Сергей ильюшин

Дело всей жизни

Возглавив ЦКБ в начале 1930-х годов, Ильюшин вплотную подошел к главному делу своей жизни — созданию двухмоторного дальнего бомбардировщика. Сергей Владимирович считал, что и большие дела можно выполнять малыми силами, и стремился к минимальной стоимости опытных разработок. Ильюшин умел так выстраивать отношения, что все, кем он руководил, чувствовали себя равноправными участниками общего дела. В то же время он был исключительно скромным и тактичным, сдержанным и предупредительным, приветливым и обаятельным человеком. Из его КБ люди не уходили даже тогда, когда им поступали довольно привлекательные предложения из других организаций.

Для молодых специалистов академик Сергей Владимирович Ильюшин разработал «Краткую памятку конструктору», где описал основные вопросы конструирования частей, узлов и деталей самолета. Кстати, авиоконструкторы пользуются ей до сих пор.

Первой машиной, построенной ильюшинским КБ, стал дальний бомбардировщик ЦКБ-26. При испытаниях самолета были получены хорошие летные данные, не уступавшие характеристикам однотипных зарубежных бомбардировщиков. Работая над совершенствованием этой модели, Ильюшин разработал несколько модификаций: ДБ-3, ДБ-3Ф, последняя из которых была названа Ил-4.

Самолет ДБ-3 был построен в начале 1936 года. На нем были проведены летные испытания и дальний беспосадочный перелет с полной боевой нагрузкой Москва-Баку-Москва под руководством летчика-испытателя В.К.Коккинаки. В результате самолет ДБ-3 твердо завоевал репутацию отличного дальнего бомбардировщика и запущен в массовое производство.

Продолжая развивать удачную конструкцию, коллектив ОКБ Ильюшина в 1938 году выпустил новую модификацию самолета — ДБ-3Ф. Оснащенная более мощными двигателями и улучшенным вооружением, эта машина под названием Ил-4 сменила в 1940 году самолет ДБ-3 в серийном производстве.

Но подлинную славу Ильюшину принес другой его боевой самолет — штурмовик Ил-2. По существу, вся штурмовая авиация как новый род авиации, тесно взаимодействующий с наземными силами, была создана на основе самолетов конструкции Ильюшина.

Это был самый массовый боевой самолет в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. штурмовиков Ил-2.

Первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком, поступившим на вооружение ВВС, стал Ил-28, получивший прозвище «летающий танк». Он отличался высокими летно-тактическими данными и технологией, хорошо приспособленной к массовому серийному производству.

Третьим направлением конструкторской деятельности Ильюшина было создание пассажирских самолетов.

К концу 1943 года, когда дела на фронтах шли успешно и наша авиация полностью господствовала в воздухе, Ильюшин уже работал над созданием двухмоторного транспортно-пассажирского самолета Ил-12. Для своего времени это была отличная машина, экономичная и достаточно безопасная в полете.

Вслед за Ил-12 в КБ Ильюшина был создан новый большой пассажирский самолет Ил-18 с четырьмя поршневыми двигателями. Самолет успешно прошел все испытания и стал основным, самым массовым самолетом Аэрофлота.

Дальнейший этап в творческой деятельности Ильюшина — пассажирский трансконтинентальный лайнер Ил-62, вышедший на воздушные линии в 1967 году, и его модификация Ил-62М, ставший флагманом Аэрофлота. Примечательно, что даже такой очень большой самолет сохранил простоту и легкость управления, присущую всем «илам».

От легкого планера с полетным весом 100 кг до межконтинентального лайнера с полетным весом 160 т прошло почти 40 лет. Под руководством Сергея Ильюшина десятки машин были спроектированы, построены и испытаны в полете. Многие из них оказались непревзойденными по летным характеристикам, простоте конструкции, технологии и надежности.

9 февраля 1977 Сергей Владимирович Ильюшин скончался в Москве, он похоронен на Новодевичьем кладбище.

СамолётЪ

Понравился материал? Поблагодари автора

Нужны как воздух

Ил-2 — не просто самолет, это крылатый символ Великой Отечественной. С этим штурмовиком Красная армия прошла всю войну. Пехота прозвала бронированную машину весом в четыре с лишним тонны летающим танком. «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной армии теперь как воздух, как хлеб», — писал Сталин. Герой Советского Союза Нельсон Степанян именно на этих машинах потопил 13 немецких судов, сбил 27 самолетов, уничтожил пять мостов и привел в негодность почти 700 единиц вражеской боевой техники.

Штурмовик Ил-2 в небе // Фото: РИА Новости

На «Илах» летал во время войны и Георгий Береговой — единственный в истории летчик, награжденный звездами героя и за фронт, и за космический полет. Ему принадлежит и самый, пожалуй, выразительный отзыв о «летающем танке»: «Сделан был Ил-2 добротно. Отличная машина! Мужицкая, потому что неприхотлива, надежна. Горели мы, конечно, ведь в лоб фашиста расстреливали, но Ил спасал нас, потому что можно было сесть и на болоте, и в лесу, и на переднем крае… Бронированный корпус берег летчика… Лопасти винта погнешь на вынужденной, а потом на аэродроме механик берет кувалду, выправит, ну и снова летишь… В общем, нашенская была машина, она выручала не раз, а потому ей, а значит, и Ильюшину, жизнью своей обязан!»

307 боевых вылетов в годы Великой Отечественной совершил Василий Васильевич Решетников — старейший из ныне живущих Героев Советского Союза. Летал он за штурвалом другой ильюшинской машины, дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф).

В начале войны и за фронтовые, и за тыловые заслуги награждали скупо. Но вскоре после парада 7 ноября 1941 года, когда участь битвы за Москву ещё не решилась, вышел указ о награждении Ильюшина званием Героя Социалистического Труда. В годы войны наши заводы выпустили около 137 тыс. самолетов. Из них 48 тыс. — больше трети — «Илы»!

Самолет Ил-28 на аэродроме, 1960 год // Фото: РИА Новости/Душкин

Самый массовый реактивный бомбардировщик в истории авиации — это тоже творение Ильюшина, Ил-28. Еще одна передовая машина, сохранявшая лидерство в своем классе с конца 1940-х годов до середины 1950-х. Ил-28 размещались и на Кубе накануне Карибского кризиса. А на Новой Земле ильюшинские бомбардировщики участвовали в непосредственных испытаниях атомного оружия.

Стоит ли удивляться, что и по количеству регалий вологжанин обогнал всех коллег, включая собственных учителей? Академик, генерал-полковник. Семь Сталинских премий, одна Государственная, Ленинская премия, три звезды Героя Труда.

Армия и авиация

Весной 1919 года Сергея призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Через пару месяцев его назначили командиром авиационного поезда. Такие поезда курсировали по разным направлениям и проводили техническое обслуживание самолетов, которые принимали участие в военных действиях. В 1921 году Ильюшин вернулся в Москву и поступил в институт инженеров Красного Воздушного флота. Будучи студентом, сконструировал и собрал планер, который назвал «Рабфаковец». Этот планер принимал участие в международных соревнованиях. 

После окончания института Ильюшин получил назначение в Научно-технический комитет ВВС. В этом комитете формулировались технические требования к каждому типу самолетов. Через несколько лет Сергей Владимирович возглавил специальное конструкторское бюро. Первым изделием, созданным в КБ, стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. На этой машине летчик-испытатель Владимир Коккинаки установил первый мировой рекорд, который зарегистрировала Международная авиационная федерация. 

Кузница рекордов

На всю жизнь у него осталась памятка о тех полетах — шрам

Он виден на фотографиях Ильюшина — трудно не обратить внимание на его поднятую бровь. С 1936 года Ильюшин — главный конструктор КБ при авиационном заводе имени Менжинского. С тех пор ему почти всё удавалось

Трудно представить себе более безупречную и счастливую судьбу. Его ценили коллеги, побаивались и уважали ученики, жаловали власти. Сталин однажды даже пригласил авиаконструктора погостить несколько дней на знаменитой кунцевской даче. Любовь вождя — величина обоюдоострая, в любой момент она могла обернуться против фаворита. Но в Ильюшина генеральный секретарь верил. Быть может потому, что видел в нем сильный характер.

Вся его жизнь протекала от самолета к самолету, шаг за шагом. Была у него заповедь: «Если хочешь сделать что-то серьезное, то за восемь рабочих часов ничего не сделаешь». Иногда казалось, что ничего другого Ильюшин попросту не замечает — только чертежи и производство. Только работа. Никаких житейских катаклизмов, никаких отклонений от курса. Но каждый самолет — это целая история, от замыслов и споров до внедрения и испытаний. А потом — выпуск, а потом — усовершенствования и, наконец, замысел следующей модели. Мысль охватывала всю советскую индустрию — ведь «Илы» выпускались и в Казани, и в Ташкенте, и в Минске… И весь земной шар, который самолеты Ильюшина облетели тысячи раз.

На ильюшинской машине ЦКБ-26 летчик-испытатель Владимир Коккинаки поставил 17 июля 1936 года первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией. Это был рекорд высоты на сухопутном самолете с коммерческой нагрузкой в 500 кг. Предыдущее достижение француза Синьерина Коккинаки перекрыл на 1173 м, поднявшись на высоту 11458 м.

Летчик-рекордсмен Владимир Коккинаки у своего самолета ЦКБ-26 // Фото: РИА Новости/Борис Вдовенко

А потом рекорды пошли вереницей. Самым известным оказался перелет из подмосковного Щёлкова в Спасск-Дальний на бомбардировщике ЦКБ-30, продолжавшийся более суток. Это был рекорд дальности полёта — 7580 км. И Коккинаки, и штурману Александру Бряндинскому тогда присвоили звания Героев Советского Союза. Ильюшин в тот раз остался без звезды.

Настоящее и будущее ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»

С 1935 года Сергей Владимирович стал Главным конструктором ОКБ, которое в настоящее время носит его имя. В настоящее время авиационный комплекс имени Ильюшина С.В. — одно из ведущих предприятий России в области разработки авиационной техники.

 ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»

В 1970 году, после ухода С.В.Ильюшиным на пенсию, коллектив ОКБ продолжал выпускать самолеты Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, Ил-96М.

Первый советский широкофюзеляжный самолёт Ил-86 считается одним из наиболее безопасных в мире. Особенностью конструкции является поразительное для самолётов этого класса качество – неприхотливость к аэродромному покрытию, а также относительно короткое время предполётной подготовки.

ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»

Руководство:

  • Генеральный директор — Рогозин Алексей Дмитриевич
  • Председатель Совета директоров – Демидов Алексей Владимирович

Акционеры ПАО «Ил»:

  • ПАО «ОАК» (34,46% акций)
  • ОАК-ТС (56,52 % акций)

 Филиалы ПАО «Ил»:

  • Филиал ПАО «Ил» в г. Жуковском
  • Центр подготовки кадров (ЦПК ПАО «Ил»)
  • Филиал ПАО «Ил» в г. Ульяновске
  • Филиал ПАО «Ил» в г. Воронеже
  • Филиал ПАО «Ил» в г. Рязани

Сфера деятельности:

  • Разработка, испытания, сертификация гражданской и военной авиационной техники;
  • Серийное производство, модернизация, техническое и послепродажное обслуживание самолетов марки «Ил».

Проекты последних лет:

  • Ил-76 – семейство тяжёлых транспортных самолетов;
  • Ил-78М/МК — военно-транспортные самолёты-заправщики;
  • МТС (многофункциональный транспортный самолёт) совместно с индийской авиастроительной корпорацией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и Корпорацией «Иркут»;
  • Ил-114 – региональный пассажирский самолет;
  • Ил-112 – легкий транспортный самолет.

В настоящее время в КБ Ильюшина идут работы над перспективными гражданскими самолётами Ил-96, Ил-114, Ил-103.

АО «ОАК — Транспортные самолёты»(сокращенное наименование: АО «ОАК-ТС»): 

Руководство:

  • Единоличный исполнительный орган –  Публичное акционерное общество «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (управляющая организация).
  • Управляющий директор АО «ОАК-ТС» — Семенов Владимир Иванович.

Акционеры АО «ОАК-ТС»:

ПАО «ОАК» (100 % акций) 

Сфера деятельности: 

Управление проектами производства и поставками рамповых транспортных самолетов для военно-транспортной и гражданской авиации.

Текущие проекты:

  • Многоцелевой транспортный самолет (МТС);
  • Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А;
  • Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МФ;
  • Тяжелый транспортный самолет Ил-76ТД-90ВД;
  • Самолет радиолокационного дозора и наведения А-50;
  • Самолет топливозаправщик Ил-78М-90.

Филиал ПАО «Ил» в г.Воронеже:

ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество»(Сокращенное наименование: ПАО «ВАСО») 

Руководство:

  • Единоличный исполнительный орган — управляющая организация Публичное акционерное общество «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина».
  • Управляющий директор ПАО «ВАСО» — Пришвин Дмитрий Сергеевич
  • Председатель Совета директоров — Исаенко Сергей Васильевич

Акционеры ПАО «ВАСО»:

  • ПАО «ОАК» (98,13 % акций)
  • АО «ОАК-ТС» (0,67 % акций)
  • ОАО «Ил» (0,61 % акций)

Сфера деятельности:

Производство, ремонт и послепродажное обслуживание авиационной техники.

Проекты последних лет:

  • Производство агрегатов для региональных самолетов SSJ100;
  • Региональный самолёт Ан-148.

Сегодня один из крупнейших отечественных авиастроительных концернов носит имя своего основателя — Сергея Ильюшина: имя человека, который был и остается одним из символов российской авиации, одним из основателей отечественной школы авиастроения и создателем уникальных, легендарных самолетов-рекордсменов, названия которых знает и помнит весь мир.

Армия и авиация

Весной 1919 года Сергея призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Через пару месяцев его назначили командиром авиационного поезда. Такие поезда курсировали по разным направлениям и проводили техническое обслуживание самолетов, которые принимали участие в военных действиях. В 1921 году Ильюшин вернулся в Москву и поступил в институт инженеров Красного Воздушного флота. Будучи студентом, сконструировал и собрал планер, который назвал «Рабфаковец». Этот планер принимал участие в международных соревнованиях. 

После окончания института Ильюшин получил назначение в Научно-технический комитет ВВС. В этом комитете формулировались технические требования к каждому типу самолетов. Через несколько лет Сергей Владимирович возглавил специальное конструкторское бюро. Первым изделием, созданным в КБ, стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. На этой машине летчик-испытатель Владимир Коккинаки установил первый мировой рекорд, который зарегистрировала Международная авиационная федерация. 

биография

Ранние года

Родился в селе Dilyalevo , Вологодского уезда , Вологодской губернии Российской империи , как самый младший из 11 детей в крестьянской семье, в основном самоучкой Ильюшин ушел из дома в раннем возрасте. Работал фабричным разнорабочим, землекопом на стройках, чистильщиком желобов на красильном заводе в Петрограде . В 1910 году он узнал, что на Коломяжском ипподроме есть работа садовником. Ипподром был также местом проведения первого Всероссийского фестиваля воздухоплавания осенью 1910 года, и Ильюшин помогал распаковывать ящики и устанавливать оборудование. Он также смог встретиться со многими первопроходцами в области авиации России, и это событие пробудило его интерес к авиации.

В 1911 году вернулся в родное село, чтобы работать возчиком на молочном заводе. В следующем году он работал строителем на Амурской железной дороге , а в 1913 году был в Таллинне рабочим на верфи.

С началом Первой мировой войны в 1914 году Ильюшина призвали в Российскую императорскую армию , где он служил в пехоте , а затем (поскольку он был грамотен) служащим в военном управлении Вологды . Когда поступил запрос на семь добровольцев для службы в молодой авиационной секции, он сразу же вызвался добровольцем. Сначала он работал механиком и членом наземной бригады. Летом 1917 года получил квалификацию летчика.

В марте 1918 года, с выходом Временного правительства из войны, Ильюшина демобилизовали и отправили обратно в родное село. Он помогал руководить растущей национализацией заводов в этом районе и в октябре 1918 года вступил в партию большевиков . Во время Гражданской войны в России Ильюшин был призван в Красную Армию в мае 1919 года, работая авиатехником ВВС РККА (Красная Армия). Той осенью биплан « Белое движение Авро 504» совершил вынужденную посадку под Петрозаводском . Ильюшин возглавил команду, которая разобрала его и отправила в Москву, где он был перепроектирован в советский учебно-тренировочный самолет У-1, из которых впоследствии было построено 737 экземпляров.

Работа в авиации

Осенью 1921 г. Ильюшин оставил военную службу; 21 сентября 1921 года он поступил в Инженерный институт Красного воздушного флота (переименованный 9 сентября 1922 года в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского ). В студенческие годы он сконцентрировался на конструировании планеров , участвовал в многочисленных соревнованиях. В 1925 году один из его проектов был отправлен на конкурс в Германию, где занял первое место за время полета. Ильюшин получил диплом инженера в 1926 году и до ноября 1931 года проработал начальником секции самолетов в Научно-техническом комитете ВВС СССР   , участвуя в разработке проектных требований к новым самолетам Николая Николаевича Поликарпова и Андрея. Туполева . На этот раз его также назначили помощником начальника Научно-исследовательского и испытательного института ВВС. По его просьбе в ноябре 1931 года он был переведен в ЦАГИ конструкторского бюро и работал там до 1933 г. В 1933 г. Ильюшин стал начальником ЦКБА на VR Menzhinski Московского завода   , который позже перерос в Ильюшиной ОКБ (бюро за все советский сокращенно Ил-#, супергигант военной и гражданской авиации и крупный мировой бренд) в 1935 году.

Его одномоторный Ил-2 штурмовики , то самым производства боевых самолетов дизайн в истории (с 36,183 примерами) и Ил-4 двухмоторный бомбардировщик (из которых были построены чуть более 5,200 примеры) были широко использовался во время Второй мировой войны на всех фронтах, где сражались Советы.

После войны Ильюшин сосредоточился в основном на коммерческих авиалайнерах, таких как Ильюшин Ил-18 и Ильюшин Ил-62 , которые широко использовались Аэрофлотом и многочисленными государствами-клиентами Советского Союза. В 1967 г. присвоено почетное звание генерал-полковника инженерно-технической службы. В 1968 году он стал академиком АН СССР. До выхода на пенсию по болезни в 1970 году он оставался главным конструктором ОКБ Ильюшина.

С 1937 по 1970 год Ильюшин также был депутатом Верховного Совета СССР . Умер в 1977 году в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище .

Один — и воин

ХХ век — не время гениев-одиночек, особенно в мире науки и техники. «Единица — вздор», — повторяли тогда вслед за Маяковским и во многом были правы. И Ильюшин как никто другой умел дирижировать коллективом, подбирая и воспитывая молодых специалистов. Считалось, что он не слишком энергично пробивает награды для своих подопечных. Идти к Ильюшину, чтобы быстро защитить кандидатскую или докторскую, не стоило. Каждому приходилось растворяться в коллективе, в котором почти всё зависело от главного, который каждую свою машину знал, без преувеличения, до винтика. При этом Ильюшин умел создавать для своих сотрудников такие условия, чтобы у них не болела голова о хлебе насущном, о жилье, об отдыхе и лечении для детей… Каждое лето всем КБ они на теплоходе выезжали на Волгу — и эти несколько дней отдыха потом вспоминались целый год. В такие дни суровый Ильюшин даже играл на гармони, которую не доверял никому.

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2019/04/xRIAN_429426.HR_.ru_.jpg.pagespeed.ic.3IVDU2UX54.jpg

Генрих Новожилов, советский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР // Фото: РИА Новости/Лев Иванов

 
 
На склоне лет Ильюшин передал штурвал самому надежному из своих учеников — Генриху Новожилову, в последние годы работал в родном КБ консультантом. И, конечно, не на правах «свадебного генерала», а по-настоящему.

«Если сравнивать генеральных конструкторов, то какая слабость у Туполева? Барство. У Лавочкина? Беспечность. Ильюшин — слишком серьезный человек, и я не знаю у него недостатков. Говорят, он был суровый человек, вроде бы у него и доброты нет», — рассуждал конструктор В.Н. Семенов и тут же добавлял, что после Ильюшина человечности в профессиональном кругу авиастроителей стало меньше…

В последние годы мы отвыкли летать на отечественных самолетах. Небо России заполонили Boeing и Airbus. А жаль. Без «Илов» в нашем небе неуютно. Ведь в каждой машине проступает и живет характер конструктора и характер его родной страны.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Теперь мои статьи можно прочитать и на 

Карьера в авиации и разработки

В начале 1920-х у красноармейца появились желание и возможность поступить в Военно-воздушную Академию имени Н. Е. Жуковского, занимавшуюся подготовкой инженеров. Присоединившись к кружку авиамоделистов, Сергей начал самостоятельно проектировать самолеты. Планеры «Мастяжарт», «Рабфаковец» и «Москва» участвовали во всесоюзных и международных фестивалях воздухоплавания.

После окончания высшего учебного заведения и защиты диплома Ильюшину присвоили звание инженера-механика советского Воздушного флота и сделали главой специализированного комитета при Центральном аппарате ВВС.

На протяжении ряда лет Сергей Владимирович с коллегами изучал мировой опыт самолетостроения и занимался разработкой технических требований к самолетам, планировавшимся к выпуску в СССР.

Авиаконструктор Сергей Ильюшин Несмотря на интересную и ответственную работу, уроженец деревни Дилялево стремился к независимости. В середине 1931-го военный попросил о переводе в сферу авиационной промышленности. Получив одобрение партийного деятеля Петра Ионовича Баранова, он стал во главе конструкторского бюро Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского.

Спустя год Ильюшин при поддержке наркома Серго Орджоникидзе инициировал разделение полномочий авиаконструкторов и настоял на основании ЦКБ для проектирования легких самолетов на базе авиазавода имени Вячеслава Рудольфовича Менжинского.

Первым детищем новой организации стал бомбардировщик, в 1936 году побивший рекорд высоты подъема груза. Позже Ильюшин разработал штурмовик ИЛ-2, в годы Великой Отечественной войны названный «летающим танком». За это он удостоился двух Сталинских премий и звания Героя Социалистического Труда.

В мирное время бюро, возглавляемое выпускником московской военно-воздушной академии, занялось созданием пассажирских самолетов. Вкладом в науку признали выпуск гражданских ИЛов, обслуживавших клиентов .

В начале 1970-х Ильюшин стал испытывать проблемы со здоровьем и покинул пост руководителя конструкторского бюро при Центральном аэрогидродинамическом институте. Пока позволяли силы, выдающийся разработчик самолетов появлялся на предприятии, чтобы консультировать преемника Генриха Васильевича Новожилова и членов научно-технического совета нынешнего «Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина».

Современность

В результате распада СССР Россия осталась без военно-транспортной авиации. Конструированием большинства этих машин занимались в Киеве, а их серийное производство было налажено в разных городах Украины и в Узбекистане, даже Ил-76 производился в Ташкенте. Для исправления положения было решено наладить производство самолетов семейства Ил на территории России.

Первый полет модернизированный самолет Ил-76МД-90А совершил в 2014 году с аэродрома «Восточный» в Ульяновске. Параллельно с этим была решена задача воспроизводства заправщика, взлетевшего в 2018 году.

Помимо работ по модернизации, КБ завершает конструирование и готовит первый полет нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.

Разумеется, коллектив фирмы Ильюшина занимается также и поддержанием летной годности эксплуатируемых самолетов, как в стране, так и за рубежом. Проводится их модернизация.

Кузница рекордов

На всю жизнь у него осталась памятка о тех полетах — шрам

Он виден на фотографиях Ильюшина — трудно не обратить внимание на его поднятую бровь. С 1936 года Ильюшин — главный конструктор КБ при авиационном заводе имени Менжинского. С тех пор ему почти всё удавалось

С тех пор ему почти всё удавалось.

Трудно представить себе более безупречную и счастливую судьбу. Его ценили коллеги, побаивались и уважали ученики, жаловали власти. Сталин однажды даже пригласил авиаконструктора погостить несколько дней на знаменитой кунцевской даче. Любовь вождя — величина обоюдоострая, в любой момент она могла обернуться против фаворита. Но в Ильюшина генеральный секретарь верил. Быть может потому, что видел в нем сильный характер.

Ильюшин

Cергей Ильюшин

Фото: commons.wikimedia.org

Вся его жизнь протекала от самолета к самолету, шаг за шагом. Была у него заповедь: «Если хочешь сделать что-то серьезное, то за восемь рабочих часов ничего не сделаешь». Иногда казалось, что ничего другого Ильюшин попросту не замечает — только чертежи и производство. Только работа. Никаких житейских катаклизмов, никаких отклонений от курса. Но каждый самолет — это целая история, от замыслов и споров до внедрения и испытаний. А потом — выпуск, а потом — усовершенствования и, наконец, замысел следующей модели. Мысль охватывала всю советскую индустрию — ведь «Илы» выпускались и в Казани, и в Ташкенте, и в Минске… И весь земной шар, который самолеты Ильюшина облетели тысячи раз.

На ильюшинской машине ЦКБ-26 летчик-испытатель Владимир Коккинаки поставил 17 июля 1936 года первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией. Это был рекорд высоты на сухопутном самолете с коммерческой нагрузкой в 500 кг. Предыдущее достижение француза Синьерина Коккинаки перекрыл на 1173 м, поднявшись на высоту 11458 м.

Ильюшин

Летчик-рекордсмен Владимир Коккинаки у своего самолета ЦКБ-26

Фото: РИА Новости/Борис Вдовенко

А потом рекорды пошли вереницей. Самым известным оказался перелет из подмосковного Щёлкова в Спасск-Дальний на бомбардировщике ЦКБ-30, продолжавшийся более суток. Это был рекорд дальности полёта — 7580 км. И Коккинаки, и штурману Александру Бряндинскому тогда присвоили звания Героев Советского Союза. Ильюшин в тот раз остался без звезды.

Перспективы

К новым самолетам Ильюшина можно отнести, прежде всего, машины военно-транспортной авиации. Прорабатываются варианты компоновки Ил-276. В ближайшее время планируется проведение научно-исследовательских работ по определению облика сверхтяжелого транспортного перспективного самолета Ильюшина, который должен превзойти устаревающий Ан-124.

Также ведутся работы по возобновлению производства Ил-96, но в новой модификации — Ил-96-400, приближенной к изначальному облику этого самолета с удлиненным фюзеляжем и новыми двигателями, а также регионального Ил-114, ранее производившегося в Ташкенте.

Появились планы совместно с соответствующими организациями разработать системы многоразового использования для околоземной орбиты.

Красный воздушный флот

В 1919 году Ильюшин служит уже в Красной армии, механиком на поезде, перевозящем самолеты на ремонт в Серпухове. Он участвует в уникальной операции по перевозке сбитого самолета противника Avro. Этот биплан станет позднее прототипом русского У-1. Дослужившись до начальника этого состава, называемого авиапоездом, он отправляется в институт инженеров ВКФ. Учебу совмещает с работой в кружке планеристов, где создавал вполне реальные образцы, участвовавшие в соревнованиях на международном уровне.

После окончания института он становится председателем группы экспертов и даже вносит коррективы в работы Туполева и Поликарпова. Но ему хочется создавать самому самолеты. И вот в 1931 году он становится главой института, а в 1933 – конструкторского бюро.

Он возглавлял ОКБ вплоть до 1970 года. За это время немало прекрасных самолетов выпорхнуло из его гнезда. Последним самолетом Ильюшина был лайнер Ил-62. Личный вклад этого человека в мировое авиастроение невозможно переоценить. Конструкторское бюро, его школа, продолжает работать на благо развития авиации до сих пор.

Летающий танк

Незадолго до начала войны КБ Ильюшина приступила к испытаниям фронтового бомбардировщика ИЛ-2. Этот самолет-штурмовик в войсках прозвали «летающий танк». Из-за бюрократических проволочек штурмовик попал на фронт с небольшой задержкой. По данным статистики, этот самолет оказался самым массовым в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч экземпляров. Этот рекорд до сих пор не побит.      

В мирное время КБ Ильюшина разрабатывала пассажирские самолеты. Легендарный ИЛ-14 несколько десятилетий использовался в Заполярье. Турбовинтовой ИЛ-18 стал первым дальнемагистральным лайнером на линиях внутри страны. Лайнер ИЛ-62 использовался на международных линиях. Сергей Владимирович Ильюшин оставил достойное наследие родной стране. Гениальный конструктор скончался в феврале 1977 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector