Большие десантные корабли проекта 775

Состав серии

БДК этого проекта строились с 1974 года по 1985 год. За этот период на верфи «Stocznіa Polnocna» в Польше было произведено 25 кораблей проекта 775 и 3 корабля модернизированного проекта (отличаются вооружением) 775М (775/III), которыми была завершена серия. Головной корабль СДК-47 (заводской № 775/1) проекта был построен в 1974 году. Один корабль в 1979 году был экспортирован в Йемен.

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный  — списан, утилизирован или потерян Серый  — находится на хранении

Название б/н Зав. № В строю Флот Состояние Примечания
Проект 775 — 12
СДК-47 (БДК-47) 134 775/1 01.07. БФ Списан 17.12.
СДК-48 (БДК-48) 061 775/2 30.06. ТОФ Списан 05.07.
СДК-63 (БДК-63) 083 775/3 30.06. ТОФ Списан 05.07.
СДК-90 (БДК-90) 058 775/4 30.11. ТОФ Списан 05.07.
СДК-91 (БДК-91) 012 775/5 30.06. СФ В строю с 07.05. — «Оленегорский горняк»
СДК-181 (БДК-181) 083 775/6 09.10. ТОФ Списан 05.07.
СДК-182 (БДК-182) 027 775/7 23.02. СФ В строю с 09.02. — «Кондопога»
СДК-183 (БДК-183) 035 775/8 15.03. СФ Списан 22.06. с 10.04. — «Котлас»
СДК-197 (БДК-197) 055 775/9 21.09. ТОФ Списан 05.07.
СДК-200 (БДК-200) 011 775/10 1977 СФ Списан 30.06.
СДК-55 (БДК-55) 031 775/11 30.07. СФ В строю с 09.05. — «Александр Отраковский»
СДК-119 (БДК-119) н/д 775/12 27.02. ВМС Йемена Затонул 01.02. В 1979 передан Йемену; списан в 2002 году; с 2002 года — сухогруз «Sam Of Yemen»
Проект 775/II — 13
БДК-14 070 775/13 31.08. ТОФ Списан 03.05.
БДК-101 066 775/14 19.12. ТОФ В строю с 24.01. — «Ослябя»
БДК-105 125 775/15 02.03. БФ Списан 10.04.
БДК-98 055 775/16 28.09. ТОФ В строю c 25.07. — «Адмирал Невельской»
БДК-32 039 775/17 1982 СФ Списан 10.04.
БДК-43 127 775/18 30.05. БФ В строю с 16.09. — «Минск»
БДК-58 102 775/19 09.12. БФ В строю с 30.04. — «Калининград»
БДК-45 016 775/20 05.03. СФ В строю с 27.07. — «Георгий Победоносец»
БДК-56 42 775/21 1985 ЧФ В строю с 1991 года — «Константин Ольшанский»
БДК-60 110 775/22 31.12. БФ В строю с 12.11. — «Александр Шабалин»
БДК-64 158 775/23 30.09. ЧФ В строю с 10.05. — «Цезарь Куников»
БДК-46 142 775/24 30.11. ЧФ В строю с июля 2002 года — «Новочеркасск»
БДК-67 156 775/25 30.04. ЧФ В строю с 03.01. — «Ямал»
Проект 775/III — 3
БДК-54 151 775/26 12.10. ЧФ В строю с 23.11. — «Азов»
БДК-11 077 775/27 10.04. ТОФ В строю с 24.01. — «Пересвет»
БДК-61 130 775/28 10.07. БФ В строю с 30.08. — «Королёв»

Тактико-Технические характеристики

5.1 Основные характеристики

  • Водоизмещение: 3500 т нормальное, 4080 т — полное
  • Длина: 112,5 м
  • Ширина: 15 м
  • Осадка: 3,7 м
  • Двигатели: 2 дизеля
  • Мощность: 2 × 9 600 л. с.
  • Скорость хода: 18 узлов
  • Дальность плавания: 6000 морских миль на 12 узлах
  • Экипаж: 8 офицеров, 13 мичманов, 67 матросов.

5.2 Вооружение

  • Две спаренные 57-мм артустановки АК-725 на 2200 выстрелов, оснащенные системой дистанционного наведения и управления огнем МР-103 «Барс»
  • Пусковая установка МС-73 для 122-мм НУРС «Град-М» на 320 выстрелов, оснащенная лазерным дальномерным устройством ДВУ-2 и системой управления огнём ПС-73 «Гроза»
  • 4 пусковые установки ЗРК «Стрела-2» c ракетами 9М32
  • 1 ПУ шнуровых зарядов
  • Радиолокационная станция общего обнаружения общего обнаружения МР-302 «Рубка» с дальностью действия до 100 км
  • НРЛС «Дон», предназначенная для поиска воздушных целей, находящихся на расстоянии до 50 км и надводных целей, находящихся на расстоянии до 25 км
  • Две пусковые установки КЛ-101 советского корабельного комплекса радиоэлектронного подавления, постановки пассивных помех и ложных тепловых целей ПК-16 с турбореактивными противорадиолокационными снарядами помех ТСП-60
  • Всережимные регуляторы частоты вращения RGA-58, два 16-цилиндровых дизеля типа 16ZVB 40/48 «Згода-Зульцер» мощностью 9600 л.с.. обладающие системой управления типа USSG-11.1, редукционная станция обеспечения сжатым воздухом в 0,15 МПа и 0,6 МПа
  • Две выдвижные кормовые вспомогательные винто-рулевые колонки.

Конструкция

БДК проекта 775 — многопалубный корабль типа «ro-ro» с танковой палубой, проходящей по всей длине корабля, и
развитой кормовой надстройкой. Надстройки изготовлены из легких сплавов. Водонепроницаемые переборки делят корпус на 12 отсеков. Корпус на всем своем протяжении имеет двойное дно. Танковый трюм имеет высоту двух межпалубных пространств. Он отделен от наружных бортов продольными переборками. По высоте трюма, между этими переборками и наружной обшивкой корпуса, расположены кубрики для личного состава десанта, оба МО (в 10-м отсеке) с газоходами и шахтами вентиляции, а также механизмы обслуживания носового высадочного устройства и кормового закрытия-сходни. Под палубой танкового трюма расположены балластные цистерны (обеспечивающие проход корабля во время высадки к урезу воды), а в междудонном пространстве -топливные цистерны. Корпусные конструкции в носовой оконечности имеют специальные подкрепления, предотвращающие деформацию обшивки во время касания грунта.

БДК имеет 2 носовых якоря и специальное кормовое якорное устройство, которое удерживает его на месте при приеме (выгрузке) техники у необорудованого берега, а также стягивает с мели при отходе от берега.

Большой десантный корабль проекта 775

Нормальное водоизмещение корабля составляет 4080 т,
наибольшая длина — 112.5 м, ширина — 15,01 м, осадка – 3,6 м.
Корабль может перевозить и высаживать десант, включающий 190 человек и 10 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.) в танковый трюме (длина 95 м, ширина 4.5 м, высота 4.5 м), на оборудованное, необорудованое побережье или на плав при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах.

Высадка десанта на
побережье…

Носовое высадочное устройство включает
носовые ворота и опускаемую аппарель, которая в походном
положении находится под створками ворот и опускается с помощью
гидравлического привода. Кормовое закрытие-сходня представляет герметично закрывающийся лацпорт.
Устройства управляются дистанционно с единого централизованного поста (основной режим) или с местных постов управления (резервный режим).

Высадка десанта с неплавающей техникой может
осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованое побережье с минимальным
уклоном дна 2 — 3 градуса (в зависимости от суммарной массы принятых на
корабль грузов), при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м.

Артиллерийское
вооружение

Артиллерийское вооружение включает спаренную 57-мм артустановку АК-725 с радиолокационной системой управления стрельбой
типа МР-103, дальностью стрельбы до 9 км и боекомплектом в 1100 снарядов на каждую АУ.
Скорострельность — 100 выстрелов в минуту. Осколочно-трассирующие снаряды оснащены контактными взрывателями. Стрельба может вестись в автоматическом режиме и в ручном режиме под управлением оператора.

     Артиллерийская установка
«АК-725»

Радиолокационное
вооружение

Корабль оборудован РЛС обнаружения воздушных
целей МР-302, двумя навигационными РЛС и средствами радиосвязи.
Предусмотрена установка пассивных систем радиоэлектронной борьбы.

Силовая
установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает
два дизельных двигателя Zgoda — Sulzer 16ZVB40/48 мощностью по 9600 л.с. работающих на два гребных
винта, расположенных в тоннельном образовании в кормовой оконечности корабля.
ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках.
Источниками электроэнергии служат три дизель-генератора ДГ-750 мощностью до 500
кВт.
Дальность плавания корабля скоростью хода 18 уз. при нормальном запасе
топлива составляет около 4000 миль.

Автономность корабля (по запасам провизии) достигает
30 суток.
Экипаж 98 человек, в т.ч. 8 офицеров.

Главная страница История Состав Гостевая книга

История появления

Битва при Писагуа 1879—1883 гг.

Корабли, с момента их появления, широко использовались для переброски войск и грузов по воде. В античности, в связи с огромной ролью мореплавания для тогдашней цивилизации, флот был необходим для ведения крупных войн. Он позволял быстро перебрасывать на большие расстояния целые армии, а затем и снабжать их, что было затруднительно сделать другими способами. К тому времени относится появление первых кораблей, способных перевозить сотни солдат со всем снаряжением.

Пионером в создании современных специальных высадочных средств в современную эпоху считается Великобритания. Ещё во время Крымской войны в 1854 году британцы применяли паромы для перевозки лошадей с кораблей на берег, представлявшие собой настилы над несколькими рядами связанных между собой пустых бочек.
В 1878 году, при высадке на остров Крит британскую Индийскую кавалерию доставляли на берег специально построенные паромы. Эти суда уже обладали характерными признаками будущих десантных кораблей: малой осадкой, просторным трюмом и наличием откидывающейся передней стенки (аппарели), которая служила сходней после того, как носовая часть садилась на грунт.

Одним из ярких примеров десантных операций 19-го века может служить времен Второй Тихоокеанской войны , когда 2-го ноября 1879 г. Чилийская армия высадила около 1200 чел. на необорудованное побережье.

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Согласно одному из “промежуточных” технических проектов в состав артиллерийского вооружения БДК “Иван Грен” входила 100-мм АУ А190. 31 мая 2010 года МО РФ в лице главкома ВМФ было принято решение № 704/4/НК/112-10 (том 1, листы дела 96-99) по оптимизации состава вооружения корабля проекта 11711. Данным решением из состава артиллерийского вооружения корабля исключены 100-мм АУ А-190-01 и МС-73М. Высказывалось мнение, что это было сделано по предложению завода-строителя, не укладывавшегося в выделенные по ГОЗу деньги. Для самообороны корабля были оставлены три АУ “Дуэт”.

Десантно-высадочные возможности

Десантовместимость — до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.

На кораблях проекта 11711 реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье за счет использования серийных понтонных средств. Корабль несет в трюме комплекс серийных понтонов, которые монтируются в понтонный мост, соединяющий БДК и побережье или используются как отдельные плавающие средства.

На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования двух вертолета типа Ка-29.

Аналоги

  • Вuque de Аpoyo Logistico (BAL) — «корабли транспортного обеспечения», фактически танкодесантные корабли, созданные на основе американских танкодесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 единицы. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 — 40-мм Bofors L/70.
  • Десантные корабли класса Magar (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 единицы. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 122-мм РСЗО, 4 — 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 верт.). Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов.
  • Десантные корабли класса Shardul (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 единицы. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 140-мм РСЗО «WM-18», 4 — 30-мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолета (ВПП на 2 вертолёта). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов.
  • Десантные корабли класса Type 072III (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 единиц. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 37-мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 вертолёт. (ангара не предусмотрено).
  • Десантные корабли класса Jason (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 единиц. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 76-мм АУ «Oto Melara», 2 — 40-мм АУ «Breda», 4 — 20-мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).

«Сирийский экспресс»

Такое название получила крупнейшая военно-транспортная операция ВМФ — регулярные морские рейсы между Россией и Сирией по доставке гуманитарной помощи и снабжению всем необходимым российской военной группировки.

Первый рейс по маршруту Севастополь — Новороссийск — Тартус в июле 2012 года совершили два черноморских БДК — «Цезарь Куников» и «Николай Фильченков». В доставке грузов задействованы гражданские транспортные суда, корабли снабжения ВМФ и большие десантные корабли Северного, Балтийского и Черноморского флотов.

Обладая полным иммунитетом — неприкосновенностью от досмотров и задержаний, БДК обеспечивают гарантированную доставку особых грузов.Черноморские БДК «сирийского экспресса»: «Азов», «Цезарь Куников», «Ямал», «Николай Фильченков», «Новочеркасск», «Саратов».

История службы

В конце июля 1974 года произошло вступление в КТФО Военно-Морского флота СССР в 120-ю бригаду десантных кораблей Тихоокеанского флота. Базой его стала бухта Новик.

С мая 1978 по январь 1979 года состоялся боевой поход в акваторию Индийского океана. Летом 1978 года, корабль, стоящий на внутреннем рейде в Адене попал под пулеметный обстрел. В результате пострадала рубка. Стрельба закончилась с появлением танков на открытой аппарели. После чего на борт «Николая Вилкова» было эвакуировано советское посольство в полном составе, а экипаж пришел в режим боевой готовности № 1. За произошедший инцидент виновные офицеры местных ВС были расстреляны.

В 1979 году произошло зачисление корабля в 22-ю дивизию морских десантных сил флота, образованную на базе 14-й и 120-й бригад ДК ТОФ, базировавшуюся на бухте Иванцова.

В декабре прошли учения на Бамбуровском полигоне. В их рамках состоялись ночные стрельбы батареи А-215 «Град-М».

В феврале 1980 года в целях охраны ПМТО (в/ч 90245) и прибывающих в него субмарин для пополнения запасов и ремонта «Николай Вилков» в составе некоторых других суден прибыл на остров Нокра в Эфиопии. Корабль доставил туда танки ПТ-76 и Т-55, две ЗСУ-23-4 «Шилка», средства войсковой противовоздушной обороны (Стрела-2), десантников батальона 55 дивизии морской пехоты ТОФ, БТР-60ПБ, БРДМ-2 и взвод охранения. Весной 1980 года корабль принял участие в совестных учениях с Йеменом. В их рамках произошла отработка заправки от ККС «Березина» на ходу кильватерным и траверзным способами, а также высадка морского десанта на Сокотру.

В марте-ноябре 1983 года БДК отправился в следующее боевое дежурство на базу Нокра. Туда корабль привез 2-ю танковую роту 150 ТП 55 ДМП.

После того, как боевое дежурство, проходящее с октября 1984 года по июль 1985 года, завершилось, «Николай Вилков» сдал вахту на 933 ПМТО в Индийском океане «БДК-101».

Всего же на настоящий момент у корабля насчитывается 7 боевых служб в Индийском океане.

Летом 1992 года на БДК был воздвигнут Андреевский флаг.

В конце 1993 года совместно с ВМС Кувейта прошли учения, посвященные поддержанию благоприятного режима в Персидском заливе. Российский флот представляли кроме «Николая Вилкова», БПК «Адмирал Трибуц» и танкер «Владимир Колечицкий».

В следующем году, в январе и феврале эти суда участвовали в учениях там же вместе с кораблями ВМС Франции, Великобритании и США. Еще в феврале прошли совместные учения многонациональных сил «Галфекс-22».

После этого отряд кораблей Тихоокеанского флота участвовал в учениях совместно с Индией.

В конце концов, БДК возвратился на постоянное место базирования.

Начиная с середины 90-х, когда «Николай Вилков» был зачислен в 100-ю бригаду десантных кораблей, дислоцированную в Фокино, то он в качестве сухогруза занимался обеспечением флотских частей БДК, расположенных на Сахалине, Камчатке и Курильских островах, а также принимал участие в батальонных и ротных тактических учениях морпехов на территории Дальневосточного военного округа. Также его функционал заключался в перевозке личного состава на полуостров Камчатка, а также специальных и военных грузов. К тому же его использовали в качестве средства доставки специалистов и спасательной техники на Курилы, в случаях цунами и землетрясений.

Летом 2010 года на полигоне «Клерк» корабль принял участие в тактических учениях по высадке морского десанта. В них участвовали военнослужащие БФ и ТОФ. «Николай Вилков» вместе с БДК «Ослябя», «БДК-98» и «Пересвет» высадили технику на берег условного противника. В этих учениях участвовали все подразделения и соединения ТОФ. Для Тихоокеанского флота данные учения стали крупнейшими с 1990 года.

Весной следующего года на полигоне «Бамбурово» прошли учения, на которых был высажен десант 155 ОБРМП с трех кораблей, включая и «Николая Вилкова». Осенью корабль осуществил переброску морпехов и техники на Камчатку, чтобы они приняли участие в учениях с группировкой войск и сил, расположенных в этом районе.

Осенью 2012 года на полигоне «Клерк» на «Николае Вилкове» прошли учения по высадке морского десанта.

Летом следующего года корабль в составе других судов подвергся крупной внезапной проверке войск Восточного и Центрального военных округов.

В том же месяце судно участвовало в масштабных учениях «Восток-2014» ВВО в районе Курил и полуострова Камчатка.

Проектные технические показатели

Главным показателем для судостроителя считается водоизмещение, равное массе корабля в пустом и полностью снаряженном состоянии. Оно в данном случае превышает соответственно 11,5/14 тысяч тонн. Длина БДК «Носорог» — 158 метров, ширина по мидельшпангоуту -24 м, киль погружен в воду при полной загрузке на пять метров. Максимальный ход – 20 узлов, при 18-узловом он может преодолеть с полными баками топлива 7,5 тыс. миль. Автономность зависит от численности загруженных десантников: если их 500, то запасов провизии хватает на полмесяца. Экипаж состоит из 239 членов команды, включая офицерский состав (37 чел.).

Принимать топливо с плавучих танкеров-заправщиков можно в море, для этого БДК «Носорог» оборудован всей необходимой оснасткой. Для пополнения запасов продовольствия и других «сухих» грузов также предусмотрены устройства транспортирования с борта на борт.

Состав серии

Корабли проекта строились с по 1975 год в Калининграде. Всего в серии было запланировано 15 кораблей, последний из которых так и не был достроен. 14 построенных кораблей проекта долго находились в составе Военно-Морского Флота СССР, а позже и в составе Военно-Морского Флота России. На Черноморском и Тихоокеанском флотах до сих пор служат четыре корабля данной серии. Один из кораблей затонул во время буксировки. Ещё один продан Украине, где впоследствии переделан в сухогруз.

  • БДК-10 — В строю «Саратов»
  • БДК-6 — Списан 19.03.1992
  • БДК-13 — Списан 05.07.1994
  • БДК-62 — Списан 01.12.1997
  • БДК-66 — Списан 05.07.1994
  • БДК-69 — В строю «Орск»
  • БДК-77 — Списан 05.07.1994
  • «Донецкий шахтёр» — Списан 10.04.2002
  • БДК-100 — Затонул 30.06.1993
  • БДК-104 — С 2004 г. сухогруз «Горлiвка»
  • «Пётр Ильичёв» — Списан 30.06.1993
  • «Николай Вилков»- В строю
  • «Николай Фильченков» — В строю
  • «Николай Голубец»- не достраивался.

Служба

За время своей службы корабли этого проекта принимали участие в самых различных операциях не понеся потерь:

В 1986 году с началом очередного витка гражданской войны в Йемене эвакуировали советских граждан из йеменского порта Аден[источник не указан 546 дней].

В 1991 году участвовали в эвакуации из Эфиопии, с острова Нокра[источник не указан 546 дней].

Активно использовались как сухогрузы для снабжения флотских частей на Камчатке, Сахалине и Курилах[источник не указан 546 дней].

Самая крупная современная операция с использованием кораблей этого проекта проведена в августе 1999 года, когда 5 БДК приняли участие в доставке российского контингента миротворческих сил в Югославию — за два рейса в Салоники было доставлено 260 единиц техники и 650 человек личного состава[источник не указан 546 дней].

12 августа 2008 года два БДК Черноморского Флота ВМФ России — «Ямал» и «Саратов» под прикрытием МПК «Суздалец» высадили российский десант в грузинском порту Поти. Целью операции было уничтожение в порту кораблей ВМС Грузии. По завершении данной операции БДК оставались на боевом дежурстве у берегов Грузии до 26 сентября[источник не указан 546 дней].

22 марта 2011 года, десантный корабль Военно-Морских Сил Украины «Константин Ольшанский» прибыл в Ливию, где разгоралась гражданская война, для эвакуации граждан Украины. На борт были приняты 193 человека, из них 85 граждан Украины и 108 граждан из 14 других стран мира. 4 апреля корабль прибыл на Мальту, где были высажены 79 человек. 11 апреля корабль прибыл в Севастополь, доставив туда граждан Украины и стран СНГ[источник не указан 546 дней].

С начала военного противостояния в Сирии и по сей день (декабрь 2015), БДК данного проекта, трёх флотов Российской Федерации, принимают активное участие в доставке грузов сирийскому правительству (Сирийский экспресс), через российскую базу материально-технического обеспечения в сирийском городе Тартус[источник не указан 546 дней].

В ночь с 5 на 6 марта 2014 года путём затопления на входе в бухту Донузлав (АР Крым) Черноморским флотом РФ своих старых кораблей БДК «Константин Ольшанский» был заблокирован на своей стоянке. После 18 дней обороны корабль был захвачен российскими военнослужащими. На начало августа 2014 года корабль входит в состав 197 бригады десантных кораблей Черноморского флота России[источник не указан 546 дней].

Силовая и энергетическая установки

В состав силовой установки входят две газовые турбины мощностью по 18 тыс. л. с., расположенные вдоль бортов эшелонным образом. При разработке проекта не удалось решить задачу их цельноагрегатной замены из-за сложных технических требований, предъявляемых к общей архитектуре корабля, поэтому ремонтные работы, в случае принятия решения о восстановлении боеспособности единиц, могут стать проблематичными, хотя и выполнимыми. За время эксплуатации («Александр Николаев» — 15, «Митрофан Москаленко» — 12 лет) двигатели подверглись износу, их нужно либо капитально восстанавливать, либо вообще менять на более современные. Разбирать турбины придется на месте, внутри корпуса, а это дороже.

Источниками электроснабжения БДК «Носорог» служат бортовые генераторы (их на корабле шесть) по полмегаватта каждый, всего 3 мВт.

Примечания

  1. Классификация кораблей // «Военно-морской словарь» / Чернавин В. Н.. — М.: Воениздат, 1990. — 511 с. — ISBN 5-203-00174-X.
  2. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах.. — СПб.: Галея Принт, 2007. — Т. IV. Десантные и минно-тральные корабли.. — ISBN 5-8172-0135-2.
  3. Шершов А. П. К истории военного кораблестроения. — М.: Военмориздат ВММ СССР, 1952. — 364 с.
  4. Широко распространённое мнение, что в Древнем Мире для десантно-транспортных операций применяли гребные суда, часто неверно обобщённо называемые «галерами» (которые на самом деле появились только во II тысячелетии нашей эры) совершенно не соответствует действительности — гребные суда Древнего Востока и Античного Мира (таковые действительно существовали, широко и массово использовались, и уже со времен финикийцев были гораздо сложнее и совершеннее галер — хоть последние и появились на более чем 1500 лет позже — достаточно сказать, что карфагенская пентера имела пять (!!) ярусов весел, а техника гребли на ней не поддаётся воспроизводству сегодняшними гребцами), были исключительно боевыми кораблями. См. Гайнц Нойкирхен. Мореплавание вчера и сегодня (пер. с нем.). — Ленинград : Судостроение, 1977.; Павел Фирст, Вацлав Паточка. Паруса над океанами (пер. с чешск.). — Ленинград : Судостроение, 1977.
  5. Бот десантный // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого . — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  6. Датский бот // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Журнал «Морской сборник» № 10 / Октябрь 1935. — С. 21.
  8. Самойлов К. И. Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ СССР, 1941.
  9. Коленковский А. К. Дарданелльская операция. — СПб.: Гангут, 2001. — Т. 136. — ISBN 5-858-75041-9.
  10. Lenton H. T. Warships of the British and Commonwealth Navies. — Ian Allan Publishing, 1971.
  11. Авианесущие корабли России. Антология авианосца, вып. 2. Бокур, СПб, 2003.

Появления

В Вукипедии есть коллекция изображений, связанных с десантными кораблями C-9979.
  • Звёздные войны: Дарт Плэгас (непрямое упоминание)
  • Под покровом лжи (Mentioned only; as Trade Federation Landing Craft)
  • Star Wars: Galactic Battlegrounds
  • Star Wars: Starfighter
  • Star Wars: Episode I Racer
  • Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза (роман) (первое появление)
  • Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза
  • Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза (комикс)
  • Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза (детский роман)
  • Star Wars. Episode I: The Phantom Menace (видеоигра)
  • Эпизод I: Приключения: Оби-Ван Кеноби (появление в воспоминаниях)
  • LEGO Star Wars: The Video Game (появление в неканоничном источнике)
  • LEGO Star Wars: The Complete Saga (появление в неканоничном источнике)
  • Star Wars: Battlefront
  • Звёздные войны. Республика 39: Гиперпространственная война Старка, часть 4 (появление в воспоминаниях)
  • Планета-бродяга
  • Star Wars: Jedi Starfighter
  • Star Wars: Galactic Battlegrounds: Clone Campaigns
  • Star Wars: The Clone Wars (видеоигра)
  • Звёздные войны. Республика 50: Оборона Камино
  • Герой Картао
  • Звёздные войны. Республика: Битва за Джабиим
  • Звёздные войны. Республика 61: Безысходность (появление в воспоминаниях)
  •   —
  • Звёздные войны: Генерал Гривус
  • Звёздные войны: Войны клонов — Скрытый враг
  • Звёздные войны: Войны клонов (фильм)
  • Звёздные войны: Войны клонов (роман)
  • Star Wars: The Clone Wars: Lightsaber Duels (появление в воспоминаниях)
  • Звёздные войны: Войны клонов — Линии снабжения
  • Звёздные войны: Войны клонов — Засада
  • Звёздные войны: Войны клонов — Новобранцы
  • Звёздные войны: Войны клонов — ЭРК-солдаты (появление в воспоминаниях)
  • Звёздные войны: Войны клонов — Хранители мира
  • Войны клонов: Падение Фоллина
  • Звёздные войны: Войны клонов — Буря над Рилотом
  • Войны клонов: Затишье
  • Звёздные войны: Войны клонов — Освобождение Рилота (Wreckage)
  • Star Wars: The Clone Wars: Republic Heroes
  • Войны клонов: Доверься инстинкту
  • Звёздные войны: Войны клонов — Интриги Гривуса
  • Звёздные войны: Войны клонов — Дезертир (Wreckage)
  • Star Wars: Clone Wars Adventures video game
  • Звёздные войны: Войны клонов — Пропавший падаван
  • Звёздные войны: Войны клонов — Водная война
  • Звёздные войны: Войны клонов — Воин тени
  • Звёздные войны: Войны клонов — Похищенные
  • Звёздные войны: Войны клонов — Друг в беде
  • Звёздные войны: Войны клонов — Резня
  • Звёздные войны: Войны клонов — Вынужденный союз
  • Звёздные войны: Войны клонов — глава 22
  • Звёздные войны: Войны клонов —
  • Лабиринт зла
  • Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов
  • Тысячелетний сокол
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector