Бмд-4м: технические характеристики, конструкция, модификации

Боевая машина десанта БМД-1П

Вернуться к БМД-1

В 1978 году на вооружение советских ВДВ был принят вариант боевой машины десанта под обозначением БМД-1П с повышенной огневой мощью при стрельбе по бронированным целям. Переоборудование линейных БМД-1 осуществлялось за счет изъятия ПТРК «Малютка» и установки вместо него комплекса 9К113 «Конкурс» (9К111 «Фагот») с полуавтоматическим наведением, повышенной бронепробиваемостью и расширенным диапазоном дистанций боевого применения. Разработка машины БМД-1П осуществлялась в том же КБ ВгТЗ по аналогии с модификацией боевой машины пехоты БМП-1П. Производство БМД-1П осуществлялось с 1979 по 1986 – выпущено более 1000 единиц, а командирский вариант БМД-1ПК – производился по 1987 год (выпущено 220 машин). Кроме того до их уровня модернизировались при капитальном ремонте все ранее выпущенные БМД-1 и БМД-1К. Таким образом, все остававшиеся на вооружении в России и странах СНГ после 1990 года боевые машины десанта были модификации БМД-1П.

При переоборудовании базовых БМД-1 пусковой кронштейн для ракет 9М14М «Малютка» на маске пушки был демонтирован, а на крыше башни был установлен специальный штырь, на который надевалась поворотная пусковая установка 9П135М(1) комплекса «Конкурс» («Фагот»). Стрелок мог вести стрельбу ракетами, высунувшись из люка башни. Боекомплект ПТУР снизился до трех штук (две 9М113 и одна 9М111), которые в штатных пусковых контейнерах укладываются внутри корпуса вместо старых укладок 9М14М. Пусковая установка с прицелом в походном положении также укладывается внутри корпуса, кроме того, имеется тренога, превращающая ПТРК в переносной вариант, позволяющий вести стрельбу с грунта. Комплекс 9К113 предназначался для поражения танков и других подвижных бронированных объектов, движущихся со скоростями до 60 км/ч, неподвижных целей – огневых точек, а также зависших вертолетов противника при условии их оптической видимости на дальностях до 4000 м.

В боекомплект пушки 2А28 были введены 16 выстрелов ОГ-15В с осколочными гранатами. В механизированной укладке они располагаются равномерно – через три выстрела ПГ-15В – два ОГ-15В. На машине также были установлены усовершенствованные приборы наблюдения и усовершенствованный прицел 1ПН22М2, новые катки, некоторым доработкам подверглись двигатель и трансмиссия. Кроме того, устанавили гироскопический полукомпас ГПК-59, калориферный отопитель и вентилятор среднего отделения. Боевая масса БМД-1П выросла до 7,6 тонн.

На базе БМД-1П также выпускалась командирская машина БМД-1ПК, которая отличалась от БМД-1К только составом вооружения, в который вошел новый ПТРК. На ней имелась вторая радиостанция Р-123М, второй аппарат переговорного устройства Р-124, выносная УКВ радиостанция Р-105М, бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П/30 и два съемных столика для командира и радиста в десантном отделении. В рабочем положении зарядный агрегат крепился снаружи корпуса. Для улучшения условий работы командира с машины сняли левую курсовую пулеметную установку, а боекомплект к 7,62-мм пулеметам ПКТ уменьшили до 3000 патронов.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса, кг 7 600
Экипаж (десант), чел. 2 (5)
Основные размерения, мм:
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) 5400 (–)
– Ширина 2630
– Высота 1620…1970
– Клиренс 100…450
– База х Колея нет данных
– Ширина гусеницы (шаг трака) нет данных
Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см 0,5
Вооружение (боезапас, выстрелов):
– 73-мм пушка 2А28 «Гром»

– 7,62-мм пулеметы ПКТ

– ПУ ПТРК 9М111 «Фагот» / 9М113 «Конкурс»

1 (40)

3 (4 000)

1 (3)

Углы вертикального наведения, град. -4…+30
Стабилизатор вооружения нет
Механизм заряжания электромеханический
Приборы прицеливания 1ПН22М2

(перископич., днев./ноч.)

Приборы наблюдения 13
Количество амбразур (из них для пулеметов) 3 (–)
Средства постановки дымзавесы ТДА
Тип и марка двигателя дизель 5Д20
Максимальная мощность, л.с.(кВт) 240 (176,6)
Количество цилиндров 6 (V-обр.)
Удельная мощность, л.с./т 31,58
Емкость топливных баков, л 280
Трансмиссия однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная механическая коробка передач (4+1), бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 60…62 (10)
Запас хода, км 500
Преодолеваемые препятствия:
– подъем, град. 32
– крен, град. 18
– ров, м 2,0
– стенка, м 0,7
– брод, м плавает
Бронирование, мм противопульное
Радиостанция Р-123М
ТПУ Р-124

Вступайте в нашу группу «Отвага 2004»

«Спрут» на новом шасси

В распоряжении воздушно-десантных войск имеются самоходные противотанковые пушки 2С25 «Спрут-СД». Этот образец техники был построен на шасси опытного легкого танка «Объект 934» и получил боевой модуль с 125-мм гладкоствольным орудием-пусковой установкой 2А75. Легкая самоходка может десантироваться с использованием парашютных систем и поддерживать войска огнем. «Спрут-СД» способен бороться как с живой силой или незащищенной техникой, так и с танками противника.

Несколько лет назад было принято решение о глубокой модернизации имеющейся самоходки 2С25. В рамках проекта 2С25М «Спрут-СДМ1» предлагалось обновить систему управления огнем, повысив основные боевые качества машины, а также заменить имеющееся шасси. С целью максимальной унификации с прочей техникой ВДВ модернизированное боевое отделение следовало перенести на доработанное шасси БМД-4М. Преимущества такой модернизации очевидны.

Опытный образец СПТП 2С25 «Спрут-СДМ1».

В связи с ростом нагрузок имеющееся шасси пришлось удлинить. Корпус получил новую секцию, а в ходовую часть включили пару дополнительных опорных катков и по два поддерживающих ролика на каждый борт. Силовая установка и трансмиссия при этом напрямую заимствуются у БМД-4М. Что касается боевого отделения, то оно получает улучшенную систему управления огнем, которая позволяет повысить точность стрельбы. Ранее сообщалось о возможности внедрения нового комплекса управляемого вооружения с противотанковыми ракетами, запускаемыми через ствол орудия.

К настоящему времени построено не более нескольких опытных машин «Спрут-СДМ1». В этом году планируется начать государственные испытания, по результатам которых такая техника сможет поступить на вооружение. В случае благополучного завершения испытаний ВДВ получат новые серийные машины не позднее начала двадцатых годов.

Варианты

БМД-4М с дополнительной защитой.

БТР-МДМ

  • БМД-4К — командирский вариант с дополнительной радиостанцией.
  • БМД-4М — вариант с модульной унификацией с БМП-3.
  • БМД-4М «Синица» — вариант с дальнейшей модульной унификацией с башней БМП-3 и «Синица».
  • БТР-МДМ Ракушка — бронетранспортер на базе БМД-4М. Он может нести 3 экипажа и 12 военнослужащих.
  • 2С25 Спрут-СД — истребитель танков с противотанковой пушкой

    В 2013 году поступил новый заказ на замену 125-мм гусеничных САУ 2С25. Планируется, что эти истребители танков будут выполнены на шасси БМД-4 с заменой башни на 125-мм пушку 2А46М-5; такая же гладкоствольная пушка использовалась на Т-90 .

    2А75.

  • 2С42 Лотус — 120-мм самоходный миномет на базе БМД-4М.
  • Птицелов — Самоходный авиационный зенитный ракетный комплекс с двенадцатью ракетами 9М337 на базе БМД-4М.
  • Самоходный ПТУР 9П163 Корнет-Д1 на базе шасси БМД-4М.

БМД-4М

Бронетранспортер на базе БМД-4М

БМД-4М была представлена ​​Курганмашзаводом в 2008 году. Эта машина сохраняет башню Бахча-У и ряд других нововведений. Обеспечена общая противопульная защита экипажа. Благодаря специальным легким и прочным сплавам автомобиль не теряет способность плавать и не падает с воздуха. Более мощный и компактный двигатель БМП-3 интегрирован в БМД-4М; обеспечивающий 500 л.с. В целом унификация узлов, установок и систем модернизированного шасси БМД-4 с такими же узлами, установками и системами БМП-3 составляет 80%. Это снижает затраты на обслуживание десантно-штурмовой машины в армии, позволяя значительно сократить сервисное обслуживание боевых машин десанта в армии.

БМД-4М Синица

БМД-4М «Синица» была представлена ​​в 2017 году. На этой машине установлен боевой модуль башни «Синица» с установленным сверху панорамным прицелом с тепловизионным каналом и размещена 100-мм танковая пушка 2А70 / пусковая установка ПТУР, 30-мм автопушка 2А72 и калибр 7,62 мм. мм средний пулемет ПКМС. Оригинальный силовой агрегат и трансмиссия заменены на детали, используемые на БМП-3, для стандартизации производства и поставки запасных частей.

Корнет-Д1

В январе 2019 года Минобороны России объявило о начале государственных испытаний противотанкового ракетного комплекса 9П163 Корнет-Д1 — версии шасси БМД-4М, модифицированной для стрельбы ПТУРами Корнет .

«ВДВ приобретают новое качество»

БТР-МДМ, который поставляется в части крылатой пехоты в комплекте с БМД-4М, предназначен для перевозки личного состава и приспособлен для эксплуатации в любых климатических условиях. Новейший бронетранспортёр оснащён двумя 7,62-мм пулемётами и мортирами запуска дымовых гранат. Совокупный боекомплект пулемётного вооружения «Ракушки» составляет 4 тыс. выстрелов.

Машина способна развивать скорость до 70 км/ч по шоссе, до 45—50 км/ч по грунтовой дороге и до 10 км/ч по воде. «Ракушка» оборудована цифровой информационно-управляющей системой ИУС-Ш, приборами ночного видения и прицельным комплексом ТНП3ВЭ01-01 для ведения огня из курсового пулемёта.

По информации Минобороны РФ, в ближайшей перспективе на основе «Ракушки» будет разработано целое семейство образцов военной техники для ВДВ. Речь идёт о командно-штабных машинах, платформах для связи и управления, а также медицинского и тылового обеспечения.

  • Бронетранспортёры БТР-МДМ «Ракушка» (на втором плане) и БМД-2 механизированной колонны Московского гарнизона во время тренировки перед военным парадом на Красной площади

Помимо взаимодействующих на поле боя БТР-МДМ и БМД-4М, парк ВДВ продолжают пополнять бронетранспортёры БТР-82АМ. Благодаря 30-мм автоматической пушке их огневая мощь выше, чем у предшествующих образцов, в 2,5 раза. Эта машина используется для перевозки личного состава и огневой поддержки десанта.  

«БТР-82АМ является глубокой модернизацией бронетранспортёров БТР-80 и БТР-80А. Он превосходит своих предшественников практически по всем показателям. На БТР-82АМ установлены более мощный двигатель, скорострельная 30-мм пушка, спаренная с 7,62-мм пулемётом ПКТМ (модернизированный пулемёт Калашникова. — RT), усовершенствованные приборы наблюдения и прицеливания», — сообщается на сайте Минобороны РФ.

Также БТР-82АМ оснащён радиостанцией пятого поколения Р-168, комплексом ориентирования для определения текущих координат и отображения места машины на электронной карте местности, модернизированной системой пожаротушения.

Позаботились российские конструкторы и о броне машины. Инженеры повысили противоминную стойкость БТР-82АМ, а на внутренних поверхностях корпуса смонтировали противоосколочную защиту. Поверхность салона бронетранспортёра обшита специальным кевларовым покрытием, необходимым для дополнительной защиты экипажа от осколков.

Также по теме


«Прикрыть с земли и с воздуха»: на что способен новейший российский артиллерийский комплекс «Деривация»

На параде Победы в Москве впервые будут продемонстрированы новейшие боевые машины зенитного артиллерийского комплекса 2С38…

«Масса БТР-82АМ составляет 16 т, бронетранспортёр оснащён дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 300 л. с. и усиленной трансмиссией, наличие автономной дизель-генераторной установки позволяет функционировать всем системам при неработающем основном двигателе», — отмечают в военном ведомстве.

В командовании ВДВ считают, что машины, стоящие на вооружении «голубых беретов», превосходят по ряду показателей образцы стран НАТО. В частности, они способны преодолевать водные преграды с ходу, без предварительной подготовки. Тогда как на мероприятия перед форсированием водоёмов у западных образцов БМД и БТР уходит порядка четырёх часов. А после преодоления преграды военнослужащие альянса должны потратить 1,5—2 часа на демонтаж установленного для переправы специального оборудования.

«На мой взгляд, развитие бронетехники в интересах ВДВ достигло очень хороших результатов. В России прекрасная конструкторская школа, и при поддержке Минобороны удалось запустить процесс замены в частях крылатой пехоты советских образцов. Новая и модернизированная техника ВДВ имеет более мощное вооружение и современную электронику», — рассказал в беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

Дмитрий Литовкин полагает, что текущий процесс перевооружения воздушно-десантных войск направлен на серьёзное повышение ударных возможностей подразделений «голубых беретов». Поступление новой техники позволяет крылатой пехоте выполнять свои задачи практически в любом регионе мира, в том числе в Арктике, где десантники регулярно проводят учения, рассуждает аналитик.

«Сегодня промышленность поставляет воздушно-десантным силам широкую номенклатуру самых современных изделий, причём большое значение уделяется увеличению калибра ударного вооружения. В итоге ВДВ приобретают новое качество и способность действовать в любых климатических условиях, высаживаясь в тыл противника», — заключил Литовкин.

БМД-1 — видео

https://youtube.com/watch?v=Twd-jR6SWAI

Для сварки корпуса использовали броневой алюминиевый сплав, башня изготавливалась из стальной брони. Лобовые листы способны были выдержать воздействие 12,7-мм пуль. В носовой части наблюдалось сужение, а потому ее поперечное сечение имело Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами. Машины была оборудована системой коллективной защиты от ОМП, состоящей из прочной и герметичной конструкции корпуса и башни, прибора радиационной и химической разведки ГО-27, фильтровентиляционной установки, механизма остановки двигателя и системы вытяжной вентиляции. Кроме того, на БМД-1 установили противопожарное оборудование, включающее автоматическую установку ППО с системой термодатчиков, находящихся в МТО, и ручного огнетушителя ОУ-2.

БМД-1 ведет огонь из пулемета ПКТ

Устройство

БМД-1 оснащена V-образным шестицилиндровым четырехтактным дизельным двигателем 5Д-20 жидкостного охлаждения. Система питания воздухом отличается устройством воздухозабора, включающего два кинематически связанных клапана, которые попеременно перекрывают забор воздуха снаружи БМД-1 и из боевого отделения. Эта мера существенно увеличивает безопасность движения на плаву. Кроме того, в холодное время года осуществляется подогрев всасываемого двигателем воздуха. Эжекционная система охлаждения обеспечивает отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляции МТО. Здесь же находится механизм автоматического действия защиты двигателя от попадания воды, который не допускает жидкость в цилиндры дизеля при его остановке во время преодоления водной преграды или мойки.

Ходовая часть включает механическую трансмиссию, состоящую из однодискового фрикциона сухого трения, простой коробки передач (4 переднего и 1 заднего хода), а также по 5 опорных и 4 поддерживающих катка по каждому борту. Индивидуальная гидропневматическая подвеска состоит из 10 пневматических рессор. Ведущие колеса расположены сзади, а направляющие — впереди. Стальные мелкозвенчатые гусеницы натягиваются посредством кривошипного механизма натяжения с электрогидравлическим приводом. Движение машины по воде осуществляется с помощью водометного движителя, который состоит из двух водометов с заслонками. Откачка воды производится с помощью двух насосов с электродвигателями.

Основное вооружение у БМД-1 такое же, как и у БМП-1, — 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 с концентрически расположенными противооткатными устройствами, находящаяся в одноместной сварной вращающейся башне. Боекомплект орудия составляют 40 выстрелов, размещенных на вращающемся конвейере и подающихся на линию заряжания посредством электрического привода. При этом используются электрические и ручные приводы наведения. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Пулеметный боекомплект составляют 4000 патронов. На башне смонтирован пусковой кронштейн для ПТУР 9М14М «Малютка», управление которым производится изнутри машины.

БМД-1 оснащена комбинированным прицелом 1ПН22М1, шестью перископическими приборами ТНПО-170, двумя перископическими обогреваемыми приборами наблюдения ТНПП-220, перископическим бинокулярным беспроводным прибором ТВНЕ-4, перископическим прибором МК-4С. Машина также оборудована радиостанцией Р-123 и ТПУ Р-124 на пять абонентов.На основе БМД-1 разработан плавающий бронетранспортер БТР-Д, который транспортируется парашютным и парашютно-реактивным способами и предназначен для перевозки личного состава, в частности, раненых, а также вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и т. п.

Описание

Прототипом для БМД-4 стало предыдущее поколение шасси боевых машин БМД-3 «Бахча», в качестве огневой составляющей – БМП-3. Весь смысл проводимых изменений заключался в усилении брони алюминиевыми листами иной конфигурации и установки нового типа вооружения. По бокам башни были установлены дымовые гранатометы, а также размещено орудие калибра 100 мм для ведения огня проитвотанковыми управляемыми ракетами.

БМД-4 имеет возможность десантироваться при помощи парашютов или посадочным способом. Причем бойцы могут находиться при транспортировке внутри машины. Она передвигается при помощи гусеничного хода по сильнопересеченной местности, может плыть по водным участкам, брать подъемы крутизной в 35, преодолевать заграждения высотой 0,7 и двухметровые рвы. Управление машины производится из передней половины «Бахчи». За ней расположена башенная часть с двумя рабочими местами для командира экипажа и наводчика орудия. После нее идет отсек с десантной группой, состоящей из пяти человек. Они имеют возможность вести огонь через бортовые амбразуры при помощи своего стрелкового орудия. Для участия в атакующих действиях на корме БМД-4 расположены люк, через который осуществляется выход. Также сзади расположено моторное отделение.

Артиллерийский «Лотос»

Удлиненное на два катка шасси БМД-4М уже нашло применение в другом проекте самоходного артиллерийского орудия. С 2016 года отечественная промышленность работает над проектом самоходки 2С42 с шифром «Лотос». Целью проекта является создание новой боевой машины, имеющей полноповоротную башню с орудием калибра 120 мм. По известным данным, в будущем новый «Лотос» должен будет заменить устаревающие машины 2С9 «Нона-С».

Согласно сообщениям недавнего прошлого, шасси для САО 2С42 не должно заметно отличаться от соответствующей разработки для 2С25М. Предлагалось использовать тот же броневой корпус с противопульной защитой, имеющий увеличенную длину. Ходовая часть так же должна иметь по семь опорных катков на борт. Силовая установка и трансмиссия меняться не должны. Боевая масса составит 18 т, что позволит использовать самоходку с современными парашютными системами.

Макет боевой машины 2С42 «Лотос».

По официальным данным, «Лотос» получит 120-мм длинноствольное орудие с широкими боевыми возможностями. За счет изменения углов возвышения от -4° до +80° машина сможет атаковать цели на дальностях до 13 км. При этом, вероятно, орудие сможет решать задачи полевой пушки, гаубицы и миномета – в зависимости от поставленной боевой задачи и применяемых боеприпасов.

Промышленность уже показывала макеты перспективного САО «Лотос», но полноценный опытный образец пока не участвовал в открытых мероприятиях. Согласно прошлогодним сообщениям, к началу 2018 года предполагалось построить первый прототип, а в 2020-м должен будет состояться запуск серийного производства. Таким образом, стоит ожидать, что в скором будущем состоится первая публичная демонстрация новой машины 2С42 «Лотос».

Тактико-технические характеристики БМД-4М

Технические характеристики БДМ-4М перечислены в таблице.

Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 5
Годы производства с 2004 года
Вес БМД-4М 13,6 тонн

Размеры БМД-4М

Длина корпуса, мм 6000
Длина с пушкой вперёд, мм 6780
Ширина корпуса, мм 3256
Высота, мм 2227
База, мм 3323
Колея, мм 2700
Клиренс, мм 100…500

Броня БМД-4М

Тип брони противопульная

Двигатель БМД-4М

Тип двигателя 2В062
Мощность двигателя, л. с. 450

Скорость БМД-4М

Скорость по шоссе, км/ч 67,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Запас хода по пересечённой местности, км 350
Удельная мощность, л. с./т 33
Тип подвески независимая, индивидуальная, пневматическая
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,45
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2
Преодолеваемый брод, м плавает

Унифицированный бронетранспортер

В недавнем прошлом специально для ВДВ был разработан бронетранспортер БТР-МД. В основе его конструкции лежало шасси боевой машины десанта БМД-4, строившейся в ограниченных количествах. В дальнейшем было принято решение о перевооружении войск машинами БМД-4М, вследствие чего появился улучшенный вариант бронетранспортера под названием БТР-МДМ «Ракушка». В отличие от ряда других современных бронемашин, этот образец не основывается на конструкции БМД-4М. При этом имеет место унификация двух машин по ряду агрегатов.

Большая часть элементов корпуса и внутреннего оснащения для БТР-МДМ заимствуется у базового БТР-МД. В результате этого две машины почти не отличаются внешне, а также имеют схожие тактико-технические характеристики. В то же время, обновленная «Ракушка» получила силовую установку от БМД-4М, включающую двигатель УТД-29. Некоторым доработкам в проекте подверглись корпус и ходовая часть. Прочие элементы, такие как средства перевозки десанта, вооружение или системы связи, не претерпели серьезных изменений.

Бронетранспортер БТР-МДМ

В связи с решением об отказе от первой версии бронемашины десанта БМД-4 дальнейшая судьба бронетранспортера БТР-МД на ее базе оказалась под вопросом. Несколько лет назад этот вопрос был решен, и в серию пошел более новый БТР-МДМ. Предполагалось, что унификация с БМД-4М, так же ставящейся в серию, могла бы облегчить совместную эксплуатацию техники. К настоящему времени войска получили несколько десятков БТР-МДМ, и их производство продолжается.

Зенитный «Птицелов»

Сейчас на вооружении ВДВ состоит несколько зенитных ракетных комплексов малой дальности, причем это сравнительно старые системы. Для их замены уже создается новый образец техники, отвечающий современным требованиям. ЗРК для ВДВ создается в рамках проекта с шифром «Птицелов». Как и в ряде других случаев, в качестве основы для этого образца выбрано гусеничное шасси БМД-4М.

ЗРК «Сосна» — возможный источник комплектующих для комплекса «Птицелов».

До недавнего времени продолжался процесс формирования облика будущего ЗРК и поиск оптимальных решений. В начале августа командование воздушно-десантных войск официально объявило о завершении этой части работ. Облик сформирован, и теперь промышленность занимается его воплощением в виде конструкторской документации, по которой в дальнейшем будет построена опытная техника. При этом, как и ранее, были оглашены далеко не все ожидаемые подробности.

Неоднократно указывалось, что для унификации нового зенитного комплекса с другой техникой ВДВ предполагается использовать гусеничное шасси боевой машины десанта БМД-4М. Какие системы будут устанавливаться на него – неизвестно. В недавнем прошлом высказывались предположения о возможной модернизации пусковой установки и ракет комплекса «Стрела-10М3». Также было возможным применение системы «Сосна». Соответствуют ли эти предположения действительности, и стали ли они основой для технического облика – неизвестно.

Опытный образец ЗРК «Птицелов» планируется построить в 2020 году. После всех необходимых испытаний появится заказ на серийную технику. Ее поставки запланированы на 2022 год. После этого «Птицеловы» начнут заменять самоходные ЗРК семейства «Стрела-10», в настоящее время являющиеся основой ПВО ВДВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector