Проект 03160

Замена класса Страж

Продолжение программы тихоокеанских патрульных катеров с помощью судов второго поколения считалось вероятным на протяжении многих лет из-за преимуществ и возможностей, предоставляемых эксплуатирующим странам, наряду с работой, предоставленной австралийской судостроительной промышленности. В начале 2000-х годов варианты класса Armidale от RAN или класса Protector от RNZN считались подходящими, хотя были опасения, что такие сложные суда будут слишком сложными и финансово ограниченными для обслуживания некоторыми небольшими участвующими странами. В отчете за 2008 год также предлагалось прекратить программу из-за растущих эксплуатационных расходов, налагаемых на Австралию (более чем вдвое превышающих ожидаемые годовые затраты в 12 миллионов австралийских долларов два года подряд), плохих эксплуатационных показателей (в среднем 36 дней в море на судно в год). это связано с трудностями эксплуатирующих стран с набором экипажей и обслуживанием судов, а также с отсутствием поддержки со стороны других стран, имеющих интересы в Тихом океане.

В июне 2014 года правительство Австралии объявило, что в рамках новой программы тихоокеанских патрульных катеров в Австралии будет построено не менее 20 судов нового класса. Программа замены тихоокеанских патрульных катеров стоимостью 2 миллиарда долларов (SEA 3036) (включая 594 миллиона австралийских долларов на строительство и 1,38 миллиарда австралийских долларов на эксплуатационные расходы) заменит существующие суда тихоокеанского класса, а также включит Восточный Тимор в качестве нового получателя. Запрос на конкурс был открыт для австралийских судостроителей 5 марта 2015 года и завершился 17 июня. Участникам тендера предлагается представить предложения по судну со стальным корпусом длиной 40 метров (130 футов) с дальностью полета 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль) со скоростью 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час), максимальная скорость выше 20 узлов (37 км / ч; 23 миль / ч) и эксплуатационная автономность 20 дней. Запасные патрульные катера должны быть спроектированы в соответствии с коммерческими стандартами и просты в обслуживании. Они не будут построены с установленным оружием, но должны иметь возможность установить его позже. Эксплуатация новых патрульных катеров будет дополняться воздушным наблюдением и разведывательной информацией из Австралии в рамках Тихоокеанской программы морской безопасности .

В апреле 2016 года премьер-министр Малькольм Тернбулл объявил, что Austal была выбрана для строительства судов, а в мае 2016 года был подписан контракт на 19 судов класса Guardian. Еще два судна были предложены Восточному Тимору для покупки по согласованной фиксированной цене. Впоследствии это предложение было принято. Класс Guardian имеет длину 39,5 м, способен двигаться со скоростью 20 узлов (37 км / ч; 23 миль / ч) и со скоростью 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч), обладает дальностью 3000 морских миль (5600 км; 3500 миль), вмещает 23 человека, несет 6,35- метровую RHIB и может быть оснащен 30-мм пушкой и двумя 12,7-мм пулеметами. Первое судно было спущено на воду 29 мая 2018 года, завершение строительства ожидается в октябре 2018 года, и оно будет передано Папуа-Новой Гвинее.

Двигатели

На автомобилях семейства «Соболь», как и на «Газели», первоначально (до 2005 года) использовались карбюраторный двигатель семейства ЗМЗ-402 (рабочий объём 2,5 л, 8 кл.), карбюраторный двигатель ЗМЗ-406.3 (рабочий объём 2,3 л, 16 кл.) и инжекторный бензиновый двигатель ЗМЗ-406 (2,3 л, 16 кл.) мощностью 100—110 л. с., а по заказу устанавливался и лицензионный дизель ГАЗ-560 (2,1 л) мощностью 85 л. с. С 2003 года используются инжекторные моторы уровня Евро-2: ЗМЗ-40522.10 (2,5 л, 16 кл.) мощностью 140 л. с. и турбодизель ГАЗ-5601 мощностью 95 л. с.; с 2008 года — инжекторные моторы уровня Евро-3: ЗМЗ-40524.10 и Chrysler DOHC 2.4L (2,4 л, 137 л. с.), а также и турбодизель ГАЗ-5602 мощностью 95 л. с. С 2009 года семейство «Соболь» комплектуется мотором УМЗ-4216.10 (2,89 л, 107 л. с.), а с осени 2010 года комплектуется также турбодизелем Cummins ISF 2.8L (2,8 л, 128 л. с.).

Достоинства и недостатки боевых катеров проекта 03160

На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:

  • Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения;
  • Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта;
  • Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы;
  • Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.

Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров есть и некоторые минусы:

  • При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную;
  • Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.

При этом стоит заметить, что доля иностранных комплектующих, которые используются при строительстве катеров серии «Раптор» с каждым годом уменьшается.

Проект 03160 представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти.

История проекта 03160

В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:

  • Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
  • Патрулирование акваторий;
  • Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
  • Осуществление поисково-спасательных работ.

Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:

  • ПО «Алмаз»;
  • ПО «Море»;
  • Батумском ССЗ.

Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.

Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.

Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:

  • Наличие аппарели для высадки десанта;
  • Серьёзное вооружение на борту;
  • Лёгкое бронирование корпуса;
  • Небольшая осадка судна.

«Мангуст» — хорошо, но нужно лучше

Довольно странно было бы наклепать весь флот из одних авианосцев (хотя, порой, и очень хочется) или атомных подводных лодок. Попробуйте, например, на авианосце или атомарине патрулировать портовую акваторию. Или осуществлять задержание в лабиринте шхер малоразмерной скоростной цели, вроде широко распространенной жестко-надувной лодки «Zodiac». Результат подобного перформанса, думаем, был бы вполне предсказуемым.

В 80-е советский флот для патрулирования акватории, обороны пунктов базирования ВМФ, осуществления поисково-спасательных работ, а также обнаружения, перехвата и задержания малых надводных целей активно использовал сторожевые катера проекта 1400, шифр «Гриф». Спроектированные в 1967 году ЦКБ «Алмаз» для использования морскими частями погранвойск КГБ СССР 36-тонные «Грифы» вполне отвечали своему предназначению. Построенные в количестве более 300, некоторые из этих катеров до сих пор несут службу. Однако, к началу 90-х «Грифы», порядком изношенные и способные развивать лишь 29 узлов, явно устарели.

Долгое время отечественному ВМФ в силу недостаточного финансирования приходилось обходиться тем, что есть. Ситуация стала меняться лишь в начале XXI века. Для начала Санкт-Петербургское Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» разработало патрульный катер проекта 12150 «Мангуст».

Всем он был хорош, особенно скоростью. 28-тонный «Мангуст» без проблем разгонялся до 53 узлов! Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Получив «Мангуст», ВМФ захотел уже не просто патрульный катер, а такой патрульный катер, который способен высаживать на необорудованное побережье диверсионно-разведывательную группу. Что подразумевало наличие у катера хоть какого-то бронирования, небольшой осадки и носовой аппарели для высадки десанта.

В общем, флоту захотелось получить катер для спецназа. Чтобы он и свою базу мог охранять, и скоростную мелочь в прилегающей акватории гонять, и в твиндек или на палубу большого десантного корабля влезать, и на вражеский берег незаметно выбираться, а если прижмет — огрызаясь из крупнокалиберного пулемета, быстро убегать.

Поддержка и инфраструктура

Судно полиции Королевских Соломоновых Островов Lata в гавани Таунсвилла во время технического обслуживания в 2005 году

Австралийская судостроительная промышленность (позже Tenix ) предоставляет вспомогательные помещения для класса в Брисбене , Австралия, и Суве , Фиджи.

Обучение экипажей патрульных катеров класса Pacific проводится Министерством обороны Австралии и Австралийским морским колледжем (AMC). AMC проводит в среднем 32 занятия в год в поддержку программы Pacific Patrol Boat Program. У AMC нет патрульного катера класса Pacific для использования в качестве учебного судна; вместо этого 13-метровый телевизор Pinduro оснащен идентичным электронным оборудованием.

Стоимость проекта для Австралии по состоянию на 1998 год составляла 249 миллионов австралийских долларов. Каждая страна-получатель профинансировала большую часть операционных расходов, при этом Соединенные Штаты внесли свой вклад в расходы Палау , Маршалловых островов и Федеративных Штатов Микронезии в рамках Договора о свободной ассоциации .

После государственного переворота на Фиджи в году Фиджи были отстранены от программы и связанной с ней поддержки. Фиджи вновь присоединились к программе в 2015 году.

Вооружение

Патрульный катер проекта 12150 типа «Мангуст» имеет уникальные эксплуатационные характеристики для кораблей своего класса. Задача конструкторов питерского КБ «Алмаз» заключалась в том, чтобы создать мощный, скоростной корабль небольших размеров. Новый катер должен был иметь большую дальность плавания, экономичность и высокий эксплуатационный ресурс. Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.

Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулеметной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.

Катер может развивать максимальную скорость до 50 узлов и находиться в море до 2 суток. Рыбинские корабелы вместе с конструкторами ЦКБ «Алмаз» сумели создать три модификации патрульных катеров типа «Мангуст».

Конструкция

Рубка с двумя рабочими местами экипажа и органами управления смещена к носовой части катера, она имеет броневую защиту классов 5 и 5а, иллюминаторы выполнены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм. Десантное отделение расположено за рубкой. Для высадки/посадки группы используются верхние и задние люки десантного отсека или проход от носовой аппарели через рубку. Также для высадки десанта на берег может использоваться носовая аппарель. При возможном затоплении одного из отсеков он блокируется водо-газонепроницаемой дверью, что позволяет предотвратить попадание воды в другие отсеки и последующее затопление катера. Экипаж — 2 человека, десантовместимость — 20 человек. Машинное отделение размещено в кормовой части судна, согласно информации производителя, оно укомплектовано двумя американскими турбодизелями CATERPILLAR C18 ACERT E-rating (1150 л. с. при 2300 об/мин, рабочим объемом 18,1 литра, конфигурация блока цилиндров — L6), далее идет механизм сцепления, так называемая муфта, за муфтой сцепления следует валолиния на водометные движители английского производства Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS, особенностью этих водометных движителей является возможность работы при частичном заполнении канала водовода, что дает возможность маневрирования при больших кренах корпуса судна, объем этого водовода составляет 170 литров, согласно спецификации производителя.

Тактико-технические характеристики:

П-280, 10 июня 2016 года

  • Длина: 16,9 м (наибольшая)
  • Ширина: 4,1 м (наибольшая)
  • Высота: 3,6 м
  • Осадка: 0,9 м
  • Вес: 8 т (пустого)
  • Водоизмещение: 23,0 т (полное)
  • Мореходность Катер способен двигаться на любых курсовых углах при волнении до 5 баллов включительно.
  • Дальность плавания: 300 миль (экономическим ходом)
  • Скорость хода: 48 узлов (полная)-88 км/ч
    • 28 узлов при высоте волны 2,5 м
    • 20 узлов при высоте волны 4,5 м
  • Силовая установка: два дизельных двигателя CAT C18 ACERT мощностью по 1150 л. с. (847 кВт) при 2300 об/мин.
  • Суммарная мощность: 2300 л. с. (1694 кВт)
  • Движитель: два алюминиевых водометных движителя Rolls-Royce Kamewa 36A3 английского производства (диаметр импеллера 360 мм).

Вооружение

  • Один боевой модуль «Управа-Корд» состоящий из пулемёта «КПВТ» калибра 14,5 мм, гиростабилизируемого оптико-электронного модуля (ГОЭМ) и системы управления огнём. БДМ «Управа-Корд» способен обнаруживать цели на фоне помех, просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учётом поправки на внешние факторы. Дальность обнаружения целей составляет 3 км, а прицельная дальность стрельбы — 2 км. Разработка ОАО “НПО «Карат».
  • Два пулемёта «Печенег» калибра 7,62 мм на вертлюжных установках побортно.

Модельный ряд Raptor Boats

Верфь Raptor Boats строит катера РИБ с надувными бортами. В модельном ряду компании — 33 модели длиной от 1 до 5 м (в 5 сериях: Fast, X-Treme Carbon Black, X-Wide Bush Camou, X-Wide Dark Camou и X-Wide Olijfgroen).

Серия Fast

Raptor 160 Fast
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €429

Длина: 1,6мШирина: 1,3мОсадка: 0,3м

Raptor 170 Fast
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €399

Длина: 1,7мШирина: 1,3мОсадка: 0,2м

Raptor 180 Fast
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €520

Длина: 1,8мШирина: 1,4мОсадка: 0,2м

Raptor 200 Fast
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €529

Длина: 2,0мШирина: 1,4мОсадка: 0,3м

Raptor 230 Fast
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €629

Длина: 2,3мШирина: 1,5мОсадка: 0,3м

Raptor 270 Fast
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €729

Длина: 2,7мШирина: 1,5мОсадка: 0,3м

Серия X-Wide Olijfgroen

Raptor 180 X-Wide Olijfgroen
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €525

Длина: 1,8мШирина: 1,4мОсадка: 0,2м

Raptor 200 X-Wide Olijfgroen
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €649

Длина: 2,0мШирина: 1,4мОсадка: 0,3м

Raptor 230 X-Wide Olijfgroen
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €749

Длина: 2,3мШирина: 1,6мОсадка: 0,3м

Raptor 270 X-Wide Olijfgroen
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €849

Длина: 2,7мШирина: 1,7мОсадка: 0,3м

Raptor 300 X-Wide Olijfgroen
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €949

Длина: 3,0мШирина: 1,7мОсадка: 0,3м

Raptor 330 X-Wide Olijfgroen
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €1 049

Длина: 3,3мШирина: 1,7мОсадка: 0,3м

Raptor 400 Xtra-Wide Olijfgroen
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €1 649

Длина: 4,0мШирина: 2,8мОсадка: 0,4м

Raptor 470 X-Wide Olijfgroen
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €1 849

Длина: 4,7мШирина: 2,2мОсадка: 0,4м

Серия X-Wide Dark Camou

Raptor 200 X-Wide Dark Camou
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €799

Длина: 2,0мШирина: 1,4мОсадка: 0,3м

Raptor 230 X-Wide Dark Camou
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €899

Длина: 2,3мШирина: 1,6мОсадка: 0,3м

Raptor 270 X-Wide Dark Camou
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €999

Длина: 2,7мШирина: 1,7мОсадка: 0,3м

Raptor 300 X-Wide Dark Camou
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €1 099

Длина: 3,0мШирина: 1,7мОсадка: 0,4м

Raptor 330 X-Wide Dark Camou
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €1 199

Длина: 3,3мШирина: 1,7мОсадка: 0,4м

Raptor 400 Xtra-Wide Dark Camou
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €1 849

Длина: 4,0мШирина: 2,2мОсадка: 0,4м

Raptor 470 X-Wide Dark Camou
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €2 049

Длина: 4,7мШирина: 2,2мОсадка: 0,4м

Серия X-Treme Carbon Black

Raptor 200 X-Treme Carbon Black
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €849

Длина: 2,0мШирина: 1,4мОсадка: 0,3м

Raptor 230 X-Treme Carbon Black
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €949

Длина: 2,3мШирина: 1,6мОсадка: 0,3м

Raptor 270 X-Treme Carbon Black
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €1 049

Длина: 2,7мШирина: 1,7мОсадка: 0,3м

Raptor 300 X-Treme Carbon Black
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €1 149

Длина: 3,0мШирина: 1,7мОсадка: 0,4м

Raptor 330 X-Treme Carbon Black
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €1 249

Длина: 3,3мШирина: 1,7мОсадка: 0,4м

Raptor 400 X-Treme Carbon Black
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €1 849

Длина: 4,0мШирина: 1,9мОсадка: 0,4м

Raptor 470 X-Treme Carbon Black
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €2 099

Длина: 4,7мШирина: 2,2мОсадка: 0,4м

Серия X-Wide Bush Camou

Raptor 200 X-Wide Bush Camou
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €749

Длина: 2,0мШирина: 1,4мОсадка: 0,3м

Raptor 230 X-Wide Bush Camou
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €849

Длина: 2,3мШирина: 1,6мОсадка: 0,3м

Raptor 270 X-Wide Bush Camou
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €949

Длина: 2,7мШирина: 1,7мОсадка: 0,3м

Raptor 300 X-Wide Bush Camou
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €1 049

Длина: 3,0мШирина: 1,7мОсадка: 0,3м

Raptor 330 X-Wide Bush Camou
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению

от €1 149

Длина: 3,3мШирина: 1,7мОсадка: 0,4м

Примечания[ | ]

  1. Военно-морской флот России получит патрульные катера «Раптор» — ИА REGNUM
  2. Патрульный катер проекта 03160 «Раптор», построенный на предприятии «Пелла», передан в состав Военно-морского флота
  3. Патрульный катер проекта 03160 «Раптор» спущен на воду
  4. «ПЕЛЛА» судостроительный выходит в море: безотказный катер «БК»
  5. https://military-informant.com/navy/rossiya-napravila-v-siriyu-katera-spetsialnogo-naznacheniya-raptor.html
  6. Российские «Рапторы» лишат американских двигателей
  7. Introduction of the new Rolls-Royce range of waterjets (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2020. Архивировано 26 января 2014 года.
  8. Турбодизель CAT C18 ACERT High Perfomance Propulsion Engines (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2020. Архивировано 8 июля 2020 года.
  9. Быстроходный патрульный катер «П-838»
  10. «Пелла» построит 8 десантно-штурмовых катеров для ВМФ России. 30.06.2014
  11. «Пелла» спустила на воду патрульный катер проекта 03160 «Раптор». 19.06.2014
  12. Новые катера для ближней морской зоны
  13. ВМФ России получил восьмой, последний в серии патрульный катер «Раптор»
  14. Минобороны России заключило контракты на поставку быстроходных патрульных катеров «Раптор» и рейдовых буксиров специального назначения проекта 16609
  15. В Санкт-Петербурге спущены на воду два новых патрульных катера «Раптор», строящиеся для ВМФ России
  16. ОАО «Пелла» заключило контракт с Министерством обороны Российской Федерации на изготовление и поставку 8 патрульных катеров на базе проекта 03160 («Раптор»).
  17. 1234 Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» выходят в море: подробности проекта
  18. Осуществлен спуск на воду головного быстроходного патрульного катера пр. 03160 Раптор
  19. 123 Государственная приемная комиссия произвела приемку патрульных катеров проекта 03160
  20. Государственная приемная комиссия произвела приемку патрульного катера проекта 03160 стр. № 704
  21. Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт патрульного катера проекта 03160 стр. № 705.
  22. Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт патрульного катера проекта 03160, стр. № 706.
  23. 1234567 Проект 03160, шифр «Раптор»
  24. 1234567 Проект 03160, шифр «Раптор»
  25. Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт патрульного катера проекта 03160, стр. № 707.
  26. Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт патрульного катера проекта 03160, стр. № 708.
  27. 12 Состоялся спуск на воду и начаты испытания на 2х патрульных катерах проекта 03160, стр. № 709 и № 710.
  28. Состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160, стр. № 712.
  29. Государственной приёмной комиссией подписан приёмный Акт патрульного катера проекта 03160, стр. № 712
  30. Состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160, стр. № 713
  31. Подписан приемный Акт на патрульный катера проекта 03160, стр. № 713
  32. Состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160, стр. № 714
  33. Государственной приёмной комиссией подписан приёмный Акт на патрульный катер проекта 03160, стр. № 714
  34. 12 Состоялась церемония спуска на воду двух патрульных катеров проекта 03160

«Соболь Бизнес»

Качество ГАЗовской продукции трудно назвать отменным, а порой оно совсем никуда не годится.

Раскладывающиеся кресла в салоне Соболь-Бизнес

Но, как ни странно, многие автовладельцы «Соболей» хоть и вспоминают недобрым словом нижегородских автозаводцев, но все равно не собираются менять своего «боевого коня» на импортный аналог. И на это есть несколько причин:

  • Стоимость ГАЗовской продукции гораздо дешевле;
  • Нет проблем с запчастями – они продаются во многих автомагазинах по доступной цене;
  • «Газели» и «Соболи» обладают хорошей ремонтопригодностью и просты в обслуживании;
  • В качестве «рабочей лошадки» трудно найти более подходящий вариант.

На модели «Бизнес» появились следующие усовершенствования:

  • Новый передний бампер и решетка радиатора;
  • Другая панель приборов в салоне авто;
  • Модернизированные подрулевые переключатели;
  • Усовершенствованное печное отопление и система кондиционирования;
  • Новая аудиосистема;
  • Другой модельный ряд двигателей. Теперь «Соболь» в заводской комплектации получил моторы УМЗ-4216 и Cummins;
  • Управление магнитолой стало располагаться на рулевом колесе, на нем установлены специальные кнопки.

Установленный на Соболь-Бизнес мотор УМЗ-4216

С 2010 года автозавод на модельный ряд «Газелей» и «Соболей» стал устанавливать двигатель китайского производства Cummins объемом 2,8 литра. Несмотря, что мотор китайский, он оказался очень качественным, и по сравнению с УМЗ-4216 имеет ряд преимуществ. У этого ДВС отличные технические характеристики и большой ресурс, до капитального ремонта пробег около 500 тыс. км.

По отзывам владельцев авто, Ульяновский мотор сильно проигрывает «китайцу» по всем показателям. УМЗ много расходует топлива, нередко текут сальники, по качеству сборки тоже много нареканий. Модели «Бизнес» (в вариантах с Cummins) оснащаются предпусковыми подогревателями.

Так выглядит предпусковой подогреватель

Вот некоторые технические характеристики Соболь ГАЗ 2752 комби (7-местный):

  • Объем багажного отделения – 3,7 м³;
  • Привод колес – 4х4;
  • Число посадочных мест в салоне в первом ряду – 3 (включая водителя);
  • Число мест во втором ряду – 4;
  • Длина – 4,8 м;
  • Ширина – 2,03 м;
  • Высота – 2,3 м;
  • Снаряженная масса – 2,2 тонны;
  • Масса полностью груженого авто – 3 тонны;
  • Радиус разворота (min) – 6 метров;
  • Дорожный просвет – 20,5 см;
  • Расстояние между осями (колесная база) – 2,76 м;
  • Колея передних и задних колес – 1,7 м.

Технические характеристики ходовой части, трансмиссии, тормозной системы, рулевого управления:

  • Коробка передач – механическая, пять ступеней, полностью синхронизированная (кроме задней передачи);
  • Раздаточная коробка ¬– с двумя передачами, пониженной и повышенной;
  • Привод колес – карданная передача на передний и задний мост; Схема устройства мостов и карданной передачи в Соболе 4х4

  • Главная передача – с передаточным числом 5,125, гипоидного типа;
  • Размер устанавливаемых шин – 225/75 R16;
  • Передняя подвеска – рессорная, со стабилизатором; плавность хода обеспечивают гидравлические амортизаторы;
  • Задняя подвеска – рессорная, со стабилизатором и амортизаторами;
  • Рулевое управление – с гидроусилителем, передаточное число рулевого механизма 16,6, колонка регулируется по наклону и высоте;
  • Тормоза передние – дисковые, задние – барабанные, с гидроприводом. В системе два контура.

Согласно заводским техническим данным, расход топлива на скорости 60 км/час у нового «Соболя» 27527 должен составить 8,5 л, на скорости 80 км/час он равняется 10,5 л.

Честно говоря, непонятно, к модификации с каким двигателем эти данные относятся. Но и цифры все же нереальные – даже порожний полиоприводный «Соболь» с мотором Cummins потребляет солярки на трассе при 80 км/час не менее 11,3 л. Максимально допустимая скорость автомобиля 120 км/час.

К плюсам ходовых качеств «Соболя» 4х4 можно отнести мягкие чувствительные тормоза. Автомобиль при торможении останавливается плавно, без рывков. На модели «Бизнес» стала легче выжиматься сцепление в отличие от ГАЗ 27527 предыдущих версий.

Корабли

Полицейское судно Вануату RVS Tukoro в Таунсвилле в 2005 г.

Патрульный катер ВМС Тонги VOEA Savea

Распоряжение патрульных катеров Тихоокеанского форума
№ лодки Имя Вымпел Страна Дата
передачи
В отставке Организация
1 HMPNGS  Rabaul экс- Тарангау P01 Папуа — Новая Гвинея 1987-05 2018-08-03 Силы обороны
2 РВС  Тукоро Вануату 1987-06 Полиция
3 HMPNGS  Дрегер P02 Папуа — Новая Гвинея 1987-10 2021-04-18 Силы обороны
4 Нафануа Самоа 1988-03 2019-06-12 Полиция
5 RSIPV  Lata 03 Соломоновы острова 1988-07 2019-09-11 Полиция
6 HMPNGS  Seeadler P03 Папуа — Новая Гвинея 1988-10 2021-04-18 Силы обороны
7 CIPPB  Te Kukupa Острова Кука 1989-03 Полиция
8 HMPNGS  Морсби экс- Василиск P04 Папуа — Новая Гвинея 1989-07 2021-04-18 Силы обороны
9 VOEA  Neiafu P201 Тонга 1989-10 Оборонные услуги
10 ФСС  Паликир 01 Федеративные Штаты Микронезии 1990-03 Полиция
11 VOEA  Pangai P202 Тонга 1990-06 2020-04-23 Оборонные услуги
12 ФСС  Микронезии 02 Федеративные Штаты Микронезии 1990-11 Полиция
13 VOEA  Savea P203 Тонга 1991-03 Оборонные услуги
14 РМИС  Ломор 03 Маршалловы острова 1991-06 Морской патруль
15 RSIPV  Auki 04 Соломоновы острова 1991-11 2021-03-04 Полиция
16 РКС  Теаноаи 301 Кирибати 1994-01 Полиция
17 РФНС  Кула 201 Фиджи 1994-05 2019-12-22 военно-морской
18 HMTSS  Te Mataili 801 Тувалу 1994-10 Полиция
19 РФНС  Кикау 202 Фиджи 1995-05 военно-морской
20 РФНС  Киро 203 Фиджи 1995-10 2016 г. военно-морской
21 год Президент PSS  Х.И. Ремелиик 001 Палау 1996-05 2020-03-13 Полиция
22 Независимость ФСС  03 Федеративные Штаты Микронезии 1997-05 Полиция

Достоинства и недостатки

На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» проекта 03160 выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:

  • Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения.
  • Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта.
  • Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы.
  • Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.

Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров есть и некоторые минусы:

  • При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную.
  • Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.

Проект 03160 «Раптор» представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти и уже стремится к десятку.

На сегодняшний день патрульные катера П-274, П-275 и П-276 переданы флоту и зачислены в состав противодиверсионных сил Новороссийской военно-морской базы. Летом 2021 года на кораблях подняли Андреевские флаги. Четвертое судно с бортовым номером П-281 в декабре 2014 года спустили на воду. На следующий год патрульный катер поднял Андреевский флаг и вошел в состав Балтийского флота. Местом базирования судна стала Кронштадская военно-морская база.

Сегодня в боевом строю на Балтике стоят патрульные катера типа «Раптор» с бортовыми номерами П-280, П-281 и П-344. На черноморском театре в составе сил береговой обороны Черноморского флота находятся катера П-274, П-275, П-415, П-413 и П-425.

В современных условиях катера типа «Раптор» несут патрульную службу по охране морских границ в акватории Финского залива и на Черном море. По непроверенным данным некоторое количество малых судов, похожих по параметрам и внешнему виду на катера проекта 03160, были замечены на борту российского судна, следовавшего в районе Восточного Средиземноморья. Предполагается, что два или три катера типа «Раптор» могут принять участие в войсковых операциях по охране российских военных судов, базирующихся в сирийской военно-морской базе Тартус.

Новые катера проекта 03160 типа «Раптор» являются результатом плодотворного сотрудничества военных ведомств королевства Швеции и РФ. Полученная на лицензионных условиях техническая документация позволила в кратчайшие сроки наладить на отечественных верфях массовое строительство кораблей подобного класса.

Практическая реализация проекта показала правоту и точность и инженерной мысли питерских кораблестроителей, сумевших создать практически новый универсальный боевой корабль. Отечественную разработку отличает высокая скорость хода, броня и мощное вооружение. Предполагается, что в дальнейшем суда будут строиться, как для оснащения собственных флотов, так и в экспортном варианте. Следующие партии судов могут быть заложены на Рыбинском судостроительном предприятии, освоившем производственный цикл строительства патрульных катеров проекта 02510 типа БК-16.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector