Невероятные подвиги советских танкистов

Крейтон Абрамс

Нужно сказать, что мастера танкового боя были не только в немецких и советских войсках. Были свои «асы» и у союзников. Их них можно отметить Крейтона Абрамса. Его имя сохранилось в истории, знаменитый американский танк М1 назван в честь него.

Абрамс был тем, кто организовал танковый прорыв от нормандского побережья до реки Мозель. Танковые части Крейтона Абрамса дошли до Рейна, при поддержке пехоты спасли окруженную немцами десантную группу в немецком тылу.

На счету частей Абрамса около 300 единиц техники, правда, по большей части не танков, а грузовиков снабжения, бронетранспортеров и прочей вспомогательной техники. Количество подбитых танков среди «трофеев» частей Абрамса невелико — примерно 15, из них 6 числится лично за командиром.

Олег Касков. Когда нельзя проиграть

4 апреля 1996 года в Чечне в районе Ведено мотострелковая колонна с танковым охранением под командованием старшего лейтенанта Каскова попала в засаду. Олег Касков был контужен, наводчик и механик-водитель тяжело ранены. Казалось, этот бой уже проигран. Но, собрав волю в кулак, старший лейтенант вытащил раненых из танка и оказал им первую помощь.

Затем Касков ликвидировал пожар в боевом отделении танка и, заняв место наводчика, прямым попаданием поразил наиболее опасную для колонны позицию противника. Танкист до последнего снаряда прикрывал выход колонны из зоны обстрела. В 1997 году за мужество и героизм при выполнении специального задания Олегу Каскову присвоено звание Героя России.

Зиновий Колобанов

Подвиг танкиста Зиновия Колобанова вошел в Книгу рекордов Гинесса. 20 августа 1941 года 5 танков роты старшего лейтенанта Колобанова уничтожили 43 немецких танка, 22 из них было подбито в течении получаса.
Колобанов грамотно выстроил оборонительную позицию.

Замаскированные танки Колобанова встретили танковую колонну немцев залпами. Сразу же были остановлены 3 головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. Немцы были лишены возможности маневра и не смогли выйти из сектора обстрела.
Танк Колобанова подвергся массированному обстрелу. За время боя он выдержал более чем 150 прямых попаданий, но крепкая броня КВ-1 выстояла.

Фото КВ-2

Советский танк КВ-2 с башней МТ-1, застрявший в речке Зиедаплис (Zieduplis). Танк захвачен немецкими войсками 24.06.1941 года. На башне и маске орудия большое количество следов от попаданий снарядов малого калибра. Танк из состава 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса 11-й армии Северо-Западного фронта. Возможно, этот танк был потерян в районе городка Шета в 17 км востоку от города Кедайняй в Литве. Машина выпуска июля—августа 1940 года.

Танк КВ-2 из состава 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии 1-го механизированного корпуса, подбитый в бою за город Остров 5 июля 1941 года. Серийный номер машины Б-4754. В сохранившихся актах на списание о танке КВ-2 №4754 говорилось следующее: «Танк был подбит – перебита гусеница, которая свалилась. Снарядом пробита боковая бронь трансмиссии и повреждены тяги управления и бортовые фрикционы, движение танка было невозможно. Так как подбитые и горевшие танки забили проездную часть моста, отход был невозможен ввиду подбитого управления танка и свалившийся гусеницы, и танку не было возможности развернуться. Командир батальона дал приказание выйти из танка, а сам остался в машине для выведения танка из строя. Дальнейшая судьба капитана Русанова до сих пор не известна, остальной экипаж вернулся в часть. Поле боя немедленно было занято противником и эвакуация оставшейся машины с поля боя стала невозможна.» По данным ОБД «Мемориал», капитан Иван Иванович Русанов из 6-го танкового полка погиб 5 июля 1941 года. На других фотографиях этого танка видно обгоревшее тело погибшего советского танкиста — с большой долей вероятности это и есть И.И. Русанов.

Советский танк КВ-2, завязший в грязи около Витебского аэродрома. На заднем плане фото виден остов советского самолета, разбитая аэродромная техника и немецкий бомбардировщик Do.17Z. Предположительно на фотографии тяжелый танк КВ-2 (заводской номер Б-4712) из состава 1-го танкового батальона 28-го танкового полка 14-й танковой дивизии 7-го механизированного корпуса Западного фронта. В начале июля 1941 г., после ремонта двигателя под Смоленском, танк принял участие в обороне города Витебск: огнем препятствовал переправе немцев через железнодорожный мост, подбив 8 танков противника и израсходовав 2 боекомплекта. После этого боя танк был направлен для пополнения заправки, но по дороге был снова брошен в бой, без снарядов. Экипажу удалось повредить два танка и одно орудие противника, но серьезные повреждения получил и сам КВ – пробиты радиаторы, повреждена смотровая щель механика-водителя, в результате попадания снаряда пробита броня башни, погибли 2 члена экипажа – лейтенант Климычев и младший сержант Климов. При выходе из атаки танк увяз в грязи, из за отсутствия средств эвакуации и сильного огня противника танк эвакуировать не смогли, при выходе из машины пропали без вести два заряжающих.

Советский тяжелый танк КВ-2, провалившийся с мостиком в селе Пелча в районе Дубно. Машина выпуска ноября—декабря 1940 года из 12-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. На башне след попадания фугасного снаряда. Возможно, позднее танк был взорван, так как имеется ряд снимков без крыши башни и со стволом в положении отката.

Немецкий солдат рядом с советским тяжелым танком КВ-2, опрокинувшимся с железнодорожной платформы на станции Лида. Танк выпуска мая-июня 1941 года, предназначался для 29-й танковой дивизии 11-го механизированного корпуса Западного фронта и был отправлен 17 июня 1941 года из Ленинграда в Гродно в числе других двадцати КВ-2. Однако в связи с началом войны до места назначения эшелон с танками не дошел. При разгрузке на станции Лида танк опрокинули с платформы на пути. В дальнейшем, он был убран с путей и оттащен к другим захваченным КВ-2, где и стоял довольно длительное время.

Потери в танках и в людях

Так каким же было реальное соотношение между количеством подбитых танков и погибших танкистов? Обратимся к монографии военного историка Григория Кривошеева «Гриф секретности снят: Потери Вооружённых Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах». Согласно этому авторитетному источнику, пик потерь в технике пришёлся на начало и середину войны. В 1941 году Красная Армия потеряла 20,5 тысячи танков, в 1942-м – 15 тысяч танков, в 1943-м – 22,4 тысячи танков, в 1944-м – 16,9 тысячи танков, и, наконец, в последний год войны – 8,7 тысячи танков.

Всего с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года немцы подбили 83,5 тысячи танков, т.е. 76,8% от советского ресурса. Учитывая, что средняя численность танкового экипажа составляла 3-4 человека (3,5 человека), при стопроцентной смертности должно было погибнуть больше 292 тысяч человек.

Между тем по данным Кривошеева, бронетанковые и механизированные части в общей сложности потеряли 241 тысячу человек убитыми. Это значит, что на каждый подбитый танк приходилось в среднем 2,8 погибших члена экипажа.

Данная цифра, однако, требует ряда оговорок. Во-первых, до 1943 года учёт потерь живой силы в бронетанковых войсках был поставлен слабо. Во-вторых, учитывались не только погибшие танкисты (хотя они составляли большинство), но и «вспомогательный» личный состав – мотострелки, самоходчики, ремонтники.

Воспоминания участников войны подтверждают, что, как правило, экипажам танков не удавалось спастись в полном составе. Один из ветеранов, чьи воспоминания писатель Артём Драбкин включил в сборник «Я воевал на танке», рассказывал следующее:

«Обязательно одного-двух человек либо ранит, либо убьёт. Смотря куда снаряд попадёт».

Коэффициент потерь отличался для конкретных моделей танков. Больше всего выживших было среди тех, кто воевал на тяжёлых танках ИС и ИС-2.

Высокой была выживаемость и у экипажей Т-34. По статистике, в 1943-1944 годах было потеряно 458 машин Т-34, при этом погибло ровно столько членов экипажей. Поэтому неудивительно, что во время Курской битвы, например, некоторые экипажи успевали сменить до пяти разных машин.

Потрясающий анимационный фильм-реконструкция: «Колобанов. Бой под Войсковицами». Авторы фильма дизайн студия «Дар»

Книга о подвиге Колобанова.

«По­двиг тан­ки­ста» – кни­га о ге­рое оте­че­ствен­ной вой­ны Зи­но­вии Гри­горь­е­ви­че Ко­ло­ба­но­ве. По­дроб­но рас­ска­зы­ва­ет о бое ро­ты из пя­ти тя­же­лых тан­ков под его ко­ман­до­ва­ни­ем на под­сту­пах к Крас­но­гвар­дей­ску. Из­да­ние бо­га­то ил­лю­стри­ро­ва­но изоб­ра­же­ни­я­ми штаб­ных опе­ра­тив­ных карт. До­пол­не­но ана­ли­ти­че­ски­ми ма­те­ри­а­ла­ми и фо­то­гра­фи­я­ми. Кни­га бу­дет ин­те­рес­на как ши­ро­ко­му чи­та­те­лю, так и спе­ци­а­ли­стам-ис­то­ри­кам. Автор книги Александр Степанов.

Медаль Колобанова в игре world of tanks

Медаль Колобанова — это одна из самых желанных наград в World of Tanks. Для получения необходимо остаться в бою в одиночку против пяти соперников и победить.

Также читайте статью: «Вездеход» — первый русский танк или машина Пороховщикова

Воздушный учитель

«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодёжь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолётов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года.

По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.

  • Василий Зайцев

«Зайцев был выдающимся командиром и воспитателем, именно под его командованием из молодых, необстрелянных лётчиков выросли мастера воздушного боя», — подчеркнул эксперт.

«Полк полноценно включился в войну и блестяще себя проявил, был примером для других подразделений», — подчеркнул эксперт.

По словам заслуженного военного лётчика России, генерал-майора Владимира Попова, Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчинённых и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».

  • Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин

Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором лётчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.

«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдёт несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит своё уязвимое место, либо облако удобное подвернётся, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», — просто и доходчиво объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боёв.

По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.

Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.

  • Самолёт-истребитель ЛаГГ-3 (1940 год) советских авиационных конструкторов Семёна Алексеевича Лавочкина (1900—1960), Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова
  • РИА Новости

«В последнее время некоторые исследователи уменьшают количество побед Зайцева, но, по моим данным, у него было 427 боевых вылетов и 163 воздушных боя. Он сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника», — рассказал RT Николай Бодрихин.

При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.

Виктор Васильевич Талалихин

Родился 18 сентября 1918 года в с. Тепловке Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939 – 1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.

В Великую Отечественную должность Талалихина – заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиаполка, который входил в состав 6-го истребительного авиакорпуса, прикрывавшего небо Москвы. Поздним вечером 6 августа 1941 г. Талалихин на истребителе И-16 вылетел для отражения очередного налета вражеской авиации на столицу. На высоте около пяти километров над деревнями Добрыниха и Щеглятьево летчик заметил германский бомбардировщик «Хейнкель-111». Виктор немедленно пошел на сближение с врагом и, поймав «немца» в прицел, открыл огонь. «Хейнкель» Дважды умело увернулся от пулеметных очередей советского «ястребка». Наконец Талалихину удалось поразить правый двигатель бомбардировщика, но тот, постепенно снижаясь и ведя ответный огонь, продолжал упрямо двигаться к Москве…

Пулей Талалихина ранило в руку. И патроны, как на грех, кончились. «Надо таранить», – понял летчик и, резко увеличив скорость – будь что будет! – бросил своего «ишачка» на хвост «Хейнкеля»… Ночной таран (на часах было 23.28) оказался успешным. Вражеский бомбардировщик беспомощно закувыркался вниз.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за ночной таран вражеского бомбардировщика. Надо заметить, что Талалихин не был первым летчиком, применившим ночной таран. Еще 25 октября 1937 г. в небе Испании советский старший лейтенант Евгений Степанов на своем И-15 успешно таранил бомбардировщик «Савойя-Маркетти-79». Но в русском небе первый ночной таран совершил именно Талалихин.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. 27 октября Виктор Талалихин отправился во главе звена из шести истребителей на прикрытие наземных войск в район Подольска. Над деревней Каменка звено было атаковано шестеркой «Мессершмитов-109». Талалихин принял бой и сбил один вражеский самолет. На него тут же «насели» сразу три «мессера». В неравном бою Виктору удалось зажечь еще одного противника. Но тут рядом с его самолетом разорвался снаряд…

Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой.

Именем Талалихина были названы улицы в Калининграде, Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В Подольске установлен памятник, в Москве – бюст Героя.

Рейд Т-34 через Калинин

То, что не удалось сделать Дмитрию Малько и экипажу Т-28, удалось экипажу Т-34 под командованием Степана Горобца.

Т-34

Т-34 в 1941 году был новым танком, недавно поступившим на вооружение. Он обладал хорошей бронёй, но кроме того был надёжным и быстрым. Не случайно именно эта машина была впоследствии признана лучшим танком Второй Мировой.

В октябре 1941 немцы стремительно продвигались к Москве. Настолько стремительно, что информация о захвате ими тех или иных городов запаздывала, и с врагом неожиданно сталкивались части, считавшие, что они находятся в глубоком тылу. К 17 октября немцы уже заняли Калинин крупными силами, но командование, полагая, что в городе, в лучшем случае, авангард, направило туда танковый батальон под командованием Агибалова, поставив задачу выбить немцев из города и объединиться с частями, оборонявшимися на Московском шоссе.

Впереди движутся два Т-34, одним из которых командует Горобец. По дороге они настигают немецкую колонну и открывают огонь, но немцы отстреливаются из противотанковых орудий. Один из Т-34 подбит, но Горобец пробивается и уничтожает орудия, после чего в одиночку продолжает двигаться на Калинин. На танке выходит из строя рация и связь с батальоном пропадает. Тем временем отставший позади батальон атакует немецкая авиация. Несколько танков подбиты и Агибалов останавливает движение. Т-34 Горобца наступает на Калинин один, не зная об этом.

Двигаясь к Калинину, танкисты сначала уничтожают колонну мотоциклистов, а затем внезапно выезжают на немецкий аэродром. Здесь они уничтожают два самолёта и топливную цистерну. Немцы открывают по танку огонь из зениток, но не попадают. Т-34 выходит из боя и продолжает двигаться на Калинин. На въезде в город танкисты расстреливают немецких пехотинце и таранят несколько автомобилей. Ведя огонь на ходу, танк движется по улицам города, но в районе завода попадает под огонь противотанковой пушки. Немцы добиваются попадания, в танке возникает пожар, а пушку заклинивает. Но танкисты справляются с угрозой — пока остальной экипаж тушит пожар, механик-водитель давит немецкую пушку гусеницами.

Путь дальше оказывается нелёгок. Сначала танк проезжает по шаткому деревянному мосту, рискуя упасть в реку, затем танкистам приходится пробираться через противотанковые заграждения, вытаскивая из земли рельсы. Двигаясь через центр города, танкисты встречают немцев, которые, как и в Минске, поначалу ошибочно принимают Т-34 за свой или трофейный. Но несмотря на неисправную пушку, танкисты не пытаются пробраться через Калинин тихо. Колонну из встреченных грузовиков Т-34 давит и расстреливает из пулемётов. Видя впереди немецкий танк, Т-34 обходит его и таранит с борта. От удара двигатель глохнет, немцы окружают танк, но затем он всё-таки заводится. Выезжая на площадь Ленина, танк обстреливает здание, на котором вывешены немецкие флаги и продолжает движение к окраине города и Московскому шоссе.

Последним свершением танкистов стало уничтожение немецкой батареи, на которую они внезапно заехали с тыла. Раздавив орудия и окопы, танк, наконец, пробивается к советским позициям. Свои не сразу опознали Т-34 и открыли огонь по танку, но затем всё-таки разобрались. А командующий 30-й армией генерал Хоменко, узнав о приключениях танкистов, не дожидаясь решения о награждении, снял со своего кителя орден и отдал Горобцу.

Памятник легендарному экипажу Горобца в Твери

Рейд Т-28 через Минск

30-е годы были временем экспериментов в танкостроении. Одним из плодов этих экспериментов было появление многобашенных танков. Сначала такие машины появились на Западе. А затем и в СССР появились трёхбашенный Т-28 и пятибашенный Т-35. «Сухопутные линкоры», как тогда их называли, эффектно выглядели на парадах, но вскоре стало ясно, что для реальной войны они годятся плохо. Огромные размеры делали танки отличной мишенью, а броню из-за больших размеров нельзя было сделать толстой. Выпуск многобашенных танков был прекращён, но к началу войны часть танков всё ещё находилась на вооружении Красной Армии.

Т-28

Большая часть многобашенных танков была потеряна в самом начале войны, но с одним Т-28 связана поистине удивительная история. 26 августа старший сержант Дмитрий Иванович Малько вернулся в Минск, на склад, которым он заведовал. Здесь оставались 2 броневика и один танк Т-28, только что прошедший капитальный ремонт. В городе полным ходом шла эвакуация, прорвавшие фронт немецкие части уже подходили к Минску. У танка не было экипажа, поэтому его было положено подорвать, но Малько стало жалко танк, и он добился разрешения забрать его с собой. Усевшись на место механика-водителя, он двинулся с отступавшими советскими частями на восток. По дороге танк пришлось ремонтировать, и из-за этого, а также из-за нескольких других происшествий Малько опоздал. Оказалось, что двигаться дальше некуда — дорога на восток уже перерезана немцами. Но Малько всё равно не стал бросать танк. По дороге он встретил майора и 4 молодых солдат, которые и пополнили экипаж танка. Все вместе решили реализовать поистине безумную идею — вернуться назад и прорваться к своим через уже оккупированный немцами Минск. В брошенном военном городке пополнили запасы топлива и боеприпасов, а затем двинулись к Минску.

Был уже полдень 3 июля 1941 года, немцы уже несколько дней находились в городе. У них даже не возникло мыслей о том, что появившийся на дороге Т-28 — не какой-нибудь трофей, а танк с советскими танкистами. Возможно, двигаясь без шума, действительно можно было проехать через Минск и вернуться к своим на танке, но у танкистов были другие планы.

Первую цель экипаж Т-28 нашёл у ликёроводочного завода. Рядом с ним немцы сгружали в грузовик ящики со спиртным. Но попробовать его немцам не удалось — около 20 фашистов погибли под пулемётным огнём. Двинувшись дальше, танкисты увидели двигавшуюся навстречу колонну мотоциклистов. Вскоре вся она была раздавлена и расстреляна пулемётным огнём.

Но самое худшее ожидало фашистов в центре города. Доехав туда, танкисты увидели, что улица забита вражескими солдатами и техникой. Т-28 открыл шквальный огонь из всех башен. Немцы в панике разбегались, вражеские машины были объяты пламенем. Проехав дальше, танк расстрелял немецкую технику и солдат в парке. Снаряды почти закончились, но уже близко была окраина города, а позади танка остались сотни трупов фашистов.

Однако прорваться танкистам всё же не удалось. Уже на самой окраине Минска танк встретила противотанковая батарея. Несколько снарядов срикошетили от брони, но один-таки пробил её, попав в моторное отделение. Танк остановился, немцы открыли огонь из автоматов. Из шести человек экипажа трое погибли, один попал в плен к немцам, но двоим удалось спастись, в т. ч. и Дмитрию Ивановичу Малько. Более того, ему удалось перебраться через линию фронта и вернуться к своим. Он продолжил воевать на танке и встретил победу в звании старшего лейтенанта, заместителем командира танковой роты. Более подробно всю историю о Минском рейде, рассказанную героем от первого лица, можно прочитать тут.

Герои Советского Союза 1941 — 1945 гг.

Более 90 процентов от общего числа Героев Советского Союза появились в стране в период Великой Отечественной войны. Этого высокого звания были удостоены 11 тысяч 657 человек, из них 3051 – посмертно. В этом списке 107 бойцов которые стали дважды героями (7 награждены посмертно), также в общее число награжденных входили и 90 женщин (49 – посмертно).

Нападение гитлеровской Германии на СССР вызвало небывалый подъём патриотизма. Великая война принесла много горя, но она же открыла высоты мужества и твёрдости характера, казалось бы, обычных простых людей.

***

Так, кто бы мог ожидать героизма от пожилого псковского крестьянина Матвея Кузьмина. В первые же дни войны он пришёл в военкомат, но там от него отмахнулись – слишком стар: «идите, дедушка, к внукам, без вас разберёмся». Тем временем фронт неумолимо сдвигался на восток. В деревню Куракино, где жил Кузьмин, вошли немцы. В феврале 1942 г. пожилого крестьянина неожиданно вызвали в комендатуру – командир батальона 1-й горнострелковой дивизии прознал, что Кузмин – отличный следопыт, идеально знающий местность и приказал ему оказать содействие фашистам – провести немецкий отряд в тыл передового батальона советской 3-й ударной армии. «Сделаешь всё как надо – хорошо заплачу, а если нет – пеняй на себя…». «Да, конечно, конечно, не извольте беспокоиться, ваше высокоблагородие» – притворно заюлил Кузмин. Но уже через час хитрый крестьянин отправил внука с запиской к нашим: «Немцы приказали провести отряд к вам в тыл, утром заманю их на развилку у села Малкино, встречайте». Тем же вечером фашистский отряд со своим проводником отправился в путь. Кузьмин водил гитлеровцев кругами и намеренно изматывал оккупантов: заставлял взбираться по крутым склонам холмов и продираться сквозь густой кустарник. «Что ж поделаешь, ваше высокоблагородие, ну нету тут другого пути-то…». На рассвете усталые и замёрзшие фашисты оказались на развилке у Малкино. «Всё, ребята, пришли». «Как пришли!?». «А вот так, здесь отдохнём а там видно будет…». Немцы огляделись по сторонам – они шли целую ночь, но отошли от Куракино всего на пару километров и теперь стояли на дороге в открытом поле, а в двадцати метрах перед ними был лес, где, теперь они это точно поняли, была советская засада. «Ах ты ж…» – немецкий офицер выхватил пистолет и разрядил в старика всю обойму. Но в ту же секунду из леса грянул винтовочный залп, затем ещё один, застрекотали советские пулемёты, ухнул миномёт. Фашисты метались, кричали, беспорядочно стреляли во все стороны, но ни один из них не ушёл живым. Герой погиб и забрал с собой 250 гитлеровских оккупантов. Матвей Кузмин стал самым старым Героем Советского Союза, ему было 83 года.

Иван Кожедуб

Александр Покрышкин

Михаил Калашников

А самый молодой кавалер наивысшего советского звания – Валя Котик пришёл в партизанский отряд в 11 лет. Сначала он был связным подпольной организации, затем принимал участие в боевых операциях. Своим мужеством, бесстрашием и твёрдостью характера Валя поражал видавших виды старших товарищей. В октябре 1943 г. юный герой спас свой отряд, вовремя заметив приближающихся карателей, он поднял тревогу и первым вступил в бой, убив несколько гитлеровцев, в том числе немецкого офицера. 16 февраля 1944 г. Валя был смертельно ранен в бою. Юному герою посмертно присвоено звание Герой Советского Союза. Ему было 14 лет.

Весь народ, от мала до велика, поднялся на борьбу с фашистской заразой. Солдаты, матросы, офицеры, даже дети и старики самоотверженно воевали против гитлеровских захватчиков. Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство награждений высоким званием Героя Советского Союза приходится на годы войны.

Знаменитые танкисты Великой Отечественной войны 1941-1945 – от 15 до 19 побед

20 танкистов Великой Отечественной войны подбили от 15 до 19 гитлеровских танков и самоходок. Пятеро из них воевали на тяжёлых танках КВ или ИС. Трое командовали экипажами самоходных орудий. Один – Леонид Дружинин – воевал на американском M4А2 Sherman. Остальные командовали Т-34 разных модификаций.

Его танк был назван в честь 65-летней москвички Марии Иосифовны Орловой, которая потратила на его изготовление все семейные сбережения и драгоценности. Эта женщина проводила на фронт мужа, троих сыновей и дочь. Двое её сыновей не вернулись с войны.

Знаменитый танк в ГСВГ

Танк «Мать-Родина» дошёл до Берлина и был установлен в одной из воинских частей Группы советских войск в Германии на постамент, сделанный из гранитной плиты, с которой выступал Гитлер. Во время вывода контингента советских войск из Германии танк вывезли в Россию. Он стоит в п. Котельники Люберецкого района Московской обл. у школы, в которой действует Музей боевой славы 17-й механизиованной бригады. Именно в её составе сражался Т-34/85 «Мать-Родина».

Курт Книспель

Курт Книпсель считается самым результативным танковым асом Второй мировой войны. На его счету почти 170 танков, однако не все из его побед до сих пор являются подтвержденными. За годы войны он уничтожил 126 танков в качестве наводчика (20 неподтвержденных), в качестве командира тяжелого танка — 42 танка противника (10 неподтвержденных).

Книпсель четыре раза был представлен к Рыцарскому кресту, но так и не получил этой награды. Биографы танкиста связывают это с его непростым характером. Историк Франц Куровский в своей книге о  Книпселе пишет о нескольких инцидентах, в которых тот показывал далеко не самую лучшую дисциплину. В частности — вступился за избиваемого советского солдата и подрался с немецким офицером.

Самый результативный советский танкист

Самым результативным советским танкистом Великой Отечественной войны во всех источниках указывается Дмитрий Фёдорович Лавриненко. Воевал он в составе 4-й (позже 1-й гвардейской) танковой бригады и считается, что его экипаж подбил 52 немецких танка.

К сожалению, достаточно подробной информации где и как он подбил все свои танки просто нет. Есть лишь описания отдельных боёв, результаты которых не подтверждаются никакими данными из других источников. Разбирать все я тут не буду, посмотрим лишь сражение под Мценском.

Согласно советским данным в боях под Мценском 4-я таковая бригада под командованием М.Е. Катукова уничтожила 133 немецких танка 4-й танковой дивизии Вермахта. Из них то ли 7, то ли 19 танков подбил экипаж Лавриненко. Наиболее часто встречается цифра в 11 машин. Собственные потери 4-й бригады составили 28 танков.

Мало того, в этих боях участвовали и другие известные танкиста-асы, которые тоже претендуют на большое число подбитых танков: Григорий Луговой — 13 танков, Пётр Молчанов — 11 танков, Александр Бурда — 10 танков, Иван Любушкин — 9 танков. И если всё сложить, то получается больше, чем указанные в советских источниках 133 машины. А ещё в боях за Мценск принимал участие 34-й полк НКВД, усиленный двумя батареями. И этот полк претендует на 14 уничтоженных немецких танков и 2 танкетки.

Есть одно «но». Дело в том, что в 4-й танковой дивизии Вермахта к началу боёв на 4-е октября было 59 боеготовых танков и 35 в ремонте. Потери с 4-го по 10-е октября по немецким данным составили 18 машин, из которых 10 были пригодны для ремонта. Кроме танков было подбито 4 бронетранспортёра, уничтожено 4 орудия, погибло 24 и ранено 83 человека.

Исходя из этой арифметики, становится понятно, что не только результаты Лавриненко следует сильно уменьшить, но и всех других танковых асов этой бригады.

Сергей Мыльников. Неожиданный маневр

8 августа 2008 года сержант Сергей Мыльников находился в составе российской миротворческой группы, защищавшей осетинский народ от геноцида. В уличном бою в столице Южной Осетии Цхинвале экипаж Т-72 под командованием Мыльникова уничтожил 2 танка и 3 единицы легкой бронетехники, таким образом танкисты обеспечили прорыв к окруженным миротворцам и спасли их от уничтожения. Но бой на этом не закончился. Мыльников до последнего держал оборону, и только после того, как машина получила четыре прямых попадания, экипаж покинул танк. Кольцо грузинских войск вокруг миротворцев сжималось.

Было принято решение отходить навстречу нашим войскам. Однако из-за ожесточенного огня противника сделать это было невозможно. Тогда сержант Мыльников вернулся в свой поврежденный и безоружный танк и на максимальной скорости двинулся навстречу врагу. Такой неожиданный маневр сделал свое дело. В панике противник бросился врассыпную. Именно это позволило российскому миротворческому батальону прорваться к своим и вынести раненых и погибших.

Моряки- герои Сталинградской битвы и их подвиги

В Сталинград прибыло на подмогу сухопутным войскам большое количество советских моряков

Они воевали очень отважно и самоотверженно. Целый ряд памятников в Волгограде посвящён именно им

Матрос Каплунов Илья, 24 года, посмертно

Матрос Тихоокеанского флота Илья Каплунов под Сталинградом воевал как наводчик противотанкового ружья. В середине декабря 1942 г. под хутором Верхнекумским его полк с большими потерями сдерживал танковый прорыв гитлеровцев. 18 декабря на безымянной высоте Каплунов остался в живых последним из всей роты, один против пяти немецких танков PzKpfw III.

Четыре из них матрос поразил бронебойно-зажигательными пулями. Последний – забросал гранатами сзади, когда танк отутюжил его окоп и пошёл дальше. У PzKpfw III сдетонировали боеприпасы, его башня была сорвана и отброшена мощным взрывом.

Когда следом в атаку пошли ещё 4 танка, Каплунов смог подбить и их. Этот подвиг стал невероятным примером боя одного человека с танковой группой. От многочисленных ранений истекающий кровью матрос умер рядом с последним остановленным им вражеским танком.

Моряки в Сталинградской битве

Матрос Михаил Паникаха, 28 лет

Каждый, кто носит звание «герой Сталинградской битвы», своим самоотверженным героизмом, своим презрением к смерти приблизил час победы в самой важной битве Великой Отечественной и во всей войне в целом

Итоги

Мы не упомянули о большом количестве бронетехники, применявшейся во время Великой Отечественной войны, но отметили самые интересные и выдающиеся образцы.

Стоит выделить основные черты самых удачных танков Второй Мировой:

  • простота, технологичность, дешевизна производства, благодаря чему достигалась массовость;
  • хорошая подвижность, позволяющая применять машину в любых условиях;
  • броня средней толщины под наклоном, благодаря чему масса оставалась в разумных пределах при достаточном уровне защиты;
  • пушка среднего калибра, способная поражать цели в лобовую проекцию с достаточной точностью, при этом обладать высокой скоростью перезарядки и большим возимым боекомплектом.

Часто возникает вопрос о том, есть ли лучший танк Великой Отечественной войны. На него сложно ответить без предвзятости, поскольку были образцы техники, которая могла бы претендовать на это звание, но пострадала из-за обстоятельств вроде неправильного применения или проблем на производстве.

Тем не менее, лучшим по совокупности характеристик можно назвать советский Т-34 и это вряд ли станет для кого-то сюрпризом.

Да, он страдал из-за низкого качества запчастей, условия работы экипажа нельзя было назвать комфортными, броня не спасала от немецких пушек второй половины войны, а орудие временами оказывалось бессильным против лобовой брони немецких тяжёлых бронированных боевых машин.

Но концепция среднего танка, защищённого наклонной бронёй, обладающего достаточной подвижностью и огневой мощью, оказалась настолько удачна, что немцы сделали Пантеру, попытавшись воплотить своё видение сильных сторон Т-34.

Позже появились могучие советские ИС-2, ИС-3, немецкий Королевский Тигр, началась разработка Е-серии и Мауса, но именно средние танки, ставшие компромиссом всех важных характеристик, завоевали популярность в Великой Отечественной войне и после неё, эволюционировав, в итоге, в ОБТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector