Корабли проекта 23900: универсальные десантные собственной разработки

Бесполезные корабли

Скорее всего УДК «Прибой» окажутся дорогими, но бесполезными игрушками.

Во-первых, проведение любой десантной операции в качестве ключевого условия предполагает завоевание господства на море и в воздухе в районе высадки и на маршрутах движения десантных отрядов, причем на достаточно долгое время. Иначе десант потопят на переходе морем и уничтожат в районе высадки еще до того, как морская пехота окажется на берегу. То есть УДК-вертолетоносцы должны входить в состав мощных авианосных соединений, прикрываясь с воздуха палубной авиацией, а с моря – крейсерами и эсминцами УРО. ВМС США такие возможности имеют. А что можно сказать о ВМФ РФ?

«Прибой» в макете. Фото: static.360tv.ru

Но сегодня наш флот способен обеспечить захват такого господства только в акваториях морей и океанов, прилегающих к нашим границам. Точнее – на радиус действия береговой истребительной авиации, на удалении от побережья до 300–400 километров. Авианосцев у страны нет, не хватает мощных надводных кораблей, РФ строит лишь «корветно-фрегатные» надводные силы отнюдь не океанского класса. Ни единого крупного боевого корабля в «новой России» пока не смогли построить, пользуясь остатками советского величия.

Во-вторых, действия десанта на берегу должны опираться на мощную огневую поддержку и должное материально-техническое обеспечение. Сегодняшние российские ВС могут это обеспечить только на удалении радиуса фронтовой авиации – около 600–700 километров максимум. Наш единственный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» своей ограниченной по численности авиагруппой ни одну из названных задач самостоятельно, без поддержки авиации наземного базирования, решить не в состоянии, даже в интересах обеспечения десанта тактического масштаба при наличии более-менее серьезной противодесантной обороны у противника. Если, конечно, не рассматривать в качестве основного предназначения нашего УДК войну против иррегулярных формирований, не имеющих серьезного вооружения.

То есть наши ВС способны обеспечить приемлемые условия для морских высадок в районах, где к участию к выброске воздушного десанта вполне может быть привлечена военно-транспортная авиация. А это значит, что для «вертикального охвата» более эффективными могут стать силы, высаживаемые с самолетов и вертолетов берегового базирования. УДК в таком случае не особенно нужен: морской десант на берег можно выбросить с десантных кораблей других классов, существенно более дешевых.

Итак, в тех районах, где использование УДК дает реальный выигрыш в сравнении с обычными десантными кораблями, наши ВС не могут создать ключевые условия для успешных высадок с моря. А там, где эти условия могут быть созданы, корабль типа «Прибой» не нужен. Даже советский ВМФ не ставил перед собой задач строительства УДК по причине отсутствия необходимого состава кораблей (прежде всего авианосцев) для обеспечения десантных действий на больших удалениях от своего побережья. В СССР самым крупным типом десантных кораблей был десантно-вертолетный корабль-док проекта 1174.

В США же этот класс кораблей создавался именно для экспедиционных действий в рамках концепции «проецирования силы» на значительных удалениях от своей территории для заокеанских экспедиций. Но Америка имеет глобальную систему баз и мощный океанский флот, способный обеспечить успешную высадку десантов практически в глобальном масштабе.

А на каких дальних берегах собрались высаживать наших морпехов с УДК проекта 23900? На Балтике и Черном море они бесполезны. Для десантов на атлантических побережьях они негодны в силу слабости ВМФ РФ. По тем же причинам отпадают Япония, Китай, страны АТР. Неужели в Москве собрались вести войны в Африке? Не под прикрытием ли американских авианосцев? Стоило ли тогда тратить 80 миллиардов рублей на два ненужных гиганта, в то время как средств в казне не хватает на действительно нужные ВМФ корабли? Хотя бы для прикрытия районов патрулирования наших субмарин-«стратегов»?

Военно-морской хищник: зачем флот России вооружают «Катранами»

Два несущих винта, усиленный корпус, новейшие ракеты и «самолетный» радар — холдинг «Вертолеты России» заявил о приоритете программы по вооружению ВМФ России уникальными винтокрылыми машинами Ка-52К «Катран». Морской вариант знаменитого камовского «ударника» гораздо лучше приспособлен для суровых флотских будней, чем его фронтовые «коллеги» из Воздушно-космических сил. Для «оморячивания» вертолета применен целый набор оригинальных технических решений, многие из которых не имеют аналогов за рубежом и в чем-то революционны. Тем не менее у «Катрана» довольно непростая судьба — у флота пока нет под него специализированных кораблей. Об особенностях Ка-52К и палубах для его посадки — в материале РИА Новости.

Дизайн

«Лавина» — первое обозначение класса, представленное на военно-техническом форуме «АРМИЯ-2015», — это более тяжелый вариант конструкции Крылова водоизмещением около 24 000 тонн. «Прибой» относился к более легкому варианту «Невского» водоизмещением около 14 тысяч тонн.

Однако, судя по изображениям, показанным Владимиру Путину на выставке, посвященной будущему ВМФ России в январе 2020 года, два ПМР проекта 23900, заказанные для ВМФ России, по всей видимости, являются производным от французского класса Mistral , имеют схожую архитектуру и размеры. Проект 23900 будет еще больше и водоизмещением около 40 тысяч тонн.

20 июля 2020 года на официальной церемонии закладки проекта 23900 было продемонстрировано компьютерное изображение военного корабля. Судя по этому изображению, дизайн Project 23900 выглядит как гибрид Lavina и Mistral.

Теория и практика

Универсальный десантный корабль (УДК) – средство обеспечения высадки ротной или батальонной тактической группы с тяжелой техникой без подхода корабля к урезу воды, а иногда вообще из-за горизонта с безопасной дистанции. УДК может высадить десант методом «вертикальный охват», когда часть сил десанта действует с вертолетов как десантно-штурмовой отряд, а часть сил высаживается с техникой на берег. Может весь десант высадить на берег, обеспечив поддержкой ударных вертолетов с воздуха, может высадить почти всех морских пехотинцев с воздуха в несколько волн, доставив потом на захваченный плацдарм подразделения с тяжелой техникой.

Для этого у УДК есть помещения для размещения десанта, ангар для вертолетов, запасы средств материально-технического обеспечения для высадившихся войск на несколько дней, десантная палуба для тяжелой техники, док-камера для размещения в ней десантных катеров различных типов. На корабле находится командный центр, с которого ведется управление десантной операцией, на него же доставляют раненых, там есть врачи и операционные, например на американских УДК типа «Уосп» этих операционных шесть.

“ По наличным исправным и боеспособным надводным кораблям наш флот опустился до уровня примерно Южной Кореи и это в лучшем случае ”

УДК не может выполнять задачи сам по себе. Чтобы поднять «в одну волну» достаточный по силе воздушный десант, необходимы корабельные вертолеты с большой вместимостью, которые еще и помещались бы в корабельном ангаре. Чтобы высадить весь десант одновременно, нужны специальные бронемашины с хорошей мореходностью, способные идти по волне на большие расстояния. Зависимость между тем, сколько на борт корабля берется десантников, а сколько тыловиков, какое при этом количество десантных бронемашин несет корабль и сколько тяжелых десантных катеров, сколько десантных вертолетов есть на борту и какой они вместимости, очень жесткая.

Так, если нет или не хватает мореходных десантных бронемашин, то часть десанта придется доставлять челночными рейсами катеров и в бою за высадку эти подразделения участвовать не будут. Если десантные вертолеты на борту слишком маленькие, то не получится выполнить «вертикальный охват» – нужное число десантников просто невозможно доставить на берег по воздуху в один подъем, а это увеличивает риски для тех, кто высаживается с воды. Не хватает грузоподъемности катеров – десант идет в бой без танков.

УДК – это не просто большой корабль: для того, чтобы его потенциал был реализован полностью, он должен образовывать единую систему с взаимодействующими силами. Такие вещи, как число взлетных позиций для вертолетов на палубе, численность десанта, тыловых частей, организационно-штатные структуры десанта и тыловых частей, вместимость, тактико-технические характеристики и количество десантных бронемашин, вместимость, грузоподъемность и количество десантных катеров, размер десантной палубы, число вертолетов, вместимость и их грузоподъемность, – все должно находиться в жесткой взаимоувязке друг с другом.

Заграница нам поможет

Сейчас на судостроительном заводе «Залив» в Керчи идет строительство двух УДК проекта 23900 Зеленодольского ПКБ – «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». До сих пор российское судостроение (после 1991 года) не подступалось к строительству таких гигантов. Полное водоизмещение кораблей – 40 тысяч тонн, длина – 220 метров, ширина – 38 метров, осадка– 8 метров. Суммарная мощность силовой установки – 78 тысяч лошадиных сил. Полная скорость хода – 22 узла. Дальность плавания – 6000 миль, автономность – 60 суток. Экипаж – 320 человек, не считая состав авиационной группы.

Корабль способен вмещать до 1000 десантников и 75 единиц боевой техники. Для высадки десанта в доковой камере имеются четыре быстроходных десантных катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна» водоизмещением 100 тонн. Скорость катера – 30 узлов. Вместимость – 100 десантников или один основной боевой танк, или два БТР/БМП. Противовоздушную оборону УДК обеспечивают два комплекса «Панцирь-М».

Сейчас, поскольку ни в ВМФ, ни в ВВС нет СВВП, предполагается, что авиационная группа будет состоять из 20 вертолетов различного типа – ударных Ка-52К «Катран», а также противолодочных, транспортных, ДРЛО. При этом по плану УДК будут переданы заказчику – Министерству обороны в 2028 и 2029 годах. То есть в лучшем случае в начале 30-х годов, поскольку куда более простые фрегаты у нас строят по семь-восемь лет.

«МиГ» обещает построить первые опытные образцы нового палубного самолета в течение нескольких ближайших лет. Ну а готовность новой машины пятого поколения можно ожидать также в начале 30-х годов. Если, конечно, все пойдет нормальным образом и не придется в середине пути полностью переделывать истребитель.

К этому моменту будут готовы и УДК. Так что разместить на них перспективную разработку «МиГ» было бы вполне логично. Потому что самолет, разумеется, – более мощное оружие поддержки десанта, чем вертолет. У него выше скорость, маневренность и время полета. Самолет может иметь большую ракетно-бомбовую нагрузку. И высота полета у него больше, ПЗРК типа «Стингер» его не достанет. Кроме того, миговский самолет будет обладать минимальной заметностью для радаров противника. В отличие от вертолета Ка-52К.

Однако и в этом случае возникает вопрос относительно стоимости самолета. Для двух УДК понадобится максимум 30 машин. Это мало. Потому что стоимость разработки, а она должна быть весьма солидной, поделенная на незначительную серийность выпуска, приведет к страшной дороговизне миговского палубного истребителя. Ситуация может выправиться, если для ВМФ России будут построены еще несколько УДК. Хотя бы пара.

Но существует и еще один способ снижения стоимости, который формулируется так: «Заграница нам поможет». У СВВП высокий потенциал для продажи на внешнем рынке. Все-таки УДК – более распространенный вид кораблей, чем авианосцы. Есть они у Египта, есть у Бразилии. Строят их Китай и Турция. Индия вполне может принять решение обзавестись ими. Это лишь те держатели УДК, кто мог бы заинтересоваться российским самолетом. Нет среди них, ясное дело, стран, входящих в НАТО. Турция, демонстрирующая крайнюю степень независимости, когда речь идет о ее геополитических интересах, тут исключение.

О характеристиках новой разработки РСК «МиГ» мало что известно. Компания сообщила лишь, что это самолет-невидимка, максимально скрытный для радаров и инфракрасных датчиков противника. И у него будут два двигателя.

Вооружение

Помимо боевых вертолётов, наши УДК получат и серьёзное штатное вооружение для обеспечения собственной безопасности. Возможно (хотя облик кораблей пока ещё окончательно не определён) это будут, исходя из функциональных критериев, два ЗРК «Панцирь-М», два ЗРАК «Палаш» и 100-мм артиллерийская установка А-190.

Французский аналог вооружён намного слабее. Он может «похвастаться» лишь мини-пушками М134 (2 ед.), двумя пусковыми установками «Simbad», да четырьмя 12,7-мм пулемётами.

Как видим, ничего похожего ни по форме, ни по сути, ни по возможным боевым задачам, ни по инженерной начинке, ни по силовой установке между будущим российским и уже давно существующим и быстро устаревающем французским кораблём нет.

Наш УДК имеет лишь отдалённое сходство с французским аналогом

Российский проект тяжелее и мощнее относительно французского вертолётоносца. У «Прибоя» проекта 23900 полётная палуба шире на 15 метров, а осадка корпуса глубже на метр.

Кроме того, француз слабо защищён и не способен выдержать прямого боестолкновения. Именно поэтому Париж использует такие корабли и как командный пункт, и как военный госпиталь. Российский же УДК гораздо ближе по функционалу к ещё тому — советскому — проекту восьмидесятых годов прошлого века.

Не подходит французский вертолётоносец российскому ВМФ  и по базовым критериям: у него только одно машинное отделение, а у наших боевых кораблей их должно быть раздельных два, что обеспечивает живучесть боевой единицы при огневом контакте с противником. У француза не изолированы топливные резервуары, при поражении которых огонь может перекинуться на критически важные узлы и механизмы.

defense.gouv.fr
Французский «Мистраль» вооружён намного слабее российского УДК по многим базовым критериям.

Кроме того, гребные винты «Мистраля» смонтированы на поворотных винторулевых колонках с электрическим приводом, которые обеспечивают этому плавсредству сверхманёвренность. Наша промышленность не производит электрических колонок такой мощности. Соответственно, и схема главной энергетической установки у российского УДК будет другой — скорее всего, дизель-газотурбинной.

Перерыв закончен

Последние десятилетия у России не было ни одного УДК. Свои вертолетоносцы — противолодочные крейсеры «Москва» и «Ленинград» проекта 1123 «Кондор» — были на вооружении во времена СССР, однако в 1990-е их продали в Индию на металлолом. Вертолеты могли располагаться и на борту тяжелых авианесущих крейсеров «Минск», «Киев», «Новороссийск» и «Баку» проекта 1143 «Кречет», а также «Адмирал Кузнецов». Но все они, кроме последнего, также были выведены из состава флота после распада Советского Союза.

В постсоветские годы вопрос о строительстве вертолетоносцев даже не ставился. Считалось, что они нужны для действий у далеких берегов, которых принятая тогда военная доктрина не предполагала. Когда в 2011 году Минобороны заказало у Франции «Мистрали», вокруг этой сделки начались долгие дискуссии — так ли уж необходимы эти УДК в составе российского флота. Позднее боевые действия в Сирии и появление очагов нестабильности в разных регионах мира показали: без кораблей, способных принять на борт морпехов, технику и вертолеты, не обойтись.

По условиям соглашения между Парижем и Москвой Франция обязалась произвести два вертолетоносца. Еще два корабля должны были построить на российских заводах по французскому проекту. Набор экипажей для первых двух УДК данного типа начался осенью 2013 года. Кандидатов отбирали на конкурсной основе из лучших офицеров и матросов-контрактников. После укомплектования команды прошли первоначальную подготовку в Санкт-Петербурге, а затем отправились во Францию, чтобы ознакомиться с устройством вертолетоносцев.

Для их обучения Россия подписала контракт с французской компанией DCI, которая специализируется на обучении персонала для обслуживания и эксплуатации строящейся военной техники для иностранных заказчиков. Обучение россиян должно было вестись на французском языке с синхронным переводом на русский и продолжаться несколько месяцев.

Группа из 400 членов экипажей прибыла в Сен-Назер в июне 2014 года на борту учебного корабля «Смольный». В сентябре и октябре один из построенных вертолетоносцев дважды выходил в море на 10 суток с россиянами на борту. Однако в 2015-м, когда российские экипажи уже осваивали «Мистрали» в море, глава Пятой республики Франсуа Олланд отказался передавать корабли РФ из-за санкций.

удк

Универсальный десантный корабль «Владивосток» класса «Мистраль» в доках французской компании SNX France, Сен-Назер, Франция, 31 октября 2014 года

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Как ранее сообщали «Известия», для кораблей, которые заложат в Керчи на этой неделе, уже начали подбирать команды. Главкомат ВМФ прорабатывает организационную структуру и штатное расписание экипажей. В их состав помимо моряков войдут представители авиации и морпехи

Особое внимание уделяют авиатехническим должностям. Квалификация специалистов должна соответствовать самым высоким требованиям, так как им предстоит поддерживать боеспособность техники вдали от российских баз и проводить ремонт любой сложности в стесненных условиях, имея ограниченный набор инструментов и аппаратуры

— Экипажи УДК заранее соберут в казармах на берегу, где проведут теоретическое изучение корабля, — рассказал «Известиям» бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов. — Параллельно команда начнет выезжать на завод, где строится УДК, для закрепления знаний на практике. Также матросам и офицерам предстоит принять участие в заводских и государственных испытаниях, на которых отрабатывается управление кораблем. После этого УДК передадут в состав ВМФ. Вертолетчики параллельно с моряками пройдут подготовку на береговых аэродромах с обязательной отработкой таких важных элементов, как взлет и посадка на палубу. После сдачи корабля ВМФ их перебазируют непосредственно на УДК. Вместе с ними прибудут специалисты, отвечающие за обслуживание авиатехники.

Команды должны быть укомплектованы к 2022 году. К этому сроку составят и учебную программу для подготовки. После ее утверждения моряки приступят к занятиям, а затем им предстоит принять построенные корабли.

«Мистрали» проплыли мимо

Какую платформу будет использовать миговский истребитель? Ведь авианосный флот у нас представляет лишь один «Адмирал Кузнецов», у которого осталось совсем мало ресурса. Не надо быть прорицателем, чтобы понять, что к моменту готовности миговской разработки «Кузнецов» уже будет выведен из состава флота. А вероятность постройки новых авианосцев в какие-то обозримые сроки маловероятна. Поскольку на те же деньги, которые надо будет истратить на плавучий аэродром, можно построить двадцать атомных подводных лодок, традиционно имеющих существенно более высокий приоритет в глазах военного руководства.

Остается надеяться на то, что самолеты будут продаваться за границу. Но и тут не так уж много вариантов. Да, пожалуй, только один – Индия, которая эксплуатирует на палубе своих авианосцев (совсем скоро их будет два) российские МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Но это от силы 60–80 истребителей.

Китай на своих авианосцах использует самолеты собственной разработки – J-15. Они, конечно, весьма похожи на немолодые уже Су-33. Однако КБ, институты и промышленность КНР движутся вперед семимильными шагами. Можно ожидать, что через 10 лет на палубах пяти – семи авианосцев (а их будет не меньше) станут размещаться уже истребители пятого поколения.

Правда, существует еще один вариант. В настоящий момент РСК «МиГ» занимается компьютерным моделированием, выбирая наиболее оптимальные варианты построения палубного истребителя и беспилотника к нему. То есть работы находятся на этапе эскизного проектирования, когда пока еще не полностью понятны характеристики самолета, которые могут быть достигнуты.

В качестве одного из вариантов рассматривается возможность создания палубного самолета вертикального взлета и посадки (СВВП), который можно использовать и на авианосцах. Но наиболее оптимально применять их на универсальных десантных кораблях (УДК), не имеющих ни трамплина для взлета, ни катапульты, ни аэрофинишера.

Данный тип кораблей появился в США в самом начале 70-х годов. Он объединил разрозненные функции морского десантирования, которые до того были поделены между десантными кораблями различной специализации. В связи с этим корабль получился очень солидным – водоизмещением, достигающим 40 тысяч тонн и более. УДК доставляют на занятый противником берег и морскую пехоту, и технику, которой пользуются морпехи, и поддерживают десант ракетным и артиллерийским огнем, а также ударной авиацией.

На американских УДК находится до сорока различных летательных аппаратов. Первоначально это были вертолеты и британо-американские СВВП «Си Харриер». Теперь в авиационные группы начинают входить беспилотники и истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35B с вертикальным взлетом и укороченной посадкой и конвертопланы.

В настоящий момент у России нет ни одного УДК. Несколько лет назад была перспектива обзавестись двумя французскими «Мистралями». Их называли вертолетоносцами по той простой причине, что у России нет СВВП. Хотя могли бы и быть, но об этом чуть ниже. В связи с санкциями «Мистрали» проплыли мимо России и оказались в ВМС Египта.

Атомное превосходство

К главным достижениям отечественного судостроения эксперты относят введение в строй новых кораблей проектов «Борей-А» и «Ясень-М».

Машины проекта 885М («Ясень-М») были разработаны конструкторами АО «СПМБМ «Малахит» (Санкт-Петербург). Строительство атомных субмарин данного класса ведётся в Северодвинске, на предприятии АО «ПО «Севмаш».

Также по теме


«Укрепит боеготовность российского флота»: на что способен новый малый ракетный корабль «Грайворон»

Черноморский флот РФ пополнится малым ракетным кораблём «Грайворон», оборудованным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК». В…

Многоцелевые АПЛ предназначены для поражения боевых надводных кораблей, транспортных средств, подводных лодок и наземных объектов противника. «Ясени» оснащены восемью вертикальными пусковыми установками, способными запускать крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс». Также АПЛ несут на борту по 30 торпед калибра 533 мм.

В начале мая на баланс ВМФ России была принята АПЛ проекта 885М «Казань» — судно стало головным крейсером серии.

Как ранее сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, вторая субмарина проекта 885М, «Красноярск», может быть спущена на воду в августе этого года.

Первый серийный ракетоносец проекта 995А («Борей А») «Князь Олег» был спущен на воду летом 2020 года. Об этом сообщили в ПО «Севмаш», занятом выпуском кораблей этой серии. Как уточнил в апреле 2021 года гендиректор Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, АПЛ «Князь Олег» будет передана флоту в октябре.

Подводные корабли проекта «Борей» должны заменить устаревшие АПЛ третьего поколения 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».

Начиная с 2013 года ВМФ получил три ракетоносца проекта «Борей»: К-535 «Юрий Долгорукий», АПЛ К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах».

  • Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»
  • РИА Новости

Параллельно велась разработка модернизированной серии АПЛ проекта 995А («Борей-А»). Головной корабль серии К-549 «Князь Владимир» был передан военным в 2020 году.

Помимо «Князя Владимира» и «Князя Олега», в рамках проекта будут построены АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Все они уже заложены на «Севмаше».

«Бореи» обеих модификаций несут на борту 16 МБР «Булава» с ядерными боезарядами. Одним из важных преимуществ АПЛ проекта «Борей» считается малая заметность. Она обеспечивается использованием звукопоглощающих материалов. Всего планируется построить десять кораблей этой серии.

Как отметил Владимир Поспелов в комментарии РИА Новости, Россия может продолжить строительство стратегических подводных ракетоносцев проекта 995 и после сдачи законтрактованных на сегодняшний день кораблей.

Также по теме


Гибридная субмарина: что представляет собой российский погружающийся патрульный корабль «Страж»

Российское Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Рубин» ведёт разработку ныряющего патрульного корабля «Страж». Об этом сообщили в…

«Серия может быть продолжена. Проект показал себя как удачный, имеет хорошие перспективы по модернизации», — пояснил он.

Он также напомнил, что суммарно возможное количество носителей МБР с ядерными боезарядами определяется договором СНВ-3.

Как отмечают эксперты, флот играет важнейшую роль в качестве компонента стратегических ядерных сил страны.

«Известно, что именно баллистические ракеты подводных лодок составляют значительную долю в нашем потенциале стратегического ядерного сдерживания. Это самый скрытный и самый мобильный компонент наших стратегических ядерных сил. В этом смысле флот должен в первую очередь обеспечивать оперативное развёртывание, прикрытие районов применения наших ракетных подводных крейсеров стратегического назначения», — пояснил Виктор Мураховский. 

Вторая важная задача ВМФ — обеспечение безопасности мореплавания и границ ближней морской зоны. Её выполняют корветы, малые ракетные и патрульные катера.

«Флот должен восстанавливать свои возможности, этот процесс мы сейчас и наблюдаем», — добавил эксперт.

Похожее мнение высказал и Игорь Коротченко.

«Флот обеспечивает ядерное сдерживание своей морской стратегической компонентой. Также ВМФ вносит свой вклад в потенциал неядерного сдерживания. Особую роль сегодня играют морские носители крылатых ракет «Калибр»», — подытожил эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector