Достопримечательность царь пушка для 2 класса

Тайна Царь-пушки

Отсутствие документального подтверждения участия пушки в бою или проведения испытательной стрельбы, послужило причиной для продолжительных дебатов. Военные и исторические исследователи XIX, начала ХХ вв., преимущественно считали её боевым орудием.


До сих пор неизвестно, стреляла ли Царь-пушка когда-либо

Другие исследователи полагают, что Царь-пушка стреляла, хотя бы один раз. О чём может свидетельствовать клеймо мастера внутри ствола, которое позволялось ставить только после испытательного залпа. Их оппоненты опровергают возможность выстрела, остатками бронзы в камере ствола, которые после стрельбы там не остаются. Подкрепляя позицию очевидным заключением, отсутствием отверстия для запала.

Царь-пушка (история кратко описывает события, затрагивающие эксплуатацию орудия, поэтому на сегодня сохранилось мало фактов про памятник) после изготовления была установлена как оборонительное оружие против крымских татар. А, по историческим событиям, известны факты использования в битвах орудий, в частности бомбард, со слегка уступающим калибром.

В таблице предоставлены краткие данные других крупнокалиберных боевых бомбард:


Pumhart von Stey

Название Вид Калибр Дата изготовления Страна
Pumhart von Stey Бомбарда 820 начало XV века Габсбурги, Австрия
Faule Mette (Ленивая Метта) Бомбарда 735 1411 Германия Брауншвейг
Безумная Грета Бомбарда 660 XIV в Город Гент, Священная Римская империя
Базилика Бомбарда 650 1464 Османская империя
Faule Grete (Ленивая Грета) Бомбарда 520 1409 Государство Тевтонского ордена
Mons Meg Бомбарда 520 1449 Бургундское герцогство
Неизвестно Бомбарда 510 1480 Госпитальеры Орден Святого Иоанна

При том, что отливали их ещё раньше, почти на 100 лет. Раз так, то и Русский дробовик мог стрелять, но не пришлось.


Faule Mette

В пользу того, что пушка была изготовлена боевым орудием, а не бутафорией, указывает то, что при приближении войска татар в 1591 г., её приводили в боевую готовность, вместе со всей столичной артиллерией. Установив защищать главные кремлёвские ворота.

Конструктивные особенности

Орудие, согласно заключению историка, А.Н. Лобина, по типу ствола, представляет собой бомбарду. К такому типу оружия позволило отнести соотношение калибра к длине ствола, составляющее 3,4. У классической пушки длина должна соответствовать 40 калибрам и больше. Однако она отличалась и от традиционной бомбарды.

Отличительные особенности:

Данные типичные для мощного осадного артиллерийского оружия. Однако транспортировать её в походах, учитывая вес и размеры, очень проблематично, без кранов и тягачей.

Для совершения выстрела, такого размера дробовики заряжались целые сутки. Использование орудия с такими характеристиками в оборонительных целях было целесообразней всего. В этом случае, их не нужно было куда-либо транспортировать.

Изготовили пушку для обороны, как полноценное орудие или как декоративное памятное изделие – спорят исследователи. Есть ли возможность произвести выстрел, интересует их. Стоящие у пушки ядра, точно не могут использоваться в качестве снаряда. Заряд пороха разорвал бы ствол с использованием такого ядра.

Задумка изготовить таких размеров дробовик могла возникнуть ещё у Ивана Грозного. Известного заказчика, других огромных орудий, немного меньших размеров и калибра, но боевых, используемых в походах.

В те времена успех при взятии городов, зависел от наличия в арсенале подобных по калибру орудий, при помощи которых разбивали стены. Но не успел воплотить, по причине смерти. Вот Борис Годунов, будучи приближённым к Ивану IV (Грозному), и выдвинул идею усопшего царя.

Царь-пушку, имеющую историческую ценность, гордость и визитную карточку страны, незадолго до Олимпиады-80 решили отреставрировать. Восстанавливая её, эксперты провели обследование, после чего кратко прокомментировали, что орудие изготовлено для навесного огня небольшими ядрами (картечью). Но почему-то не нашли запального отверстия, поставив точку в споре между группами учёных о предназначении орудия.

По заключению экспертной комиссии, орудие выполнено по нормам Артиллерийского оружия, как боевое, но произвести выстрел невозможно, по причине отсутствия отверстия для установки запала.

История

Не так много времени прошло со дня кончины Ивана Грозного, еще не осела пыль поднятая копытами коней опричников, а в Москве было создано самое большое в мире артиллерийское орудие, остающимся таковым до сегодняшнего дня. Пусть не по величине, но по калибру ствола — точно.

В 1586 году по высочайшему повелению начались работы по созданию грандиозной пушки. Историки до сих пор бьются над причиной такого необычного шага, но большая часть склоняется к мнению, что орудие создавалось для произведения внешнего эффекта на иностранных послов. Мол, смотрите, на что мы способны. Жахнем так, что мало не покажется!

Если более серьезно, то пушка была призвана засвидетельствовать рост мощи Государства Российского, как промышленной, так и военной. И, конечно, возвеличивала властвующего Государя! (а был Федор Иоанович по свидетельствам современников весьма неказист физически и нраву кроткого).

Производством руководил литейных дел Мастер Андрей Чохов.

Андрей Чохов (1545 — 1629) — знаменитый русский литейщик, создатель большого количества пушек и церковных колоколов. Одним из сохранившихся примеров уникальности творчества являются осадные пищали Чохова. Ученики продолжили и развили традиции мастера (в частности Алексей Никифоров).

Работы по отливке проводились на московском Пушечном дворе (ныне район Лубянской площади) в течении нескольких месяцев. Основным материалом для производства была бронза. По технологии производства орудие вполне соответствовало принятым на тот период времени стандартам. Только больше…гораздо больше!

Готовое сверхорудие с помощью двухсот лошадей приволокли на Красную Площадь Кремля для демонстрации государю. Ствол пушки был искусно украшен изображением Федора Иоанновича при всех царских регалиях и верхом на коне. Кроме того, узоры идут по всей окружности ствола в виде вязи. Стреляла ли гигантская пушка при демонстрации — свидетельств не сохранилось, а, учитывая, кроткий нрав царя Федора — скорей всего нет.

На стволе также имеются посвящение царице Ирине Федоровне Годуновой (супруге царя Федора) и упоминание о том, что делал монстра «литец Чохов». По одной из версий в связи с наличием изображения царя пушку так и нарекли — «Царь-Пушка».

По второй версии название связано прежде всего с размерами произведения пушечных мастеров и литейщиков средневековой Руси. Другим названием орудия было «Дробовик», так как предназначалась оно для стрельбы мелкими снарядами – «дробом» (каменная или металлическая некалиброванная картечь).

Налюбовавшись вдоволь, пушку водрузили на деревянный раскат (лафет) и поставили на боевое дежурство у стен Кремля (напротив современного ГУМа). Там она и стояла почти целый век! Разок попытались применить орудие против наскочивших татар хана Казы — Гирея, но те не рискнули приблизиться на расстояние эффективной стрельбы и выстрел сорвался.

Впоследствии, уже при Петре Алекесеевиче Романове в 1706 году, собравшись с силами, пушку отволокли во двор кремлевского Арсенала. И долгое время всей страной восхищались мастерством оружейников и поражались размерам, а также демонстрировали заморским гостям.

В 1835 году для пушки был отлит новый чугунный лафет (проект академика А.П. Брюллова) и декоративные ядра весом приблизительно по 2 тонны каждое. Перекатили её тогда к Оружейной палате, где были выставлены на обозрение и другие образцы орудий.

В 60х годах ХХ века Царь-пушку наконец водрузили на то, место, где она по сей день и стоит, у колокольни Ивана Великого. Или не совсем то, так как уже в 70х орудие отправляли на реставрацию в Серпухов, где снабдили новым декоративным лафетом и возвратили на место в 1980 году.

Громогласный царь-колокол

Царь-колокол – настоящий великан. Только один его осколок в человеческий рост чего стоит! Его высота составляет 6,2 м, а диаметр – 6,6 м. Весит он почти 202 тонны. Можно только представить себе, как он мог звучать.

Интересно, что несколько десятков лет назад через отверстие можно было проникнуть внутрь. В наши дни проем закрыт сеткой. На колоколе можно увидеть красивые узоры и изображения, рассказывающие его историю. На нем присутствуют изображения императрицы Анны Иоанновны, царя Алексея Михайловича, а также Иисуса, апостола Петра и других библейских персонажей.

Его достали из ямы, в которой он отливался, только в 1836 году, да так и не починили. Звон царь-колокола был бы настолько громким, что вызвал бы панику у людей и животных. С момента подъема колокол стоит на постаменте и является одной из главных достопримечательностей России.

История

Первый царь-колокол весил 33 тонны. Он был отлит в 1599 году и звонил на площади Кремля целых 50 лет, удивляя местных жителей своей красотой и мощным звуком. Дальше случился пожар, и колокол раскололся. Вскоре царь Алексей Михайлович поручил сделать из старого новый царь-колокол, больше от предыдущего в 4 раза!

На поиски мастеров и работу ушло немало лет. Второй колокол отлили в 1654 году, но он быстро раскололся при ударе языком. Через год его перезалили. Колокольный звон распространялся на 7,5 км! И снова народ радовался недолго. Колокол упал и только чудом остался целым. Спустя 13 лет его повесили, а еще через 25 лет он разбился при пожаре.

С 1701 по 1730 год о восстановлении колокола молчали. Наконец, в 1730 году Анна Иоанновна поручила отлить его снова «с пополнением…чтобы в отделке было 10 000 пуд» – значилось в указе. Искать мастеров пытались за границей. Императрица обещала щедрое вознаграждение. Но мастера думали, что с ними шутят. Уж слишком большой был вес и размер сооружения!

Нашли умельцев на Руси. Работу вызвались выполнить Моторин Иван Федорович и его сын Михаил. Работы велись целых два года. Для создания колокола вырыли огромную яму и поставили кругом 4 литейных печи. В общей сложности над проектом работали 200, а затем 400 человек. В процессе печи ломались. Возникали пожары и трудности. Отливку царь-колокола Михаил закончил один. Отец его скончался.

Неизвестно, как они туда попали. Колокол планировали отливать из старого царь-колокола с добавлением меди и олова. Но когда печь сломалась и медь ушла, пришлось собрать с пушечного двора и расплавить 600 других колоколов. Возможно, отсюда в составе появились золото и серебро.

В 1735 году работы были закончены и колокол, который можно увидеть сейчас, был отлит. На него начали наносить красивые узоры и надписи. Но в 1737 опять случился сильнейший пожар, во время которого от колокола откололся кусок весом в 11 тонн. То ли он упал с мостков, то ли раскол произошел от тушения холодной водой. Или технология изготовления была неправильной. Ученые до сих пор спорят о причинах появления осколка.

История появления царь-колокола и царь-пушки окутана множеством легенд, домыслов и споров, интересных для детей. Рассказывать о достопримечательностях углубленно можно, начиная со 2 класса школы

Детям важно не только послушать, но и посмотреть на сооружения хотя бы на фото. Интересный рассказ поможет ученикам лучше запомнить материал и проникнуться любовью к Родине

Описание легендарной царь-пушки

Как говорилось выше, лафет орудия выполнен методом чугунного литья и выполняет чисто декоративные функции. Само тело орудия вылито из бронзы. Рядом с лафетом расположены чугунные ядра, которые также являются элементом декора.

На правой стороне орудия размещено изображение самодержца Федора Ивановича, сидящего на боевом коне. Голову князя венчает царская корона, а в руках находится один из символов российской власти – скипетр. Рядом вылита поясняющая изображение надпись.

Одной из гипотез появления названия «Царь-пушка» является именно изображение правившего в момент создания этого грозного арторудия царя, который и увековечен на плоскости пушки. Правда, существует и еще одно название, встречающееся в российских документах разных эпох, – это «дробовик российский». Дело в том, что так обозначались орудия, предназначенные для стрельбы дробом (по-иному — картечью).

Левая сторона орудия декорирована надписью, увековечившей ее создателя и которая гласит «литец Ондрей Чохов».

Сама плоскость ствола, помимо прочего, украшена оригинальным орнаментом.

Отдельно хотелось бы выделить сам лафет, который декорирован таким образом, чтобы явно выделить высокий статус артиллерийского орудия. Главной его составляющей является изображение льва – грозного и сильного царя зверей. Символическое отображение льва, сражающегося с мифическим змеем, можно увидеть и в хитросплетении орнаментальных растений на плоскости лафета.

Хотелось бы добавить, что для перемещения пушки, расположенной в московском Кремле, запрягали одновременно 200 тягловых лошадей.

Несмотря на внушительность орудия, некоторые специалисты сходятся во мнении, что изготовили его все же не для стрельбы, а исключительно для устрашения неприятеля, в конкретном случае, наступавшие на столицу войска крымского хана. О технической стороне пушки и пойдет речь далее, из которой мы и узнаем – бутафория это или действительно грозное арторудие.

Сразу отметим, что размещенные пирамидой у лафета чугунные ядра лишь декор, полый внутри. Если же их сделать настоящими, то каменное ядро будет весить порядка 819 килограммов, а чугунное и вовсе под 2 тонны.

Далее, по мнению специалистов, сам лафет не приспособлен технически для стрельбы из такого мощного орудия, да и сами тяжеленные чугунные ядра физически не подошли бы – ствол Царь-пушки во время выстрела просто разорвало бы. О его боевом применении фактов в истории не засвидетельствовано.

Но не может такого быть, чтобы в те далекие времена, перед угрозой нападения на Москву, артиллерийское орудие создавали бы лишь для того, чтобы «пустить пыль в глаза». Попробуем все же в этом разобраться!

Начнем с того, что до XX столетия военные специалисты и историки все же обозначали нынешнюю «Царь-пушку» как дробовик, т.е. предназначенную для стрельбы картечью, которую заменяли в те далекие времена обычные мелкие камни. Нынешнее название закрепилось лишь с 1930 года, когда власти решили повысить статус орудия в пропагандистских целях. Каких? Наверное, исходя из того, что в великой стране, должно быть все самое грандиозное в мире. Это как в шутке советских времен, что в СССР «самые большие радиодетали в мире».

Но не будем злословить и продолжим, тем более завеса тайны над пушкой все-таки была приподнята, и случилось это во время плановых реставрационных работ, проведенных в 1980-м году.

Орудие сняли с лафета и отправили на один из военных заводов города Серпухова, где и проводилась его реставрация. Вместе с обычными в таком случае работами, силами военных специалистов из Артиллерийской академии Москвы были проведены обмеры царь-пушки, правда главный отчет так до сих пор и не был обнародован. Правда, сохранились черновые чертежи, которые подчеркивают, что эта пушка вовсе и не пушка в действительном ее обозначении.

Итак, по порядку. Диаметр канала ствола, со стороны которого и производится зарядка орудия ядрами – 90 сантиметров, а к самому концу боевой части он уменьшается до 82-х. Глубина этого конуса порядка 32 сантиметров. Далее идет зарядная камера с плоским дном глубиной 173 сантиметра, диаметр которой в начале составляет 44,7 сантиметров, увеличивающейся к концу до 46,7 сантиметров.

Видео

Пожалуй, только наша русская история со всей её склонностью к противоречиям и крайностям могла породить два таких памятника-парадокса: Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушку, которая, как полагают многие, никогда не стреляла (насколько это утверждение соответствует действительности, мы ещё разберёмся). Впрочем, Царь-колокол – это тема для отдельного разговора, а мы сейчас поговорим именно о Царь-пушке.

Это чудо оружейного производство было изготовлено в конце XVI века, в годы правления царя Фёдора Иоанновича – сына Ивана Грозного и последнего царя из династии Рюриковичей. Большинство историков считают, что произошло это в 1586 году, но некоторые исследователи называют и другую дату – 1591 год, когда Москва столкнулась с опасностью набегов крымского хана Казы-Гирея, вот для защиты от его войска Царь-пушка и предназначалась. Да, её отливали не как «музейный экспонат», а как боевое оружие! Имя мастера, который это сделал, хорошо известно – оно увековечено в надписи на орудии, это был выдающийся пушечный и колокольный мастер-литейщик Андрей Чохов, работавший на московском пушечном дворе более 60 лет и создавший за это время более 20 орудий. Но Царь-пушка, несомненно, стала вершиной его творчества. Размеры её поражают воображение: вес пушки составляет 39 312 килограммов, длина – 5,345 метра, а диаметр ствола – 1,210 метра!

Сейчас мало кто вспоминает о том, что вплоть до позднейших времён это орудие именовали «пушкой» лишь в разговорной речи да в стихах, а в официальных документах она вплоть до 30-х гг. XX века числилась как… дробовик! Возможно, масла в огонь подливали декоративные ядра, отлитые в Петербурге в 1934 г., которые и сегодня можно видеть рядом с пушкой, и которыми, конечно, даже не предполагалось стрелять, да и невозможно это: пушку сразу же разнесёт! Непригоден для применения в боевых условиях и чугунный лафет, отлитый тогда же, а изначально орудие устанавливалось на деревянном настиле из брёвен (т.н. пушечном раскате).

Точки над i расставила реставрация пушки в 1980 г., результаты которой почему-то не были представлены широкой публике. Исследования, произведённые при этом, показали, что канал её имеет вид конуса с начальным диаметром 0,9 метра и конечным – 0,825 метра. Зарядная камера с плоским дном длиной в 1,73 метра имеет обратную конусность. Такое строение говорит о том, что это не пушка и даже не дробовик, а бомбарда, стрелять из которой предполагалось каменными ядрами весом около 100 кг, в то время как чугунное ядро такого калибра (а пушки стреляли именно чугунными ядрами) должно было весить около двух тонн. Правда, использовать для такой стрельбы старые орудия было рискованно, их могло разнести при выстреле, поэтому через определённое время их зачисляли в разряд дробовиков, стреляющих «каменным дробом», но в XIX веке такие подробности были уже не очевидны, вот и возникла путаница с видами оружия.

Тогда же, во время реставрации в 1980 г., исследователи обнаружили ещё одну интересную деталь: частицы сгоревшего пороха в канале. Это значит, что Царь-пушка, вопреки распространённому заблуждению, всё-таки стреляла! Впрочем, царапин от каменных ядер на стенках канала не было, а они обязательно должны были остаться. Это говорит о том, что выстрел был испытательным, а в боевых условиях Царь-пушку всё-таки не применяли. Существует легенда, что из неё выстрелили прахом Лжедмитрия, но это именно легенда, ни о каких доказательствах речи нет.

Следует заметить, что однажды этот памятник оказался под угрозой. Когда Пётр I принялся за усиленное литьё пушек, в ход пошли не только церковные колокола, но и старинные орудия, имеющие историческую ценность. Царь-пушку спасли её колоссальные размеры: на такое чудо безответственный царь покуситься не решился. Уцелели тогда ещё две работы мастера А.Чохова, которые и сегодня можно увидеть в петербургском Артиллерийском музее.

На Ивановской площади Московского Кремля установлено артиллерийское орудие, которое считается наиболее значительным произведением русских оружейных мастеров. Царь-пушка – не просто шедевр крепостной артиллерии Нового времени, но и одна из самых больших пушек среди всех известных в мире.

Царь-пушка служит музейной реликвией с 30-х годов XIX столетия, когда она была установлена возле входа в Оружейную палату. В наши дни шедевр литейного искусства, изготовленный мастером Андреем Чоховым, является экспонатом Московского музея артиллерийских орудий.

Легенда о царь-пушке и самозванце Лжедмитрии

Согласно легенде, царь-пушка, все же, выстрелила. Случилось это один раз. После того, как самозванца Лжедмитрия разоблачили, он пытался бежать из Москвы. Но по дороге был жестоко убит вооруженным отрядом. На следующий день после погребения труп был найден около богодельни. Его закопали еще глубже, но спустя время, тело опять появилось, но уже на другом кладбище.Люди говорили, что его земля не принимает. Было принято решение сжечь тело. После этого пепел смешали с порохом и выстрелили из царь-пушки в сторону Польши – откуда пришел Лжедмитрий.

Но это только легенда, поэтому нам остается лишь созерцать и гордиться этим ценнейшим экспонатом.

Год 7094, отлитый на пушке, у многих вызывает удивление. Дело в том, что в XVI столетии летоисчисление в России велось от «Сотворения мира». Более привычное нам летоисчисление от Рождества Христова было введено Петром I лишь в конце XVII века.

Отливал царь-колокол знаменитый мастер Андрей Чохов. Сохранились семь его работ — четыре артиллерийских орудия и три колокола. Две пушки находятся в Швеции, одна — в Санкт-Петербурге.

Собственно Царь-пушка — это бронзовый, покрытый патиной времени ствол. Его размеры колоссальны: масса орудия составляет 40 тонн (2400 пудов), длина ствола 5 м 34 см, калибр — 890 мм. Пушка установлена на позднем декоративном лафете, отлитом из чугуна в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге. Тогда же были отлиты и 4 декоративных ядра. Декоративный лафет был выполнен по рисункам архитектора Александра Павловича Брюллова, брата знаменитого живописца Карла Брюллова. Лафет отливали используя также чертежи Питера Яна де Витте. Масса лафета составляет 15 тонн, каждое из 4-х декоративных ядер весит 1 тонну. Эта информация взята из книги о Московском Кремле, написанной сотрудниками музея-заповедника. Да и у лафета, с южной стороны, табличка об этом имеется. Упоминаю об этом в связи с тем, что в интернет-источниках почему-то встречается непонятно откуда взятая цифра 1,97 тонны.

Московская Царь-пушка действительно является крупнейшим средневековым орудием в мире. Знаменитая «Безумная Грета» или «Большой красный дьявол» из Гента, созданная в начале XV века, весит лишь 16,4 тонны, её калибр почти вполовину меньше калибра Царь-пушки и составляет 640 мм, зато ствол немного длиннее: 5 м 50 см. Название «Безумная Грета» восходит к фламандскому фольклору. Одноимённая героиня повела женское войско грабить… ад! Второе название связывают с историческим красным цветом орудия.

Не менее известна и шотландская пушка по прозвищу «Монс Мег». Её размеры значительно меньше нашей Царь-пушки. «Монс Мег» весит всего лишь 6,6 тонны, её длина 4 м 60 см, а калибр — 520 мм. «Монс Мег» сделали в 1449 году в Монсе на территории нынешней Бельгии, а затем преподнесли в дар королю Шотландии. Пушка установлена в Эдинбургском замке и служит одним из символов Шотландии. С московской Царь-пушкой связано немало загадок. Хорошо известно, что первоначально пушка не имела лафета и стояла на специальном деревянном станке напротив Спасских ворот Кремля неподалёку от Лобного места, как я уже сказала. Cчитается, что Царь-пушка никогда не стреляла. Во время реставрации XIX в её стволе были найдены остатки литейной формы, которая была выполнена из особой просеянной земли. При первом же выстреле эти остатки неминуемо должны были сгореть. Однако специалисты Военно-инженерной академии им. Дзержинского, осматривавшие пушку во время реставрации 1977-80 гг, утверждали, что минимум один выстрел из Царь-пушки всё-таки был сделан.

Точно неизвестно, а пушка ли это? Дело в том, что по устройству канала ствола её можно отнести к мортирам — орудиям навесного боя. Некоторые называют Царь-пушку бомбардой, подобно «Безумной Грете» и «Монс-Мег». Но к термину «бомбарда»,т.е

средневековое орудие, вообще следует относиться с большой осторожностью

А еще Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей – Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом.Безусловно, Царь-колокол – лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы – колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector