«барон мюнгхаузен советских ввс»: почему так прозвали летчика ивана федорова

Мечта о небе

С детства, а родился Иван Ефграфович в 1914 году 10 февраля в Харькове, юноша воспылал мечтой о полетах. Мечтам суждено было осуществиться, но для этого следовало предпринять большие усилия. Иван Федоров их предпринял, что характеризует его как человека целеустремленного, не пасующего перед трудностями встречающимися на пути к мечте.

Окончив пятилетнее обучение в школе, он продолжает учиться на рабфаке при институте народного образования в городе Донецк. В 1931 году заканчивает ФЗУ (фабрично-заводское училище) поступает в Луганский педагогический институт.

Но небо манит и зовет. После одного курса Иван Федоров институт бросает и полностью отдается любимому делу. С 1929 года Федоров, без отрыва от учебы и работы проходит обучение в школе Осоавиахим, где строит планеры и сам же на них летает.


Иван Евграфович Федоров

Занятия планерным спортом стали хорошей школой, и в августе 1932 года будущий ас окончил Луганскую авиашколу и начал службу в частях ВВС. К ноябрю того же года он становится командиром звена 35-ой истребительной эскадрильи 69-ой истребительной бригады Киевского военного округа.

Уже тогда, молодого, но подающего большие надежды лётчика ставили в пример как мастера пилотажа на истребителях И-15 и И-16. В 1936 году он назначается командиром звена полка истребительной авиации.

После парада 1937 года лётчиков, принимавших участие в воздушном пролете над Красной площадью, среди которых был и наш герой, пригласили в Кремль. Во время посещения высоких кабинетов лучшие пилоты страны просили отправить их в Испанию сражаться с фашистским режимом Франко. Разрешение было получено. Так начался боевой путь военного летчика Ивана Ефграфовича Федорова.

Скандал в Кремле

Другой спорный вопрос биографии Фёдорова – почему такой выдающийся ас получил звезду Героя Советского Союза лишь после войны. Сам Фёдоров рассказывал, что впервые его должны были наградить ещё в 1938 году по возвращении из Испании. Лётчика вызвали в Кремль на торжественный банкет. Но там Фёдоров ввязался в драку с пьяным чекистом, который стал «задирать» его друга – пилота Бориса Туржанского. Спасая товарища, оказавшегося на мушке пистолета, Фёдоров разбил хрустальную люстру в Кремле. После этого документы о награждении немедленно отозвали.

В 1944 году Фёдоров подал документы на присуждение звезды Героя за уничтожение 10 бомбардировщиков и пяти истребителей. Но командующий 16-й воздушной армией генерал-лейтенант Сергей Руденко дал на это следующий отзыв: «Имея личную нескромность и пристрастие к правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. Федоров стал на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе несуществующие боевые заслуги…»

В сталинскую эпоху подобное могло быть расценено по-всякому, вплоть до лишения погон и отправки в ГУЛАГ. Но Фёдоров продолжил вполне успешную карьеру в ВВС.

Иван Федоров в небе Испании

В 2007 году на экраны вышел документальный фильм «Старик и небо», посвященный жизни и боевому пути летчика Ивана Евграфовича Федорова. Со слов героя он воевал в Испании, где одержал 20 воздушных побед и сделал два тарана. За боевые заслуги ему полагалось звание Героя Советского Союза, но во время банкета в Кремле он подрался. После такого проступка, закончившегося стрельбой, Федорову звезду не дали.

По словам Ивана Евграфовича в 1942 году он снова оказался в армии и за месяц службы сбил 18 нацистских самолетов. Осенью его назначили командиром 157-го истребительного авиаполка, а весной 1943 года он возглавил 273-ю авиадивизию. Одновременно с этим Федоров командовал штрафной эскадрильей из 64 летчиков. После победы над немцами он участвовал в Корейском конфликте и за всю службу сбил 134 самолета.

Под впечатлением рассказов Ивана Федорова Герои Советского Союза генерал-лейтенант авиации Степан Микоян и полковник Александр Щербаков написали открытое письмо: «По данным личного дела И. Е. Фёдорова в Испании он сбил два самолёта, а в Великой Отечественной войне совершил 114 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв и сбил 11 самолётов лично и один в группе. Таранов самолётов противника он не совершал».

Устройство Московской типографии

Когда в 1552 году в Москве начались работы по организации первой типографии, Иван Федоров стал учеником при прибывшем из Дании мастере. В последующие несколько лет были выпущены несколько экземпляров книг, в которых не были указаны никакие выходные данные. Но главное дело было еще впереди, для него требовалась долгая подготовка.

В 1564 году московский «Апостол» наконец-то увидел свет. В нем были указаны имена создателей: самого Ивана Федорова и помогавшего ему в работе Петра Мстиславца.

Несмотря на организацию в Москве Печатного двора и успехи, которых добился первопечатник, спустя некоторое время он неожиданно покинул Москву и отправился в Великое княжество Литовкое.

Официальная версия гласит, что произошло это из-за недовольства переписчиков книг, которые опасались остаться без работы и даже сожгли типографию. Однако современные исследователи видят и другие возможные объяснения. Например, к описываемым годам Федоров овдовел и по правилам белого духовенства должен был принять монаший постриг. По каким-то своим причинам он этого не сделал, поэтому от типографской деятельности его отстранили.

Сам Федоров пишет, что покинуть Отечество его вынудила злоба и зависть государственных начальников и священников.

Список воздушных побед

Список воздушных побед И. Е. Фёдорова

(Список воздушных побед лётчика составлен по материалам наградных листов и других личных документов, в оперативных и отчётных документах сбитые самолёты, кроме отмеченных, отсутствуют)

№ п/п Дата победы Тип самолёта противника Место победы Тип своего самолёта
1 18.06.1937 Ю-52 Испания И-16
2 21.08.1937 Самолет Испания И-16
3 22.09.1942 Ю-88 Бошарово Як-7
4 23.09.1942 Ю-88 Бошарово Як-7
5 26.09.1942 Ю-88 Бошарово Як-7
6 26.09.1942 Ме-109 Бошарово Як-7
7 27.09.1942 Ю-88 Ржев Як-7
8 27.09.1942 Ме-109 Ржев Як-7
9 25.04.1945 ФВ-190 юго-восточнее Пренцлау Як-9
10 25.04.1945 ФВ-190 северо-западнее Битиков Як-9

Также в период с августа по сентябрь 1942 г. на Калининском фронте лично сбил 1 Ме-109 и 1 До-215; с февраля по май 1944 г. на 1-м Белорусском фронте сбил 1 Ю-88 лично и 1 Ме-109 в группе (точные даты не установлены).

Всего сбитых самолётов — 13 + 1 Боевых вылетов — 264.

Биография

Родился в Харькове (Украина), в семье рабочего.

С 1918 года жил в городе Луганск (Украина). В 1921—1927 годах беспризорничал.

Окончил школу ФЗУ, рабфак и лётно-планёрную школу. Работал машинистом на заводе в Луганске. Окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.

В РККА с 1932 года. С мая 1937 по январь 1938 года участвовал в боевых действиях в Испании.

После Испании Фёдоров стал испытателем в КБ Лавочкина.

21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, вернулся в строй. В 1939 году окончил Высшие офицерские авиационные курсы. С мая по октябрь 1940 года — лётчик-испытатель авиазавода № 21 (г. Горький); испытывал серийные истребители И-16.

С ноября 1940 по февраль 1942 года был в командировке в Китае. Начальник лётно-испытательной станции авиазавода «600» в г. Урумчи на котором собирались истребители И-16 для китайских ВВС. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С. Н. Викторова, он был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем.

В феврале 1942 года Иван Евграфович вернулся на авиазавод № 21 (г. Горький), где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 года, перегоняя ЛаГГ-3 на фронт, самовольно остался на Калининском фронте. С сентября 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. В том же году принят в КПСС.

С сентября 1945 года — старший лётчик-испытатель ОКБ С. А. Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания самолётов Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-156, Ла-174ТК. В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/ч. В 1948 году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303).

С 1954 года полковник Фёдоров — в запасе. До 1974 года работал заведующим отделом в Министерстве иностранных дел СССР.

Жил в Москве. Умер 12 февраля 2011 года, похоронен в Москве.

Память

  • В 1909 году рядом со зданием Печатного двора поставили памятник Федорову.
  • В 1933 году изображение Ивана Федорова впервые появилось на марке. В 1983 и в 2010 появилось повторно.
  • В 1941 году режиссер Григорий Левкоев снял ленту «Первопечатник Иван Федорович».

Памятник Ивану Федорову во Львове

  • 1977 год стал годом открытия музея Ивана Федорова во Львове. Позже его повредила группа религиозных фанатиков, однако сотрудникам музея и помощникам из числа добровольцев удалось восстановить здание и основную часть экспонатов.
  • В 1983 году монетный двор выпустил юбилейную монету с профилем Федорова в память о 400-летии со дня смерти.
  • Во многих городах России и Украины имеются улицы, названные в честь Ивана Федорова.

Древний оберег и связь с патриотизмом

Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.

Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен

При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.

Продавец кваса — Карл Булла

И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».

Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».

Интересные факты

  • В те годы, когда жил первопечатник, фамилии в нынешнем понимании еще не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий, а также в отдельных деловых бумагах, Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год).
  • Помимо церковной службы и книгопечатания, Федоров изготавливал многоствольные мортиры и отливал пушки.

Пушка, отлитая Иваном Федоровым

  • Иван Друкар – сын Федорова — погиб спустя три года после смерти отца. Произошло это при невыясненных обстоятельствах, однако некоторые грешат на тех же монахов-переписчиков (что маловероятно).
  • Есть теория, согласно которой Федоров далеко не первый книгопечатник на Руси – печатать пробовали и раньше, но результаты были намного хуже, поэтому типографское ремесло с первого захода не прижилось.

Слишком близко земля

Легендарный лётчик, сбивший десятки самолётов противника, прожил долгую жизнь, покинув этот мир в 2011 г. в возрасте 97 лет. «В 80 лет Иван Евграфович мог на руках подняться по ступенькам подъезда на второй этаж, — рассказывает о лётчике кандидат исторических наук, писатель Вячеслав Родионов, друживший с Фёдоровым. — Он был гениальным лётчиком. Однажды, когда в Жуковском приземлялся после испытательного полёта Ла-174 и вошёл в глиссаду, приближаясь к взлётной полосе, почувст­вовал, что самолёт кренится вправо. По лётной науке, пилоту необходимо выровнять машину, что в этой ситуации сделать было невозможно, потому что машина практически перестала слушаться. После этого она обычно грохается — слишком близко земля… Фёдоров же в долю секунды решает: раз машина хочет перевернуться, пусть переворачивается. И самолёт делает поворот на 360 градусов вокруг своей оси, чудом приземляясь на аэродроме. Фёдоров вылезает из кабины и говорит: «Наверное, что-то с тягой элерона». И когда механики проверили его предположение, так и оказалось. 

Лётчик накануне Великой Отечественной войны. Фото: Из личного архива/ Вячеслав Родионов

Он был в своём роде уникумом, самородком. По происхождению — донской казак, старовер. Родился в февральской степи, когда его родители на санях подъезжали к станице Каменская. Самолёт увидел впервые в 15 лет, работая машинистом поезда. И заболел небом, в котором по окончании лётного училища он буквально будет жить». 

Накануне Великой Отечественной, в мае 1941 г., Фёдорова вместе с тремя сослуживцами направили в короткую командировку в Германию, где их встретил авиаконструктор Мессершмитт

Наш ас потряс местных спецов: впервые сев в кабину экспериментального и незнакомого для него немецкого истребителя, тут же взмыл в небо и начал выполнять фигуры выс­шего пилотажа, которые привлекли внимание находившегося на лётном поле Гитлера. Фюрер выразил желание по­обедать вместе с советскими лётчиками

А после Фёдорову вручили небольшую коробочку, в которой оказалась одна из высших наград рейха — железный крест с дубовыми листьями. На следующий день он появился на лётном поле без креста на груди и на вопрос: «Где же награда?» указал на каблук своего сапога, куда накануне прибил крест: «Вот где носят немецкие ордена у нас!»

«Ох и попало мне от нашего человека из посольства, который протоколом занимался. Сняли с меня стружку», — вспоминал потом сам Иван Евграфович. Этот и другие его рассказы для истории сохранил известный белорусский документалист Анатолий Алай, который снимал в Москве фильм о Фёдорове к его 90-летию в 2004 г.

Мимо звёзд

В феврале 1938 года героев Испании чествовали в Кремле. Уже был подготовлен указ о присвоении Фёдорову звания Героя Советского Союза. Но на банкете вспыхнула драка. Какой-то чин НКВД выхватил пистолет и выстрелил в живот офицеру-танкисту. Фёдоров выбил у того оружие и сбил с ног. Больше он ничего не делал, просто ушёл. Но из наградных списков вычеркнули всех участников потасовки. В конфликте на озере Хасан он записал на свой счёт четыре японских истребителя, во время советско-финской войны сбил ещё четырёх врагов. Тем не менее действующую армию Фёдорову пришлось оставить. Июнь 1941 года он встретил в Урумчи, где испытывал И-16, которые собирались для войск китайских коммунистов. В феврале 1942 года он вернулся в СССР — служил испытателем при Горьковском авиазаводе и постоянно, но безуспешно просился на фронт. Пришлось «дезертировать»: перегнав в июле 1942-го очередной ЛаГГ-3 на Калининский фронт, Фёдоров наотрез отказался возвращаться. Как раз в эти дни вышел знаменитый приказ №227 («Ни шагу назад!»). Помимо строжайшего запрета на отступление там содержалось и положение о формировании штрафных частей. Коснулось это и ВВС. Именно группу пилотов-штрафников, прикомандированную к Центральному, Калининскому и Ленинградскому фронтам, и возглавил Фёдоров. А в офицерской книжке оказались совсем другие записи. Фёдоров числился командиром полка асов, заместителем командира дивизии, командиром дивизии. Всего Фёдоров сбил, по разным подсчётам, от 96 до 106 самолётов фашистов. Ивана Евграфовича неоднократно представляли к званию Героя Советского Союза, но лётчик так его и не получил. Не слишком его любило высокое начальство, да и не собирались штабисты вникать в подвиги штрафников. Им вообще не слишком старательно засчитывали сбитые самолёты, требуя перепроверок всех данных. А наземным частям подтверждать успехи «федоровцев» и вовсе резона не было — самим тоже нужны награды. Так и получилось, что Фёдоров сбил около 100 вражеских машин, собрал огромное число наград, для присвоения которых не требовалось формальное решение Кремля, но высшей почести не удостоился. А у трижды Героя Кожедуба, считающегося лучшим советским асом, — всего 64 сбитых самолёта. Информацию о лётчиках-штрафниках рассекретили лишь в 2004 году. Во время войны такие части официально не существовали. Хотя даже английские историки признают, что Фёдоров сбил 49 фашистов лично и 47 в группе. Лучше всего героя нашего рассказа характеризует бой 23 сентября 1942 года. Немцы скрытно подобрались к аэродрому штрафной части, причём в авиагруппе было большое количество штурмовиков и истребителей прикрытия. Взлететь успел только Фёдоров. Он и принял бой с 24 (!) самолётами противника. Лётчик сразил один «Юнкерс», потом подбил ещё два, после чего раненый на сильно повреждённой машине сел на собственный аэродром. И снова вместо Звезды Героя — лишь орден Отечественной войны.

Лестница в небо

Родился Иван Евграфович Фёдоров в 1914 году в Харькове, вскоре семья перебралась в Луганск. Революция и Гражданская война разбросали по свету семью Федоровых, и с 1921 по 1927 год будущий Герой Советского Союза беспризорничал. Потом упущенное время Иван наверстал быстро. Он окончил фабрично-заводское училище, рабфак и лётно-планерную школу. Затем Иван работал машинистом на заводе в Луганске, посещал авиакружок. Первый в своей жизни полёт Иван совершил на собственноручно сконструированном и построенном планере. Он поднял его в воздух только с девятого раза. Уже тогда сверстники отмечали его упорство и полнейшее отсутствие почтения к авторитетам. В 1932 году Фёдоров был призван в РККА, позже окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Уже там он добился удивительной статистики: 48 благодарностей и 63 взыскания. При этом лётные характеристики у него были сногсшибательными. Даже в аттестационной книжке была сделана запись, нехарактерная для скупого бюрократического стиля Страны Советов: «В пилотировании и бомбометании равных не имел». С 1934 года Фёдоров был непременным участником авиационных парадов, где требовались идеальная точность манёвров и навыки полёта в группе. В 1937 году после первомайского парада Фёдоров подошёл к Ворошилову с просьбой отправить его в Испанию, где разгоралась гражданская война. Правда, вместо Пиренеев он мог попасть на Соловки — простому лётчику не полагалось знать, что СССР оказывает помощь республиканцам.

Первая типография

Иван Федоров жил и трудился в эпоху Ивана 4 Грозного. В 1552 г. русский царь распорядился запустить печатное дело на церковнославянском языке в Москве.

Интересен факт, что до этого уже существовали труды на церковнославянском языке, однако они были изданы за рубежом.

По приказу Ивана Грозного в Россию был доставлен датский мастер по имени Ганс Мессингейм. Именно под его предводительством, была построена первая типографии в государстве.

После этого из Польши были доставлены соответствующие станки с литерами, на которых вскоре началось книгопечатание.

В 1563 г. царь открыл Московский печатный двор, который находился на содержании государственной казны. В следующем году здесь будет отпечатана знаменитая книга «Апостол», за авторством Ивана Федорова.

Книга «Апостол»

После «Апостола» публикуется книга «Часослов». В издании обоих трудов принимает непосредственное участие Федоров, о чем свидетельствует ряд фактов.

Принято считать, что Иван Грозный определил Федорова в ученики Мессингейма, чтобы тот набирался опыта.

В то время церковь отличалась от устройства современной церкви. Священнослужители активно занимались образованием народа, вследствие чего все учебники были так или иначе взаимосвязаны со священными текстами.

Из достоверных документов мы знаем, что Московский печатный двор неоднократно подвергался поджогам. Это якобы было связано с работой монахов-переписчиков, которые теряли доход от фабричного издания книг.

В 1568 г. по приказу Ивана Грозного Федоров переезжает в Великое княжество Литовское.

В дороге русский книгопечатник остановился в Гроднянском Повете, в доме бывшего военнослужащего Григория Ходкевича. Когда Ходкевич узнал кем является его гость он, будучи действующим чиновником, попросил Федорова помочь открыть местную типографию.

Мастер откликнулся на просьбу и уже в том же году, в городе Заблудове, состоялось торжественное открытие печатного двора.

Под руководством Ивана Федорова в данной типографии была отпечатана первая, и по сути единственная книга – «Учительское Евангелие». Это произошло в период 1568-1569 гг.

В скором времени издательство прекратило свое существование. Это было связано с политической обстановкой. В 1569 г. была заключена Люблинская уния, которая поспособствовала образованию Речи Посполитой.

Книгопечатник Иван Федоров

Все эти события не очень обрадовали Ивана Федорова, которому хотелось продолжать издавать книги. По этой причине он решает отправиться во Львов, чтобы там построить собственную типографию.

По приезду во Львов, Федоров не нашел отклика у местных чиновников в отношении открытия печатного двора. При этом местные священнослужители также отказывались финансировать строительства типографии, отдавая предпочтение ручной переписи книг.

И все же, Ивану Федорову удалось выручить определенную сумму денег, которая позволила ему достичь своей цели. В результате, он начал печатать и торговать книгами.

В 1570 г. Федоров опубликовал «Псалтырь». Спустя 5 лет он стал руководителем Дерманского Свято-Троицкого монастыря, однако уже через 2 года занялся возведением очередной типографии при поддержке князя Константина Острожского.

Острожская типография благополучно работала, выпуская все новые и новые труды такие, как «Азбука», «Букварь» и «Греческо-русская церковнославянская книга для чтения». В 1581 г. состоялся выход знаменитой Острожской Библии.

Со временем, Иван Федоров поставил главой над типографией своего сына, а сам отправился в командировки по разным европейским государствам.

В подобных поездках, русский умелец делился опытом с иностранными книгопечатниками. Он стремился усовершенствовать печать книг и сделать так, чтобы они были доступны, как можно большему количеству людей.

Детство и юность

О детстве первопечатника нет достоверной информации. По предположениям историков, Иван родился в 1510 году в Великом Московском княжестве. Во многом эта дата основана на заключениях советского историка Евгения Львовича Немировского, который нашел документ, указывающий, что в период с 1529 по 1532 год Иван проходил обучение в Ягеллонском университете, который расположен в Кракове, нынешней столице Польши.

Портрет Ивана Федорова

Также, по мнению советских и российских историков, предки первопечатника были родом с земель, принадлежащих нынешней Республике Беларусь. После окончания Ягеллонского университета в 1532 году Федорова назначают диаконом церкви Николы Гостунского. Его непосредственным руководителем в те годы становится сам митрополит Макарий, с которым Ивану предстоит долгое сотрудничество.

Побег на фронт

Из командировки в Китай Федоров вернулся лишь в 1942 году. Он рвался на фронт, но работа в КБ не отпускала. Летчик предпринимает отчаянный и опасный поступок. Федоров самовольно улетает на фронт на истребителе ЛаГГ-3, который испытывал.

В рассказах самого Ивана Ефграфовича о том полете есть все, и мертвые петли под мостом, и обстрелы своими же средствами ПВО, погони и все остальное. Так и хочется вспомнить слова «Ручечника» из фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Тебе бы начальник книжки писать!».

Как бы то ни было, до фронта Федоров добрался. Как ни удивительно, никаких репрессий не последовало, вероятно помог командующий авиацией Калининского фронта М. М. Громов. Последовало назначение командиром группы летчиков-штрафников, отчаянных ребят, которым Иван Федоров передал свой бесценный опыт пилотирования и боевой работы. За годы войны летчик-ас совершил немало подвигов, о чем свидетельствует множество боевых наград.

Спорные моменты биографии Ивана Евграфовича Фёдорова

После выхода на экраны фильма «Старик и небо» последовал ряд критических публикаций , вызванных озвученными Фёдоровым фактами якобы из своей биографии.

Например, по словам Фёдорова, почти за год войны в Испании он одержал 20 воздушных побед и совершил два тарана. За заслуги Иван Евграфович был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить Золотую звезду Фёдорову было не суждено из-за драки со стрельбой непосредственно во время банкета в Кремле. При этом Фёдоров несправедливо был объявлен одним из зачинщиков скандала, и в результате представление о награждении было отозвано. Из ВВС Фёдорову также пришлось уйти.

После того, как Иван Евграфович попал в 1942 году на фронт, он за первые полтора месяца сбил 18 немецких самолетов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиаполка. Весну 1943-го он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А до этого с лета 1942 до весны 1943 года Иван Евграфович (одновременно с авиаполком) командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению И. В. Сталина.

Также по словам Фёдорова, он принимал участие в Корейской войне, а во всех военных конфликтах, в которых участвовал, одержал 134 воздушные победы.

Однако имеются свидетельства, что не всё, сообщённое Фёдоровым, является истиной.

Например, в своём открытом письме Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации в отставке С. А. Микоян и Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник в отставке А. А. Щербаков заявляют следующее:

Тем не менее Юрий Смирнов в «Крыльях Родины», № 7, 2000 писал:»В архивном личном деле № 8803 значится, что за время пребывания в Испании он «совершил 286 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе».

В характеристике на летчика Федорова, составленной по месту прохождения службы еще до войны, указывается высокий профессионализм и отличная техника пилотирования самолета, но вместе с тем отмечено болезненное тщеславие, тяга к наградам, склонность к самовозвеличиванию. Была и совсем некрасивая история: Федоров, служивший инструктором в Качинском военном авиационном училище летчиков, пришел в одну из средних школ города Симферополя, и, объявив себя участником Челюскинской эпопеи, выступал перед школьниками с рассказом о своих подвигах и был принят в почетные пионеры. История дошла до начальства, Федоров отделался строгим выговором с занесением в личное дело.

В среде историков отечественной авиации Иван Евграфович Федоров снискал репутацию «Барона Мюнгхаузена советских ВВС». Разоблачение началось с мелочей: Иван Евграфович часто рассказывал выдуманную им историю о том, как Герман Геринг лично вручил ему рыцарский крест за блестящие полеты на немецких самолетах в Германии (Федоров был участником предвоенной командировки советских авиационных специалистов в эту страну). И всё бы хорошо, но знак в виде белой эмалированной свастики, который Федоров демонстрировал в доказательство своей правоты, оказался значком фашистской молодежной организации Айзсарг. Примерно то же произошло с историей про немецкого аса фон Берга, лично сбитого Федоровым в воздушном бою. Федоров, якобы, стал обладателем личной сабли фон Берга и часто показывал ее непосвященным. На самом деле «сабля фон Берга» представляет собой наградной тесак, которыми в конце 19-го века награждали служащих почтового ведомства. Летчика же с такой фамилией в списках немецких асов нет.

Заявляемое Федоровым число побед официального подтверждения не имеет. Существование в советских ВВС «полка штрафников» официального подтверждения не имеет (хотя не вызывает никаких сомнений существование штрафных авиаэскадрилий, данные о которых были рассекречены в 2004 г.).

К самому Федорову неприязненно относились конструктор А. Яковлев, командарм-16 С. Руденко, командарм-3 Папивин.

Первые книги

В 1552 году царь Иван IV Грозный решил наладить в Москве выпуск печатных книг. Некоторые попытки для этого предпринимались и раньше, но они были неудачными. Для этого в Москву был вызван датский книгопечатник Ганс Мессингейм, уже известный мастер своего дела. Из Польши были привезены книгопечатные станки, запасные части для них и литеры на церковнославянском языке. К 1556 году они были полностью смонтированы и установлены в Московском книгопечатном дворе, который сохранился и до наших дней. Но и тогда мы не видим имя Федорова. Установкой станков и их наладкой занимался человек, известный как первый русский гравер, – Васюк Никифоров. Именно его работы украшали первые русские книги. Официально печатный двор начинает работу в 1563 году, получает щедрые средства из бюджета. Царь, оценив работу, остался доволен и стал лично покровительствовать печатному двору.

Уже в следующем году на свет выходят две книги «Апостол» и «Часослов», неразрывно связанные с именем Ивана Федорова. На книгах имелись выходные данные, где было прописано его имя. Считается что всё это время Федоров был учеником Мессингейма, его назначил учиться царь по совету митрополита Макария. Неслучайно первым изданием была книга религиозного характера. В те времена одной из основных задач церкви было образование. А все учебники были так или иначе связаны с религиозными писаниями.

Известно, что в это время Федоров столкнулся и с проблемами. Печатный двор несколько раз горел. Пожары устраивали монахи, которые были переписчиками книг и опасались за то, что вскоре станут не нужными, или цена на их услуги резко упадет. Но Федоров все же не испугался, он всякий раз восстанавливал типографию и продолжал работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector