Федеральный закон «о безопасности» от 28.12.2010 n 390-фз глава 3 (ред. от 09.11.2020)

Состав

По состоянию на 9 сентября 2021 г .:

Председатель Совета Безопасности — Владимир Путин как Президент России ( по должности )

Постоянные члены
Имя Почта
Дмитрий Медведев Заместитель Председателя Совета Безопасности
Михаил Мишустин Председатель правительства
Антон Вайно Менеджер Администрации Президента
Сергей Иванов Спецпредставитель Президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта
Валентина Матвиенко Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Вячеслав Володин Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
Сергей Шойгу Министр обороны
Сергей Лавров Министр иностранных дел
Владимир Колокольцев Министр внутренних дел
Александр Бортников Директор Федеральной службы безопасности
Сергей Нарышкин Директор Службы внешней разведки
Николай Патрушев Секретарь Совета Безопасности
Непостоянные члены
Имя Почта
вакантный Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Константин Чуйченко Министр юстиции
Антон Силуанов Министр финансов
Валерий Герасимов Главный из Генерального штаба Вооруженных Сил и первого заместителя министра обороны
Виктор Золотов Директор Федеральной службы войск национальной гвардии и главнокомандующий войсками национальной гвардии
Владимир Булавин Менеджер Федеральной таможенной службы
Игорь Краснов Генеральный прокурор
Сергей Собянин Мэр Москвы
Александр Беглов Губернатор Санкт-Петербурга
Игорь Щеголев Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе
Александр Гуцан Полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе
Владимир Устинов Полномочный представитель Президента в Южном федеральном округе
Юрий Чайка Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе
Игорь Комаров Полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе
Владимир Якушев Полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе
Вакантный Полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе
Юрий Трутнев Полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе и председатель правительства заместителя
Рашид Нургалиев Заместитель Секретаря Совета Безопасности

История создания

Идея создания подобной организации появилась еще в 1941 году. Тогда между СССР и Польшей была заключена Декларация, которая занималась бы укреплением и поддержанием мира. Этот документ содержал призыв к созданию такой организации, которая занималась бы обеспечением не просто мира, а справедливости. Поэтому в состав должны были входить только демократические страны.

Если создание подобной организации и случится, тогда решать все мировые конфликты должно международное право с привлечением военных сил участвующих стран. Но, несмотря на ситуацию в мире, тогда мало кто поддержал данную Декларацию.

Конкретно сама организация уже начала зарождаться на территории СССР. Именно тут было принято решение о формировании государств в единую организацию по защите мира во всем мире – Совет Безопасности ООН. Так как СССР внес огромный вклад в ликвидацию фашистского агрессора, то здесь в 1943 году была подписана Московская декларация при участии США, Китая, Великобритании и самих хозяев.

В уставе этого документа было сказано, что страны-лидеры понимают необходимость создания подобной организации, которая занималась бы урегулированием конфликтов. Основным принципом должен был стать суверенитет. Каждая из вышеуказанных стран брала на себя ответственность за другие государства.

При этом основатели могут между собой консультироваться, если это необходимо, а также брать во внимание мнение других членов организации. Также страны-лидеры обязались не использовать оружие на территории других государств, только в случае если это может решить поставленные цели организации

Позже исследователи зарождения ООН решили считать местом создания организации именно Москву, так как здесь был подписан основополагающий документ. После Московской конференции было собрано совещание в Тегеране, где и была подписана Декларация в 1943 году, 1 декабря.

В документе государства Совета Безопасности ООН указали на то, что они берут на себя ношу урегулирования мировых конфликтов и защиту стран таким способом, который удовлетворял бы подавляющую массу народа и который помог бы ликвидировать бедствия и войны.

Длительное время подготавливались все документы к утверждению данной организации. Несмотря на мощь будущего проекта, Рузвельт подчеркивал то, что данное формирование не является сверхгосударством со своими правами и полицией.

Непосредственно перед подписанием была проведена Ялтинская конференция, которая поднимала вопрос о привлечении других стран в данную организацию. А также главный принцип принятия решения – это единогласие. В свою очередь, СССР настоял на первоначальном принятии Белорусской и Украинской ССР в состав ООН.

Секретари Совета безопасности

  • Юрий Скоков (3 апреля 1992 г. — 10 мая 1993 г.)
  • Евгений Шапошников (11 июня 1993 — 18 сентября 1993)
  • Олег Лобов (18 сентября 1993 — 18 июня 1996)
  • Александр Лебедь (18 июня 1996 — 17 октября 1996)
  • Иван Рыбкин (19 октября 1996 — 2 марта 1998)
  • Андрей Кокошин (3 марта 1998 г. — 10 сентября 1998 г.)
  • Николай Бордюжа (14 сентября 1998 — 19 марта 1999)
  • Владимир Путин (29 марта 1999 — 9 августа 1999)
  • Сергей Иванов (15 ноября 1999 — 28 марта 2001)
  • Владимир Рушайло (28 марта 2001 г. — 9 марта 2004 г.)
  • Игорь Иванов (9 марта 2004 г. — 17 июня 2007 г.)
  • Валентин Соболев (исполняющий обязанности) (17 июня 2007 г. — 12 мая 2008 г.)
  • Николай Патрушев (с 12 мая 2008 г.)

Функции (полномочия) Совета Безопасности:

  1. рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности в области обороны, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
  2. проведение стратегической оценки на основе анализа информации:о ходе реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности;о социально-политической и об экономической ситуации в стране;о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в РФ;о состоянии правопорядка и законности в стране, об эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму и экстремизму;о военной опасности и военной угрозе;о разработке, производстве и внедрении современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения национальной безопасности;о ходе реализации государственной антинаркотической политики;о состоянии военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, а также международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;о состоянии информационной безопасности РФ и о развитии информационного общества в РФ;о деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения национальной безопасности;о координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения национальной безопасности;
  3. разработка и уточнение критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
  4. осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности;
  5. участие в реализации основных направлений государственной внешней и военной политики, государственной политики в области оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;
  6. рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности;
  7. подготовка проектов нормативных правовых актов Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны и осуществления контроля деятельности в области обеспечения безопасности;
  8. организация разработки федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
  9. организация контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов по обеспечению национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
  10. рассмотрение ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности РФ Президенту РФ о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;
  11. рассмотрение ежегодного Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ;
  12. рассмотрение ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  13. организация научных исследований по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности.

Бюджет

Откуда же берутся деньги в Совете Безопасности и в самой Организации Объединенных Наций? Как указывают официальные документы, источниками финансов являются члены ООН. Их взносы можно оценить по шкале, которая была утверждена Генассамблеей. Существует также и Комитет по взносам, где трудятся 18 специалистов. Причем данный отдел напрямую сотрудничает с Административным и Бюджетным комитетом.

Шкала взносов определяется с помощью критерия – платежеспособность государства. Определение здесь зависит от доли валового национального продукта, дохода на душу населения и множества других факторов. При этом каждые три года, после изучения статистических данных, эта шкала меняет показатели, в соответствии с экономической ситуацией во всем мире.

Кроме регулярного бюджета, в ООН существует дополнительный – траты на трибуналы и миротворческие операции. Его также поддерживают своими взносами члены организации.

Не стоит забывать, что у Организации Объединенных Наций существует множество фондов, каждый из которых имеет свой бюджет. Его «подпитывают» добровольно либо государства, либо частные лица. Остальные учреждения ООН также имеют собственный бюджет, в том числе и Совет Безопасности ООН. Постоянный член также участвует в формировании бюджета.

Привилегии и иммунитеты

Документ, который регламентирует привилегии и иммунитеты, ООН был принят в 1946 году. При этом в Конвенции затрагивается вопрос как о самой организации, так и о сотрудниках

Если не брать во внимание сложную юридическую формулировку, все привилегии и иммунитеты можно описать следующим образом:

  1. На организацию и её имущество не влияют любые формы вмешательства суда. Исключением может послужить отказ ООН от данного пункта.
  2. Нельзя в помещениях организации проводить обыск, арест, конфискацию и прочее.
  3. Вся документация ООН является неприкосновенной.
  4. На организацию не действует система налогообложения, а также денежные переводы могут беспрепятственно направляться в любое государство.
  5. На организацию не действуют любые таможенные сборы, а также ограничения при импорте и экспорте.
  6. ООН имеет право использовать дипломатические связи, вплоть до шифров и личных курьеров.

Это то, что касается иммунитетов и привилегий для организации, а вот касательно сотрудников, здесь следует поделить данные правила на несколько групп. Генеральный секретарь и его семья могут использовать все существующие дипломатические привилегии. Должностные лица организации избавлены от судебной ответственности за то, что они совершили во время несения службы. Также эти люди избавлены от налогообложения, а вступив в должность, беспрепятственно могут ввозить имущество. Должностные лица ООН избавлены от государственной служебной повинности, в этом случае данным людям необязательно отдавать долг государству и отправляться в армию.

А третья группа состоит из экспертов, занимающихся командировками по делам организации. Они избавлены как от личного ареста, так и от конфискации багажа. Также иммунитет распространяется на судебно-процессуальные решения, но только в случае действий, совершенных во время службы. Для них доступно использование шифров и кодов, а их документы имеют статус неприкосновенности.

Своего иммунитета Генеральный секретарь может лишиться только в случае такового решения Совета Безопасности. А вот снимать привилегии и иммунитет с других сотрудников Генсек может любое время. В первом случае данный вопрос в истории не поднимался ни разу, а вот факт снятия полномочий с сотрудника ООН существовал в архиве. Один из переводчиков злоупотреблял служебным положением, также был пойман на взятке, а поэтому был осужден правительством США.

Похожие термины:

  • орган при Президенте, сферой деятельности которого являются стратегические проблемы экономической, оборонной, экологической, информационной и иных видов безопасности страны, а также обеспечени

  • главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Функционирует на осно

  • самостоятельное подразделение Администрации Президента РФ. Обладает статусом Главного управления Президента; имеет своей задачей информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президе

  • должностное лицо в составе Администрации Президента РФ, осуществляющее организационно-техническое обеспечение деятельности Совета безопасности. С.С.б. входит в число постоянных членов Совета, н

  • учрежден в США в 1947 г. как совещательный орган при президенте, занимающийся вопросами координации внутренней, внешней и военной политики. Председателем этого совета является президент США, его по

  • резолюции этого органа, обладающие, в отличие от рекомендаций, обязательным характером для всех государств — членов ООН (ст. 25 Устава ООН). Если для принятия таких резолюций по процедурным вопросам

  • Совет Безопасности Российской Федерации… является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно в

  • один из главных, постоянно действующих органов ООН, на который согласно Уставу ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов. Велик

  • Комитет, учрежденный 5 октября 2001 г. в соответствии с пунктом 6 Резолюции 1373 от 28 сентября 2001 г. Совета Безопасности ООН. Приоритетными задачами КТК являются: оказание содействия государствам в выпо

  • резолюции Совета Безопасности ООН, обладающие в отличие от рекомендаций обязательным характером для всех государств — членов ООН (ст. 25 Устава ООН). Если для принятия таких резолюций по процедурны

  • меры, принимаемые по требованию Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 40 Устава ООН и направленные на предотвращение ухудшения ситуации в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрес

  • (КТК) — институциональный орган, проводящий глобальный мониторинг террористической активности, обобщающий и распространяющий опыт государств, международных органов и международных организаций

  • закрепленное в ст. 27 Устава ООН положение, согласно которому для принятия решений в Совете Безопасности ООН по всем вопросам существа требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса

Похожие термины:

  • орган при Президенте, сферой деятельности которого являются стратегические проблемы экономической, оборонной, экологической, информационной и иных видов безопасности, а также обеспечение право

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН

    главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Функционирует на осно

  • самостоятельное подразделение Администрации Президента РФ. Обладает статусом Главного управления Президента; имеет своей задачей информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президе

  • должностное лицо в составе Администрации Президента РФ, осуществляющее организационно-техническое обеспечение деятельности Совета безопасности. С.С.б. входит в число постоянных членов Совета, н

  • учрежден в США в 1947 г. как совещательный орган при президенте, занимающийся вопросами координации внутренней, внешней и военной политики. Председателем этого совета является президент США, его по

  • резолюции этого органа, обладающие, в отличие от рекомендаций, обязательным характером для всех государств — членов ООН (ст. 25 Устава ООН). Если для принятия таких резолюций по процедурным вопросам

  • Совет Безопасности Российской Федерации… является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно в

  • один из главных, постоянно действующих органов ООН, на который согласно Уставу ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов. Велик

  • Комитет, учрежденный 5 октября 2001 г. в соответствии с пунктом 6 Резолюции 1373 от 28 сентября 2001 г. Совета Безопасности ООН. Приоритетными задачами КТК являются: оказание содействия государствам в выпо

  • резолюции Совета Безопасности ООН, обладающие в отличие от рекомендаций обязательным характером для всех государств — членов ООН (ст. 25 Устава ООН). Если для принятия таких резолюций по процедурны

  • меры, принимаемые по требованию Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 40 Устава ООН и направленные на предотвращение ухудшения ситуации в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрес

  • (КТК) — институциональный орган, проводящий глобальный мониторинг террористической активности, обобщающий и распространяющий опыт государств, международных органов и международных организаций

  • закрепленное в ст. 27 Устава ООН положение, согласно которому для принятия решений в Совете Безопасности ООН по всем вопросам существа требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса

История Совбеза РФ

Совбез России был учрежден одновременно с постом президента РСФСР в 1991 году. С августа по декабрь 1991 году данный орган назывался Советом Безопасности РСФСР, затем до 1992 года он носил название Совета по делам Федерации и Территорий. С третьего же апреля 1992 года он получил свое нынешнее название.

Становление данного органа и его деятельность на протяжении всего существования нашей страны как независимого государства находятся в неразрывной связи с главными вехами демократических преобразований, произошедших в общественной жизни России в последние десятилетия, а также развитием и укреплением государственности и экономики, и формированием гражданского общества.

Различной была и политическая роль Совбеза РФ. Так, во времена конституционного кризиса и противостояния первого президента РФ Бориса Ельцина с Верховным Советом СБ был в основном органом, служащим для координации силовых ведомств и их консолидации вокруг главы государства. Так, до осени 1993 года постоянные члены Совета входили в него по занимаемой должности. Впоследствии же президент взял на себя функции по формированию состава СБ, что фактически сделало его совещательным органом при главе государства.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Вето

Как уже известно, пользоваться вето могут лишь постоянные члены Совета Безопасности ООН – Китай, Россия, США, Великобритания и Франция. Чтобы принять резолюцию, необходимо 9 голосов из 15. Но если один или более постоянных членов наложат вето на данный вопрос, то решение не будет принято.

Конечно, данная процедура заставляет задуматься, ведь не со всеми решениями, которые принимает Совет Безопасности ООН, страны-лидеры могут быть согласны. А поэтому, наложив вето на резолюцию, они с легкостью обезопасят себя от нежелательного решения. Хотя в Уставе сказано, что сторона, которая участвует в споре, должна воздержаться от голосования.

За время существования организации все пять членов не единожды использовали свое право на вето. Кстати, стоит сказать, что в Уставе прописано и правило, при котором постоянный член может не использовать право вето, но отказаться от голосования.

Что такое Совет Безопасности ООН?

Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) — это один из шести главных органов Организации Объединенных Наций, которому поручено поддерживать международный мир и безопасность, а также принимать новых членов в Организацию Объединенных Наций и одобрять любые изменения в ее Уставе. Полномочия СБ включают создание миротворческих операций, установление международных санкций и разрешение  ведения военных действий в рамках резолюций Совета Безопасности; он является единственным органом ООН, обладающим полномочиями выносить обязательные резолюции государствам-членам. Первая сессия Совета Безопасности состоялась 17 января 1946 года.

Как и ООН в целом, Совет Безопасности был создан после Второй мировой войны для устранения неудач предыдущей международной организации — Лиги Наций, в поддержании мира во всем мире. В первые десятилетия своего существования, институция была, в значительной степени, парализована Холодной войной, посредством напряжения между США и СССР и их союзниками. Несмотря на это, СБ ООН санкционировал интервенции в ходе войны в Корее и Конго, а также создание миротворческих миссий во время Суэцкого кризиса, на Кипре и в Западной Новой Гвинее. С распадом Советского Союза, усилия ООН по поддержанию мира резко возросли. Благодаря этому, Совет Безопасности одобрил создание крупных военных и миротворческих миссий в Кувейте, Намибии, Камбодже, Боснии, Руанде, Сомали, Судане и Демократической Республике Конго.

Совет Безопасности состоит из пятнадцати членов. Великие державы, победители Второй мировой войны — Советский Союз (теперь представленный Россией), Соединенное Королевство, Франция, Китайская Республика (в настоящее время представленная Китайской Народной Республикой) и США — выступают в роли пяти постоянных членов. Эти члены могут наложить вето на любую содержательную резолюцию Совета Безопасности, в том числе на принятие новых государств-членов или кандидатов на пост Генерального секретаря. Также, в Совете Безопасности присутствуют 10 непостоянных членов, избираемых на региональной основе сроком на два года. Председательство в организации ежемесячно переходит от одного члена к другому.

Резолюции Совета Безопасности, как правило, осуществляются миротворцами ООН, вооруженными силами, которые предоставляют государства-члены на добровольной основе. Эти войска финансируются независимо от основного бюджета ООН. По состоянию на 2016 год, в 16 миротворческих операций и 1 специальной политической миссии задействовано 103 510 военнослужащих-миротворцев и 16 471 гражданских лиц. Оценки эффективности Совета Безопасности были неоднозначными, и призывы к его реформе были сделаны еще до первого заседания институции; в частности, критики часто описывают СБ как недемократический международный орган, а некоторые утверждают, что он не выполняет свое главное задание, в основном, из-за права вето своих постоянных членов. Вместе с тем, почти отсутствует консенсус касательно того, каким образом должна быть изменена структура Совета Безопасности.

Научный совет при Совбезе РФ

В данный орган входят представители и Российской академии наук, и отраслевых академий наук с государственным статусом, а также представители различных научных организаций и отдельные специалисты в той или иной области. Функции научного совета при СБ РФ:

— экспертиза и последующая оценка информации, связанной с состоянием национальной безопасностью нашей страны;

— экспертиза и оценка данных об угрозах нацбезопасности;

— участие в подготовке аналитической и прогнозной информации для заседаний Совета Безопасности.

Все решения данного органа носят рекомендательный характер.

Состав

Список членов Совета Безопасности ООН меняется каждые два года. В него входит 15 стран. Из них пять – постоянные члены Совета Безопасности ООН, и 10 — временные. В пятерку «постояльцев» входят Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. Регулярности встреч этих государств не наблюдается, но при необходимости они должны немедленно съехаться. Если на кону какое-либо решение, для его принятия необходимо 9 голосов. Но следует учитывать и право вето, о котором мы поговорим чуть позже.

С 2016 года новыми временными членами Совета Безопасности ООН являются: Уругвай, Украина, Египет, Сенегал и Япония. Они заменили Чад, Нигерию, Чили, Иорданию и Литву. Пять новых «сотрудников» избрала Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности обзаведется новыми временными членами уже в 2017 году, так как выборы происходят каждые два года.

Ныне главным конфликтом данного формирования ООН считается его субъективность. Десять временных членов смирились со своим положением – «актеры второго плана», но некоторые и по сей день указывают на несправедливость в решениях Совета Безопасности. Несмотря на это, стоит напомнить, что для принятия решения все-таки необходимо 9 голосов из 15, а поэтому во многих случаях временные члены играют решающую роль.

Ныне членами ООН остаются 193 государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector