Ильюшин ил-18 (il-18)

Первый полет

17 августа 1946 года Ил-18 впервые поднялся в воздух во главе с опытнейшим летчиком-испытателем Коккинаки. По итогам этого мероприятия самолет получил исключительно положительные отзывы. В процессе эксплуатации было выявлено, что взлет машины очень прост, уход в воздух и разбег прошли в штатном режиме. Во время набора высоты судно показало устойчивость и стабильность. Планирование в воздухе прошло спокойно, а посадка не вызвала затруднений.

Очень высоко оценили комфорт самолета и пассажиры. Шум во время работы двигателей не вызывал дискомфорта, и люди вполне могли общаться между собой в салоне, не повышая голос и хорошо слыша друг друга, что было редкостью для полетов того времени. Отопительная система в зимний период обеспечивала максимально оптимальные температурные показатели.

История эксплуатации

Воздушный лайнер поступил на службу в Советский авиапром в 1969 г. До середины 90-х годов Ил-18 был основным судном, которое использовали для выполнения рейсов средней и дальней протяженности. Ему на смену пришли более новые модификации: Ил-62 и Ту-154.

Ил-18 выработали свой ресурс в середине 70-х годов. Массовое списание машин началось в первой половине 80-х годов. Эта процедура продолжалась одно десятилетие. После этого в компании «Аэрофлот» были в эксплуатации всего несколько авиасуден этой модели.

Ил-18 эффективно эксплуатировали в Польше, Румынии, Нигерии, ГДР и на Кубе. Несмотря на его популярность, советский Авиапром начал разработку новых моделей воздушных суден.

Скидки и полезные ссылки для путешественников

Travelata и Level.Travel – ищите горящие туры со скидками

Особенности салона

Все салоны Ил-18 (три варианта) имели одно расположение кресел. Интерьер был простым. Но хороший дизайн подчеркивал изящество. Иллюминаторы пропускали достаточно много света, поскольку были большими.

На самолете впервые использовался при отделке кресел поролон, бывший в то время новым материалом. Это придавало креслам легкость. Делало их удобными.

В салоне имелись кухня-буфет, а также гардероб, отделения для багажа, туалеты. Этот принцип был взят за основу при оформлении других самолетов, изготавливаемых в СССР. Чуть позже он стал стандартом.

В переднем пассажирском салоне было размещено двадцать кресел. Они были установлены в четыре ряда, по пять кресел. То есть, компоновка – 3+2. Здесь между 14 и 22 шпангоутами (поперечные ребра жесткости) находился передний вестибюль. В левом борту имелась входная дверь. Здесь же располагался служебный отсек, в котором находился надувной трап.

Два туалета располагались у правого борта. На стенке вестибюля (передней) находилось откидное кресло бортпроводника.

Салон Ил-18

Так как самолет летал над водными пространствами, были предусмотрены средства спасения при посадке на воду. Ими были восемь надувных плотов. Они также хранились в переднем вестибюле, в специальных отсеках.

В главном пассажирском салоне устанавливалось десять или одиннадцать рядов кресел. В рядах было также по пять кресел. Далее следовал хвостовой вестибюль. Здесь также имелся кухня-буфет. В левом борту находилась входная дверь, здесь же располагался надувной трап.

Хвостовой пассажирский салон был оборудован четырнадцатью или пятнадцатью пассажирскими креслами. За ними располагался туалет.

Большая часть пассажирских мест в салонах Ил-18 имела стандартный уровень комфорта. В лучшую сторону выделялись кресла расположенные вдоль левого борта. Причина – их было только по два. При этом больший комфорт был у пассажиров, сидящих у иллюминаторов. Сидящие у прохода имели минус. Здесь им могли иногда мешать передвигающиеся по салону пассажиры или бортпроводники.

Также больший комфорт имели те, кто сидел в первом ряду, так как здесь имелось больше места для ног. Сидящие в рядах, находящихся в непосредственной близости от туалетов, имели минусы. Здесь скапливались очереди. Впрочем, для своего времени все имеющиеся неудобства в этом самолете казались незначительными.

Схема пассажирских мест Ил-18

Кабина

В Ил-18 кабина экипажа расположена с первого по четвертый шпангоут. Она предназначена для пяти человек, включая командира, второго пилота, бортового механика, штурмана и радиста. Остекление кабины создано по двухрядному типу. По бокам установлены форточки. При посадке Ил-18 вид из кабины полностью обеспечивает пилотам хорошую видимость и ориентацию в пространстве.

От пассажирского салона она отделена с помощью герметичной перегородки. При разгерметизации ее наличие позволит сохранить кислород в кабине пилотов и посадить самолет на ближайшем аэродроме. После расположен отсек для радиоэлектронного оборудования.

Летно-технические характеристики самолета Ил-18

Эскизный проект был утвержден Сергеем Ильюшиным 26 августа 1956 года, в сентябре началась постройка первого опытного самолета.

Первый полет опытный самолет совершил 4 июля 1957 года, перелетев с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле в Москве на летную базу в городе Жуковском (продолжительность полета 1 час 57 минут).

Самолет Ил-18 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре турбовинтовых двигателя АИ-20, и оперением палубной схемы. Отличительной особенностью самолета Ил-18 является применение герметичного фюзеляжа с системами кондиционирования и наддува воздуха от компрессора двигателя, обеспечившими нормальные условия для пассажиров и экипажа на любой высоте полета.

Первый опытный самолет Ил-18 (производства 1957 года) был рассчитан на 75 пассажирских мест или 12 тонн коммерческого груза и имел два салона на 10 и 65 мест соответственно, разделенных буфетом с выходными дверями в начале первого и в конце второго салонов. Первые серийные самолеты уже представляли собой модификацию Ил-18А (1958). При летных эксплуатационных испытаниях самолета с мощными турбовинтовыми двигателями выяснилось, что для борьбы с шумом и вибрацией требуется значительно увеличить массу звукоизоляции. Генеральный конструктор принял решение о перекомпоновке пассажирских салонов с размещением в самых шумных зонах помещений, где во время полета пассажиры совсем не бывают или заходят туда лишь на некоторое время. Таким образом в зоне винтов оказались гардероб и буфет. Одновременно было увеличено число пассажирских мест с 75 до 89 в двух салонах и произведено частичное усиление теплозвукоизоляции.

Самолет Ил-18Б (1958-1959) отличается от Ил-18А увеличением максимального коммерческого груза с 12 до 14 тонн и максимальной взлетной массы с 58 до 61,2 тонн с одновременным усилением элементов шасси и крыла при сохранении компоновки салонов.

На самолете Ил-18В (1960-1965) были перекомпонованы пассажирские салоны и перенесены входные двери в вестибюли, разделяющие пассажирскую кабину на три салона с числом мест 20, 55 и 14 соответственно. В переднем вестибюле в зоне винтов размещались гардеробы и туалеты, в заднем — буфет. В 1963-1964 годах на самолете было установлено дополнительное и улучшенное пилотажно-навигационное оборудование.

На самолете Ил-18Е (1965-1966), в отличие от Ил-18В, число пассажирских мест было увеличено до 120 с максимальной плотностью компоновки и дальнейшим улучшением комфорта: модернизированы туалеты, гардеробы и буфет, улучшена отделка салонов, установлены более комфортабельные кресла.

Самолет Ил-18Д (1965-1969) отличался увеличенной максимальной дальностью полета (до 6500 километров), полученной вследствие размещения дополнительных емкостей топлива в подфюзеляжной части центроплана и соответственно увеличения взлетной массы самолета с 61,2 до 64 тонн и замены двигателей АИ-20К двигателями АИ-20М. Одновременно на самолете была установлена бортовая система управления заходом на посадку.

На базе самолета также создано несколько модификаций для перевозки грузов, военных и научных целей. Для полетов в Антарктиду впервые в 1962 году на Ил-18В были установлены дополнительные баки вместо кресел пассажирской кабины, благодаря чему запас топлива увеличился с 23 500 до 31 000 литров.

В феврале 1981 года Ил-18 совершил перелет Москва — Антарктида вдоль меридиана, проходящего по Восточной Африке. Перелет протяженностью 15 950 километров был совершен с двумя промежуточными посадками за 25 летных часов.

Производство Ил-18 продолжалось с 1958 года по 1970 год.

Самолет Ил-18 положил начало широкому развитию международных авиалиний Аэрофлота и массовому авиаэкспорту. За создание Ил-18 группе конструкторов во главе с Сергеем Ильюшиным в 1960 году была присуждена Ленинская премия.

Летно-технические характеристики: Размах крыла: 37,42 м Длина самолета: 35,90 м Высота самолета: 10,17 м Площадь крыла: 140,0 кв. м Масса: пустого самолета — 35000 кг, максимальная взлетная — 64000 кг. Внутреннее топливо: 22700 литров + 7300 литров опционально в баках на концах крыльев Тип двигателя: 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20М Мощность: 4 х 4252 л.с. Максимальная скорость: 685км/ч Крейсерская скорость: 625 км/ч Практическая дальность: 6500 км Дальность действия: 3700 км Практический потолок:10000 м Экипаж: 5 человек Полезная нагрузка:120 пассажиров или 13500 кг груза

Подготовлено на основе материалов из открытых источников

Культурное наследие от ИЛ-18: фотографии

Авиалайнер можно увидеть в ряде советских фильмов, снятых за период с 1960 по 1989 год, и даже в современном российском кино:

  • «Мертвый сезон» (политический детектив, 1968 год);
  • «Дайте жалобную книгу» (лирическая комедия, 1964 год);
  • «Бриллиантовая рука» (приключенческая комедия, 1968 год);
  • «Продавец воздуха» (кинофантастика, 1967 год);
  • «Корабль пришельцев» (киноповесть, 1985 год);
  • «Стиляги» (мюзикл, 2008 год);
  • «Высоцкий. Спасибо, что живой» (биографическая драма, 2011 год).

Например, в фильме-катастрофе «Размах крыльев» (1986 год) режиссера Геннадия Глаголева использовали самолет ИЛ-18 под бортовым номером CCCP-75459.

А какое количество памятников! Например, два списанных самолета установлены на территории Украины: один – в городе Николаеве, другой – под Киевом.

Второй ИЛ-18 (фото № 1) является частью постоянной выставки музея авиации Жуляны. А у первого самолета история немного длиннее и отличается странностями.

Николаевский ИЛ-18 (фото № 2) после списания переоборудовали в кинотеатр, который исправно работал и пользовался популярностью на протяжении двадцати лет. Затем на борту авиалайнера решили открыть ресторан. В настоящее время самолет ИЛ-18 стоит без дела, окруженный забором с неприветливой табличкой «Злые собаки».

А один из первых памятников этой летающей легенде установили 20 апреля 1979 года в честь двадцатилетия начала эксплуатации авиалайнера «Аэрофлотом». К сожалению, до сегодняшнего дня самолет не дожил: в 2013 году в Химках борт утилизировали, так как ремонту и дальнейшей выставке он больше не подлежал (корпус был сильно поврежден коррозией и покрылся трещинами под влиянием погодных условий).

Среди других существующих памятников самолету Ильюшина можно назвать объекты, которые остались в таких городах:

  • Боркхайд (Германия);
  • Ставрополь (Россия);
  • Вологда (Россия);
  • Кызыл (Россия);
  • Пенза (Россия);
  • Любляна (Словения);
  • Худжанд (Таджикистан).

Остальные памятники самолета “Ильюшин-18”, к сожалению, не сохранились – их разобрали на металлолом. Одни пришли в негодность со временем, другие – в результате ненадлежащего ухода (например, вандализм).

История создания

В середине 50-х годов прошлого века авиаперевозки настолько выросли, что стало совершенно очевидно — поршневые самолёты не справляются с нарастающим потоком пассажиров и требуются более вместительные и скоростные лайнеры, оборудованные газотурбинными двигателями.

В КБ С.В. Ильюшина приступили к разработке самолёта с турбовинтовой силовой установкой и в августе 1956 года был готов эскизный проект. Строительство первого прототипа началось в том же году осенью и летом 1957 года опытный самолёт был готов. Машина под обозначением Ил-18 была осмотрена членами правительства и лично Н.С. Хрущёвым. Первый секретарь московского горкома КПСС Е.А. Фурцева предложила дать лайнеру собственное имя «Москва», оно прижилось и стало популярным в народе.

4 июля 1957 года опытный образец лайнера впервые оторвался от бетонной полосы Центрального аэродрома г. Москвы и перелетел на авиационную базу в Жуковском, пробыв в воздухе около двух часов. Для того времени по всем параметрам Ил-18 стал самым современным самолётом, но его внешний вид несколько разочаровывал неаккуратностью выполненного стыка между отсеком антенны бортового локатора и герметичной частью фюзеляжа. Силовая установка из четырёх двигателей НК-4 страдала повышенной дымностью, но несмотря на все недостатки этот лайнер стал классикой мировой авиации.

Ил-18, взлёт

Первая серийная модель Ил-18А пролетала немного, уже в 1959 году в связи с частыми отказами двигателей НК-4 эксплуатацию этих машин запретили, но к этому времени уже серийно выпускался Ил-18Б с моторами АИ-20К и повышенной грузоподъёмностью до 14 тонн. В модификации Ил-18Е, построенной в 1965 году, количество мест для пассажиров увеличили до 120 и улучшили комфорт в пассажирском салоне. Ставшую последней, модель Ил-18Д оснастили более мощными двигателями АИ-20М и увеличили дальность, разместив ещё два топливных бака в центроплане. Пассажирский лайнер Ил-18 по всем параметрам был для того времени одним из лидеров мировой авиации, это первый советский пассажирский самолёт, который по заслугам оценили на мировом рынке. Недаром более семнадцати фирм на западе закупили у Советского Союза свыше сотни лайнеров Ил-18.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ил-18 «Салон» Самолёты для специальных перевозок высокопоставленных государственных деятелей. Самолётами этой модификации неоднократно пользовались Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Ил-18 «Салон» (бортовой номер СССР-75717) 14 апреля 1961 г. доставил в Москву Ю. А. Гагарина после его исторического полета в космос. По заказам «Аэрофлота» и зарубежных авиакомпаний были разработаны 10 вариантов компоновок салонов (заводские индексы: «13А», «22А», «29А», «39А»). В 1956—1969 гг. в варианты «Салон» были переоборудованы около 20 самолётов Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д.
Ил-18 «Полоса» Опытный с комплексом навигационно-пилотажного оборудования, позволявшего выполнять автоматический полёт по всей траектории. В 1965 году переоборудован 1 самолёт.
Ил-18А Первые серийные самолёты с двигателями НК-4. Всего серийно построено в 1958—59 гг. 42 экземпляра Ил-18А. Из-за ненадёжной работы двигателя с января 1959 г. эксплуатация самолётов Ил-18А с двигателями НК-4 была прекращена. Позднее они были переоборудованы в самолёты Ил-18Б.
Ил-18Б Самолёты с двигателями АИ-20, стали поступать в Аэрофлот с начала 1959 г. В 1958—1959 гг. построено 64 машины.
Ил-18В Самолёт улучшенной компоновки с тремя пассажирскими салонами.
Ил-18В-26А (Ил-18Д) Самолёт для дальних перелётов. Отличался увеличенным запасом топлива, комфортабельным салоном на 20 пассажиров, дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием. В 1962 году изготовлено 3 самолёта. Применялся для полётов в Антарктиду.
Ил-18Гр Грузовой. Отличается отсутствием пассажирского оборудования, усиленным полом, рельсом с тельфером на потолке салона. Первый полёт 4 марта 1978 года. С 1978 года на авиаремонтных заводах переоборудовались пассажирские самолёты, невыработавшие ресурс.
Ил-18ГрМ Грузовой модифицированный. Отличается наличием большой грузовой двери в левом борту, напольной механизацией (компоновки «41» и «42А»). Разработан в 1978 году. В 1990—1996 годах переоборудовано несколько самолётов Ил-18Д.
Ил-18Д Модель с увеличенной дальностью и коммерческой нагрузкой с двигателями АИ-20М. В 1965—1969 гг. было построено 122 Ил-18Д.
Ил-18Д «Помор» Самолёт рыбной разведки. Переоборудован 1 Ил-18Д.
Ил-18ДЦ «Циклон» Самолёт для метеорологических исследований. Первый полёт 4 апреля 1980 года.
Ил-18ДОРР Самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов. Первый полёт в апреле 1985 года. Изготовлено 2 самолёта.
Ил-18Е Машина с увеличенным числом мест (до 100…110) и доработанной системой кондиционирования, также улучшена отделка салонов. В 1965—1966 годах было выпущено 23 машины.
Ил-18ЛЛ Летающая лаборатория. В ЛИИ им. М. М. Громова переоборудовано несколько самолётов.
Ил-18РТ (Ил-18СИП) Самолётный измерительный пункт. Отличался аппаратурой приёма и регистрации телеметрической информации, 15 рабочими местами операторов в салоне. В 1964 году переоборудовано 2 Ил-18В.
Ил-18РТЛ Прототип Ил-20РТ. Отличался большим обтекателем антенн сверху фюзеляжа. Переоборудован 1 Ил-18 в 1971 году в ЛИИ им. М. М. Громова.
Ил-18Т (Ил-18АТ, БТ, ВТ) Транспортный и санитарный. Отличался отсутствием кресел, туалетов и гардеробов. Первый полёт 29 февраля 1960 года. Переоборудовался из пассажирских самолётов.
Ил-18ТД Транспортно-десантный. Изготовлен в 1 экземпляре в 1968 году.
Ил-18УШ Учебный штурманский. Отличался 20 рабочими местами штурманов в салоне. Разработан в 1972 году. Переоборудовано несколько самолётов.

Салон Ил-18

Похожее

Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История

Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива

Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена

Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность

Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета

Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История

Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость

Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок

Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета

ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета

МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок

Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок

ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель

АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель

You have no rights to post comments

Интересные факты

  1. По официальным данным, на 2010 год 100 машин Ил-18 в мире разбились или не подлежат восстановлению, катастрофы привели к гибели 2352 человек.
  2. Статистика показывает, что на территории Советского Союза, позднее РФ и СНГ лётных происшествий из-за отказов двигателей и систем самолёта Ил-18 не зафиксировано, всего по 1977 год произошло 16 катастроф и пять из них случились при посадках в СМУ в горах.
  3. В среде пилотов Ил-18 носил прозвище «Дельфин» из-за характерной формы носового обтекателя РЛС.
  4. Ил-18 был героем эпизодов многих художественных фильмов, он появлялся на экранах в 12 кинокартинах.
  5. Владимир Высоцкий упомянул Ил-18 в песне «Ещё бы не бояться мне полётов».
  6. В 20 городах, пять из них в Западной Европе, остальные на территории бывшего СССР, стоят памятники легендарному пассажирскому лайнеру Ил-18.

Ил-18

Благодаря своей экономичности, комфортабельности и безопасности Ил-18 долгое время являлся главным пассажирским самолётом СССР для авиалиний средней протяженности. Производство Ил-18 продолжалось с 1958 по 1970 гг. Далее приоритет отдавался в пользу разработке реактивных самолётов. Несмотря на это некоторое количество Ил-18 активно находится в эксплуатации по сей день.

История создания Ил-18

Послевоенные годы были сопряжены с ростом пассажирских авиаперевозок. К середине 1950-х руководство страны заметило, что имеющиеся поршневые авиалайнеры не могут обеспечить нужные объемы и темпы перевозок людей. Поэтому они поручили конструкторам сконцентрироваться на авиации с повышенной вместимостью пассажиров и увеличенной скоростью полета. Запрашиваемой производительности можно было добиться незамедлительно – уже тогда появились новые технические возможности.

Главной составляющей, которая решила бы проблему, были авиационные двигатели. Выбор в пользу газотурбинных моделей, разделяющихся на турбовинтовые и турбореактивные, с последующим отказом от поршневых, используемых ранее, стал очевидным. Применить такие двигатели было затруднительно, так как до этого их устанавливали только на военную авиацию, где экономичность уходила на второй план. На гражданских же самолетах вопрос расхода топлива оставался важнейшим.

Первым авиалайнером на газотурбинном реактивном двигателе стал Ту-104, представленный в 1956 году. Он был основан на бомбардировщике Ту-16 и решал проблемы с пассажировместимостью и скоростью полета. Но он отличался недостаточной экономичностью, из-за чего не мог удовлетворить запросы авиаперевозчиков.

Тогда был вновь поднят вопрос, уже возникавший ранее, о создании авиалайнера для «Аэрофлота». На переговорах между конструкторами и представителями советского правительства все склонялись к выпуску многоцелевого самолета, который получится использовать для перевозки пассажиров и различного груза.

Только С. В. Ильюшин оспаривал эту идею и настаивал на разработке специализированного авиалайнера по классической схеме с упором на экономичность, чтобы добиться максимальных показателей по всем параметрам и исключить недостатки, связанные с универсальностью. Его слова признали правильными и именно его конструкторское бюро получило поручение заняться созданием обсуждаемого проекта.

После проведения переговоров конструкторы сразу приступили к разработке самолета, который уже тогда был назван Ил 18. В сентябре 1956 года началось строительство первого опытного образца. Официальный осмотр руководством СССР произошел в июне 1957, в его результате авиалайнеру присвоили имя «Москва». Первый полет на самолете был совершен 4 августа. Вместе с ним были испытаны несколько вариантов двигателей, установленных на другие машины.

Последнее было сделано для определения, какой из них окажется более надежным. Предпочтение отдали модели АИ-20. Последующие два года конструкторы занимались также созданием иных версий самолета, включая те, что подразумевали увеличение количества пассажирских мест или были предназначены для выполнения только грузовых перевозок. Эксплуатация Ил-18 началась в 1959 году вместе со стартом массового производства. Самолет стал основой для среднемагистральной гражданской авиации и обеспечивал большинство внутренних рейсов. За его создание конструкторы получили Ленинскую премию.

Конструкция самолёта Ил-18

Аэродинамическая схема Ил-18 – это моноплан с крылом низкого расположения трапециевидной формы, с четырьмя двигателями, расположенными на крыле и традиционным хвостовым оперением. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, выпускающиеся на угол 400, в процессе эксплуатации угол отклонения решили оставить на уровне 300.

Весь планер самолёта выполнен из пластичного материала — дуралюмина Д-16. Герметизированная часть корпуса включала в себя кабину лётчиков и пассажирский салон.

На первых серийных самолётах Ил-18А стояли двигатели НК-4, позже от них отказались и оснастили лайнер экономичными и более мощными моторами АИ-20К. Воздушный винт АВ-68 и турбина двигателя имели постоянные обороты на всех режимах, мощность зависела от угла поворота лопасти и количества подаваемого топлива.

Ил-18 в небе

Безопасность сохранялась даже при отказе одного двигателя на взлёте с последующим набором высоты до 8 тыс. метров и продолжением полёта, в случае выхода из строя двух двигателей Ил-18 продолжал горизонтальный полёт, но на меньшем по высоте эшелоне.

В Ил-18 применялась трёхопорная схема шасси, передняя стойка на рулении управлялась от отдельного штурвальчика, установленного на колонке основного штурвала командира корабля. Основные стойки представляли собой четырёхколёсные тормозные тележки, амортизаторы и параметры колёс всех опор позволяли выполнять взлёт и посадку с грунтовых полос, что для того времени было весьма актуально. Так как все стойки убирались вперёд по полёту, в случае отказа гидравлической системы, выпустить шасси можно было, используя энергию набегающего потока воздуха, что существенно повышало безопасность полёта.

Отдельно надо сказать о пассажирском салоне Ил-18. В компоновке всех трёх салонов расположение кресел было однотипное, без каких-либо выделявшихся мест с диванчиками или образовывавших купе. В основе интерьера салона разработчики ориентировались на принцип «приятной простоты», который действовал на ранних машинах ОКБ С.В. Ильюшина.

Салон Ил-18

В отделке бортов, плафонов, багажных полок, потолка салона, оконных панелей и обивке кресел чувствовалась рука отличного дизайнера, они отличались простотой, изяществом линий и искусно подобранной цветовой гаммой. Салон естественно хорошо освещался из больших иллюминаторов.

Над пассажирами на нижней поверхности багажных полок размещалось напротив каждого ряда кресел индивидуальное освещение, регулируемый обдув прохладным воздухом и кнопка вызова стюардессы. Съёмные панели потолка и бортов были обтянуты павилоном с красивым узором, придававший нарядный вид всему салону.

Впервые на Ил-18 использовали в отделке кресел новый материал — поролон, это вкупе с другими изменениями конструкции кресел, сделало их значительно легче. В карман на спинке каждого кресла положили съёмный столик и литературу с информацией.

Также были отделаны кухня-буфет, гардеробы, багажное отделение и туалеты. По такому же принципу стали оформляться салоны других отечественных самолётов и, в конце концов, это стало общепринятым стандартом.

Ил-18

Модификации

Существует 2 вида модификаций Ил-18. Данное разделение справедливо как для гражданских, так и для военных самолетов:

  • Конструктивные (изменение конструкции, двигателя, фюзеляжа, шасси, добавление дополнительных баков и т.д.)
  • Салонные (установка специального оборудования, гондолы, радара, лидера радио и т.д.)

Существовали различные серии А, Б, В, Д, ДМ, в рамках которых и осуществлялись салонные и конструктивные модификации.

Первую серийную модель Ил-18 сняли с эксплуатации в 1959 году. К тому времени наладили выпуск самолетов новых серий. В последующие годы конструкторами было разработано еще больше вариантов для различных целей.

Выпущенные серии и модификации:

  • Ил-18А – первый серийный самолет этой модели, он работал на двигателях НК-4, которые имели высокий процент отказа;
  • Ил-18Б – базовая модель для пассажирских перевозок на двигателях АИ-20, изначально стала основной для «Аэрофлота»;
  • Ил-18В – улучшенная версия модели 18Б с разделением пассажирского салона на три отдельных части;
  • Ил-18Д – модель на двигателях АИ-20М с повышенной дальностью полета и увеличенной коммерческой нагрузкой;
  • Ил-18Е – пассажирский авиалайнер с повышенным количеством кресел до 110 единиц и улучшенной отделкой;
  • Ил-18И – еще одна версия авиалайнера на новых двигателях АИ-20М без изменений в конструкции и устройстве;
  • Ил-18В-26А – вариант авиалайнера для дальних перелетов с увеличенными топливными баками и уменьшенным салоном до 20 мест;
  • Ил-18Гр – транспортный самолет с усиленной напольной конструкцией, был выпущен только к 1978 году;
  • Ил-18ГрМ – модифицированная грузовая модель с установленной крупной дверью по левому борту и напольной механизацией;
  • Ил-18ДОРР – второй разведывательный самолет для поиска рыбных ресурсов, предназначен для работы на дальних расстояниях;
  • Ил-18ДЦ «Циклон» – модель для проведения метеорологической разведки и различной исследовательской деятельности;
  • Ил-18Д «Помор» – специальная модель, переработанная для выполнения рыбной разведки;
  • Ил-18Д «Тесла» – салонная модификация для обеспечения дальней, правительственной связи. Когда первое лицо страны находилось где-либо (даже в другой стране) над этим местом постоянно барражировали, несколько самолетов, обеспечивая защищённые каналы связи;
  • Ил-18 «Салон» – специальная версия самолета для выполнения деловых перевозок высших лиц государства;
  • Ил-18 «Полоса» – тестовая модель с продвинутым навигационным оборудованием для выполнения рейсов в автоматическом режиме;
  • Ил-18ЛЛ – воздушная лаборатория, созданная для проведения разных научных исследований;
  • Ил-18РТ (Ил-18СИП) – измерительный пункт с аппаратурой приема и анализа телеметрической информации;
  • Ил-18РТЛ – тестовая версия ИЛ-20РТ с обтекателем антенн над фюзеляжем;
  • Ил-18Т – транспортно-санитарная модель для перевозки больных и раненых, а также поиска пострадавших;
  • Ил-18ТД – новый военный транспортно-десантный самолет для военно-воздушных сил, был переоборудован и усилен;
  • Ил-18УШ – штурманская учебная машина с двадцатью креслами для штурманов внутри салона;
  • Ил-20 – переработанная военная модель для ведения радиоэлектронной борьбы в воздухе;
  • Ил-22 – специальная версия самолета, представляющая собой воздушный командный пункт;
  • Ил-24 – улучшенная модель для регулярного проведения ледовой разведки в северных широтах;
  • Ил-38 – противолодочный Ил-18, предназначенный для поиска и устранения вражеского подводного флота.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector