Десять подвигов русских авиаторов

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.

Летчик Иван Кожедуб

Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.

Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.

Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами

Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.

Иван Кожедуб в последние годы

После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Другие герои ВОВ

Список лучших летчиков войны можно перечислять бесконечно долго. Многие фамилии сегодня с гордостью носят потомки, но есть и герои, которые совершили великие поступки, пожертвовав своей жизнью. К первым и вторым можно отнести:

  1. Гулаев Н. Д. — генерал-полковник, дважды Герой СССР, истребитель. Сбил около 60 самолетов.
  2. Речкалов Г. А. — генерал-майор, ас, сбил более 60 вражеских самолетов.
  3. Боровых А. Е. — генерал-полковник, командир авиации ПВО. На счету десятки вражеских истребителей.
  4. Ефимов А. Н. — летчик, который заслужил свое звание упорным трудом и отвагой. Предпочитал уничтожать вражеские самолеты на аэродромах, пока те не успели нанести какой-либо вред. Также повредил много фашистской военной техники.
  5. Клубов А. Ф. — испытатель, истребитель. В 1944 погиб, испытывая новую модель ЛА-7.
  6. Сафонов Б. Ф. — истребитель. В 1942 погиб, вылетев на перехват вражеских судов, следующих к Мурманску. Неравные силы не стали причиной отказа от операции.
  7. Павлов И. Ф. — командующий штурмовым полком. Лично принимал участие в Смоленской операции, а также освобождал Прибалтику, Белоруссию.
  8. Долина М. И. — летчица, Героиня Советского Союза.

Знаменитые фамилии вошли в основу многих книг, где рассказывается о героизме, доблести и самоотверженности простых советских солдат.

Память

В Москве:

бюст в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе (2002 год);

мемориальная доска на доме по улице Большая Бронная, 19, где жил Покрышкин (ск. М. В. Переяславец, арх. А. П. Семёнов, открыта 7.5.1987);

В Краснодаре:

памятник в Краснодаре в микрорайоне имени Жукова (Энка), перенесённый в 2008 году с улицы Постовой;

мемориальная доска на доме у перекрёстка улиц Постовой и Седина, известный как «стодворка», в котором с 1936 года по 1938 год жил А. И. Покрышкин;

В Новосибирске:

бронзовый бюст в Новосибирске (Красный проспект), установлен в 1949 году в соответствии с правилом об установке бюста дважды Героя Советского Союза на его родине. Первоначально был установлен на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя. Но с началом сооружения метрополитена (1981 год) его «временно» переместили на площадь Свердлова (пересечение Красного проспекта и улицы Свердлова), где он и остался стоять;

в 1980 году имя А. И. Покрышкина было присвоено профессиональному училищу № 2 (с 2010 года — Новосибирский техникум металлургии и машиностроения);

с 1994 года в Новосибирском техникуме металлургии и машиностроения имени А. И. Покрышкина существует музей, посвящённый А. И. Покрышкину;

в 2000 году именем маршала Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена. Через 12 лет, к столетнему юбилею маршала, при входе в один из её вестибюлей (см. фото) был установлен бронзовый бюст;

улица Покрышкина, названная так постановлением мэра Новосибирска от 2 июля 2001 года;

в 2003 году на площади Карла Маркса в Новосибирске был установлен памятник, а в 2006 году был проведён опрос населения на переименование площади в «Площадь Александра Покрышкина»;

в 2013 году около Новосибирского техникума металлургии и машиностроения имени А. И. Покрышкина установлен бюст;

к дню города в 2013 году в Новосибирске появилась Аллея маршала Покрышкина. Инициатива создания принадлежала студентам НГАХА. Она располагается от улицы Свердлова до улицы Коммунистическая, по Красному проспекту. Проект реконструкции его участка был утверждён 10 апреля 2013 года, на заседании архитектурно-градостроительного совета мэрии города. В ходе реконструкции здесь, согласно проекту стоимостью 10 млн рублей, появились: лавочки, обелиски и мозаики с изображениями самолётов, которые пилотировал Александр Покрышкин. На аллее также существующую тротуарную плитку поменяли на цветной гранит;

6 марта 2013 года Новосибирский Главпочтамт использовал спецгашение «100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина (1913—1985)».

В Новокузнецке:В Перми:

мемориальная доска на бывшей школе авиатехников (ул. Орджоникидзе, 12), в которой он учился. Установлена в 1990 году, пропала в 2003 году, восстановлена с гипсового слепка в 2008 году.

Во Ржеве:

мемориальная доска в Ржевском авиагарнизоне, которым в 1950-е годы командовал А. И. Покрышкин;

площадь имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина;

в 2013 году, на аллее в войсковой части 40963 6-й бригады военно-космической обороны, был установлен бронзовый бюст А. И. Покрышкина;

имя А. И. Покрышкина присвоено 6-й бригаде военно-космической обороны, штаб которой дислоцирован во Ржеве.

В Ростове-на-Дону:В Севастополе:На Украине:

в Киеве, на доме, в котором он жил в 1968 году (ул. Грушевского, 34а), установлен памятный знак;

бюст на аэродроме «Широкое» под Запорожьем. На этом аэродроме в 1988—1992 годах базировалось Запорожское авиационное училище лётчиков ДОСААФ СССР, которое носило имя трижды Героя Советского Союза маршала авиации А. И. Покрышкина;

в 1985 году Киевскому высшему инженерному радиотехническому училищу ПВО присвоено почётное звание имени маршала авиации А. И. Покрышкина.

В Казахстане:Воинские части:

почётные наименования «Имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А. И. Покрышкина» присвоены 4-й и 6-й бригадам противовоздушной обороны (ПВО) Войск воздушно-космической обороны (ВКО), дислоцированные в Долгопрудном (Московская обл.) и Ржеве (Тверская обл.);

его именем назван 689-й гвардейский Сандомирский, ордена Александра Невского истребительный авиационный полк (входит в состав Балтийского флота).

А также:

пионерский лагерь имени Покрышкина (Аэрокосмического объединения «Полёт», научно-производственное объединение «завод имени Баранова») в Омской области (курортная зона Чернолучье);

Художественная марка: 22 февраля 2013 года в обращение была введена художественная марка «100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина (1913—1985)». (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1675).

  • Назад

  • Вперёд

Добавить комментарий

Советский лётчик, который и без ноги долетел до Берлина

В конце августа 1942 года, в районе города Ржева, бомбардировщик Ильи Антоновича Маликова поразил снаряд немецкого зенитного орудия. При этом пилот получил тяжёлые ранения, однако смог довести повреждённый самолёт до свей территории и посадить его «на брюхо».

Маликов И.А.

В госпитале ему пришлось ампутировать правую ногу. Но на гражданку лётчик не собирался, поэтому в мае 1943 года возвратился в свой полк и снова начал летать. Вначале – на самолёте У-2, выполняя только технические (связные) полёты. А затем – и боевые вылеты на бомбардировщике Пе-2. Боевых вылетов после ампутации ноги он совершил 66. Последние – уже во время Берлинской наступательной операции.

Воздушный учитель

«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодёжь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолётов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года.

По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.

  • Василий Зайцев

«Зайцев был выдающимся командиром и воспитателем, именно под его командованием из молодых, необстрелянных лётчиков выросли мастера воздушного боя», — подчеркнул эксперт.

«Полк полноценно включился в войну и блестяще себя проявил, был примером для других подразделений», — подчеркнул эксперт.

По словам заслуженного военного лётчика России, генерал-майора Владимира Попова, Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчинённых и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».

  • Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин

Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором лётчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.

«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдёт несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит своё уязвимое место, либо облако удобное подвернётся, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», — просто и доходчиво объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боёв.

По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.

Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.

  • Самолёт-истребитель ЛаГГ-3 (1940 год) советских авиационных конструкторов Семёна Алексеевича Лавочкина (1900—1960), Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова
  • РИА Новости

«В последнее время некоторые исследователи уменьшают количество побед Зайцева, но, по моим данным, у него было 427 боевых вылетов и 163 воздушных боя. Он сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника», — рассказал RT Николай Бодрихин.

При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.

Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию

Пилот ВВС Северного флота Захар Артёмович Сорокин, воевавший на истребителе МиГ-3, в первые месяцы войны сбил пять немецких самолётов. Но 25 октября 1941 года во время боя он был ранен и был вынужден посадить повреждённый самолёт в тундре. 

Пока раненый в бедро лётчик добирался до людей (почти 70 км, часть из которых – ползком) – он отморозил ноги, и ступни ему пришлось ампутировать.

Сорокин З.А.

Долго добивался Сорокин разрешения вернуться в строй. Дошёл до главкома ВМФ адмирала Кузнецова. Наконец, в феврале 43-го вернулся за штурвал истребителя (правда, ему пришлось осваивать уже новый самолёт – американский, «Аэрокобра»). 

Поющая эскадрилья

Как отметил военный историк Юрий Кнутов, полк Василия Зайцева отличился не только в воздушных сражениях, но и в области художественной самодеятельности. Существует версия, что именно история одной из эскадрилий 5-го гвардейского истребительного авиаполка натолкнула Леонида Быкова на идею снять знаменитый фильм «В бой идут одни старики».

«В одной из эскадрилий полка существовала такая самодеятельность, которая помогала снять стресс, установить узы боевого товарищества. Такие вещи помогают решать многие психологические проблемы, учат понимать друг друга с полуслова», — подчеркнул эксперт.

Также по теме


«Кошмар для нацистов»: какую роль в истории сыграл дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов

105 лет назад родился дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. По словам экспертов, он был одним из самых результативных…

По словам Андрея Горбунова, самодеятельность существовала во многих частях Красной армии, но так вышло, что подчинённые Зайцева прославились больше других.

«Музыка стала для лётчиков 5-го гвардейского разрядкой. После кровопролитных тяжёлых боёв, изнурительных перегрузок они брали в руки инструменты и играли музыкальные произведения. Таким образом они хотя бы на время забывали ужасы войны и горечь утрат, возвращаясь в нормальное русло жизни», — отметил сотрудник Музея Победы.

Как рассказал Николай Бодрихин, хотя за всю войну Зайцев ни разу не был сбит врагом в небе, на земле его почему-то преследовали несчастные случаи. Однажды во время войны он травмировался, упав с коня, а затем, осенью 1945 года, в чехословацком городе Брно прославленный лётчик попал в автокатастрофу. Травмы оказались очень серьёзными и тяжело поддавались лечению. Зайцев был списан с лётной службы, а в 1946 году в звании гвардии полковника отправлен в отставку.

После завершения службы Василий Зайцев возглавлял Коломенский аэроклуб, а также некоторое время был директором Коломенского шиноремонтного завода. Умер Василий Зайцев в возрасте 50 лет — 19 мая 1961 года.

  • Памятник Василию Зайцеву

«Зайцева высоко ценили однополчане. Список его побед был огромен. Он учил подчинённых беречь товарищей и хорошо знать врага. Он проявил себя одновременно и как великий лётчик, и как отличный организатор. Его боевая работа была бесподобна, он всегда умел удивить необычным ходом и неприятеля, и сослуживцев», — подытожил Николай Бодрихин.

«Предотвратили огромную катастрофу»

Британцы под различными предлогами отказали советской стороне в доступе к месту катастрофы и начали операцию по подъёму обломков Як-28П с целью их дальнейшего изучения. Кроме того, бывшие союзники затянули решение вопроса с передачей тел лётчиков.

Прощание с героями состоялось в Восточном Берлине. С воинскими почестями Капустин был похоронен в Ростове-на-Дону, а Янов — в Вязьме (Смоленская область). 10 мая указом президиума Верховного Совета СССР оба офицера были награждены орденами Красного Знамени посмертно.

В честь погибших лётчиков в Германии появилось несколько мемориалов, а на мосту озера Штёссензее — памятная табличка.

«6 апреля 1966 года советские пилоты — капитан Борис Владимирович Капустин и старший лейтенант Юрий Николаевич Янов — направили свой неисправный боевой самолёт в озеро Штёссензее и погибли. Этим самоотверженным поступком они предотвратили огромную катастрофу в близлежащем жилом квартале. Эта табличка чтит память жертвы советских солдат как символа человечности в годы холодной войны», — гласит надпись у озера.

  • Мемориальная табличка в честь подвига советских лётчиков на мосту озера Штёссензее

Литературным памятником подвига Капустина и Янова является баллада поэта Роберта Рождественского «Огромное небо». В ней говорится о том, что советские лётчики осознанно пожертвовали собой ради спасения тысяч жизней берлинцев.

«Мелькают кварталы,

но прыгать нельзя…

«Дотянем до леса! —

решили друзья. —

Подальше от города

Смерть унесём.

Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,

пускай мы погибнем, но город спасём!»

Впоследствии слова «Огромного неба» были положены на музыку. Посвящённую героизму Капустина и Янова песню исполняли такие известные артисты, как Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль и Юрий Гуляев.

Поступок советских лётчиков высоко оценили и в ФРГ. Не зная ещё всех обстоятельств происшествия, бургомистр Западного Берлина, будущий федеральный канцлер ФРГ Вилли Брандт заявил, что офицеры ВВС СССР предотвратили «катастрофу».

«Мы можем исходить из предположения, что оба они в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселенные районы и повернули самолёт в сторону озера Штёссензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием людям, предотвратившим катастрофу», — сказал Брандт.

  • Мемориал советским лётчикам в авиамузее Эберсвальде-Финов

Как считает Сергей Суворов, героический поступок Капустина и Янова развеивает распространённый на Западе миф о том, что советские войска в Германии находились в статусе «оккупантов» и «угнетателей». По словам эксперта, большинство жителей ГДР с теплотой относились к военнослужащим СССР, осознавая, что советская армия дорожит безопасностью мирных жителей.

Аналогичной точки зрения придерживается и Владимир Винокуров. Он подчеркнул, что группа советских войск находилась в Германии прежде всего для сдерживания агрессивных планов НАТО в Восточной Европе, защиты ГДР и Советского Союза. 

«Советские войска находились в рамках международных соглашений… Мы никому не угрожали, и поступок Капустина и Янова это лишний раз подтверждает. Их подвиг является историческим уроком для всех поколений, символом величия духа наших военнослужащих», — подытожил Винокуров. 

Жители небольших чешских деревень, расположенных в окрестностях города Брно, до сих пор тепло относятся к русским и чтут память советской летчицы Василисы Пащенко, которая погибла в апреле 1945 года, освобождая Чехословакию.

Холодным политическим ветрам не задуть эти лампадки на братской могиле советских солдат в чешском селе Лоденице. Здесь салютуют в честь павших в боях за освобождение Чехословакии.

Долфо Юрачек и Роберт Комарек, надев георгиевские ленты, отправились в этот день в поле. Именно здесь 19 апреля 1945 года произошло событие, навсегда связавшее общей памятью о беспримерном героизме местных жителей, вписавшее эти места в историю победы над нацизмом.

Долфо Юрачек: «Было мне 13 лет, наше внимание привлек бой. Там стреляли

Видим, что самолет летит низко, задел за дерево и упал на поле. Мы же мальчишки, нам стало интересно, что там, мы ходили потом смотреть на развалившийся самолет, сидели там на бомбах. Сейчас понимаю, что мы могли просто там взлететь на воздух».

Чтобы лучше понять и увидеть, о чем, точнее, о ком идет речь, нужно отправится в Москву. Скромная девушка на старых фото  тетя художника Виктора Пащенко. На снимках Василисе Пащенко лет 1920. Ей так и не довелось повзрослеть.

История, о которой Виктор узнал лишь в 2008 году, для жителей Лоденицы еще в конце войны стала частью их культурного кода. Но даже пересказывая ее в тысячный может раз, как теперь, местный поисковик Радек Харашта признается, что по коже у него бегут мурашки.

Радек вместе с местными властями хлопочет сейчас о том, чтобы Василисе Пащенко посмертно присвоили звание героя. Помогает в этом и российское консульство.

В январе 1945 Василиса Пащенко была награждена орденом Красной Звезды. В апреле 1945 года бомбардировщик «Дуглас», на котором воевала девушка, совершил свой последний боевой вылет.

Роберту Комареку было тогда 12 лет, но детали крушения сбитого немцами самолета он помнит, как будто это было вчера.

Роберт Комарек: «Он летел так низко над землей, что задел грушу, здесь целая аллея груш была, потом задел о телеграфный столб и упал. Это было страшно. Самолет перевернулся, крылья отвалились, двигатели отвалились. Летчики погибшие так и остались в своих креслах. А в стрелковой башне, которая тоже почти развалилась, осталась живая только Пащенко. Она отстреливалась, когда сюда приехали немцы на бронетранспортерах».

В одиночку Василиса держала оборону несколько дней. Пока у пулемета не кончились патроны. Одну пулю младший сержант оставила для себя. Живой Василису Пащенко немцы так не взяли.

Экипаж бомбардировщика похоронен на чешской земле, в Лоденице в честь подвига Василисы Пащенко установлен обелиск. Сохранили местные жители и колесо от сбитого самолета.

Племянник летчицы Виктор Пащенко с чешскими поисковиками постоянно поддерживает связь. В благодарность за бережное отношение к памяти свой тети Виктор сделал несколько эскизов. Он хочет установить в Лоденице монумент.

Местные власти эту идею поддерживают. Здесь никто не думает переписывать собственную историю. Несколько лет назад, как раз в разгар борьбы с советским наследием на Украине и в Польше, местное братское кладбище советских солдат приводили в порядок, потому что, как сказал на траурной церемонии староста городка Томаш Дудик, каждый их этих бойцов заслужил, чтобы о нем помнили.

Годы поиска в полях и архивах

Первая отрывочная информация об этом самолете поступила в отряд «Авиапоиск-Брест» еще шесть лет назад. Житель деревни Бадчи Леонид Гелах сообщил о том, что по рассказам его родителей в годы войны недалеко от деревни упал советский истребитель. Выехав с поисковиками в поле, Леонид Иванович приблизительно показал это место. Визуально участок падения было не определить. Ушедший на большую глубину в грунт самолет найти не просто, а специального оборудования в то время у отряда не было. В апреле 2017 года провели разведку местности, нашли несколько фрагментов от самолета, по которым установили, что принадлежат они не истребителю, а советскому скоростному бомбардировщику СБ. Точку тогда на карте пометили, а с подъемом решили повременить до того времени, как будут приобретены необходимая техника и приборы. И это время пришло. В начале нынешнего года Леонид Иванович вновь напомнил поисковикам о долге, сообщает zarya.by. 

Оформив необходимые разрешительные документы на проведение поисковых работ в Кобринском райисполкоме, заручившись поддержкой директора предприятия «Кобринское ПМС» Василия Пивчика, директора ОАО «Кобринская птицефабрика» Ивана Идельчука, на территории которых должен был проходить подъем самолета, отряд приступил к работе. Больших надежд на положительный результат не было. Рядом с уточненным местом падения самолета пролегал мелиоративный канал, и была вероятность, что обломки уже подняли при проведении работ. Но всё оказалось непредсказуемо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector