Возвращение к первоначальным задачам: как изменится авианосец «адмирал кузнецов» после модернизации

История разработки и строительства

Первоначальный, эскизный проект инженеры подготовили уже к 1979 году. Практически сразу документ был одобрен командующим ВМФ, которым на ту пору был адмирал С. Горшков. В следующем году Д. Устинов (глава всего армейского ведомства) подписывает другой документ, в котором утверждает необходимость кардинальных изменений проекта 1143.5. Из-за этого срок реального начала строительства корабля практически сразу отодвинулся на 1986-1991 год.

Но уже в апреле 1980 года С. Горшков утверждает новый проект, в который уже были внесены все необходимые изменения. Наконец, летом того же года все стороны, которые участвовали в разработке нового корабля, признают разработку крейсера типа 1143.5 окончательно завершенной.

Но на этом доработки проекта все еще не завершились. Загвоздка вышла в перечне необходимого авиационного вооружения, которое должно было иметься на корабле: его требовалось проработать в полном соответствии с постановлением Совета Министров СССР, что накладывало определенный отпечаток на скорость работы. В конце года проект корабля 1143.5 снова подвергается корректировке.

Некоторые эксперты в то время высказывали мнение, что было бы целесообразнее построить второй крейсер по проекту 1143.4 (1143 А), а не тратить время и деньги на доработку чертежей нового. Впрочем, вскоре от этой идеи отказались, а проект 1143.4 сам был доработан до стадии 1143.42.

«Адмирала» таки украли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.

Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.

Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».

1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:

«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.

Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.

— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…

— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…

Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.

— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил гость. И добавил: — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…

— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.

В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».

Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.

Промежуточное решение

Если предположить, что «Кузнецов» сможет встать в док в Белокаменке в 2020 году, то завершение его ремонта в 2021-м не представляет какой-то нерешаемой задачи. Вместе с тем, ограниченность работ (известно, что от глубокой модернизации корабля было решено отказаться), ставит перспективы дальнейшего использования авианосца под сомнение.

«Не все считают продолжение ремонта целесообразным», — отметил собеседник «Известий» в военном ведомстве. «Есть разные мнения, в том числе и сводящиеся к тому, что на эти деньги лучше построить пару фрегатов или атомную субмарину», — добавил он.

По мнению собеседника редакции, «Кузнецов», если и вернется в строй, скорее всего будет использоваться в качестве учебного корабля и в дальние походы больше отправляться не будет.

«Возможно оптимальным был бы его перевод на Черное море, где в силу лучших климатических условий «Кузнецов» мог бы более эффективно выполнять задачи учебного авианосца, но это имеет смысл только в случае принятия принципиального решения о заказе нового авианесущего корабля для ВМФ России», — отметил собеседник редакции.

Фото: commons.wikimedia.org/Mil.ru

То же самое касается и планов глубокой модернизации авиагруппы корабля, недавно обнародованных в ряде СМИ. В соответствии с этими планами истребители МиГ-29КР/КУБР и Су-33 должны получить новое оборудование, обеспечивающее обмен информацией в реальном времени. «Глубокая модернизация имеет смысл для МиГ-29КР/КУБР, для Су-33, основу прицельного комплекса которых составляет морально устаревшая РЛС Н-001 «Меч», способная выдавать целеуказание одновременно не более чем на две цели, смысл есть только при условии замены радара, которая не целесообразна на столь возрастных машинах», — отметил собеседник редакции.

По мнению специалиста перспективы палубной авиации в настоящее время связаны, помимо совершенствования недавно поставленных палубных МиГ-29, с продолжением разработки нового самолета по теме ПАК КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), но эта разработка также прямо зависит от наличия решения о постройке нового авианосца.

Где он сейчас

Многие интересуются, где находится «позорище флота России» (так часто называют судно), и в каком оно состоянии на данный период времени.

Из последних новостей известно, что в 2016 году крейсер «Адмирал Кузнецов» сопровождал антитеррористическую операцию в Сирии, вследствие чего его отправили на ремонт.

В период восстановления судна на заводе в ноябре 2018 года случилась авария из-за перерыва в подаче электроэнергии. Поврежденное судно оставили на стоянке 35-го судоремонтного завода, где оно и расположено до нынешнего времени.

В начале 2019 года директор судостроительной компании Алексей Рахманов предоставил информацию, что корабль планируется отремонтировать в течение 2-3 лет. Глубокая модернизация выполнятся не будет. Место проведения ремонтных работ пока неизвестно в связи с отсутствием плавательного дока необходимого размера.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Прежние названия — в порядке присвоения:

-«Советский Союз» (проект),
-«Рига» (закладка),
-«Леонид Брежнев» (спуск на воду),
-«Тбилиси» (испытания)

Единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2015 год). Предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза.

Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

Постройка

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спуск на воду состоялся 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

Погрузка и установка вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений происходили на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года стартовали его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В ходе данных испытаний были осуществленны первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года осуществлены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После окончания цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Технические характеристики

Размеры

-Длина — 305,0 м
-Длина по ватерлинии — 270 метров
-Ширина наибольшая — 72 метра
-Ширина по ватерлинии — 35,0 м
-Осадка — 10,0 м
-Стандартное водоизмещение — 43 тыс. тонн
-Полное водоизмещение — 55 тыс. тонн
-Максимальное водоизмещение — 58,6 тыс. тонн

Энергетическая установка

-Паровые турбины — 4 х 50 тыс. лошадиных сил
-Количество котлов — 8
-Количество винтов — 4
-Мощность турбогенераторов — 9 х 1500 киловатт
-Максимальная скорость — 29 узлов
-Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль при скорости 29 узлов
-Экономическая скорость — 18 узлов
-Максимальная дальность плавания — 8000 миль при скорости 18 узлов
-Автономность — 45 дней

Вооружение

На 2014 год в составе авиакрыла находятся 20 самолётов и 17 вертолётов:

-14 палубных истребителей Су-33 (и ещё 7 Су-33 находятся на хранении)
-10 палубных истребителя МиГ-29К
-2 палубных учебно-боевых истребителя МиГ-29КУБ
-2 учебно-тренировочных самолета Су-25УТГ
-15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС
-2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31

Также авианесущий крейсер вооружен:

-12 х ПКРК 4К80 «Гранит»
-24 х ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
-8 х ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)
-2 х РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)
-6 х АК-630

Экипаж

-Экипаж — 1960 человек
-Авиаперсонал — 626 человек
-Командный состав — 55 человек

Россия
Скорость хода 29 (54 км/ч) узлов
Дальность плавания 8000 миль
Водоизмещение 58,6 т
Осадка 10,0 м

Глазами младших офицеров и матросов

На форуме Balancer`а есть целых три поста, в которых авторы делятся впечатлениями о походе «Адмирала Кузнецова» из Севастополя в поселок Видяево — место базирования авианесущего крейсера на Северном флоте.

Посетитель под ником Oldcondor сообщает: «…Мы на три недели попали в такую передрягу, что и вспоминать не хочется. Половину экипажа набрали с других кораблей, вторая половина — всякие инженеры, наладчики с завода, спецназ, офицеры штаба ЧФ и проч. Были даже пограничники и какая-то береговая охрана из Севастополя.

А у нас, на всякий случай, восемь ярусов надстройки, семь палуб и две платформы. Все это разделено на 53 схода. Географию судна никто толком не знает. Личный состав — слепые котята — тычутся по всем палубам. Никого никуда посылать нельзя. Гонец обязательно заблудится, и тогда нужно объявлять «загонную охоту», чтобы найти скитальца… Впрочем, можно охоту не объявлять, человек проголодается и сам вернется к людям. Правда, есть опасность, что этого матроса приютят «земляки», тогда он два дня будет спать, сачковать от вахты, а это при нехватке людей начальством не приветствуется…».

— «Земляки» — уникальное изобретение. — Продолжает воспоминания форумчанин под ником Capitan Sidor. — На «Кузнецове» землячества появились уже на второй день хода, сразу после Босфора. Весь экипаж разделился на «русских», «хохлов», «молдаван», «грузин» и «прибалтов». Были еще, кажется, какие-то азиаты: не то таджики, не то узбеки, точно не помню. Хохлы все время хотели бежать на родину. При выходе из Босфора они бросили за борт три плота, пытались скопом добраться до турецкого берега. Всех, конечно, выловили и спрятали в карцер до самого Видяево…

Грузины тащили из камбуза все подряд. Однажды при погрузке продовольствия увели целую говяжью тушу под носом у вахтенного офицера… У них на четвертом ярусе, где были пустые каюты летчиков и десантуры, образовалась своя шашлычная. Ребята бойко торговали…

Молдаване — мирный, безропотный народ. Все сосредоточились в боцманской команде и особых хлопот нам не доставляли. Зато эстонцы и латыши сразу ушли в «катакомбы» — на самые нижние ярусы — наверх их было не загнать…».

Рота охраны — корабельный ОМОН — была задействована в походе по полной программе. Ребята охраняли белую кость на «острове» (командная надстройка — авт.) и охраняли хорошо. Без ОМОНа никто никуда не перемещался. Только Срезневский — командир БЧ-6 — не боялся спускаться ниже 4-го яруса… Всех остальных офицеров ждала неминуемая расправа. Они, как правило, в темноте бывали раздетыми и ограбленными…».

Нельзя относиться к сообщениям на форумах как к достоверным фактам и, тем более, как к историческому источнику. Анонимные корреспонденты безнаказанны в своей писанине. Они говорят то, что хотят. Ответственности никакой. Тем не менее, статистика негативных отзывов о последнем авианесущем крейсере николаевской постройки заставляет задуматься.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» — видео

https://youtube.com/watch?v=4Ji-SwKPk8I

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1), а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К корабельного базирования.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет чрезвычайно мощное и постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-ми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48000 снарядов). Также авианосец имеет весьма совершенную эшелонированную защиту от торпед из 2-х установок РБУ-12000 (60 ракет) включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развертывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца. Авианосец имеет также конструкцию обеспечения живучести с множеством переборок выдерживающим попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственно ордера, который может сосредоточится на уничтожении носителей ракет и торпед.

Авианосец является также носителем 12-и вертикальных пусковых установок 4К-80 для тяжелых ракет Гранит способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Черном Море, т.к. по конвенции Монтре проход чистых авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен.

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года (г. Николаев, УССР). От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в ТАВКР «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

«Крыловские» проекты

ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) разработал как минимум три варианта инновационных концептов АВ водоизмещением от 44 до 100 тысяч тонн. Заметим, КГНЦ по факту представляет исследовательский институт с высоким кадровым потенциалом и прекрасной лабораторной базой. Достаточно сказать, что в его распоряжении самый крупный в мире «опытовый бассейн» длиной 1.322 метра. Отсюда и самые передовые схемы кораблей, основанные на новейших достижениях научно-технического прогресса.

Сначала на суд общественности был представлен АВ проекта 23000 «Шторм». Его впервые показали на МВТФ «АРМИЯ-2015» в виде масштабной модели. Таблица характеристик относилась к экспортному варианту «Шторм-Э» с газотурбинной силовой установкой, тогда как для собственного флота предлагалась ядерная.

Реакторы серии «РИТМ», устанавливаемые на новые ледоколы, надёжны и достаточно производительны для обеспечения всех корабельных систем как паром, так и электричеством. Поэтому атомный авианосец предпочтительнее по соображениям использования паровых и электромагнитных катапульт для начального разгона стартующих с палубы самолётов. Хотя атомных авианосцев в составе ВМФ России пока не было, нашими военными моряками накоплен огромный опыт практической эксплуатации подводных и надводных крейсеров неограниченной дальности плавания, так что технические риски здесь минимальны.

Своими размерами (водоизмещение в пределах ста тысяч тонн, длина — 330 метров) «Шторм» близок к американским АВ типа «Нимиц». Равно как и зарубежный аналог, он предназначен для выполнения ряда задач на большом удалении от пункта базирования, главная — нанесение ударов по наземным и морским целям противника посредством самолётов авиагруппы. Достоинство проекта — его бескомпромиссность. Все конструкторские решения подчинены единой — наилучшему выполнению авианосцем возложенной на него миссии.

Фото автора
Модель проекта 23000 «Шторм».

Как бы отвечая на критику, КГНЦ позднее представил менее амбициозный проект под неофициальным названием «мини-Шторм» с газотурбинной силовой установкой. Полный ход уменьшился с 30 до 25 узлов, но остаётся достаточным для обеспечения взлётно-посадочных операций истребителей типа МиГ-29К. Состав авиагруппы сократился до уровня «Кузнецова». А тот, как известно, рассчитан на базирование и обслуживание до 28 самолётов и 24 вертолётов, а практически при выходе в море несёт не более 40 ЛА.

Следующий шаг в развитии концептов Крыловского центра — вариант с корпусом «полукатамаран». Масштабную модель такого АВ можно было увидеть на МВТФ «АРМИЯ-2019». Достоинством проекта выступает передовая схема, позволяющая, при достаточных внутренних объёмах, обеспечить хорошие мореходные качества, прежде всего — высокую устойчивость корабля с широкой лётной палубой, что, безусловно, ценно при проведении взлётно-посадочных операций. Схема «полукатамаран» также обещает снижение гидродинамического сопротивления, а, значит, сокращается потребная мощность энергетической установки для обеспечения заданной скорости хода.

Фото автора
Проект под неофициальным названием «мини-Шторм» с газотурбинной силовой установкой.

Невское предложение

Своё видение авианосцев предложило и ПАО «Невское ПКБ» из состава ОСК. Старейшее среди отечественных проектных организаций бюро специализируется на крупнотоннажных боевых кораблях. В стенах предприятия на Васильевском острове появились все без исключения комплекты чертежей тяжёлых авианесущих крейсеров, универсальных и больших десантных кораблей, а также кораблей-доков, построенных по заказам Советского Военно-Морского Флота.

Проект 11430Э «Ламантин» представляет следующий шаг в развитии линейки ТАВКР серии 1143. Впервые его масштабную модель показали на военно-морском салоне IMDS’2019. «Ламантин» предназначается для обеспечения базирования и боевого применения авиагруппы из ЛА нескольких типов, способных применять средства поражения по воздушным и морским целям, а также наземным объектам противника в океанской, морской и прибрежной зонах. Подобный АВ обеспечивает боевую устойчивость корабельных группировок, а также защиту морского десанта от ударов вражеской авиации, надводных и подводных кораблей.

Фото автора
Макет нового тяжёлого авианосца «Ламантин» .

Несмотря на внешнее сходство, «Ламантин» значительно совершеннее «Ульяновска» по корпусному насыщению. Энергетическая система использует четыре паропроизводящих установки на основе ядерных реакторов типа «РИТМ». Радиоэлектронное вооружение и авиационно-технические средства — самые современные, созданные на основе опыта практической эксплуатации «Кузнецова» и «Викрамадитья». Предусмотрена возможность установки электромагнитной катапульты в дополнение к паровой (на проекте 1143.7).

Основное отличие «Ламантина» от концептов ФГУП «КГНЦ» заключается в том, что его разработчики максимально использовали задел и опыт, полученный при создании ТАВКР линейки 1143. Предложение Невского ПКБ не содержит «экзотических» решений. Все технологии промышленностью освоены и понятны в плане реализации, что гарантирует снижение стоимости программы строительства новых авианесущих кораблей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector