» называли, а другие звали: «Братская могила» или «Прощай Родина» — броня тонкая, крупнокалиберный пулемет пробивал, два спаренных бензиновых мотора…»

Рогачев Александр Васильевич, командир батареи 45 мм противотанковых пушек:

«…Мы же видели во время Курской биты, чего она стоит, эта Су-76. Пушка ЗИС-3 малоэффективная, броня тонкая, сверху она даже не прикрыта от минометного огня. Горели они… Их так и называли — Горьковские свечи. Сорокапятка на земле, чуть-что можно спрятаться, а из самоходки не выберешься….»

Боевое применение

Бой
в предместьях Бранденбурга. Весна 1945.

Суммарный выпуск всех модификаций СУ-76 по июнь
1945 года составил 14292 машины – примерно 60% от объема выпуска
всех САУ за годы войны. Производство велось заводами №38 (г.Киров),
№40 (г.Мытищи) и ГАЗ им.Молотова (г.Горький). 

Модернизированная машина поступила в войска вовремя,
но была встречена личным составом неоднозначно — отношение варьировалось
от «суки» до «коломбины». Первое отрицательное впечатление сформировалось
из-за того, что поначалу самоходки попытались использовать как танки.
Так первые СУ-76 были направлены в самоходно-артиллерийские полки
(сап) смешанного состава. Летом 1943 года было принято штатное расписание
легкого сап, по которому в нем имелась 21 машина. Лишь со временем
пришло понимание того, что главной задачей СУ-76 является сопровождение
пехоты и тесное взаимодействие с ней; задачи борьбы с танками перешли
к более мощным артсистемам, созданным на базе Т-34
и ИС-2. Поэтому в конце 1944 году стали формироваться
самоходно-артиллерийские дивизионы по 16 машин, входившие в штатный
состав стрелковых дивизий. 

Конечно, СУ-76 имела в числе 60-ти снарядов боекомплекта
и бронебойные, но ее главным достоинством были компактность, высокая
маневренность, способность действовать на лесисто-болотистой местности
и слабых грунтах (удельное давление на грунт — 0,545 кг/см2)
в боевых порядках пехоты, расстреливая прямой наводкой ДОТы и укрепленные
здания. 

Кстати, применение СУ-76 на конечном этапе войны
при штурме городов выявило еще один недостаток – удобное для работы
полуоткрытое боевое отделение при попадании обычной ручной осколочной
гранаты
превращалось в братскую могилу для всего экипажа. 

СУ-76
"Смелый". Забайкальский фронт. Август 1945.

С другой же стороны, машина имела громадное преимущество
перед любым другим нашим танком или САУ, т.к. именно открытое боевое
отделение предотвращало гибель экипажа и машины в случае попадания
кумулятивного снаряда, включая немецкие «фаустпатроны», «панцерфаусты»
и «парцерштреки». 

Первая партия СУ-76 (25 штук) была изготовлена к
1 января 1943 года и направлена в учебный центр самоходной артиллерии.
В конце января два первых самоходно-артиллерийских полка смешанной
организации (1433-й и 1434-й сап) отправили на Волховский фронт
для участия в прорыве блокады Ленинграда. В марте 1943 года были
сформированы еще 2 полка — 1485-й и 1487-й, которые воевали где-то
на западном фронте. 

По штату 1943 года в легком самоходно-артиллерийском
полку имелась 21 САУ СУ-76М. В конце 1944 и начале 1945 года для
стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских
дивизионов СУ-76М (по 16 машин). В первой половине 1944 года началось
формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК (60 СУ-76М
и 5 Т-70). 

К концу войны в Красной Армии насчитывалось 119
легких самоходно-артиллерийских. полков и 7 самоходно-артиллерийских
бригад. Польской армии передали 130 штук СУ-76М. На базе СУ-76М
создана ЗСУ-37, вооруженная 37-мм автоматической зенитной пушкой.
Производилась она на заводе №40 в Мытищах. В войне участия принять
не успела. В 1945-1946 годах было изготовлено 75 штук. 

С окончанием Второй Мировой войны служба СУ-76М
не закончилась. В Советской Армии они эксплуатировались до начала
50-х годов, 130 машин, переданных в период войны Войску Польскому,
так же были списаны к середине 50-х, несколько десятков доставшихся
КНДР приняли довольно активное участие в Корейской войне, но в большинстве
своем ее не пережили. 

Рассказ о СУ-76 был бы не полным, если не упомянуть
о дальнейших попытках ее модернизировать. В декабре 1943 года испытали
артсамоход СУ-74Б с противотанковой пушкой ЗИС-2, а в 1944 на испытания
вышла САУ ГАЗ-75 с 85-мм пушкой Д-5-С85А. При одинаковой с СУ-85
артсистеме, она была вдвое легче, а толщина лобовой брони была вдвое
больше (45мм у СУ-85 и 90мм у ГАЗ-75). Все эти машины в не пошли
в серию по разным причинам, но главной из них было нежелание ломать
налаженный технологический процесс из-за внесения мелких изменений
(как в случае с двигателями) или вообще полностью перестраивать
его при переходе на производство новых машин. 

СУ-12 (СУ-76)

ГАЗ-71
во дворе завода.
(М.Свирин)

Тем временем Государственный Комитет Обороны по
ходатайству ГАУ РККА поручил 19 октября 1942 года (приказ № 2429сс)
конструкторам ГАЗа и Коломенского завода №38 разработать и запустить
в серию легкую САУ с 76-мм дивизионной пушкой ЗИС-3. За основу взяли
шасси и силовую установку танка Т-70, увеличив длину корпуса и добавив
один каток. 

В ноябре 1942 года оба завода представили на испытания
первые образцы новой САУ, вооруженные 76мм дивизионной пушкой ЗИС-3Ш
(«Ш» — штурмовая). Машина горьковчан имела индекс ГАЗ-71, а машина
завода №38 — СУ-12. 9 декабря 1942 г. приемочная комиссия составила
акт, согласно которому образец ГАЗ-71 был назван не отвечающим требованиям
технического задания и не обладающим надлежащей надежностью. Машина
же СУ-12 была рекомендована для принятия на вооружение под названием
«штурмовая самоходная пушка поддержки пехотных и танковых подразделений
СУ-76». Официально серийное производство началось с 1 января 1943
года. 

Самоходное
орудие СУ-12.
(М.Свирин)

Проектировщики силовой установки применили не последовательное
расположение двух двигателей ГАЗ-202, а параллельное, с работой
на общий выходной вал. Полностью закрытый корпус был сварен из катаных
бронелистов толщиной 10-35 мм; отделение управления располагалось
в передней части машины (посередине между двигателями), а рубка
с орудием ЗИС-3Ш – в корме. 

Экипаж из трех человек имел дополнительный пулемет
ДТ и личное оружие. К концу января 1943 года два первых самоходно-артиллерийских
полка отправились на Волховский фронт. 

История производства Су-15

Серийное изготовление Су-15 началось с 1966 г. на Новосибирском авиазаводе им. Чкалова. В следующем году машины стали поступать в строевые части ПВО. Су-15 сразу же заслужил доверие пилотов своими высокими летными данными. Бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение самолета позволяли эффективно выполнять задачи противовоздушной обороны.

На самолетах первых серий проявились и некоторые недостатки конструкции, связанные с применением треугольного крыла: посадочная скорость была слишком большой, а поэтому опасной. Машина могла выйти за пределы полосы, порой не помогал даже тормозной парашют.

Избавиться от этих проблем удалось на следующих модификациях Су-15, которые имели крыло переменной стреловидности. Су-15 мог перехватывать цели в обширном диапазоне скоростей и высот. Обычно он работал совместно с наземным комплексом наведения «Воздух-1М». Нарушителя засекали на большом расстоянии с помощью стационарного радара, после этого на перехват поднимались истребители, их наводили на цель по командам с земли.

На определенной дистанции в работу включался бортовой радиолокатор перехватчика. Пилот проводил поиск цели, обнаружив которую, отправлял запрос по системе распознавания «свой-чужой». Этой системой были оборудованы все самолеты СССР: военные и гражданские. Когда радиолокатор истребителя фиксировал цель, от нее должен был последовать ответ: «Свой! Атаковать нельзя!» Если ответа не было, пилот принимал решение о ракетной атаке.

Изначально Су-15 задумывался и строился как истребитель для решения больших задач. Потенциально объектами перехвата, кроме высотных разведчиков, могли быть крылатые ракеты 1-го поколения и стратегические самолеты-бомбардировщики. В условиях холодной войны приходилось взлетать на перехват различных целей. Нередко нарушителями были частные самолеты, которые заходили в воздушное пространство СССР в результате навигационных ошибок.

Су-15 был самым результативным истребителем-перехватчиком авиации ПВО. На его боевом счету участие в двух широко известных инцидентах. В обоих случаях это были пассажирские самолеты.

20.04.1978 в Карелии был перехвачен и принужден к посадке южнокорейский «Боинг-707».

1.09.1983 Су-015 сбил над Сахалином еще один южнокорейский «Боинг-747».

Су-15 послужил базовой моделью для производства некоторых тестовых самолетов. Одним из них стал истребитель с укороченным взлетом и посадкой. Он был оснащен тремя дополнительными подъемными двигателями.

Первый полет на этой машине В. Ильюшин выполнил в 1966 году. Позднее она была продемонстрирована во время воздушного парада в Домодедово летом 1967 года. Су-15 стал самым массовым советским истребителем-перехватчиком. Он стоял на вооружении 29 авиационных полков, которые дислоцировались во всех регионах СССР. Всего было построено 1400 таких самолетов в нескольких модификациях. Су-15 служили в частях противовоздушной обороны страны более 30 лет. Последние экземпляры были сняты с боевого дежурства в 1996 году.

Истребитель КБ О. П. Сухого Су-15 стоял на вооружении Советских ВВС длительное время: 1970-1980-е гг. Он выпускался серийно в нескольких модификациях начиная с 1971 г.

Силовая установка: два двигателя Р-13Ф-2-300 конструкции С. К. Ту- манского, тяга по 74 кН. Основной вид вооружения — ракеты класса «воздух—воздух».

ГАЗ-15А (СУ-85А), ГАЗ-15Б (СУ-85Б)


ГАЗ-15А (СУ-85А)

После отказа от принципиально новой самоходки ГАЗ-75, газовцы занялись усовершенствованием СУ-76М путем установки на нее 85-мм пушки Д-5-С. Опытный образец, постройки 1944 года, получил обозначение ГАЗ-15А (конструктор В.С.Соловьев).

Новая пушка потребовала модернизации ходовой части. Шасси усилили путем установки дополнительных рессор к торсионам передних и задних катков, а вместо поддерживающих катков установлены склизы.

В ходе дальнейшего совершенствования машины, в апреле 1945 года был построен второй опытный образец ГАЗ-15Б. Он получил новую 85-мм пушку ЛБ-2 и форсированный до 160 л.с. двигатель ГАЗ-203Ф.

САУ в серию не пошла, к моменту завершения испытаний война уже закончилась.

Модификации

  • СУ-12 (СУ-76) — вариант завода Коломенского завода №38. Проходила испытания в ноябре 1942 г. Проектировщики силовой установки применили не последовательное расположение двух двигателей ГАЗ-202, а параллельное, с работой на общий выходной вал. Полностью закрытый корпус был сварен из катаных бронелистов толщиной 10–35 мм; отделение управления располагалось в передней части машины (посередине между двигателями), а рубка с орудием ЗИС-3Ш – в корме. 9 декабря 1942 г. приемочная комиссия составила акт, согласно которому машина СУ-12 была рекомендована для принятия на вооружение под названием «штурмовая самоходная пушка поддержки пехотных и танковых подразделений СУ-76». Первая партия СУ-76 (25 штук) была изготовлена к 1 января 1943 года. Официально серийное производство началось с 1 января 1943 года. До 21-го марта 1943 года было выпущено 350 САУ этой модификации.
  • СУ-12М (СУ-76М) — Были доработаны силовой агрегат и трансмиссия, в производстве использовался задел старых корпусов от СУ-76. Крыша боевого отделеная удалена для улучшения обзора и удобства работы экипажа. Введение в трансмиссию дополнительных пружинных муфт между двигателями и КПП и фрикционной проскальзывающей муфты на общем валу, а также применение подмоторных амортизаторов снизили аварийность, но все же не исключили ее. В мае 1943 года началось производство СУ-76М. Именно эти машины участвовали в боях на Курской Дуге.
  • ГАЗ-74А — вариант завода ГАЗ с 76,2 мм пушкой С-1 и двигателями ЗИС-16Ф или ЗИС-80, или американский дизель «Giberson» (110 лс). По ряду причин этот проект доведен до конца так и не был.
  • СУ-15 — вариант завода №38. Орудие 76,2 мм С-15, двигатель ГАЗ-203. СУ-15 имела ходовую часть и корпус от СУ-12, на САУ была установлена спаренная двигательная установка ГАЗ-203, правда с небольшими изменениями в воздухоочистительной системе. Боевое отделение было немного увеличено. Проект отклонён из-за перетяжеления конструкции, приводящей к поломкам шасси.
  • СУ-16 — вариант завода №38. Орудие 76,2 мм С-15, двигатель ГАЗ-203. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть была заимствована от танка Т-70, САУ имела открытое сверху боевое отделение. По результатам испытаний проект отклонён из-за неудобного боевого отделения и неудачного расположения экипажа.
  • СУ-38 — вариант завода №38. Орудие 76,2 мм С-15, двигатель ГАЗ-203. Шасси и силовая установка аналогично СУ-16, вдобавок САУ была защищена 45-мм броней и имела закрытое боевое отделение, смещенное вперед (для лучшего распределения нагрузки). Проект отклонён из-за перетяжеления конструкции, приводящей к поломкам шасси.
  • СУ-15М (СУ-76) — Модернизированный вариант СУ-15 завода ГАЗ. Отличалась от предшественницы отсутствием части задней стенки и крыши боевого отделения, последовательной установкой двигателей ГАЗ-202 с общей системой охлаждения и трансмиссией. Масса уменьшилась с 11,2 т до 10,5 т. По результатам Государственных испытаний, проходивших в августе 1943 года, САУ была принята на вооружение под обозначением СУ-76. Серийное производство СУ-76 началось в октябре 1943 г. и продолжалось до июня 1945 г. включительно.

«У меня много разных талантов…»

Приданные пехотным частям полки лёгкихколомбин» работали не только в ролияндекс-такси» и артиллерии(помните? —по заявкам наших радиослушателей передаём пять фугасов пулемётчику Гансу в красный дом на холме!»). Они ещё выполняли роль противотанкового резерва.

Например, 16 марта очередная контратака немцев на 641 стрелковый полк была усилена четырьмяпантерами». К сожалению для немцев, наш полк накануне был усилен двумя батареямиколомбин». ОднуПантеру», зайдя во фланг, зажгла СУ-76 младшего лейтенанта Морозова. На другом танке сосредоточила огонь 4-я батарея, и когдаПантеру» развернуло на перебитой гусенице, СУ-76 лейтенанта Соловьёва подожгла её. Бой не шёлв одни ворота» — ответными выстреламипантер» были сожжены двесушки», погибло трое самоходчиков. Но немецкая контратака была отбита. А размен двухпантер» на легкие самоходки вряд ли можно признать особо выгодным для противника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector