Подводные лодки проекта 971 «щука-б»

Прочие особенности проекта

Мало кто знает об этом историческом факте, но в самом начале 80-х годов наша страна приобрела у Японии продукцию Toshiba — особо точные станки для обработки металла, которые позволяли делать новые винты, производящие при работе минимум шума. Сама сделка была особо секретной, но США, к тому времени практически «колонизировавшие» Японию, узнали о ней почти сразу. В результате даже попала под экономические санкции.


Смотреть галерею

Благодаря винтам и некоторым другим особенностям конструкции, проект 971 отличала поразительная тишина плавания. Во многом это заслуга академика А. Н. Крылова, который несколько лет работал над понижением шумности субмарин, будучи задействован еще в создании «Барракуд». Усилия заслуженного академика и целого коллектива возглавляемого им НИИ не остались без вознаграждения: лодки проекта 971 «Щука-Б» шумели в несколько раз меньше новейшего американского «Лос-Анджелеса».

Силовая установка


Сердцем корабля является реактор мощностью 190 мВт. Имеет в составе четыре парогенератора и одну турбину, средства управления и механизации которой многократно дублированы. Мощность, выдаваемая на вал, составляет 50 000 л. с. Винт – семилопастной, с особым сечением лопастей и уменьшенной скоростью вращения. Максимальная скорость корабля под водой, если переводить в понятные «сухопутным» значения, превышает 60 км/ч! Проще говоря, лодка может двигаться в плотной среде быстрее многих спортивных яхт, не говоря уже о тяжелых боевых кораблях. Все дело в том, что корпуса лодок разрабатывались целым «батальоном» академиков, имеющих многочисленные работы в сфере гидродинамики.

https://youtube.com/watch?v=mkCdjFtSXn8

Вооружение кораблей и навигационное оборудование

Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм. Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону. Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.

С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью. АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием. Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».

Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию. Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю. Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.

На Тихом океане в строю продолжают оставаться только одна лодка К-419 «Кузбасс». Самая поздняя лодка К-152 «Нерпа» ввиду недостаточного финансирования была в январе 2012 года передана ВМС Индии в аренду.

След в истории

Продолжить важный путь проекта 971 «Щука-Б» довелось новому типу АПЛ проекта 885 «Ясень». Субмарины принадлежат к четвёртому поколению. Главный конструктор нового проекта «Ясень» Владимир Пялов, вёл разработки своей серии подлодок, основываясь на разработках и внедренных технологиях в проектах «Лира» и «Щука-Б».

Основная задача не была связана с модернизацией существующих субмарин, это было принципиально новое детище, которое предполагало заменить базовые модели 971 и впоследствии проект 949А «Антей». В разработке применены абсолютно новые решения, не применяемые ранее ни в одном из глубоководных крейсеров.

Незаконченное производство корпусов проекта 971 К-337«Кугуар» и К-333 «Рысь», на заводе Севмаш, нашло применение в производстве глубоководного атомного крейсера проекта 955 «Борей». Ему присвоено имя «Юрий Долгорукий».

Кораблю присвоили имя «Чакра».

Уходя в историю, многоцелевые ракетоносцы «Щука-Б» и серийные копии проекта 971, оставили незабываемую память в жизни атомного подводного флота и отечественного судостроения. 80-е годы прошлого века отчетливо напоминают о сверхдержаве СССР, которая перегнала потенциального противника в лице США, по бесшумности и мощности вооружения своих атомных подводных крейсеров.

Для истинных ценителей данной модели судна, в продаже можно найти наручные часы «подводная лодка ЩУКА-Б AKULA» серии «Подводный флот», с 24-х часовым циферблатом.

Окраска:

Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya, Gunze Mr. Color. Особо рассказывать нечего: сначала WL, затем подводная часть и, наконец, надводная.
Декали использовал из набора. Подложка у декалей тонкая, они хорошо позиционируются и привариваются спецжидкостями, я пользовался Tamiya Mark fit Strong, результатом доволен. Но китайцы допустили пару неприятных промахов. Во-первых, марки углубления отпечатаны на один борт, во-вторых, т.н. «решетки» излишне толстые.
Итак, коллеги модель перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!

Конструкция

Радиоэлектронное оборудование

  • гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с цифровой обработкой сигналов,
  • навигационный комплекс «Симфония-У»,
  • комплекс спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ»,
  • радиолокационный комплекс «Радиан» (МРКП-58 или МРКП-59),
  • система космической связи «Цунами-БМ»,
  • перископ «Сигнал-3»,
  • перископ «Лебедь-11» или «Лебедь-21».
  • станция обнаружения по кильватерному следу МНК-200-1 «Тукан» — начиная с К-322, кроме К-461 и К-328.

Модификации

  • «Леопард», «Тигр» и «Морж» создавались с улучшенной акустической скрытностью. Эти лодки в классификации НАТО обозначены именем «Improved Akula» (рус. «Улучшенная Акула»), хотя в России их в отдельную модификацию не выделяют.
  • Лодки «Вепрь» и «Дракон» построены по усовершенствованному проекту 971У, получившему на западе обозначение «Akula-II». Эти субмарины имеют слегка изменённые внешние обводы из-за дополнительной вставки, удлинившей корпус на 4 метра, с 110,3 м до 114,3 м, и позволившей разместить дополнительное радиоэлектронное оборудование и оборудование для активного подавления шума и вибраций от энергетической установки. Водоизмещение возросло с 8 140/12 770 тонн до 9 830/13 390 тонн. Лодки также получили новую модификацию реактора — ОК-650М . По проекту 971У должны были быть построены также «Нерпа», «Гепард», «Рысь» и «Кугуар».
  • К-335 «Гепард» создана по модернизированному проекту (в различных источниках ошибочно проект называется 971М или 971У, в то время как в ВМФ РФ он числится как 971), ставшему воплощением последних технических достижений, на Западе эту модификацию называют «Akula-III».
  • К-152 «Нерпа» была достроена по особому проекту 971И для передачи в аренду ВМС Индии. Модификация 971И создана на основе 971У («Akula-II») и отличается экспортным, несекретным вариантом радиоэлектронного оснащения. Также по проекту 971И планировалась достройка «Ирбис».

О случаях аппендицита в море…

В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».

Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у ВМФ Великобритании.

Значение проекта «Щука-Б» для нашей страны

Появление АПЛ проекта 971 спутало американцам все карты. До этого они вполне справедливо считали свои наступательные надводные силы сильнейшими в мире, а Советский флот, который имел значительно меньше надводных кораблей, их экспертами оценивался довольно низко. «Щуки» же вышли на совершенно новый уровень игры. Они могут спокойно работать даже в глубоком тылу противника, заходя за линии противолодочной обороны. В случае полномасштабной войны от ядерного удара из-под воды не застрахован ни один командный центр, а уж о полномасштабной перерезке морских путей сообщения и говорить не стоит.

Любая наступательная операция потенциального противника в таких условиях превращается в аналог танца на минном поле, а уж о внезапности нападения можно забыть. Руководство США «Щуки» (особенно модернизированные) сильно беспокоят. Уже в 2000 годах они неоднократно предпринимали попытки пробить законодательно договор о сильном ограничении их использования, но интересы РФ к подобным «взаимовыгодным» соглашениям не располагают.

На море и на суше

После завершения всех работ «Тигр» прослужит на флоте не менее пяти лет, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— Для своего времени такие многоцелевые лодки были, наверное, лучшими — они превосходили аналогичные американские класса «Лос-Анджелес», — рассказал специалист «Известиям». — Они до сих пор остаются одними из самых бесшумных. Их разрабатывали для противолодочных операций по защите прибрежных вод и действий против коммуникаций противника. По этой причине субмарины оснастили эффективным противолодочным вооружением и противокорабельными ракетами «Гранат». Они имеют по четыре 650-мм и 533-мм торпедных аппарата, с помощью которых ведут стрельбу.

В ходе эксплуатации «Щуки-Б» зарекомендовали себя как надежные корабли, способные решать широкий круг боевых задач, резюмировал эксперт.

Новое вооружение — ракеты «Калибр» — серьезно расширит возможности лодок этого проекта, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— Обновленные субмарины станут смертельно опасны для эскадр и авианесущих группировок противника, — заявил эксперт «Известиям». — Один их залп может поразить сразу несколько целей. Причем сделать это можно на расстоянии предельной дальности действия ракет. Для атаки необходимо получить координаты вражеских объектов от разведывательных спутников, беспилотников, самолетов или кораблей.

Обновлять данные надо раз в полчаса или час, чтобы не потерять эскадру противника из виду, отметил адмирал. Попав в район, указанный разведчиками, «Калибры» с помощью головок целенаведения сами найдут и уничтожат врага.

«Калибры» в исполнении для подлодок могут вооружать проникающей фугасной боевой частью массой до 450 кг, дальность стрельбы — около 1500 км.

Морская версия «Калибра» прошла боевое крещение, зарекомендовав себя как сверхточное и безотказное оружие

Важно и то, что с их помощью можно наносить разящие удары по наземным объектам, что было продемонстрировано в Сирии. Теперь «Щуки» смогут эффективно поддерживать действия наших Сухопутных войск или десантных сил

ВМФ получит четыре новых атомохода до конца 2020 года

Главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов поделился с планами ввода в боевой состав флотов новейших подлодок и создания перспективных субмарин.

Адмирал подтвердил, что головная лодка проекта 955А “Князь Владимир”, госиспытания которой успешно завершились в ноябре, будет передана ВМФ в нынешнем году. Помимо нее ожидается поступление на флот еще трех стратегических субмарин – многоцелевого атомного подводного крейсера “Казань”, а также подлодок “Князь Олег” и “Новосибирск”. Первую планируют вооружить крылатыми ракетами “Оникс” и “Калибр”. А “княжескую” серию оснастят межконтинентальными баллистическими ракетами “Булава”.

Примечания

  1. Смотрите К-152 «Нерпа»
  2. . www.malachite-spb.ru. Дата обращения 28 апреля 2020.
  3. Фёдоров, Вячеслав . Военная библиотека Фёдорова (2000-2008). Дата обращения 13 марта 2008.
  4. Михайлов, Андрей  . Роспром. Федеральное агентство по промышленности. 21.06.2004 (ПРАВДА.Ру, 16.06.2004). Дата обращения 13 марта 2008.
  5. Ю. В. Апальков «Подводные лодки» т.1 ч.2, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2002
  6. Мясников, Виктор . nvo.ng.ru (07.07.2006). Дата обращения 14 марта 2008.
  7. . www.malachite-spb.ru. Дата обращения 28 апреля 2020.
  8. . militaryrussia.ru. Дата обращения 4 января 2020.
  9. ВОЕННЫЙ ПОРТАЛ . snariad.ru (2007). Дата обращения 16 марта 2008.
  10. ↑ . milrus.com / Подводные лодки России. Иван Иванов (2005-2007). Дата обращения 16 марта 2008.
  11. . Сайт «Герои страны».
  12. Первыми это продемонстрировали подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука». Смотрите . lenta.ru. Илья Крамник (08.09.2006). Дата обращения 16 марта 2008.
  13. [www.vlasti.net/news/25817 Порвут ли русские «Щуки» американские сети? Чей подводный флот сегодня сильнее, vlasti.net, 17.10.2008]
  14. Submarina.Ru  (недоступная ссылка). submarine.id.ru (2000-2008). Дата обращения 16 марта 2008.
  15. Polmar, Norman  (англ.). Military Affairs in Congress – 1997. Federal Association of Scientists (1997). Дата обращения 16 марта 2008.
  16. . shipbuilding.ru. Портал машиностроения (5 июля 2006 года). Дата обращения 10 марта 2008.
  17.  (недоступная ссылка). Красная звезда. rosprom.gov.ru (20.03.2006). Дата обращения 14 марта 2008.
  18. . kazan.kp.ru. Дата обращения 3 июня 2011.
  19. ↑ . lenta.ru (23 января 2012). Дата обращения 23 января 2012.
  20. Тельманов, Денис . Известия (27 октября 2011). Дата обращения 28 октября 2011.
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 марта 2008.
  22. ФГУП «Рособоронэкспорт» по информации Интерфакс-АВН . vpk.name (5 сентября ). Дата обращения 10 марта 2008.
  23. Николаев, А. С. (). Дата обращения 10 марта 2008.

Преемственность поколений

Изначально все лодки этой серии имели только индекс, не обозначаясь именами собственными. Но в 1990 году К-317 получила имя «Пантера». Оно было дано в честь субмарины еще Российской Империи, которая первой открыла боевой счет. В дальнейшем «именинницей» стала АПЛ «Тигр» проекта 971. Вскоре все подводные лодки этого семейства также получили имена собственные, перекликающиеся с обозначениями кораблей, бывших в составе Императорского и Советского ВМФ. Единственное исключение, которое имеет проект 971, «Кузбасс». Ранее это судно именовалось «Морж». Сперва его назвали в честь одной из первых подлодок Империи, но впоследствии почтили память советских моряков.

Но наиболее значимыми стали АПЛ, выпущенные на Севмаше. Вся их серия получила кодовое наименование «Барс». За это все субмарины проекта получили на западе прозвище «кошки».

Значимость «Щук» для отечественного кораблестроения


Смотреть галерею

Как мы и говорили, эти субмарины стали первым самостоятельным проектом верфей Дальнего Востока, которые впервые получили государственный заказ такой сложности и важности. Лодка К-284, ставшая флагманом серии, была заложена в 1980 году и уже через четыре года поступила на вооружение флота

Во время постройки в конструкцию оперативно вносились мелкие исправления, которые были штатно использованы при создании всех последующих субмарин.

Уже в процессе первых испытаний моряки и члены Министерства обороны были в восторге от того, насколько малошумной оказалась подводная лодка. Эти показатели были настолько хороши, что позволили с полной уверенностью говорить о выходе советского кораблестроения на принципиально новый уровень. С этим оказались вполне согласны западные военные советники, которые признали «Щуки» оружием нового класса и присвоили им шифр Akula.

Благодаря своим особенностям подводные лодки проекта 971 могут преодолевать глубокоэшелонированную противолодочную оборону, оборудованную стандартными средствами акустического обнаружения. Учитывая мощное вооружение, субмарина вполне может постоять за себя даже в случае своего обнаружения.

Даже в зоне господства противника тихие и незаметные АПЛ проекта 971 могут наносить врагу чувствительные потери, вплоть до обстрела прибрежных целей средствами ядерного уничтожения. «Щукам» вполне по плечу надводные и подводные корабли, а также уничтожение стратегически важных командных центров, пусть даже расположенных на значительном удалении от прибрежной зоны.

Конструктивные особенности атомных субмарин проекта 971

АПЛ проекта 971 изначально строились как истребители вражеских подводных ракетоносцев, поэтому на кораблях устанавливалось мощное вооружение. По боевому потенциалу современные «Щуки» значительно превосходи все отечественные аналоги и во много были сильнее иностранных боевых субмарин аналогичного класса.

https://youtube.com/watch?v=hqfcWJAAOT4

Вместе с подлодками типа «Барракуда» новые ударные атомные подлодки должны были составить костяк военно-морского флота СССР для противодействия ударным группировкам ВМС потенциального противника на Северном и Восточном фланге. Используя свои высокие тактико-технические характеристики, скрытность и большую автономность, новые «Щуки» могли с успехом использоваться для проведения специальных операций на всей акватории Мирового океана.

Основные конструктивные особенности атомоходов проекта 971 заключались в полной автоматизации основных технологических и боевых процессов. Все управление кораблем было сосредоточено в едином главном командном пункте. Система автоматизации процессами и управлением корабля позволила существенно сократить экипаж на «Щуках» проекта 971. Боевой корабль обслуживало 73 матроса и офицера, что почти в два раза меньше чем на основной многоцелевой атомной подлодке ВМС США типа «Лос-Анджелес». Повысились на новых кораблях и условия обитания личного состава, улучшились бытовые условия для экипажа, находящегося в море продолжительное время.

Одним из новаторских решений, применимым в конструкции корабля, можно назвать организацию системы спасения экипажа корабля в экстренных ситуациях. Лодки типа «Щука-Б» оборудовались всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж (73 человека).

https://youtube.com/watch?v=bL8kPxFfWdc

Корпус и силовая установка атомной подводной лодки «Щука»

Первый атомоход проекта 971 типа «Щука-Б» относился к двухкорпусным кораблям. Основной прочный корпус у корабля стальной, выполненный из высокопрочной стали. Корпус лодки был поделен на отсеки с таким расчетом, чтобы все боевые посты и основные узлы управления судном размещались в отдельных изолированных зонах. Внутренняя часть лодки имела каркасную, наборную конструкцию с переходами и палубами. За счет двухкаскадной амортизации каждого блока удалось добиться существенного уменьшения производственных шумов и уменьшить акустический сигнал, издаваемый рабочими механизмами и экипажем. Каждый блок в корабле изолировался от прочного корпуса пневматическими амортизаторами, создавая второй уровень виброизоляции.

К примеру, на подводной лодке Северного флота К-317 «Пантера» впервые были опробованы резиновые амортизаторы и силиконовые прокладки на основных работающих механизмах. В результате шум работающего паротурбинной установки атомного реактора и электродвигателей снизился на 30-40%.

На всех последующих судах, спускаемых со стапелей «Севмаша» устанавливались детали и механизм, сделанные из синтетических материалов. Показатели шума, производимого субмаринами Северного флота проекта 971, и сегодня остаются самыми низкими.

В процессе строительства лодок была применена технология блочной сборки основных конструкций корабля. Монтаж оборудования теперь осуществлялся не в стесненных условиях корпуса лодки, а непосредственно на стендах в заводских цехах. По завершению сборки блок устанавливался в корпус корабля, после чего подключался к основным коммуникациям лодки. Новшества, вносимые в проект, наличие спасательной камеры для экипажа и корпус, сделанный из высокопрочной стали привели к увеличению водоизмещения корабля до 8 тыс. тонн.

Двигательная установка и система энергообеспечения корабля базировалась на работе одного атомного реактора ОК-650Б, который сообщался с четырьмя парогенераторами. В качестве резервного энергоблока на лодке была установлена одновальная паровая турбина, которая имела полный резервный комплект механизации всех процессов. Общая мощность силовой установки составляет 50 тыс. л.с. В результате атомоход мог развивать надводную скорость в 11 узлов, а под водой, не менее 33 узлов.

Резервная энергетическая установка представляла собой два дизельных двигателя ДГ-300, которые обеспечивали электроснабжение и ход корабля в экстренных ситуациях. Запас дизельного топлива было рассчитан на 10 суточное плавание на резервных двигателях.

Современное состояние

К-157 «Вепрь», май 2003 года

К-335 «Гепард», октябрь 2009 года

Все достроенные лодки проекта, кроме трёх, находились в строю до начала 2000-х годов и входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием на губе Ягельная (ныне г. Гаджиево) (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). По состоянию на август 2020 года из десяти подлодок боеспособными являются четыре подлодки 971 проекта; три — на СФ и одна — на ТОФ, остальные шесть — в ремонте и модернизации.

Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Павловского. К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находилась на долговременном хранении в губе Ягельная. В 2007 году К-480 была отбуксирована на СРЗ Звёздочка для разделки на металл. Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа» достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии за $650 млн сроком на 10 лет. Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra». Ранее это имя носила советская АПЛ К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки, служившие на первой «Чакре», заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов. Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %.

Над тремя лодками: «Волк», «Тигр» и «Леопард» шефствуют районы Нижнего Новгорода.

В 2014 году началась глубокая модернизация АПЛ проекта 971 под РК «Калибр» с продлением сроков службы. Всего запланировано модернизировать шесть лодок, четыре из них находятся на судоремонтном заводе «Звёздочка»: К-328 «Леопард», К-461 «Волк» для Северного флота и К-391 «Братск» и К-295 «Самара» для Тихоокеанского флота, К-154 «Тигр» для СФ ремонтируется на СРЗ «Нерпа», а АПЛ К-157 «Вепрь» уже отремонтирована на СРЗ «Нерпа» и 5 августа 2020 года вошла в строй.

Третье поколение

Сегодня в США и России существуют подлодки четвертого поколения — это американские проекты Seawolf и Virginia, российские проекты «Борей» и «Ясень», о котором можно подробно прочесть в нашей статье «Ясень с реактором». Однако самыми массовыми пока остаются суда предыдущего, третьего поколения, появившиеся в начале 1980-х. В чем же разница между поколениями подводных лодок?

Стоит сказать, что изначально понятие поколений применялось только к атомным подлодкам, чтобы отобразить основные усовершенствования их конструкции — прежде всего, силовой установки, корпуса и вооружения. Однако со временем, когда многие новшества стали применяться и к дизельным судам, «поколения» распространились и на них — к примеру, к четвертому поколению относится неатомный проект «Лада».

Итак, первое поколение — это подводные лодки конца 1950-х, уже оснащенные не только торпедными, но и баллистическими, а иногда и крылатыми ракетами. Для этих лодок был важен надводный ход: быстро подойди к месту по воде, и затем, погрузившись, ожидать сигнала к атаке. Так что суда этого поколения имели острый нос, как у надводных кораблей. Подлодки советского проекта 627 оказались крайне шумными. Это не только делало их весьма заметными в море, но и самих «оглушало». Можно сказать, первое поколение стало пробным шаром для конструкторов, разрабатывавших подводные лодки с атомным реактором.

Гораздо более сбалансированным решением стали АПЛ второго поколения, которые стали появляться во флотах СССР и США в конце 1950-х — начале 1960-х. Они уже создавались с тем, чтобы развивать максимальную скорость именно под водой. Их носы получили оставшуюся до сих пор округлую форму.

Оружие

В России создали оружие против стай дронов

Подводный «режим работы» поставил перед конструкторами свои задачи. Подлодка нового поколения должна была побеждать подводную лодку противника в дуэльной схватке, а значит — едва ли не все решалось моментом, когда она может видеть противника, сама оставаясь незамеченной. В свою очередь, это значит, что она должна обладать максимально эффективной системой гидроакустики — и минимальной шумностью. Решением этих задач стало третье поколение.

К нему относятся знаменитые корабли с титановым корпусом — проект 945 «Барракуда». Известен случай, когда в 1992 г. построенная по этому проекту лодка К-276 «Кострома» столкнулась под водой с американской SSN-689 Baton Rouge. Получив легкие повреждения, она вернулась в порт. Удалось вернуться и американской подлодке — правда, менее чем через 2 года ее пришлось полностью списать. Однако невероятная стоимость и трудность работы с титаном потребовала искать более экономичных решений (всего удалось построить лишь 2 «Барракуды»).

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард» — видео

Первоначально АПЛ пр. 971 рассматривалась как «стальной» аналог титановой атомной подводной лодки пр. 945, предназначавшийся для увеличения темпов постройки ПЛА третьего поколения. Однако СПМБМ «Малахит», имея большой опыт проектирования многоцелевых лодок, на базе вооружения, механизмов и оборудования, созданных для пр. 945, разработало, по-существу, новый корабль третьего поколения. Самые малошумные отечественные АПЛ По мнению специалистов, по уровню физических полей сопоставимы с такими кораблями, как АПЛ ВМС США Seawolf. АПЛ пр. 971 является двухкорпусной и имеет «лимузинное» ограждение выдвижных устройств, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для буксируемой антенны ГАК. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с высоким пределом текучести (100 кгс/мм2) и делится прочными переборками на шесть отсеков.

Конструкция

Как и положено, субмарины проекта 971 выполнены с двумя корпусами, прочный производится из легированной стали. Корпус ее плавно переходит в высокий хвост с обтекаемым булем, в котором располагается буксируемая антенна. Силовая установка включает ядерный реактор, который создает на валу винта мощность 50 тыс. л.с. В дополнение, имеется бортовой дизель-генератор (750 л.с.) и пара вспомогательных электродвигателей (по 410 л.с.).

Корабли этого проекта развивают подводную скорость в 33 узла (61 км/ч), действуя на рабочей глубине 480 м (максимальная глубина погружения — 600 м). Они способны оставаться в автономном плавании по 3 месяца

Вооружение «Щуки-Б» включает 8 торпедных аппаратов калибра 650 (12 торпед) и 533 мм (28 торпед). В качестве боезапаса в них могут использоваться противолодочные (и подводные) торпеды и ракеты, в том числе с ядерным зарядом, а также крылатые ракеты «Гранат», предназначенные для уничтожения авианосцев. В классификации НАТО крылатая ракета Х-55 «Гранат» именуется SS-N-21 Sampson. Это действительно опасная сила: полет она осуществляет на предельно малой высоте, огибая рельеф местности и, хотя и на дозвуковой скорости, но способна преодолеть 3 тыс. км и доставить в нужное место 200-килотонный ядерный заряд. Словом, уже это оснащение позволяет субмаринам быть грозной силой в борьбе против подводных и надводных кораблей, и наземных целей.

Главная защита подводной лодки — ее собственная незаметность и дальнозоркость. Главные «Глаза» проекта 971 — цифровой гидроакустический комплекс «Скат-3», для которого и требуется буксируемая антенна (наряду с тремя другими, расположенными внутри лодки). Впрочем, имеется на борту и средство борьбы с авиацией — модифицированный зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3М» с 18-ю ракетами.

Размеры субмарины и экипаж

Надводное водоизмещение корабля составляет 8140 тонн, подводное – 10 500 тонн. Максимальная длина корпуса составляет 110,3 м, ширина не превышает 13,6 м. Среднестатистическая осадка в надводном положении приближается к десяти метрам.

За счет того что в конструкции лодки массово применены различные решения по комплексной автоматизации управления ей, экипаж удалось сократить до 73 человек в сравнении с американскими 143 членами экипажа (на «Лос-Анжелесе»). Если сравнивать новые «Щуки» с предыдущими разновидностями этого семейства, то были значительно улучшены условия жизни и работы экипажа. За счет сокращения численности последнего также появилась возможность расположить людей в двух наиболее защищенных отсеках (жилых).

Набор:

Длина модели составляет 314,5 мм.
Модель в исполнении китайцев имеет ряд недостатков, некоторые из которых весьма серьезные и исправить их не получится. Попробую обозначить некоторые из них:

  • неверные обводы рубки;
  • рубка смещена относительно корпуса в корму;
  • слишком тонкие КГР;
  • неверное членение верхнего пера ВР на малый и большой (перевернут вверх ногами).
  • неверные по форме и расположению шпигаты;
  • слишком узкая рубочная дверь в носовой стенке рубки;
  • неверные крышки волнорезных щитов ТА в легком корпусе.

А вот имитация водозаборников системы охлаждения ГК турбины мне понравилась. Очень толково сделаны. Другие геометрические размеры модели не проверял, сказать ничего не могу.

Кому интересна более точная модель лодки, то следует обратить свое внимание на модель Северодвинских коллег от Polar Bear. Модель там тоже не без сюрпризов, но более точная, правда, и более дорогая.
Я решил собрать эту китайскую поделку, и посмотреть что за «буратино» получится!

Новаторские решения и идеи

Как мы и говорили, первоначальную конструкцию подводных лодок этого типа пришлось заметно подкорректировать. Единственным слабым звеном наших субмарин в сравнении с их американскими аналогами стало отсутствие цифрового комплекса фильтрации помех. Но по общим боевым характеристикам новые «Щуки» их все равно сильно превосходили. Например, на их вооружении стояли новейшие противокорабельные ракеты «Гранат», позволявшие в случае необходимости сильно проредить любую надводную корабельную группировку противника.

Но уже после «доработки напильником» в 1980 году «Щуки» все же получили цифровой комплекс обработки помех «Скат-3», а также новейшие системы наведения, которые допускали использование самых совершенных крылатых ракет. Впервые была достигнута комплексная автоматизация средств управления боем и самим вооружением, была массово внедрена в конструкцию особая всплывающая капсула для спасения всего экипажа, которая была успешно апробирована еще на «Барракудах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector