Ударный вертолет ми-24: история создания машины, ее модификации и технические характеристики

Описание конструкции

Вертолет Ми-24В является самой массовой модификацией этой машины. Он выполнен по одновинтовой схеме, несущий винт имеет пять лопастей, рулевой – три. Экипаж вертолета – три человека.

Два члена экипажа (пилот и штурман) находятся в отдельных кабинах, а бортмеханик – в грузовом отсеке. На первых модификациях вертолета экипаж состоял только из пилота и штурмана. Кабины пилота и штурмана полностью герметичны, они обеспечены системой кондиционирования, которая обеспечивает нормальные температурные условия. Есть система обеспечения кислородом, которая необходима для полетов на высоте выше 3 км.

Давление в кабине экипажа и в грузовом отсеке немного выше атмосферного. Это сделано для препятствия попадания пыли или зараженного воздуха.

Фюзеляж – полумонокок, который состоит из носовой и центральной части, а также хвостовой и концевой балки.

В передней части вертолета расположены кабины членов экипажа: пилота и штурмана-оператора. Боковые стенки кабин бронированные, бронеплиты входят в состав силовой схемы фюзеляжа. Фонари обеих кабин изготовлены из бронестекла и плексигласа. Сидение пилота имеет броневую спинку и бронезаголовник. Дверь из кабины пилота также имеет бронирование.

В центральной части фюзеляжа находится грузовой отсек, там же расположено место бортмеханика. С обеих сторон грузового отсека находятся двустворчатые двери. Высота грузового отсека составляет всего лишь 1,2 метра, что делает ее не слишком удобной для перевозки пассажиров.

Силовая установка расположена над грузовым отсеком. Она состоит из двух двигателей ТВ3-117В, редуктора, дополнительной силовой установки и гидропанели. Там же находится и вентиляторная установка. Под полом грузового отсека и в его задней части находятся топливные баки. К наружной части фюзеляжа в районе грузового отсека крепятся крылья машины. А снизу находятся ниши, в которые складываются боковые стойки шасси.

Хвостовая балка имеет овальное сечение, внутри нее проходит вал трансмиссии. На поверхности балки находятся ракетницы, антенны, а также проблесковые маячки.

На концевой балке находится управляемый стабилизатор, редуктора и рулевой винт.

Вооружение вертолета Ми-24В – подвесное и стрелковое. Последнее состоит из четырехствольного пулемета ЯкБ-12,7, который расположен в подвижной носовой установке. В горизонтальной плоскости она может поворачиваться на +60° от продольной оси, подниматься на 20° и опускаться до 40°.

К подвесному вооружению вертолета относятся различные управляемые и неуправляемые виды авиационных средств поражения. К неуправляемым относятся свободнопадающие бомбы, НАР, пушечные контейнеры. Вертолет Ми-24В может использовать авиабомбы калибром от 50 до 500 кг.

К управляемым видам вооружения относятся ракеты противотанкового комплекса «Штурм», которые подвешиваются на внешних пилонах и законцовках крыльев. Этот ПТРК относится ко второму поколению данного оружия, наведение на цель осуществляется в полуавтоматическом режиме. Ракету на цель наводит штурман-оператор.

Силовая установка вертолета состоит из двух двигателей ТВ3-117В, вспомогательной силовой установки и вентиляторной системы охлаждения редуктора. Силовая установка имеет броневую защиту. Электрооборудование работает от двух генераторов, которые также расположены в силовой установке.

Топливная система состоит из пяти баков с общим объемом 2130 литров, которые оборудованы системой нейтрального газа и снабжены полиуретановыми вкладышами.

Несущий винт Ми-24В имеет пять алюминиевых лопастей со специальным наполнителем, которые вращаются по часовой стрелке. Несущий винт имеет наклон вперед 5% и влево – 3%, это улучшает устойчивость машины во время полета.

Шасси вертолета Ми-24 состоит из трех убирающихся опор, переднее колесо управляемое. Убирающееся шасси улучшает аэродинамические свойства вертолета и увеличивает его скорость, но добавляет конструкции лишние килограммы.

Ми-24ВМ

Состоящие на вооружении нашей армии

Ми-24 проходят сейчас коренную модернизацию. Вместо штатных металлических лопастей несущего винта

Ми-24, на  модернизированный вариант, названный

Ми-24ВМ, ставят стеклопластиковые, более стойкие в боевых условиях с улучшенными аэродинамическими характеристиками. Одновременно штатную втулку несущего винта

Ми-24
меняют на не требующую смазки эластомерную, позаимствованную от
Ми-28Н. Вместо трехлопастного рулевого винта устанавливают малошумный Х-образный. В соответствии с унификацией с
Ми-28Н. дорабатывается забустерная часть управления (автомат перекоса). В результате этих работ снижена масса на 300 кг и увеличен статический потолок на 600 м. При этом возрастает скороподъемность, улучшаются эксплуатационные характеристики и боевая живучесть.

Вся система выпуска-уборки шасси, существовавшая на

Ми-24, теперь демонтируется, а створки шасси становятся неподвижными. При этом достигается экономия в весе более 120 кг. Применение новых балочных держателей ракетного оружия ДБ-ЗУ и многоместных авиационных пусковых установок (АПУ) позволило более компактно разместить оружие на крыле, снизив его размах. Более того, ДБ-ЗУ существенно облегчили эксплуатацию вертолета в боевых условиях, упростив подвеску ракет, без больших физических усилий.
Упростили и командную радиолинию, снизив ещё раз при этом вес вертолёта. Общее
снижение массы составило 300 кг, в результате чего скороподъёмность возросла с
с 9,6 до 12,4 м/с. На 300 метров увеличился и статический потолок.Крыло модернизированного вертолета также подверглось доработкам: размах его уменьшили до внешнего пилона. При этом количество более совершенных ПТУР Атака, устанавливаемых на внешних пилонах на двух АПУ-8-4У, осталось прежним — шестнадцать. Для повышения автономности боевого применения вертолета предлагается установить встроенную в крыло систему подвески вооружения.

На Ми-24ВМ установлена несъемная подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23 (вместо пулеметной ЯБ-12,7). Вместо двух аналоговых вычислителей, на Ми-24ВМ ставят один цифровой комплекс БВК-24, а для поражения воздушных целей — систему управления вооружением СУВ «Игла В»





Читать статью он нём →


Ми-2


Читать статью он нём →


Ми-8

Читать статью он нём →


Ми-4





Читать статью он нём →

Ми-28




Читать статью он нём →

Ка-31



Читать статью он нём →


Ка-50 Чёрная Акула



Читать статью он нём →

Ка-52 Аллигатор

Читать статью он нём →

Смотрите
также:

 

Численность и процент русских по регионам РФ

 


Стоит ли жалеть
японцев?

 


Народы России, их численность и процент

 


Советские асы второй мировой

 

Без пакта Молотова-Риббентропа обойтись было нельзя

 


Золотые запасы стран мира

 


Золотовалютные резервы стран мира

 



Нужен ли России золотой рубль?

 


Как разбогатела Америка

 

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

 


Кто и как продавал Аляску

 


Почему мы проиграли Холодную войну

 


Тайна реформы 1961 года

 


Как остановить вырождение нации

 


Почему в 1944
году депортировали чеченцев и ингушей

 


В какой стране пьют больше всех?

 


В какой стране больше всего убийств?

 

Как жил русский рабочий до революции?

 

Чему
равен советский рубль в нынешних деньгах

 

Что
Россия экспортирует и что импортирует

История московского трамвая

Мультфильм
«Гостья из Будущего-2»

Первый в мире автомат и его изобретатель

 

Советские цены на автомобили и мотоциклы в рублях и зарплатах

Знаки различия крупнейших армий мира

Add to your Facebook

 
—>

 


Преимущества и недостатки

Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то первое, что необходимо отметить – это его поразительная надежность и живучесть. Мощная броня, прикрывающая кабины пилотов и силовую установку, сделало этот вертолет практически не уязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.

Еще одним неоспоримым преимуществом машины являлось ее мощное вооружение. С его помощью вертолет может решать любые задачи: эффективно уничтожать живую силу противника и его бронетехнику.

Ми-24 – это очень тяжелая и большая машина. Ее максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (у американского АН-1 – 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание – это не для «крокодила», его стихией является скорость.

Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного использования управляемого оружия, которое может поразить неприятеля на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону поражения ПВО противника и подвергать себя опасности. Однако для этого боевые машины должны обладать современной оптикой, системами прицеливания и управления огнем. Ничего этого на Ми-24 нет.

На Ми-35 и еще нескольких поздних модификациях вертолета от главных недостатков машины практически удалось избавиться, но модернизированных машин очень мало. К тому же, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.

Многие военные эксперты считают, что в недалеком будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА. Они гораздо дешевле, да и людьми рисковать не нужно. Возможно, что Ми-28Н, Ка-52, как и их заокеанский аналог AH-64 Apache – это последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.

В пятьдесят все только начинается

Ми-24 стал уникальной машиной, первым вертолетом в СССР и вторым в мире, созданным специально для боевых задач. Он впервые поднялся в небо более полувека назад − в сентябре 1969 года. Ми-24, прозванный во время Афганского конфликта «Крокодилом», − еще и самый быстрый вертолет в мире, достигший скорости 368 км/ч. На счету этого «ударника» несколько рекордов, но наиболее яркое достижение – это единственная зафиксированная в истории победа вертолета в воздушном бою над самолетом-истребителем.  


Ми-24. фото: Игорь Двуренков / wikimedia.org

Конструкция Ми-24/35 оказалась настолько удачной, что он стал одним из самых массовых ударных вертолетов в мире и несет службу более чем в 60 странах. Для отечественных вооруженных сил вертолеты серийно выпускались до 1989 года, затем был почти десятилетний перерыв. Но к машине проявляли большой интерес иностранные заказчики, и производство было решено возобновить. Пятидесятилетний опыт использования, в том числе в реальных боевых действиях, позволил конструкторам ОКБ Миля довести машину практически до совершенства. Несмотря на такой почтенный возраст, Ми-24 обладает большим потенциалом для развития.  

Моделью, давшей вторую жизнь «Крокодилу», стал глубоко модифицированный Ми-35М, который вышел в серию в 2006 году. Эта версия Ми-24 изначально выпускалась в экспортном варианте, а с 2011 года, после более чем 20-летнего перерыва, легендарный вертолет снова поставляется в ВКС РФ.
 

Боевое применение

Первое боевое крещение вертолет принял в Сомали в 1979 году. Для пилотирования привлекались кубинские летчики, поражая цели соседней Эфиопии.

С началом войны в Афганистане Ми-24 применялся для огневой поддержки наземных подразделений, уничтожения караванов с вооружением. Но транспортировка десантников не входила в основную задачу «Крокодила».

Эти вертолеты также поставлялись иракской армии в войне с Ираном, начавшейся в 1980 году.

После распада СССР данная машина повсеместно применялась в боестолкновениях в горячих точках по всех территории СНГ, включая Чечню. Машина была задействовано в Российско-Грузинском противостоянии, использовалась в войне в Сирии.

Относительно недавнее применение Мi-24 — состоялось во время конфликта в Донбассе, где эти вертолеты использовались военными силами Украины.

Летно-технические характеристики

Габариты:

  • Диаметр несущего винта: 17,3 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,908 м
  • Высота с вращ. винтами: 5,47 м
  • Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м
  • Ширина фюзеляжа: 1,7 м
  • Высота фюзеляжа: 3,9 м
  • Размах крыла: 6,4 м

Основные массы

  • Пустой: 7580 кг
  • Нормальная взлётная: 10 500 кг
  • Максимальная взлётная: 11 500 кг
  • Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг
  • Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг
  • Внутренний запас топлива: 2100 кг
  • Запас топлива в ПТБ: до 3000 л кг

Силовая установка

  • Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117
  • Мощность: 2 х 2200 л. с.

Лётно-технические характеристики

  • Экипаж: 2—3 чел.
  • Пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.
  • Крейсерская скорость: 270 км/ч
  • Максимальная скорость:

    В горизонтальном полёте: 335 км/ч

  • Дальность полёта практическая: 450 км
  • Дальность полёта перегоночная: 1000 км
  • Средний расход топлива: 780 л/час
  • Статический потолок: 1400 м
  • Динамический потолок: 4950 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3
  • Допустимый угол крена: 50 град.
  • Допустимый угол тангажа: 30 град.

Вооружение

  • Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации
  • Число точек подвески: 6 (4)
  • Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами
  • Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
  • Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24
  • «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
  • Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Аварии и катастрофы

  • в 2000 году в Чечне потерян Ми-24, экипаж погиб.
  • 16 августа 2001 года в Чечне сбит Ми-24.
  • 3 февраля 2002 года в Чечне потерян 1 Ми-24.
  • 20 марта 2003 года разбилось 2 Ми-24, пилоты погибли.
  • 8 мая 2003 года на Украине упал Ми-24,пилот мертв.
  • 3 августа 2003 года в Чечне упал Ми-24, через сутки был уничтожен.
  • 26 августа 2003 года на аэродроме Черниговка произошло столкновение двух вертолетов Ми-24В 319-го ОВП, в результате катастрофы погибли 6 человек
  • 19 ноября 2003 года в Чечне в 5 м над аэродромом Ханкалы упал Ми-24, жертв нет.
  • 25 августа 2007 года в Амурской области разбился Ми-24.
  • 3 февраля 2009 года в 11:45 в 18 километрах от аэродрома Пугачев Саратовской области в ходе выполнения плановых полетов потерпел катастрофу вертолёт Ми-24, принадлежащий Сызранскому Высшему военному авиационному училищу летчиков. Как сообщил помощник главкома ВВС РФ, вертолет сгорел, экипаж погиб. Причиной аварии послужило разрушение редуктора и лопастей, вертолет был произведен в 1987, прошел капремонт в 2007 и налетал всего 400 из 500 назначенных часов.
  • 13 июля 2010 года около 12.00 в горах Ботлихского района Дагестана упал и полностью сгорел военный вертолет Ми-24. Летчики успели покинуть машину и позже были подобраны.
  • 29 ноября 2011 года в 19:45 по местному времени на аэродроме под Пружанами Брестской области Беларуси разбился вертолёт Ми-24 ВВС и войск ПВО Беларуси. Авиакатастрофа произошла в Брестской области во время плановых учебно-тренировочных полетов. Вертолёт рухнул при заходе на посадку в районе аэродрома. Погибли все члены экипажа — командир экипажа майор Олег Кохно, борттехник капитан Валерий Бобко, летчик лейтенант Денис Глущенко.
  • 26 августа 2011 года, потерпел крушение боевой вертолет Ми-24 в Приморском крае. Катастрофа произошла в 19:16 по местному времени (12:16 мск) рядом с населенным пунктом Меркушевка недалеко от посёлка Черниговка. В результате аварии погиб один человек. Остальным двум членам экипажа удалось спастись
  • 12 августа 2012 года три боевых вертолета Ми-24 армии Уганды разбились на территории Кении.
  • 8 сентября 2012 года — вертолёт Ми-35 разбился горно-лесистой местности в 20 километрах севернее Ботлиха. Все четверо человек находившиеся на борту погибли.

Начало славного пути. Первый вертолет Миля Ми-1.

Ми-1

В предвоенные годы, Михаил Леонтьевич Миль работал в ОКБ под руководством Камова и разрабатывал автожиры. Во время войны, все силы конструкторских бюро были брошены на увеличение численности и улучшение качества парка боевых самолетов. После войны, в 1946г., Миль возобновил работы по созданию вертолета и предоставил комиссии МАЛ полноразмерный макет геликоптера ЭГ-1. Проект был одобрен с поправками на возможности авиапромышленности СССР. В конце 1947г. Совет Министров Советского Союза издает постановление об основании ОКБ-4. Руководителем назначается М. Л. Миль. С этого момента начинается история опытно-конструкторского бюро Миля и создания первого вертолета Ми-1.

Возможно Вас заинтересует – «Вертолеты Камова».

Изначально новому вертолету было присвоено обозначение ГМ-1 (геликоптер Миля 1). Выбор авиаконструкторов пал на классическую схему с одним основным и хвостовым роторами. Около года напряженного труда, и в сентябре 1948г. первый вертолет Миля поднимается в воздух. В 1952г. после проведения заводских и государственных испытаний, Ми-1 начинают производить серийно.

Всего со стапелей авиазаводов СССР сошло без малого 1000 машин Ми-1.   Вертолет активно экспортируется в 16 стран мира: Сирию, Румынию, Венгрию, Ирак, Польшу, Монголию, КНДР, Афганистан, Финляндию, Албанию, Египет, Алжир, ГДР, Болгарию, Кубу и Китай.

Гладко было на бумаге

Конструкторы, создававшие Ми-24 в далеком 1969 году, представляли этот ударный вертолёт в виде крылатой боевой машины пехоты. Вот он, скрываясь в складках местности, доставляет пехотинцев к месту назначения, затем прикрывает их высадку и, ловко уничтожив супостатов, уходит на недоступной другим вертолётам скорости. Увы, в реальности всё оказалось гораздо прозаичнее.

Ми-24 бросили в горнило новой войны абсолютно к ней неподготовленным. Чтобы выжить, ему пришлось эволюционировать — причём как можно быстрее. Менялась тактика применения, складывались наиболее эффективные варианты вооружения, а сам вертолётобрастал» новыми органами, необходимыми для выживания.

Ведомственные споры

М. Л. Миль обладал немалым опытом строительства винтокрылой техники. Созданные им машины предназначались для выполнения мирной работы, но и об обороне КБ не забывало. Первым в мире вертолетом, оснащенным встроенным стрелковым вооружением, был Ми-4, созданный в 1949 году. При всех своих выдающихся летных и эксплуатационных качествах, машина эта во второй половине шестидесятых уже нуждалась в замене. Но Михаил Леонтьевич пошел дальше, он выразил желание построить невиданную машину и выступил в Министерстве обороны СССР с докладом, в котором изложил свою техническую идею (1967). Она была воспринята неоднозначно. Генерал Епишев назвал замысел ерундой и даже предложил посадить генерального конструктора на вертолет и отправить его куда-нибудь повоевать. А вот генерал Молотков, руководивший ЦНИИ-30 и понимавший в технических аспектах несколько больше начальника политуправления, идеей увлекся. В конечном счете сторонники новой концепции победили, а КБ Миля начало готовить свое предложение уже на уровне технического эскизного проекта. Так в 1968 году зарождался Ми-24, армейский ударный вертолет с возможностью доставки отделения десантников, ставший «лебединой песней» Михаила Леонтьевича Миля. До его завершения выдающийся конструктор не дожил.

https://youtube.com/watch?v=eDMOtwTwn0g

Мировая авиационная промышленность

  • Авиационная промышленность США
  • Авиационная промышленность Великобритании
  • Авиационная промышленность Франции (см. )
  • Авиационная промышленность Германии (см. )
  • Авиационная промышленность Украины
  • Авиационная промышленность Израиля
  • Авиационная промышленность Ирана
  • Авиационная промышленность Канады (см. Bombardier Aerospace)
  • Авиационная промышленность Бразилии (см. Embraer)
  • Авиационная промышленность Китая
  • Авиационная промышленность Японии (см. ,Категория:Авиастроительные компании Японии)

Мировая авиационная промышленность развивается очень быстро. Это можно объяснить тем, что данная отрасль машиностроения очень важна для военно-промышленного комплекса страны. Конечно же, каждая страна старается наращивать свою военную мощь, поэтому и вкладывает большое количество средств в эту отрасль.

Модификации Ми-24

Ми-24 – опытный образец.

Ми-24А – серийный вариант.

Ми-24Б – тот же, что и Ми-24А, только в массовое производство не попал. Имел некие отличительные модификации.

Ми-24БМТ – также известен как «изделие 247». Это минный тральщик на базе Ми-24А с наличием тралового устройства и с отсутствием всего вооружения. Был построен 1 экземпляр.

Ми-24У – учебная модификация.

Ми-24Д – первая оптимальная воздушно-военная машина. Производилась в период с 1973 по 1977 год (600 вертолетов).

Ми-24ДУ – учебная модификация Ми-24Д.

Ми-25 – экспортный Ми-24Д. Наличие небольших изменений.

Ми-24В – является самым массовым вариантом Ми-24. Для вооружения имеется пулеметная установка УСПУ-24 (пулемет ЯкБ-12.7), 4 ПТУР 9М114 «Штурм-В», система наведения «Радуга-М». Принят на вооружение 29 марта 76 года. За мощность полёта отвечают двигатели ТВ3-117В. Выпускался в период с 1976 по 1986 год (построено 1000 экземпляров).

Ми-24ВП – вооружен пушкой ГШ-23Л. В более поздних моделях появилась восьмипозиционная установка АПУ-4 для ПТУР «Атака-В». Они крепятся между законцовкой и внешним пилоном. В 1989 году Ми-24ВП представлял собой единственный вертолет, способный противостоять истребителям. В случае обороны против сильно защищённых и дозвуковых в/ц в комплексе ПТУР произвелась модернизация под РВВ 9М220О с возможностью поражать цель на расстоянии восьми километров. В случае необходимости уничтожить легкий или малоопасный воздушный агрегат под законцовочные АПУ подвесили ПЗРК «Игла-С» (72 мм с дальностью до пяти километров). Отличительной способностью вертолета Ми-24ВП является наличие модернизированного ПнК вместе с обновленной техникой радиокомандного нацеливания для ПТУР. Также имеются ОНВ-58В и обновленный ОЭПС (инфракрасный локатор целей). Начал создаваться в 1989 году. Сконструировано 30 авиамашин. Ми-35 представляет собой экспортный вариант этого вертолета.

Ми-24П – в документах числится как изделие 243, в наличии пушка ГШ-30К. Отсутствует пулемет. Выпускался с 81 по 89 год.

Ми-24ПУ1 – тот же Ми-24П, но украинского производства. Монтированы новые двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В-02, установлен «Адрос» КТ-01АВ (оптико-электронное противодействие), система сбора информации о полете БУР-4-1-07. Помимо прочего, вертолет модернизирован новым стрелковым прицелом АСП-17ВПМ-В, лазерной системой ФПМ-01кв, спутниковой системой GPSMAP-695, ультракоротковолновой радиостанцией KY-196В, аварийным радиомаяком ЕВС-406АFHM. Вертолет принят на вооружение Украинскими ВВС в 2012 году.

Ми-24ВК-2/ПК-2 – модернизированный Ми-24 для экспорта. Установлены обновленные БРЭО (ОПС-24НС, ГОЭС-342 и ПрВК-24) и КНЭИ-24.

Ми-24ВМ – модернизированный Ми-24В/П/ВП, имевший неубираемое шасси, Х-образный винт, СОЭП «Липа», всепогодное БРЭО, установку У-23 (пушка ГШ-23Л) и модернизированную аппаратуру наведения РК.

Ми-24ВК-1/2/1.2 – вооружение то же, что и на Ми-24ВП-М. Неукороченное крыло с подвеской на четыре точки. На двух из них расположены Р-64В пятого поколения, используемые для ближнего боя против истребителей. На остальных четырех расположены «Сосна-В» для АПУ-4.

Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И – проект будущих запланированных поставок для ВВС РФ, но он так и не был реализован.

Ми-24К – разведчик, в функции которого также входит задача корректировки.

Ми-24Р – вертолет-разведчик типа РХБ. В наличии имеется пулемет ЯкБ-12.7, вместо ПТУР установлены шесть ковшей для забора грунта. Имеется пусковое устройство под ракеты СХТ. Помимо стандартного числа экипажа, присутствуют два химика-разведчика. Был задействован в операциях на аварии в ЧАЭС. Сконструировано 160 вертолетов этого класса.

Ми-24РА – модернизированная версия Ми-24Р.

Ми-24М – противолодочный прототип. Разработка прекращена.

Ми-24 SuperHind – совместная разработкамодернизированного Ми-24 заводом «Роствертол» и АТЕ (южноафриканская фирма).

Ми-24 SuperHindMk.3 – модифицированная модель для ВС Алжира.

Ми-24 SuperHindMk.4 – модифицированная модель для Азербайджана.

Ми-24ПН – специализированые модификации для исполнения сложных задач в ночное время суток. Поставляются в ВВС РФ.

Этот вертолет состоял в ВВС таких стран, как СССР, Болгария, ГДР, ФРГ, Ирак, Камбоджа, Никарагуа, Сербия, Чехословакия, Словакия, Хорватия.

Достоинства и недостатки лётной боевой машины

Рисунок 3. На взлётно-посадочной полосе

Среди достоинств вертолётов серии Ми-24 в первую очередь следует отметить невероятную «живучесть» и неприхотливость машин. Это стало причиной присвоения машине статуса неубиваемой. Отличная бронезащита, предохраняющая пилотов и двигатель машины, делают её практически неуязвимой с земли. Единственное, чего следует опасаться летчикам — это крупнокалиберного оружия.

Из недостатков можно отметить явный промах конструкторов в соотношении веса и мощности двигателей. Маневрирование и зависание не являются стихией — ему более присуща скорость.

Также на машине нет современной оптики и автоматических систем наведения на цель и ведения огня, что в случае ведения боевых действий вынуждает входить в зону поражения ПВО противника. Именно это стало причиной потерь во время боевых действий.

К теоретическим недостаткам можно отнести построение салона, предназначающегося для транспортировки десанта. Это существенно увеличило вес машины, хотя за всю историю боевого применения войсками СА и МО РФ ни разу не использовалось.

Все перечисленные недостатки машины уходят в прошлое, так как сегодня ведётся активная замена на более адаптированные под современные условия Ми-28Н.

От деревянных самолетов к первым вертолетам

В послевоенные годы страна, постепенно переходящая на мирные рельсы, остро нуждается в сельскохозяйственной технике. В 1946 году на заводе №387 впервые начали серийно выпускать лучшие на тот момент в мире самоходные комбайны С-4. Но буквально через пять лет казанский завод не просто возвращается к производству авиационной техники, но перестраивается на совершенно новую технологию. 

В послевоенные годы стало заметным отставание страны в области вертолетостроения. Лучшей зарубежной машиной того времени считался американский вертолет S-55 Сикорского. Именно его должен был превзойти новый советский вертолет. Ответственная задача была поручена конструкторскому бюро Михаила Миля. Под его руководством в кратчайшие сроки был спроектирован легкий многоцелевой вертолет Ми-1, пригодный как для военного, так и для гражданского применения.

Серийный выпуск машины начался в 1950 году на Московском вертолетном заводе, а с 1952 года – большой серией в Казани, что положило начало крупносерийному производству вертолетов в нашей стране. А завод с тех пор стал называться вертолетным.


Фото: Пресс-служба ЦАГИ

Михаилу Милю удалось справиться с возложенной на его КБ задачей – в своей категории вертолет Ми-1 не только не уступал западным аналогам, но и превзошел их по количеству построенных машин, мощности и дальности полета. Об отличных летно-технических характеристиках Ми-1 свидетельствуют 27 мировых рекордов, которые были установлены на этом вертолете в период с 1958 по 1968 годы.

Впоследствии Казанский завод №387 передал производство вертолетов Ми-1 оренбургскому заводу, их также производил Ростов и завод в Польше по лицензии. Но строительство винтокрылых машин навсегда осталось главным делом КВЗ, и завод превратился в отечественного лидера в области вертолетостроения.

Вслед за Ми-1 здесь стартовал выпуск первого военно-транспортного вертолета Ми-4, который также стал первым отечественным вертолетом, поставляемым на экспорт. Имея компоновку как у американского S-55, Ми-4 более чем вдвое превосходил его по грузоподъемности. Был осуществлен настоящий прорыв в вертолетостроении – создана грузовая кабина внутри самого корпуса машины. В других странах вплоть до 1960 года вертолеты перевозили грузы только на внешней подвеске.

В 1965 году Казанский завод приступил к выпуску Ми-8 – самого массового и популярного из всех вертолетов семейства «Ми». Количественный рекорд Ми-8 был поставлен в 1973 году, когда Казанский завод произвел 371 машину, больше одного вертолета в день.

Вертолеты легендарной серии Ми-8/17 стали настоящей визитной карточкой завода. Сегодня КВЗ выпускает современные модификации гражданских и военных машин этого типа: Ми-8МТВ-1 (экспортный вариант носит название Ми-171В), Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5) и Ми-172. Эти машины используются в военных, транспортных, медицинских, сельскохозяйственных и других целях, для перевозки пассажиров и подготовки ответственных мероприятий. Так, Ми-8 обеспечивали безопасность Олимпийских зимних игр в Сочи и Чемпионата мира по футболу в России.

Как считают эксперты, при условии непрерывного совершенствования Ми-8/17 смогут оставаться лидерами в своем классе. Московский вертолетный завод им. Миля и Казанский вертолетный завод продолжают работы по совершенствованию и модернизации вертолетов этого семейства. Развитием серии с большим заделом на будущее стал новейший Ми-171А2.

Муки выбора

У Ми-24 был достаточно обширный арсенал вооружения, однако большинство вариантов из предлагавшихся к началу войны оказались далеко не самыми удачными.

Предполагалось использовать проверенные временем неуправляемые ракеты С-5, применявшиеся с 1955 года. Но они оказались недостаточно мощными для пробивания глиняных и каменных дувалов, а значит практически бесполезными при обстреле укреплённых позиций противника. Вертолётчики при возможности меняли их на более мощные С-8 или использовали подвесные контейнеры УПК-23-250 с пушками ГШ‑23Л.

Ми-24 запускает ракеты С-24

Был вариант суровых НАРов(неуправляемых авиационных ракет) С-24, но там открылась другая проблема — после их использования вертолёт окутывало облако густого чёрного дыма, что грозило помпажем двигателей.

Не слишком хорошо было и с носовой пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. В обычных условиях(стрельбы раз в неделю и недолго) всё было в порядке. А во время боевых действий и зашкаливающего использования пулемёты выходили из строя. Их снимали, так и летали — с отверстием для пулемёта, но без самого пулемёта. Жаль — поскольку, судя по отзывам о мощности и кучности, к ЯкБ-12,7 вопросов не было.

Оказалось также, что не всякая бомба — хорошая. Те же ФАБ-500(весом 500 килограммов) делали Ми-24 малоуправляемым, и самой мощной бомбой стала ФАБ-250 — таких можно было подвесить до четырёх штук. Впрочем, чем дальше, тем меньше удавалось хорошенько отбомбиться по противнику — моджахеды получили американскиестингеры».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector