Артиллерийские катера проекта 1204

СПИРАЛЬ ИСТОРИИ

Спустя полтора десятилетия это решение, что называется, аукнулось. Когда в середине 1960-х годов советско-китайские отношения стали стремительно ухудшаться, то вспомнили о бронекатерах на Амуре, которые давно отправили на слом. Снова призвали творца «речных танков» Юлия Бенуа. К тому времени он занимался совсем другой тематикой – кораблями на воздушной подушке. Пришлось вспомнить старое. Заказ на создание малого артиллерийского катера (АКА) требовалось реализовать со сроком исполнения «вчера».

Надо прямо сказать, что АКА проекта 1204 «Шмель» уступал БКА проекта 191М. Но все равно получился очень ладный и достаточно хорошо вооруженный бронированный речной кораблик. При полном водоизмещении более 77 т и 24-узловой скорости он нес 76-мм пушку в башне от танка ПТ-76, спаренную с 7,62-мм пулеметом, а также спаренный 14,5-мм пулемет (позже его заменили на спаренный 25-мм автомат 2М-3М) и 17-ствольную 140-мм РСЗО БМ-14-17 с дальностью поражения береговых целей 9–10 км. «Шмели» предназначались для дозорной службы на реках и озерах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, переброски десантно-штурмовых групп к месту высадки, а также для операций в прибрежных мелководных районах морей.

Сам Юлий Бенуа не увидел своего «Шмеля», равно как и десантного КВП «Джейран» проекта 1232, на воде. Конструктор скончался в 1966 году. Его проекты завершили сподвижники. В 1967–1972 годах на четырех заводах было построено 118 АКА проекта 1204: 56 катеров получил ВМФ СССР, а 62 – морские части Погранвойск КГБ. К настоящему времени в составе ВМФ РФ остались лишь четыре «шмеля» на Каспии.

Стоит обратить внимание на то, что спрос на них, особенно в этом году, увеличился. К параду по случаю 100-летия Южного военного округа 5 мая этого года в Ростове-на-Дону привлекался АКА-248 проекта 1204

Как мы знаем, главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге откроют три «шмеля».

Однако эти артиллерийские катера выполняют функции отнюдь не только парадной гвардии. После обострения обстановки в Азовском море из-за пиратского захвата патрульным катером «Онiкс» Морськой охорони, то есть Береговой охраны Украины, российского траулера «Норд» в Керчь были переброшены с Каспия АКА-201 и АКА-248. А что делать? Ведь стали циркулировать слухи, что в Мариуполе срочно ремонтируется пограничный сторожевой корабль «Донбасс» проекта 205П «Тарантул». Он оснащен двумя спаренными 30-мм автоматическими пушками АК-230. То есть развернутым в Азовском море российским пограничным катерам, вооруженным пулеметами, нечего ему противопоставить. Тут и вспомнили о каспийских «шмелях».

Описание конструкции

Корпус

Стальной корпус АКА пр. 1204 был гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе движителей. Кроме того, был увеличен запас общей прочности корпуса (1,75) и он был разделен водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков.

Деление на отсеки:

1. — форпик (0—4 шпангоут);
2. — кубрик мичманов (4—9 шпангоут);
3. — носовой артотсек (9—12 шпангоут);
4. — кубрик команды (12—17 шпангоут);
5. — командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоут);
6. — кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоут);
7. — отсек управления ПУД (25—29 ½ шпангоут);
8. — генераторный отсек (29 ½—33 шпангоут);
9. — моторное отделение (33—41 шпангоут);
10. — кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоут);
11. — камбуз (44—48 шпангоут);
12. — ахтерпик (48 шпангоут — транец).

Бронирование

У АКА пр. 1204 были забронированы следующие участки: ходовая рубка 

(стенки 10 мм, крыша 4 мм),
борта
(броневой пояс толщиной 8 мм от 26 до 46 шп.) и палуба в районе моторного отделения и
поста
управления двигателями
(4 мм), танковая башня от ПТ-76Б (лоб 16 мм, стенки 16 мм, крыша 16 мм), барбет башни,
где
размещался боезапас
(16 мм), ЗПУ 2М-6 (7+7 мм), барбет ЗПУ (16 мм) и переборка на 26 шп (4 мм).

История разработки

15 марта 1965 года ВМФ СССР и Министерство судостроительной промышленности СССР совместно утвердили тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование речного артиллерийского катера проекта 1204. При этом все находящиеся в строю бронекатера (БКА) стали классифицироваться как артиллерийские катера (АКА). Проектирование нового артиллерийского катера поручено ЦМКБ «Алмаз», а конструктором назначен Юлий Юльевич Бенуа. Технический проект артиллерийского катера «Шмель» утверждён в конце 1965 года, а в 1966 году после смерти Ю. Ю. Бенуа дальнейшую работу по АКА пр. 1204 продолжил конструктор Леонид Васильевич Озимов.

Строительство[ | код]

АКА пр. 1204. Дивизион ОВР ККФ. Видны 2М-3М и каземат. 2011

В 1967 году на судостроительном заводе (ССЗ) «Залив» в Керчи после постройки головного катера развернуто крупносерийное производство АКА пр. 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и в Ленинграде (производственное объединение «Алмаз»). Всего с 1967 по 1972 гг. на трех заводах построено 118 артиллерийских катеров пр. 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР (Балтийский флот 10, Тихоокеанский — 30 и Черноморский — 16), а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.

Модернизация | код

В процессе эксплуатации в состав вооружения АКА пр. 1204 вносили изменения: пулеметную установку 2М-6 заменили на 25-мм спаренную артустановку 2М-3М, а в середине 1970-х гг. на некоторых катерах в середине корпуса за рубкой установили каземат с бойницами для четырёх 30-мм гранатометов БП-30; зенитное вооружение катера дополнили двумя пусковыми установками переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2М» (боекомплект 8 ракет), при этом полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77,4 т. На некоторых АКА пр.1204 установили крепления для размещения многоствольного реактивного гранатомета «Огонёк».

Подробные технические параметры и тактические особенности катеров проекта 21820

У российских транспортно-десантных катеров нового образца нижеследующие параметры и ТТХ:

  • Водоизмещение – до 280 тонн;
  • Наибольшая длина – 45 метров;
  • Наибольшая ширина – 8,5 метра;
  • Глубина осадки – 1,9 метра;
  • Скорость передвижения – до 35 узлов;
  • Могут быть использованы в шторм, в случае если волна не превышает высоты больше 3,5 метров;
  • Катера оборудованы двумя двигателями дизельного типа;
  • Суммарная мощность двух двигателей – 18000 лошадиных сил;
  • Максимум груза, который можно принять на борт – 140 тонн. Это позволяет разместить два современных танка;
  • В грузовых отсеках способны разместиться три боевые машины пехоты или столько же бронетранспортеров;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Управление – автомобильного типа.

Строительство

В 1967 году на судостроительном заводе (ССЗ) «Залив» в Керчи после постройки головного катера развернуто крупносерийное производство АКА пр. 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и в Ленинграде (производственное объединение «Алмаз»). Всего с 1967 по 1972 гг. на трех заводах построено 118 артиллерийских катеров пр. 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР (Балтийский флот 10, Тихоокеанский — 30 и Черноморский — 16), а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.

Модернизация

В процессе эксплуатации в состав вооружения АКА пр. 1204 вносили изменения: пулеметную установку 2М-6 заменили на 25-мм спаренную артустановку 2М-3М, а в середине 1970-х гг. на некоторых катерах в середине корпуса за рубкой установили каземат с бойницами для четырёх 30-мм гранатометов БП-30; зенитное вооружение катера дополнили двумя пусковыми установками переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2М» (боекомплект 8 ракет), при этом полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77,4 т. На некоторых АКА пр.1204 установили крепления для размещения многоствольного реактивного гранатомета «Огонёк».

Литература[ | код]

  • Прасников В.Б. Послевоенные проекты речных боевых кораблей. Часть 3. Речной артиллерийский катер пр. 1204 // Военно-технический альманах «Тайфун». — 2000, № 4. — С. 2—7.
  • Апальков Ю.В. Ударные корабли. Часть 2 Малые ракетные корабли и катера. — СПб.: Галея Принт, 2004. — 122 с. — (Корабли ВМФ СССР). — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Платонов А.В. Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера Часть II. — СПб.: Галея Принт, 2004. — 108 с. — ISBN 5-8172-0091-0.
  • Черников И.И. Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. — СПб.: Судостроение, 2007. — 696 с. — ISBN 978-5-7355-0706-2.
  • Чуприн К.В. Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03421-2.

Что представляют собой катера типа Island?

Списанные американские патрульные катера Drummond (WPB-1323) и Cushing (WPB-1321) класса Island формально были переданы Украине еще 27 сентября 2020 года. Их построили в 1988 году. Всего в США за период строительства с 1985 по 1992 год было спущено на воду 49 судов такого класса.

Катера типа Island предназначены для проведения поисково-спасательных работ и патрулирования в прибрежных водах. В 2002–2005 годах США попытались модернизировать некоторые из них, однако все восемь катеров, которые подверглись изменениям, пришлось списать из-за возникших проблем с прочностью корпусов. Начиная с 2014 года США стали заменять их на новые суда класса Sentinel, а устаревшие катера — передавать партнерам. В частности, в 2020 году три катера были поставлены Пакистану, в 2020 году два судна отправились в Грузию и еще два — в Коста-Рику.

Военнослужащие ВМФ Украины на патрульном катере типа Island «Старобельск», переданном США Военно-морским силам Украины, в порту Одессы. Фото: РИА Новости/ Игорь Маслов

Катера типа Island имеют водоизмещение 169 тонн при длине в 34 м и ширине 6,4 м и способны развивать скорость до 29,5 узла.

Команда патрульного катера по нормативам США состоит из 16 человек, в том числе двух офицеров. Из вооружения у катера есть 25-мм пушка и два 12,7-мм пулемета М2НВ, также они оснащены РЛС общего обнаружения AN/SPS-73 и 5,4-м досмотровой лодкой Zodiak Hurricane 540.

Статья по теме

Катера для друга Пети. Как Вашингтон продает Украине военный секонд-хенд

Модернизация

Проект модернизации (получивший обозначение пр.58155 «Гюрза-М») был разработан в Николаеве на предприятии «Казённый исследовательско-проектный центр кораблестроения». Катер спроектирован с использованием новых достижений в технологии «стелс» и имеет наклонные скошенные обводы корпуса, что делает его менее заметным для радаров противника. Вооружение катера средствами для постановки дымовых завес повышает его живучесть при обстрелах — это является немаловажным, так как катер имеет только лёгкую броневую защиту и способен защитить экипаж лишь от пуль калибра 7,62 мм.

«Гюрза-М» крупнее своего прототипа, и имеет полное водоизмещение 50,7 тонн, длину 23 метра, ширину 4,8 метра и осадку 1 метр. Предполагается замена судовых дизелей 459K украинского производства на дизеля Caterpillar C18 (2×746 кВт). Максимальная скорость хода до 28 узлов, дальность плавания экономическим ходом — 700 миль, автономность — пять суток. Экипаж — пять человек, в том числе один офицер.

Вооружение катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М» производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющих собой вариант боевого модуля БМ-3 «Штурм» для бронетехники. Каждый модуль включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомёт и пулемёт ПКТ калибра 7,62 мм, а также две ПТРК «Барьер» с лазерной системой наведения. Катер оснащён универсальным комплексом управления огнём «Триада» и имеет комплект переносного ЗРК.

Планируется, что катера этого проекта станут основой речного флота ВМС Украины и Государственной пограничной службы Украины.

Краткая информация о предприятии, которое строит катера проекта 21820

Проект включает в себя строительство новых малых десантных судов, зонами действия которых должны быть прибрежные морские воды, а также реки.

Разрабатывает проект российское предприятие «ЦБК по СПК имени Алексеева». На сегодняшний день это единственный в мире производственно-конструкторский центр, который создает корабли с подводными крыльями. В мире имеется еще несколько предприятий, пытающихся строить такие же суда, однако их продукция не идет ни в какое сравнение с той, которая выпускается на российском предприятии. Еще в середине прошлого века здесь был сконструирован и построен знаменитый гигантский экраноплан, прозванный «Каспийским монстром». За все время своего существования предприятие сконструировало и ввело в действие около 9 тысяч кораблей на подводных крыльях. Это были и военные корабли, и суда гражданского предназначения.

«РЕЧНЫЕ ТАНКИ»

В годы Великой Отечественной заслуженно известными стали бронекатера (БКА) проектов 1124 и 1125, созданные под руководством Юлия Юльевича Бенуа (1908-1966) – представителя знаменитой династии отечественных архитекторов и художников. «Речные танки», оснащенные артиллерийскими танковыми башнями, прославились в боях на Припяти и Днепре, они принимали участие в Сталинградской битве и защите Дороги жизни на Ладоге, с них высаживались десанты морской пехоты на Балтике и на Черном море. Сыграли бронекатера заметную роль и в освобождении Европы от фашистского ига. Если бы бронекатера Дунайской флотилии своевременно не взяли под свой контроль венские мосты, то еще неизвестно, как бы сложилась судьба столицы Австрии. Завершили свой боевой путь БКА на реках Сунгари и Уссури, где участвовали во взятии ряда маньчжурских городов, захваченных японцами. Стоит заметить, что катера проектов 1124 и 1125 были одними из первых ракетных кораблей нашего флота, поскольку некоторые из них оснащались пусковыми установками РСЗО «Катюша».

После войны коллектив под руководством Юлия Бенуа продолжил работу над «речными танками». Наиболее удачным оказался проект малого бронекатера 191М. Он практически полностью отвечал требованиям, предъявляемым к кораблям данного класса. В центральной части катера имелась бронированная цитадель, защищавшая экипаж, энергетическую установку и вооружение, а толщина верхней броневой палубы была доведена до 10 мм. Она выдерживала попадания не только пуль, но и малокалиберных снарядов. Для улучшения мореходных качеств увеличили развал бортов. Значительно повысилась мощь артиллерийского вооружения. Корабельная универсальная 85-мм артиллерийская установка МК-85, размещаемая в бронированной башне, хотя и напоминала танковую пушку, была специально разработана для БКА. Угол ее возвышения составлял 77 градусов, что позволяло стрелять по воздушным целям, а также вести огонь «по-минометному», накрывая огнем объекты, находящиеся на высоком берегу. В двух бронированных башнях находились спаренные 14,5-мм пулеметы 2М-6, плюс можно было взять до 8 мин. Катера развивали 24-узловую скорость хода, а дальность их плавания с экипажем из 15 человек превышала 500 миль.

Для ВМФ СССР было построено 118 катеров проекта 191М. Еще более совершенными должны были стать БКА проекта 192. У них улучшили систему бронирования. Но флот получил только два таких БКА, поскольку военно-политическое руководство страны решило отказаться от строительства кораблей, не отвечающих «требованиям времени». А в 1958 году были расформированы все речные флотилии, так как «Советский Союз теперь окружали братские и дружественные страны». Боевые единицы, их составлявшие, «пустили на иголки».

Большой ракетный катер проекта 12411 «Молния»

Ракетные катера проекта 12411 «Молния» предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.

С 1981 года ракетные катера «Молния» в модификации 12411 (12411М) стали поступать на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Они являются развитием РК «Молния» проекта 1241. Основной разработчик — объединение «Алмаз». Всего было построено на разных судостроительных верфях более трех десятков ракетных катеров. Главным отличием является установка противокорабельного ракетного комплекса с ракетами 3М-80 «Москит», вместо ракет «Термит» (П-15).

В наше время ракетные катера серии 12411 состоят на вооружение военно-морского флота России. Совсем недавно три РК с противокорабельными ракетами «Москит» заказало для нужд своих ВМС Ливия. Ориентировочная стоимость заказа около 200 миллионов долларов.

История разработки РК проекта 12411

Боевые действия с участием ракетных кораблей вооруженных противокорабельными ракетами П-15 в 1967 году (арабо-израильский конфликт) и в 1971 году (индо-пакистанский конфликт) стали отправной точной для создания ракетного катера, несущего на борту улучшенный противоракетный комплекс с более мощной и современной противокорабельной ракетой «Москит».

Первоначально, были проведены оценки возможностей размещения противокорабельных ракет «Москит» на ракетных катерах, в частности на РК проекта 205, являющего основным носителем морской противокорабельной ракеты П-15. В итоге, РК проекта 205 не подходил по массогабаритным характеристикам, а МРК «Овод» проекта 1234 не подошел по скоростным.

Требуемая максимальная скорость нового ракетного катера с ПКР «Москит» должна была быть не менее 42-43 узлов. Как выяснилось, малые и средние ракетные катера не смогли бы взять на борт «Москиты» и обеспечить требуемую скорость. Поэтому была поставлена задача спроектировать большой ракетный корабль с установкой на борт мощной энергоустановки. В 1973 выходит Постановление, согласно которому начинается проектирование и разработка современного скоростного ракетного катера. Кроме этого, согласно ТТТ БРК, должен обладать лучшими ТТХ, современными средствами боевой самообороны, РЭБ, улучшенной обитаемостью и автономностью.

Проектирование и разработку нового БРК поручили объединению «Алмаз». Руководителем проекта назначают ГК Юхнина Е.И. Согласно реализуемой идее, катера разрабатывались как целая система больших боевых катеров. Проект 1241 становился единой основой для создания ракетных, противолодочных и сторожевых катеров. Планировалось серийно выпускать корабли для нужд не только Советского Союза, но и обеспечить потребности флотов дружественных государств. Это и различная готовность мощностей ВПК по производству комплектующих привели к появлению и созданию на базе проекта 1241 нескольких модификаций. Основному разработчику поручили выполнить постройку головных кораблей основных двух модификаций.

Первой модификацией становится ракетный корабль с установленными противокорабельными ракетами Термит «П15М» и газотурбинной двигательной установки. Данная модификация появилась вследствие отставания разработчиков ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной двигательной установки поставить изделия к назначенному сроку. Модификация получает обозначение 1241-1 и позволила начать производство корпусной конструкции и начать производство ракетных катеров заказанных зарубежными заказчиками.

Одновременно с первой модификацией велась разработка основной модификации – РК проекта 12411. Эта модификация и становится тем новым ракетным катером, что требовался ВМФ Советского Союза. Головной корабль проекта 1241-1 с «Термитом» поступил на вооружение ВМФ в 1979 году. Головной корабль проекта 12411 с противокорабельными ракетами «Москит» и новой ДГТУ поступает на вооружение ВМФ в конце 1981 года.

Перед этим были успешно проведены заводские испытания, после которых ракетный катер был отправлен на Черное море, где проводились основные испытания. В ходе испытаний корабль была проведена окончательная доводка основного оборудования и вооружения, после чего головной РК проекта 12411 успешно прошел комплекс госиспытаний. После принятия на вооружение головного ракетного катера начинается серийное производство данной модификации.

Список катеров проекта

Проект 58150 «Гюрза»

Название Бортовой № Изготовитель Заводской № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Джайхун» ЧАО «Завод „Ленинская кузница“» 01021 19.02.2004 02.10.2004 29.10.2004 Пограничная служба Узбекистана В составе Термезской речной флотилии пограничных войск
«Сайхун» ЧАО «Завод „Ленинская кузница“» 01022 08.12.2004 Пограничная служба Узбекистана В составе Термезской речной флотилии пограничных войск

Проект 58155 «Гюрза-М»

Название Бортовой № Изготовитель Заводской № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
БК-02 «Аккерман» (укр. «Аккерман» ) U-174 ЧАО «Завод „Ленинская кузница“» 01023 25.10.2012 11.11.2015 06.12.2016 ВМС Украины В составе ВМС Украины
БК-01 «Бердянск» (укр. «Бердянськ» ) U-175 ЧАО «Завод „Ленинская кузница“» 01024 25.10.2012 11.11.2015 06.12.2016 ВМС Украины В составе ВМС Украины
БК-03 «Вышгород» (укр. «Вишгород» ) U-176 ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» 01028 07.04.2016 22.06.2017 01.07.2018 ВМС Украины В составе ВМС Украины
БК-04 «Кременчуг» (укр. «Кременчук» ) U-177 ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» 01029 07.04.2016 01.07.2018 ВМС Украины В составе ВМС Украины
БК-05 «Лубны» (укр. «Лубни» ) U-178 ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» 01030 07.04.2016 01.07.2018 ВМС Украины В составе ВМС Украины
БК-06 «Никополь» (укр. «Нікополь» ) U-179 ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» 01031 07.04.2016 29.06.2017 01.07.2018 ВМС Украины В составе ВМС Украины

Основная идея, заложенная в создание проекта

Огромные убытки, который понес Советский Союз во Второй Мировой войне, поставили перед Советским правительством сложную задачу. Требовалось в срочном порядке усилить военно-морской флот новыми боевыми кораблями. Строить большие океанские суда, крейсера и авианосцы экономике было не под силу. Вместе с тем, страна срочно нуждалась в укреплении морских рубежей. Выходом из сложившейся ситуации могли стать ракетные катера, небольшие по водоизмещению боевые суда, обладающие высокой скоростью и способные нести мощное ударное вооружение.

Идея создать высокомобильную скоростную боевую платформу для противокорабельных ракет быстро воплотилась в металл. Советский Союз стал первой страной в мире, где начали строиться ракетные катера — совершенно новый класс военных судов. Боевые возможности кораблей нового класса оказались настолько широкими, что к советским проектам стали присматриваться из-за границы. Советские ракетные катера стали настоящей находкой для стран, которые нуждались в создании небольших и вместе с тем, эффективных ВМС. Ракетные катера, оснащенные ракетным оружием, уравняли шансы флотов на море. С этого момента любой крупный боевой корабль не мог себя чувствовать полностью защищенным. В течение 25 лет Советский Союз успешно строил малые ракетные корабли, обеспечив тем самым надежное прикрытие морских флангов СССР на Севере, на Юге и на Дальнем Востоке.

Катера на верфи

По достоинству оценили боевые возможности ракетных кораблей и за рубежом. Советские катера с ракетным вооружением стали основой для ВМС Египта, Индии, Йемена и Вьетнама. Ракетные катера, строившиеся в СССР, смогли усилить военно-морскую группировку стран Организации Варшавского Договора. Военно-морские силы Болгарии, Румынии, Польши и ГДР имели на оснащении малые ракетные корабли советского проекта. Самым распространенным типом кораблей этого класса стали суда типа «Молния», которым дал путевку в жизнь проект 1241. Используя техническую документацию базового проекта, советские кораблестроители сумели создать ряд модификаций малых судов, которые оказались удачными и надежными боевыми судами.

Эйлат

Прекрасным подтверждением боевых возможностей ракетных катеров советской постройки стала атака египетского ракетного катера проекта 183Р на израильский эсминец «Эйлат». Корабль, который имел вдесятеро меньшее водоизмещение, сумел двумя ракетами П-15 потопить более сильный корабль. При этом решающим фактором успеха стала дистанция боя и молниеносность атаки. С этого момента во всем мире кардинальным образом изменилось отношение к кораблям этого класса. Ракетные катера стали полноправным классом боевых судов. Небольшие страны, имеющие морские границы стали в массовом порядке заказывать для своих ВМС корабли этого класса.

История проектирования[ | ]

С поступлением к началу 1970-х годов на вооружение стран НАТО боевых катеров с 76-мм артиллерией и противокорабельными ракетами малого и среднего радиуса действия («Exocet», «Oto Melara», а позднее и «Harpoon») условия боевого использования советских ракетных катеров проекта 205, вооружённых малокалиберной артиллерией, заметно усложнились. Для повышения боевой эффективности соединений советских ракетных катеров и для обеспечения нанесения ими ударов по противнику, с дистанций, превышающих дальность действия его радиотехнических средств, было решено разработать ракетно-артиллерийский корабль нового поколения.

Проектирование малого ракетного корабля проекта 1241Р было начато в 1969 году в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е. И. Юхнина (позже его сменил В. Н. Устинов), главным наблюдающим от ВМФ был вначале капитан 1-го ранга Ю. М. Осипов, а затем капитан 2 ранга В. И. Литовский.

В соответствии с требованиями тактико-технического задания ракетные катера проекта 1241 предназначались для уничтожения боевых кораблей, транспортов и десантных средств противника, усиления ПВО групп кораблей, транспортов, ракетных и торпедных катеров от низколетящих средств воздушного нападения, прикрытия этих групп от атак лёгких сил противника. Тактически ракетный катер проекта 1241 должен был взаимодействовать с малыми ракетными катерам проекта 205 и прикрывать их от ракетных катеров противника, вооружённых 76-мм артиллерией, для чего ракетный катер должен был обладать скоростью, не позволяющей отставать от катеров проекта 205.

Руководствуясь этими требованиями заказчика — ВМФ СССР — ЦМКБ «Алмаз» в 1971 году представило два аванпроекта корабля с полным водоизмещением не более 500 тонн с главным ракетным комплексом из четырёх противокорабельных ракет «Москит»

Особое внимание конструкторов при разработке обоих вариантов было обращено на использование многофункционального малогабаритного радиолокационного комплекса (РЛК), способного обеспечить боевое использование всех оружейных систем корабля. Первый вариант проекта должен был оснащаться РЛК «Гравий-М», уже успешно прошедшим первые испытания, а второй — РЛК «Монолит», находившимся в стадии разработки

В итоге, в качестве РЛК нового корабля был выбран комплекс «Монолит», так как он имел, в отличие от комплекса «Гравий-М» режимы УСБД и каналы приёма целеуказания от системы «Успех-У». Ракетный катер должен был оснащаться зенитным ракетным комплексом «Оса-М», но позднее, для обеспечения требуемых параметров остойчивости в заданных пределах полного водоизмещения и заданной 40-узловой скорости (установка ЗРК препятствовала её достижению), было принято решение ЗРК на корабли проекта не устанавливать. Задача прикрытия ракетных катеров проекта в прибрежной зоне от авиации противника возлагалась на советскую морскую авиацию; обеспечение зональной ПВО из списка боевых задач корабля исключили, а проект перевели из подкласса малых ракетных кораблей в подкласс больших ракетных катеров.

Уже в 1973 году вышло Постановление Правительства СССР, предусматривающее создание нового большого ракетного катера с противокорабельным ракетным комплексом «Москит», улучшенными тактико-техническими характеристиками, боевыми средствами самообороны и средствами радиоэлектронной борьбы, а также улучшенной обитаемостью и увеличенной автономностью. Проект 1241 реализовывался как система боевых катеров и благодаря заложенным в него принципам межпроектной унификации предусматривал постройку в едином корпусе ракетных, противолодочных и сторожевых катеров как для советского Военно-Морского Флота, так и на экспорт, в дружественные СССР страны. Учёт этого обстоятельства и разное состояние готовности основных комплектующих изделий (ПКР, ГЭУ и радиотехнического вооружения) должны были привести к разработке ряда модификаций проекта 1241 с общим корпусом и энергетикой. Фактически же предложение главного конструктора о межпроектной унификации реализовано не было:

Проект 12411 (ракетный) и 12412 (противолодочный) получились не только с различным вооружением, но и с разной энергетикой и корпусами. Причём, один назывался «катер», второй — «корабль». По указанной причине и пограничный вариант фактически не состоялся — он попросту повторил противолодочный.

Примечания[ | ]

  1. 1234 «Гюрза-М» поползёт к Мариуполю
  2. 1234 Бронекатера «Аккерман» и «Бердянск» вошли в состав Военно-морских сил Украины(неопр.) .
  3. https://www.mil.gov.ua/news/2018/04/05/u-chornomu-mori-provodyatsya-zavodski-viprobuvannya-malih-bronovanih-kateriv-tipu-gyurza-m/
  4. «Гюрза» на службе ВМС Украины
  5. Видео с презентацией и интервью
  6. 11 листопада за участі Секретаря РНБО Олександра Турчинова відбувся урочистий спуск на воду нового броньованого артилерійського катеру класу «Гюрза-М»
  7. Ольга Филатова. Завод Порошенко делает бракованные бронекатера для ВМС Украины (рус.)(неопр.) (недоступная ссылка). Украинский независимый новостной портал (3 июля 2016). Дата обращения 5 октября 2020. Архивировано 6 октября 2016 года.
  8. ВМСУ получат 18 бронекатеров «Гюрза»
  9. Речной бронекатер проекта 58150 «Гюрза» (Украина)
  10. Изделие «ТРИАДА» // chezara.com
  11. «Гюрза» для украинских ВМС (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 7 мая 2020. Архивировано 18 мая 2020 года.
  12. Публичное акционерное общество
  13. 123456 На «Ленинской кузнице» начали строительство четырёх бронированных катеров(неопр.) . www.ukrinform.ru.
  14. 12 Наши «змеи»: прибывшие на днях в Одессу бронекатера ВМС назовут в честь Вышгорода и Никополя
  15. https://www.mil.gov.ua/news/2019/02/08/u-kievi-vidbulas-czeremoniya-zakladki-malogo-bronovanogo-artilerijskogo-ta-desantno-shturmovogo-kateriv-dlya-vms/
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector