Кожедуб иван никитович

Путь от инструктора до лётчика-аса

Немецкий реактивный истребитель Мессершмитт Ме-262 считался грозным противником. Встреча с ним в небе для советских пилотов не сулила ничего хорошего. Дело в том, что «немец» летал быстрее и мог находиться в небе дольше, чем советские самолёты. Но у него был один недостаток — манёвренность. Когда Ме-262 только появились, советские лётчики не знали, как с ними сражаться, поскольку тактика воздушных дуэлей ещё не была разработана.

17 февраля 1945 года Иван Никитович Кожедуб встретил немецкий реактивный истребитель. Ему повезло, он заметил противника первым, поэтому решил атаковать. Его Ла-7 уступал Ме-262 по всем параметрам, кроме манёвренности. Этот козырь и решил использовать Иван Никитович. Немецкий пилот не ожидал появления противника. Совершив несколько манёвров, Кожедуб приблизился к врагу на 500 метров. Оставалось совсем чуть-чуть, и можно было открывать огонь.


Иван Кожедуб. (Wikimedia Commons)

Неожиданно Кожедуб увидел, как в «немца» полетели трассы пуль — его сослуживец не выдержал накала и начал стрельбу раньше времени. Застигнутый врасплох вражеский пилот начал разворачивать свою крылатую машину, не оценив ситуацию. Расстояние между Ла-7 и Ме-262 резко сократилась. Кожедуб открыл огонь. Бой закончился, и не начинаясь. «Немец» был уничтожен.

Эта победа стала для Кожедуба 55-й. К тому моменту 24-летний уроженец черниговского села Ображиевка был уже дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

Иван Кожедуб родился в июне 1920 года. С детства он любил читать и рисовать, занимался спортом. В 13 лет Иван мог одной рукой поднимать двухпудовую гирю. А когда он влюбился в небо, все навыки, полученные в детстве, сильно пригодились. Глазомер, дисциплина, наблюдательность и физическая подготовка помогли Кожедубу стать одним из лучших в Шосткинском аэроклубе. Затем была армия и Чугуевская военная авиационная школа лётчиков. Здесь Иван и остался в качестве инструктора.

Началась Великая Отечественная война. Авиационную школу эвакуировали в Чимкент. В этом казахском городе поселился и Кожедуб. Он по-прежнему был инструктором и готовил пилотов. И лишь в марте 1943 года начался его боевой путь.

Первый воздушный бой сложился неудачно. Кожедуб попал под обстрел немецких самолётов и получил сильные повреждения. Иван направил подбитую машину на аэродром, но угодил под огонь своих же зенитных орудий. Позже лётчик вспоминал, что хотел было катапультироваться из Ла-5, но передумал, решил рискнуть и посадить машину. Это у него получилось. Вот только командование сделало определённые выводы.

Истребитель Ла-7 Кожедуба в Центральном музее авиации в Монино. (Wikimedia Commons)

На пилоте, конечно, крест не поставили, но в небо практически не пускали. Пока не вмешался командир эскадрильи. Требовались опытные пилоты, поэтому он дал Кожедубу второй шанс. И не прогадал. За короткий срок тот проделал путь до пилота-аса. А Героем Советского Союза он стал в начале февраля 1944 года. Эту награду он получил за 146 боевых вылетов и два десятка сбитых вражеских самолётов.

Послевоенные годы


Иван Кожедуб в музее боевой авиации

В 1955 году Кожедуб поступил в Военную академию Генштаба им. К.Е. Ворошилова. Обучение длилось два года. На первом курсе студентов учили командовать дивизией, на втором – армией.

Июнь 1962-август 1963 гг. – Кожедуб – командующий 76-й воздушной армией.

1964-1971 гг. – Кожедуб является 1-м заместителем командующего ВВС Московского военного округа.

1971 г. – Иван Никитович служит в центральном аппарате ВВС.

С 1978 – Иван Никитович состоит в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.

7 мая в 1985 году – Ивану Никитовичу Кожедубу к 40-летию Победы присвоено звание маршала авиации.

Без упоминания общественной деятельности биография Кожедуба была бы не полной. Он был депутатом Верховного Совета СССР, а также народным депутатом.

Иван Никитович является примером мужественности и самоотверженности для последующих поколений. Его отвага, патриотизм, постоянное желание изучать новое, ораторское мастерство, — вселяли во многих солдат глубокое уважение и стремление к моральному росту.

Иван Никитович Кожедуб умер 8 августа в 1991 году. В его честь названы улицы в Москве и в других городах России и Украины. Также установлен бюст в Центральном музее ВОВ в Москве, второй – в селе Ображеевке.

Интересное об Иване Кожедубе.

В своей книге под названием «Верность Отчизне» Иван Кожедуб вспоминал, что в детстве мог погибнуть в Днестре. «Ребята в разлив отправились на лодке на дальний остров и вечером, при сильном ветре, возвращались в село. Порывом ветра лодку развернуло поперек волны и перевернуло. Оказавшись в холодной воде, дети поплыли к дереву, оказавшемуся неподалеку, и выбрались на ветки. К ночи спасшиеся начали замерзать, и друг Вани Андрейка утонул. Да и самого Ваню сдуло с ветки ветром, когда он, обессилев, не смог держаться. Упав в воду, Ваня сразу пошел ко дну. Чудо его спасения было в том, что в это время как раз подошла помощь на баркасе, где был брат Вани Александр. Он успел заметить, куда упал будущий советский воздушный снайпер и, нырнув, спас его. В тот день маленький Иван пережил первую тяжелую утрату в своей жизни. А сколько еще судьба ему готовила…», — писал он.

В этой же книге Иван Кожедуб рассказал о своей первой встрече с самолетом: «… однажды днем, играя в кегли, я услышал рокот мотора: на небольшой высоте пролетал самолет. Впервые я увидел его так близко. Два пассажира, сидевшие сзади, помахали нам руками. Машина быстро скрылась за холмом. Вот бы подняться, посмотреть сверху на Десну, на наши просторные края.

Перед самым отъездом я узнал, что можно полететь: пассажиров катали за плату, но было уже поздно. Да и самолет, откровенно говоря, внушал мне не только любопытство, но и робость. Я даже признался себе, что, пожалуй, и не отважился бы полететь. И решил про себя, что летному делу научиться трудно, а летчики, должно быть, люди сказочно смелые: подумать только — в воздух поднимаются, делают такие перелеты! И ни на секунду тогда не возникла у меня мысль посвятить свою жизнь авиации».

Первое боевое «крещение».

В марте 1943 года я прибыл на Воронежский фронт рядовым лётчиком в полк, которым командовал майор И. Солдатенко. Полк был вооружён самолётами Ла-5. С первого дня я стал присматриваться к боевой работе моих новых товарищей. Внимательно слушал разборы выполнения боевой работы за день, изучал тактику врага и старался соединить теорию, приобретённую в школе, с фронтовым опытом. Так изо дня в день я подготовлялся к схватке с врагом. Прошло всего несколько дней, а мне казалось, что моя подготовка бесконечно затягивается. Хотелось как можно скорее вылететь вместе с товарищами навстречу врагу.

Фото Ивана Кожедуба после войны.

Встреча с противником произошла неожиданно. Случилось это так: 26 марта 1943 года я, в паре с ведущим младшим лейтенантом Габуния, вырулил на старт дежурить. Неожиданно нам был подан сигнал для взлёта. Младший лейтенант Габуния быстро поднялся в воздух.

Я несколько задержался на взлёте и после первого разворота потерял ведущего. Связаться по радио ни с ведущим, ни с землёй мне не удалось. Тогда я решил произвести пилотаж над аэродромом. Набрав 1500 метров высоты, приступил к пилотированию.

Вдруг ниже меня метров на 800 я заметил 6 самолётов, которые подходили к аэродрому со снижением. С первого взгляда я принял их за Пе-2, но через несколько секунд я увидел разрывы бомб и огонь зениток на нашем аэродроме. Тогда я понял, что это немецкие многоцелевые самолёты Ме-110. Помню, как сильно забилось сердце. Передо мной был враг.

Я решил атаковать противника, быстро развернувшись, на максимальной скорости пошёл на сближение. Оставалось 500 метров, когда в сознании мелькнуло слышанное мною от командира правило воздушного боя: «Перед атакой посмотри назад».

Оглянувшись, я заметил, как с большой скоростью приближается ко мне сзади самолёт с белым коком. Не успел я распознать, чей это самолёт, как он уже открыл по мне огонь. Один снаряд разорвался у меня в кабине. Резким разворотом влево со скольжением выхожу из-под удара. Пара Ме-109 с большой скоростью прошла справа от меня. Теперь я понял, что они, заметив мою атаку, спикировали и атаковали меня. Однако моя неудавшаяся атака заставила Ме-110 отказаться от повторного захода на бомбометание.

В этой встрече я на практике убедился, как важна роль ведомого для прикрытия ведущего при атаке цели.

В дальнейшем, летая в слётанной группе, я одержал 63 победы, не зная поражения.

Список воздушных побед

Лавочкин Ла-5, эксплуатировался в 1943–1944 гг.

Лавочкин Ла-5ФН, эксплуатировался с 1944 г.

По данным советских асов 1941—1945 гг. Победы сталинских соколов ( русский : Советские Асы 1941-1945 Победы сталинских соколов. ) Михаил Быков.

## Дата Тип кондиционера Расположение
1 6 июля 1943 г. Ju 87 к западу от Завидовки
2 7 июля 1943 г. Ju 87 Станция Гостищево
3 9 июля 1943 г. Bf 109 Красная Поляна
4 9 июля 1943 г. Bf 109 к востоку от Покровки
5 9 августа 1943 г. Bf 109 Прелестный
6 14 августа 1943 г. Bf 109 Искровка
7 14 августа 1943 г. Bf 109 Коломна
8 16 августа 1943 г. Ju 87 Рохан
9 22 августа 1943 г. Fw 190 Люботин
10 9 сентября 1943 г. Bf 109 к северу от Искровки
11 30 сентября 1943 г. Ju 87 юго-западнее Бородаевки
12 1 октября 1943 г. Ju 87 к западу от Бородаевки
13 1 октября 1943 г. Ju 87 к западу от Бородаевки
14 2 октября 1943 г. Bf 109 Плоское
15 2 октября 1943 г. Ju 87 Петровка
16 2 октября 1943 г. Ju 87 юго-западнее Андреевки
17 2 октября 1943 г. Ju 87 юго-западнее Андреевки
18 4 октября 1943 г. Bf 109 к северо-западу от Бородаевки
19 5 октября 1943 г. Bf 109 юго-западнее Красного Кута
20 5 октября 1943 г. Bf 109 к западу от Куцеваловки
21 год 6 октября 1943 г. Bf 109 Бородаевка
22 10 октября 1943 г. Bf 109 Днепрово-Каменка
23 12 октября 1943 г. Ju 87 к северу от Плоского
24 12 октября 1943 г. Bf 109 к югу от Петровки
25 12 октября 1943 г. Ju 87 к югу от Домоткана
26 29 октября 1943 г. Ju 87 Кривой Рог
27 29 октября 1943 г. Он 111 к западу от Будовки
28 год 16 января 1944 г. Bf 109 Ново-Злынка
29 30 января 1944 г. Bf 109 к востоку от Нечаевки
30 30 января 1944 г. Ju 87 к западу от Липовки
31 год 14 марта 1944 г. Ju 87 Осиевка
32 21 марта 1944 г. Ju 87 Лебедин — Шпола
33 11 апреля 1944 г. PZL P.24 Сырка
34 19 апреля 1944 г. Он 111 к северу от Ясс
35 год 28 апреля 1944 г. Ju 87 к юго-востоку от Вултуру
36 29 апреля 1944 г. Hs 129 Хорлешти
37 29 апреля 1944 г. Hs 129 Хорлешти
38 3 мая 1944 г. Ju 87 Тыргу-Фрумос — Думбрэвица
39 31 мая 1944 г. Fw 190 к востоку от Вултуру
40 1 июня 1944 г. Ju 87 Куза Водэ
41 год 2 июня 1944 г. Hs 129 к западу от Стынки
42 3 июня 1944 г. Fw 190 Редиу Улуи — Тэтэр
43 год 3 июня 1944 г. Fw 190 Редиу Улуи — Тэтэр
44 год 3 июня 1944 г. Fw 190 к северо-западу от Ясс
45 7 июня 1944 г. Bf 109 Парлиня
46 8 июня 1944 г. Bf 109 Cârpii
47 22 сентября 1944 г. Fw 190 к северо-западу от Стренчи
48 22 сентября 1944 г. Fw 190 юго-западнее Рамниеки — Даксты
49 25 сентября 1944 г. Fw 190 к северо-западу от Валмиеры
50 16 января 1945 г. Fw 190 к югу от Студзяны
51 10 февраля 1945 г. Fw 190 к северо-западу от аэродрома Мохрин
52 12 февраля 1945 г. Fw 190 к западу от Киница
53 12 февраля 1945 г. Fw 190 к западу от Киница
54 12 февраля 1945 г. Fw 190 Кицерзее озеро
55 17 февраля 1945 г. Мне 262 к востоку от Альт-Фридланд
56 19 февраля 1945 г. Bf 109 к северу от Фюрстенфельде
57 год 11 марта 1945 г. Fw 190 к северу от Брюнхена
58 18 марта 1945 г. Fw 190 к северу от Кюстрина
59 18 марта 1945 г. Fw 190 к северо-западу от Кюстрина
60 22 марта 1945 г. Fw 190 к северу от Зелоу
61 22 марта 1945 г. Fw 190 к востоку от Гусова
62 23 марта 1945 г. Fw 190 Станция Вербиг
63 17 апреля 1945 г. Fw 190 Wriezen
64 17 апреля 1945 г. Fw 190 Киниц

До августа 1944 года Кожедуб летал на Лавочкине Ла-5 , затем на Лавочкине Ла-7 .

Детство и юность

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.

Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

«В счёт будущей войны»

Две воздушные победы у Ивана Кожедуба не засчитаны. О воздушном бое с непредвиденным противником стало известно только через много лет после войны.

В апреле 1945 года группа наших истребителей под началом Кожедуба ввязалась в бой с «мессершмиттами», атаковавшими «летающие крепости» союзников. Немцев отогнали, но неожиданно на «Ла-7» напали опоздавшие к драке «мустанги» — американские истребители из группы прикрытия бомбардировщиков. Трассирующими снарядами чудом не были сбиты наши самолёты. Кожедуб понял, кто его атакует, но решил не бежать, куда подальше, а проучить. Один самолёт США он подбил попаданием в фюзеляж. Дымя, тот пошёл на снижение в сторону занятых Красной Армией позиций. Второй американский истребитель после попадания в двигатель пулемётной очереди взорвался в воздухе.

Бой против союзников наше командование «замяло». Выжившего пилота первого «мустанга» передали американцам. Он считал, что его сбил немецкий «фокке-вульф» необычной раскраски. Переубеждать не стали.

Майору Ивану Кожедубу командир 3-го истребительного авиационного корпуса генерал-лейтенант (будущий маршал авиации) Евгений Савицкий сказал: «Эти победы — в счёт будущей войны».

Список воздушных побед

Истребитель Ла-7 И. Н. Кожедуба в Центральном музее авиации в Монино

Планшет и лётные перчатки Ивана Кожедуба, 1940-е. Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне, Киев

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

Список воздушных побед И. Н. Кожедуба
№ п/п Дата победы Тип самолёта Место победы
1 06.07.1943 Ю-87 зап. Завидовка
2 07.07.1943 Ю-87 ст. Гостищево
3 09.07.1943 Ме-109 Красная Поляна
4 09.07.1943 Ме-109 вост. Покровка
5 09.08.1943 Ме-109 Прелестный
6 14.08.1943 Ме-109 Искровка
7 14.08.1943 Ме-109 Коломна
8 16.08.1943 Ю-87 Рогань
9 22.08.1943 ФВ-190 Люботин
10 09.09.1943 Ме-109 сев. Искровка
11 30.09.1943 Ю-87 юго-зап. Бородаевка
12 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевка
13 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевка
14 02.10.1943 Ме-109 Плоское
15 02.10.1943 Ю-87 Петровка
16 02.10.1943 Ю-87 юго-зап. Андреевка
17 02.10.1943 Ю-87 юго-зап. Андреевка
18 04.10.1943 Ме-109 сев.-зап. Бородаевка
19 05.10.1943 Ме-109 юго-зап. Красный Кут
20 05.10.1943 Ме-109 зап. Куцеваловка
21 06.10.1943 Ме-109 Бородаевка
22 10.10.1943 Ме-109 Днепрово-Каменка
23 12.10.1943 Ю-87 сев. Плоское
24 12.10.1943 Ме-109 юж. Петровка
25 12.10.1943 Ю-87 юж. Домоткань
26 29.10.1943 Ю-87 Кривой Рог
27 29.10.1943 Хе-111 зап. Будовка
28 16.01.1944 Ме-109 Ново-Злынка
29 30.01.1944 Ме-109 вост. Нечаевка
30 30.01.1944 Ю-87 зап. Липовка
31 14.03.1944 Ю-87 Осиевка
32 21.03.1944 Ю-87 Лебедин — Шпола
33 11.04.1944 ПЗЛ-24 Сырка
34 19.04.1944 Хе-111 сев. Яссы
35 28.04.1944 Ю-87 юго-вост. Вултуру
36 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
37 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
38 03.05.1944 Ю-87 Тыргу Фрумос — Думбрэвица
39 31.05.1944 ФВ-190 вост. Вултуру
40 01.06.1944 Ю-87 Чужа Вода
41 02.06.1944 Хш-129 зап. Стынка
42 03.06.1944 ФВ-190 Редиу-Улуй — Тэтэр
43 03.06.1944 ФВ-190 Редиу-Улуй — Тэтэр
44 03.06.1944 ФВ-190 сев.-зап. Яссы
45 07.06.1944 Ме-109 Пырлица
46 08.06.1944 Ме-109 Кырпицы
47 22.09.1944 ФВ-190 сев.-зап. Стренчи
48 22.09.1944 ФВ-190 юго-зап. Рамниеки — Даксты
49 25.09.1944 ФВ-190 сев.-зап. Валмиера
50 16.01.1945 ФВ-190 юж. Студзяна
51 10.02.1945 ФВ-190 сев.-зап. окр. аэродром Морин
52 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
53 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
54 12.02.1945 ФВ-190 оз. Китцер-Зее
55 17.02.1945 Ме-262 вост. Альт-Фридлянд
56 19.02.1945 Ме-109 сев. Фюрстенфельде
57 11.03.1945 ФВ-190 сев. Брюнхен
58 18.03.1945 ФВ-190 сев. Кюстрин
59 18.03.1945 ФВ-190 сев.-зап. Кюстрин
60 22.03.1945 ФВ-190 сев. Зеелов
61 22.03.1945 ФВ-190 вост. Гузов
62 23.03.1945 ФВ-190 ст. Вербиг
63 17.04.1945 ФВ-190 Врицен
64 17.04.1945 ФВ-190 Кинитц

Всего воздушных побед: 64+0боевых вылетов — 330воздушных боёв — 120

Лётчик-герой

Путь Ивана Кожедуба на фронт оказался достаточно долгим — его навыки инструктора использовались при подготовке других пилотов, когда в начале войны авиационную школу эвакуировали, и она продолжила свою работу в городе Чимкент (Казахская ССР). Как и многие другие выпускники авиационных школ предвоенного периода, Кожедуб выучился на лётчика без присвоения ему воинского звания. Даже знаки различия старшего сержанта он получил только 23 февраля 1942 года.

В войска из учебного подразделения его перевели в ноябре 1942-го, направив в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии. В марте 1943-го Кожедуб в составе своей части был переброшен на Воронежский фронт.

«Участие в боевых действиях началось для Кожедуба неудачно. Его самолёт был повреждён снарядами, выпущенными вражеским мессершмиттом-109. Кроме того, он случайно попал под огонь своих же зенитчиков. После этого Ла-5 Кожедуба восстановлению уже не подлежал. Будущего героя хотели снять с лётной работы и перевести служить на пост оповещения. Остался в небе он только благодаря поддержке командира полка, увидевшего в молодом лётчике большой потенциал», — рассказал в интервью RT методист научно-методического отдела Музея Победы кандидат исторических наук Дмитрий Суржик.

Также по теме


«Обязать провести налёт на Берлин»: о чём говорят рассекреченные ко Дню ВВС документы Минобороны

Минобороны РФ сняло гриф секретности с части документов времён Великой Отечественной войны, посвящённых подвигам советских лётчиков. В…

6 июля 1943 года, в самом начале сражения на Курской дуге Иван Кожедуб, прикрывая советские войска от атак вражеских бомбардировщиков, сбил свой первый немецкий самолёт — юнкерс Ю-87. На следующий день на его счету был уже второй сбитый бомбардировщик. А 9 июля — сразу два истребителя Bf-109. Позже Кожедуб участвовал в Битве за Днепр и изгнании нацистов с Советской Украины.

4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу, сбившему 20 немецких самолётов, было присвоено звание Героя Советского Союза. В мае того же года ему передали новый истребитель Ла-5ФН — особенный самолёт, построенный на личные сбережения пчеловода Василия Конева. На этой машине во время боёв в Румынии ас одержал семь побед в течение одной недели.

В августе 1944-го за победы в воздушных боях Кожедуб был удостоен второй звезды Героя Советского Союза, получил капитанские погоны и был назначен на должность заместителя командира 176-го гвардейского полка. Согласно документам, к январю 1945 года лётчик сбил 48 самолётов противника.

«После появления на фронте Иван Кожедуб обычно действовал в составе группы. Однако ближе к концу войны он часто вылетал на «свободную охоту», устраивал в небе засады на врага. Для противника он представлял огромную опасность», — рассказал в беседе с RT историк и писатель Дмитрий Хазанов.

17 апреля 1945 года Ивану Кожедубу в последний раз пришлось столкнулся в бою с врагом — в небе над Берлином он уничтожил два истребителя FW-190. Сразу после битвы за главный город Третьего рейха Кожедуба отправили в Москву — ему было поручено выступить по радио с поздравительной речью 1 мая.

  • Советский лётчик, генерал-полковник авиации, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб во время раздачи автографов в Кремлёвском дворце съездов
  • РИА Новости

В итоге День Победы он встретил в советской столице. К этому времени благодаря прессе Кожедуб был уже известен всей стране — увидев героя на улице, люди подхватили его на руки, и он полетел в воздух под восторженные крики: «Качать лётчика! Ура сталинским соколам! Ура советской авиации!»

По воспоминаниям Кожедуба, оказавшись в столице, он воспользовался случаем и зашёл лично поблагодарить авиаконструктора Семёна Лавочкина и оружейника Бориса Шпитального, создававшего пушки и пулемёты для его самолётов.

18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий и в связи с празднованием дня ВВС прославленному военному лётчику в третий раз было присвоено звание Героя Советского Союза. Хотя в официальной советской статистике фигурировали данные о том, что Кожедуб сбил 62 самолёта противника, позже историки, сверив документы, выяснили, что на счету лётчика-героя за годы войны оказалось 64 сбитых самолёта. Согласно автобиографии самого Кожедуба, в 1945 году ему пришлось подбить два американских истребителя, которые по ошибке атаковали в небе над Германией советские самолёты.

«По итогам Великой Отечественной войны Иван Кожедуб стал самым результативным асом антигитлеровской коалиции», — подчеркнул Дмитрий Хазанов.

Первый бой мог стать последним

Во время взлёта на первый боевой вылет молодой лётчик Иван Кожедуб потерял из виду ведущего. Заметив, что к аэродрому летят немецкие бомбардировщики, решил отличиться в первом же бою: пошёл в атаку в одиночку. Но сбить врага не удалось, наоборот, сам оказался под ударом «Мессершмитта-109». От зажигательного снаряда, метко выпущенного из авиапушки немецкого истребителя, жизнь советского лётчика спасла бронеспинка. Но это ещё не было концом злоключений. По подбитому «Ла-5» знатно отработала и прикрывавшая аэродром родная зенитная артиллерия. Три попадания практически лишили боевую машину управляемости, но пилот всё же сумел посадить её на взлётно-посадочную полосу.

Фото из архива
Молодой лётчик Иван Кожедуб.

Сослуживцы назвали это чудом: самолёт восстановлению не подлежал, его списали. А получивший нагоняй от начальства за безрассудство в бою старший сержант Иван Кожедуб оказался «безлошадным». Летать стал изредка, если в полку вдруг оказывался свободным из-за болезни или ранения лётчика самолёт. Кожедуба даже собрались отправить на пост оповещения…

Память

Почтовая марка России, посвящённая 100-летию со дня рождения И. Н. Кожедуба (ЦФА № 2616)

  • Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине в селе Ображиевка.
  • Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино.
  • Именем Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику, а также улица на юго-востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба). Также в его честь названы улицы в городах Усть-Каменогорск, Алма-Ата и Шымкент в Казахстане, Салават, Балашиха, Семилуки (Российская Федерация), Днепр (Украина), Ангарск.
  • Имя Кожедуба носит Центр показа авиационной техники, расположенный в Кубинке. На территории центра установлены мемориальная доска и бюст.
  • Имя Кожедуба носит Харьковский национальный университет Воздушных Сил (бывш. ХВВАУЛ, ХИЛ, ХВУ), а также Шосткинский химико-технологический колледж. 12 ноября 2010 года территории Харьковского университета Воздушных Сил был установлен памятник Кожедубу.
  • 8 мая 2010 года памятник Кожедубу открыт в парке Вечной Славы в Киеве.
  • 8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба.
  • О Кожедубе снят документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».
  • В 2010 году Украина праздновала на государственном уровне 90-летие со дня рождения героя. Тогда же была выпущена памятная монета, посвящённая Ивану Кожедубу.
  • Именем Ивана Кожедуба назван скорый поезд № 118/117 сообщением Сумы — Москва.
  • Именем Ивана Кожедуба назван пионерский лагерь в Московской области (Одинцовский р-н, под Кубинкой).
  • Макет самолёта Ла-5, на котором совершил первый вылет с Уразовского аэродрома во время войны И. Н. Кожедуб, был открыт в мае 1988 года в Белгородской области.
  • Именем Ивана Кожедуба назван самолёт компании Аэрофлот Sukhoi Superjet RRJ-95.
Памятник в Киеве (Украина) Памятник в городе Сумы (скульптор О. Прокопчук) Памятник в селе Ображиевка Памятник на Новодевичьем кладбище в Москве

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.

Летчик Иван Кожедуб

Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.

Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.

Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами

Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.

Иван Кожедуб в последние годы

После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector