Подводные лодки проекта 671ртм

Звонки

1983: К-324, аварийно-спасательное судно » Алдан» , военный корабль США «Петерсон».

Катера класса Victor III использовались в Северном, Атлантическом, Средиземном, Карибском, Тихом и Индийском океанах для разведки военно-морских операций на западе.

Несколько катеров класса «Виктор III» приняли участие в двух крупных операциях Северного флота . Операции носили кодовые названия «Апорт» («Апорт», 1985 г.) и «Атрина» («Атрина», 1987 г.).

С мая по июль 1985 года несколько катеров и противолодочных частей отправились на противолодочную операцию «Апорт» для сбора информации о ракетах- носителях НАТО. В том числе К-502 , который использовался в банке Ньюфаундленда .

В марте 1987 года катера Виктор III К-298 , К-299 , К-324 , К-502 и, возможно, также К-524 вышли в Атлантический океан на «Атрине» . Их работа заключалась в сборе информации о маршрутах американских ПЛАРБ и противолодочной тактике НАТО . Отбытие пяти охотничьих подводных лодок не осталось незамеченным, но только после того, как лодки не направились в один из обычных участков патрулирования, а скорее исчезли неизвестным курсом, НАТО начало комплексную поисковую операцию. Операцию с подводной лодкой поддерживали советские морские разведчики с Кубы и Кольского полуострова . Когда «Атрина» закончилась через три месяца, лодки пересекли Атлантику до Бермудского треугольника и прорвали линии SOSUS практически незаметно . Они были обнаружены только в районе цели, но ошибочно опознаны как ПЛАРБ. Все командиры лодок награждены орденами Красного Знамени .

31 октября 1983 года К-324 находился в Карибском море , преследуя фрегат USS McCloy для сбора информации об американском гидролокаторе буксировки SQR-15 . Согласно американским источникам, «МакКлой» собирался собирать информацию о К-324 . Кабель гидролокатора буксировки фрегата попал в винт подводной лодки, что вызвало неисправность в системе охлаждения и сделало К-324 неспособным к маневрированию. Экипажу удалось вывести лодку на поверхность. Тем не менее, он не был скрыт от американского разведывательного самолета и был замечен на Р-3 на 1 ноября 282 морских милях к западу от Бермудских островов . Прежде чем его удалось поднять, советскому буксиру удалось подобрать лодку и отбуксировать ее в Сьенфуэгос на Кубе 5 ноября .

На Даниила Московского (К-414) в сентябре 2006 года в Баренцевом море произошел пожар в электросети, в результате которого погибли два члена экипажа. Лодка не могла маневрировать и ее пришлось буксировать.

Забытые темпы

Атомные подлодки 671-го проекта получились очень удачными: надежными, малозаметными, быстроходными, спокойно погружались на 400 метров, имели скорость более 30 узлов и два с лишним месяца могли находиться в автономном плавании.

Владимир Дорофеев обратил внимание на немыслимую сейчас интенсивность работы: «Технический проект корабля был защищен в 1960 году, документация передана на завод в 1962-м, головной корабль принят в состав ВМФ в 1967-м. То есть от завершения разработки техпроекта до поднятия военно-морского флага прошло всего шесть лет

С точки зрения нашей сегодняшней действительности – сроки фантастические. Да, корабли стали больше, но сроки создания выросли непропорционально».

Высокие тактико-технические характеристики АПЛ проекта 671 были получены в результате удачного сочетания новых технических решений. Это симметричная форма корпуса с оптимальными пропульсивными качествами, крестообразное оперение, где большие горизонтальные рули дополнялись малыми, предназначенными для управления на высоких скоростях, «правильная» носовая оконечность с грамотным расположением торпедных аппаратов и крупногабаритной антенной гидроакустики. Одновальная энергетическая установка с двумя водяными реакторами обеспечивала повышенную надежность. Блочная компоновка паротурбинной установки улучшила виброакустические характеристики и упростила монтаж. Из внедренных новшеств стоит назвать применение новой высокопрочной корпусной стали, использование в энергетических системах трехфазного переменного тока, широкое внедрение дистанционного управления исполнительных механизмов.

Огромный вклад в создание проекта внесли разработчики комплектующего оборудования: ОКБМ имени И. И. Африкантова, где создали ЯЭУ, СКБ Кировского завода, создавшее паротурбинную установку, специалисты ЦНИИ имени А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», «Авроры», «Гранита», «Электрона», «Гидроприбора», «Новатора», «Океанприбора» и еще десятков коллективов, придумавших и изготовивших передовые по тем временам системы корабля. Как выразились участники конференции, в ходе совместной творческой работы над 671-м проектом возникла школа строительства многоцелевых АПЛ.

В 1967 году головная К-38 (заводской заказ № 600) была принята в состав Северного флота. Первым командиром корабля стал капитан 2-го ранга Евгений Чернов, будущий вице-адмирал, Герой Советского Союза.

Версии

Проект 671 Ёрш (Виктор I)

Пр.671

Советское обозначение пр. 671 Ёрш ( ерш ) — первоначальный образец, принятый на вооружение в 1967 году; 16 были произведены. Каждый имел по шесть торпедных аппаратов для пуска торпед Тип 53 и противолодочных ракет СС-Н-15 и мин . Подводные лодки имели мощность 24 ствола или 48 мин (или их комбинацию). Их длина составляла 92,5 м (303 фута). Все утилизированы.

Проект 671РТ Сёмга (Виктор II)

Проект 671РТ

Советское обозначение пр. 671РТ » Сёмга» ( атлантический лосось ) — принят на вооружение в 1972 г .; семь были произведены в 1970-х годах. Первоначально они были обозначены НАТО как «Единый класс». Они имели такое же вооружение, что и «Виктор I», и были первыми советскими подводными лодками, которые внедрили сплав для акустической тишины. Производство было свернуто из-за решения о разработке улучшенного класса Виктор III. Их длина составляла 101,8 м (334 фута). Все утилизированы.

Проект 671РТМ / РТМК Щука (Виктор III)

Проект 671РТМ

Советское обозначение проекта 671РТМ / RTMK Щука ( щука ) -entered службы в 1979 году; 25 выпускались до 1991 года. Более тихие, чем предыдущие советские подводные лодки, эти корабли имели четыре ствола для запуска ракет СС-Н-21 или СС-Н-15 и торпед Типа 53, а также еще два ствола для запуска ракет СС-Н-16 и Типа. 65 торпед . На борту могло находиться 24 ствола ТПУ или 36 мин. Класс Victor III вызвал небольшой фурор в спецслужбах НАТО при его представлении из-за характерной капсулы на вертикальной кормовой плоскости. Сразу же возникло предположение, что капсула была корпусом для какой-то экзотической бесшумной двигательной установки, возможно, магнитогидродинамического привода . Другая теория предполагала, что это была какая-то система оружия. В конце концов, капсула была идентифицирована как гидродинамический корпус для буксируемой пассивной гидролокаторной группы ; впоследствии эта система была включена в ПЛА класса Sierra и Akula . В октябре 1983 года буксируемая группа К-324 , Виктора III, действующего к западу от Бермудских островов, столкнулась с буксируемой группой американского фрегата USS  McCloy . К-324 был вынужден всплыть, что позволило силам НАТО сфотографировать капсулу в развернутом состоянии. Класс Victor-III постоянно совершенствовался во время строительства, и модели позднего выпуска обладают превосходными акустическими характеристиками. Их длина составляла 106 м (348 футов). 21 ликвидировано.

Сборка

Сборка проходила в рамках GB: Советско-Российский ВМФ на дружеском сайте каропка.ру.
Сборку начал с доработок корпуса и рубки. В носовой и кормовой части верхней половине корпуса, а также в верхней части рубки пришлось изрядно поработать шкуркой удаляя стык пресс-форм. На корпусе высверлил посадочные места АСБ и из пластика изнутри подклеил пластины, сформировав посадочные места. Из фольги самоклейки сделал створки люка на палубе лодке за рубкой. Из этого люка в подводном положении выпускалось устройство связи по внешнему виду похожее на самолет. Китайцы изобразили люк в виде оконной рамы с перемычкой посередине, я это дело изменил, приведя в соответствие с прототипом. Поскольку шпаклевать и шлифовать расшивку не хотелось, использовал фольгу. Сборка корпуса прошла нормально, не идеально, но терпимо, шпаклевка потребовалась в небольших количествах. Затем восстановление утраченной расшивки и монтаж кормового оперения и водозаборников. Водозаборники рассверлил, сделав отверстие и закруглил у них переднюю кромку, таким образом они стали больше похожи на те, которые были на прототипе.
Далее очередь кормового оперения. Вертикальное оперение особых проблем не вызвало, просто клеим, стыки шпаклюем, шлифуем. Горизонтальное оперение потребовало небольших доработок. Расшивкой имитировал малые горизонтальные рули, странно, что китайские товарищи проигнорировали этот момент. Также срезал ступицы вспомогательных рулей. К ним приклеил травленые лопасти, которые также отрезал от соответствующих деталей травления.
Затем настала очередь доработки гребного винта. Травленые лопасти обточил, убрав излишнюю «пузатость» лопастей и немного завернул их винтом. Получилось не идеально, но чуть больше похоже на прототип. На ступице винта сточил торцевые гребни и сделал их из пластика 0,13 мм – так более масштабно.
На рубке сточил имитацию поручней и сделал их из проволоки 0,2 мм, попутно добавив отсутствующие поручни в носовой части. Также удалил наплывы с крыши рубки под т.н. «рога», поскольку у меня будет РТМ, а не РТМ(К).
Штоки НГР заменил на металлические трубки D = 0,9 мм.
Некоторые ВУ изготовил заново, у некоторых заменил штоки, некоторые просто покрасил. В качестве материалов использовал медицинские иглы различных диаметров, а также что-то из запасов.  

История создания

Предшественник

Атомные подводные лодки проекта 671РТ обладали мощным вооружением торпедными аппаратами (ТА) калибра 650 мм и противолодочным ракетным комплексом (ПЛРК) «Вьюга», высокой скоростью — до 34 уз., хорошей рабочей глубиной погружения — 320 м, однако ее базовый гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-300 «Рубин» с дальностью обнаружения целей 50-60 км (впоследствии заменен на «Рубикон» дальность обнаружения до 200 км), в условиях сильной противолодочной обороны (ПЛО) или при противоборстве с малошумной или с более совершенным и чувствительным ГАК подводной лодкой НАТО в середине – конце 1970-х годов ХХ века не позволял гарантированно уничтожать корабли потенциального противника.

Предпосылки

В условиях качественного совершенствования средств ПЛО: появления ГАК большой мощности и дальности обнаружения, широкого применения противолодочных вертолетов, применения буксируемых гидроакустических станций (ГАС) переменной глубины, противолодочных управляемых ракет, и особенно вследствие начавшегося внедрения обработки акустического сигнала появившимися военными компьютерами, высокая шумность лодок проекта 671РТ отрицательно сказывалась на дальности обнаружения и опознания последних. Проще говоря их слышали раньше, и соответственно могли уничтожить, чем они.

Требования к шумности АПЛ резко ужесточились и в СССР было принято решение, как разработать принципиально новые АПЛ (проекты известные как , ), так и использовать конструктивные наработки проектов и 671РТ для создания лодки отвечающей новым требованиям. Чем собственно и занялся трудовой коллектив СКБ-143 «Малахит» (ныне АО СПМБМ «Малахит») под руководством Героя социалистического труда Георгия Николаевича Чернышева, с 1984 года главным конструктором был назначен Радий Анатольевич Шмаков. Результатом их трудов и стал проект 671РТМ (шифр «Щука») .

Проектирование

Отработанная конструкция АПЛ проекта позволила сократить время проектирования собственно корпуса лодки, механизмов, энергетической установки до минимума. Общая конструкция, ЯЭУ и ГТЗА остались прежними, а вот «начинка» радиоэлектронного вооружения мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационно-управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса существенно поменялись в лучшую сторону.

«Щуки» отличаются так же сниженным, по сравнению с предшественницами уровнем первичных физических полей, увеличенной автономностью и усиленными ледовыми подкреплениями ограждения рубки и выдвижных устройств, титановый обтекатель основной антенны ГАК, заменили обтекателем из многослойного стеклопластика. На «Щуках» используется ГАК «Скат-КС», разработанный ЦНИИ «Океанприбор» (гл. конструктор В.В. Громковский), НПО «Агат» (гл. конструктор А.И. Троян) разработала для подлодки БИУС «Омнибус», а НПО «Азимут», (гл. конструктор В.Г. Пешехонов) – навигационный комплекс «Медведица». Но пожалуй, наибольшая работа была проведена для снижения шумности лодки (в качестве эталона по шумности была взята АПЛ США Los Angeles): для улучшения амортизации механизмов было применено так называемое «отключение фундаментов» — установленные между шумящими агрегатами и корпусом лодки специальные амортизаторы-вибропоглотители убирали общий вибрационный шум, проведены работы по акустической развязке конструкций и механизмов, были разработаны и внедрены выгородки для системы вентиляции и вертикальные шпигаты.

Отдельно проводились эксперименты по разработке и модернизации движетеля – первоначально это был один семилопастной винт с лопастями саблевидной формы, затем его заменили на два четырехлопастных винта противоположного вращения на одном валу.

С развалом СССР и прекращением финансирования, дальнейшие проработки снижения шумности задачу доведения её до эталона произвести не удалось.

Изменился так же и состав вооружения – добавился уникальный торпедный комплекс ВА-111 «Шквал» с ракето-торпедой М-5, и несколько позднее дозвуковые крылатые ракеты «Гранат» запускаемые из 533 мм ТА. Это потребовало врезки цилиндрической вставки в корпус лодки в районе 2-го отсека. В результате чего длина прочного корпуса увеличилась на 4,2 м, несколько возросло водоизмещение и уменьшилась максимальная скорость подводного хода.

Средства обнаружения, связи, навигации и управления

Гидроакустический комплекс

Макет носовой антенны ГАК СКАТ.

ГАКантенны

На лодках использовался ГАК «Скат» в версиях «Скат-КС» или его модернизированный вариант «Скат-2М». По своим возможностям поиска и опознания целей комплекс «Скат» вплотную приближался к новейшим комплексам подлодок США. Следует отметить, что носовая антенна AN/BQS-13 ГАК AN/BQQ-5 АПЛ типа Los Angeles имеет сферическую форму, занимает весь носовой отсек (удалена от источников посторонних шумов самой лодки) и работает в более благоприятных условиях, а на лодках проекта 671РТМ(К) над антенной расположены торпедные аппараты. Сами размеры и масса ГАК «Скат» больше чем у его американского соперника ГАК AN/BQQ-5.

БИУС

БИУС — Боевая информационно-управляющая система, одна из наиважнейших систем целеуказания и управления стрельбой современного корабля
АПЛ проекта 671РТМ(К) оснащена БИУС семейства «Омнибус» — «Омнибус-РТМ», разработанным НПО «Агат» под руководством главного конструктора Анатолия Ильича Троян. Впервые в отечественной практике для БИУС был применён «полуоткрытый» принцип решения задач. Это означает, что часть программ жестко зашита в долговременном запоминающем устройстве на ферритах — ДЗУ (аналог ПЗУ/ROM), а часть программ находилось на магнитной ленте и могла быть оперативно заменена. Для конца 1970-х и начала 1980-х годов это было весьма новое решение. Была разработана и внедрена специальная операционная система с математическим программным обеспечением, занимавшимся как решением отдельных задач (например по гидрологии или ледовой обстановке), так и решением задач совместной комплексной обработки (например поиска, опознания, взятия на сопровождение, определения элементов движения цели (ЭДЦ), выборки боеприпаса для стрельбы, расчетов для стрельбы и пр.)

Принцип «полуоткрытости» БИУС «Омнибус» позволял отрабатывать новые задачи и тактические приёмы и адаптировать их для других лодок в более упрощённом режиме, позволяя избегать ошибок и своих предшественников. Аппаратная часть «Омнибуса» была спроектирована модульному принципу, где каждый модуль является функционально законченным прибором. Ядро системы состоит из 11 приборов-модулей.

Навигация и связь

В качестве навигационного комплекса был использован разработанный НПО «Азимут» под руководством навигационный комплекс «Медведица-671РТМ», сопряженный как с классическим прецизионным гироскопом, так и со спутниковой системой навигации Он обеспечивал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в БИУС и другие системы «Щуки».

Подводная лодка была оснащен новым автоматизированным комплексом связи «Молния-Л» с системой космической связи «Цунами-Б», специальным разведывательным комплексом, комплексом Космической связи «Цунами-Б». На лодках проекта 671РТМ(К) также установлен радиолокационный комплекс МРК-50 «Каскад с приставкой МРК-57 «Корма» имеющий универсальное назначение — и как средство навигации и как средство обнаружения, а также система обнаружения радиолокационных сигналов СОРС МРП-21А «Залив-П».

Оптические средства навигации и наблюдения — телевизионная система МТ-70-10 и перископ ПЗНС-10

Разработка и строительство

Весь корпус оптимизирован с точки зрения шумоизоляции по сравнению с предыдущими классами. Руль для контроля глубины стал тоньше, поэтому их пришлось изготавливать из высокопрочного титана . Это позволило значительно уменьшить «горб» перед башней, в котором ранее располагался носовой подъемник. На приводном валу были установлены два винта, вращающихся в противоположных направлениях, из которых задний уменьшал кавитацию переднего, чтобы сделать главный привод тише, чем в предыдущих классах. Еще одной яркой особенностью было очень высокое хвостовое оперение с большим каплевидным цилиндром.

Вооружение и связанные с ним системы управления были модернизированы таким образом, что помимо обычных торпед, из торпедных аппаратов можно было запускать ракеты РПК-2 «Вижуга» и РПК-6М «Водопад» . Последние пять подводных лодок типа «Виктор III» Ленинградского судостроительного завода, принятые на вооружение в 1987–1992 годах, получили крылатые ракеты типа С-10 «Гранат» и получили обозначение проекта 671РТМ (К). В преддверии этого проекта K-254 впоследствии получил поразительную конструкцию высотой около одного метра, которая возвышалась на несколько метров над носовой частью перед башней, чтобы испытать системы для S-10.

В 1991 году флот решил реклассифицировать лодки класса Виктор III и подводные лодки предшествующих классов Виктор I и Виктор II , которые все еще находились на вооружении . Идентификаторы имен с «К» стали теми, которые начинались с «В». Эта мера была очень непопулярной, и предполагалось, что она проводилась только для того, чтобы обеспечить более высокую заработную плату тем, кто отвечает за «новый» класс.

Вооружение

Подводная лодка имела разнообразное вооружение включавшее в себя различные варианты торпед, мин и ракет. Использовались так же различные спецсредства.
Пусковыми установками для вооружения являлись торпедные аппараты: 2 носовых калибром 650 мм и 4 носовых калибром 533 мм.

Минно-торпедное вооружение

Внешний вид и устройство торпеды СЭТ-65 1 — система наведения, 2 — неконтактный взрыватель; 3 — контактный взрыватель. 4 — заряд ВВ; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — приборы управления 7 — электродвигатель.

торпедСЭТ-65САЭТ-65«Шквал» ВА-111мин

Торпеды 650 мм калибра: 6 торпед 65-76, дальность при скорости 50 уз — 50 км.

Ракетное вооружение

Базовое ракетное вооружение подводных лодок проекта 671РТМ(К) это противолодочные ракетные комплексы (ПЛРК), запускаемые из торпедных аппаратов калибра 533 мм. Это комплексы РПК-2 «Вьюга» с дальностью действия до 42 км, и РПК-6 «Водопад» с дальностью действия до 50 км.
Последний способен нести не только противолодочную торпеду (УГМТ-1 скорость до 41 уз., дальность до 8 км., рабочая глубина до 500 м.), так и ЯБЧ 200 кт. в противолодочном исполнении. Ракета ПЛРК выстреливается из ТА, проходит определенное расстояние под водой, затем включается реактивный двигатель и ракета летит как обычная крылатая ракета до района цели, где боевая часть (топеда УГМТ-1) на парашюте приводняется и начинает поиск цели. В случае использования ЯБЧ, заряд погружается до заданной глубины и подрывается.

Первоначально лодки проекта 671РТМ не получили стратегического ракетного вооружения, однако пять лодок заложенных в Ленинграде на ЛАО (Ленинградское Адмиралтейское объединение) были достроены по проекту 671РТМК, включавшему в себя еще и вооружение дозвуковыми крылатыми ракетами морского базирования С-10 «Гранат». Впоследствии большую часть остальных «Щук» пр. 671РТМ дооснастили ракетами «Гранат».
Внешне вид лодок, построенных по проекту 671РТМК, практически не отличались от 671РТМ, изменилось внутреннее расположение оборудования и приборов управления стрельбой.

Сама ракета С-10 «Гранат» (разработка ОКБ «Новатор» имени Люльева Л. В.) является морским вариантом крылатой ракеты КС-122 (существовал и наземный вариант ракетного комплекса — РК-55). Для своего времени это было весьма совершенное оружие, способное нести ЯБЧ 200 кт., преодолевать порядка 2500-3000 км на скорости 0,7М, с огибанием рельефа местности, высота полета лежала в диапазоне от 15 до 200 м. Ракета имела длину порядка 8,1м., диаметр 0,51м., и запускалась из 533 мм ТА. Фактически аналог (по назначению) американской крылатой ракеты BGM-109 Tomahawk («Томагавк»). Предшественник ОКР «Калибр».

Место на подводной лодке всегда ограничено, это касается и боезапаса, ракетное вооружение на лодках проекта 671РТМ(К) применялось из 533 мм торпедных аппаратов и имело близкие к торпедам размеры, а их боезапас по штату 18 единиц. Соответственно, лодки могли взять ракет, ракето-торпед и обычных торпед на борт (калибра 533 мм) не более 18 штук. Зато в разных вариациях, в зависимости от той или иной задачи и цели которую нужно поразить, это повышало тактическую гибкость, и в наиболее полной мере отражало понятие многоцелевая АПЛ.

В качестве зенитно-ракетного вооружения для самообороны «Щук» использовался ПЗРК Стрела — 3М (запас ракет 9М36 6 ед.). ПЗРК способен поражать цели на встречных (скорость цели до 260 м/с) и догонных (скорость цели до 310 м/с) курсах на высотах до 3000 м.

Спецсредства

Из 533 мм торпедных аппаратов выстреливались так же имитаторы (ложная цель, имевшая акустические шумы сходные с шумами издаваемыми подводной лодкой) МГ-74 «Корунд-2» двигавшийся на скорости 15 уз, на протяжении получаса.

Галерея

  • АПЛ «проекта» Щука 671РТМ вид сверху на левый корму и борт.

  • АПЛ «Щука» проекта 671РТМ нос в вид на правый борт борт. Хорошо бульба видна гондолы буксируемой антенны ГАК.

  • 324 К-АПЛ проекта 671РТМ, разведывтельное судно «фрегат» и Алдан в знаменитом инциденте с антенным TASS кабелем.

  • Внешний вид АПЛ проектов 671РТ, 671 и 671РТМ. Хорошо заметно изменение лодок размеров.

  • Модель АПЛ проекта 671РТМ, правый на вид борт. Серые вставки в носу и на акустически — борту прозрачные обтекатели бортовых приемников носовой и шумов антенны ГАК.

  • «Щука» в художественном Компьютерная.

  • творчестве модель АПЛ проекта 671РТМ, она так бы выглядела на небольшой глубине на большом АПЛ.

  • ходу К-414, проекта 671РТМ в доке. правый на Вид борт с носа. Хорошо видны аппараты торпедные с открытыми передними крышками.

  • АПЛ 671РТМ проекта в доке. Вид на левый борт с Видны. кормы акустически прозрачные обтекатели бортовых шумов приемников, кормовой винто-рулевой комплекс и буксируемой гондола антенны ГАК.

  • АПЛ проекта всплывает 671РТМ на фоне проекта .

  • ГТЗА на Вид-615.

  • Торпедное и ракетное вооружение проекта АПЛ 671РТМ(К).

  • Подводная лодка К-254, пр.дополнительным с 671РТМ торпедным аппаратом, предназначенным для ракет испытаний комплекса С-10 «Гранат».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector