Катера для русских «мистралей»

История службы

В конце июля 1974 года произошло вступление в КТФО Военно-Морского флота СССР в 120-ю бригаду десантных кораблей Тихоокеанского флота. Базой его стала бухта Новик.

С мая 1978 по январь 1979 года состоялся боевой поход в акваторию Индийского океана. Летом 1978 года, корабль, стоящий на внутреннем рейде в Адене попал под пулеметный обстрел. В результате пострадала рубка. Стрельба закончилась с появлением танков на открытой аппарели. После чего на борт «Николая Вилкова» было эвакуировано советское посольство в полном составе, а экипаж пришел в режим боевой готовности № 1. За произошедший инцидент виновные офицеры местных ВС были расстреляны.

В 1979 году произошло зачисление корабля в 22-ю дивизию морских десантных сил флота, образованную на базе 14-й и 120-й бригад ДК ТОФ, базировавшуюся на бухте Иванцова.

В декабре прошли учения на Бамбуровском полигоне. В их рамках состоялись ночные стрельбы батареи А-215 «Град-М».

В феврале 1980 года в целях охраны ПМТО (в/ч 90245) и прибывающих в него субмарин для пополнения запасов и ремонта «Николай Вилков» в составе некоторых других суден прибыл на остров Нокра в Эфиопии. Корабль доставил туда танки ПТ-76 и Т-55, две ЗСУ-23-4 «Шилка», средства войсковой противовоздушной обороны (Стрела-2), десантников батальона 55 дивизии морской пехоты ТОФ, БТР-60ПБ, БРДМ-2 и взвод охранения. Весной 1980 года корабль принял участие в совестных учениях с Йеменом. В их рамках произошла отработка заправки от ККС «Березина» на ходу кильватерным и траверзным способами, а также высадка морского десанта на Сокотру.

В марте-ноябре 1983 года БДК отправился в следующее боевое дежурство на базу Нокра. Туда корабль привез 2-ю танковую роту 150 ТП 55 ДМП.

После того, как боевое дежурство, проходящее с октября 1984 года по июль 1985 года, завершилось, «Николай Вилков» сдал вахту на 933 ПМТО в Индийском океане «БДК-101».

Всего же на настоящий момент у корабля насчитывается 7 боевых служб в Индийском океане.

Летом 1992 года на БДК был воздвигнут Андреевский флаг.

В конце 1993 года совместно с ВМС Кувейта прошли учения, посвященные поддержанию благоприятного режима в Персидском заливе. Российский флот представляли кроме «Николая Вилкова», БПК «Адмирал Трибуц» и танкер «Владимир Колечицкий».

В следующем году, в январе и феврале эти суда участвовали в учениях там же вместе с кораблями ВМС Франции, Великобритании и США. Еще в феврале прошли совместные учения многонациональных сил «Галфекс-22».

После этого отряд кораблей Тихоокеанского флота участвовал в учениях совместно с Индией.

В конце концов, БДК возвратился на постоянное место базирования.

Начиная с середины 90-х, когда «Николай Вилков» был зачислен в 100-ю бригаду десантных кораблей, дислоцированную в Фокино, то он в качестве сухогруза занимался обеспечением флотских частей БДК, расположенных на Сахалине, Камчатке и Курильских островах, а также принимал участие в батальонных и ротных тактических учениях морпехов на территории Дальневосточного военного округа. Также его функционал заключался в перевозке личного состава на полуостров Камчатка, а также специальных и военных грузов. К тому же его использовали в качестве средства доставки специалистов и спасательной техники на Курилы, в случаях цунами и землетрясений.

Летом 2010 года на полигоне «Клерк» корабль принял участие в тактических учениях по высадке морского десанта. В них участвовали военнослужащие БФ и ТОФ. «Николай Вилков» вместе с БДК «Ослябя», «БДК-98» и «Пересвет» высадили технику на берег условного противника. В этих учениях участвовали все подразделения и соединения ТОФ. Для Тихоокеанского флота данные учения стали крупнейшими с 1990 года.

Весной следующего года на полигоне «Бамбурово» прошли учения, на которых был высажен десант 155 ОБРМП с трех кораблей, включая и «Николая Вилкова». Осенью корабль осуществил переброску морпехов и техники на Камчатку, чтобы они приняли участие в учениях с группировкой войск и сил, расположенных в этом районе.

Осенью 2012 года на полигоне «Клерк» на «Николае Вилкове» прошли учения по высадке морского десанта.

Летом следующего года корабль в составе других судов подвергся крупной внезапной проверке войск Восточного и Центрального военных округов.

В том же месяце судно участвовало в масштабных учениях «Восток-2014» ВВО в районе Курил и полуострова Камчатка.

Состав серии

В период с 1971 по 2009 год различным заказчикам было передано около 40 судов данного типа, при этом в период до 1995 года для Советского и Российского флота на Азовском ССЗ (с 1993 года — ОАО «Азовская судоверфь», г. Азов) было построено 25 кораблей данного типа. Кроме того, как минимум 3 судна были построены в период с 1995 по 2009 год на ОАО «Судостроительный (г. Рыбинск), одно судно было построено в 2007 году на ОАО «Восточная верфь» (г. Владивосток). Некоторые представители данной серии представлены в таблице.

Цвета таблицы:Зелёный — Действующий в составе ВМФ РФЖелтый — Действующий не в составе ВМФ РФКрасный — Списан или утилизирован или потерян

Название Бортовой № Изготовитель Заводской № Ввод в строй Флот Текущий статус
Д-335 529 Азовская судоверфь 4001 1971 Списан 19.04.1990
Д-236 571, 574, 526 Азовская судоверфь 4002 01.12.1974 Списан в 1993
Д-237 569, 576, 527 Азовская судоверфь 4003 13.12.1974 С 1992 г. «MDK-01» в ВМС Грузии
Д-393 564, 582 Азовская судоверфь 4004 1975 Списан 24.08.1993
Д-392 Азовская судоверфь 4005 30.12.1975 КФл Списан 30.07.1996
Д-634 562, 584, 531 Азовская судоверфь 4006 1976 Списан 24.08.1993
Д-395 Азовская судоверфь 4007 1976 Списан 04.08.1995
Д-704 640 Азовская судоверфь 4008 30.06.1976 ТОФ В составе ТОФ
Д-705 Азовская судоверфь 4009 1976 Списан 4.08.1995
Д-706 Азовская судоверфь 4010 1976 Списан 4.08.1995
Д-441 Азовская судоверфь 4011 1976 Списан 16.03.1998
Д-444 720 Азовская судоверфь 4012 1977 Списан 10.04.2002
Д-448 751 Азовская судоверфь 4013 1977 Списан 10.04.2002
Д-280 Азовская судоверфь 4014 1978 Списан 30.07.1996
Д-282 Азовская судоверфь 4015 1978 ТОФ Списан 3.05.2001
Д-286 713 Азовская судоверфь 4016 1978 Списан 16.03.1998
Д-289 533 Азовская судоверфь 4017 1979 Списан 5.07.1994
Д-305 559, 571, 537 Азовская судоверфь 4018 01.12.1979 В составе ВМС Украины
Д-306 Азовская судоверфь 4019 10.12.1980 КФл Списан 30.06.1993
Д-70 677 Азовская судоверфь 4020 30.07.1981 ТОФ В составе ТОФ
«Азов» Азовская судоверфь 4021 25.06.1981 Гидроприбор В эксплуатации Гидроприбор
Д-464 590 Азовская судоверфь 4024 30.08.1985 В составе
Д-465 746 Азовская судоверфь 4025 30.12.1986 В составе
Д-263 584, 532, 539 Азовская судоверфь 4026 30.11.1987 Списан в 2008
Д-295 535, 542 Азовская судоверфь 4027 30.12.1989 В резерве
Д-460 560, 534, 541 Азовская судоверфь 4028 30.06.1989 Списан 22.06.2005
Д-325 799 Азовская судоверфь 4029 30.12.1991 В составе
Д-148 578 Азовская судоверфь 4030 30.09.1993 В составе
ПСКА-771 682 Рыбинская судоверфь 3701 1995 БОХР ПС ФСБ РФ В осушке
ПСКА-772 Рыбинская судоверфь 3702 1995 БОХР ПС ФСБ РФ В осушке
Д-365 Д-365 Азовская судоверфь 4031 1994 В составе
Д-182 533 Азовская судоверфь 4032 15.08.1996 В составе
Д-185 642 Азовская судоверфь 4034 30.12.2000 КФл В составе КФл
«Николай Рубцов» 555 Сокольская судоверфь 2005 В составе
Д-57 675 Восточная судоверфь 2007 ТОФ В составе ТОФ
Д-184 184 Сокольская судоверфь 2008 ЦСК ВВС В распоряжении ЦСК ВВС
Д-106 543 Сокольская судоверфь 2009 В составе

История

История разработки

Первый торжественный подъем Флага ВМФ.

В 1960-х годах Советский флот уже имел достаточно современный корабельный состав, что позволяло ему выйти на просторы Мирового океана. Соперничество с США привело к союзу со многими государствами, и в задачах СССР было оперативное оказание военной помощи своим союзникам. Это требовало создания особых средств. Нужен был проект новых специальных судов для доставки различных грузов. Так, в 1959 году появилось задание на разработку большого десантного корабля океанской зоны. В числе первых проектов стал 1171 «Тапир» с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных западных десантных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз проекта 1173 с носовой аппарелью, который в военное время должен был служить тем же целям. Проект был сложен тем, что это был принципиально новый для ВМФ Советского Союза корабль. Близость назначения обоих проектов заставили вспомнить о плановом хозяйстве. Оба проекта соединили в один под общим обозначением проект 1171 «Тапир». При этом его можно было использовать и для военных, и для гражданских целей, но из-за этого характеристики его несколько снизились. Это обуславливалось различиями в требованиях гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование), что заставило пойти на компромисс.
Проектировщики составили много вариантов проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Главным фактором стала замена двигателей, вместо планировавшихся дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить двигатели вдвое большей мощности. Это устраивало ВМФ, поскольку скорость судна возрастала до 17 узлов, что почти подходило до начального задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от «совместного» судна, потому что его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной. В результате двойное назначение проекта 1171 «Тапир» проявилось лишь снаружи, во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль был классифицирован как «БДК» (Большой десантный корабль) и строился исключительно для ВМФ.

История службы

Встреча с ПКР “Москва”, Атлантика. 1976 г..

Проход Суэцкий канал из Средиземного в Индийский Океан.В Сомали с грузом..

Первоначально входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил. При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, «Николай Фильченков» базировался в портах Анголы (март-июль 1976 года, ноябрь 1977 г. – январь 1978 г.).
Неоднократно нес боевую службу в Средиземном и Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах.
С 1975 по 2004 годы восемь раз объявлялся отличным по итогам года.
Лучший корабль на Черноморском флоте среди кораблей 2-го ранга в 1996 и 1997 годах.
В августе 2000 года БДК «Николай Фильченков» в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска). В 2001 г. выполняя задачи по перевозке военной техники и боевой подготовки более 100 суток находился вне пункта базирования
23 марта 2005 года по согласованию с компетентными органами Украины пересек ее государственную границу и произвел учебную высадку морского десанта в районе Феодосии, что послужило МИД Украины поводом обвинить российскую сторону в «грубом нарушении положений двустороннего соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины».
В настоящее время большой десантный корабль «Николай Фильченков» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й ДиНК и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.

Мал, да удал

Роль десантного катера заключается в следующем: с максимальной скоростью доставить наибольшее количество десанта (пехоты, ОБТ, бронированных машин) к береговой черте, как правило, подвергаясь огневому воздействию со стороны противника. Поэтому на первое место для этого типа кораблей выходят такие показатели, как скорость, маневренность, перевозимый десант (другими словами, вместительность), способность действовать в сложных погодных условиях, возможность подходить непосредственно к границе суши и моря, а также обеспечение быстрой высадки десанта. Вооружение, сложное радиоэлектронное оборудование и дальность действия для ДКА неважны. Именно по этим показателям и стоит сравнить современные катера данного типа.

Начнем с отечественных. На данный момент наиболее современными ДКА являются небольшие катера проекта 11770 «Серна», способные взять на борт 45 тонн груза. Это равноценно одному танку, или двум БМП, или 92 десантникам. Скорость – до 30 узлов (в идеальных условиях, конечно). Такие скоростные характеристики достигаются движением с использованием принципа воздушной каверны. Под днищем создается прослойка воздуха под давлением, позволяющая снизить сопротивление воды. «Серна» считается одним из «классических» десантных катеров. Их предназначение – в больших количествах прорваться к берегу, занятому противником, и быстро высадить десант.

Плюсы такой концепции очевидны. Небольшие размеры, скорость и маневренность позволяют в какой-то степени повысить шансы дойти до цели даже под плотным огнем, относительно малая грузоподъемность делает менее болезненной потерю единичного корабля, а простота и неприхотливость конструкции дают возможность производить ДКА в больших количествах. Еще одним аргументом в пользу подобных небольших катеров является то, что в десантном доке ДВКД (УДК) их можно разместить в большом количестве.

Есть и обратная сторона приведенных достоинств. Малые размеры не обеспечивают сколько-нибудь приемлемой живучести катера, очень небольшой перевозимый груз вынуждает проводить высадку в несколько волн, что не только чревато дополнительным риском уничтожения ДКА, но и нарушает основополагающий принцип атаки – единовременность ввода всех войск. Тем не менее в целом проект достаточно удачен, а указанные недостатки возможно преодолеть массовостью применения.

Конструкция[править | править код]

Корпус катера сделан из коррозионностойких алюминиево-магниевых сплавов. Длина катера 45 метров, ширина 8,6 метра, осадка 1,9 метра. Экипаж 6 человек. Полное водоизмещение 280 тонн.

ГЭУ состоит из двух дизелей типа М507А-2Д мощностью по 9000 л. с. каждый. Производитель дизелей — ОАО «Звезда» (Санкт-Петербург). Скорость полного хода — до 50 узлов. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны, мощными дизелями и вентилируемыми водомётными движителями.

Максимальная скорость хода при высоте волны 0,75 м — 35 узлов. Дальность плавания — 500 миль. Десантные катера проекта 21820 могут использоваться в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров.

На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла».

Размеры грузового трюма — 27 × 6,8 × 2,34 метра.

История строительства[править | править код]

Головным катером проекта заложенным 21 февраля 2006 года стал Д-105, позднее — «Атаман Платов». В 2009 году введен в состав Каспийской флотилии.

В 2011 году был подписан контракт на строительство серии из трёх катеров проекта 21820 на «Ярославском судостроительном заводе». На январь 2012 года в постройке находились 2 катера: один на Судостроительном в Нижнем Новгороде и один — на ССЗ «Восточная верфь» во Владивостоке.

Десантный катер проекта «Дюгонь» «Денис Давыдов» в Санкт-Петербурге

Первый серийный катер — — заложен на «ЯСЗ» 18 января 2012 года, спущен на воду 26 июля 2013 года. Второй — зав.№ 4001 «Иван Карцов» заложен на «Восточной верфи» в 2010 году, спущен на воду 30 сентября 2013 года, передан ТОФ 31 октября 2014 года.

В ходе ходовых испытаний первого катера проекта «Атаман Платов» на Каспийской военной флотилии были выявлены конструктивные недоделки, вызванные ошибками в проектировании. Причем никакой информации о ликвидации этих недоделок в открытых источниках позже не появлялось.

27 октября 2014 года в рамках проведения заводских ходовых испытаний (ЗХИ) экипаж десантного катера «Лейтенант Римский-Корсаков» выполнил стрельбы из двух морских тумбовых 14,5-мм пулеметных установок по морским и воздушным целям и провел скоростные испытания главной энергетической установки. В начале ноября десантный катер «Лейтенант Римский-Корсаков» приступит к государственным ходовым испытаниям, после завершения которых войдет в состав БФ.

8 декабря 2014 года десантный катер «Мичман Лермонтов», построенный для Балтийского флота на Ярославском судостроительном заводе, впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний.

12 июня 2020 года на ДКА «Иван Карцов» поднят Андреевский флаг.

Начиная с 2014 года какой-либо информации о закладке или строительстве новых катеров проекта в открытых источниках не появлялось.

Представители проекта

Название Бортовой № Изготовитель Заводской № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Атаман Платов» (бывший Д-105) «Судостроительный № 811 21.02.2006 07.2009 2010 год КФл В строю
«Денис Давыдов» 748 «Ярославский судостроительный завод» № 701 18.01.2012 26.07.2013 23.11.2014 В строю
«Иван Карцов» «Восточная верфь» № 4001 2010 год 30.09.2013 11.06.2015 ТОФ В строю
«Лейтенант Римский-Корсаков» 714 «Ярославский судостроительный завод» № 702 21.06.2012 10.04.2014 04.07.2015 В строю
«Мичман Лермонтов» 757 «Ярославский судостроительный завод» № 703 18.01.2013 05.06.2014 04.07.2015 В строю

Оборудование противодиверсионного катера

В настоящее время на катера проекта 21980 устанавливается следующее оборудование:

  • Навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал». Станция дает возможность осуществлять круговой радиолокационный обзор, обнаружить, распознать (станция умеет определить государственную принадлежность цели) и сопроводить надводную цель и дает рекомендации по тактическому маневрированию для безопасного судовождения. Обнаружение цели происходит с отражающей поверхности площадью до 300 кв. м. на расстоянии до 16 миль. При условии расположения объектов не менее 20 м друг от друга в автоматическом режиме «Пал» имеет возможность сопровождать до 50 целей на продолжении целых суток непрерывной работы.
  • Автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9. Предназначен для связи в оперативно-тактическом звене управления кораблями, что проявляется в значительном увеличении дальности связи в звене управления.
  • Многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3. Комплекс предназначен для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в ближней зоне (до 18 – 20 метров, в зависимости от дислокации цели и погодных условий). В его задачи входит поиск, обнаружение, распознавание, идентификация, сопровождение надводных, воздушных и береговых целей в любое время суток. Комплекс вычисляет дальность, параметры движения цели, передает координаты в системы управления огнем. Так же контролирует траекторию и положение при взлете и посадке у палубного вертолета. Кроме всего прочего ведет наблюдение за ситуацией на своем корабле.
  • Гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа». Большие корабли приспособлены к распознаванию шума подводных лодок, а «Грачонок» должен услышать шум ласт водолаза. «Анапа» способна распознать цель в радиусе 300 метров на все 360 градусов. Одновременно станция может обнаруживать все имеющиеся цели в этом диапазоне, при этом ошибка может составляет всего 2%. В автоматическом режиме она классифицирует цель и сопровождает ее. «Анапа» работает в комплексе с противодиверсионным гранатометом, станция передает текущие координаты цели в систему управления гранатометом, который в автоматическом режиме постоянно наведен на точку стрельбы.
  • Интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980». Она предназначена для объединения систем управления судном, навигации, радиолокационных систем и картографических в один единый комплекс управления катером, что способствует повышению безопасности плавания судна, снижает численность экипажа, а так же уменьшает общее количество аппаратуры.
  • Поисково-обследовательский комплекс «Кальмар». Входящие в состав комплекса навигационная гидроакустическая станция, многолучевые гидро- и эхолокаторы, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат осуществляют поиск и обнаружение различных подводных объектов и пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла на расстоянии до 500 метров при сложном рельефе дна и наличии течения. А при шторме в 3 балла и скорости движения катера до 8 узлов, способен обследовать дно на глубине до 200 метров. Все данные о подводном объекте передаются в режиме реального времени, а так же обрабатываются и сохраняются.
  • Телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон». Этот подводный аппарат нового поколения для выполнения поисковых и обследовательских работ в прибрежных зонах на глубине до 300 метров высоко зарекомендовал себя в плане надежности и многофункционала. Работая в составе комплекса «Кальмар» обеспечивает визуальное и гидролокационное обследование обнаруженного объекта.
  • Судовой водолазный комплекс с барокамерой. СВК был специально разработан для «Грачонка» в 2011 году. Используется для водолазных спусков с целью проведения спасательных и технических подводных работ, а так же для лечения у водолазов в барокамере их профессиональных заболеваний.

В Соединённых Штатах

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011 года

ВМС США в прошлом также создавали некоторый эскизный проект подводного транспорта, но работы не заходили так далеко, как в СССР. В 1950-х годах был предложен проект 10000-тонной подводной лодки, 220 метров (720 футов) длиной и 38 метров (124 фута) шириной. Она должна была нести 2240 морских пехотинцев, доставляемых на берег с помощью неких транспортных платформ, способных двигаться со скоростью в 100 миль/ч (160 км/ч).

Рождение десантных катеров проекта 21280

Новые корабли проекта 21820 представляют собой малые десантные суда, способные действовать на реках и на море в ближней морской зоне. Разработчиком проекта является ОАО «ЦБК по СПК им. Алексеева» — лидер среди отечественных компаний по разработке и проектированию специальных плавсредств и судов на воздушной подушке.

Новое судно разрабатывалось на основе проектной документации десантных катеров типа «Серна», которые до последнего времени не имели аналогов в мировом кораблестроении. Вобрав в себя все самое лучшее от предыдущего проекта, новый корабль должен был стать совершенной боевой единицей.

Это техническое новшество позволяет добиться существенного увеличения скорости движения судна, одновременно с этим обеспечивая экономичный режим работы двигателей.

Проект 21820 предусматривает строительство десантного судна большего водоизмещения. Соответственно увеличена вместимость корабля и его грузоподъемность. К высоким скоростным характеристикам добавилась значительная дальность плавания и улучшенные мореходные качества. Новшеством в новых судах является их малозаметность и наличие мощного вооружения. Катера будут оснащены двумя тумбовыми установками с пулеметами крупного калибра (14,5 мм). ПВО катера представлено переносными зенитно-ракетными комплекса «Игла».

Теперь транспортно-десантный корабль может не только доставить десантируемое подразделение к берегу, но и обеспечить огневое прикрытие десанту от атаки на море и с воздуха. При необходимости тумбовые пулеметные установки могут обеспечить огневую поддержку десанту, действуя по береговым целям.

Местом строительства новых судов стал Судостроительный в Нижнем Новгороде.

Черноморский патруль

Проект 22160 был разработан в АО «Северное проектно-конструкторское бюро». Эти суда предназначены для патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах и экологического мониторинга окружающей среды.

В военное время они выполняют задачи по охранению кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил противника, отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).

Водоизмещение таких кораблей составляет 1,5 тыс. т, длина — 94 м, ширина — 14 м, а осадка — 3,4 м. Они могут находиться в автономном плавании 60 суток и развивать скорость до 30 узлов. Максимальная дальность хода достигает 6 тыс. морских миль. На судне предусмотрены места для размещения 80 членов экипажа. При этом фактическая численность команды определяется поставленной перед судном задачей.

На вооружении патрульных кораблей стоят 57-мм автоматическая артиллерийская установка АУ А-220М (разработчик — ЦНИИ «Буревестник») и две морские тумбовые пулемётные установки калибра 14,5 Завода им. В.А. Дегтярёва. От ударов с воздуха судно защищают зенитный комплекс «Гибка» и ПЗРК «Игла».

Радиоэлектронную борьбу судно может вести с помощью системы постановки пассивных помех ПК-10 и корабельного комплекса радиоэлектронного подавления ТК-25Э.

«На корабле предусмотрена возможность базирования вертолёта Ка-27ПС. Корабль оснащён самыми современными комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения», — отмечается на сайте Минобороны.

  • Вертолёт Ка-27ПС Тихоокеанского флота производит посадку на палубу крейсера «Варяг» во время учений
  • РИА Новости

В оборонном ведомстве также отметили, что при строительстве кораблей проекта 22160 в России впервые стали применять модульную концепцию, которая позволяет оперативно изменять набор вооружений. В том числе, как отмечают некоторые СМИ, на суда могут быть установлены пусковые установки крылатых ракет «Калибр».

Также по теме


«Надёжная защита от вероятного нападения»: как развивается программа по созданию атомных подводных лодок класса «Борей»

Первый серийный ракетоносец проекта 955А («Борей-А») «Князь Олег» спущен на воду со стапелей завода «Севмаш». До конца года…

Корабль «Павел Державин» был заложен в феврале 2016 года. Церемония спуска на воду состоялась 21 февраля 2019-го. После завершения государственных испытаний судно поступит на вооружение Черноморского флота для охраны водного района Новороссийской военно-морской базы ЧФ.

Головным кораблём проекта стал «Василий Быков». Он был заложен в 2014 году и передан ВМФ в декабре 2018-го. Вторым судном этого класса стал «Дмитрий Рогачёв» — он пополнил состав Черноморского флота в прошлом году. Как ранее отмечали представители Зеленодольского завода, в планах предприятия — строительство патрульных кораблей «Сергей Котов», «Виктор Великий» и «Николай Сипягин».

Производство «Сергея Котова» находится на финальной стадии: в этом году его планируется спустить на воду. Как отмечают эксперты, судя по интервалу между спуском кораблей данной серии на воду и их передачей заказчику, «Сергей Котов» может пополнить ВМФ РФ уже в 2021 году.

Десантный катер «Алексей Баринов» с ботиком Петра I

Десантный катер «Алексей Баринов» с ботиком Петра I предназначен для транспортировки и высадки на необорудованный берег колесной и гусеничной техники, личного состава с вооружением (92 человека) общей массой до 45 тонн. Десантный катер данного проекта был разработан в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» (город Нижний Новгород).

Катер способен развивать скорость хода до 30 узлов и более (около 60 км/ч), в зависимости от загруженности.

Движение десантного катера основано на принципе воздушной каверны — искусственной воздушной прослойки с избыточным давлением под его днищем, которая изолирует большую часть корпуса от контакта с водой, обеспечивая значительное снижение сопротивления и повышение скорости хода до 30 узлов и более, может самостоятельно сниматься с мели.

Катер способен перевозить грузы и технику со скоростью 30 узлов при состоянии моря до 2 баллов, до 27 узлов — при волнении до 3 баллов. Безопасное плавание при полном водоизмещении допустимо при состоянии моря до 5 баллов со скоростью не более 8 узлов.

Десантный катер «Алексей Баринов» с ботиком Петра I оснащен двумя дизелями М503А мощностью 4000 л.с. (2940 кВт) каждый с расходом топлива 165 г/л.с. час. Автономность катера по провизии и воде составляет 1 сутки. Срок службы катера определен в 15 лет с двумя промежуточными ремонтами каждые 5 лет.

Основные характеристики:

Водоизмещение (т): 105;

Длина (м): 25,8;

Ширина (м): 5,8;

Осадка (м): 0,42/1,48 (нос/корма);

Скорость полного хода (узлов): 30;

Экипаж (чел.): 5;

Силовая установка: дизельная.

История службы

«Д-144» был построен в 2007 году на «Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде, и в этом же году был переведён в Новороссийск для проведения сдаточных испытаний. Экипаж этого десантного катера (5 человек) был сформирован и прошёл подготовку на Каспийской флотилии, где к тому времени уже имелись ДКА данного проекта. 19 февраля 2008 года десантный катер «Д-144» поднял Андреевский флаг и вошёл в состав Черноморского флота Российской Федерации.

На январь 2009 года 4 катера данного проекта состояли на вооружении Каспийской флотилии, один катер — на вооружении Черноморского флота России, ещё один катер — на вооружении Балтийского флота.

8 октября 2010 года в распоряжение Тихоокеанского флота был сдан новый десантный катер «Д-107» шифр «Серна». Новый катер войдёт в состав соединения десантных кораблей, которое базируется в заливе Стрелок. Десантный катер «Д-107» заложен на стапеле «Восточной верфи» во Владивостоке 11 декабря 2008 года, спущен на воду — 15 апреля 2010 года, к государственным испытаниям корабль предоставлен 30 мая 2010 года.

История появления БДК проекта 11711

Так как большинство современных войн являются локальными, то армии больших стран должны быть высокомобильными и профессиональными. Именно это послужило основой для разработки ВМФ России военных кораблей нового типа. Так как роль морского флота в настоящее время заключается, в том числе и в высадке десанта, России срочно были нужны десантные корабли, способные перевозить большое количество морских пехотинцев, вместе с их боевыми машинами.

Вскоре планы по созданию десантного корабля были существенно откорректированы. Создание небольшого корабля было признано несоответствующим современной концепции ведения войн, поэтому было принято решение значительно увеличить водоизмещение будущего военного корабля. Новый план предполагал создание большого десантного корабля, который cмог бы решать военные задачи в любой точке мирового океана.

Хотя новый план был признан, в ходе разработок проекта ещё 3 раза пришлось вносить значительные изменения. Конструкторские разработки продолжались в течение 6 лет. В конечном итоге проект стал называться проектом 11711, а большое десантное судно, согласно новой конструкторской разработке, должно было обладать следующими характеристиками:

  • Водоизмещение корабля было увеличено до 5 000 тонн, что значительно увеличило полезную площадь для размещения личного состава и специализированной военной техники;
  • Характеристики десантного судна позволяли кораблю свободно перемещаться в любой точке мирового океана;
  • Судно было оборудовано самыми современными средствами погрузки-выгрузки;
  • На его палубе могли размещаться два вертолета и целый комплект различного вооружения.

Кроме того, в комплекте нового корабля предусматривалось место для размещения целого ряда погрузочно-разгрузочных машин и специальных морских понтонов.

[править] Ссылки

Средства преодоления водных преград

Общевойсковые Парк Немого • Парк Томиловского • Поплавок Полянского • ТЗИ • ПА-3 • МдПА-3 • НЛП • Н2П • Н2П-41 • Н2П-45 • ДМП-42 • ДДП • ДЛП • ТМП • ЛПП • ТПП • ПМП • ПМП-М • СПП • Пролёт • ППС • ППС-84 • ПП-91 • ПП-91М (ПП-2005)
Десантируемые ПВД-20 • ДПП-40
Тыловые СП-19 • НАРМ • НЖМ-56 • МЛЖ-М
Буксирно-моторные катера НКЛ-27 • СМК-75 • БМК-70 • БМК-90 • БМК-90М • БМК-130 • БМК-130М • БМК-130МЛ • БМК-150 • БМК-150М • БМК-150М1 • БМК-Т • БМК-225 • БМК-460
Моторные звенья МЗ-235 • МЗ-330
Забортные моторы СЗ-10 • СЗ-20 • МВ-72 • МВ-180 • СЗМ-45
Самоходные паромы ГСП • ПММ • ПММ-2 • ПММ-2М • ПДП
Транспортёры МАВ • БАВ • К-61 • ПТС • ПТС-М • ПТС-2 • ПТС-3 • ПТС-4
Десантные лодки Лодка Иолшина • Мешок Иолшина • ПМК • МИК-39 • А-3 • ЛГ-12 • ЛМН • ДСЛ • МСЛ • СДЛ • • МПК • ДЛ-10 • НДЛ-10 • НДЛ-20 • НЛ-5 • НЛ-8 • НЛ-15 • НЛ-30 • СНЛ-8
Танковые мостоукладчики МТУ • МТУ-20 • МТ-55 • МТУ-72 • МТУ-90
Автомобильные мостоукладчики КММ • ТММ • ТММ-3 • ТММ-3М • ТММ-3М1 • ТММ-6
Малых пролетов МАРМ • ТАРМ • ММП
Средних и больших пролетов САРМ • БАРМ • ТРМ • МПБ • ГАРМ • РММ-4 • МВБ
Общевойсковые КМС • КМС-Э • УСМ • УСМ-2 • УСМ-3
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector