Конец истории немецкого «танка поддержки». испытания в великобритании среднего танка pz.kpfw.iv ausf.h
Содержание:
- Общая информация
- Машины на базе Pz. IV
- Переходная модель
- Последняя упрощенная модель
- Танк PzKpfw IV. История создания.
- Боевое применение средних танков Pz Kpfw III
- Историческая справка
- Оборудование
- Обучение экипажа
- Средний танк Pz Kpfw III Ausf H (Sd Kfz 141)
- Ссылки
- Историческая справка
- Со множеством мелких улучшений
Общая информация
Panzer IV Ausf. F1в гараже.
Pz.Kpfw. IV Ausf. F1(или же Panzer IV F1) Представляет собой средний немецкий танк ранга II с рейтингом битвы 2.3. Он был введен в ходе закрытого бета теста для Сухопутных войск до обновления 1.41.
Общие стиль игры
Любой ветеран Ausf. C и E должны чувствовать себя как дома в этом автомобиле. Использование таким же, игроки должны быть только осторожны некоторыми возможными новыми противники, исходя из более высоких ярусов. В общем, это все еще отличный короткий диапазон corner-cleaner.
Пистолет очень мощный, с большой скоростью стрельбы, но она страдает от низкого проникновения. HEAT снаряды могут быть использованы для решения этой проблемы, но они намного меньше повреждений post-penetration. Pz.IV F1, часто способен уничтожить вражеское транспортное средство с одной оболочкой AP. Он имеет достаточное количество брони, а также, однако из-за отсутствия фактического наклона может казаться значительно более хрупкой, чем некоторые советские транспортные средства при столкновении AP снарядов.
Против большинства угроз, часто разумнее закрыть в с врагом транспортного средства, чтобы сделать таргетинг возможно наиболее слабые участки, увеличивая вероятность успешного проникновения. При осуществлении транспортных средств с близкого расстояния, то, например, хорошая идея, чтобы рассчитывать на более медленной скорости револьверной из советских машин, что позволяет игроку круг вокруг них с легкостью и доставить разрушительные выстрелы. Имейте в виде, что в то время как этот танк может легко уничтожить любое транспортное средство на своих собственных БРАХ, против высших эшелонов врагов сравнительно низкого уровня проникновения пушки и очень медленная скорость оболочки путешествия может стать проблемой. Избегая прямых столкновений, и используя фланговые маневры целесообразно.
Характеристики транспортного средства
Появившись в 1941 году, примерно в то же время, как PzKpfw III, Ausf. J, эта модель увидела существенные изменения. Основная толщина брони была увеличена с 30 мм до 50 мм на всех передних поверхностей (корпуса, надстройки, башенных) и 30мм на sides.The дополнительного болтовых броне была понижена. Надстройка фронт был изменен обратно на одной прямой пластины и корпус автомата был изменен от карданного крепления к шару монтажа, Kugelblende 50.
В игре, по сравнению с предыдущей модификациейPz.IV E, F1, предлагает улучшенную броню, в основном, на башне, которая используется, чтобы быть «weakspot» от варианта E.
Боковая & корпус броня сзади не была улучшена до 30 мм, и весь верхний передний корпус теперь одна пластины из 50мм стали — в то время как некоторые места на самом деле слабее, больше нет какого-либо «holes» в броне легко проницаемой любое ружье.
Counter-tactics
Pz.IV F1 может быть грозным противником, особенно его пистолет очень опасен, но страдает от низкого уровня проникновения и скорости оболочки. С другой стороны, она имеет большую скорость стрельбы, так что он может продолжать бросать снаряды в быстром темпе, и, возможно, ударил слабую область, которая может быстро закончиться игроком. Его HEAT боезапас также весьма опасно, особенно, если он попадает в боезапас стойку или топливный бак, так никогда действительно не слишком полагаться на броневой превосходство.
В то время как его броня пристойно, он полностью разряжен на всех местах, и это shouldn’t быть слишком трудно пробить, боковые и задние особенно слабы. При столкновении транспортного средства непосредственно, всегда снимать свою башню первым, предпочтительно справа от его пушки, где наводчик находится — отключив его наступательные возможности. Атакующий этот автомобиль издалека также хорошая идея, так как это часто возникают проблемы ударяя на большом расстоянии из-за низкой скорости пушки.
Плюсы и минусы
Pros:
- Быстрая скорость перезарядки на короткую 75 мм (при использовании Большого HEAT раундов).
- Достойное сочетание защиты и мобильности.
- Хорошая скорость хода.
- Отличная пушка депрессия.
Cons:
- Плохая AP проникновения в диапазоне.
- Слабая сторона брони.
- Огромный и слабый командир купол.
- Frail двигатель и боезапас стойку.
- Узкие дорожки -> низкая производительность в soft/sandy местности (наиболее заметная в реальных режимах).
- F1 немного тяжелее и медленнее, чем предыдущий Pz.IV танки.
Машины на базе Pz. IV
На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:
- StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
- Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
- Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen» – зенитная САУ;
- Jagdpanzer IV – средняя САУ, истребитель танков;
- Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
- Sturmpanzer IV (Brummbär) – средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
- Hummel – самоходная гаубица;
- Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind – зенитные самоходные установки.
Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.
StuG IV
Переходная модель
Танк немецкий Т-4 G являлся улучшенным вариантом F2 с изменениями, касавшимися экономии металла путем использования прогрессивной лобовой брони, утолщенной у основания. Лобный гласис был усилен новой 30-мм пластиной, что в сумме увеличивало толщину до 80 мм. Этого оказалось достаточно для успешного противостояния советскому 76-мм орудию и 76,2-мм противотанковой пушке. Вначале решили привести к этому стандарту только половину производства, но в январе 1943 года Адольф Гитлер лично отдал приказ о полном переходе. Однако вес машины вырос до 23,6 тонны, выявив ограниченные возможности шасси и трансмиссии.
Немецкий танк Т-4 внутри претерпел значительные изменения. Башенные смотровые щели были устранены, вентиляция двигателя и зажигание при низких температурах улучшены, установлены дополнительные держатели для запасных колес и скобы для гусеничных звеньев на гласисе. Они служили и в качестве временной защиты. Были обновлены фары, проведено укрепление и видоизменение бронекупола.
В более поздних версиях весной 1943 г. появилась боковая броня на корпусе и на башне, а также дымовые гранатометы. Но самое главное, появилась новая, более мощная пушка KwK 40L/48. После выпуска 1275 стандартных и 412 улучшенных танков производство сместилось в сторону модели Ausf.H.
Последняя упрощенная модель
Последний танк, немецкий Т-4 J, собирался на Nibelungwerke в Санкт-Валентине, Австрия, так как Vomag и Krupp теперь выполняли другие задачи, и был подвергнут упрощениям, ориентированным на более массовое производство и редко находившим поддержку у экипажей. Например, был удален электропривод башни, наводка выполнялась вручную, что позволило увеличить на 200 л объем топливного бака, увеличив рабочий диапазон до 300 км. Другие модификации включали удаление башенного смотрового окна, бойниц и зенитного станка в пользу крепления дымового гранатомета. «Циммерит» больше не применялся, как и противокумулятивные «юбки» Schürzen, замененные на более дешевые сетчатые панели. Корпус радиатора двигателя тоже был упрощен. Привод лишился одного обратного ролика. Появились два глушителя с пламегасителями, а также крепление для 2-тонного крана. Кроме того, использовалась трансмиссия SSG 77 от Panzer III, хотя она явно была перегружена. Несмотря на эти жертвы, из-за постоянных бомбардировок Союзников поставки оказались под угрозой срыва, и в общей сложности до конца марта 1945 года было построено только 2970 танков из 5000 запланированных.
Танк PzKpfw IV. История создания.
В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войну в стиле боев 1914-1917 гг. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагали, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считали бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ущерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами – противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знал каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании также не прояснил ситуацию.
Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, не мог воспрепятствовать германским специалистам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые “панцерваффе” уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.
В серийном производстве под вывеской “сельскохозяйственных тракторов” были два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II. Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что “двойка” оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами.
Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм “Рейнметалл-Борзинг”, “Крупп “и “MAN” работали над тремя конкурирующими проектами машины командира батальона (“батальонфюрерсвагнен” сокращенно BW). Лучшим был признан проект VK 2001/K, представленный фирмой “Крупп”, формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.
Боевое применение средних танков Pz Kpfw III
К началу вторжения в СССР в вермахте и
войсках СС насчитывалось около 1550 танков Pz Kpfw III. В войсках, предназначенных для
нападения на СССР, насчитывалось 960 танков Pz Kpfw III Ausf E, F, G, H, J.
Подбитый танк Pz Kpfw III Ausf J в Украине
в 1942 г.
В течение всего 1942 г.
Pz Kpfw III составляли большинство немецких танков. Перед началом летнего наступления
в конце июня 1942 г. на Восточном фронте имелось около 500 танков
Pz Kpfw III Ausf G, H, J с 50-мм пушкой L/42 и 600 танков
Pz Kpfw III Ausf L и Ausf J с длинноствольной пушкой
L/60. Танки Pz Kpfw III J с 50-мм длинноствольной пушкой
L/60 поступили на вооружение 3-й, 16-й, 29-й, 60-й моторизованных дивизий и 5-й моторизованной
дивизии СС «Викинг».
Перед началом наступления под Курском в
составе групп армий «Центр» и «Юг» был 141 танк Pz Kpfw III Ausf G, H, J
с 50-мм пушкой L/42 и 432 Pz Kpfw III Ausf J, L, M с пушкой
L/60. В то же время в составе танковой дивизии «Герман Геринг» и
15-й танковой дивизии в Сицилии имелось 49 танков
Pz Kpfw III с пушкой L/60. К началу наступления на Курской дуге
в обеих группах армий насчитывалось 155 Pz Kpfw III Ausf N с 75-мм пушкой.
Большинство танков
Pz Kpfw III выбыли из строя к 1944 г. или были переоборудованы в специальные боевые машины.
К началу ноября 1944 г. на фронтах их насчитывалось 217 единиц. В марте 1945 г. в войсках оставалось 538
Pz Kpfw III Ausf J, L, M, N.
С 1 сентября 1939 г. по 10 апреля 1945 г.
безвозвратные потери танков Pz Kpfw III составили 4706 машин.
В 1942-1944 гг. 20 танков
Pz Kpfw III M были поставлены в Венгрию, 11 танков Pz Kpfw III Ausf N
получила Румыния, по нескольку танков – Словакия и Хорватии.
Историческая справка
В январе 1934 года, Управление вооружений военного ведомства германии, провело конкурс проектов нового среднего танка. В конкурсе приняли участие “Крупп”, “МАН”, “Даймлер-Бенц” и “Рейнметалл”. Конкурс выиграл проект фирмы “Крупп”, под обозначением VK 2001(K). Новый танк задумывался немецким командованием как танк поддержки атакующих сил, его основной задачей было подавление огневых точек противника, в основном таких как пулемётные гнёзда и расчеты противотанковых орудий, а также борьба с легкобронированной бронетехникой противника. По своей конструкции и компоновке танк был выполнен в классическом немецком стиле – с расположением отделения управления и трансмиссии в передней части, боевого отделения в середине и моторного отделения в задней части корпуса. Вооружался танк короткоствольным 75-мм орудием. Изначально, соблюдая конспирацию от запретов Версальского договора, новая машина обозначалась как Bataillonsführerwagen или B.W., что в переводе означало “машина командира батальона”, позже танк получил своё окончательное обозначение – Pz.Kpfw. IV (Panzerkampfwagen IV) или Sd.Kfz. 161, в советских и отечественных источниках Т-4 или T-IV.
Первая модификация танка Pz.Kpfw. IV Ausf. A
Первые предсерийные образцы Pz.Kpfw. IV, получившие обозначение Ausf.A, они были выпущены в конце 1936 – начале 1937 года. На момент начала боевых действий Германией, 1 сентября 1939 года, в танковом парке Вермахта насчитывалось всего 211 танков Pz.Kpfw. IV всех модификаций. Хотя в Польской кампании эти машины и не встретили достойных соперников, но и мелкокалиберная противотанковая артиллерия польских войск нанесла серьёзные потери немецким танкам. По этой причине, в срочном порядке, были приняты меры по усилению бронезащиты танков. Французская кампания, где немецкие танковые войска столкнулись с французской и британской бронетехникой только подтвердила то, что Pz.Kpfw. IV всё еще не обладал достаточным бронированием, кроме того, еще и показала то, что короткоствольные 75-мм орудия бессильны против тяжелых британских танков “Матильда”. Но окончательный крест на производстве Pz.Kpfw. IV с короткоствольными пушками поставила кампания против СССР, начавшаяся 22 июня 1941 года. Уже в июле того же года, столкнувшись с тяжелыми танками КВ-1 и средними Т-34, немцы осознали что короткие орудия ничего не могут сделать новым советским танкам даже выстрелом в упор.
Pz.Kpfw. IV Ausf. F1 с короткоствольным орудием
По этой причине, в конце осени 1941 года началась спешная разработка нового, длинноствольного 75-мм танкового орудия, которое могло бы успешно противостоять советским Т-34 и КВ-1. Ранее была выдвинута идея об установке 50-мм орудия с длиной ствола в 42 калибра, но опыт войны на Восточном фронте показал что советские 76-мм орудия превосходят немецкие 50-мм по всем показателям. Для установки нового орудия была взята модификация Pz.Kpfw. IV Ausf. F, которая выпускалась с апреля 1941 года и явилась результатом анализа хода боевых действий в Польше и Франции. В отличие от всех предыдущих модификаций, на Ausf. F толщина брони лба башни и корпуса увеличилась до 50 мм, бортов до 30 мм, лобовой лист корпуса стал прямым, одностворчатые дверцы лючков по бортам башни заменили на двустворчатые. Из-за возросшей массы танка и удельного давления на грунт, машина получила новые гусеницы шириной 400 мм, вместо 360 мм, как на всех предыдущих модификациях.
С установкой на танк 75-мм длинноствольного орудия KwK 40 с длиной ствола в 43 калибра, к обозначению танка Pz.Kpfw. IV Ausf. F, в конце, добавились цифры 1 и 2, где цифра 1 – обозначала что машина была с короткоствольным орудием, а 2 – с длинноствольным. Боевая масса танка достигла 23.6 тонны. Производство Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 началось в марте 1942 года и закончилось в июле того же года, уступив путь другим, более совершенным модификациям. За этот период было выпущено 175 машин Ausf. F2 и еще 25 было переоборудовано из F1. С появлением длинноствольных орудий, Pz.Kpfw. IV получил возможность на равных противостоять советским тяжелым и средним танкам, однако это касалось лишь вооружения, по бронезащите машина так и уступала советским Т-34 и, уж тем более, КВ-1. Кроме того, возросший вес машины снижал её скорость и проходимость, а установка длинноствольного орудия увеличивала вес на переднюю часть корпуса что приводило к быстрому износу передних катков и приводило к сильной раскачке танка при резкой остановке и после выстрела.
Оборудование
T26E4 SuperPershing относится к классу средних танков, но по характеристикам подходит больше к классу ТТ, поэтому оборудование необходимо ставить, как на тяжёлый танк:
- Досылатель. Стандартное оборудование, которое устанавливается практически на каждую технику.
- Улучшенная вентиляция. Улучшает все характеристики техники на 5%.
- Просветлённая оптика. Танк имеет хорошие стандартные показатели обзора в 390 м, поэтому при установленной оптике он сможет засвечивать вражескую технику более чем за 400 м.
Альтернативный вариант: вместо просветлённой оптики поставить стабилизатор вертикальной наводки. Поскольку у американца плохая стабилизация орудия на ходу, это оборудование улучшит эти показатели.
Обучение экипажа
К обучению экипажа так же стоит подходить с умом, ведь никому не хочется тратить время на неправильный выбор.
Команда экипажа у Т110Е4 состоит из пяти человек: командира(радиста), наводчика, механик-водителя и двух заряжающих. Не совсем стандартный набор, поэтому разберем последовательность обучения каждого:
- Командир (радист) – «Шестое чувство», «Ремонт», «Боевое братство», «Радиоперехват»;
- Наводчик – «Ремонт», «Плавный поворот башни», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Механик-водитель – «Ремонт», «Плавный ход», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Заряжающий – «Ремонт», «”Бесконтактная” боеукладка», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Заряжающий — «Ремонт», «Отчаянный», «Боевое братство», «Маскировка»,
Средний танк Pz Kpfw III Ausf H (Sd Kfz 141)
Выпущено 308 машин с октября 1940 г. по апрель 1941 г.
Pz Kpfw III Ausf H
получил новую трансмиссию, улучшенную башню, новую командирскую башенку, дополнительные 30-мм броневые лобовые и кормовые
экраны корпуса и лобовые – надстройки (30+30 мм). В 1941 г. лобовая броня танка Pz Kpfw III Ausf H
не пробивалась снарядами советских 45-мм противотанковых пушек образца 1937 г., американских 37-мм пушек М5 и английских
40-мм пушек.
Боевая масса – 21,8 т. Габариты те же.
Броня башни, надстройки и корпуса – 30 мм, дополнительные броневые листы на лоб и корму корпуса и на лоб надстройки – 30 мм.
Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK38 L/42
и два 7,92-мм пулемета MG34.
Боекомплект пушки – 99 выстрелов.
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на Waffenträger auf Pz. IV
- В сети Интернет
Waffenträger auf Pz. IV. Броня, орудие, снаряжение и тактики. Подробный обзор от jmr // YouTube
Техника Германии
Лёгкие танки | I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D • II MKA • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f) • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15 • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm • VIII leKpz M 41 90 mm GF • VIII HWK 12 • VIII HWK 30 • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen |
Средние танки | III Großtraktor — Krupp • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f) • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K • V Turán III prototípus • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H Ankou • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat. • V Pz.Kpfw. V/IV • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25 • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10 • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71 • VIII Panzer 58 • VIII Schwarzpanzer 58 • VIII Panzer 58 Mutz • VIII M48A2 Räumpanzer • VIII Kampfpanzer 07 RH • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A • IX Kampfpanzer 50 t • IX Kunze Panzer • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1 |
Тяжёлые танки | IV Pz.Kpfw. B2 740 (f) • IV Durchbruchswagen 2 • VI Tiger 131 • VI VK 30.01 (P) • VI VK 36.01 (H) • VII VK 45.03 • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VIII VK 100.01 (P) • VIII VK 168.01 (P) • VIII VK 168.01 Mauerbrecher • VIII VK 75.01 (K) • VIII E 75 TS • VIII Löwe • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX Mäuschen • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Pz.Kpfw. VII • X Maus • X VK 72.01 (K) |
ПТ-САУ | II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25 • VII Krupp-Steyr Waffenträger • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105 • VIII Rheinmetall Skorpion G • VIII Rheinmetall Skorpion • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100 |
САУ | II G.Pz. Mk. VI (e) • III Sturmpanzer I Bison • III Wespe • IV Pz.Sfl. IVb • IV Sturmpanzer II • V Grille • VI Hummel • VII G.W. Panther • VIII G.W. Tiger (P) • IX G.W. Tiger • X G.W. E 100 |
Противотанковые САУ
Техника СССР | II АТ-1 • III СУ-76И • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII ИСУ-152К • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4 |
Техника Германии | II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25 • VII Krupp-Steyr Waffenträger • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105 • VIII Rheinmetall Skorpion G • VIII Rheinmetall Skorpion • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100 |
Техника США | II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78 • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion • VII T28 Concept • VII Super Hellcat • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5 • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4 |
Техника Франции | II Renault FT AC • III FCM 36 Pak 40 • III Renault UE 57 • IV Somua SAu 40 • V M10 RBFM • V S35 CA • VI ARL V39 • VII AMX AC mle. 46 • VIII AMX AC mle. 48 • VIII AMX Canon d’assaut 105 • IX AMX 50 Foch • X AMX 50 Foch (155) • X AMX 50 Foch B |
Техника Великобритании | II Universal Carrier 2-pdr • IV Valentine AT • IV Alecto • V Archer • V AT 2 • VI Churchill Gun Carrier • VI Achilles • VI AT 8 • VI Excalibur • VII Challenger • VII AT 15A • VII AT 7 • VIII GSOR 1008 • VIII AT 15 • VIII Charioteer • VIII Turtle Mk. I • IX Tortoise • IX FV4004 Conway • X FV215b (183) • X FV4005 Stage II • X FV217 Badger |
Техника Китая | II T-26G FT • III M3G FT • IV SU-76G FT • V 60G FT • VI WZ-131G FT • VII T-34-2G FT • VIII WZ-111-1G FT • VIII WZ-120-1G FT • IX WZ-111G FT • X WZ-113G FT |
Техника Швеции | II Pvlvv fm/42 • III Ikv 72 • IV Sav m/43 • V Ikv 103 • VI Ikv 65 Alt II • VII Ikv 90 Typ B • VIII UDES 03 • VIII Strv S1 • IX Strv 103-0 • X Strv 103B |
Историческая справка
-
Основная статья: История Pz.Kpfw. III Ausf. E
PzKpfw III Ausf. A на испытаниях
PzKpfw III Ausf. A преодолевает водное препятствие
Panzerkampfwagen III — немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Сокращёнными названиями этого танка являлись PzKpfw III, Panzer III, Pz III. В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeug 141 — машина специального назначения 141). В советских исторических документах и популярной литературе PzKpfw III именовался как «Тип 3», Т-III или Т-3.
Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на относительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода. Танки этого типа поставлялись армиям стран-союзников Германии по Оси. Захваченные PzKpfw III с хорошими результатами использовались Красной армией. На базе PzKpfw III в Германии и СССР создавались самоходно-артиллерийские установки (САУ) различного назначения.
Заказ на производство «нулевой серии» из 25 танков, предназначенной для войсковых испытаний, был выдан Управлением вооружений в декабре 1935 года, при этом выпуск первых танков был намечен на октябрь 1936 года с тем, чтобы передать все 25 машин войскам уже к 1 апреля 1937 года. К тому времени обозначение танка несколько раз менялось, пока приказом от 3 апреля 1936 года не было установлено в окончательном варианте — Panzerkampfwagen III.
Контракт на производство первой предсерийной партии (1.Serie/Z.W.) из 10 машин был выдан фирме «Даймлер-Бенц», башни же для танков должна была поставить «Крупп». Помимо них, в производстве был задействован ряд других фирм, производивших отдельные узлы и компоненты танка. Так, броневые корпуса и бронирование башен изготовлялись фирмой «Дойче Эдельштальверке», ряд других фирм поставляли оптические приборы и компоненты силовой установки и ходовой части. Десять машин этой серии, получивших позднее обозначение Ausführung A (Ausf. A — «модель А»), являлись развитием конструкции прототипа Z.W.1. Характерной особенностью этой модификации являлась ходовая часть, с пятью опорными катками большого диаметра с индивидуальной подвеской на вертикальных пружинах и двумя поддерживающими катками с каждого борта. Масса Ausf. A составляла 15 тонн, максимальная же скорость оказалась ниже требований заказчика и составила лишь 35 км/ч. «Даймлер-Бенц» планировала завершить сборку двух шасси уже к ноябрю 1936 года, но реально начало производства Ausf. A затянулось до 1937 года. Точные даты выпуска машин этой модификации неизвестны, однако известен их примерный период — между 1 мая 1937 года, когда, согласно отчётам, ещё не было принято ни одного танка и 1 октября того же года, когда на вооружении числилось уже 12 PzKpfw III.
Со множеством мелких улучшений
Подписание в декабре 1936 года контракта на изготовление 35 танков серии 1.Serie/B.W. не означало, что B.W. I Kp пойдёт в серию без переделок. Испытания показали, что в конструкцию необходимо внести целый ряд мелкий изменений. Это абсолютно нормальная ситуация: история знает очень немного случаев, когда серийный танк ничем не отличался от опытных образцов. Впрочем, принципиальных изменений конструкции по сравнению с B.W. I Kp серийный танк не имел. Общая концепция танка оказалась вполне удачной и каких-то серьёзных изменений не требовала.
Несмотря на отсутствие радикальных переделок, машины 1.Serie/B.W., получившие официальное обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.A, по сравнению с исходным B.W. I Kp сохранили всего 7 узлов и деталей, оставшихся полностью неизменными. Среди них оказались радиатор, моторная перегородка, тормоза, а также элементы трансмиссии. Всё остальное инженеры Krupp в той или иной степени перекроили.
По целому ряду позиций речь скорее шла не о том, что старые детали показали себя плохо, а о большей технологичности новых. Это касалось, например, конструкции башни. У башни B.W. I Kp. имелось довольно много клёпаных соединений, которые на серийной башне заменили на сварные. Клёпки остались только на креплениях люков и на командирской башенке. Саму башенку, к слову, поменяли на конструкцию, позаимствованную у Pz.Kpfw.III Ausf.B, благо что башня этого танка также разрабатывалась инженерами Krupp.
Мало поменялась и конструкция корпуса. Из явно заметных изменений стоит отметить новые смотровые приборы, позаимствованные у лёгкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.A. Бронирование осталось на уровне B.W. I Kp и защищало от винтовочных пуль. Немного было усилено днище. Основная же часть переделок имела целью улучшить работу экипажа.
Внутри танка изменений оказалось куда больше. Вместо 10-литрового мотора Maybach HL 100 серийные танки получили двигатель Maybach HL 108 TR объёмом 10,8 литров и мощностью 230 лошадиных сил. Также в танке «прописалась» коробка передач ZF SFG 75. С новой силовой установкой максимальная скорость 18-тонной машины достигала 32,5 км/ч. Нельзя сказать, что это много, но для танка поддержки – вполне достаточно. Немного изменилась конструкция его ходовой части. В частности, были переделаны ведущие катки и ленивцы.
Первые два Pz.Kpfw.IV Ausf.A с серийными номерами 80101 и 80102 были приняты заказчиком 29 ноября 1937 года. И уже в декабре появились первые переделки, связанные с изучением серийных танков специалистами 6-го управления вооружений. В своём докладе инженер-оберлейтенант Ольбрих (Olbrich) перечислил 30 различных дефектов, с некоторыми из которых сотрудники концерна Krupp не согласились. Тем не менее, боезапас для 75-мм пушки был сокращён со 140 до 122 выстрелов, что потребовало переделки боеукладок.
Из-за различных переделок отправка первых двух Pz.Kpfw.IV Ausf.A в войска затянулась ещё на несколько месяцев. С февраля на танках убрали установку зенитного вертлюга, который поначалу крепился с левой стороны подбашенной коробки. Конструкция его получилась неудобной: мало того что пользоваться вертлюгом можно было только с земли, так ещё и сектор обстрела оказался сильно ограниченным.
Весьма интересной оказалась история с постройкой последних танков 1.Serie/B.W. 31 января 1938 года с завода Grusonwerk, где выпускались эти машины, поступило сообщение о том, что поставщики корпусов Harkort & Eicken GmbH и Eisen- und Hüttenwerke AG затянули с их выпуском. Между тем, в Магдебурге уже вовсю кипела подготовка к началу производства 2.Serie/B.W. (он же Pz.Kpfw.IV Ausf.B). Выход из положения оказался простым и бесхитростным: последние пять машин 1.Serie/B.W. было решено выпустить с корпусами от 2.Serie/B.W.
Так в итоге и вышло. Последние танки, выпущенные Grusonwerk, имели новые корпуса, но при этом старые подбашенные коробки и башни. Например, танк 80134 имел корпус 80206. Получилась комичная ситуация, когда корпус танка имел броню, защищавшую от 20-мм пушек и крупнокалиберных пулемётов, а башня и подбашенная коробка «держали» только винтовочные пули.