Военно-морской флот россии. история форменной одежды вмф

Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ

Существует несколько типов парадной формы для разных погодных/климатических условий. Головным убором в комплекте парадного образца служит белая/черная фуражка (летняя либо зимняя/шерстяная) или же шапка-ушанка, пошитая из черного меха (полковники, высшие офицеры и капитаны первого ранга носят каракулевую шапку с козырьком).

Обязательным элементом любого типа парадной формы офицера и мичмана является черный галстук, с золотистой закрепкой. Также в комплекте имеется шерстяная тужурка: черная (парадная) либо белая (летняя). Черные шерстяные брюки, белая рубашка и золотистый пояс – основа любой парадной формы.

Обувь – черные или белые ботинки/сапоги либо полуботинки/полусапоги. Также может присутствовать белое кашне или съемный воротник (в зависимости от погодных условий). В качестве верхней одежды – черное пальто из шерстяной ткани. На нем носятся нашивные погоны, так же как и на тужурках. На рубашках – съемные. Зимняя парадная форма предусматривает теплые черные перчатки. Также разрешается ношение демисезонных плаща или куртки, белых перчаток.

Напоследок

Будь то морская бескозырка или же другие вариации головных уборов для тех людей, кто каким-либо образом связан с флотом, данные вещи не перестают пользоваться огромным спросом. Рассмотрим основные модели.

  • Военно-морские летние фуражки – один из самых известных вариантов. Носят их также и на торговом флоте. Только в этом случае к ним добавляются «крабы» (кокарды) и не устанавливаются «дубки» на козырьке (за исключением капитанов). Изготавливаются они из лёгких материалов. Хотя бывают и исключения (всё зависит от желаний заказчиков). Первые, конечно же, в жаркое время года использовать намного удобнее. Они позволяют голове «дышать».
  • Фуражки гражданского флота обычно имеют козырьки, вышитые бронзовой канителью. Существуют зимние и летние модели, прекрасно защищающие голову от холода и жары. Идеально смотрятся с длинными пальто и о многом говорят!
  • Адмиральские фуражки выполняются из сукна с использованием верха с пружиной («аэродромом»). Козырёк вышивается канителью с позолотой. Этим адмиральская фуражка от обычной, в принципе, и отличается. Высота тульи оговаривается с будущим владельцем перед изготовлением. Общепринятый размер составляет шестьдесят пять миллиметров. Высший комсостав носит фуражки с большей тульей.
  • Курсантские военно-морские фуражки – классический фасон. От офицерских отличаются они более бюджетным вариантом, низкой тульей и кокардой под названием «орех». Очень часто такие головные уборы заказываются работниками гражданского флота. Естественно, с соответствующими козырьками и без белых кантов. Данная ностальгическая вещь напоминает о старых добрых традициях и царского, и советского флота. Великолепно смотрится с плащом и прочей форменной верхней одеждой. В торжественных случаях – аксессуар незаменимый для моряка.

Мировая история гюйсов

Во времена Средневековья гюйсы говорили о порте приписки определенного корабля. Первым носовым флагом считается гюйс принца Оранского, о котором упоминалось в 1572 году при описании взятия гезами городка Ден-Брил, первого освобожденного от испанцев. Однако характеристики гюйса не сохранилось — есть предположение, что его вид копировал флаг Оранского дома — оранжевая, белая и синяя равные горизонтальные полосы.

Одним из самых известных гюйсов был бушпритный флаг унии Англии и Шотландии, украшавший суда в 1634-1707 годах. На символику шотландского флага Святого Андрея (белая перевернутая буква «Х» на синем фоне) была наложена символика английского флага Святого Георгия (красный крест на чисто белом фоне). Гюйс в чем-то стал прообразом будущего флага Великобритании. Развеваться он должен был только на военных кораблях, отчего гез и прозвали «Юнион Джек» («союзный гюйс»); торговые корабли имели право располагать только флагом Святого Андрея или Святого Георгия, в зависимости от принадлежности к стране-участнице унии.

Теперь плавно перейдем к истории гюйса ВМФ России, прежде всего ознакомившись с его происхождением.

Головной убор моряка в историческом прошлом


Кивер моряка Изначально русские моряки пользовались шляпами с полями, которые делались из валяного материала. Их ввели как часть морской формы в 18 веке. Это была довольно практичная вещь, которая хорошо защищала от капризов природы, многие крестьяне тоже успешно пользовались такими головными уборами. Изделия оставались актуальными на протяжении порядка 150 лет, их отменили только в 19 веке. За период их присутствия в форме они несколько раз менялись внешне, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкие полы спасали от дождя и солнца, но мешали на ветру, при передвижении в трюме, работе со снастями и парусами. Необходимо было искать более практичный вариант.

Интересно: Почему человек не узнаёт свой голос на записи?


Гренадерская шапка

Под конец же 18 века на смену этим вещам пришли гренадерские шляпы. Их ввел Павел I, а матросы сразу же отметили их неудобство. Ведь высота такого головного убора достигала 30 см, он был тяжелым, обладал неудобной формой. Введенный в 19 веке кивер тоже не отличался удобством, он имел форму ведра. Такие вещи хоть и смотрелись броско, но препятствовали выполнению матросами их прямых обязанностей, были одинаково неудобны как в повседневной морской рутине, так и в бою. Но императорский взгляд на внешний вид моряка – это одно.

А что касается настоящих флотских предводителей, адмиралов – они видели весь вред от этих нововведений. Ушаков – указывал на вред от подобной формы, которая появилась в рамках подражания европейским веяниям. Подобные вещи культивировались в Прусской армии.

Разновидности японских зонтов

Со временем мастера стали модифицировать расцветку зонтов. Появились бангаса и дзяномэгаса. Термин бангаса родился в годы средневековья, когда купцы одалживали своим клиентам в плохую погоду зонты. Внешне они были достаточно простыми, одноцветными и сугубо функциональными. Ими чаще пользовались мужчины. Для того чтобы зонты не потерялись, на них сверху наносили номер (бан), а порой и название лавки. А зонты дзяномэгаса были более изящными — черными, красными, голубыми с белым пятном в центре. Отсюда и название дзяномэ — «змеиный глаз».

Иногда концентрические круги заменяла цветная спираль. Ими особенно любили пользоваться разряженные в праздничные кимоно японки. Затем вошли в обращение эхигаса — зонты, раскрашенные изображениями птиц и цветов. Эти зонты в дождливые сезоны стали неотъемлемой частью туалета столичных модниц.

Надо отметить, что вагаса были (и остаются) весьма дорогим приобретением, поэтому с началом периода Мэйдзи (1868-1912) их столь легко стали вытеснять сравнительно дешевые европейские образцы с металлическими спицами.

К началу второй мировой войны в Японии насчитывалось около 10 тысяч мастеров по производству вагаса. Но в послевоенное время производство вагаса практически прекратилось, а профессионалов, способных изготовить настоящий японский зонт, остались единицы.

Изготовление вагаса превратилось из ремесла в искусство, и штучные поделки престарелых мастеров ныне рассматриваются как шедевры национальной культуры.

Увидеть такую красоту на улице в дождливую погоду — дело практически невозможное, поэтому любоваться японскими зонтами проще всего, рассматривая великолепные гравюры Харунобу с изображениями японских красоток и актеров Кабуки времен Эдо.

Фуражки: история возникновения и виды

Изначально фуражка представляла собой мужской головной убор, оснащенный козырьком и околышем. Такое изделие прежде называлось фуражной шапкой. В переводе с французского слово «фураж» означает «корм». Этот головной убор носили солдаты, ответственные за заготовку кормов и продовольствия. Форма у такой шапки была немного другая, она напоминала колпак с контрастным по цвету околышем.

Осенью 1811 года в России вышел указ, меняющий форму фуражки. По этому акту фуражные шапки должны были носиться младшими чинами как кивер, при этом высота его должна была быть уменьшена вдвое. Такая фуражка не имела козырька. В зависимости от рода войск фуражки могли украшаться различными нашивками и иметь разную расцветку. В последствие такие удобные шапки стали носиться военнослужащими всех родов войск. Фуражки представителей высших военных чинов стали оснащаться козырьком. Далее форма такого головного убора стала меняться в зависимости от области и условий применения.

Сегодня существует довольно много видов фуражек, они используются не только военнослужащими и представителями власти, но и обычными людьми. Пошивом фуражек на promoshapka.com занимается компания «Промошапка», здесь каждый покупатель сможет найти форменный головной убор на любой случай.

Разновидностями привычной для людей фуражки являются следующие головные уборы:

  • Бескозырка: такой головной убор используют матросы и старшины Военно-морского флота. Такие шапки оснащаются ленточками, которые позволяют бескозырке оставаться на месте во время шторма.
  • Кепи: такая фуражка предназначена для ношения солдатами в полевых условиях. Шапка подобного плана является очень мягкой, она не имеет жестких вставок. Кокарда такой фуражки чаще всего окрашена в защитный цвет. Появилось полевое кепи в конце XIX столетия. Спустя некоторое время шапка такого типа трансформировалась в привычную для современных людей летнюю кепку.
  • Картуз: этот вид фуражки является гражданским, он относится к летним головным уборам. Как и простая фуражка, картуз изначально предназначался для ношения его мужчинами. Однако сегодня картуз является элементом гардероба и мужчин, и женщин.

Древние виды фуражек были прародителями и других современных головных уборов — пилотки и берета. Пилотка произошла от островерхой фуражной шапки. Верх колпака для удобства заправляли внутрь, за счет чего возникали тканевые складки. В последствие при крое таких изделий мастера сразу создавали подобные складки, не расходуя ткань на колпак. Это способствовало экономии ткани. Так и появилась привычная для нас пилотка. Берет же является нестроевым потомком фуражки. Раньше берет представлял собой сменный чехол для фуражки. В качестве головного убора он стал использоваться в XX веке.

Мы в соцсетях

Читайте далее:

Как сделать фуражку из бумаги: цветная бумажная фуражка на карнавал, оригами из газеты

Как правильно перешить фуражку: пошаговая инструкция

Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора

Выкройка картуза для русского народного костюма: раскрой картуза пошагово

Что такое пилотка? какие виды пилоток существуют? как создать образ с модной пилоткой?

Картуз: это что, особенности, с чем сочетать женщинам и мужчинам

С чем носить женский картуз? с какой одеждой комбинировать? примеры женских образов со стильным картузом. фото.

Как определить силовое подразделение по цвету берета рф: какого цвета береты у спецназа, что значит он

Как сделать бескозырку из бумаги своими руками? инструменты, материалы. выкройка деталей. создание головного убора.

Как называется кепка без верха: определение, особенности, назначение

Что такое малахай, что это означает: история возникновения, как носят малахай в наше время

Как сшить бескозырку своими руками с выкройкой: морская бескозырка для мальчика своими руками

Что такое шапка буденовка? как она выглядит? история появления, версии шапки. фото примеров модной будёновки.

Что такое треуголка? описание головного убора, история, предназначение. что означает треуголка в россии? интересные факты.

Что такое тулья шляпы? описание тульи, значение слова. особенности мужской и женской тульи. чем украшают тулью шляпы?

Матросская повседневная форма

Что же представляет собой самый обычный флотский костюм нового образца на 2020 год? Флотский костюм, или выражаясь жаргоном военнослужащих ВМФ, рабочее платье (также матросская роба) – форма рабочей спецодежды для матросов, курсантов военно-морских училищ, а также старшин ВМФ России. Костюм моряка состоит из следующих предметов одежды:

  • Рубаха.
  • Брюки.
  • Матросский воротник.
  • Обувь.
  • Головной убор.

Рубаха моряка

Рубаха, носящаяся, как правило, со специальным пристежным воротничком, выкроена по образцу классической рубахи матроса. Спинка ее и цельный перед — без швов, с широким отложным воротником. Впереди расположен накладной карман, с изнаночной стороны — внутренний карман . Имеется разрез, который застегивается на пуговицу. Рукава рубахи прямые, втачные; простые погончики, соответствующие званию. Обязательным элементом матросской одежды является белая бирка с несмывающимся боевым номером. Носится такая рубаха навыпуск, а во время службы на вахте должна заправляться в штаны. В холод поверх комплекта надевается шинель, бушлат либо пальто.

Брюки моряка

Рабочие брюки матроса шьются из темно-синей хлопчатобумажной материи. Имеют боковые карманы, застежки, находящиеся на гульфике, а также пояс со специальными петлями (шлевками) под ремень. Изготавливается ремень преимущественно из свиной кожи, на его бляхе – эмблема ВМФ России. На пряжке образца, существовавшего в СССР, изображался якорь со звездой.

Воротник матроса

Изготавливается воротник также из хлопчатобумажного материала, надевается поверх рубахи, имеет подкладку и три белых полосы, символизирующих победы ВМФ в таких сражениях, как чесменское, гангутское и синопское. Парадная военно-морская одежда также содержит в комплекте матросский воротник.

Головной убор моряка

Головных уборов в форменных комплектах ВМФ существует несколько. Один из них – бескозырная фуражка, к которой крепится лента с названием корабля либо с надписью «Военно-морской флот». Лента надевается на околыш. Он, как и донышко со стенками, выполнен из шерсти. На тулье головного убора расположена кокарда, представляющая собой золотистый якорь. В СССР кокарда имела форму так называемого «краба» — красной звезды в обрамлении листьев золотистого цвета. Летняя фуражка пошита из белой ткани (идет в комплекте со сменным чехлом). Зимним головным убором служит черная меховая шапка-ушанка.

В 2014 году в планах было ввести шерстяную шапку взамен шапки-ушанки для работ на открытом воздухе. Также в 2014 велись и другие разработки формы нового образца, однако некоторые нововведения не прижились.

Кроме того, комплект повседневной формы включает в себя берет.

Имеется в наборе головных уборов и пилотка. На лицевой стороне пилотки расположена золотистая кокарда в виде якоря. В форме ВМФ советских времен пилотка предназначалась для экипажей подводных судов. Имела черную расцветку и различалась по типу — для рядовых и для офицеров. Относительно недавно пилотка принята как часть обмундирования ношения всего состава ВМФ. Полукруглый ее фасон был заменен на прямоугольный. Также пилотка получила белые выпушки, которые ранее предназначались только для головных уборов мичманов и офицеров, а также кокарду взамен звезды.

Обувь

К вышеописанному костюму прилагаются ботинки, сшитые из юфти, на толстой подошве, именуемые на флотском жаргоне «прогарами» или «гадами». Не так давно ботинки шились со шнурками, но сейчас, в 2020 году, имеют и резиновые вставки (введены они были в 2014 году). На территориях, где царит суровый климат, военнослужащие носят яловые сапоги. Тропическая форма предусматривает ношение сандалий.

Также в полном комплекте повседневной формы имеется тельняшка полосатая, перчатки и шапка-ушанка.

История создания

Своим появлением, морская форма обязана Петру Первому. Этот царь является создателем русского флота, и именно по его повелению была введена единая форма для матросов и младших офицеров. Первое обмундирование было полностью скопировано у голландских моряков, и состояло из таких элементов:

  • Шляпа с широкими полями;
  • Короткие штаны защитного цвета;
  • Кожаные туфли;
  • Чулки;
  • Куртка из грубой шерсти.

Несколько позднее, была утверждена другая форма одежды: треуголка, камзол, рубаха свободного покроя и парусиновые штаны. Примечательно, но одежда моряков уже в те времена различалась на рабочую и парадную. При этом, в рабочем платье, появляться на палубе строго воспрещалось.

Самое интересное, что за годы своего существования, одежда моряков практически не изменялась. В частности, современная форма одежды была утверждена ещё в 1951 году. Разумеется, к военно-морской форме постепенно добавляются отдельные регалии и элементы одежды, в соответствии с обще установленными правилами. Например, в настоящее время в ВМФ предусмотрены женские комплекты обмундирования, моряки могут носить береты и ботинки с высоким берцем.


Форма ВМФ

История появления – легенды и реальность

У современных моряков ленты на бескозырках — обязательный атрибут / Фото: yandex.ua

В наши дни, независимо от того, какой стране принадлежит флот, ленты на фуражках моряков присутствуют в обязательном порядке.

Первые ленты появились как обереги у средиземноморских рыбаков / Фото: rossaprimavera.ru

Изначально это было на уровне обычая, появившегося у рыбаков средиземноморья. Им давали ленты их близкие и жены, которые собственноручно вышивали на них слова молитв, пожеланий, любви. В то время считалось, что ленты являлись своеобразным талисманом, приносящим удачу, оберегом, который оградит от всех бед и напастей и позволит человеку вернуться с уловом домой. Часто на лентах писали даже краской одно из личных качеств ее владельца. Использовались они для того, чтобы подвязывать волосы.

Традиция наносить на ленты надписи с качествами моряка сохранилась и по сей день / Фото: kapterka.com.ua

Когда ввели первую форму, обязательную для ношения по уставу, в военном флоте официально наличие лент нигде не регламентировалось. Тем не менее, существует легенда, согласно которой моряки английского флота во время штурма крепости Кюрасао (она тогда принадлежала голландцам) повязали ленты с надписью, сделанной золотыми буквами – «неустрашимые».

Удачным штурм не был, но обычай сохранился и вскоре распространился на весь флот не только Великобритании, но и других государств.

По одной из версий, появление ленточек на бескозырках связано с трауром по адмиралу Нельсону / Фото: sammler.ru

Есть еще одна версия возникновения этой характерной детали на бескозырках. Согласно ей, впервые их прикрепили к головному убору в начале девятнадцатого столетия как дань памяти об адмирале Нельсоне, который погиб во время Трафальгарской битвы, и являлись траурным знаком.

Именно в связи с этим они и имеют традиционно черный цвет, точнее, имели. Со временем появились и другие варианты.

Российские моряки начали носить ленты только после 1857 года / Фото: cont.ws

Российские моряки стали носить ленты уже после 1857 г. Уставом их утвердили спустя почти двадцать лет – в 1874 г. На них должен был указываться номер экипажа или название корабля. Длина таких лент тоже была строго определена Уставом – 140 сантиметров. Кстати, в России не только моряки носили головные уборы с лентами, но и пехотинцы.

Согласно Уставу, первые ленты должны были быть в длину 140 сантиметров / Фото: p-library.lenobl.muzkult.ru

История возникновения

Тарас Шевченко как солдат отдельного линейного батальона Русской армии в бескозырке, 1847 год.

В ноябре 1811 г. при императоре Александре I во всех частях флота в виде повседневного головного убора была введена бескозырка.

Бескозырка образца начала 20 века.

В начале XIX в. околыши матросских фуражек украшались буквами и цифрами, которые подкладывались желтым сукном.

Начиная с середины XIX в. в бескозырку добавлена деталь – белые канты, украшающие головной убор моряка и по сей день.

В 1857 г. клеенчатые шляпы матросов стали украшать первые ленты. В 1872 г. эти ленты появились на фуражках.

В 70-х гг. XIX в. вводится чёрная бескозырка. 19 августа 1874 г. для рядового состава экипажа были утверждены ленты, которые нормировались точным размером, формой букв. В 1923 г. на краснофлотских лентах утвердился шрифт наносимых букв.

Бескозырка с гвардейской лентой.

В 1943 г. лента гвардейских кораблей появляется на бескозырках советских моряков. Она имеет особое значение, поскольку чередуются полосками оранжевого и черного цвета. Оранжевый цвет это цвет пламени, черный – цвет порохового дыма.

Стоит отметить тот факт, что лента на бескозырке имела практическое применение. В сильную ветреную погоду моряки удерживали бескозырку, обвязывая концы ленты вокруг шеи или зажимая ее зубами. Длина ленты составляла 160 см, больше чем у современных бескозырок.

Задачи морской пехоты

К задачам морской пехоты относятся:

  • захват области высадки, создание и удерживание плацдармов высадки, оборона базы высадки;
  • захват важных побережных рубежей и объектов, удержание позиций до прибытия основных сил;
  • захват портов, мест дислоцирования вражеских морских частей;
  • уничтожение находящихся в побережной зоне или острове элементов систем управления и высокоточного вражеского вооружения, объектов противовоздушной и противоракетной обороны, прибрежных аэродромов и прочих объектов противника.


Вертолет Ка-27ПС осуществляет высадку десанта морской пехоты на побережье противника

Требования к униформе

  • Ткань – старшинка. Представляет собой темный плотный материал. Ее преимущество – не подвержена линьке, сминанию, устойчива к загрязнениям.
  • Спереди на рубахе присутствует два кармана – один на лицевой стороне, другой на изнаночной. Оба кармана располагаются слева. Лицевая сторона имеет разрез, застегивающийся пуговицей при помощи петельки. Также две пуговицы располагаются на изнаночной стороне в конце разреза. Сзади на горловине расположена пуговица для пристегивания воротника. Погончики состоят из той же ткани, что и рубаха, нашиваются сверху. К лицевому карману рубахи пришивается небольшая белая бирка, на которую наносится специальный боевой номер.
  • Передняя половина брюк имеет два кармана. Передняя часть имеет лацбант с застежками или пуговицами.
  • Ремень изготавливается из кожи, имеет блестящую пряжку с официальной эмблемой ВМФ.
  • Воротник синего цвета, шьется из хлопчатобумажной ткани. Имеет три белоснежных линии по краю лицевой стороны. У воротника длинные концы с обеих сторон, которые имеют по отверстию для пристегивания к рубахе (две пуговицы в конце разреза изнаночной стороны).
  • Сзади к фуражке пришиты две ленты по 35 сантиметров каждая. Несколько вариантов надписи: название корабля, вид флота, вид сил, «ВМФ РФ». Концы этих лент украшены золотистым якорем. Спереди имеется кокарда с таким же якорем, как и концы лент.
  • Пилотка также с кокардой (якорь золотистого цвета).
  • Лицевая сторона костюма радиационной безопасности имеет карман (слева) с серийным боевым номером. Под этим специальным номером делается отличительный знак «РБ».
  • К галстуку старшим по званию прикрепляется золотистая заколка.

Крепость Ям

О. Косвинцев «Крепость Ямгород. XV век» (2004) (Кингисеппский историко-краеведческий музей)

Сейчас это город Кингисепп Ленинградской области, а в XIV веке Новгородская республика построила на берегу реки Луги крепость для защиты от Ливонского ордена. Возведенная в рекордные 33 дня, крепость Ям выдержала все многочисленные осады.

Остатки угловой башни (Дмитрий Кудряшов)

Потом ее перестроили — она была захвачена шведами, те ее опять перестроили, и наконец в 1703 году ее отбил обратно Петр I. Опасность со стороны шведов миновала и крепость разобрали.

Вал крепостной стены — сейчас часть Летнего сада в городе Кингисепп, Ленинградская область (Екатерина Борисова)

В настоящее время на месте крепости находится парк, а также крупная археологическая площадка — здесь находят останки стен, построенных в разные века.

Военно-морской флот России. История форменной одежды ВМФ

Созданием регулярных частей армии и военно-морского флота Россия обязана выдающейся исторической личности Петру Первому. В 1696 году осенью подписывается государственный указ: «Морским судам быть». Вскоре Российская империя по праву может называться первой среди представителей морских держав.

Рубежи России на всей протяженности береговой линии омываются тринадцатью морями. Круглосуточную службу, обеспечивая боевую готовность кораблей, несут военные подразделения ВМФ РФ. Так же как и Военно-морской флот имеет длинную историю своего становления и развития, так и форма матросов претерпевала многочисленные изменения в течение всего периода истории. Со времен царской России было создано огромное количество вариантов обмундирования для военных.

Первый флотский костюм состоял из серой или зеленой куртки, коротких панталон, чулок и широкополого головного убора. За образец униформы взяли обмундирование голландцев. В качестве повседневной форменной одежды моряки носили просторную блузу, брюки из парусины, камзол и треуголку. Именно так выглядели команды моряков во времена знаменитого похода адмирала Ушакова по Средиземному морю.

Для корабельных работ моряки облачались в парусиновый костюм серого цвета. Сверху надевался белоснежный блузон с воротником цвета лазури. Этот вариант ношения морской формы был утвержден для рядовых матросов в 1874 году. На протяжении следующего периода времени смены фасона и материала для изготовления одежды служащих ВМФ были минимальны, вплоть до современного варианта пошива морского платья 1951 года. Приказом военного министерства чинам старшего офицерского состава и рядовым матросам предписывалось носить рабочий костюм: тёмно-синюю тельняшку и рабочую блузу с отложным воротом. В качестве головного убора – пилотку и бескозырку.

Следует отметить, что до начала восьмидесятых годов прошлого столетия для пошива рабочей одежды служащим ВМФ использовалась ткань, которая легко поддавалась очистке – облегченная парусина. Основным цветом рабочей робы был белый для матросов, несущих службу на Черном море, повседневная одежда лазурного цвета для служащих других флотилий ВМФ. Позже морская форма становится темно-синей, а на материал для ее пошива идет преимущественно хлопчатобумажная ткань.

Сейчас на пошив флотского костюма используется старшинка, считающаяся среди матросов наиболее качественным материалом. Это темное полотно, абсолютно немаркое, за счет повышенной плотности ткани очень износостойкое и практичное. Бесспорным преимуществом материала является способность не линять и не мяться.

На протяжении всего периода истории ВМФ остается неизменным обязательный атрибут – белая тканевая нашивка на блузе, на которой нанесен личный номер военного. Носят блузу навыпуск, заправляя только на вахтовом дежурстве. На пряжке брючного ремня во времена СССР было изображение якоря со звездой, позже звезду убрали, а современная пряжка имеет эмблему ВМФ России. Отдельно стоит сказать о форменном морском воротнике. Широкий, насыщенного синего цвета, с тремя белыми полосками по краю, символизирующих три блестящих морских сражения – Гагунтское, Синопское и Чесменсое, в которых Россия вышла победителем.

Именно матроска с широким отложным воротом дала начало зарождению «морского» стиля в одежде. А морская символика присутствует на моделях из многих коллекций мировых кутюрье. Ношение фуражки-бескозырки было утверждено в 1911 году, ленточки с названиями экипажа флота и корабля появились позже. В настоящее время традиция носить на лентах бескозырки название своего судна возрождается среди служащих ВМФ.

Сколько раз бы ни менялось обмундирование защитников морских рубежей России на протяжении всего периода истории, главным событием для каждого моряка остается День рождения ВМФ России, 31 июля. Это великий праздник для всех тех, кто посвятил свою жизнь защите Родины, кто исполняет гражданский долг, терпя трудности и лишения, обеспечивает спокойствие мирных граждан. Это профессиональный праздник тех, кто дает уверенность, что морские границы России неприкосновенны и находятся под надежной защитой всех оперативно-стратегических объединений Военно-морского флота РФ – Черноморского, Северного, Балтийского, Каспийского и Тихоокеанского.

Дополнения от 1964 года

С августа 1964 года в парадно-выходном костюме пехотинца были произведены некоторые изменения. Черные суконные брюки носились на выпуск, а вместо обуви выдавались хромовые ботинки. Всего лишь на один год изменения коснулись внешнего вида погон. Красные канты, предусмотренные для офицеров, уже в 1965 году были упразднены.

Для войск МП, выполняющих задания в зонах с высокотемпературным (жарким, влажным) климатом, предусмотрен специальный вариант формы. Он представлен панамой бежевого цвета, рубашкой с коротким рукавом. Материал для погон такой же, как и для рубашки. Брюки носились на выпуск, а в качестве обуви использовались сандалеты. Солдатам и матросам полагалась синяя куртка, а также шорты. Специфика фасона заключалась в том, что рукав куртки был, как и в рубашке, коротким.

Начиная с 1967 года на берете располагается красный вымпел. До сих пор он считается одним из символов морского пехотинца. Для солдат, которые принимали участие в параде Победы в Москве, вымпел располагался с двух сторон. Когда коробка проходила по Красной площади, то мавзолей с трибунами оказывался справа, поэтому вымпел и дублировался.

В 1969 году меняется кокарда на берете. Она теперь овальной формы. Картинка представлена золотистой каймой, внутри которой на черном фоне красуется красная звезда. Данный знак был закреплен только за кокардой для беретов. Аналогов в других родах войск не было.

Одежда, определенная, как повседневная и предназначенная для маршей или полевых выходов, по внешним признакам у всех чинов не отличалась, а вот материал был разным. Офицерам полагалась рубашка и брюки из ПШ, а матросам из Х/Б. Матросы ПШ надевали только при проведении плановых проверок высшего уровня. На рубаках можно различить подлокотники, а на брюках – наколенники.

Узнай: Как выглядит устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ

На ноябрьском параде 1972 года войска МП были представлены солдатами в черных костюмах с белыми аксельбантами. Сейчас каждый дембель считает обязанностью украсить форму данным элементом, хотя уставным он так и не стал.

Исторический экскурс

Военно-морской флот появился у России довольно поздно. В самом концеXVIIвека, когда страны Европы уже успели исследовать почти весь земной шар, открыть большинство континентов и завоевать обширнейшие колонии. Появлением флота мы обязаны инициативе и неукротимой воле молодого императора Петра I, с детства влюбленного в романтику морских странствий и осознавшего, что без выхода в мировой океан Империя рискует превратится в колонию более развитых стран.

Первая форма морского флота была разработана самим Петром, по образцу формы голландских матросов, с которыми он тесно общался во время Великого Посольства 1697-1698 годов. Костюм состоял из коротких серых панталонов, нитяных чулок, куртки серого или зеленого цвета и широкополой шляпы-треуголки. В холодное время года поверх блузы надевался камзол зеленого цвета.

Военная форма моряков офицеров была более разнообразной и нарядной. В ней сочетались красные панталоны, белые чулки, зеленый камзол с широкими обшлагами на рукавах. Украшением служил белый шарф, завязывавшийся на шее в виде банта и украшенная перьями шляпа-треуголка. На ногах носили тупоносые башмаки с большой металлической пряжкой. Обязательным атрибутом офицерской формы была шпага на перевязи, постепенно трансформировавшаяся в кортик, ввиду того, что пользоваться длинным клинковым оружием в рукопашных схватках во время абордажа было неудобно.

Подобная военная форма моряков просуществовала с небольшими изменениями почти полвека. Только в серединеXVIIIвека красные панталоны уступили место белым.

К концу правления Великой Императрицы Екатерины II треуголки, панталоны и чулки в мужской одежде вышли из моды. Форма морского флота начала приобретать более традиционные формы. В началеXIXвека короткие штаны были заменены на брюки прямого кроя. У моряков появилась роба – повседневная форма одежды,шившаясяиз грубой парусины серого цвета. Для выхода на берег матросы поверх робы (или вместо – в теплое время года), надевали  белый блузон с широким отложным воротником лазурного цвета.

По мере развития флотов, несколько видоизменялась военная форма моряков. Для матросов Черноморского флота был утвержден белый парусиновый костюм для повседневного ношения. Матросы всех остальных флотовобмундировывалисьв робы лазурного цвета, во второй половинеXIXвека замененные на темно-синии.

К середине 60-х годов позапрошлого века в форменном обмундировании военных моряков появляется тельняшка – хлопковая или полушерстяная нательная рубаха без воротника, с нанесенными на неё горизонтальными темно-синими полосами.

Не смотря на свое более чем сомнительное происхождение – одеяние маргинальных слоев населения и каторжников, тельняшка впервые была утверждена в качестве элемента морской формы НаполеономIIIв 1859 году. Через несколько лет тельняшка была заимствована русскими моряками и стала самым узнаваемым элементом военно-морской формы.

В эти же годы были заимствованы у французских моряков бушлаты, заменившие собой длиннополые шинели, неудобные при работе на судах, блуза с отложным воротником и глубоким вырезом на груди и брюки-клеш.

К началу XX века форменное обмундирование матросов и офицеров приобрели черты, схожие с современной военно-морской формой. Были узаконены цвета офицерских кителей: черные и белые – парадно-выходные, блуза матросов была предписана белого (летняя) или темно-синего цвета. Неизменным оставался широкий накладной воротник (гюйс) на котором исторически имеется кайма из трех белых полос. Миф — в память о трех великих морских сражениях:Гагунтское,СинопскоеиЧесменсое, в которых Российский флот разгромил врага (турок). На самом деле три полосы на отложных воротниках-подкладках под длинные парики, были уже при Петре I, когда до знаменитых побед было еще далеко. Количество полос означало принадлежность к одной из трех флотилий, существовавших на Балтике. Три полосы украшалигюйсыматросов, входивших в состав гвардейского флотского экипажа – личной гвардии императора.  Последним по времени утверждения форменным элементом военно-морской формы, стали ленты к фуражке-бескозырке, которые появились не позднее 1872 года. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector