Жизнь и быт древних славян

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Основные занятия

Охота и собирательство ягод и грибов не могли прокормить большие племена. Найденные орудия труда сельскохозяйственного инвентаря из железа, говорят о том, что древние оседлые славяне занимались земледелием, животноводством и ремеслом. А излишки продуктов обменивали или продавали в соседние племена. Так зарождались торговые пути, ведущие во все стороны света, а вместе с ними продолжалось расселение славян.

Это интересно: Происхождение славян как основной аспект изучения истории цивилизаций, основные и дополнительные теории

Островская крепость

Крепость Остров, конец XIX века

На западной рубеже древней Руси, в Псковской области, было множество защитных крепостей, которые строили в страхе нападения Ливонского ордена. Одна из них — Изборская крепость — выдержала несколько осад рыцарей, но сохранилась до наших дней.

А вот крепости в городе Остров повезло меньше — серьезное разрушение принесло ей в конце XVI века войско польского короля Стефана Батория. После город пришел в упадок и нужды в восстановлении фортификационных сооружений не было — в XVII веке крепость почти полностью была утрачена.

Церковь Святого Николая в городе Остров Псковской области

Во время Второй Мировой Остров оккупировали нацисты и окончально разрушили древние постройки. Сегодня от Островской крепости осталась лишь одна каменная церковь Церковь Николая Чудотворца (построенная в 1542 году).

Мировоззрение славян

В основе мировоззрения древних славян лежала идея мира как единой системы, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Люди жили в единении с природой, считали себя её частью. Своеобразной энциклопедией мироздания, которая содержит ответы на все вопросы, для славян были Веды. Ведические писания — это первооснова бытия, объясняющая смысл мировоззрения и духовного роста. Иерархию славянских Богов возглавлял огонь Света и космоса. Животворящий лик солнца был очень важным для древних славян, они называли его Ра.

Справка! Не стоит забывать, что славяне были не чужды и человеческим жертвоприношениям.

4.1. Характер верований языческой религии древних славян

В основе религиозных верований древних славян был культ природы и культ предков. Единого Бога у славян не было, каждое родовое племя могло поклоняться как общим Богам, так и своим собственным. Языческая культура славян полнится различными именами высших сил, отвечающими за определенные процессы или явления мира.

Наиболее известные из божеств и богов древних славян:
  • Перун — один из Верховных Богов, громовержец;
  • Велес — скотоводческий Бог, Бог богатства;
  • Сварог — отец других божественных созданий, Бог огня и неба;
  • Макошь — Богиня судьбы, воды и плодородия, олицетворение женского начала;
  • Лада — Богиня любви и красоты, покровительница урожая;

4.2. Вселенная древних славян

Вселенную древние славяне представляли в виде многоступенчатой модели, в которой существовало три мира. Они располагались друг над другом. В центре миров находилась Земля, а под ней — «исподний» мир мёртвых. Над землёй находились 9 частей небес, каждая из которых имела своё назначение. В одной части небес обитало солнце, в другой — луна, в третьей — запасы воды. Седьмое небо небес называлось твердью, за ним, по преданиям славян, находился рай.

В «Велесовой книге» все три части Вселенной имели свои названия. Верхний мир звали Правью, средний — Явью, а нижний — Навью. Все миры, Явь, Навь и Правь, объединяло Древо Жизни. Мир людей находился в дупле дерева, а ветви уходили высоко в небеса.

Важно! Напомним, что «Велесова книга» была признана фальсификацией 19 или 20 века.

4.3. Периодизация развития славянского язычества

Славянское язычество в древности формировалось в несколько стадий.

Первую стадию развития древнеславянского единства историки относят к каменному веку. В то время существовал лунный календарь, а в языческой религии господствовал культ природы. Вторая стадия связана с изготовлением идолов и человеческими жертвоприношениями. Её ещё называют эрой Сварога — божества неба и огня. Период характеризуется установлением патриархата, культа Рода и Рожаниц, а также культа предков. Происходит укоренение языческих традиций и обрядов. Третья стадия называется эрой Дажьбога, в то время люди верят в животворящую силу Солнца. Складывается культ Перуна, оформляются лики и функции других божеств славянского пантеона.

Основным занятием восточных славян было пашенное земледелие. В хозяйствах люди разводили домашний скот: коров, овец, лошадей. Большим подспорьем были промыслы: рыболовство, охота, сбор дикого мёда, ягод и грибов. Восточнославянские племена были язычниками, единого Бога не существовало. Они верили в пантеон Богов, который был многочисленным. Каждое племя почитало общих богов и своих собственных. У одного племени самым почитаемым был Перун (бог грома и молний), у другого — Ярило (бог солнца), у третьего — Стрибог (бог ветров), у четвертого — Велес (бог скотоводства), у пятого Мокошь — (богиня земледелия).

Доклад №2

Первые известные упоминания о древних славянах относятся к середине первого тысячелетия нашей эры. В византийских летописях их называют антами и склавинами. Центральная, восточная и юго-восточная Европа стала местом проживания этих племен. Заселив эти обширные территории, племена разделились на три основные группы: на восточных славян — дреговичей, полян, вятичей, древлян, северян, радимичей, кривичей, полочан, словен, волынян, уличей, тиверцев; на западных славян — глинян, оморян, ободричей, чехов, словаков, поляков, поморян, вагров, полабов, глинян, лютичей, велетов, лужичан, кошубов, мораван; и на южных славян — словенцев, хорватов, сербов, захлумлян, болгар и других.

Жили анты и склавины в небольших поселениях, не имевших оборонительных укреплений. Сами жилища представляли собой углубленные от полуметра до метра в землю дома, крыша и стены которых опирались на вкопанные столбы. Крыша (обычно двускатная) укрывалась соломой. В доме у западных был очаг, у восточных преобладали печи. Первостепенное значение для древних славян имело земледелие. Из возделываемых культур основными были пшеница, просо, овес, ячмень и рожь. Вторым по значимости занятием было разведение лошадей, коров, овец, свиней, а также разных птиц: кур, уток, гусей. Сладкое добывали диким пчеловодством — бортничеством. Ходили на охоту и ловили рыбу.

С началом возникновения городов развиваются ремесла. Для оседлого хозяйства главным ремеслом стало кузнечное. Изготовление орудий труда из металла позволяло лучше обрабатывать землю. Пахать железной сохой намного эффективнее чем деревянной. Металлические оружие и доспехи сделали древних славян замечательными воинами. Наконечники стрел и копий, железные мечи, найденные при раскопках, говорят о высоком мастерстве кузнецов далекой эпохи. Гончарное дело — кладезь информации о жизни в те далекие времена. Самые частые археологические находки — это керамические изделия. В глиняной посуде хранили продукты, готовили еду, и еще делали детские игрушки. В городах работали и другие мастера: ювелиры, ткачи, косторезы, столяры и плотники.

Религия, существовавшая у древних славян — язычество. Она основана на одушевлении окружающего мира. Славяне верили в то, что у каждого озера, реки, леса, горы есть свой дух. К большинству из них обращались просто: дух леса, дух воды. Общие же для всех славян боги имели собственные имена. Перун — покровитель воинов и знати. Велес — бог богатства и скотоводства, защитник купцов, путешественников. Макошь — воплощение женского начала, плодородия. Сварог — бог огня и неба. Лада — богиня любви. Даждьбог — покровитель земледельцев, управлял солнцем и теплом. У каждого племени существовали и свои боги, которым поклонялись только они.

У первых славян было общее имущество, орудия труда, жилье, продовольственные запасы. Управляли ими сообща самые старые и опытные сородичи — старейшины. При решении самых важных вопросов собиралось общее собрание — вече. В каждом племени жили волхвы. Они занимались врачеванием, прорицанием, предсказывали погоду и были хранителями общих знаний. С появлением и усилением роли князей волхвы становятся главными советниками при них.

Древние славяне — оседлые земледельцы с богатой культурой, которые оставили свой значительный след в истории человечества. Их многочисленные потомки являются тому подтверждением.

Древние славяне не знали привычных нам овощей.

О капусте, моркови и свекле, не говоря уже о помидорах и огурцах, казалось бы, таких исконно «русских» овощах и корнеплодах, на Руси и слыхом никто не слыхивал. Более того, даже репчатого лука, наши предки не знали. Главной пищей древних славян была каша, а также мясо и хлеб. Сами каши были несколько иные, не такие, как мы привыкли видеть. Рис был большой диковинкой, его еще называли «сорочинским пшеном», и стоил он баснословно дорого. Гречку (крупу, завезенную греческими монахами, отсюда и название «Гречка») ели по великим праздникам, а вот своего собственного пшена на Руси всегда хватало с избытком. Ели, в основном, овес. Но овсяную кашу готовили из цельного очищенного зерна, предварительно долго запаривая ее в печи.

Китай-город

Китайгородская стена, фото 1887

Кремль был не единственной крепостью в Москве. В середине XVI века правящая тогда Елена Глинская, мать Ивана Грозного, решила построить еще одну защитную линию вокруг сердца столицы. Китайгородская стена длиной 2.5 километров была сооружена за рекордное время, высотой она была ниже кремлевской, но толще — и более приспособлена для установки орудий.

Вид Китайгородской стены изнутри. Проломные ворота (слева) на Лубянскую пл. Вдали Ильинская башня, 1920-е

Стена оправдала себя и выдержала несколько нападений, однако, в конце XVIII века перестала иметь фортификационное значение. Долгое время она была просто символом старой Москвы, но в сталинское время город решили кардинально реконструировать. Требовалось расширить улицы и построить новые проезды, а Китайгородская стена сильно затрудняла движение — она имела лишь восемь въездных ворот.

Отреставрированный участок стены

В 1930-х годах ее снесли, однако, несколько участков стены уцелели, и в 1990-е и 2000-е их даже отреставрировали.

На чем основана языческая религия?

2.firepic.org

Главные догматы славянского язычества, которые предстают перед нами из народных преданий, – это понятие о божестве и его влиянии на человека и природу, понятие о душе, ее бессмертии и надежде. Но если рассматривать более подробно, то догматы славянского язычества можно выразить следующим образом:

  1. Вера в единого верховного Бога, который является родоначальником других божеств (древние славяне верили в то, что этот Бог производит молнию и является Богом мира);
  2.  Другие Боги находились в зависимости от верховного Бога, сильными его силой, посредниками между ним и миром или считались телесной природой;
  3. Древние славяне почитали силы природы и верили, что Боги в милости своей предсказывают человеку будущее.

Но язычество – это в древней Руси еще и вера в то, что язычник способен помогать природным Богам и духам, а также совместно с божествами творить реальность.

История славян в книгах

В первой серьезной работе по истории славян – «Истории российской» ученый-историк и географ Татищев писал о том, что славяне до рождения Иисуса Христа и славяне-руссы до Владимира имели письмо, о чем свидетельствуют многие древние писатели. О древности славян говорил и выдающийся мыслитель и исследователь истории М.Ломоносов. В частности, после тщательного анализа трудов Байера, Шлецера и Миллера, он сумел ответить на крайне важные вопросы, касающиеся происхождения славян и их истории.

В своих работах ученый доказывал, что история славян началась задолго до Новгородского князя Рюрика, который, как принято считать, в 862 году положил начало восточнославянской государственности. Кроме того, в работах Ломоносова впервые появилась теория монголо-татарского ига на Руси. К сожалению, при жизни Ломоносов не успел издать свой труд, и он вышел гораздо позже, под редакцией оппонента в научном мире Миллера, с большим количеством исправлений и искажений. Более того, после смерти Ломоносова, все его архивы по истории славян бесследно исчезли.

Примерно на сто лет раньше исследованием истории славян занимался далматский историк Марво Орбини. Он родился в городе Дубровник, который в настоящее время на территории современной Хорватии, и был убежден в том, что историю славян намеренно была переписана в интересах правящих элит. Он также является автором энциклопедического труда «Славянское царство». Ученому удалось обнаружить значительное число упоминаний, связанных с историей славян. В результате, Орбини включил в свою работу цитаты из более, чем 300 произведений.

Работа Орбини в Ватикане уже через несколько лет после издания попала в список запрещенных книг. Впрочем, уже через столетие, в 1722 году, один экземпляр «Славянского царства» привезли в подарок Петру Первому, перевели на русский язык. Издал его дипломат Дубровника Савва Лукич Владиславий-Рагузинский. Таким образом, история славян появилась на Руси. В ней автор не только передал гордость за величие и могуществ славянского народа, но и рассказал об изобретении славянской письменности и расселении славян по миру.

Таким образом, в настоящее время большое количество современных исследователей приходят к выводу о том, что славянская культура проявляется, помимо письменности, и в обработке металлов, высокоразвитых технологиях, умении применять паранормальные способности, а также в росписи домашней утвари и посуды, в расписных узорах и вышивке. Все это дает возможность историкам сделать вывод, что история славян – это одна из древнейших историй, которая является основополагающей и дает начало зарождению множества современных народов мира. И, несмотря на все попытки правящих элит скрыть информацию о роли славян в истории человечества, правда все равно оказалась на поверхности. И это лишь одна из многочисленных тайн, связанных с человеческой цивилизацией.

https://www.youtube.com/watch?v=hHoDnRHihQI

Поделиться этой записью

Готы, вандалы, варяги и прочие «германцы»

А  кто такие вандалы? Правильно — венеты, т.е. одни из предков поляков (и чехов?).
У вандалов имена предводителей были германские и славянские,
а язык — славянским (имеется обширный список вандальских слов Мауро Орбини).
В «Шах-наме» перечисляются вражеские арабам североафриканские народы, среди которых — вандалы
(они к тому времени захватили североафриканское побережье вместе с аланами — предками осетин).
Перечисляются вандальские племена — все известные славянские…
Эпоха походов вандалов названа вендельской (500-800 г.г.).
Они, как и готы, участвовали в походах обычно с сарматскими (аланскими) племенами.
Причём, вестготы ходили с одними аланскими племенами, а ставшие враждебными остготы — с другими.

Это очень похоже на то, как киевские князья заключали союз с одними тюркскими племенами
или половецкими родами, а враждовавшие с Киевом черниговские князья — с другими
(так же как московские дружины пошли против крымца Мамая в союзе с казанскими татарами).
В Северном Причерноморье всегда так было со времён Киева (есть версии, что он был основан скифами или тюрками)
и Чернигова (чьё название, возможно, означает город чёрных клобуков или тюрок-каракалпаков).
Сначала Степь досаждала Лесу, потом помогала его князьям в усобицах, разделялась сама и растворялась в культуре Леса.

Возможно, союз вестготов и остготов с разными племенами алан также возник на этой почве и на этой территории.
Кстати, именно сарматы-аланы и были первыми конными «рыцарями», с головы до ног закованными в доспехи,
что затем распространилось в Европе.

Варяги — не только скандинавы, но и славяне-поморяне (бывшие венеты)…

Готы (или юты — жители Дании-Ютландии и юга Скандинавии), перед тем как ломануться с Балтики на
Чёрное море, предварительно свалили с Чёрного на Балтику (во главе с Одином, которого потом обожествили).
Кем были их предки? Думаю — хетты, после крушения их государства в
Троянскую войну.
С оговоркой, что хеттами называли любое племя, живущее тогда в Хеттской империи (Малая Азия и близлежащие территории).
Имя верховного бога германцев Один тоже навевает размышления…
Также как германцы и гараманты, заселившие более 3000 лет назад один из оазисов в Африке.

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Расселение

Как правило, расселение происходило во всех направлениях, но более заметным было в сторону Балтики и Чёрного моря. Исторические военно-племенные союзы могли помочь людям, заботились об их безопасности и выживании. Пригодность того или иного места для жизни привлекала людей, хорошие пастбища для скота и луга для сева. В этот же период, в результате перемещений и смешиваний племён, появляются религиозные течения, приходящие на смену язычеству. На западе — вагры, древане. На севере – поморяне, слежане, богемы. На северо-западе — польские, силезские, лужичане. Восточные и юго-восточные – бужане, волыняне. Названия давались по месту проживания.

Племена

Основные племена восточных славян в древности представлены ниже.

Поляне. Самое многочисленное племя, селившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали истоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.

Словене ильменские.  Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.

Кривичи. Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.

Полочане. Селились южнее Западной Двины

Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство

Дреговичи. Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять.  О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.

Древляне. Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.

Волыняне. Селились южнее древлян в истоках Вислы.

Белые хорваты. Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.

Дулебы. Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.

Тиверцы. Занимали территорию между Прутом и Днестром.

Угличи. Селились между Днестром и Южным Бугом.

Северяне. В основном занимали территорию, прилегающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.

Радимичи. Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.

Вятичи. Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.

Племенные союзы

У восточных славян было 3-и сильных племенных союза: Славия, Куявия и Артания.

В отношениях с другими племенами и странами восточные славяне осуществляли попытки захвата набеги (обоюдные) и торговли. В основном связи были с:

  • Византийская империя (набеги славян и обоюдная торговля)
  • Варяги (набеги варяг и обоюдная торговля).
  • Авары, Булгары и Хазары (набеги на славян и обоюдная торговля). Часто эти племена называют тюрскими или Тюрки.
  • Фино-угры (славяне пытались захватить их территорию).

Создание славянской азбуки

Выполнением этой задачи занялись братья Кирилл и Мефодий. Происходили они из города Салоники, неподалеку от которого пролегала граница Византийской империи и славянских земель. Собственно, и в самом городе и его окрестностях было распространено славянское наречие, которым, согласно историческим документам, братья владели в совершенстве.

Святые Кирилл и Мефодий (икона XVIII—XIX веков)

Они имели знатное происхождение и были чрезвычайно образованными людьми – среди учителей младшего Кирилла (Константина) были будущий патриарх Фотий I и Лев Математик, позже, преподавая философию в университете Константинополя, он получит прозвище Философ.

Старший брат Мефодий в качестве военачальника служил в одной из населенных славянами областей, где хорошо познакомился с их укладом, а позже стал настоятелем монастыря Полихрон, куда впоследствии пришел и Константин со своими учениками. Сложившийся в монастыре круг людей во главе с братьями и занялся разработкой славянской азбуки и переводом на славянское наречие греческих литургических книг.

Есть мнение, что к мысли о необходимости создания письменности у славян Кирилла подтолкнула поездка в Болгарию в 850-ых гг. в качестве миссионера, крестившего население в районе реки Брегальница. Там он осознал, что, несмотря на принятие христианства, эти люди не смогут жить по закону Божьему, поскольку не имеют возможности пользоваться церковными книгами.

Восточные славяне

Достоверных сведений о происхождении и расселении восточнославянских племен в доисторический период очень мало. Известно, что примерно в пятом – седьмом веках восточный славяне заселили территорию бассейна Днепра, а затем распространились до верховьев Волги на востоке и южного побережья Балтики на северо-востоке.

Большинство исследователей считают, что к девятому – десятому столетию различные племенные союзы объединились в целостный древнерусский этнос. Именно он составил основу Древнерусского государства.

Собственно русский, украинский и белорусский народы окончательно сформировались лишь к семнадцатому веку.

   Русские

Всего в мире насчитывается сто тридцать три миллиона носителей данного этноса. В Европе это самый многочисленный народ, а в России его численность составляет примерно 80% населения.

Три четверти проживающих в России русских исповедуют православие. За пределами РФ большинство представителей народа проживает в постсоветских странах: Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии, а также в Германии, США, Канаде и других государствах.

На основе культурных, бытовых и региональных отличий выделяют множество субэтнических групп русского этноса: мещеряки (Рязанская обл.), полехи (Орловско – Калужское полесье), камчадалы (Камчатка), сибиряки, кубанские, терские и донские казаки и другие.

     Украинцы

В мире проживает около сорока пяти миллионов представителей народа. Кроме Украины, большие диаспоры есть в Канаде, США, России. Третий по численности славянский народ после русских и поляков.

По данным генетических исследований, наибольшее родство у данного этноса с юго-западными русскими, поляками и юго-восточными литовцами.

Украинский язык наиболее близок к белорусскому, их разделение на два самостоятельных языка произошло примерно четыреста лет назад.

     Белорусы

Общая численность составляет приблизительно десять миллионов. В Белоруссии проживает более восьмидесяти процентов представителей народа. Остальная часть в основном населяет сопредельные государства – Россию, Украину, Польшу Латвию и Литву.

Жителей Белорусского Полесья нередко выделяют в самостоятельный субэтнос, носящий название полещуки.

Большинство белорусов придерживаются православной религиозной традиции. Католиками являются лишь около пятнадцати процентов верующих.

Иркутский кремль

Николаас Витсен. План Иркутского кремля, 1692

Он мог быть самым восточным кремлем России, если бы дожил до наших дней. Однако теперь в Сибири остался лишь один кремль — в Тобольске. Когда в XVII веке осваивали восточную Сибирь и Иркутск, то построили деревянный острог, а позже на его месте кремль.

Спасская церковь в Иркутстке

За свою историю он ни разу ни от кого не оборонялся, а границы России расширились и смысл в крепости совсем пропал, к тому же большой пожар сильно повредил стены. В XIX веке на территории бывшего кремля разбили сад, а о самом сооружении напоминает теперь лишь одна из самых старых каменных построек города — Спасская церковь.

Крепость Ям

О. Косвинцев «Крепость Ямгород. XV век» (2004) (Кингисеппский историко-краеведческий музей)

Сейчас это город Кингисепп Ленинградской области, а в XIV веке Новгородская республика построила на берегу реки Луги крепость для защиты от Ливонского ордена. Возведенная в рекордные 33 дня, крепость Ям выдержала все многочисленные осады.

Остатки угловой башни (Дмитрий Кудряшов)

Потом ее перестроили — она была захвачена шведами, те ее опять перестроили, и наконец в 1703 году ее отбил обратно Петр I. Опасность со стороны шведов миновала и крепость разобрали.

Вал крепостной стены — сейчас часть Летнего сада в городе Кингисепп, Ленинградская область (Екатерина Борисова)

В настоящее время на месте крепости находится парк, а также крупная археологическая площадка — здесь находят останки стен, построенных в разные века.

Славяне практически ровесники нынешней эры.

Появление археологических культур, признанных большинством археологов славянскими, относится лишь к V-VI векам. Однако, археологические данные последнего времени указывают, по мнению некоторых исследователей, на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры ещё во II—IV вв. Весь процесс формирования древнеславянского этноса на базе преемственности сменяющих друг друга археологических культур продолжался от 1-го тысячелетия до н. э. до VI века, когда древние славяне были зафиксированы в эпиграфических памятниках как уже сформировавшаяся культурно-языковая общность.

Карпатский исход славян и дунайско-балканская реконкиста. А что было раньше?

Библиография о славянской истории и археологии

  • Мавро Орбини. «Книга историография початие имене, славы и разширения народа славянского
    И их Царей и Владетелей под многими имянами и со многими Царствиями, Королевствами и Провинциями.
    Собрана из многих книг исторических чрез Господина Мавроурбина Архимандрита Рагужского» (1601 г).
  • Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т. 3. Седов В.В. (Ред.) 1997. 408 с.
    Книгу можно заказать в URSS.ru
  • По Африке в поисках России. Путевые заметки историка. Балезин А.С. 2004. 116 с.
    Книгу можно заказать в URSS.ru
  • Этническая и эволюционная история Руси.
    Древняя Сибирь. Наши древние корни. Книга 4. Богданов В.В. 2001. Твердый переплет. 204 с.
    Книгу можно заказать в URSS.ru
  • Сборник русского исторического общества. Т. 1. Настенко И.А. (Ред.) 1999. Твердый переплет. 248 с.
    Книгу можно заказать в URSS.ru
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector