Газ 69

Достоинства и недостатки ГАЗ 69

В настоящее время ГАЗ 69 часто используется в кроссах и триалах. Как утверждают его владельцы, авто хорошо подходит для соревнований на бездорожье и внегородской езды. Проходимость ГАЗ 69 при любых условиях всегда остается на высшем уровне. Он отлично справляется со снежными заносами, скоплениями грязи и крутыми подъемами. Кроме того, машина имеет мощную тягу.

Владельцы также отмечают следующие плюсы данного автомобиля:

  • простота и надежность;
  • прочная стальная рама;
  • неприхотливость в обслуживании;
  • все колеса на газ 69 оборудованы приводом;
  • универсальность машины.

Конечно, кроме плюсов данная марка авто имеет и свои минусы, среди которых владельцы данного творения часто отмечают:

  • небольшой салон;
  • большой расход топлива;
  • сильный шум и вибрации;
  • трудно найти оригинальные запчасти.

Однако, несмотря на все эти недостатки, владельцы ГАЗ 69 не спешат с ним расставаться, особенно те, которым приходится часто ездить по бездорожью.

ГАЗ-69 до сих пор пользуется высоким спросом у автолюбителей

Последние экземпляры легендарного ГАЗ 69 были выпущены заводом в 1971 году. Однако это не мешает сотням тысяч советских джипов до сих пор оставаться в строю. Простой по устройству и обслуживанию автомобиль, достоинства которого сводят на нет имеющиеся недостатки, имеет миллионы поклонников по всей России и далеко за её пределами. Причем автолюбители не только эксплуатируют эти шедевры советского автомобилестроения, но и занимаются его переделками, меняя основные узлы и детали на более (на их взгляд) подходящие. Наиболее часто замене подвергается двигатель – на машину ставят более мощные агрегаты, большой популярностью пользуется ГАЗ 69 дизель. Практика показала, что “шестьдесят девятый” практически “неубиваем” и любые изменения его нисколько не портят, а лишь позволяют сделать уникальный и вызывающий неподдельное восхищение внедорожник.

О цене ГАЗ 69 говорить сложно – она зависит от многих факторов. В продажу выставляют машины и по 70, и по 150 – 200 и по 700 тыс. рублей. Естественно, на стоимость влияет не только год выпуска машины, но и её состояние.

История создания ГАЗ 69 «Труженика»

Дата Событие
1946 г. Начало работы над проектом
1948 г. Создание первых 3 прототипов и начало прохождение испытаний
1953 г. Запуск конвейерного производства на заводе ГАЗ
1956 г. Перенос производства на завод УАЗ и сбор двух модификаций (2х дверной и 5и дверной). Экспорт автомобиля в 52 страны.
1957 г. Запуск производства автомобилей ГАЗ 69 в Румынии
1962 г. Запуск производства автомобилей ГАЗ 69 в Северной Корее
1972 г. Остановка производства.

Первые три опытных образца ГАЗ 69 появились в 1948 году, после чего начались их испытания, в которых автомобиль прекрасно справлялся с любыми задачами. На конвейерное производство автомобиль был поставлен в 1953 году, после чего получил прозвище «Труженик».

Основой для 69 модели являлся ГАЗ 67, который активно эксплуатировался во время Второй мировой войны. В конструкции нового ГАЗ 69 использовались запчасти других производителей автомобилей, что значительно упростило производство и стоимость.

Вопреки заблуждениям, дизельный ГАЗ 69 никогда не выпускался в заводских условиях. Таким вездеход стал в результате тюнинга владельцами легендарных машин.


ГАЗ 69 1953 года выпуска

В 1956 году было решено перенести производство из завода ГАЗ на УАЗ и выпускать автомобиль в нескольких модификациях — двух дверной и пяти дверной.

После запуска производства автомобиль был высоко оценен зарубежными инженерами по всем характеристикам, по которым ГАЗ превосходил своих конкурентов — Jeep и Land Rover. После чего автомобиль начал экспортироваться в более чем 50 стран мира. Далее было налажено производство в Румынии и Северное Корее.


Северная Корея ГАЗ 69 (наши дни)

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-69 — ГАЗ-69А

производство ГАЗ-69 Горьковский завод начал в 1953 году, причем параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. Полностью на выпуск ГАЗ-69 и его модификации ГАЗ-69А из узлов собственного производства УАЗ перешел после 1956 года. Со временем производство «шестьдесят девятых» было полностью передано на завод в Ульяновск. Производство ГАЗ-69 было прекращено в 1971 году. Автомобиль ГАЗ-69 завод выпускает двух моделей: восьмиместный — модель ГАЗ-69 и пятиместный — модель ГАЗ-69А. Конструкции обеих моделей одинаковы, за исключением кузова и бензиновых баков. Модификации автомобиля ГАЗ-69: #i Автомобиль М-72 выпускался Горьковским заводом с середины 1955 года на шасси ГАЗ-69 с кузовом «Победы». Эта машина сходила с конвейера до 1958 года. #i Автомобиль амфибия ГАЗ-46.

Кузов ГАЗ-69 — цельнометаллический, открытый, восьмиместный, двухдверный, с задним откидным бортом и съемным тканевым тентом. Кузов ГАЗ-69А — цельнометаллический, открытый, пятиместный, четырехдверный, с багажником в задней части и опускающимся тканевым тентом. Грузоподъемность ГАЗ-69 — 8 чел. или 2 чел. на передних сидениях и 500 кг груза Грузоподъемность ГАЗ-69А — 5 чел. и 50 кг груза в багажнике Допустимая масса прицепа, кг — 850 Собственная масса ГАЗ-69, кг — 1525

#i В том числе на переднюю ось — 860 #i В том числе на заднюю ось — 665

Собственная масса ГАЗ-69А, кг — 1535

#i В том числе на переднюю ось — 820 #i В том числе на заднюю ось — 715

Полная масса ГАЗ-69, кг — 2175

#i В том числе на переднюю ось — 940 #i В том числе на заднюю ось — 1235

Полная масса ГАЗ-69А, кг — 1960

#i В том числе на переднюю ось — 925 #i В том числе на заднюю ось — 1035

Дорожные просветы под осью, мм:

#i передней — 210 #i задней — 210

Радиус поворота, м:

#i по оси следа внешнего переднего колеса — 6 #i наружный габаритный — 6,5

Максимальная скорость, км/ч — 90 Контрольный расход топлива при скорости 30—40 км/ч, л/100 км — 14 Двигатель М-20М, карбюраторный, четырехтактный, четырёхцилиндровый, расположение цилиндров Вертикальное. Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 88X100 Рабочий объем, л — 2.43 Степень сжатия — 6.5 — 6.7 Максимальная мощность, л. с. — 65 при 3800 об/мин Максимальный крутящий момент, кгс-м 15,2 при 2000 об/мин Карбюратор — Вертикальный, балансированный, с падающим потоком. Имеет экономайзер и ускорительный насос. Напряжение электрооборудования — 12B Аккумуляторная батарея — 6СТ-54 Прерыватель-распределитель — Р-23 Катушка зажигания — Б1 Свечи зажигания — М12У Генератор — Г20 Реле-регулятор — РР24Г Стартер — СТ20 Фары — ФГ2-А2 Сцепление однодисковое сухое Коробка передач — Двухходовая, с 3 передачами вперед и одной назад Главная передача одинарная гипоидная Передаточные числа:

#i коробки передач — I—3,115; II—1,772; III-1.00; З.Х.—3.738 #i раздаточной коробки I—1,15; II—2,78; #i главной передачи — 5,125

Рулевой механизм глобоидальный червяк с двойным роликом. Передаточное число — 18,2 Подвеска:

#i Рессорная, на 4 продольных полуэллиптических рессорах, работающих совместно с 4 гидравлическими поршневыми амортизаторами двухстороннего действия.

Тормоза:

#i рабочий Колодочные на все 4 колеса; привод гидравлический от педали. #i стояночный колодочный с барабаном. Привод механический, тросовый от рычага.

Число колес — 4+1 Размер шин — 6,50 — 16 Давление воздуха в шинах:

#i передних колес, кгс/см2 — 2 #i задних колес, кгс/см2 — 2.2

Заправочные объемы, л, и рекомендуемые эксплуатационные материалы:

#i ГАЗ-69 Основной топливный бак — 48 л., дополнительный бак — 27 л. #i ГАЗ-69А (один) топливный бак — 60 л.

Особенности ГАЗ 69

«Фишка» автомобиля – довольно простая конструкция, благодаря чему выполнить ремонт ГАЗ 69 можно практически в каждом гараже. Все очень просто: мотор, рессоры, 2 моста и понижающая передача на «раздатке». Многие запчасти были проверены на других моделях машин.

Так как заказчиком ГАЗ 69 было Министерство обороны Советского Союза, его кузов изготавливался только в полевой версии – с брезентовой крышей. В то время выпускалось два варианта авто:

  • 4-дверный «командирский»;
  • 2-дверный «грузопассажирский», оснащенный двумя передними креслами и двумя лавками сзади.

Двигатель ГАЗ 69. Мощность двигателя данного автомобиля составляет 55 л. с., объем – 2,12, тяга при 2000 об/мин – 127 Нм. Он может развивать скорость не более 90 км/ч.

Для подключения передних ступиц используется рычаг раздаточной коробки, применять который для этой цели можно не останавливаясь и не выжимая сцепление. А вот для включения понижающей передачи, лучше остановится. Сцепление вообще неприхотливое, здесь механический привод его выключения, сцеплению раз на тысячу км. нужна смазка для рычагов и выжимного подшипника.

Устройство ГАЗ 69 имеет еще одну интересную особенность. Это отсутствие межосевого дифференциала.

Мосты и рессоры ГАЗ 69. Подвеска на продольных рессорах данного авто без проблем выдерживает не только дороги, но и любое бездорожье. Она замечательно могла бы справиться с буксировкой прицепа весом 850 кг. Однако при этом скорость составляла бы всего 40 км/ч.

Задние рессоры машины довольно жесткие благодаря большой толщине, для отсутствия скрипа их нужно смазывать специальной смазкой для рессор. Амортизаторы рычажного типа, требуют заливки жидкости каждые 6000 км.

Тормозная система ГАЗ 69. Тормозная система автомобиля состоит из 4 рабочих барабанов и 1 контура гидропривода. Усилитель отсутствует. Вал раздаточной коробки оснащен еще одним, пятым тормозным барабаном, благодаря которому возмещается недостаток надежности. Специалисты рекомендуют через 12 тыс. км пробега целиком разбирать и промывать тормозную систему.

ГАЗ-69 — история создания массового отечественного внедорожника

ГАЗ-69

Как уже было сказано выше, первые варианты ГАЗ-69 появились в 1948 году, но разработка началась чуть раньше — в 1946. Самые первые автомобили, проходящие тесты, носили название «Труженик». После многочисленных тестов и пробегов, когда основная концепция автомобиля была подтверждена и закреплена, в 1953 году начался его серийный выпуск. Можно считать датой рождения ГАЗ-69 день выхода первого автомобиля с конвейера — 25 августа. В народе вездеход назывался козлом или козликом за характерное подпрыгивание при езде по бездорожью и огромная популярность ему была обеспечена. Свернули производство на ГАЗ в 1956 году, отдав разработки, документацию и детали в Ульяновск, на завод, который чуть позже стал современным УАЗ. Уже после этого ГАЗ-69 стали собирать из узлов разработки и производства непосредственно Ульяновского автомобильного завода.

ГАЗ-69 делали в двух модификациях — был вариант на 2 двери и 8 мест с откидным задним бортом и боковыми лавками вдоль кузова внутри, а также так называемый командирский вариант, предназначенный по большей части для сельскохозяйственной деятельности — это был ГАЗ-69А, у которого было уже 4 двери и кузов на 5 мест. Сзади стояло относительно комфортное 3 местное сиденье.

ГАЗ-69

Интересно, что именно на базе ГАЗ-69 с 1955-го года на Горьковском автомобильном заводе стали делать полноприводную Победу — ГАЗ-М72. Кузов использовался от классической М-20 Победы, а шасси и остальные узлы от ГАЗ-69. Также стоит отметить, что на базе ГАЗ-69 выпускалась малыми партиями и малоизвестная амфибия — ГАЗ-46 (он же МАВ).

Чуть позже, уже к 1970 году на УАЗ стали выпускать модернизированную версию внедорожника — ГАЗ-69-68. Отличия от оригинала были в мостах — они ставились от грузового УАЗ-452. Также интересно, что на базе ГАЗ-69 размещали противотанковую установку Шмель — 2К15 (это ПТУР из 4 ракет).

ГАЗ-69

На базе этого автомобиля также делали интересный образец ГАЗ-19 — фургона 4х2, который применялся для развоза почты и был почтовым автомобилем в СССР.

Обращаясь к статистике можно увидеть колоссальное количество выпущенных образцов ГАЗ-69 — более шестьсот тысяч единиц примерно за двадцать лет — внушающая цифра. Помимо использования в СССР, внедорожник успешно экспортировался практически по всему миру — официально в 56 стран, неофициально — в намного большее их количество. Интересно, что для экспорта делали внедорожники в особенном исполнении под определенный климат, например, ГАЗ-69М или ГАЗ-69АМ.

ГАЗ-69 — панель приборов

Сотрудничая с партнерами, Союз передал документацию с технической частью для разработки в Румынию и в Северную Корею — там начали производить свои собственные модели ГАЗ-69 с адаптацией под конкретные местные условия.

Кроме того, на заводах СССР для структур МВД ГАЗ-69 дорабатывался путем установки металлической крыши.

Технические характеристики

Силовой агрегат

В качестве двигателя на модели устанавливали нижнеклапанный 2.0-литровый мотор, который выдавал 55 лошадиных сил. Силовой агрегат разработали на платформе шестицилиндрового мотора Газона-11, какой применяли на известном грузовом автомобиле ГАЗ-51.

Сама установка обладает четырьмя цилиндрами большого диаметра и функционирует на низкооктановом топливе (бензине) А-66. Силовую установку до этого устанавливали на автомобиль «Победа». Водяной насос имел наличие металлической массивной крыльчатки вентилятора, какая имела 6 лопастей.

Подвеска

Как уже говорилось выше, подвеска была жестковатой из-за рессор, ведь это не грузовой автомобиль был, однако модель не предполагали использовать в городских условиях и на ровной дороге. Внедорожная машина обладает рамной конструкцией, и два моста вместе с силовым агрегатом были закреплены на раме.

Все два моста являются ведущими, отсутствует межосевой дифференциал. Рама получила прямоугольную форму и обладает шестью поперечными усилениями. Передний мост можно комплектовать шариковыми ШРУСами Bendix-Weiss.

Рулевое управление

Несмотря на отсутствие гидравлического усилителя рулевого колеса в конструкционной составляющей машины, им можно было управлять без особенных трудностей, даже если «пикап» стоял на месте.

Тормозная система

Она также не имела усилителя тормозов, поэтому их можно назвать достаточно жесткими. Понятное дело, что на всех колесах установлены барабанные тормозные механизмы.

 Технические характеристики
Габаритные размеры
Длина 3850 мм
Ширина 1750 мм
Высота 2000 мм
Максимальная скорость 90 км/ч
Вес авто 1,5 тонны
База колесная 2300 мм
Колея передних/задних колес  1440 мм
Дорожный просвет 21 см.
Объем бензобака 60 литров
Расход топлива 14 л/100 км
Двигатель
Тип карбюраторный
Число цилиндров/расположение 4 в один ряд/вдоль кузова
Охлаждение жидкостное
Объем 2.12 л
Степень сжатия 6.2
Мощность 55 л. с.
Порядок работы цилиндров 1/2/4/3

ГАЗ-69, ГАЗ-69А

Первый прототип ГАЗ-69 Труженик

В 1946 году на замену ветерану ГАЗ-67, Горьковский автозавод приступил к разработке нового легкого универсального вездехода. Ведущим конструктором назначили Вассермана Григория Моисеевича. Перед ним поставили задачу разработать машину, которая бы на голову превосходила как отечественный 67-й, так и ленд-лизовский Willys. При этом если перед началом войны ГАЗ-64 и ГАЗ-67 разрабатывались как тягачи противотанковых орудий и транспортировщики боеприпасов, то в послевоенное время надобность в этом отпала сама собой. Интенсивный прогресс противотанкового вооружения не оставлял возможности их буксировки для легкого транспортера класса ГАЗ-67. Так что будущему внедорожнику была уготована роль штабной, разведывательной и хозяйственной машины.

Шасси с посадочным макетом ГАЗ-69А

Первый прототип собрали в начале 1948 года. Автомобиль получивший название ГАЗ-69 Труженик, отличался в общем-то незамысловатой конструкцией. Рама штампованная с лонжеронами закрытого сечения, двигатель от Победы мощностью 52 л.с., от нее же трехступенчатая КПП. Раздаточная коробка двухскоростная, мосты ведущие, подвески зависимые рессорные, тормоза всех колес барабанные, привод гидравлический. Проходимость не хуже ГАЗ-67, грузоподъемность 500 кг, масса буксируемого прицепа — 800. Кроме того 69-й имел восемь мест — вдове больше чем у предшественника, и это при том что колесная база увеличилась всего на 200, а общая длина на 500 мм.

Весной того же года ГАЗ-69 в качестве машины поддержки, отправился на государственные испытания ЗИМ ГАЗ-12. Еще спустя год автомобиль сам успешно прошел все госиспытания и рекомендован к производству. 25 августа 1953 года Горьковский автозавод освоил серийный выпуск вездехода. Автомобиль выпускался в двух исполнениях: двухдверный восьмиместный ГАЗ-69 (двое спереди, шестеро на продольных лавках) и четырехдверный ГАЗ-69А с пятиместным салоном легкового типа. Также выпускались модификации с экранированным электрооборудованием. Обозначались они ГАЗ-69Э и ГАЗ-69АЭ соответственно. Существовали также экспортные модификации ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ с 65-сильным двигателем увеличенного 2432 см3 объема.

Серийный 69А первых годов выпуска

В декабре 1954 года из поставляемых с ГАЗа машинокомплектов, сборка внедорожников была организована на Ульяновском автозаводе. А в еще спустя два года, производство автомобиля полностью перенесли на УАЗ. Всего же ГАЗ выпустил 68125, а УАЗ 597360 машин. Автомобиль экспортировался в 56 стран мира. Кроме того по лицензии ГАЗ-69 выпускали в Румынии под маркой ARO и Северной Корее под маркой Kaengsaeng.

Для Советского Союза ГАЗ-69 стал машиной знаковой. Будь то уборка картофеля, военный парад, геологоразведка или лесничество, да и во многих других сферах жизни огромной страны, нет-нет да мелькал короткобазный вездеход под лаконичным индексом ГАЗ-69.

Особенности двигателя ГАЗ-69 и технические характеристики

Внедорожник ГАЗ-69 получит силовой агрегат от не менее известной машины М20 «Победа». Его рабочий объем – 2,1 литра, а мощность достигает 55 «лошадей». Данный двигатель имеет неплохую тягу, которая составляет 127 Нм, поэтому машина и нравится любителям бездорожья. Однако погонять вы не сможете, так как предельная скорость внедорожника – только 90 километров в час.

На фото ГАЗ-69 можно увидеть, где может проехать этот удивительный автомобиль. Хотя машина действительно неплохая, как и любой отечественный автомобиль, владельцам приходилось частенько ремонтировать ГАЗ-69 и регулярно обслуживать его. Однако в те времена такое положение вещей считалось вполне нормальным.

Подключение передних ступиц осуществляется с использованием рычага раздатки, причем для этого не нужно выжимать сцепление. Правда, задействовать понижающую передачу можно лишь после остановки автомобиля, а вот включение более высокой скорости лучше выполнять во время движения. ГАЗ-69 не может похвастать наличием межосевого дифференциала.

Сцепление достаточно простое, оно получило механический привод. Опытные владельцы внедорожника рекомендуют через каждую 1000 км пробега смазывать выжимной подшипник и рычаги сцепления.

Очень важно понимать, как работает сцепление – https://avtopub.com/printsip-rabotyi-stsepleniya-avtomobilya-kak-rabotaet-stseplenie/

Обслуживание мостов рекомендуется проводить через каждые 6000 км пробега. Сегодня найти машину с оригинальными мостами практически нереально, так как вместо них, как правило, используются мосты от «Волги» или того же УАЗ-469.

Плюсы и минусы

Автомобиль отличается положительными и отрицательными качествами. К плюсам следует отнести:

  • высокое качество металла, использованного при изготовлении кузова;
  • большой клиренс;
  • прекрасные внедорожные характеристики;
  • полноприводность;
  • возможность перемещения небольших прицепов;
  • функция откидывания тента салона;
  • компактность;
  • наличие стеклоочистителей лобового стекла.

Одновременно данная модель характеризуется следующими недостатками:

  • отсутствием гидроусиления рулевого управления и тормозов;
  • руль и сиденья не регулируются;
  • недостаточным комфортом;
  • сильной тряской в салоне при передвижении по ухабам;
  • неравномерностью отопления салона;
  • недостаточной мощностью двигателя.

Но, несмотря на перечисленные слабости, машина остается передовой разработкой по меркам своего времени.

Конструктивные особенности автомобиля

Итак, первый экземпляр был собран в октябре 1947 года. В феврале следующего года появились еще два автомобиля, а концу 1948 года был выпущен четвертый опытный образец. Основная модель представляла собой универсальный двухдверный автомобиль с грузопассажирским кузовом. Конструкция внедорожника продумывалась до малейших деталей. Упрощенный цельнометаллический кузов Газ 69 был установлен на раме из листовой стали. Машина вмещала 8 человек – водитель и один пассажир спереди, еще 6 – на продольных сиденьях в заднем отсеке кузова. При необходимости, сиденья легко поднимались и освобождалась просторная грузовая платформа, вмещающая до 500 кг груза. Кроме того, автомобиль мог использоваться для буксировки прицепа, в котором было разрешено перевозить до 800 кг груза.

Задний борт кузова был откидывающимся. Для защиты от непогоды и ветра конструкторами была предусмотрена возможность установки откидного тента из брезента со съемными боковинами. Благодаря специальным кронштейнам для крепления, в кузове можно было разместить носилки для перевозки раненых, лопату, топор. Были и специальные проемы, позволяющие хранить верхние половинки дверей, которые были съемными.

Серийное производство этой модели, начатое в 1953 году, сначала осуществлялось на Горьковском автозаводе. В 1956 г. производственные мощности были  перенесены в Ульяновск. Именно тогда УльЗиС получил свое новое название УАЗ – Ульяновский Автомобильный Завод, после чего машины стали собирать практически полностью из родных узлов, получая от ГАЗа лишь некоторые агрегаты (двигатель, колеса). Ульяновские внедорожники быстро завоевали популярность на всей территории советского пространства, а с 1956 года стали выпускаться на экспорт.

В 1953 г. было налажено производство двух модификаций автомобиля. Помимо базовой модели (описанной выше), был собран Газ 69 А, который имел четырехдверный кузов и пассажирский салон на пять мест, по аналогу с обычной «легковушкой». Эта модификация выпускалась до 1972 года.

Как уже было сказано выше, машины 69-го семейства активно эксплуатировались сельскими тружениками, полярниками, геолого-разведовательными группами и пр. Задействовали их и для армейских нужд: помимо тягача для буксировки пушек, минометов и тяжелых пулеметов, внедорожник использовали и как базу для создания целого ряда  военных машин спецназначения, в том числе, машин радиационной и химической разведки, противотанковой пусковой установки, дорожного индукционного миноискателя и пр.

На шасси ГАЗ 69 с установленным усиленным кузовом от «Победы» с 1955 по 1958 гг. выпускалась оригинальная версия Газ-М72. Параллельно КБ завода разработало еще одну модификацию – Газ-46, которая представляла собой легкую амфибию. Кроме этого, было создано еще несколько версий, которые так и не пошли в серийное производство (например, Газ-19, предназначавшийся для транспортировки почты, или Газ-62 – более мощный внедорожник с кабиной над двигателем). Также на базе ГАЗ 69 были созданы машина милиции, штабная пожарная машина, санитарный фургон, командно-штабной автомобиль, автокран, снегоболотоход, самосвал и еще целый ряд модификаций.

Модификации


Современная модель автомобиля скорой ветеринарной помощи на базе ГАЗ-69. Настоящие машины до наших дней не сохранились или находятся в неприглядном состоянии

Помимо исходных ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, производились следующие основные варианты полноприводного автомобиля:

  1. ГАЗ-69Э. Отличался благодаря наличию экранировки, предотвращающей создание помех в радиодиапазоне во время работы системы зажигания, стартера и прочего электрического оборудования;
  2. ГАЗ-69М. Оборудовался мотором, работавшим на бензине с октановым числом 72, объем цилиндров – 2,432 литра. Представляет собой экспортную модификацию восьмиместного внедорожника с двумя дверьми и откидным задним бортом. По расходу горючего сопоставим с исходной моделью;
  3. ГАЗ-69МЭ. То же, что и ГАЗ-69М, но с экранировкой;
  4. ГАЗ-69-68 – одна из последних модификаций с измененной трансмиссией и ходовой частью. Производилась с 1968 года. Имелись также экспортные варианты ГАЗ-69-68М и ГАЗ-69-68МЭ – второй с экранировкой;
  5. ГАЗ-69-68МТЭ – «тропическое» экспортное исполнение восьмиместного внедорожника;
  6. ГАЗ-69А-68 – последняя модификация внедорожника с пятиместным кузовом, изменения в конструкции аналогичны ГАЗ-69-68.

Кроме того, на базе этой машины были созданы многочисленные специальные автомобили.

Перечень лишь некоторых из них:

  1. ПМГ-20, ПМГ-29 и АШП-4 – автомобили для пожарных. АШП-4 – штабной вариант;
  2. ГАЗ-69 ЛСД – медицинский фургон;
  3. СВП-69М – машина для оказания скорой ветеринарной помощи;
  4. ГАЗ-69РХ – автомобиль для химической и радиационной разведки;
  5. 2П26 – мобильная установка для запуска противотанковых ракет (комплекс «Шмель»);
  6. ГАЗ-69С – снегоход с особыми гусеницами;
  7. ГАЗ-46А – плавающий автомобиль-амфибия.


Восстановленный милицейский ГАЗ-69П в классической желто-синей раскраске

Особого внимания заслуживает милицейский «газик» — ГАЗ-69П. Эта модификация делалась на основе восьмиместного ГАЗ-69 в ремонтных мастерских. Позади от водителя устанавливалась прочная металлическая перегородка с маленьким окном, забранным решеткой. Вместо брезентового тента установлена постоянная металлическая крыша. Делали её, что интересно, на предприятиях, где в качестве основного рабочего контингента использовались заключенные.

Ветровое стекло у ГАЗ-69П не откидывается, оно жестко закреплено и является частью постоянного закрытого верха. Оборудование машины дополнено проблесковым маячком и громкоговорителем. «Фирменная» желтая окраска, хотя и была общепринятой, но никакими официальными стандартами не оговаривалась, равно как и синяя полоса с надписью «Милиция».

Технические характеристики советского джипа

Так что же представлял собой этот, так популярный в стране Советов, «Козлик»? В отличие от предыдущего поколения внедорожных легковых автомобилей Газ-67Б, новая модель могла похвастаться современным двигателем, более жесткой рамой и наличием рессор, которые соединялись с ней через резиновые подушки, тормозами с гидравлическим приводом и двухступенчатой раздаткой. ГАЗ 69 также получил отопитель, который даже в сильные морозы был способен поддерживать в салоне оптимальную комнатную температуру.

Стоит отметить, что количество агрегатов и узлов этой модели, унифицированных с наиболее популярными машинами того времени, превысило 60%. Апробированные на серийных легковых и грузовых автомобилях детали, позволили удешевить производство нового ГАЗ 69, упростить его текущий ремонт и обеспечить необходимыми запчастями.

«Шестьдесят девятый» комплектовали 4-х-цилиндровым двигателем, позаимствованным от недавно выпущенной «Победы». Рабочий объем силового агрегата составлял 2,12 л., а мощность в 50 л.с. Правда, чуть позже мотор стал 55-сильным. Новый двигатель был более надежным и экономичным. Средний расход топлива этого советского джипа был около 12 литров / 100 км пути. Этот показатель увеличивался во время езды по бездорожью и использовании прицепа.

Количество и объем топливных баков зависили от модификации. У модели Газ 69 А был лишь один бак, который вмещал 60 литров горючего и располагался сзади. У базовой модели ГАЗ 69 баков было два: основной 47-литровый бак находился под капотом, а дополнительный бак, рассчитанный на 27 литров, конструкторы поместили под водительское сиденье.

От «Победы» Газику досталась и трехступенчатая КПП с синхронизаторами на 2-й и 3-й передачах. Шестеренчатую раздаточную коробку ГАЗ 69 с демультипликатором конструкторы расположили отдельно от двигателя. Сцепление автомобиля – сухое однодисковое. Ручной тормоз сначала был дисковым (как на ГАЗ-51), потом его заменили на барабанный. От Газ-12 машине достался усовершенствованный рулевой механизм, обеспечивающий более легкое управление.

Ведущие мосты первых ГАЗ 69 были аналогичными модели Газ 67Б. Межосевой дифференциал предусмотрен не был, имелся лишь межколесный неблокируемый дифференциал заднего моста. Позже конструкторы заменили мосты на более надежные и долговечные, как у УАЗ-452. От предшественника, 67 модели, автомобилю достались и шины с рисунком «расчлененная елочка».

Несмотря на то, что по сравнению с Газ 67Б, вес нового Газика был немного выше (1525 кг), это не мешало ему более быстро передвигаться по грунтовым дорогам. Среднетехническая скорость составляла 35-40 км/час против 25 км/ч у Газ-67Б. Максимальная скорость достигала 90 км/час.

Поскольку Газик относился к классу автомобилей повышенной проходимости, он имел привод на все четыре колеса и увеличенный дорожный просвет – 210 мм. Компактные размеры ГАЗ 69, оптимальное распределение веса по осям и шесть передач КПП позволяли с легкостью преодолевать бездорожье, снежную целину и другие сложные участки пути. Ему были нипочем слой грязи глубиной 0,25 м, снежный покров до 0,4 м, брод, достигающий 0,7м, подъем в гору с уклоном до 34°. Этот легковой автомобиль проезжал там, где надолго застревали ЗИС-151. Машина имела высокие тяговые свойства и с честью выдерживала все испытания

Трансмиссия ГАЗ-69

Коробка ГАЗ-69 была «позаимствована» у «Победы». Раздатка установлена отдельно от двигателя внедорожника. Сцепление автомобиля стандартное для автомобилей тех лет – однодисковое сухое. Рулевой механизм был позаимствован от ГАЗ-12, поэтому управление более лёгкое, чем у ГАЗ-67Б.

Базовая модификация ГАЗ-69 имела 2 бака, один из которых находился под капотом автомобиля и вмещал в себя 47 литров бензина, а второй, дополнительный – под водительским сиденьем автомобиля. Ёмкость дополнительного бака составляла 27 литров. Модель ГАЗ-69А имела только один топливный бак на 60 литров.

Применение

Автомобили ГАЗ-69 и 69А в течение 20 лет являлись основными легкими внедорожниками в Советской Армии и войсках стран Варшавского договора. Автомобили применялись для перевозки личного состава и в качестве тягачей для легких артиллерийских систем весом до 800 кг.

На базе армейских внедорожников создавались специальные установки, например, передвижные радиостанции или автомобили химической разведки. На машинах устанавливались пусковые установки противотанковых ракет. Одной из известных модификаций ГАЗ-69 является боевая машина 2П26 ПТРК «Шмель».

Для десантных частей поставлялись внедорожники со снятой рамой ветрового стекла и с демонтированными выступающими внешними элементами. Внедорожник ГАЗ-69 явился основой для плавающей машины ГАЗ-46.

На аэродромах ГАЗ-69 использовались в качестве перевозчика стартерного комплекса АПА-12, предназначенного для запуска турбореактивных двигателей.

Машины часто лишались тента, вместо которого устанавливался металлический верх. Работы выполнялись на провинциальных авторемонтных заводах. В частное владение автомобили попадали только после списания из государственных учреждений.

Нужно отметить, что большую популярность автомашины ГАЗ-69 получили на Кавказе и в Сибири, где они повсеместно использовались как вездеходы. Элементы шасси ГАЗ-69 использовались в конструкции ГАЗ-М72 – оригинального полноприводного автомобиля на базе кузова «Победа». Внедорожник выпускался в Румынии на заводе ARO до 1975 года.

Модификации

Внешний вид Описание

ГАЗ 69А

Модификация имела 4 двери, 5 мест. и большой багажник

Длина/Ширина/Высота в мм. — 3850/1750/2000

Вес в кг.- 1500

Колесная база в мм.- 2300

Колея передняя/задняя в мм.- 1440

Мощность в л.с.- 55

Объем двигателя в л.- 2,12

Максимальная скорость в км/ч — 90

ГАЗ 69-68

Модификация получила 2 двери, 8 мест и откидной борт

Длина/Ширина/Высота в мм. — 3850/1750/2000

Вес в кг.- 1500

Колесная база в мм.- 2300

Колея передняя/задняя в мм.- 1440

Мощность в л.с.- 55

Объем двигателя в л.- 2,12

Максимальная скорость в км/ч — 90

ГАЗ 69Э

К базовой комплектации было добавлено экранированное оборудование

Длина/Ширина/Высота в мм. — 3850/1750/2000

Вес в кг.- 1600

Колесная база в мм.- 2300

Колея передняя/задняя в мм.- 1440

Мощность в л.с.- 55

Объем двигателя в л.- 2,12

Максимальная скорость в км/ч — 90

ГАЗ 69М

Модель изготовлялась для экспорта и имела более мощный 2,5 л. двигатель ГАЗ 69

Длина/Ширина/Высота в мм. — 3850/1750/2000

Вес в кг.- 1600

Колесная база в мм.- 2300

Колея передняя/задняя в мм.- 1440

Мощность в л.с.- 75

Объем двигателя в л.- 2,5

Максимальная скорость в км/ч — 100

ГАЗ 69П

Данный вариант изготавливался для милиции

Длина/Ширина/Высота в мм. — 3850/1750/2200

Вес в кг.- 1700

Колесная база в мм.- 2300

Колея передняя/задняя в мм.- 1440

Мощность в л.с.- 55

Объем двигателя в л.- 2,5

Максимальная скорость в км/ч — 90

ГАЗ 69Б

Модель была изготовлена для транспортировки почты и работы в сельскохозяйственной сфере

Длина/Ширина/Высота в мм. — 3850/1750/2200

Вес в кг.- 1800

Колесная база в мм.- 2300

Колея передняя/задняя в мм.- 1440

Мощность в л.с.- 55

Объем двигателя в л.- 2,5

Максимальная скорость в км/ч

ГАЗ 69 ЛСД

Модификация была разработана для медицины и ветеринарии

Длина/Ширина/Высота в мм. — 3850/1750/2200

Вес в кг.- 1800

Колесная база в мм.- 2300

Колея передняя/задняя в мм.- 1440

Мощность в л.с.- 55

Объем двигателя в л.- 2,12

Максимальная скорость в км/ч — 90

ГАЗ 69 ДИМ

ДИМ был выпущен специально для саперных служб, на автомобиль крепился индукционный миноискатель

Длина/Ширина/Высота в мм. — 3850/1750/2200

Вес в кг.- 1900

Колесная база в мм.- 2300

Колея передняя/задняя в мм.- 1440

Мощность в л.с.- 55

Объем двигателя в л.- 2,12

Максимальная скорость в км/ч — 90

ГАЗ 69А Шмель

На двухместную машину устанавливался ракетный комплекс «Шмель». Размеры кузова ГАЗ 69 оказались идеальными для монтажа установки

Длина/Ширина/Высота в мм. — 3850/1750/2400

Вес в кг.- 2200

Колесная база в мм.- 2300

Колея передняя/задняя в мм.- 1440

Мощность в л.с.- 55

Объем двигателя в л.- 2,12

Максимальная скорость в км/ч — 70

Тюнинг

Модель неизбежно устарела. Но современные автолюбители используют тюнинг, улучшающий качества автомобиля.

Тюнинг ходовой части

Тюнинг ходовой части этой внедорожной машины рассчитан на повышение проходимости и плавности хода. Указанное достигается лифтингом подвески, с увеличением диаметра колес.

Клиренс увеличивается с удлинением серег или проставок между рессорными амортизаторами и мостами.

Мотора

В связи с отсутствием подходящих запчастей, для переделки двигателя ГАЗ-69 потребуется применение фрезерных и токарных работ, чтобы изготовить недостающие детали самостоятельно.

Чертежи двигателя и других элементов ГАЗ-69 представлены в открытом доступе в интернете, включая фото внешнего вида, что открывает большой простор для творчества. Отдельные комплектующие используются из другой отечественной техники. Схожими характеристиками обладают двигатели МТЗ и ГАЗ-52.

Мотор не предполагает передвижение автомобиля на запредельных скоростях, поэтому нет смысла переделывать систему охлаждения.

Внешний тюнинг

Чтобы придать машине внушительный внешний вид, одновременно улучшив функциональные возможности и характеристики, ГАЗ-69 дополнительно оборудуется:

  • прочными силовыми бамперами;
  • лебедкой;
  • широкопрофильными колесами.

Завершающие штрихи в оформлении авто — покраска в стиле «хаки».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector