Универсальные десантные корабли типа «мистраль»

Для российского флота

Переговоры о «Мистралях» для России начались в 2009 году, а уже в следующем Москва и Париж достигли соглашения по условиям контракта. В соответствии с договоренностями, два первых корабля должны были быть построены на французских верфях и столько же — на российских. Таким образом, наш ВМФ должен был обзавестись четырьмя вертолетоносцами, которые должны были обеспечить авиационную поддержку флота взамен стареющего авианосца «Адмирал Кузнецов».
В 2012 году состоялась закладка первого «Мистраля» для нашего флота — «Владивосток», а строительство второго — «Севастополя» — началось годом позже. Сумма контракта составила 1,2 миллиарда евро. Планировалось направить оба корабля на постоянную службу в Тихоокеанский флот.
Изначально все шло хорошо: вертолетоносцы быстро строились, Россия формировала экипажи, а Франция готовилась получить деньги. Однако в связи с присоединением Крыма и ситуацией на востоке Украины США и Великобритания потребовали от Франции приостановить передачу «Мистралей» России. Почти год ситуация находилась в подвешенном состоянии, пока в июле 2015 года Париж не объявил об окончательном разрыве сделки с Москвой.

Разрыв контракта

Подвергаясь мощному давлению США в ходе украинского кризиса, в сентябре 2014 года французский президент Франсуа Олланд высказался в том духе, что в данный момент не видит условий для передачи почти готового к тому моменту «Владивостока» России.

Позднее стало известно, что его поставка была «отсрочена» ровно до того момента, когда его и надо было поставлять по контракту. В дальнейшем Франция продолжала оттягивать принятие решения о передаче кораблей России или выплате неустойки за невыполнение поставки.

В дальнейшем российская сторона неоднократно заявляла, что её устроят два варианта событий: или поставка кораблей, или возврат денег по договору с выплатой неустойки в размере понесённых Россией издержек на создание вертолёта Ка-52К, а также, видимо, инфраструктуры во Владивостоке и подготовки экипажей. По сообщениям СМИ французы же пытались на переговорах уменьшить объём выплат.

История эксплуатации

БПК сертифицированы как члены военно-морского компонента Сил реагирования НАТО , что позволяет им принимать участие в объединенной совместной оперативной группе. Франция предоставила силы для NRF-8 в январе 2007 года, в том числе командирскую десантную оперативную группу и восемь кораблей. Следующий вклад был сделан в январе 2008 года в NRF-10, после учений Noble Midas, на которых тестировалось 16-е звено и система SECSAT, которая оперативно управляет подводными лодками . Силы могут быть созданы с уведомлением от 5 до 30 дней.

«Мистраль» совершила свой первый рейс с 21 марта по 31 мая 2006 года, путешествуя по Средиземному морю и Индийскому океану.

Мистраль на корабле HMS  Argyll у берегов Западной Африки в 2013 году.

После начала Ливанской войны 2006 года « Мистраль» был одним из четырех французских кораблей, дислоцированных в водах Ливана в составе Opération Baliste . Эти корабли должны были защищать, а при необходимости и эвакуировать французских граждан в Ливане и Израиле. Mistral погрузил 650 солдат и 85 автомобилей, в том числе 5 AMX-10 RC и около 20 VAB и VBL . На борт также были загружены четыре вертолета, еще два присоединились к кораблю недалеко от Крита . Во время своего развертывания « Мистраль» эвакуировала 1375 беженцев.

Тоннер ‘ s первый рейс произошло между 10 апреля и 24 июля 2007 г. Во время этого путешествия, Тоннер был вовлечен в операцию Единорог , французского совместного развертывания дополнение к операции Организации Объединенных Наций в Кот — д’Ивуаре после гражданской войны в Кот — д’Ивуаре . 9 июля с корабля действовали вертолеты ВВС Франции «Газель» и «Кугар».

В начале 2008 года Тоннер принимал участие в миссии Corymbe 92 (см. Постоянное развертывание французских ВМС ), гуманитарной миссии в Гвинейском заливе . Во время этого развертывания Тоннер действовал по сведениям Европейского морского аналитического оперативного центра — наркотики и перехватил 5,7 т (5,6 длинных тонны; 6,3 коротких тонны) : 2,5 т (2,5 длинных тонны; 2,8 коротких тонны) с места происшествия. рыболовное судно в 520 км (280 морских миль) от Монровии 29 января и 3,2 тонны (3,1 длинных тонны; 3,5 коротких тонны) от грузового судна в 300 километрах (160 морских миль) от Конакри .

В мае 2008 года на Бирму обрушился циклон Наргис ; худшее стихийное бедствие, поразившее регион. Компания Mistral , действовавшая в то время в районе Восточной Азии, погрузила гуманитарную помощь и отправилась в Бирму. Судну было отказано в заходе в порты страны; 1000 тонн гуманитарных грузов должны были быть выгружены в Таиланде и переданы Мировой продовольственной программе .

Министр иностранных дел Франции Ален Жюппе объявил 23 мая 2011 года, что Тоннер будет переброшен с боевыми вертолетами к ливийскому побережью для выполнения резолюции 1973 ООН .

Международная реакция

Корабли еще не были достроены, а уже было объявлено о том, что главная дальневосточная военная гавань станет местом базирования новейшего российского вертолетоносца «Владивосток», построенного по проекту «Мистраль». Это известие вызвало дежурную озабоченность правительства Японии, углядевшего в усилении состава Тихоокеанского флота РФ некие агрессивные намерения. Разумеется, дипломатические маневры нашего восточного соседа имеют исключительно политическую мотивацию и вписываются в общий формат претензий на «северные территории», вопрос о которых поднимается периодически, в преддверии очередных выборов. Предполагать, что российская морская пехота станет несколько часов высаживать танковый батальон где-нибудь на острове Хоккайдо, не могут даже самые смелые патриотически настроенные японские фантасты. На фото «Мистраль» выглядит внушительно, но даже после оснащения этого корабля крылатыми ракетами в ракетный крейсер он не превратится, очень уж тихоходен, и вообще, не для того он строился и покупался. А для чего?

Литература и источники информации

Ссылки

  • https://www.globalsecurity.org/military/world/europe/mistral-program.htm
  • https://netmarine.net/bat/tcd/mistral/index.htm
  • https://www.dw.de/russia-agrees-to-landmark-purchase-of-two-warships-from-france/a-14735429
  • https://www.strategypage.com/htmw/htamph/articles/20070529.aspx
  • https://www.defensenews.com/article/20120205/DEFFEAT05/302050004/Our-View-Mistral-Amphib-Goldmine-Good-Ideas?odyssey=nav
  • https://ftp.rta.nato.int/public/PubFullText/RTO/MP/RTO-MP-109/MP-109-18.pdf
  • https://aviationweek.typepad.com/ares/2007/05/aboard_the_mist.html
  • https://www.nato.int/docu/logi-en/1997/lo-1610.htm
  • https://www.theguardian.com/world/2011/may/23/apache-helicopters-libya-britain
  • https://lignesdedefense.blogs.ouest-france.fr/archive/2010/12/29/le-dixmude-a-quitte-la-cale-profonde-pour-le-bassin-c.html
  • https://www.globalsecurity.org/wmd/library/news/russia/2011/russia-110617-rianovosti01.htm
  • https://www.clicanoo.re/?page=archive.consulter&id_article=437941
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Mistral-class_amphibious_assault_ship
  • https://bastion-karpenko.narod.ru
  • https://ria.ru/infografika/20141204/1036550365.html
  • https://ria.ru/world/20150101/1041122185.html
  • https://ria.ru/trend/Mistral_contract_05062014/
  • https://voenteh.com/korabli/korabelnaya-zenitnaya-artilleriya/sparennaya-30-mm-korabelnaya-au-firmy-breda.html

У африканских берегов

Французы особо не расстроились, ведь уже тогда активный интерес к покупке кораблей проявлял Египет. Об условиях сделки Париж и Каир договорились максимально быстро, и уже в июне 2016 года «Мистрали» отправились в Александрию, перед этим приняв участие в совместных военно-морских маневрах двух стран.
В стране пирамид вертолетоносцы получили новые имена, корабли назвали в честь бывших президентов Египта. «Владивосток» стал «Гамалем Абделем Насером», а «Севастополь» — «Анваром Садатом».
Не осталась в накладке и Россия. Поскольку эти «Мистрали» создавались специально под потребности отечественных машин, Каир купил у Москвы 50 вертолетов Ка-52к и Ка-29/31.
Ну а уже в этом году оба «Мистраля» начали принимать активное участие в антитеррористической операции против исламистов на Синае. Базирующиеся на кораблях вертолеты заняты в операциях по зачистке побережья полуострова.
В настоящее время, судя по последним новостям, вертолетоносец «Гамаль Абдель Насер» участвует в морских военных учениях совместно с подразделениями Кипра и Греции «Медуза-6». С его помощью отрабатывается взаимодействие наземных, воздушных и морских сил при проведении десантных операций. Таким образом, бывшие «Владивосток» и «Севастополь» активно используются на своей новой родине по прямому назначению.

Описание

Mistral — это ракетный комплекс ПВО малой дальности (ШОРАД), который может использоваться с транспортных средств, надводных кораблей и вертолетов, а также в переносной конфигурации. При использовании в роли ПЗРК ракета «Мистраль» транспортируется в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) вместе с дозатором «друг или враг», источником питания и треногой с прицельными приспособлениями. Затем ими должна управлять пара членов экипажа в качестве командира и стрелка. Существуют также пусковые установки, которые позволяют запускать ракеты с бронированных машин, кораблей или вертолетов (таких как Aérospatiale Gazelle , Denel Rooivalk или Eurocopter Tiger ). Чтобы уничтожить ракеты, выпущенные из задней части самолета-цели, для Mistral принята пропорциональная навигация с использованием гироскопа в качестве ориентира вместо метода преследования в более ранних ПЗРК с ИК-наведением. Для дальнейшего расширения возможностей ECCM искатель Mistral имеет очень узкое поле зрения, чтобы отклонять ложные цели и помехи, искатель может наклоняться в диапазоне +/- 38 градусов. На пусковой установке ракета разгоняется до гироскопа за 2 секунды, а общее время реакции составляет 5 секунд. Универсальная двухцветная (2–4 и 3–5  мкм ) охлаждаемая ИК-ГСН Mistral разработана SAT ( Societe Anonyme de Telecommunications ), и в этой ракете используются как лазерные бесконтактные, так и ударные взрыватели.

MCP (Координационный пост Mistral) был впервые показан на авиасалоне в Париже в 1991 году, оснащенный SHORAR (радаром противовоздушной обороны ближнего действия) от Oerlikon Contraves. MCP предназначен для использования с портативной системой Mistral, системами ATLAS, ALBI или MPCV, а также в составе ракетных систем наземной противовоздушной обороны (GBAD) MBDA Mistral для противовоздушной обороны воинских частей и важных объектов.

MCP обеспечивает целеуказание и управление огнем для одиннадцати огневых средств Mistral, систем ПВО ALBI, ATLAS или MPCV. МКП устанавливается на шасси грузовика или любое другое шасси повышенной проходимости. Более новая версия MCP называется IMCP или Улучшенный пост управления ракетами.

Система оружия ближнего боя, основанная на Mistral, представляет собой версию с шестью ракетами, названную Sadral , со стабилизированной пусковой установкой с быстрой перезарядкой, которая полностью автоматизирована. Директор управления огнем, разработанный CSEE, интегрирован в пусковую установку, состоящую из телекамеры и FLIR . Изображение, созданное обоими директорами, появляется на экране консоли оператора под палубой, и ракеты фиксируются на цели перед запуском. Полностью загруженная пусковая установка Sadral весит 1080 кг, а пульт оператора — 280 кг. Двухракетная установка, установленная на кораблях, называется « Симбад» , а недавно запущенная четырехкомпонентная версия — « Тетраль» . Эволюция Simbad теперь предлагается: Simbad RC . И Tetral, и Simbad RC управляются дистанционно с палубы корабля, в то время как оригинальный Simbad управляется вручную с помощью простого оптического прицела.

Сорванный контракт

На экономическом форуме в Санкт-Петербурге 17 июня 2011 года состоялось историческое событие для России и Франции – страны подписали контракт на строительство двух вертолетоносителей типа «Мистраль». Менее чем за четыре года Париж должен был предоставить Москве первый корабль, однако, украинский кризис внес свои корректировки в многомиллиардный контракт.

После того, как Запад обвинил Россию в агрессии по отношению к Украине и потребовал от всех стран ЕС наложить санкции на Москву, Франция была вынуждена заявить о невыполнении поставок «Мистралей» в Россию. С лета прошлого года конфликт вокруг вертолетоносителей встал на повестке дня российско-французских отношений.

Спустя длительное время странам все же удалось договориться. Как заявляют СМИ, президенты Франции и России договорились о возвращении Парижем тех денег, которые Москва уже заплатила, Россия подавать в суд по выплате неустойки не будет.

«Есть очень простой принцип: если корабли не будут поставлены, то я не вижу, каким образом нам можно брать за них деньги. Либо вы осуществляете поставку и получаете деньги, либо не поставляете корабли и тогда должны вернуть деньги», — заявил президент Франции Франсуа Олланд после переговоров с российским коллегой.

Финансовый вопрос был решен, но остается непонятной дальнейшая судьба «Мистралей». Что теперь будет с кораблями, которые строились для России и под российские стандарты? 

Варианты

Mistral был запущен в производство в 1989 году и в настоящее время в различных формах используется 37 вооруженными силами 25 стран, включая Австрию, бразильскую морскую пехоту , Чили, Колумбию , Кипр , Эквадор , Эстонию , Финляндию, Францию, Венгрию , Индонезию , Марокко , Новую Зеландию. , Норвегия, Оман , Пакистан , Филиппины , Южная Корея, Сингапур , Испания и Венесуэла .

Земельная система

  • ПЗРК: Базовая ракета «Мистраль», используемая с переносной пусковой установкой, управляемая вручную.
  • ALAMO: Ракетная установка Mistral с одиночной ракетой, используемая на легких транспортных средствах, с ручным управлением.
  • ALBI: Монтажная система с 2 ракетами Mistral. Применяется на колесных или легкобронированных автомобилях с ручным управлением.
  • ATLAS: Улучшенная наземная или автомобильная установка с двумя ракетами Mistral, управляемая вручную.
  • ATLAS RC: Дальнейшее развитие системы ATLAS с дистанционным управлением.
  • ASPIC: Крепление для легкового автомобиля с 4-мя дистанционно управляемыми ракетами Mistral.
  • MPCV: турель для легкой машины с 4 ракетами Mistral и одиночной пушкой или тяжелым пулеметом, автоматическое управление огнем с системой EO.
  • ПАМЕЛА: Ракетная установка Mistral с одиночной ракетой, используемая на грузовиках VLRA или TRM 2000 , с ручным управлением.
  • САНТАЛЬ: Башня для бронетехники с 6 ракетами «Мистраль», автоматическое управление огнем с поисковой РЛС.

Военно-морская система

  • SIMBAD: Ракетный комплекс Mistral с 2-мя ракетами, управляемый вручную.
  • SIMBAD RC: Разработка штатной системы SIMBAD с дистанционным управлением.
  • TETRAL: Монтажная система с 4 ракетами Mistral, автоматическое управление огнем с системой FCR или EO.
  • САДРАЛ: установка с 6 ракетами Mistral, автоматическое управление огнем с системой FCR или EO.
  • СИГМА: Комбинация из 25 или 30-мм автоматической пушки и 3 ракет Mistral, автоматическое управление огнем с системой FCR или EO.
  • SAKO M85 Mistral: Морская башня с 6 ракетами Mistral на базе Финляндии дистанционным управлением.

Бортовая система

ATAM: вертолетная версия, используемая в качестве оружия класса «воздух-воздух» с двумя ракетами на каждом модуле.

Подводная система ПВО

26 сентября 2012 года DCNS на заводе компании Le Mourillon объявила о планах по разработке и созданию на базе Mistral подводной канистры противовоздушной обороны. Концепция аналогична британской ракете для полетов с подводной лодки, разработанной Vickers в 1970-х годах и испытанной на HMS Aeneas и трех лодках класса Gal .

Строительство

На выставке Euronaval 1998 французы подтвердили, что они планируют построить серию судов, основанных на концепции BIP-19. Тем не менее, разрешение на строительство двух кораблей, Mistral и Tonnerre, не было получен до 8 декабря 2000 года. Контракт на постройку судов был опубликован 22 декабря 2000 года и и, после получения одобрения от комиссии по государственным закупкам (Union des groupements d’achats publics, UGAP) 13 июля 2001 года, был отдан Direction des Constructions Navales (DCNS) и Chantiers de l’Atlantique в конце июля.

Команда дизайнеров и инженеров собралась в Сен-Назере (Saint-Nazaire) в сентябре 2001, и приступила к изучению и адаптации концепции BIP-19. В процессе проектирования, была изготовлена и испытана в аэродинамической трубе модель в масштабе 1:120. Испытания показали, что при сильных встречных ветрах, из-за высоты корабля и удлиненной надстройки создается турбулентность вдоль взлетной палубы. Дизайн был изменен, чтобы минимизировать эти эффекты и обеспечить лучшие условия для эксплуатации вертолётов.

Корабли должны были строиться по частям на разных верфях и предприятиях. Распределённое строительство подразумевало создание двух основных модулей и нескольких второстепенных, которые впоследствии должны были быть собраны воедино в завершении строительства. DCNS назначенная главой строительства и отвечающая за 60% бюджета и 55% рабочего времени собирала двигатели в Лорьяне (Lorient), боевые системы в Тулоне (Toulon), а корму судна, в том числе надстройку в Бресте (Brest). STX Europe, дочерняя компания STX Shipbuilding Южной Кореи, отвечала за постройку носовых частей каждого корабля в Сен-Назер (Saint-Nazaire), и за их транспортировки на завод DCNS в Бресте для окончательной сборки. Еще несколько компаний принимали участие в постройке двух первых судов серии: Некоторые сборочные работы осуществлялись польской компанией Stocznia Remontowa в Гданьске (Gdańsk), А компания Thales собирала радары и системы связи. Предполагалось что строительство каждого корабля займет 34 месяца и обойдется в 685 миллионов евро за оба судна, приблизительно как стоимость постройки одного корабля типа HMS Ocean или USS San Antonio, и приблизительно та же стоимость как и у предшествующих кораблей типа Foudre, которые были в состоянии перевозить вдвое меньший груз и постройка которых занимала 46,5 месяцев.

Начиная с Dixmude, остальные французские Мистрали и первые два российских Мистраля, все построены или будут строиться в Сен-Назер (Saint-Nazaire) на верфях компании STX France, которая находится в совместной собственности STX Europe, Alstom и французского правительства, с контрольным пакетом акций у STX Europe. DCNS будет обеспечивать лишь боевые системы кораблей.

DCNS заложил киль для кормовой части обоих кораблей в 2002 году; Mistral 9 июля, и Tonnerre 13 декабря. Chantiers de l’Atlantique заложил киль передней части Mistral 28 января 2003 года. Первый блок кормовой части Tonnerre был поставлен в сухой док 26 августа 2003 года, а Mistral 23 октября 2003 г. Обе кормовые секции были собраны бок о бок в одном сухом доке. Носовая часть Mistral покинула Сен-Назер на буксире 16 июля 2004 года и прибыла в Брест 19 июля 2004 года. 30 июля начался процесс сборки корабля из двух половин. Носовая часть Tonnerre прибыла в Брест 2 мая 2005 года и прошла ту же процедуру.

Mistral был спущен на воду по графику 6 октября 2004 года, а Tonnerre 26 июля 2005 года. Поставка судов была запланирована на конец 2005 и начало 2006 года соответственно, но была вынужденно отложена более чем на год из-за технических проблем. Они были введены в эксплуатацию в ВМС Франции 15 декабря 2006 года и 1 августа 2007 года соответственно.

Третий корабль типа Mistral был заказан в 2009 году и его постройка началась 18 апреля 2009 в Сан-Назаре (Saint-Nazaire). В связи с экономическими реалиями весь корабль был построен там же. 17 декабря 2009 года, было объявлено, что третий корабль этого класса будет называться Dixmude. Было высказано предположение, что третьему кораблю типа может быть дано историческое название Жанны д’Арк после вывода из эксплуатации вертолётонесущего крейсера с таким именем в 2010 году, но идея встретила противодействие у некоторых высокопоставленных офицеров во французских военно-морских кругах. От строительства запланированного 4-го корабль типа Mistral официально отказались в 2013 году.

[править] Примечания

  1. Хотели мирный советский трактор, но гражданским корабль с военным двигателем жрущим дохуя топлива нахуй не сдался, а поставить на него экономичный и тихоходный гражданский двигатель уже военные не позволили (смотрим ТТХ линейных кораблей ВМФ РФ и видим 30 узлов, чтобы если чо дать деру всем ордером)

Мистраль — залог победы!

Холодное оружие Boxcutter • Бензопила • Меч (Катана) • Мочет • Титановый лом
Панцеры Abrams • Автострадный танк • Армата • Мамонт-танк • Мирный советский трактор • Т-34 • Т-35 • Т-90 • Танк «Тигр» • Танкостроение
Самолеты Bf.109 • F-117 • F-19 • Ju.87 • Ил-2
Бомбы Атомная бомба • Бомбуэ • Булава • Вакуумная бомба (Жидкий вакуум) • Иранские ракеты • Каучуковая бомба • Кузькина мать • Межконтинентальная баллистическая ракета • Чугуниевая бомба
Прочие вундервафли HAARP • Hummer • Авианосец (Мистраль) • Боевые животные (Непотопляемый Сэм) • Газовый баллончик • ГЛОНАСС • Дирижабль Киров • Дырка для ружья • Карандаш • Катюша • Коктейль Молотова • Миномет • Номерные радиостанции • Оружие в компьютерных играх • Подводная лодка (К-19 • Курск) • Противогаз • Психотронное оружие • Рельсотрон • Травматическое оружие • Химическое оружие • Экзоскелет
As seen on Боевой треножник • Бронелифчик • Машина Судного дня • ОБЧР (Меха)
Юниты Зомби • Камикадзе • Медвежья кавалерия • Ниндзя • Партизаны • Рапторы • Российская армия • Снайперы • Стелс-пихота
Ценители SRL • Беркем аль Атоми • Викинги • Генеральный Чернявски • Журавлёв • Жуков • Купцов • Лось Вотзефак • Максим Попенкер • Наёмник • Радиот • Сумрачный гений • Трезвый военнослужащий • ЦАХАЛ
Использование Армейский способ • Боевые искусства • Гнездо параноика • День миномета • Закладки • КБиО • Мушку спили • Стрельба по-македонски • Я вчера купил пистолет
Кроухантинг Дикие банки и бутылки • Кар • Кишечник • Кроухантеры • Крысинг
Оружейные ресурсы Ганза • /w/ • //
Мистраль. Liberté, Égalité, Fraternité!
L’histoire Галльское нашествие на Рим Крестовые походы Великая французская революция Отечественная война 1812 года Крымская война Дело Дрейфуса Первая мировая война Марсельское убийство Вьетнамская война
La culture Renault Logan Бутик Же не манж па сис жур Извините мой французский Иностранный легион Майонез Мерлезонский балет Месье знает толк в извращениях Минет Мистраль Мясо по-французски Паркур Постмодернизм Статуя Свободы Съешь ещё этих мягких французских булок Теорема Ферма
La littérature Красная Шапочка Призрак Оперы Россия в 1839 году Три мушкетёра
La médecine Синдром Туретта Синдром французского борделя
Les personnalités Жанна д’Арк Нострадамус Декарт Паскаль Вольтер Руссо Дидро Шевалье д’Эон Бомарше Маркиз де Сад Наполеон I Генсбур Саркози Зидан

Модификации

  • Эскизный пр. 10200 вариант 1 (1977 г.) — вариант вертолетоносца с перспективными системами вооружений;
  • Эскизный пр. 10200 вариант 2 (1977 г.) — вариант вертолетоносца — мобилизационного пере­оборудо­вания ролкера пр. 1609;
  • Эскизный пр. 10200 вариант 3 (1977 г.) — вариант вертолетоносца — мобилизационного пере­оборудо­вания ролкера пр. 1609;
  • Эскизный пр. 10200 вариант 4 (1977 г.) — вариант вертолетоносца с существующими системами вооружений.
  • Технический пр. 10200 (1980 г.) — противолодочный вертолетоносец разработки ЦКБ «Черно­мор­судпроект».
  • пр. 10200 в корпусе пр. 1143 (1980 г.) — альтернативный проект противолодочного вертолетоносца в корпусе ТАКР пр.1143 Невского ПКБ.
  • пр. 10200М (1980 г.) — альтернативный проект противолодочного — десантного вертолетоносца — в корпусе ТАКР пр.1143 Невского ПКБ. Проект признан неэффективным по сравнению с ТАКР пр.11434 по боевой устойчивости при решении задач ПЛО.

Схемы общего расположения контейнеровоза-ролкера пр. 1609 и вертолетоносца пр. 10200 «Халзан» (на оригинальном рисунке опечатка в номере проекта). (Васильев А.М., Противолодочный вертолетоносец проекта 10200 «Халзан». // Гангут. №47 / 2008 г.).

Проекции вертолетоносца пр.10200 «Халзан» (рисунок — С.А.Богатов, 2003 г., Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., «Гангут», 2003 г.)

Начало строительства «Мистралей» в РФ переносится на 2016 г. — источник

«Минобороны РФ не отказывается от строительства кораблей типа «Мистраль» в России, но переносит срок начала строительства с 2013 года на 2016-й», — сказал источник в российской оборонном ведомстве.

Ранее начало строительства российских кораблей типа «Мистраль» было запланировано на начало 2013 года. Строительство первого «Мистраля» во Франции началось в конце 2011 года, всего на французских верфях будут построены два корабля этого класса. В пятницу в СМИ появились сообщения, что Россия решила отказаться от строительства «Мистралей» в РФ.

«Минобороны РФ не отказывается от строительства кораблей типа «Мистраль» в России, но переносит срок начала строительства с 2013 года на 2016-й», — сказал собеседник агентства.

Перенос начала строительства этих кораблей на российских верфях продиктован необходимостью оценить их возможности. «Нужно сначала определить роль и место этих кораблей в боевом составе российского флота, понять, что нужно для их эффективной эксплуатации и технического обслуживания», — сказал источник.

Кроме того, по его словам, возможно в процессе эксплуатации будет необходимо внести некоторые изменения в конструкцию корабля, внедрить новые агрегаты и механизмы с учетом российской специфики и условий базирования.

ФГУП «Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS подписали контракт на строительство первых двух вертолетоносцев в июне 2011 года. «Объединенная судостроительная корпорация» привлечена к этой сделке в качестве субподрядчика французской верфи STX France в Сен-Назере. Два других корабля этого класса должны строиться в РФ по переданной французами технологии.

Планируется, что первый построенный во Франции «Мистраль» будет поставлен России в 2014 году, второй — в 2015 году.

Деньги на строительство третьего и четвертого «Мистралей» в России заложены в госпрограммы вооружений до 2020 года.

Универсальный вертолетоносец «Мистраль» водоизмещением 21 тысяча тонн и максимальной длиной корпуса 210 метров способен развивать скорость более 18 узлов. Дальность плавания — до 20 тысяч миль. Численность экипажа — 160 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлетной палубе. Планируется размещать на этих кораблях восемь вертолетов Ка-52К и восемь Ка-29.

Вариант №1: затопить

Вертолетоносители «Мистраль» строились по российским стандартам для российских ВС. Франция не может использовать их в своих целях по техническим причинам. Поэтому, как пишут западные СМИ, Париж принял решение затопить ненужное судно.

Однако, эксперты мало верят в такой исход. Военный публицист и руководитель военной секции «Изборского клуба» Владислав Шурыгин утверждает, что Париж не пойдет на такой шаг. Если не выйдет использовать корабли в своих целях, Франции проще продать корабли на металлолом, ведь для переоборудования «Мистралей» под стандарты французских ВМС необходимы сотни миллионов евро. 

«Я думаю, что это невероятно, потому что затапливать новейшие военные корабли просто глупо. Проще продать на металл кому-то», — отметил эксперт.

В истории еще не было случая, когда полноценные функционирующие военные корабли затапливались сразу после их постройки. Ущерб от таких действий будет колоссальным. Париж возместит затраты Москвы, а это более миллиарда евро.

История создания

Предшественники

Основная статья: Универсальные десантные корабли типа Foudre

Десантные корабли-доки типа Foudre представляют собой серию из двух кораблей. Первый корабль вошел в состав флота ВМС Франции в 1990 году, второй — в 1998 году. Корабли типа Foudre предназначались для переброски механизированного батальона сил быстрого реагирования Франции. Могут также использоваться в качестве транспортов снабжения.

Предпосылки к созданию

В 1997 году DCNS начала исследование для создания многоцелевого десантного корабля. В это же время, французская доктрина десантных операций должна была обновить и увеличить десантную флотилию ВМС Франции, которая в то время состояла из двух кораблей типа Foudre и двух типа Ouragan.

Перед DCNS стояла задача увеличить количество перевозимой живой силы и наземной техники одновременно с приоритетом господства в воздухе. Для проектирования были выбраны следующие ориентиры — 1400 морских пехотинцев, 280 единиц наземной техники и 30 вертолётов, которые должны вести боевые действия в течение десяти дней с глубиной фронта в 100 км. Эта сила должна иметь возможность вмешаться в любом месте в 5000 км от французской метрополии.

Проектирование

Финальная концепция Mistral

Схема Mistral

Французские кораблестроители всегда славились тем что, не пытались просто копировать зарубежные проекты кораблей, а нетривиально подходили к решению задач, которые перед ними ставили военные. BIP (от Batiment D’Intervention Polyvalent, т.е. «многоцелевой ударный корабль») задумывался как модульная, масштабируемая конструкция, которая могла бы быть доступна различным странам Европейского союза и создаваться совместно. Однако различные политические события, связанные с трудоустройством и перераспределением контрактов, привели к тому, что проект BIP вернулся в сугубо французское производство.

В 1997 году появилась серия проектов кораблей под общим названием NTCD, созданных по отложенному проекту ядерного вертолётоносца PH 75. Крупнейшим из них был BIP-19, который позже стал основой кораблей типа Mistral. Главные размерения BIP-19: длина — 190 м, ширина — 26,5 м, осадка 6,5 метров и водоизмещение 19 000 т. DCN на основе версии BIP-19 спроектировали ещё три меньших корабля с общей шириной 23 метров: BIP-13 (13000 т, 151 м), BIP-10 (10000 т, 125 м) и BIP-8 (8000 т, 102 м). BIP-8 напоминал итальянский десантный транспорт типа San Giorgio, но включал ангар для вертолётов.

На этапе проектирования, концепция NTCD предусматривала четыре подъёмника для вертолётов по левому и правому борту, один в центре и один перед надстройкой. Позже количество подъемников уменьшилось до двух и изменилось расположение: главный подъемник в кормовой части судна первоначально располагался по правому борту, но затем был перемещен в центр, а вспомогательный подъемник расположили за островной надстройкой.

Концептуальные чертежи и описания сделанные DCN, одним из двух судостроителей, участвующих в проекте,, демонстрировали различное оборудование, используемое на авианосцах, включая рампу-трамплин для STOBAR («короткий взлёт» с трамплина и посадка с помощью аэрофинишера), позволяющий использовать самолёты AV-8B Harrier II и F-35 Lightning II-B, 4 или 5 площадок для взлёта/посадки вертолётов, включая одну усиленную, способную принимать вертолёты типов V-22 Osprey или CH-53E Super Stallion, а также мокрый док для судов на воздушной подушке LCAC или десантных катеров типа Sabre. После рассмотрения сенатом Франции концептуальных проектов сенаторы сочли самолёты STOBAR излишним и было принято решение изменить конструкцию.

На выставке Euronaval компания DCN представила проект перспективного десантного корабля. Планировалась серия судов, основанных на концепции BIP-19 . Основу его ударной мощи должна была составить достаточно большая авиагруппа – шесть тяжелых вертолетов различного типа и восемь , которые могли использовать для взлета носовой трамплин. Кроме того, на корабле имелась кормовая док-камера на два 95-тонных типа LCAC или на четыре типа LCM меньшего водоизмещения (последние еще часто называют «десантная баржа»).

После получения одобрения от Комиссии по государственным закупкам контракт на постройку судов был опубликован 22 декабря 2000 года и отдан в конце июля 2001 года компаниям Direction des Constructions Navales (DCNS) и Chantiers de l’Atlantique.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector