Царь-колокол

Описание

Царь-пушка находится сразу за Оружейной палатой Кремля , лицом к Кремлевскому Сенату . Царь-пушка сделана из бронзы ; он весит 39,312 тонны и имеет длину 5,34 м (17,5 футов). Его ствол из литого бронзы имеет внутренний диаметр 890 мм (35,0 дюйма) и внешний диаметр 1200 мм (47,2 дюйма). Ствол имеет восемь литых прямоугольных кронштейнов для использования при транспортировке ружья, которое установлено на стилизованном чугунном лафете с тремя колесами. Ствол украшен рельефными изображениями, в том числе конным изображением царя Федора Ивановича с короной и скипетром в руке на коне. Над передней правой скобкой написано: «Благодать Божия Царь и великий князь Федор Иванович, Самодержец всея Руси». Вверху ствола отлиты еще две таблички, справа — «Указ верных и Христа-Царя и Великого Князя Федора Ивановича, Государя Самодержца Всея Великой Руси с его благочестивой и благодатной царицей Великой. Княгиня Ирина »; А слева — «Отлитый в городе Москве летом 7904 года (около 1585 года по григорианскому календарю ), в его третьем летнем состоянии Андрея Чокова». Лафет пушечного типа, добавленный в 1835 году, носит чисто декоративный характер. Это оружие никогда не предназначалось для транспортировки или стрельбы из лафета.

По одной из версий, название этой пушки «Царь» связано с образом царя Федора Ивановича. Однако более вероятно, что это название связано с огромными размерами этой пушки. В старину пушку также иногда называли «Русским дробовиком» (Дробовик Российский, Дробовик Российский , букв. Русское ружье), потому что это ружье предназначалось для стрельбы 800-килограммовой каменной картечью, а не настоящими твердыми пушечными ядрами.

Пушку следует отнести к категории минометов только по длине ствола в современной классификации, причем длина ствола составляет всего 6 калибров. Однако в 17-18 веках ее скорее называли « бомбардировочной пушкой », поскольку минометы в то время имели длину ствола не более 2,5 калибра, или максимум 3,5 калибра для минометов дальнего действия.

Чугунные сферические снаряды, расположенные перед Царь-пушкой, каждый из которых весит примерно одну тонну, были изготовлены в 1834 году в качестве украшения и слишком велики, чтобы их можно было использовать в пушке. Согласно легенде, ядра были произведены в Санкт-Петербурге и должны были стать юмористическим дополнением и символом дружеского соперничества между Москвой и Санкт-Петербургом .

Другие крупные пушки

Пермская

Одно из самых больших артиллерийских орудий находится в музее боевой технике в Перми. На площадке под открытым небом стоит огромная пушка, массой 144 тонны и имеющая калибр 508 мм (20 дюймов). Ее изготовили для защиты Кронштадта в Петербурге. Уже был готов специальный лафет, который бы позволил вести круговую оборону, однако гиганту не уготовано было попасть на свое место.


Царь-пушка Пермская

Немецкие гиганты

В конце тридцатых годов 20 века на заводе в Германии был создано два гигантских артиллерийских исполина для железной дороги — Дора и Толстый Густав. Их масса превышала 1344 тонны, ствол имел длину 30 метров, а диаметр дула был около 800 мм. В 1942 году Дора была использована и повреждена во время боев за Севастополь, уже в 1944 немцы еще раз применили гиганта для подавления восстания в Варшаве. В 1945 обе пушки были взорваны во время отступления.

Еще одна крупнокалиберная мортира, произведенная в Германии, называлась «Карл». Это самоходное артиллерийское оружие, обшитое броней, имело массу около 126 тонн и калибр 600 мм.


Толстый Густав

«Конденсатор»

В середине двадцатого века (1957 год) во время парада на Красной площади мировому сообществу была представлена советская самоходная пушка, которая называлась — Конденсатор −2п.


Конденсатор −2п

Характеристики:

  • масса — 64 тонны;
  • калибр — 406 мм;
  • масса снаряда — 570 кг;
  • дальность стрельбы — 26600 м.

Артиллерийское устройство было произведено в 4 экземплярах и являлось настоящим боевым оружием.

И все-таки она стреляла

Кто же и почему записал Царь-пушку в дробовики? Дело в том, что в России все старые орудия, находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем автоматически перечислялись в дробовики, то есть в случае осады крепости они должны были стрелять дробью (каменной), а позже — чугунной картечью по пехоте, идущей на штурм. Использовать старые орудия для стрельбы ядрами или бомбами было нецелесообразно: а вдруг разнесет ствол, да и у новых пушек баллистические данные были куда лучше. Так Царь-пушка была записана в дробовики, в конце XIX — начале ХХ веков о порядках в гладкоствольной крепостной артиллерии военные забыли, а гражданские историки вообще не знали и по названию «дробовик» решили, что Царь-пушка должна была использоваться исключительно в качестве противоштурмового орудия для стрельбы «каменным дробом».

Точку в споре, стреляла ли Царь-пушка, поставили в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского. Они исследовали канал орудия и по ряду признаков, в том числе по наличию частиц сгоревшего пороха сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, один раз. После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, ее перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин».# Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах — катках.

Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка — у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас находится Исторический музей. В 1626 году их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Один из них, с Царь-пушкой и «Павлином», поставили у Лобного места, другой, с Кашпировой пушкой, — у Никольских ворот. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.

После «нарвской конфузии», когда царское войско потеряло всю осадную и полковую артиллерию, Петр I велел срочно лить новые пушки. Необходимую же для этого медь царь решил добыть переплавкой колоколов и старинных пушек. По «именному указу» было «велено перелить в пушечное и мортирное литье пушку «Павлин», что в Китае у Лобного места на роскате; пушку Кашпирову, что у нового Денежного двора, где был Земской приказ; пушку «Ехидну», что под селом Воскресенским; пушку «Кречет» ядром пуд десять фунтов; пушку «Соловья» ядром 6 фунтов, что в Китае на площади».

Петр в силу своей необразованности не пощадил самые древние орудия московского литья и сделал исключение лишь для самых крупных орудий. В числе их, естественно, оказалась и Царь-пушка, а также две мортиры литья Андрея Чохова, которые в настоящее время находятся в Артиллерийском музее в Петербурге.

Фото Царь-пушка (Москва). Царь-пушка адрес: Москва, Ивановская площадь

Царь-пушка в Москве – использовалась в средневековье как артиллерийское орудие, ее называли бомбарда, в наше время это памятник русской артиллерии, а так же памятник литейному искусству. Общая длина царь пушки равна 5,34 метра, диаметр ствола орудия с наружи 120 сантиметров, диаметр узорного пояса вокруг дула равен 134 сантиметра, калибр орудия равен 890 миллиметров (это 35 дюймов), общая масса пушки равна 39,31 тонн или 2400 пудов.

Мастер отливший царь пушку

Отлил Царь-пушку в Москве из бронзы выдающийся русским пушечным мастером Андреем Чоховым в 1586 г. на Пушечном дворе (центр пушечного производства в Москве, практически все отливали в нем). Отливать такие размеры было не просто, но мастер, отливший ее, имел опыт более 60 лет и как сказано в документах отлил около 20 тяжелых орудий. В документации сказано, что первая работа сделанная мастером А. Чеховым в 1568 году, а последняя в 1629 году.

Отлитая роспись

Есть на ней вылитые надписи выше передней правой скобы:

А так же сверху на стволе написаны еще 2 фразы:

Есть версия, что название орудия происходит от изображения на ней царя Федора первого, но скорее всего ее назвали из за солидных размеров.

Сколько ядер у царь пушки

Царь пушка в Москве стоит на бетонном помосте и у нее лежит четыре ядра отлитые под ее калибр. Ядра отлиты из чугуна и каждое весит 120 пудов если считать в килограммах, то каменное ядро весило бы 819 кг., а чугунное 1970 кг., а вес пороха для одного заряда 30 пудов.

Царь колокол и царь пушка являются интереснейшими памятниками Москвы и уже много веков привлекают внимание туристов

История создания

В 1730-м году императрица Анна Иоанновна для памяти потомков решила перезалить колокол царя Алексея, на тот момент разбившегося, перезалитого и разбившегося снова.

За работу взялся русский мастер Иван Моторин. Сначала он сделал небольшую пробную модель, весом 12 пудов, и отправил все свои чертежи и схему подъема на утверждение в Санкт-Петербург. На подготовку к изготовлению Царь-колокола ушло более полутора лет. Сам же колокол отлили 25 ноября 1735 года. Размеры Царь-колокола были поистине огромны. Мастер Иван Моторин не дожил до завершения работы, поэтому его дело продолжил сын Михаил. В общей сложности над созданием Царь-колокола трудились около 200 человек: кузнецы, слесари, столяры, скульпторы, резчики и многие другие.

Тогда поднять колокол не смогли — он так и остался в литейной яме. Вытащили и поставили на постамент его только в 1834 году.

Видео

Пожалуй, только наша русская история со всей её склонностью к противоречиям и крайностям могла породить два таких памятника-парадокса: Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушку, которая, как полагают многие, никогда не стреляла (насколько это утверждение соответствует действительности, мы ещё разберёмся). Впрочем, Царь-колокол – это тема для отдельного разговора, а мы сейчас поговорим именно о Царь-пушке.

Это чудо оружейного производство было изготовлено в конце XVI века, в годы правления царя Фёдора Иоанновича – сына Ивана Грозного и последнего царя из династии Рюриковичей. Большинство историков считают, что произошло это в 1586 году, но некоторые исследователи называют и другую дату – 1591 год, когда Москва столкнулась с опасностью набегов крымского хана Казы-Гирея, вот для защиты от его войска Царь-пушка и предназначалась. Да, её отливали не как «музейный экспонат», а как боевое оружие! Имя мастера, который это сделал, хорошо известно – оно увековечено в надписи на орудии, это был выдающийся пушечный и колокольный мастер-литейщик Андрей Чохов, работавший на московском пушечном дворе более 60 лет и создавший за это время более 20 орудий. Но Царь-пушка, несомненно, стала вершиной его творчества. Размеры её поражают воображение: вес пушки составляет 39 312 килограммов, длина – 5,345 метра, а диаметр ствола – 1,210 метра!

Сейчас мало кто вспоминает о том, что вплоть до позднейших времён это орудие именовали «пушкой» лишь в разговорной речи да в стихах, а в официальных документах она вплоть до 30-х гг. XX века числилась как… дробовик! Возможно, масла в огонь подливали декоративные ядра, отлитые в Петербурге в 1934 г., которые и сегодня можно видеть рядом с пушкой, и которыми, конечно, даже не предполагалось стрелять, да и невозможно это: пушку сразу же разнесёт! Непригоден для применения в боевых условиях и чугунный лафет, отлитый тогда же, а изначально орудие устанавливалось на деревянном настиле из брёвен (т.н. пушечном раскате).

Точки над i расставила реставрация пушки в 1980 г., результаты которой почему-то не были представлены широкой публике. Исследования, произведённые при этом, показали, что канал её имеет вид конуса с начальным диаметром 0,9 метра и конечным – 0,825 метра. Зарядная камера с плоским дном длиной в 1,73 метра имеет обратную конусность. Такое строение говорит о том, что это не пушка и даже не дробовик, а бомбарда, стрелять из которой предполагалось каменными ядрами весом около 100 кг, в то время как чугунное ядро такого калибра (а пушки стреляли именно чугунными ядрами) должно было весить около двух тонн. Правда, использовать для такой стрельбы старые орудия было рискованно, их могло разнести при выстреле, поэтому через определённое время их зачисляли в разряд дробовиков, стреляющих «каменным дробом», но в XIX веке такие подробности были уже не очевидны, вот и возникла путаница с видами оружия.

Тогда же, во время реставрации в 1980 г., исследователи обнаружили ещё одну интересную деталь: частицы сгоревшего пороха в канале. Это значит, что Царь-пушка, вопреки распространённому заблуждению, всё-таки стреляла! Впрочем, царапин от каменных ядер на стенках канала не было, а они обязательно должны были остаться. Это говорит о том, что выстрел был испытательным, а в боевых условиях Царь-пушку всё-таки не применяли. Существует легенда, что из неё выстрелили прахом Лжедмитрия, но это именно легенда, ни о каких доказательствах речи нет.

Следует заметить, что однажды этот памятник оказался под угрозой. Когда Пётр I принялся за усиленное литьё пушек, в ход пошли не только церковные колокола, но и старинные орудия, имеющие историческую ценность. Царь-пушку спасли её колоссальные размеры: на такое чудо безответственный царь покуситься не решился. Уцелели тогда ещё две работы мастера А.Чохова, которые и сегодня можно увидеть в петербургском Артиллерийском музее.

На Ивановской площади Московского Кремля установлено артиллерийское орудие, которое считается наиболее значительным произведением русских оружейных мастеров. Царь-пушка – не просто шедевр крепостной артиллерии Нового времени, но и одна из самых больших пушек среди всех известных в мире.

Царь-пушка служит музейной реликвией с 30-х годов XIX столетия, когда она была установлена возле входа в Оружейную палату. В наши дни шедевр литейного искусства, изготовленный мастером Андреем Чоховым, является экспонатом Московского музея артиллерийских орудий.

Стреляла ли «Царь-пушка»?

Так же и предположения связаны с тем, что в исторических документах нет подтверждения того, что «Царь-пушка» стреляла. Ведь по своим техническим возможностям произвести выстрел снарядом такого веса и калибра довольно проблематично. С учетом этого довольно длительное время существовало мнение, что «Царь-пушка» была изготовлена исключительно в декоративных и пропагандистских целях. Однако исследования проведенные в 1980 году при реставрации орудия доказали несостоятельность этой теории. Царь-пушка стреляла только один раз и так же чисто символически прахом Лжедмитрия.

Царь-пушка и Царь-колокол – Москва

Царь-пушка и Царь-колокол являют собой гордость российского литейного искусства, оба феномена «рождены» на территории Пушечного двора. Расположены в городе Москве на территории Кремля, на Ивановской площади. Первым, в 1586 году, появился нынешний памятник артиллерии – бронзовая Царь-пушка, автором орудия выступил Андрей Чохов. Габариты его внушительны: около 5,5 метров длина, масса немного превышает 39 тонн, а калибр равен 890 миллиметрам или 35 дюймам. Пушка рельефно опоясана, а правую сторону ее дула украшает изображение царя Федора Ивановича, в руках монарха символы самодержавия, а сам он верхом на коне. В качестве атрибутов изготовили и декорировали узорами в 1835 году на заводе Берда в городе Петербурге ядра и лафеты.Изначально пушку собирались использовать в качестве средства обороны Кремля и установили устрашающее орудие на деревянном настиле подле Лобного места на Красной площади. Тем не менее, в бою Царь-пушке участвовать так и не довелось. В 18 веке ее переместили во двор Арсенала, после к его воротам, а советское время обернулось для достопримечательности «переездом» на Ивановскую площадь, к собору Двенадцати Апостолов. Пушку водрузили на чугунный лафет, а рядом поместили ядра. При проведении ремонтных и исследовательских работ в 1980 году, выяснилось, что пушечными снарядами должны были быть каменные 8-ми тонные ядра, а также обнаружились свидетельства произведенного хотя бы однажды выстрела. Историки полагают, таким образом, был развеян прах Лжедмитрия. Царь-Пушка внесена в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница самого большого калибра, конечно, когда-то отливались превосходящие ее орудия, но, увы, до наших дней конкуренты не дошли. Царь-колокол велела отлить, а точнее перелить из Григорьевского, отяжелив и увеличив в масштабе, Анна Иоанновна. За дело взялись Иван Моторин и его сын Михаил (1733-1735 годы), к исходному металлу добавили остатки старого колокола, сохранившегося со времен правления Бориса Годунова. Формирование колокола происходило на территории Ивановской площади, для чего было вырыто 10-ти метровое углубление. Высота колокола чуть более превысила 6 метров, диаметр его составил 6,6 метров, а вес достиг 2 тысяч килограммов. Литье завершилось 25 ноября 1735 года, его предварял подготовительный процесс, а в саму работу вмешивались неприятные обстоятельства – умер Иван Моторин, и Михаилу пришлось заканчивать труд самостоятельно. Примечательно, что в составе сплава содержится 72 килограмма золота и 525 килограммов серебра. Последовала чеканка колокола, а 20 марта 1737 года случился так называемый Троицкий пожар, спаливший деревянную времянку над ямой, в которой находился Царь-колокол. Поленья и бревна падали в нее, раскаляя металл. Люди сбегались со всей округи и заливали углубление водой, боясь, что колокол расплавится. Но своими действиями навредили не меньше, по причине перепада температур будущий памятник испещрили трещины, а также от него откололся 1,5-тонный кусок. Многострадальное произведение литейного искусства оставили в яме, где он и провел последующий век.

Фото района Кремля

Конструктивные особенности

Орудие, согласно заключению историка, А.Н. Лобина, по типу ствола, представляет собой бомбарду. К такому типу оружия позволило отнести соотношение калибра к длине ствола, составляющее 3,4. У классической пушки длина должна соответствовать 40 калибрам и больше. Однако она отличалась и от традиционной бомбарды.

Отличительные особенности:

Данные типичные для мощного осадного артиллерийского оружия. Однако транспортировать её в походах, учитывая вес и размеры, очень проблематично, без кранов и тягачей.

Для совершения выстрела, такого размера дробовики заряжались целые сутки. Использование орудия с такими характеристиками в оборонительных целях было целесообразней всего. В этом случае, их не нужно было куда-либо транспортировать.

Изготовили пушку для обороны, как полноценное орудие или как декоративное памятное изделие – спорят исследователи. Есть ли возможность произвести выстрел, интересует их. Стоящие у пушки ядра, точно не могут использоваться в качестве снаряда. Заряд пороха разорвал бы ствол с использованием такого ядра.

Задумка изготовить таких размеров дробовик могла возникнуть ещё у Ивана Грозного. Известного заказчика, других огромных орудий, немного меньших размеров и калибра, но боевых, используемых в походах.

В те времена успех при взятии городов, зависел от наличия в арсенале подобных по калибру орудий, при помощи которых разбивали стены. Но не успел воплотить, по причине смерти. Вот Борис Годунов, будучи приближённым к Ивану IV (Грозному), и выдвинул идею усопшего царя.

Царь-пушку, имеющую историческую ценность, гордость и визитную карточку страны, незадолго до Олимпиады-80 решили отреставрировать. Восстанавливая её, эксперты провели обследование, после чего кратко прокомментировали, что орудие изготовлено для навесного огня небольшими ядрами (картечью). Но почему-то не нашли запального отверстия, поставив точку в споре между группами учёных о предназначении орудия.

По заключению экспертной комиссии, орудие выполнено по нормам Артиллерийского оружия, как боевое, но произвести выстрел невозможно, по причине отсутствия отверстия для установки запала.

↑ Боевое орудие

В 1586 году Царь-пушку отлил Андрей Чохов. К тому времени он работал на литейном дворе Москвы (Пушечном дворе) уже восемнадцать лет. Чохов прославился своим мастерством ещё при Иване Грозном, но самое известное своё орудие Чохов отлил по указу сына первого русского царя Фёдора Иоанновича. Царь-пушка украшена рельефным конным портретом царя Фёдора. Масса огромного орудия – 39 310 килограмм, а длина – 5,4 метра, а калибр – 890 мм.

Рядом с Царь-пушкой установлены ядра массой более двух тонн. Ядра и лафет, которые известны сегодня, произведены гораздо позже самого орудия. По замыслу Чохова, Царь-пушка предназначалась для стрельбы каменной картечью, а не ядрами. Многие верят, что Царь-пушка – своего рода демонстрационная модель, которая должна была показать мощь русской промышленности и никогда не применялась в бою.

До семидесятых годов такие мнения можно было найти даже в специализированной литературе. На самом же деле мортира, позднее названная Царь-пушкой, была изготовлена для осуществления навесной стрельбы. Она предназначалась для обороны Москвы и изначально была установлена на одной из возвышенностей Китай-города. В случае нападения на столицу, Царь-пушка должна была защищать своим огнём переправу через Москву-реку и Спасские ворота Кремля.

Предполагалось, что во время боя огромная пушка не будет менять своего расположения, но перед сражением орудие можно было передвигать с помощью восьми канатов, которые крепились к восьми специальным скобам, находившимся по бокам ствола. Во время боя похожие на Царь-пушку мортиры располагались не на лафете, а прямо на земле. Экспертиза второй половины ХХ века показала, что из Царь-пушки когда-то вели огонь, но в источниках не сохранилось свидетельств о том, когда и сколько раз стреляла именно огромная пушка.

История

Изготовление

По приказу царя, пушку установили рядом с Лобным местом на Красной площади , чтобы сделать его более впечатляющей трибуной для выступлений государя и чтения его указов. Пушка символизировала военную мощь русского государства и символически охраняла Покровский собор и Спасские ворота , а также способствовала популярности самого Бориса Годунова .

Хотя пушка была отлита как полноценное боевое орудие, фактически она ни разу не стреляла . Единственный раз её привели в боевую готовность в 1591 году вместе с остальной столичной артиллерией, когда к Москве приблизились войска Казы-Гирея . Её установили в Китай-городе для защиты главных кремлёвских ворот и переправы через Москву-реку .

Конструктивные особенности

По мнению известного историка, Алексея Николаевича Лобина , по своей конструкции Царь-Пушка скорей является классической бомбардой , нежели пушкой в привычном понимании этого слова. От классического полевого орудия ее отличает узкая зарядная камора диаметром 440 мм и длиной 1740 мм переходящая в широкий ствол диаметром 890 мм у основания и 920 мм у дульного среза. Такая конструкция характерна для тяжелых осадных орудий того периода.

Перестановки

К вопросу о переустановке пушек на новое место вернулись в 1835 году: тогда их переставили на декоративные чугунные лафеты у главных ворот Арсенала, после чего лафеты покрыли бронзовой краской. На этих лафетах пушки стоят до сих пор. Тогда же рядом с ними установили ещё двадцать исторических орудий, ранее хранившихся во дворе . Новый лафет с орнаментом для Царь-пушки был создан по эскизу работы архитектора Александра Брюллова и инженера Павла де Витте , заказ выполнили в Санкт-Петербурге на заводе Берда . Также для пушки изготовили четыре декоративных ядра весом 1,97 тонны каждое .

В 1843 году Царь-пушку и несколько других орудий перенесли к старому зданию Оружейной палаты , позже переоборудованному под казармы . На этом месте она простояла более ста лет, пока в 1960-м казармы не снесли, и на их месте начали строительство Кремлёвского дворца съездов . В это время Царь-пушка была переставлена к северному фасаду звоницы колокольни Ивана Великого , где находится до сих пор, а с противоположной стороны от неё стороны стоит Царь-колокол .

Характеристики и оформление

Диаметр наружный ствола составляет 1200 мм, узорного пояса около дула – 1340 мм, калибр пушки – 890 мм, вес – 39 312 кг . Уникальные габариты не позволяют причислить пушку к строго определённому классу артиллерийских орудий: соотношение калибра к длине ствола равно 6, и по современной классификации пушка является мортирой , но в XVII-XVIII веках длина ствола мортир составляла не более 3,5 калибра. Конструкционные особенности позволяют отнести её к классу дробовиков .

Ствол пушки канонической формы, на передней части украшен рельефами с изображением царя Фёдора Ивановича, сидящего верхом на коне, и надписью: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия». Надпись с правой стороны: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине ». Надпись на левой стороне: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета , в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов» .

На стволе с каждой стороны размещено по четыре скобы для крепления канатов при перемещении пушки, а вместо лафета предусматривался специальный станок с заранее заданным углом возвышения . Пушка задумывалась как оборонительное оружие и предназначалась для стрельбы дробом по вражеским воинам, которые проникали в город через проделанный артиллерией пролом в стене. Из-за этого назначения пушку какое-то время называли «Дробовиком Российским» . По расчётам специалистов, пушка также могла стрелять каменными ядрами весом от 750 кг до 1 тонны и использовать заряд пороха от 85 до 118 кг . Некоторые исследователи полагали, что из пушки был произведен как минимум один выстрел . Но в 1980-х годах во время реставрации пушки пришли к выводу, что из пушки не стреляли, так как её не доделали: внутренняя часть ствола не была зачищена после отливки, и в нём имелись наплывы до 20 мм, а также неровности и горелая земля . Затравочное отверстие также не было просверлено, хотя при отливке сделали начальное углубление диаметром около 10 мм .

Пушки в России

Красная площадь. Царь-пушка и «Павлин» на настиле у Лобного места. 1661 год

Царь-пушка на углу здания Оружейной палаты. 1905 год

Царь-пушка у Арсенала. Кинохроника, 1908 год

Современное местоположение пушки в Кремле

Эпоха огнестрельной артиллерии начинается в XIV веке с изобретения пороха и использования его в качестве метательного вещества. Пушки пришли на смену древним метательным орудиям и поначалу были крайне несовершенными из-за невысокого уровня развития промышленности и техники тех лет. Первые стволы изготавливали из железа, а порох — из пастообразной мякоти землистого цвета. Пушки заряжали с казённой части. Патрон с зарядом представлял собой сосуд с рукоятью, для выстрела его крепили в стволе специальными клиньями. Эти патроны нередко разрывались во время залпа и поражали осколками людей около пушки. По этой причине пушкари перед выстрелом прятались в укрытиях или ямах. В XV веке порох научились делать в виде сыпучей зернистой массы, что позволило засыпать его в канал ствола через дульное отверстие и плотно утрамбовывать. Железное или каменное ядро заранее оборачивали тряпками или паклей, после чего вводили в пушку аналогичным образом и забивали до соприкосновения с порохом. Калибр пушек постепенно увеличивался. Это было связано с повышением действенности артиллерии. Орудия большого калибра назывались бомбардами и предназначались для использования во время осады крепостей. Мастерами Московского пушечного двора было отлито несколько тяжёлых пушек.

Отечественная артиллерия зародилась в XVI веке, а в начале XVIII-го в России насчитывалось уже 9500 пушкарей. Усовершенствовалась формовка орудий: их отливали при помощи разборной формы из 12 частей, также использовались формы с продольным разъёмом. Формовка производилась горизонтально. Модель пушки вырезали из дерева и могли использовать в производстве многократно. В специально отстроенных зданиях размещали компактные литейные заводы для отливки пушек, также возводились пороховые избы.

Башни Московского Кремля

Кутафья башня Московского Кремля / фото автора

Перед вами Кутафья башня — самая широкая и низкая из всех кремлевских. Слово означает: маленькая, полноватая, неуклюжая. В старину так говорили про неповоротливых женщин. Сегодня это единственная сохранившаяся в цитадели башня-стрельница.

От Кутафьей башни дорога идет по Троицкому мосту — старейшему каменному в столице. Здесь в 1598 г. народ и войско встречали избранного на царство Бориса Годунова. Мост оформлен зубцами «ласточкин хвост». До начала XIX века под ним текла река Неглинная.

Впереди Троицкая башня. В XVI-XVII веках через ее ворота из Кремля выезжали царица, царевны и патриарх. Здесь же в Кремль проходили на работу дьяки Кремлевских приказов и служащие царских дворцов.

Всего в столичной цитадели 20 башен. О Спасской, Царской и других читайте в статье «Москва за один день: маршрут для тех, кто в столице проездом».

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector