Георгий победоносец: почему именно он стал покровителем россии

Образ Георгия на монетах Российской империи

На монетах изображение всадника, пронзающего змия, появляется практически сразу после мученической кончины святого. Первые известные сегодня деньги с подобными изображениями относятся к периоду царствования Константина Великого (306-337 года).

Тот же сюжет можно видеть на монетах, относящихся ко времени царствования Констанция II (337-361 годы).

На русских монетах изображение аналогичного всадника появляется в конце XIII века. Так как воин, изображённый на них, был вооружён копьём, то по существовавшей тогда классификации он считался копейщиком. Поэтому очень скоро в разговорной речи подобные монеты стали именоваться копейками.

Когда у вас в руках мелкая российская монета, Георгий Победоносец обязательно будет изображён на её реверсе. Так было в Российской империи, так есть в современной России.

Например, рассмотрим введённую в обращение в 1757 году Елизаветой I двухкопеечную монету. На её аверсе изображён святой великомученик Георгий Победоносец без мантии, но в полном вооружении, поражающий своим копьём змия. Монета выпускалась в двух вариантах. На первом надпись «две копейки» шла по кругу над образом святого. Во втором её перенесли на ленту вниз монеты.

В этот же период монетные дворы выпускали монеты в 1 копейку, деньгу и полушку, на которых также был образ святого.

Российские корни «византийского святого»

Большинство историков не могут или не хотят понять, что этот святой не был византийским, а являлся одним из первых появившихся на Руси государственных руководителей, царей-ханов.

В святцах есть упоминание о нём как о святом великом князе Георгии Всеволодовиче, фактическом «дубликате» Георгия Даниловича, которого историки династии Романовых засунули в век XIII, вместе с великим «монгольским» завоеванием.

До XVII века Русь прекрасно знала и хорошо помнила, кем был святой Георгий на самом деле. А потом его просто выбросили, как и память о первых русских царях, заменив это «византийским святым». Отсюда и начинаются кучи нестыковок в нашей истории, которые легко устраняются, стоит лишь вернуться к истории настоящей.

Покровитель земледельцев и скотоводов

Великомученик Георгий Победоносец почитается во многих странах мира, но на Руси культ этого святого имел особое значение. Георгий позиционируется у нас как покровитель Руси, всего народа. Неслучайно его образ включён в герб государства российского. Его имя носили (и носят) тысячи церквей — и имеющие многолетнюю историю, и вновь возводимые.

Вероятнее всего, в основе подобного почитания лежит языческий древнерусский культ Даждьбога, который до Крещения считался на Руси родоначальником и покровителем русского народа. Святой Георгий Победоносец многие русские древние верования вытеснил. Однако народ приписал ему те черты, которыми ранее наделял Даждьбога и богов плодородия, Ярило и Яровита. Неслучайно даты почитания святого (23.04 и 03.11) практически совпадают с празднованием язычниками начала и завершения сельскохозяйственных работ, которым упомянутые боги всемерно содействовали. Кроме того, принято считать, что Георгий Победоносец является также покровителем и защитником скотоводства.

Очень часто указанного святого в народе именовали Георгием Водоносом, потому что в день, когда Церковь отмечает память данного великомученика, совершались специальные хождения для водосвятия. По укоренившемуся в народе мнению, освящаемая в этот день вода (Юрьева роса) очень благотворно влияла на будущий урожай и на скотину, которую в этот день, именуемый Юрьевым, впервые выгоняли из стойла после долгой зимы на пастбища.

Хранитель земель русских

Неслучайно в русских «духовных стихах», посвящённых Егорию Храброму, тема драконоборчества, особенно популярная в Европе и символизирующая триединую роль Георгия (Г.) как богатыря, проповедника веры истинной и рыцарственного заступника невинности, обречённой на заклание, просто опущена. В этом памятнике письменности Г. оказывается сыном некоей Софьи Премудрой — царицы града Иерусалима, что на Святой Руси, — который 30 лет (вспоминаем Илью Муромца) провёл в темнице «царища Демьянища» (Диоклетиана), затем, избавившись от узилища чудным образом, нес на Русь христианство и в конце пути, в честном ристалище, искореняет басурманство на земле русской.

Святой Георгий Победоносец. Икона, пережившая века

Именно здесь впервые появляется барельеф, на котором изображён Святой Георгий верхом на лошади. Он крестом с длинным древком разит, словно копьём, некое чудище. Скорее всего, имелось в виду, что это языческий тотем, низвергнутый святым. Второй вариант трактовки – чудище олицетворяло собой вселенское зло и жестокость.

Позднее икона Георгия Победоносца, на которой он изображён подобным образом, стала появляться во всё возрастающих количествах вариантов, а поражаемое чудище трансформировалось в змия. Учёные склоняются к мысли, что изначально указанная композиция не являлась иллюстрацией конкретного события, а являлась аллегорическим изображением победы духа. Но именно образ змееборца стал особенно популярен в народе. И не из-за иносказательного пафоса, а благодаря тому, что он очень близок к мифологическим и сказочным мотивам.

Описание герба

Всего существовало три допустимые версии создания герба, которые можно было использовать в разных композициях (в одном цвете или нескольких):

  • Гербовый щит — на гербе Московской области отсутствует корона и ленты.
  • Гербовый щит с короной — на гербе отсутствуют красно-желтые ленты трех орденов.
  • Полный гербовый щит — на гербе Московской области есть золотая корона и ленты.

Геральдическое описание герба: в червленом поле Георгий Победоносец в серебряном вооружении (латах и шлеме) и лазоревом плаще, сидящий в красном седле с золотой бахромой на серебристом скачущем коне, поражающий позолоченным копьем, увенчанным золотым восьмиконечным крестом, золотого крылатого змия (дракона о четырех лапах) с зелеными крыльями. Гербовый щит увенчан золотой императорской короной и дополнен лентами трех орденов Ленина.

Герб Москвы

В 1993 году постановлением Московской городской думы и распоряжением мэра столицы, был утвержден один из официальных государственных символов – герб Москвы, в основу которого был взят образец первого официального герба города, утвержденного в 1781 г. В 1993 и 2003 году нынешний герб повторно был утвержден законами города Москвы.

Герб города Москвы – это геральдический щит темно-красного цвета, четырехугольной формы, заостренный в оконечности. Нижние углы щита закруглены. На нем изображен Георгий Победоносец в голубом плаще и серебряных доспехах, он восседает верхом на серебряном коне, поражающим черного Змия золотым копьем.

Еще во времена Дмитрия Донского Святой Георгий становится покровителем и патроном города Москвы. В ХIV-XV ст. образ всадника-змееборца на Руси приобретает особое значение, он символизирует образ народного защитника и борца с иноземными завоевателями.

Цвета и их символика

Цвета имеют символичный смысл и значение:

  • Красный цвет щита, на фоне которого изображен конник, традиционно в геральдике обозначает храбрость, мужество, смелость и отвагу, а также любовь. В московской символике обозначает также кровь, пролитую защитников Отечества, а также победу над врагами.
  • Серебряный цвет – это цвет чистоты, невинности и благородства. В христианской системе символов этот цвет обозначает святость, духовность, а также ассоциируется с понятием вечности.
  • Черный цвет соотносится в христианстве со злом, грехом, поэтому змей на столичном гербе, как воплощение Зла, окрашен в этот цвет, а святой Георгий, как олицетворение добра, облачен в белые одежды.
  • Синий цвет, в который раскрашена накидка св. Георгия, – это не только цвет неба, но также и символ красоты, величия, мягкости, а в христианстве он символизирует веру, благочестие, бессмертие и гармонию.
  • Золотой цвет, присутствующий на московском гербе лишь как цвет копья конника, в геральдике соотносится с такими понятиями как «справедливость», «вера», являясь здесь знаком победы над злом.

Цветовая палитра герба ограничена небольшим набором цветов, сочетающих в себе геральдическое значение и христианский смысл.

Символика

Что изображено на гербе Московской области, мы можем увидеть на фото. Разберем подробнее, что означает каждый из негласных символов.

  • Георгий Победоносец — это основа гербового щита. Святой стал покровителем всего русского населения. Георгий Победоносец олицетворяет вечную тему противостояния добра и зла, в которой добро побеждает. Змей, пораженный копьем, погибает от руки хранитель русских земель.
  • Золото — как и во все времена, это символ богатства, а в христианстве этот благородный металл является еще и верой и милосердием.
  • Серебро — чистота и невинность, справедливость и откровение.
  • Червлень как символ отваги, мужества и силы русского народа. Красный цвет — цвет красоты и празднеств.
  • Голубой (лазурь) — это образ честности и добродетели, безупречность во всем.
  • Пурпур символизирует достоинство и власть.
  • Корона — символ статуса Московской области.
  • Ленты 3 орденов Ленина — это награды области, которых она была удостоена трижды в XX веке.

Георгий Победоносец: жизнеописание

Главным достоинством и символом гербового щита является Георгий Победоносец, и поэтому хотелось бы более детально рассмотреть его не как символический образ, а как реально существовавшего человека.

Великомученик Георгий родился в богатой и богобоязненной семье, был воспитан в соответствии с христианскими устоями. Георгий рос сильным и смелым юношей и поступил на военную службу. Очень быстро он добился успехов на этом поприще и получил звание тысяченачальника. В то время правил Диоклетиан, который славился жестокостью к христианам и фанатичной пропагандой римских богов. Георгий не мог стерпеть мучительные казни и гонения христиан и однажды явился к Диоклетиану и объявил себя христианином. Правитель пытался уговорить Георгия отречься от христианской веры, но ничего не вышло, и святой Георгий был заключен в тюрьму, где подвергался изощренным пыткам, но никакие лишения и физические тяготы не сломили Георгия. Тогда император решил, что заключенный прибег к магии, и приказал отрубить ему голову. Так ушел из жизни заступник всех христиан.

Мощи Георгия Победоносца оставили в городе Лидда (ныне Лод), что находится в Израиле, голова же хранилась в римском храме, который был посвящен ему.

На иконах Георгий сидит верхом на белом коне и поражает копьем змея. Этот образ основан на легенде, по которой недалеко от места проживания семьи Георгия было озеро, в котором обитал змей. Жители регулярно по жребию отдавали змею на съедение человека. И вот однажды жребий пал на дочку императора тех мест, ее привязали к дереву и стали ожидать появления чудовища. Когда змей открыл свою пасть, чтобы поглотить несчастную, на берегу появился Георгий и убил змея, тем самым спас девушку.

Занимательные факты

В процессе создания ордена, русские художники допустили ошибку. Речь идет о медальоне, на котором был изображен дракон вместо змея. По легенде отважный воин Георгий копьем поражает змея, а не дракона. Более того, на Руси символ дракона считался положительным персонажем.

Когда в Российской Империи стали изготавливать Ордена Святого Георгия Победоносца, то в стране появилось множество невольных сообщений от мусульманских общин. Им не по нраву были ордена с христианским крестом, они это воспринимали как неуважение к Исламу. В связи с недовольством мусульман, император Николай Первый в середине XIX века утвердил новый образец медали для нехристиан. Случилось это во время Кавказской войны. Офицер Джамов-бек Кайтахский стал первым, кому вручили торжественно орден.

Помимо того, что у кавалеров был орден, слава и популярность в обществе, государство регулярно выплачивало им денежные пособия. К примеру, военачальники с орденом первой степени каждый год от императрицы получали около 1 000 рублей. Другие офицеры с данной наградой довольствовались 36 рублями. Если офицер умирал или погибал на войне, то родственники получали орденские выплаты. Все это говорит о том, что властям было не все равно на русских военнослужащих.

Когда во власть пришли большевики, то Ленин уравнял в правах всех бойцов армии на территории страны. Это касалось и тех, кто имел Орден Святого Георгия Победоносца. Хотя вплоть до конца 1918 года офицеры Георгиевского креста получали больше остальных жалованья.

Стоит отметить, что многие выдающиеся командиры советской армии до Октябрьской революции состояли на службе в Императорской России. Многие из них имели такую награду, как Орден Святого Георгия Победоносца. Например, Малиновский и Рокоссовский были награждены Георгиевскими крестами дважды.

За отвагу, смелость и оборону государства данную награду вручили Жукову. На тот момент он был унтер-офицером, но в середине XX века стал маршалом СССР. Эта награда досталась Жукову два раза.

За смелость и отвагу в Первой мировой войне орден был торжественно вручен Василию Чапаеву. В итоге у него в коллекции было аж 3 Георгиевских креста и 1 георгиевская медаль.

В годы Первой мировой войны 4 раза присудили Георгиевский крест Ивану Тюленеву. Во Второй мировой войне он уже был генералом Красной Армии. Также в истории упоминается Семен Буденный – полный комплект орденов.

Более подробно ознакомиться с наградой Орден Святого Георгия Победоносца 1.2.3.4 степени фото можно в каталоге.

Храмы, возведённые в честь Георгия Победоносца

Культовые религиозные сооружения, освящение которых прошло в честь этого святого великомученика, возведены во многих странах мира. Безусловно, подавляющее большинство их построено в странах, где официальной религией является христианство. В зависимости от конфессии, написание имени святого может изменяться.

Основными строениями являются церкви, соборы и часовни, возведённые на территории различных стран Европы, Африки и Азии. Наиболее известными из них являются:

1. Храм Church of Saint George. Храм Георгия Победоносца, принадлежащий Иерусалимской ПЦ. Построен в г. Лоре. По легенде, он возведён над гробницей святого.

Новое здание церкви возведено в 1870 году на месте старой базилики с разрешения османских (турецких) властей, контролировавших в то время данную территорию. Здание церкви расположено на одном участке с мечетью Эль-Хидр, поэтому по площади новое строение занимает лишь часть территории бывшей византийской базилики.

В церкви находится саркофаг Святого Георгия.

2. Монастырь Ксенофонта. Десница (часть руки) этого святого великомученика в серебряной раке хранится в монастыре Ксенофонта (Μονή Ξενοφώντος ), находящемся на горе Афон (Греция). Датой основания монастыря считается Х век. Его Соборный храм посвящён Георгию Победоносцу (старое здание – кафоликон — датируется XVI веком, новое – XIX).

3. Свято-Юрьев монастырь. Первые монастыри в честь этого святого были основаны на Руси в XI веке (1030 год) великим князем Ярославом в Новгороде и Киеве. Поскольку святой был более известен в Киевской Руси под именами Юрий и Егорий, то и монастырь основали под одним из этих имён — Свято-Юрьев.

Это один из наиболее древних монастырей на территории нашего государства, которые действуют и в настоящее время. Он имеет статус мужского монастыря РПЦ. Находится рядом с Великим Новгородом на реке Волхов.

Главным храмом монастыря стал Георгиевский собор, к строительству которого приступили в 1119 году. Работы завершились спустя 11 лет и 12.07.1130 собор освятили во имя данного святого.

4. Храм Сан-Джорджио-ин-Велабро. Культовое сооружение Сан-Джорджио-ин-Велабро (итальянская транскрипция названия San Giorgio al Velabro) представляет собой храм, находящийся на территории современного Рима, на бывшем болоте Велабр. По легенде, именно здесь были найдены Ромул и Рем, основатели Рима. Это старейший храм Георгия Победоносца из находящихся на территории Италии. Отсечённая глава и меч, принадлежавшие этому святому, захоронены под главным алтарём, который выполнен из мрамора в стиле косматеско. Работа датирована XII веком.

Святые реликвии находятся в часовне под алтарём. Предусмотрена возможность для поклонения этим реликвиям. До недавнего времени здесь же хранилась ещё одна святыня – личное знамя святого, но его 16.04.1966 подарили римскому муниципалитету, и теперь оно хранится в Капитолийских музеях.

5. Часовня-реликварий Сент-Шапель. Часть мощей Георгия Победоносца хранится в Сент-Шапеле (французская транскрипция названия Sainte Chapelle), готической часовне-реликварии, находящейся в Париже. Реликвия сохранена королём Франции Людовиком Святым.

Сходства и различия

Как уже было сказано, гербовый щит Московской области очень похож на герб Москвы. Следует разобраться, какие же сходства есть, а чем отличаются эти гербы.

Первое, что бросается в глаза, это одинаковые главные фигуры на гербах, но здесь и всплывает первое существенное отличие — на гербе Москвы Георгий Победоносец повернут в другую сторону и цветовая гамма более яркая и красочная.

Следующее отличие коснулось изображения змея — на гербе Москвы он выполнен в черном цвете, а вот на гербе Московской области змей золотой с зеленоватыми крыльями.

Сходства в цвете щитов: оба герба выполнены в богатом, привлекающем внимание, алом цвете, помимо этого, всадники тоже похожи, оба в серебряном цвете

О Георгии Победоносце

Воин, запечатлённый на современном гербе, состоял когда-то на службе у императора. По происхождению Георгий был выходцем из известного греческого рода Каппадокии, местности в Малой Азии (теперешней Турции). Когда император начал гонения на приверженцев христианской веры, Георгий, христианин по вероисповеданию, встал на защиту этих людей. За это его подвергли ужасным пыткам.

Он обращался к Богу просьбой дать ему сил противостоять всем невзгодам. Обретя силу в Божьей вере, юноша стойко выдерживал все пытки. И тогда разгневанный император повелел обезглавить воина. В мае 303 года Георгий был казнён. С той поры 6 мая, когда он погиб, почитается как День памяти Великого мученика — Георгия Победоносца, пострадавшего за христианскую веру, желание защитить её.

Об этом хорошем и мужественном человеке существовало немало легенд. В одной из них рассказывалось об одержанной им победе над чудищем-змеем. Тот проживал в районе некого города Ласия. От его нападений страдали местные жители, подвергающиеся уничтожению. В то время городом управлял царь Сельвий, славившийся своею жестокостью и не признающий христианства. После того как люди сообщили правителю о набегах змея, он издал приказ, предписывающий всем жителям поочерёдно передавать зверю своих детей.

Очередь дошла и до единственной дочери самого царя. Плачущую девушку, ожидавшую смерти, встретил на своём пути Георгий, направляющийся на родину. Храбрый воин услышал от неё о страшном звере и решил сразиться с ним один на один, чтобы спасти город от страшной участи. Моля Бога о помощи, воин сумел победить врага. Георгий убивает поверженного зверя точным ударом копья в голову. Воин сообщил жителям города, что их главная сила заключается в христианской вере, способной преодолеть любые преграды.

Что означает герб Москвы

Впервые эта символика украсила Москву — 15 июля 1464 г . над воротами Фроловской башни Кремля было установлено вырезанное мастером Василием Ермолиным из белого камня изображение Георгия Победоносца, поражающего дракона. В 1491 г ., в связи с перестройкой Кремля, белокаменный всадник был помещен в специально выстроенный в Кремле напротив Спасской башни храм во имя Святого Георгия. Два символа — «Ездеца» и двуглавого орла — Иван III соединил на появившейся в 1497 г . государственной печати. На одной ее стороне был изображен орел, на другой — конный воин. Наездник теперь поражал копьем дракона, что сближало его с образом Георгия Победоносца. Однако отсутствие нимба говорило, что это — светский всадник-правитель. Печать как бы олицетворяла его «двойной» титул — «великий князь московский» и «государь всея Руси». При сыне Ивана III Василии III (1505—1533) двуглавый орел на время исчезает, и гербом России служит один московский всадник. Двуглавого орла вернул на государственный герб Иван IV Грозный. Приняв в 1547 г. царский титул, он, конечно, не мог довольствоваться скромной московской эмблемой. На новой государственной печати всаднику нашлось место посередине орла. Правда, в 1561 г. появилась и другая печать, где наездника не было. Вместо него на груди двуглавого орла была личная эмблема Ивана IV — единорог.

Конный воин-змееборец в центре российского орла по-прежнему не связывался со Святым Георгием. Из старинных эмблем перешла трактовка наездника как правителя «В истинной Московского княжения печати вырезано — царь на коне победил змия». В Западной Европе же обычно видели в фигуре на гербе небесного покровителя. Поэтому, когда в 1659 г. русское посольство прибыло в Италию, тосканский герцог прямо спросил, не святой ли Георгий изображен на груди двуглавого орла. На это русский посол ответил, что нет, «это — Великий государь наш на аргамаке». Окончательное оформление эмблемы всадника, побеждающего дракона, как официального герба Москвы произошло после петровских реформ. В 1722 г . по указу Петра I в России была создана Герольдмейстерская контора, которой Правительствующий Сенат поручил в 1724 г. представить гербы всех русских городов. «Для отправления геральдического художества» пригласили уроженца Пьемонта (Италия) Франциска Санти, в помощь ему придали русского «живописного мастера» Ивана Чернавского.

Рисунок герба Москвы был выполнен Санти на основе изученных им древних печатей. Наездник изображался без нимба, как воин, а не святой; повернутым к зрителям вправо. Только в 1728 г., уже после смерти Петра I, появилось описание герба Москвы «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые. Венец желтый же, змей черный, поле кругом белое, а в середине красное». Данное описание нетерминологично. У составителей списков гербов на знамена, вероятно, были на руках только цветные рисунки гербов без подробного их описания, на которых золото было передано желтой охрой, поэтому они назвали цвет венца и епанчи желтым. Белый же цвет в геральдике — серебро. Окончательно этот герб вместе с другими городскими гербами был утвержден Сенатом в 1730 г. Кроме весеннего «Егория» праздновался еще и «Георгий осенний». В этот день — 26 ноября (9 декабря по н. ст.) 1051 г . митрополит Илларион освятил в Киеве первую на Руси церковь Георгия Победоносца, построенную по велению Ярослава Мудрого, чье имя, полученное при крещении, было Георгий.

После революции 1917 года герб Москвы был упразднен. Новый герб города с советской символикой был составлен архитектором Д. Осиповым и утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года.. Новым герб имел советскую и «промышленную» символику. В сознании москвичей этот герб так и не прижился. В 1993 году распоряжением мэра Москвы городу был возвращен исторический герб, сходный с гербом 1781 года. Положение о Гербе города Москвы. Рисунок герба разработал К. К. Иванов. В настоящее время изображения Святого Георгия на гербах Москвы, Московской области (бывшей губернии) и на центральном щитке российского герба отличаются друг от друга. Московская область поместила в своем гербе изображение Святого Георгия, выполненное Кёне, — античный всадник, повернутый влево; то есть на двух московских гербах всадники смотрят в разные стороны.

Примечания[ | ]

  1. Закон города Москвы от 11 июня 2003 года № 39 «О гербе города Москвы» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 ноября 2012. Архивировано 4 февраля 2020 года.
  2. Соболева Н. А. Старинные гербы российских городов. — М.: Наука, 1985. — С. 148. — 176 с.
  3. 123 Гербы городов Российской Федерации: Из истории герба Москвы
  4. Московский символ победы добра над злом. Герб Москвы (часть 2) (неопр.) . Образъ. Дата обращения 8 декабря 2014.
  5. О восстановлении исторического герба города Москвы. Распоряжение. Мэр Москвы. 23.11.93 674-РМ
  6. Геральдика.ру. Герб города Москва
  7. Закон города Москвы от 01.02.1995 № 4-12 «О гербе и флаге города Москвы»
  8. Закон г. Москвы от 11.06.2003 № 39 «О гербе города Москвы» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 ноября 2012. Архивировано 4 февраля 2020 года.
  9. Медведев М. Георгий Победоносец: святой иконы и герой герба.
  10. Лебедева Е. Московский герб: герой пронзает гада.
  11. Правила использования Государственного герба РФ

Фигура святого великомученика на древних монетах

Достаточно долгое время считалось, что появившиеся на русских монетах и печатях в XIII-XIV веках изображения Георгия Победоносца являлись стилизованными изображениями некоего древневизантийского святого Георгия.

Но в последнее время всё громче звучит версия о том, что за рассматриваемым образом святого Георгия скрывается Георгий Данилович, русский царь-хан, который правил на Руси в начале века XIV и начал великое так называемое «монгольское завоевание». Он же Чингизхан.

Кто, когда и для чего таким образом поменял русскую историю? Оказывается, ответы на данные вопросы историкам давно известны. Произошла эта подмена в XVIII веке, во время царствования Петра I.

Транскрипция имени святого в фольклорах народов мира

В отдельных источниках он также упоминается под именами Егорий Храбрый (русский фольклор), Джирджис (мусульманский), Святой Георгий Лиддский (Каппадокийский), а в греческих первоисточниках как Άγιος Γεώργιος.

На Руси после принятия христианства одно каноническое имя Георгий (переводимое с греческого как «земледелец») трансформировалось в четыре, разных с точки зрения законодательства, но единых, по мнению православной церкви: Георгий, Егор, Юрий, Егорий. Подобные трансформации имя этого почитаемого разными народами святого претерпело и во многих других странах. У средневековых немцев он стал Йорге, у французов — Жоржем, у болгар — Гёрги, у арабов — Джерджисом. Сохранились обычаи прославления святого Георгия под именами языческими. Наиболее известными примерами являются Хызр, Кедер (Ближний Восток, мусульманские страны) и Уастырджи в Осетии.

Факты

Существует ряд фактов, связанных со столичным гербом, которые могут быть интересны обычным москвичам и гражданам РФ:

  • В центре государственного герба России расположен щит, похожий на эмблему Москвы, но нигде в официальных документах так не обозначенную и имеющую ряд деталей, отличающих его от символа столицы.
  • Соотношение ширины и высоты гербового щита – 8:9.
  • Сюжет московского герба абсолютно идентичен гербу Грузии, где также изображен великомученик Георгий, разящий змея, а также гербу Московской области.
  • Московский герб советского периода остался в узоре перил Большого каменного моста через Москву-реку и на здании Верховного Суда, расположенного по адресу Поварская, 15.
  • Надругательство над гербом г. Москвы влечет за собой наложение административного наказания в виде штрафа в 2500-5000 рублей с граждан и 20000 — 30000 рублей с должностных лиц.
  • Автор современного столичного герба был удостоен за эту работу премии Москвы.

Тот факт, что жители России не делают различия между гербом столицы и щитом, помещенным в центр герба России неудивителен: сюжет и цветовое решение этих геральдических знаков очень похожи. Различия заключаются лишь в некоторых деталях изображения, которые способен заметить лишь глаз внимательного человека, а именно:

  • На гербе города конь опирается на две задние ноги, две передние у него подняты; на гербе страны конь опирается на три ноги, поднята только передняя левая нога.
  • На гербе столицы наездник в шлеме, на Российском – без головного убора.
  • На московском символе дракон, опираясь на четыре лапы, поворачивает голову в сторону наездника, на эмблеме страны – дракон лежит на спине и пронзен копьем.

Данные нюансы гербового изображения никого не смущают и мало кому заметны. Герб Москвы на протяжении последних лет стал уже привычным символом столичной жизни, так как его изображения можно встретить в Москве повсюду: на зданиях Правительства Москвы, Государственной Думы РФ, мэрии, на бланках и печатях московских органов власти и даже на указателях при въезде в столицу. Иностранные туристы, почитающие и знающие Георгия Победоносца как католического святого, узнают его и на эмблеме столицы российского государства, что говорит о его схожести со святым и с сюжетом о победе над змеем.

Цвета и их символика

Цвета имеют символичный смысл и значение:

  • Красный цвет щита, на фоне которого изображен конник, традиционно в геральдике обозначает храбрость, мужество, смелость и отвагу, а также любовь. В московской символике обозначает также кровь, пролитую защитников Отечества, а также победу над врагами.
  • Серебряный цвет – это цвет чистоты, невинности и благородства. В христианской системе символов этот цвет обозначает святость, духовность, а также ассоциируется с понятием вечности.
  • Черный цвет соотносится в христианстве со злом, грехом, поэтому змей на столичном гербе, как воплощение Зла, окрашен в этот цвет, а святой Георгий, как олицетворение добра, облачен в белые одежды.
  • Синий цвет, в который раскрашена накидка св. Георгия, – это не только цвет неба, но также и символ красоты, величия, мягкости, а в христианстве он символизирует веру, благочестие, бессмертие и гармонию.
  • Золотой цвет, присутствующий на московском гербе лишь как цвет копья конника, в геральдике соотносится с такими понятиями как «справедливость», «вера», являясь здесь знаком победы над злом.

Цветовая палитра герба ограничена небольшим набором цветов, сочетающих в себе геральдическое значение и христианский смысл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector