Зенитный ракетный комплекс «бук м2»: фото, характеристики, производство

Технические характеристики

Шасси для СОУ разработано Мытищинским Машиностроительным Заводом. На шасси использована гидромеханическая трансмиссия третьей серии с электронным блоком управления. Разработан новый интерьер и система защиты экипажа от подрыва. Увеличена грузоподъемность шасси под большее количество ракет (шесть в транспортно-пусковых контейнерах — против четырёх у «Бук-М2», установленных открыто). Артиллерийская часть пускового устройства разработана на НПП «Старт» в 2006 году.

Сравнительный чертёж ЗУР 3М9, 9М38М1, 9М317 и 9М317МЭ

Зенитный дивизион «Бук-М3» имеет 36 целевых каналов. Как и ЗРК «Бук-М2», новый ЗРК «Бук-М3» имеет в своём составе , что позволяет обнаружить крылатую ракету на высоте 10 м и удалении 40 км. Комплекс способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 5 м до 35 км. В Военной академии войсковой противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского, где готовят специалистов для зенитных ракетных комплексов и систем средней дальности, отмечают, что возможности «Бука» с обновленной ракетой существенно превосходят потенциал предыдущих ЗРК. Один дивизион таких комплексов может сопровождать и обстреливать до 36 целей, поражая их практически со стопроцентным результатом.

Пусковая установка (ПУ) 9А316М

Ракета 9М317М на этапе испытаний показала наилучшие характеристики. Она поразила мишени, имитирующие по характеристикам не только самолёты армейской, тактической и стратегической авиации и вертолеты, но и тактические баллистические и стратегические крылатые ракеты, а также ракеты противокорабельных комплексов. В ходе выполнения практических стрельб была подтверждена эффективность поражения противокорабельных ракет, летящих на сверхмалых высотах до пяти метров. Телетепловизионная система используется для обнаружения целей, их захвата и пассивного сопровождения в автоматическом режиме в любое время суток, и является всепогодной. Комплекс будет комплектоваться ракетами 9М317М с осколочно-фугасной боевой частью разработки концерна «Алмаз-Антей» производства Долгопрудненского НПП, имеющими более высокую скорость и выдерживающими большие боковые перегрузки по сравнению с ракетами комплекса «Бук-М2». Ракета 9М317М оснащена инерциальной системой управления с активной радиолокационной ГСН, что позволяет атаковать высокоманевренные цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, поражать все существующие аэродинамические цели, наземные и надводные цели или оперативно-тактические ракеты. Старт ракеты осуществляется на основном двухрежимном (старт — марш) . Установлена система объективного контроля, созданная на базе современного программного обеспечения с использованием новейшего . Многофункциональная РЛС для СОУ 9А317М создана на ОКР «Авторитет», разработчик — НИИП им. В. В. Тихомирова. Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т243М разработана и производится на НПП «Старт». Почти все системы ЗРК «Бук-М3» построены на новой элементной базе. Для связи на комплексе установлены современные цифровые средства связи, обеспечивающие бесперебойный обмен как речевой информацией, так и кодированными данными целераспределения и целеуказания. Наведение ракеты возможно выполнять в различных режимах работы: только по ГСН ракеты, в командном режиме, в смешанном.

В одном из вариантов исполнения — колёсное шасси семейства МЗКТ-6922 для комплекса «Бук-М3» будет производиться в Белоруссии на Минском заводе колёсных тягачей (Volat).

Эскиз ракеты 9М317МЭ

В ракетах комплекса применяется стержневая БЧ с направленным подрывом по целям на высоте до 5 метров. БЧ способна пробивать высокопрочные материалы.

Стартовые и наземные средства комплекса

  • Командный пункт 9С510М — число целевых каналов дивизиона — 36.
  • Станция обнаружения и целеуказания 9С36М — сопровождение целей в диапазоне: дальности от 2,5 до 70 км; высоты от 0,005 до 35 км; скорости до 3000 м/с.
  • Гусеничная самоходная огневая установка (СОУ) 9А317М — несёт 6 ракет в на подъемной рампе с многофункциональной .
  • Пусковая установка (ПУ) 9А316М — несёт 12 ракет в ТПК на подъемной рампе.
  • Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т243М.
  • Ракета 9М317М для уничтожения всех типов целей в воздухе в условиях сильного противодействия не исключая сложно и интенсивно маневрирующие цели, а также расположенные на воде и на земле.

2.1.2. Повреждения средней степени

К повреждениям средней степени могут быть отнесены сквозные пробоины во внешней обшивке самолета, нанесенные преимущественно под острыми углами. Наибольшие повреждения средней степени наблюдаются в носовой части самолета в районе кабины пилотов, крыши кабины пилотов, на обшивке левого борта и левом стабилизаторе. Примеры повреждений средней степени приведенына рисунке 7.

Наибольший интерес представляет анализ повреждений левого борта за кабиной пилотов (до двери пассажирского салона). Уже на незначительном удалении (не более 2-4 м) от кабины пилотов характер повреждений существенно меняется — сквозные отверстия имеют удлиненную форму, что характерно для острых (не более 20-25 град.) углов атаки поражающими элементами.

9К317 «Бук-М2»

К окончанию 1980-х годов появилась модификация, использующая современные ракеты 9М317. Применение данной ракеты должно было заметно увеличить дальность и высоту поражаемых целей, также было запланировано применение усовершенствованного оборудования на всех машинах комплекса.

9М317 получила меньшие крылья, дальность стрельбы достигла 45000 м при высоте 25000. Её взрыватель получил 2 режима, что позволило производить подрыв не только на дистанции от цели, но и при контакте, дав возможность бороться с надводными и наземными противниками.

Самоходная огневая установка 9А317 получила новое оборудование, что сделало возможным одновременное обнаружение 10 целей и атаку сразу 4.

Обновленный командный пункт 9С510 получил возможность сопровождать сразу 60 целей и выдавать 36 целеуказаний одновременно. При этом время от получения информации до передачи на огневые установки не больше 2 секунд.

Станция обнаружения и целеуказания 9С18М1-3 оборудована фазированной антенной решёткой, что позволяет засекать воздушные цели на расстоянии до 160000 м. Устойчива к постановке различных помех противником.

Дополнительно в состав комплекса добавили станцию подсвета и наведения ракет 9С36. Она представляет из себя антенну с фазированной решеткой, поднимаемую выдвижной мачтой на высоту 22 метра, что позволяет улучшить характеристики и обнаруживать цели на расстоянии 120 км. Электронное оборудование 9С36 способно сопровождать 10 целей и отдавать команды на обстрел 4 из них.

Комплексные улучшения комплекса 9К317 «Бук-М2» позволили поднять расстояние перехвата самолётов и вертолётов до 50000 м, высоту до 25000 м.

Дальность перехвата ракет возросла до 20000 м., а высота – до 16000. Также возможно применение против наземных и надводных целей.

Плачевная экономика страны в начале 90-х не позволила взять на вооружение новинку, армия ограничилась компромиссным комплексом «Бук-М1-2».

Лишь в 2008 году 9К317 «Бук-М2» поступил на вооружение российской армии, будучи доработанным для соответствия нашему времени.

Станция целеуказания и обнаружения “Купол”

Продолжаем разговор о том, что собой представляет установка “Бук”. Характеристики “Купола” – следующий этап ее рассмотрения. Эта станция имеет электронное лучевое сканирование по углу места в 30-40 градусном секторе с механическим вращением антенны по заданному азимуту. Предназначение 9С18 – обнаружение и опознание целей в воздухе на высоте от 30 метров до 45,5 километров, на дальности до 120 километров. Затем информация об обстановке в воздухе передается на КП 9С470. В зависимости от установленного сектора и наличия помех скорость обзора равняется 5-18 секунд при круговом обзоре и 2,5-4,5 секунды при обзоре сектора в 30 градусов. Передавалась полученная информация по телекодовой линии в период обзора, составляющий 4,5 сек, в объеме 75 отметок. Была разработана и защита от прицельных, ответных, несинхронных импульсных помех.

Также, независимо от наличия заградительных шумовых помех, обеспечивалось обнаружение находящегося на высоте до 5 000 метров истребителя. “Купол”, входящий в зенитный комплекс “Бук”, в свою очередь, состоял из поворотного устройства, антенного поста, устройства слежения антенны, приемного устройства, передающего устройства и других систем. В боевое положение станция переходила за пять минут из походного положения, из дежурного – за 20 секунд.

Что такое ЗРК (зенитно-ракетный комплекс) «Бук»

Рассматриваемая машина (армейский зенитно-ракетный комплекс «Бук»), согласно индексу ГРАУ, обозначается как 9К37, а специалистам НАТО и Соединенных Штатов она известна как SA-11 Gadfly. Классифицируется техника как зенитный комплекс на самоходном шасси. Для уничтожения целей используются ракеты. Предназначен комплекс для уничтожения авиации противника, а также прочих аэродинамических целей на небольшой и средней высоте, в пределах 30-18000 метров. При создании предполагалось эффективно бороться с маневрирующими объектами, которые способны оказать интенсивное радиопротиводействие.

«Перехватывать любые воздушные цели»

«Бук-М3» относят к комплексу ПВО четвёртого поколения. Его разработка стартовала во второй половине 2000-х в стенах Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП) им. Тихомирова (входит в концерн «Алмаз-Антей»). В 2007 году Николай Фролов, занимавший в 2005—2008 годах пост начальника войсковой ПВО ВС РФ, назвал «Бук-М3» «совершено новым комплексом». По его словам, ЗРК создаётся на самой современной элементной базе.

Совместные государственные испытания новой системы ПВО были завершены в 2015 году. Производство «Бук-М3» было развёрнуто на ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» (Екатеринбург). Первые серийные образцы Вооружённые силы РФ получили в 2016 году. В войсках детище НИИП им. Тихомирова заменяет «Бук-М1» и частично «Бук-М2».

Также по теме


Под защитой «Прометея»: что известно о поставках в российские войска комплексов С-500

В 2019 году военная академия Воздушно-космической обороны (ВКО) имени маршала Жукова выпустит первую группу офицеров, которые прошли…

В состав дивизиона «Бук-М3» входят командный пункт, станция обнаружения и целеуказания, транспортно-пусковые установки, транспортно-заряжающие машины и пусковые установки, вмещающие по 6 или 12 зенитных управляемых ракет (ЗУР). 

Дальность стрельбы «Бук-М3» увеличилась в 1,5 раза по сравнению с «Бук-М2» — до 70 км. Минимальная высота поражения цели составляет 15 м, максимальная — 35 км. Число одновременно поражаемых целей увеличилось до 36. Каждая пусковая установка может обстреливать по шесть объектов. Старт ракет происходит с промежутком в две секунды. Как сообщил ранее Александр Леонов, огневая производительность «Бук-М3» выросла на 50%.

По данным источника ТАСС в Минобороны РФ, вероятность поражения целей новым ЗРК достигает 99%. «Бук-М3» предназначен для перехвата высокоманёвренных воздушных объектов, летящих со скоростью до 3 км/с. Комплекс способен обнаруживать и уничтожать крылатые ракеты, тактические баллистические ракеты, а также все виды авиатехники, включая и те, которые выполнены по технологии «стелс». Также «Бук-М3» может обстреливать морские и наземные цели.

Основное оружие этого ЗРК — универсальная всеракурсная зенитная ракета 9М317М, разработанная специалистами ОАО «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» (ДНПП). В процессе полёта при помощи газовых рулей ракета может отклоняться в нужную сторону на 360 градусов.

  • ЗРК 9К317М «Бук-М3» на открытой позиции форума «Армия-2018»

В беседе с RT эксперт Центр анализа, стратегий и технологий Сергей Денисенцев отметил, что специалистам НИИП им. Тихомирова удалось значительно сократить время перезарядки за счёт использования модернизированных транспортно-пусковых контейнеров. Кроме того, по словам эксперта, «Бук-М3» является более технологичной системой ПВО по сравнению с предыдущими образцами.

Главным достоинством «Бук-М3» Виктор Мураховский назвал его «электронную начинку». Он отметил, что в комплексе реализован принцип «выстрелил и забыл». Его суть заключается в том, что после пуска ракеты экипаж ЗРК может сменить позицию, не сопровождая цель.

«Бук-М3» оснащён автоматизированной системой управления, которая позволяет без участия человека выбирать важные цели и определять порядок их поражения. Это делает возможным перехват любых воздушных целей, включая малозаметные самолёты и БПЛА. Система наведения «Бук-М3» отличается повышенной помехоустойчивостью, то есть она может выполнять задачи в условиях активного радиоэлектронного противодействия», — подчеркнул Мураховский.

2.2. Оценка повреждений внутренних элементов конструкции самолета

Анализ повреждений внутренних элементов конструкции самолета проводился преимущественно по оценке повреждений кабины пилотов (пол кабины пилотов, кресло второго пилота, педальный узел). Нарисунке 10представлена часть пола кабины пилотов, которая в Предварительном отчете Международной комиссии также являлась примером множественных осколочных повреждений.

На рисунке синими стрелками указано направление движения поражающих элементов в районе кресла командира экипажа. Анализ направления движения поражающих элементов показывает, что ПЭ двигались вдоль конструкции самолета.

Нарисунке 11представлены элементы оборудования кабины пилотов.

Анализ повреждений внутреннего оборудования кабины пилотов показывает, что основным направлением движения поражающих элементов было слева направо (преимущественно вдоль конструкции самолета), сверху вниз. Таким образом, точка подрыва находилась ближе к левой стороне, выше строительной оси самолета. Превалирующее направление движения поражающих элементов — вдоль оси продольной самолета.

Сравнение модернизаций

Версия «Бук М1» была принята на вооружение в 1982 году. ЗРК мог сбивать самолеты с точностью до 60%, крылатые ракеты класса ALCM – до 40%, вертолеты – до 30%. Вскоре появилась возможность перехвата баллистических боеголовок. В ходе доработки в 1993 года была внедрена установка 9М317. Долгое время аппараты М1 оставались недосягаемыми в международном военном пространстве.

Самая новая версия ЗРК «Бук М3» должна быть принята на вооружение только осенью 2020 года. После успеха модели М2 на международной арене российское правительство выделило круглую сумму на реализацию модернизированного проекта. Ожидается, что «Бук М3» сможет атаковать до 36 целей, пилотируемых на скорости в 3000 м/с. Дальность распознавания будет варьироваться до 70 км. Такие результаты станут возможны благодаря обновленной установке запуска 9М317М и усовершенствованной ГСН.

Вооружение и боевое применение

ЗРК «Куб» (экспортное наименование «Квадрат») входил на вооружение армии стран-участниц Варшавского договора и поставлялся во многие страны Ближнего Востока, Африки и Азии. Он принимал участие в локальных военных конфликтах.

Существенно превосходил аналог, существенно сковывал возможности ВВС, в дальнейшем его эффективность существенно снижалось, осуществлялись модернизации.

Идет на экспорт в более сорока стран мира.

В состав батареи управления зенитного ракетного комплекса «Куб» входили:

  • КБУ (кабина боевого управления);
  • передвижной радиовысотомер ПРВ-16 «Надежность», ридиолокационные станции П-44 «Броня», П-18 «Малахит», П-15 «Тропа». Комплекс РЛС обеспечивает быстрое обнаружение воздушных целей противника на расстоянии до 200 км. КБУ передавала целеуказание СУРН.

Боевое применение ЗРК «Куб»

  • Первое боевое применение комплекса «Куб» (точнее – его экспортного варианта «Квадрат») – война Судного дня 1973 года. ЗРК применялся войсками Сирии. По данным было сбито 64 самолета израильской авиации. 
  • Использовались сирийскими войсками в израильско-сирийском конфликте на границе. По российским источникам, после восьми запусков ЗУР было сбито шесть самолетов.
  • Миротворческая операция UNEF – сирийские зенитные ракетные комплексы «Куб» (совместно с ЗРК С-75) летом 1974 года участовали в уничтожении самолета ООН (он нес миротворческую миссию), после нарушения полета в назначенном коридоре. Сирийские войска сбили нарушителя, в результате погибло 9 человек экипажа (это были канадские миротворцы). Обломки самолета упали рядом с деревней Ад Димас.
  • Применялись в начале боевых действий в период ирано-иракской войны в 1980 году со стороны Ирака. В результате использования комплексов «Квадрат» 2К12Е удалось сбить 21 самолет иранской авиации.
  • В 1982 году – Ливанская война.
  • Война за независимость Западной Сахары между Марокко и Мавританией в период 1973-1991 годов – использовались «Фронтом Полисарио». ЗРК сбили такие самолеты как Mirage F1 и F-5 Tiger II.
  • Операция «Каньон Эльдорадо» 1986 года – использовались ливийцами для отражения налетов со стороны американцев.
  • В период с 1986 по 1987 год в чадско-ливийском конфликте.
  • Налеты южно-африканских ВВС – использовались Анголой против южно-африканской авиации.
  • Операция Deliberated force – использовались боснийскими сербами. Тогда ЗРК был сбит самолет-истребитель General Dynamics F-16 Fighting Falcon.
  • В 1999 году применялись Югославией в войне с НАТО. Согласно российским источникам, тогда с помощью ЗРК было сбито несколько самолетов НАТО.
  • Во время гражданской войны в Сирии – тогда Сирийские ПВО примяли установки «Квадрат», «Бук» и др. для противодействия ракетному удару Британии, США и Франции в 2018 году. Согласно данным из Минобороны РФ, всего было использовано 103 крылатые ракеты, из которых 71 была перехвачена сирийскими средствами ПВО. Из ракетного комплекса «Квадрат» было выпущено 21 ракету, которые поразили 11 целей. По информации Минобороны США ни одна из ракет не была поражена, а большинство пусков было выполнено уже после того, как крылатые ракеты поразили цели.

2.4. Определение ориентации ракеты в пространстве

Определение ориентации ракеты в пространстве в точке подрыва боевой части осуществлено на основе анализа углов пересечения курса самолета в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

По фотографиям элементов конструкции самолета и чертежам конструкции планера самолета Boeing-777 (рисунок 13) проведена примерная реконструкция передней части фюзеляжа самолета.

Результаты реконструкции носовой части фюзеляжа Boeing-777 представлены нарисунке 14.

Анализ реконструкции носовой части самолета позволяет определить углы пересечения ракетой курса самолета в точке подрыва.

Для определения вертикального и горизонтального углов подхода ракеты к самолету использовалась модель распределения осколочного потока, образуемого в результате подрыва боевой части 9Н314М ЗУР 9М38М1. По характерным особенностям годографа распределения поражающих элементов, формирующим область сплошного разрушения силового каркаса планера самолета (т.н. «скальпель»), определен курс ракеты в точке встречи с самолетом — ракета подходила к самолету с пересечением его курса:

Результаты расчетов условий встречи ракеты с самолетом также подтверждают вывод о курсе ракеты — ракета двигалась на пересечение курса самолета.

Эволюция “Тора”

Согласно данным открытых источников, первая модификация ЗРК семейства “Тор” поступила на вооружение в 1986 году. С 2011 года в войска поступает модификация комплекса “Тор-М2У”. Боевая машина обеспечивает всеракурсное поражение воздушных целей, в том числе поражающих элементов высокоточного оружия. ЗРК позволяет вести разведку в движении по любой местности и осуществлять одновременный обстрел четырех воздушных целей в заданном секторе.

Современный “Тор-М2” начал поступать в войска с 2016 года. По сравнению с прежними модификациями в нем в полтора-два раза улучшены характеристики зоны поражения, возимого запаса зенитных управляемых ракет, помехозащищенности и другие. Он способен уничтожать цели, летящие со скоростью до 700 м/с, на дальности до 12 км и высоте до 10 км. Батарея, состоящая из четырех машин, может одновременно атаковать 16 целей.

В 2016 году концерн ВКО “Алмаз-Антей” начал работу над арктическим вариантом ЗРК малой дальности — “Тор-М2ДТ”. Новая версия установлена на шасси двухзвенного гусеничного тягача ДТ-30ПМ-Т1 (ДТ — двухзвенный тягач).

В 2018–2019 годах уже может появиться морская версия “Тора”. Об этом сообщили в пресс-службе концерна “Алмаз-Антей” в ходе выставки KADEX 2016. При этом по ряду параметров корабельная версия комплекса будет превосходить существующих представителей семейства “Тор”.

Этот вопрос концерном проработан, и учитывая опыт предприятий кооперации по производству и монтажу комплексов типа “Оса”, “Кинжал” и других на кораблях ВМФ, а также возможность применения комплектующих серийно выпускаемых сухопутных образцов ЗРК “Тор”, можно сделать вывод о создании “морской” версии “Тор” в кратчайшие сроки (первые образцы ЗРК могут появиться в 2018–2019 годах), причем при минимальных затратах

пресс-служба концерна ВКО “Алмаз-Антей”

В 2016 году главный конструктор зенитных ракетных комплексов Ижевского электромеханического завода “Купол” (входит в концерн “Алмаз-Антей”) Иосиф Дризе (создатель ряда современных средств ПВО, скончался в ноябре 2016 года — прим. ТАСС) заявлял, что в перспективе “Тор” станет полностью роботизированным и сможет сбивать цели без участия человека. Как говорил Дризе, ЗРК и сейчас может работать без участия человека, но в ряде случаев оператор необходим в условиях сильных помех. Кроме того, на предприятии занимаются увеличением возможностей “Тора” по уничтожению крылатых ракет, созданных с использованием технологий “стелс”.

Тактико-технические характеристики ЗРК средней дальности 9К317 «Бук-М2»

  • Дальности поражения целей, км. — 3 -50
  • Высота поражения целей, км. — 0,015 — 25
  • Число одновременно сопровождаемых целей, шт .- до 24
  • Количество ЗУР, шт. — 4
  • Время реакции комплекса, сек. — менее 10
  • Время между выстрелами, сек — 4
  • Вероятность поражения аэродинамических целей (неманеврирующий самолет) одной ракетой — 0,9 — 0,95
  • Вероятность поражения целей с ЭРП на уровне до 0,05 м2 одной ракетой — 0,6 — 0,7
  • Максимальная скорость поражения приближающихся целей, м/с — 1200
  • Максимальная скорость поражения удалающихся целей м/с — 500
  • Время готовности с марша 1-й секции, мин. — 5
  • Время готовности с марша 2-й секции, мин. — 10 — 15
  • Время смены позиций с включенной аппаратурой, сек. — 20
  • Стабильная работа при мощности активных помех, Bт/МГц — до 1000
  • Тип канала оптико-электронной системы (ОЭС) — матричный
  • Число каналов оптико-электронной системы (ОЭС) — 2 (субматричный тепловизионный и телевизионный)
  • Всесуточная работа СОУ — Да, в режиме ОЭС (практически без СВЧ – излучения)
  • Рабочие температуры, град С — + 55
  • Стабильная работа в условиях высокой запыленности — Да
  • Порывы ветра, м/с — до 27
  • Максимальная скорость движения боевых машин комплекса по шоссе, км/ч — 65 км/ч
  • Максимальная скорость движения боевых машин комплекса по грунтовой дороге, км/ч — 45
  • Запас хода боевых машин комплекса, км — 500
  • Общий ресурс боевых средств, лет — 20

В заключение

Сегодня в условиях любого военного конфликта авиация противника атакует в первую очередь средства ПВО. Успешно этому противостоять можно, имея на вооружении самые современные зенитные ракетные комплексы.

«Бук-М2», несмотря на все неоспоримые достоинства установки, продолжает интенсивно дорабатываться и совершенствоваться. В семействе «Буков» уже имеются модернизированные модели М2Э, М3 и М4.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30 ноября 1979 г. была проведена модернизация ЗРК “Бук” с целью повышения его боевых возможностей, защищенности его радиоэлектронных средств от помех и противорадиолокационных ракет.

В комплексе “Бук-М1” предусмотрены эффективные организационные и технические мероприятия по защите от противорадиолокационных ракет. Боевые средства комплекса “Бук-М1” взаимозаменяемы с однотипными боевыми средствами ЗРК “Бук” без их доработок, штатная организация боевых формирований и технических подразделений аналогичны с комплексом “Бук”.

В результате испытаний, проведенных с февраля по декабрь 1982 г. под руководством комиссии во главе с Б.М.Гусевым на Эмбенском полигоне (начальник – В.В.Зубарев), было установлено, что модернизированный комплекс “Бук-М1” по сравнению с ЗРК “Бук”, обеспечивает большую зону поражения самолетов, способен сбивать крылатые ракеты ALCM с вероятностью поражения одной ЗУР не ниже 0,4, вертолеты “Хью-Кобра” – с вероятностью 0,6-0,7, а также зависающие вертолеты – с вероятностью 0,3-0,4 на дальности от 3,5 до 6-10 км.

Комплекс “Бук-М1” был принят на вооружение войск ПВО СВ в 1983 году и его серийное производство было налажено в кооперации предприятий промышленности, ранее выпускавших средства ЗРК “Бук”.

Комплексы семейства “Бук” предлагались к поставкам за рубеж под наименованием “Ганг“. После развала СССР ЗРК “Бук” в различных модификациях достался кроме России также Украине и Белоруссии. Зенитный ракетный комплекс “Бук-М1” поставлялся на экспорт только в Финляндию. Морской вариант комплекса “Ураган” (“Штиль”) поставляется с 2000 года в Китай на двух эсминцах класса “Современный”.

В ходе учений “Оборона 92” ЗРК семейства “Бук” проведены успешные стрельбы по мишеням на базе БР Р-17, “Звезда” и на базе ракеты РСЗО “Смерч”.

Состав

В состав ЗРК “Бук-М1” входят следующие боевые средства:

ЗУР 9М38М1;

Командный пункт 9С470M1;

Станция обнаружения и целеуказания 9С18M1 “Купол-М1”;

Самоходная огневая установка 9А310M1;

Пуско-заряжающая установка 9А39.

Самоходная огневая установка 9А310М1, по сравнению с установкой 9А310, обеспечивает обнаружение и захват цели на автосопровождение на больших дальностях (на 25-30%), а также распознавание самолетов, баллистических ракет и вертолетов с вероятностью не ниже 0,6. В 9А310М1 используется 72 литерных частоты подсвета (вместо 36), что способствует повышенной защищенности от взаимных и преднамеренных помех. Обеспечено распознавание трех классов целей – самолеты, баллистические ракеты, вертолеты.

Командный пункт 9С470М1 по сравнению с КП 9С470 комплекса “Бук” обеспечивает одновременный прием информации от собственной станции обнаружения и целеуказания и о шести целях от пункта управления ПВО мотострелковой (танковой) дивизии или от КП ПВО армии, а также комплексную тренировку всех расчетов, боевых средств ЗРК.

В комплексе используется более совершенная станция обнаружения и целеуказания 9С18М1 (“Купол-М1”), имеющая плоскую угломестную ФАР и самоходное гусеничное шасси ГМ-567М, однотипное с КП, самоходной огневой установкой и пуско-заряжающей установкой. Длина станции обнаружения и целеуказания 9,59 м, ширина – 3,25 м, высота – 3,25 м (8,02 м в рабочем положении), масса – 35 т.

В состав технологического оборудования комплекса входят:

9В95М1Э – машина автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции на ЗиЛ-131 и прицепе;

9В883, 9В884, 9В894 – машины ремонтно- технического обслуживания на Урал-43203-1012;

9В881Э – машина технического обслуживания Урал-43203-1012;

9Т229 – транспортная машина для 8 ЗУР (или шесть контейнеров с ЗУР) на КрАЗ-255Б;

9Т31М (9Т31М1) – автокран;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector