Царь-танк лебеденко

Конструкция[править]

1 – ходовое (ведущее) колесо, 2 – ступица, 3 – ось ходовых колес, 4 – рубка управления орудийным спонсоном левого борта, 5 – орудийный спонсон правого борта, 6 – цепной привод управления орудийным спонсоном, 7 – верхняя пулеметная башня, 8 – нижняя пулеметная башня, 9 – броневой капонир входного лаза, 10 – входная дверь, 11 – хвостовая станина, 12 – ходовая рубка (пост управления), 13 – верхний люк, 14 – каток хвостовой направляющей тележки, 15 – несущая рама, 16 – поворотная ось, 17 – шток пружинной рессоры, 18 – пружинная рессора. Буквами обозначены элементы привода: А – тавровый обод ведущего колеса, Б – приводные (автомобильные) колеса, В – коническая шестеренчатая пара, Г – фрикцион, Д – двигатель «Maybach».

Корпус и бронированиеправить

Машина внешне напоминала огромный орудийный лафет с огромными девятиметровыми колёсами. Корпус танка при взгляде спереди имел форму креста, в боковых спонсонах размещались пушки, а снизу и сверху располагались пулемётные башни. Бронирование корпуса по изначальному проекту должно было быть 7-мм, башен — 8-мм. 

Вооружениеправить

Верхняя стационарная пулеметная «комната» оказывалась на высоте порядка восьми метров. По бокам Т-образного корпуса находились пулеметы, которые, при необходимости, быстро заменялись пушками. Внизу также можно было поместить дополнительное орудие. Всего танк мог быть укомплектован 8 — 10 пулемётами Максима, и двумя 76-мм капонирными орудиями.

Двигатель и трансмиссияправить

На танк устанавливались трофейные двигатели Maybach от дирижабля, которые выдавали на двоих 480 л.с. В теории, полностью укомплектованная машина могла развивать скорость до 17 км/ч.

Ходовая частьправить

Сам Николай Лебеденко вспоминал, что идея создать боевую машину, напоминающую внешним видом огромный орудийный лафет, появилась у него благодаря азиатским арбам. Дело в том, что они, отличаясь большими колесами, могли легко и непринужденно преодолевать глубокие канавы и серьезные ухабы. Поэтому во главу угла конструктор поставил именно диаметр передних колес. По его расчетам они должны были быть не менее девяти метров. Поворот производился с помощью задней направляющей тележки, на которой находился каток диаметором 1,5 метра. 

Царь-танк появился в 1915 г. и должен был одним своим видом наводить на противника ужас. Огромные передние колеса, словно спички, ломали деревья, но вот задний каток оказался настоящей «ахиллесовой пятой» для машины. И во время первых же по-настоящему серьезных испытаний, чудо-орудие из грозной техники превратилось в «колосса на глиняных ногах».

Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Царь-танк (также известен как Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко, Машина Лебеденко, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт) — боевая машина, разработанная Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 гг. Является самым большим когда-либо построенным танком в мире. Русский инженер Лебеденко спроектировал боевую бронированную машину в своей частной лаборатории по военным изобретениям в Москве. Идея такой необычной машины с высокими колесами возникла у Лебеденко, когда он побывал на Кавказе и увидел там арбу.

Прежде чем приступить к изготовлению сорока тонного танка, капитан Лебеденко со своими помощниками — студентами МВТУ Б. Стечкиным и А. Микулиным — изготовили уменьшенную деревянную копию будущего военного агрегата. Этот проект был одобрен самим Николаем II. Затем было создано акционерное общество для постройки самой крупногабаритной машины. Постройка колесной машины Лебеденко велась в секретном режиме с июля по август 1915 г. В конце лета того же года колесный танк был испытан в Московской области, в лесу под Дмитровом. За испытаниями машины наблюдали армейские люди.

Сначала, когда танк Лебеденко шел по гати, все было нормально, но как только боевая колесная машина выехала на мягкую почву, задняя ее тележка застряла колесами в канаве. Двигателю «майбах», мощность которого составляла 240 л. с., не хватало сил для того, чтобы вытащить заднюю часть агрегата из канавы. Его совершенствованием и занялись в 1916 г. Микулин с Стечкиным. В стенах МВТУ им удалось разработать двухтактный двигатель АМБС, но и эта машина оказалась несовершенной: поработав полторы минуты, двигатель выходил из строя. В конце концов техническая комиссия военного ведомства прекратила финансирование дальнейшей разработки танка Лебеденко, т. к. посчитали, что данный «колесный гигант» будет чрезвычайно уязвим на поле боя.

Гигантский танк Лебеденко

Осенью 1915 года Николай II получил странное письмо. Инженер по имени Лебеденко уверял императора, что изобрёл чудо-танк. Его машина должна была переломить ход событий на русско-германском фронте. Вдобавок письмо сопровождалось подробными чертежами и расчётами. В проекте действительно был представлен настоящий монстр: с двумя огромными колёсами и дулом. По подсчётам Лебеденко, новый танк превосходил по характеристикам любую боевую машину в мире. Конечно, император заинтересовался изобретением и даже пригласил конструктора во дворец.

Лебеденко прибыл не с пустыми руками. В дар Николаю II он привёз маленький прототип своего изобретения. «Игрушка» представляла собой трёхколёсную тележку, в которую был встроен пружинный двигатель. Модель отлично передвигалась по ковру, преодолевая и объезжая препятствия. Само собой, император пришёл в восторг от наглядной демонстрации. В результате Николай II одобрил проект и высоко оценил идею конструктора. Лебеденко получил разрешение на строительство боевого монстра длиной почти в 20 метров. При этом Николай упомянул, что лично будет следить за ходом строительства. На реализацию проекта щедрый государь дал инженеру 210 тысяч рублей из собственного кармана.

Боевая машина получила название
«Нетопырь». Дело в том, что ещё во время игры-демонстрации Лебеденко и
император отметили сходство модельки с летучей мышью. Огромные колёса
напоминали крылья. И когда «игрушку» ставили вверх дулом, она действительно
чем-то была похожа на нетопыря, свисающего с потолка пещеры.

Лебеденко признававался, что идею «подсмотрел» в Средней Азии. Повозки-арбы, которыми пользовались в то время местные жители, имели огромные колёса. В итоге это натолкнуло конструктора на мысль, что танк с подобными ходовыми частями проедет где угодно. Перед тем, как попасть на аудиенцию к императору, Лебеденко обсудил проект с Николаем Жуковским — «отцом» русской гидромеханики. Кроме того, над боевой машиной работали племянники Жуковского: авиаконструктор Александр Микулин и конструктор Борис Стечкин. Но несмотря на столь звёздную команду инженеров, проблемы у Царь-танка начались сразу после сборки.

Печальная судьба Царь-танка

Без модернизации у гиганта не было шансов. Всё же «Нетопырь» неоднократно отчаянно пытались вытащить. Два года после завершения строительства огромная дорогая машина охранялась военными. Однако потом власти прикинули, сколько средств тратится на содержание машины. Конвои убрали. Величественная конструкция осталась в лесу в полном одиночестве. В итоге заброшенный и забытый танк ещё шесть лет простоял без движения. Затем громадину просто разобрали на металлолом. Для конструкторов это был сильный удар по репутации. Но, если говорить честно, Царь-танк изначально нуждался в серьёзной доработке.

И дело не только в проходимости. Колёса машины — огромные окружности, соединенные с ходовой частью спицами. Теоретически одного заряда шрапнели было бы достаточно, чтобы переломать эти спицы и обездвижить машину. В случае, если снаряд разбивал ступицу, танк вообще складывался, словно карточный домик. К тому же, колоссальные габариты «Нетопыря» превращали его в прекрасную мишень. Из-за веса его невозможно было быстро перебросить в горячую точку. Таким образом проект изначально был провальным. Почему же тогда высокое руководство так тепло восприняло идею?

В машине не увидели изъянов, так как единых правил проектирования танков в начале XX века ещё не существовало. Деревянная модель с моторчиком резво ездила по полу в Зимнем Дворце. Поэтому никто не мог предположить, что у реального прототипа будут трудности. Вместе с тем, сторонники теории заговора отмечают, что Царь-танк специально «протянули» заинтересованные лица. Ведь если Россия тратила деньги на провальные проекты, у неё оставалось меньше средств на реальные изобретения. Однако версия спорная. Скорее всего, сказалась амбициозность и неопытность конструкторов вкупе с восторженным мнением императора.

Царь-танк — тупиковая ветка танкостроения. Потомки-инженеры не переняли опыт Лебеденко, потому что сочли его бесполезным. Несмотря на это, неудача машины оказала положительное влияние на молодых Стечкина и Микулина. Первый на основе «Майбахов» создал передовой двигатель АМБС-1. Второй, учитывая ошибки амбициозного проекта, впоследствии собрал «сердце» первого реактивного авиалайнера.

  • Советский лже-Фаберже Михаил Монастырский
  • Кресты-голубцы: позабытая похоронная традиция славян
  • Полный пакет зарплаты: что творилось в России во время инфляции 90-х годов
  • Правила бального этикета: как развлекались в 19 веке
  • Почему тюремная форма в России полосатая?

Интересные факты

С незаурядной машиной связано множество интересных фактов. Вот лишь главные из них:

  1. Кроме прочих прозвищ, танк Николая Лебеденко называли «Летучей мышью» или «Нетопырем». Дело в том, что при переноске за заднее колесо машина действительно напоминала по форме летучую мышь, которая спит вниз головой на ветви дерева или стене пещеры.
  2. Деревянную модель, которую конструктор Лебеденко изготовил для демонстрации своих наработок императору, Николай Второй оставил себе. Дальнейшая судьба модели неизвестна.
  3. Есть легенда о заговоре, главным звеном которого стал Царь-танк. Согласно ей, заведомо провальная идея машины усиленно лоббировалась высокопоставленными особами, действующими в интересах Англии и служащими в Генеральном штабе России. В соответствии с данной версией, эти же чины поставили крест на проекте «вездехода Пороховщикова», чертежи которого попали впоследствии к великобританским инженерам и легли в основу первых английских танков. Внешняя схожесть того самого «вездехода» c танками серии Mk I говорит в пользу последней гипотезы. Тем не менее документальных подтверждений эти суждения не имеют, к тому же гусеничный движитель английских машин сильно отличается от аналогичного элемента несостоявшейся русской машины.
  4. Лес, в котором проходил испытания, а затем попросту ржавел Царь-танк, среди местных жителей получил название «лес Танка».
  5. История разработки танка Лебеденко, характеристики которого мы сегодня рассматриваем, была описана в художественно-историческом романе «Талант (Жизнь Бережкова)», снятом в 1956 году Александром Беком. Картина рассказывает о жизни и деятельности А. А. Микулина, который в ней представлен под псевдонимом Алексей Бережков.
  6. Дизайнеры ракетного танка IG-227 Hailfire, который был представлен в картине «Звездные войны II», вдохновлялись Царь-танком Лебеденко. Фото киношного аппарата действительно напоминает российский танк начала 20-го века. Фантастический танк отличается лишь тем, что у него нет заднего катка, а большие колеса находятся под углом друг к другу.

…ни в Красную Армию

                 В книге «Броня русской армии» Коломиец приводит доклад Главного броневого управления Народного комиссариата по военным и морским делам в Чрезвычайную комиссию по снабжению Красной Армии от 23 февраля 1919 года:

«По справкам, наведенным в Комитете по делам изобретений ВСНХ, танк H.H. Лебеденко обладает следующими свойствами:

  1. 1.              Броня легко пробиваема навылет (1/4 дм. котельное железо);
  2. 2.              Третье колесо на хоботе мало размером, что вызывает большое удельное давление и неизбежное застревание;
  3. 3.              Вес танка колоссален — 2400 пудов (38 400 кг), и никакой мост (кроме железнодорожного) его не выдержит;
  4. 4.              Передача движения фрикционная — для такой грузной конструкции неприменима;
  5. 5.              Скорость, которую удалось достигнуть Комитетом по делам изобретений ВСНХ при испытании этого танка, достигала всего 3 версты в час.

            В настоящее время танк и подступы к нему засыпаны снегом на большое расстояние. Главное броневое управление полагает танк H.H. Лебеденко небоеспособным и не подлежащим использованию для боевых задач ввиду указанных свойств его, а затрату на раскопки танка для испытания его непроизводительными, что усугубляется еще тем обстоятельством, что он, несомненно, заржавел».

            Так решилась судьба уникальной машины — в итоге единственный в своем роде гигантский колесный агрегат действительно просто бросили. А что же сам Лебеденко? Его следы теряются в революционном хаосе. Говорили, изобретатель уехал в Америку или погиб (так, например, считал Стечкин, полагая, что такая яркая творческая натура уж точно проявилась бы и за океаном). Поэтому и документов с тех пор не сохранилось — отчеты составлять стало некому. Но великий и ужасный Царь-танк крепко запал в память тех, кто участвовал в постройке или даже просто наблюдал последующую агонию чуда техники в лесной чаще.

Полноразмерная копия: наши дни

            В 1917 году «Нетопырь» стал вырастать в лесу под Дмитровом. Скрывать «Мастодонта» становилось все сложнее: стальная конструкция показалась над верхушками деревьев, что, разумеется, нехило встревожило немногочисленных жителей окрестных поселений. Чтобы понять крестьянский ужас и трепет перед непонятной штуковиной, достаточно проехать по Дмитровскому шоссе до деревни Шолохово. Здесь, в музее «История танка Т-34», недавно построили по архивным фото и воспоминаниям полноразмерный макет Царь-танка — предка отечественных боевых машин. Гагарин полетел в космос, СССР победил во Второй мировой, телефон у каждого первого прохожего в кармане, но, знаете, впечатляет «Нетопырь» даже сегодня. На фоне железного исполина не то что Т-34, современные танки вроде Т-72 и Т-80 кажутся малышами.

           Музейные работники плотно занимаются изучением машины Лебеденко. За свой счет мотались в Питер — копались в архивах, ездили на предполагаемый полигон Царь-танка проводить раскопки и даже кое-что нашли. Они-то нам и подсказали примерный район поиска. Хотя в интернете обозначены чуть ли не точные координаты места, опубликованы фото колеи, якобы оставшейся после прохода колесного гиганта, и валов, на которых собирали чудо-агрегат, но документального подтверждения этому нет. Единственный реальный ориентир — лесной массив между поселками Очево и Вербилки, рассеченный надвое ниткой железной дороги. Местные называют эту зону «лесом танка», поскольку уже несколько поколений ходят по грибы к останкам машины Лебеденко. Вот только показать их никто не может…

Сырое логово

Но прежде диковинный агрегат надо было испытать. Тот же Микулин в очерке «Стечкин в моей жизни» рассказывал, что Лебеденко осенью 1916 года нанял автомобиль и неделю колесил по Подмосковью в поисках укромного уголка в радиусе 100-150 км от столицы. Подходящий,  нашелся неподалеку от Дмитрова. Конструктор описывал полигон так. «Местность представляла собой болотистый лес, совершенно глухой. Значительных селений поблизости не было. Когда этот участок был найден, военное министерство распорядилось пригнать несколько рот строительных солдат. Эти солдаты расчистили в глухом лесу огромную поляну, вырыли землянки, невероятно сырые, выстроили домишки из сырых бревен. Смола с этих бревен сочилась как слезы».

Началась сборка танка. «…На открытом воздухе стали клепать огромные стальные конструкции. Здесь же были построены механические мастерские, работали станки. Весь участок был обнесен колючей проволокой. Через каждые 100 м стояли часовые, а по проволоке был пущен ток высокого напряжения», — описывал обстановку все тот же Микулин.

Восторг императора — путь к реализации плана

Перво-наперво Лебеденко пошёл по различным инстанциям. И вскоре ему удалось получить одобрение проекта от князя Львова. А тот в свою очередь сумел добиться аудиенции у Николая II. К ней инженер и его помощники подготовились основательно. Ими была сделана модель колёсной боевой машины с заводным механизмом. Оказавшись у императора 8 января 1915 года, Лебеденко показал, как она работает. Самодержец остался в восторге.

По воспоминаниям очевидцев встречи императора и инженера, они долго ползали по полу и смотрели, как работает модель. Та, к счастью, смогла удивить императора. Танк из дерева с лёгкостью перескакивал через стопки книг за счёт огромных колёс. Воодушевлённый будущими победами император выделил деньги, чтобы инженер смог построить танк. Став обладателем 210 000 рублей, Лебеденко приступил к осуществлению своего проекта.

Оценка проекта

Модель царь-танка Н. Н. Лебеденко в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль».

Надо сказать, что судьба танка Лебеденко в целом схожа с судьбами любых опытных образцов, разрабатывавшихся во время, когда ещё не существовало не только устоявшихся канонов проектирования таких боевых машин, но и как таковой их концепции. Этим отчасти объясняется парадоксальная на первый взгляд ситуация, когда амбициозный и технически сложный проект изначально виделся весьма перспективным, получил одобрение в высоких инстанциях и даже был реализован, но при этом оказался очевидно провальным.

Уже при первых испытаниях налицо стала очень высокая уязвимость этой машины — простой залп шрапнели по спицам колёс гарантированно выводил танк из строя. При этом колоссальные размеры танка и невысокая скорость передвижения делали его идеальной мишенью. Размеры же предопределили невысокую проходимость машины. Соответственно, скрытая переброска таких колоссов к фронту тоже представлялась маловероятной. Таким образом, единственный успех, на который могли рассчитывать боевые машины Лебеденко, психологический эффект. Несомненно, подавляющему большинству простых солдат тех лет подобная машина могла разве что присниться в кошмарных снах. Правда, серийное производство машин Лебеденко тоже представляется маловероятным — всё упиралось в отсутствие мощных двигателей, да и страна вряд ли осилила бы производство таких машин.[источник не указан 285 дней]

Огромные размеры, тонкая броня и крайне малая мощность двигателя Царь-танка (даже не учитывая его и отсутствие материальной базы для его массового производства), делали проект очевидно не имеющим перспектив. Поэтому постройка этой дорогостоящей машины оказалась явной ошибкой, усугублявшейся тем, что средств и промышленных мощностей в России не хватало для производства даже патронов и снарядов, на которое можно было бы направить сэкономленные средства.

Проектирование и постройка Царь-танка не оказали сколько-нибудь существенного влияния на отечественное (а тем более мировое) танкостроение. Боевая машина Лебеденко так и осталась ещё одним тупиковым проектом в развитии мирового танкостроения, которое в 1910-х шло практически исключительно методом проб и ошибок.

Относительно судьбы проекта Царь-танка существует также теория заговора. По ней предполагается, что заведомо провальный проект машины усиленно лоббировался в Генеральном штабе высокопоставленными должностными лицами, действовавшими в интересах Великобритании. Эти же чины, в соответствии с этой версией, «похоронили» проект «Вездехода» Пороховщикова, чертежи которого впоследствии попали в Англию и легли в основу первых английских танков. Общая схожесть формы корпуса Вездеходов и танков Mk I говорит в пользу этой гипотезы. Однако данная версия не имеет никаких документальных подтверждений., к тому же схемы гусеничного движителя Mk I и «Вездехода» сильно отличаются друг от друга.

В 2018 году в музее танка Т-34 в Московской области был построен макет танка по оригинальным чертежам в масштабе 1:1, однако с большим количеством неточностей и по сути дает возможность лишь оценить размеры и форму Царь-танка. Работа была охарактеризована как «монумент бездарному реконструктору» и подвержена жёсткой критике, оставив впечатление, что «этого монстра сваяли двоечники-пятиклассники за пару уроков труда из собранного в окрестностях металлолома», а макет «похож на оригинал разве что размерами».

ИТ-1 («Истребитель танков»)

Первый и единственный официально принятый на вооружение советский танк, основным оружием которого являются ракеты. Проектировать ракетный танк (под условным обозначением «Объект 150») в Советском Союзе начали в 1957 году. До этого несколько попыток создать «танк будущего» уже предпринималось (первые — ещё в 1930-х годах), но успеха удалось достичь лишь к середине 1960-х годов.
Созданный на базе танка Т-62 «Объект 150» получил наименование «Истребитель танков-1» и был принят на вооружение в 1968 году. По замыслу командования Советской армии, батальонами ИТ-1 должны были комплектоваться мотострелковые дивизии на тех направлениях, где возможны танковые атаки. Было создано два таких батальона — в Белорусском и Прикарпатском военных округах. Противотанковые управляемые ракеты ЗМ7, запускаемые с установки «Дракон», позволяли уверенно поражать цель с первого-второго выстрела на расстоянии до 3300 метров. Пауза между пусками ракет составляла всего 25,5 секунды. Надёжность ИТ-1 оценивалась в 96,7%, однако вскоре сама идея ракетных танков перестала устраивать военных. Смущало отсутствие пушки и противопехотных ракет, не устраивала большая «мёртвая зона» для выстрела. В 1970 году «Истребитель танков» был снят с вооружения, так ни разу и не приняв участия в боевых действиях.Боевая масса: 34,5 тонныТолщина брони: 80-206 ммСкорость: 50 км/чЭкипаж: 3 человекаВооружение: ракетная установка «Дракон» (15 ракет ЗМ7), пулемёт 7,62 ммПроизведено: 110

Доставка по частям

               К тому времени Стечкин и Жуковский уже вовлеклись в проект, поэтому работа закипела. Щедрое финансирование и высочайшее одобрение обеспечило поддержку мостостроителей, железнодорожников и прочих предприятий, имевших опыт с крупными стальными конструкциями. Ведь ничего подобного самоходной машине Лебеденко в России до той поры не строили.

              Под сборочную площадку выделили манеж Хамовнических казарм. Он и сейчас существует, скрытый от шумного Комсомольского проспекта современными домами да зеленью. На фоне тех же казарм здание кажется миниатюрным, но собирать здесь Царь-танк «в полный рост» и не планировали. Проект нельзя было рассекретить раньше времени, поэтому на импровизированном заводе готовили отдельные части и секции машины. По замыслу разработчиков, ужасающие танки-гиганты в таком виде и должны были отправиться на фронт для окончательной сборки позади наших позиций в течение двух ночей и внезапного удара по немцам.

Тактико-технические характеристики Царь-танка

Экипаж, чел.: ~15 человекГоды разработки: 1914—1915Годы производства: 1915Годы эксплуатации: Не принят на вооружениеКоличество выпущенных, шт.: 1 опытный

Вес Царь-танка

— 60 (40 в проекте) тонн

Размеры Царь-танка

— Длина корпуса, мм: 17800- Ширина корпуса, мм: 12000- Высота, мм: 9000

Броня Царь-танка

— Тип брони: Стальная катаная- Лоб корпуса, мм/град.: 10 (7 в проекте)- Борт корпуса, мм/град.: 10 (7 в проекте)- Корма корпуса, мм/град.: 10 (7 в проекте)- Днище, мм: 8 (5 в проекте)- Крыша корпуса, мм: 8 (5 в проекте)- Борт башни, мм/град.: 8 (5 в проекте)

Вооружение Царь-танка

— Калибр и марка пушки: 2 × 76,2-мм орудия- Тип пушки: капонирная- Боекомплект пушки: ~ 60 выстрелов- Углы ГН, град.: ~ 180- Прицелы: Оптические- Пулемёты: 8-10 × 7,92-мм Максим, 8-10 тысяч патронов

Двигатель Царь-танка

— Тип двигателя: «Майбах», авиационный карбюраторный высокооборотный- Мощность двигателя, л. с.: 2 × 240 при 2500 об/мин.)

Скорость Царь-танка

— Скорость по шоссе, км/ч: 17- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10

— Запас хода по шоссе, км: ~ 60- Запас хода по пересечённой местности, км: ~ 40- Удельная мощность, л. с./т: 8,3 (12,5 по проекту)- Колёсная формула: 3 × 2- Тип подвески: Жёсткая

В одну ночь германский фронт будет прорван

                    Казалось бы, удивительно, как запросто, в обход бюрократических инстанций, в том числе Главного военно-технического управления, частнику-изобретателю доверили постройку довольно чудной дорогущей машины. Но тут надо пояснить, что встреча с Николаем II случилась, судя по косвенным признакам, в начале 1915-го — в конце года правитель уехал в Ставку действующей армии, и ему явно стало не до кабинетных встреч. Обстановка на фронтах Первой мировой накалялась. Привычные гусеничные танки еще не изобрели, но каждая из развитых стран уже задумывалась о «вундерваффе» — чудо-оружии, способном одномоментно изменить ход войны.

В сентябре 1947 года уже академик, Герой Социалистического Труда, генерал-майор инженерно-авиационной службы Микулин вспоминал со страниц издания «Танкист» знаковую встречу с Лебеденко и цитировал его слова. «Мне рекомендовал вас профессор Жуковский как способного конструктора. Согласны ли вы разработать чертежи изобретенного мною танка? При помощи таких танков в одну ночь будет совершен прорыв всего германского фронта, и Россия выиграет войну». Сомнительно, что в 1915-1916 годах изобретатель уже владел термином «танк», но суть передана верно — расчет был на вау-эффект, психологический удар по противнику.

«Мы будем строить танк вроде трехколесного велосипеда с двумя большими, 10-метровыми, колесами вперед. При сравнении с экипажем окажется, что если он может переехать через яму в 20 см, то колесо, имеющее в диаметре 10 м, может перекатиться через любой окоп, а небольшой дом будет раздавлен такими колесами и танком весом в 3600 пудов (без малого 60 тонн — прим. ред.)»

Николай Лебеденко

Фото Царь-танка

Похожее

Танк Т-14 Армата Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-90МС Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-72. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-84У Оплот. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк М1А2 Абрамс. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк «Черный орел» Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-62 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-3 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) — немецкий танк

Танк Т-55 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Пантера ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-26 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк ИС-7 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк ИС-2 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк ПТ-76 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-10 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Алтай. ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Танк М4 Шерман ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-44 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-35 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-18 (МС-1) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-28 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк K2 Чёрная пантера. Двигатель. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк БТ-5 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-60 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Челленджер-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-40 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк C1 Ариете ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тип 10 — японский танк

Первый русский танк «Вездеход» Пороховщикова (1915 г.)

Танк Т-100 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Mk.IV Черчилль ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тип 99 — китайский танк

Танк Char B1-bis ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Mk.III Валентайн ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)

Танк Арджун. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк ТГ (Танк Гротте) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк СМК ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк Кромвель ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк PzKpfw 38(t) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк М3 Стюарт ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Тип 95 «Ха-Го» ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Рыбинского завода (1915 г.) ТТХ, Фото, Броня

Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Следов не найти

              Вот зачем нам понадобился правильный внедорожник со шноркелем и заводской лебедкой — ToyotaLandCruiser 70. Сам легенда, почти как Царь-танк, «крузак» повез нас прочесывать заросли. За сто лет деревья, простите за каламбур, действительно стали вековыми, поэтому найти хоть что-то похожее на испытательную площадку мы не надеялись. Поглядеть бы хоть на какие-то следы присутствия «Нетопыря» в этом районе. Слева от железной дороги (по ходу движения из Москвы и Дмитрова) мы действительно обнаружили ржавую железяку, по виду напоминающую хомут, и вырубки, подходящие для жилья и работы техников. Вот только местность здесь слишком сухая, а воспоминания Микулина говорят о болотах. Такой сырой лес лежит по правую руку от рельсов. Там же «те самые» точки отмечены поисковиками.

            Давненько здесь никто не ездил. Лесная грунтовка переходит в заросшую глубокую колею, а затем дорога и вовсе теряется в «зеленке». Нет даже тропинки — кругом девственный бурелом. Машину приходится оставить, идем пешком, спотыкаясь о спрятанные в кустах поваленные стволы да бревна. Косвенно на былое присутствие человека указывают лишь редкие намеки на просеку. Поэтому сенсации не случилось — целый день прочесывания «леса танка» не дал исторических результатов. А должен ли был?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector