Государственный герб россии: история и скрытое значение

История

На гербах Черногории с XVII в. до 1944 г. постоянно находится двуглавый орёл со скипетром и державой. На щите – леопардовый лев с правой лапой, поднятой вверх.

1852-1910 гг. — на гербе княжества Черногория орёл, в отличие от орла на современного изображении, серебряный, корона – княжеская, изображение располагается на горностаевой мантии.

1910-1918 гг. – герб королевства Черногория идентичен предыдущему. Единственное отличие – это королевская корона между орлиными головами вместо княжеской.

В составе Югославии

Гербы страны с 1944 по 1994 г. по внешнему виду — эмблемы, на которых орёл как символ королевской власти отсутствует. Центральное место на них занимает гора Ловчен и мавзолей одного из правителей Черногории. С 1946-1994 гг. – Черногория входила в состав Югославии.

1944-1946 гг. – герб Федерального государства Черногория – это эмблема, где в центре – гора Ловчен. На её вершине – мавзолей Петра II Петровича. За горой видны морские волны. Эмблема обрамлена венком из пшеницы, а вверху расположена пятиконечная красная советская звезда. Основание эмблемы – лента, соединяющая венок. Она повторяет цвета черногорского флага того времени, состоит из трёх полос красного, синего и белого цветов. Также на ней указано название страны.

1946-1963 гг. – эмблема изменилась: гора и мавзолей, который уменьшился в размере. Они поменяли цвет с тёмно-синего на серый и утратили реалистичность, став более схематичными. Венок стал лавровым. Лента обвила его у основания два раза. Цвета лента сохранила прежние (красный, синий, белый), а вот название страны на ней не сохранилось.

1963-1974 гг. – эмблема изменилась лишь в деталях: цвет горы и мавзолея стал вновь синим. Лавровый венок приобрёл более округлую форму. По сравнению с предыдущей эмблемой эта стала более яркой.

1974-1994 гг. – эмблема этого периода имеет огромное сходство с эмблемой 1946-1963 гг., лишь по цвету более светлая.

1994-2004 гг. – Республика Черногория, будучи в составе объединённого с Сербией государства, возвращается к своему историческому гербу. На изображении вновь появляется орёл. В отличие от современного герба, орёл здесь серебряный, а лев помещён на полностью красный щит французской формы.

С 2004 г. используется современный герб Черногории.

История древнерусских печатей

Своеобразным прообразом отечественного герба можно считать изображения, использовавшиеся на печатях у князей в Древней Руси. Печатью обладал небольшой круг лиц, наделённых верховной властью. В частности, речь идёт о князе Киевском, Новгородском, некоторых других князьях, посаднике в Новгороде, а также о верховных представителях духовенства.

Рассматривая особенности печатей и присутствовавшую символику, исследователи отмечают изображение двузубца на печати Святослава Игоревича, изображение самих князей (скорее просто фигуры в венце или шапке) в более поздний период. В XI веке распространение получил греко-русский тип печатей.

Всё же усмотреть обилие символики на древних печатях проблематично. С XI века распространение получил греко-русский тип печатей. На одной стороне располагалось православное и/или языческое имя князя, а с обратной — облик святого с тем же именем. Печати скорее являются историческим источником для исследования того периода, а не средством нахождения древних символов отечественной истории.

Изображение двузубца на монетах и печати Святослава ИгоревичаПечать Владимира Мономаха

Двуглавый орел на страже Руси

Успехи Ивана III в борьбе с татаро-монгольским игом побудили его создать величественный символ России. Герб должен был напоминать соседям на Востоке и на Западе, что Русь — грозный противник. Двуглавый орёл одновременно следит за западными и восточными границами России. Благодаря Ивану III птица получила крест в одну лапу и меч — в другую. Крест символизировал принадлежность православному христианству, а меч демонстрировал намерение защищать независимость Руси. Две головы орла венчала одна шапка Мономаха — символ самодержавия. Чуть позже грудь орла начала закрываться иконой с Георгием Победоносцем. Покровитель воинов и землепашцев призван был оберегать государство от иноземных вторжений и внутреннего зла.

Смутное время отразилось на символе России негативно. Орёл то терял одну голову (на манер западных держав), то из золотого становился чёрным. На видоизменении герба очень сильно сказалось влияние польской интервенции. Однако все западные претензии на русский трон были отбиты, и орёл вернул себе первоначальный облик.

Двуглавый орел при Петре I

Известный реформатор, «прорубивший окно в Европу», Петр I во время своего правления уделял много времени не только внешней и внутренней политике. Царь также позаботился о государственной символике. На фоне непрекращающихся войн он решил создать единый символ.

С 1700 года герб страны преображается. Интересны изменения, касающиеся непосредственно птицы. Над ее головами теперь располагаются короны. В лапах у нее держава и скипетр. Уже через десять лет, в 1710 году, эти корректировки внесены во все печати. Позже на монетах, а также на любых других предметах, где изображаются орлы, помещаются над ними императорские короны. Эти символы означают полную самостоятельность и независимость России от других держав. Никто не может ущемить государство в его властных правах

Стоит обратить внимание на то, что символ обрел такой вид еще за десять лет до того, как Россия назовется Российской Империей, а Петр I ее императором

В 1721 году важным и последним изменением при Петре – становится смена цвета. Двуглавый орел становится черным. Император решился на этот шаг, взяв пример у Священной Римской Империи. Клюв, а также лапы и атрибуты птицы были изображены в золотом цвете. Фон выполнен в таком же оттенке. На груди орла помещен красный щит, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного. На щите Святой Георгий на коне поражает дракона копьем. Все эти образы символизируют вечную проблему борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра.

Как орел попал на герб России

Но нас с вами больше всего интересует, как такая экзотическая птица стала главным символом и Русского государства. Легенд и мифов на этот счет предостаточно. Предпочтительной является версия, что двуглавый орел «прилетел» к нам более 500 лет назад. Именно в это время, в 1472 году, состоялся брак великого князя Московского Ивана III Васильевича и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог. Именно при Иване III завершилось объединение русских земель, окончательно разрушилась зависимость от Золотой Орды и активно стали развиваться связи с разными странами Европы. В 1497 году был принят общерусский Судебник– единый свод законов страны.

Малый герб Российской империи

Желание и возможность быть наравне со всеми европейскими правителями и подвигло великого князя принять новый герб как символ государства. Породнившись с византийской династией, московские государи могли говорить о преемственности власти. Соединив герб Византии и герб Москвы, получили новый герб, ставший символом Русского государства. А еще данный символ в очередной раз подчеркивал приоритетную для той эпохи идею «Москва – третий Рим».

В XVII веке двуглавая птица стала держать в лапах скипетр и державу – регалии, принятые во всех монархических государствах. А вот сын Ивана Грозного Федор Иоаннович разместил между коронованными головами орла православный крест. Это связано с тем, что в 1589 году было учреждено патриаршество и церковная независимость России.

Историческое прошлое герба

Впервые символ этой двуглавой птицы был отмечен при Иване III в 1497 г. Его изображение было на царской печати. Причины, из-за которых царь решил использовать именно орла, до сих неизвестны.

Примерно тогда же к символам государства добавляется всадник, который позднее будет назван Георгием Победоносцем. Первый случай появления изображения двуглавого орла был, когда царь скрепил своей печатью грамоту, предоставлявшую право на обладание участками земли. Также в период царствования Ивана III изображение этой птицы появилось на стенах Грановитой палаты Кремля.

Несмотря на то, что специалисты до сих пор ведут дискуссии о том, почему же выбор пал на орла, и его стали использовать российские монархи. Самой популярной считается следующая версия: женой Ивана III была племянница последнего императора Византии, Софья Палеолог. Это предположение было озвучено еще Карамзиным. Но у нее есть несколько причин, которые заставляют усомниться в правдивости этой теории:

  1. Местом рождения Софии был город, которой был не близко расположен к Константинополю.
  2. Двуглавого орла поместили на герб спустя продолжительное время после заключения союза между Софьей и Иваном.
  3. Иван III никогда не претендовал на византийский престол.

Историки так и не знают достоверно, почему именно такая символика была взята для российского герба. Интересным фактом еще является то, что орлиное изображение использовалось на монетах Новгорода.

Большой советский герб на здании Госдумы

— Кремль украшают рубиновые звезды. Их можно сегодня считать геральдикой или это уже просто символы, геральдическое значение которых устарело?

— Красная звезда была элементом геральдики Советского Союза. В таком качестве ее и поместили на башнях Кремля. То же касается и некоторых почетных наименований и соответствующей символики в армии. К примеру, Кантемировская или Таманская дивизии стали гвардейскими именно во время Великой Отечественной войны. И если у них сохранилась символика, связанная с тем временем, ее, конечно, лучше оставить, что мы и делаем.

— Есть еще объекты, которые сохранили старую символику?

— К моменту включения в работу нашей Службы остро встал вопрос по поводу расцветки пограничных столбов. Россия получила новые границы после распада Советского Союза, некоторые предлагали выкрасить столбы в цвета нового флага. Но мы пришли к выводу, что лучше будет оставить красно-зеленую расцветку пограничных знаков. Это традиционные цвета пограничной службы со времен царской России, не меняли их и при советской власти, поэтому мы решили сохранить исторические цвета.

В 90-х, когда начались перемены в связи со сменой государственного строя, раздавалось много голосов, призывающих сбить, уничтожить всю символику, связанную с советским временем. Но символика символике рознь. Если она является элементом архитектурного декора, по моему мнению, уничтожать ее нельзя. Таким архитектурным декором, кроме звезд на башнях Кремля, был признан и большой герб СССР, установленный на фасаде здания бывшего Госплана СССР в Охотном ряду (сейчас в нем размещается Госдума РФ). Я выступил в его защиту, потому что негоже уподобляться большевикам, которые без разбора сшибали царских орлов отовсюду. Надо ценить свою историю, тем более если символы прошлой эпохи являются произведениями искусства. Когда вы приходите в Елисейский дворец в Париже, там в декоре разных гостиных можно увидеть символику и времен Наполеона, и Бурбонов. В Лондоне сохраняют памятник революционеру Кромвелю и памятник Карлу I, которого Кромвель обезглавил.

И это все, как ни странно, тоже популяризация геральдики.

Кроме того, на сегодняшний день во всех силовых структурах есть свои геральдические службы или советы, с которыми мы работаем, обсуждаем вопросы военной геральдики. Это часть нашей культуры.

— Кстати, о военных, а точнее, о геральдических знаках, которыми награждают избранных, — орденах и медалях. Какой орден в современной России считается самым заслуженным?

— Орден святого апостола Андрея Первозванного. Он стоит на одном уровне с орденом за заслуги перед Отечеством I степени.

— Сколько у нас граждан являются обладателями ордена Андрея Первозванного?

— Я знаю троих кавалеров этого ордена — это Дмитрий Лихачев, Даниил Гранин и Михаил Калашников.

Герб Советского союза был сохранен на здании Госдумы РФ как дань искусству. Фото: ru.wikipedia.org

Почему двуглавый орел на гербе России, история

Происхождение орла на государственной символике тайна, которую до сих пор разгадывают. Орлы присутствовали на гербах многих государств. Двуглавые сохранились только на гербе РФ, Сербии, Албании.

Первое упоминание о двуглавом орле датируется 15 веком. В это время состоялось бракосочетание царя Ивана III с племянницей императора Византии-Софьей. Эта памятная дата запечатлена на тыльной стороне его княжеской печати. Двуглавый орел символ византийской империи, одной из самых сильных держав того времени. Именно к такому величию стремился царь.

Вторым желанием царя было сближение с западноевропейскими и южными странами, которые имели схожие державные символы.

Из-за сходства гербов, Москва стала Третьим Римом. Она была настолько же сильна и могущественна как византийская империя.

Несколькими столетиями позже, при царствовании Ивана Грозного государственные символы несколько изменили. На грудь птицы поместили Георгия Победоносца, в лапы скипетр и державу.

Чуть позже головы орла увенчали три царские короны. Их появление связывали со Святой Троицей. По другой версии они обозначали союз трех народов, великороссов, малороссов, белорусов.

При Петре I орел стал черного цвета. Короны были сменены на императорские. С этого момента он становится символом единства российской империи. Его взор направлен на обе части империи, одна на западную, другая на восточную.

Над изображением орла экспериментировали несколько столетий. И только при правлении Александра II герб с двуглавым орлом стал соответствовать международным нормам геральдики.

В начале 1857 г., утверждено изображение орла на большом, среднем и малом гербе. Большой, считается самым сложным изо всех гербов, которые были известны миру. В таком исполнение орел был до начала революции. После нее, двуглавого убрали с герба России. И только в 1993 г., он занял свое почетное место.

Красная «русская» шапка в Цюрихском гербовом свитке

В одном из самых известных европейских гербовников XIV века — Züricher Wappenrolle — один из гербов идентифицируется как герб «Русинов» — Rutheni. То есть — русских.

Герб Rutheni. Züricher Wappenrolle. Ок. 1330-1345. фото – Национальный музей, Цюрих.

Этот герб представляет собой серебряный щит с изображением красного головного убора в виде колпака. Щит увенчан рыцарским шлемом, в нашлемнике которого такой же головной убор.

К каким русским относится этот герб (скорее всего — к русским Галицкой Руси, т.к. она тогда была наиболее сильным и централизованнм государством, населенным русскими, но уверенности в этом нет…) и относится ли к русским вообще, достоверно не известно. В дальнейшем в европейских источниках этот герб уже никоим образом не связывается с Русью.

На том же листе Цюрихского гербовника, чуть выше герба с красной шапкой, помещен другой герб, в синем поле которого изображен открытый портал. К сожалению принадлежность этого герба не известна. Хотя очень похожие изображения в более поздних гербовниках считались гербом Руси.

Кто убивает змея на гербе России, каким оружием

При жизни Георгий явил миру много чудес. О них трактуется в издании «Житии». Одним из главных чудес Святого стало избавление жителей города от ужасного чудовища. Происходило это событие в очень далекое время, когда язычников наворачивали на веру христианскую. Жители городка задабривали чудовище собственными детьми. Такое горе приходило в семьи не только простых людей. Однажды царю пришлось отправить на смерть и свою дочь. Именно ее встретил Георгий, когда та шла к пещере змия.

Георгий привел чудовище в город, на глазах жителей срубил драконью голову. После этого, неверующие язычники тот же час уверовали в Бога.

Что держит орел на гербе России в правой лапе

У державы есть второе название – псикетр. То есть сосуд, но сосуд искусственный, не существующий в природе. Он должен быть всегда полным, что символизирует богатство страны.

Заткнут сосуд на изображении российского герба лапчатым крестом. Это символ видама – правителя страны, которому принадлежит верховная власть. Сейчас крест символизирует власть президента России.

Шекспир в Венецианском купце писал: «Самой короны пуще, грозный псикетр». Почему же русский камень ему казался пуще короны? Потому что Шекспир знал, что он ещё и камень на распутье. Это на нём написано: «направо пойдешь…, налево пойдешь…». Русский камень это судьба. А она может повернуться так, что любой короне, действительно, станет «пуще некуда».

Народ должен своей державе – руке берущей. Мы платим налоги, служим в армии и так далее.

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда также пришла в Россию из-за рубежа. В конце XVIII – начале XIX века во французской армии появились пятиконечные звёздочки на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, которые определяли их чин. Эта традиция восходила ко временам Древнего Рима, где пятиконечная звезда являлась символом бога войны — Марса — и обозначала лилию, из которой он родился.

В 1827 году российский император Николай I перенял французский опыт и ввел звёзды на эполетах офицеров и генералов русской армии.

Речь идёт о золотых кованых звёздах. 27 лет спустя, в 1854 году, император ввел в русской армии погоны, а также шитые звёзды на них.

После Февральской революции царские знаки различия в армии были отменены. 21 апреля 1917 года приказом по флоту и морскому ведомству № 150 военного и морского министра Временного правительства Александра Гучкова погоны были заменены нарукавными знаками различия, и была введена новая кокарда. На ней пятиконечная звезда была размещена над розеткой с якорем.

Как всякий геральдический символ, армейская красная звезда имела своё толкование. В первые годы существования РККА под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды — пять материков планеты.

Красный цвет — цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом.

В более поздний период красная звезда трактовалась как символ воинов, стоящих на страже мирного труда, защищающих трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства.

Почему символом советской власти стала именно пятиконечная звезда доподлинно неизвестно, но известно то, что лоббировал этот символ Лев Троцкий. При официальном утверждении пятиконечной звезды приказом Наркомвоена Республики № 321 от 7 мая 1918 года она получила наименование «марсова звезда с плугом и молотом».

В приказе также значилось, что этот знак «есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной Армии».

Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, Лев Троцкий знал, что звезда, пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов.

Символом нового государства вполне могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века.

Свастика была изображена на «керенках», свастики рисовала на стене Ипатьевского дома императрица Александра Фёдоровна перед расстрелом, но почти единоличным решением Троцкого большевики остановились на пятиконечной звезде. История XX века ещё покажет, что «звезда» сильнее «свастики»… Звёзды засияли и над Кремлем, сменив двуглавых орлов.

Куда смотрит двуглавый орел

— Расскажите, быстро ли пришли к решению принять в качестве герба двуглавого орла?

— Споры шли долго. Члены специальной комиссии переживали, что народ, который стоял на пороге выборов первого президента, их не поймет, предлагали оставить герб РСФСР, убрав из него политические эмблемы — серп и молот. Но без них герб был бы пустой. Были и экзотические предложения — сделать гербом России ласточку или медведя… Другие проекты были беспомощны с точки зрения геральдической грамматики. Многие их тех эскизов были уничтожены потом при пожаре Белого дома в 1993 году.

В результате было принято решение отдать дань истории страны и вернуть ей исторические символы. В итоге остановились на золотом двуглавом орле на красном фоне и бело-сине-красном флаге.

— Вы упомянули о геральдической грамматике. Неужели существует серьезный свод правил?

— Конечно. Есть особые наборы цветов, металлов, их сочетания. Есть правила размещения фигур, правила, касающиеся значения тех или иных элементов.

— Откуда металлы на графическом изображении?

— Словом «металлы» в геральдике обозначают золотой и серебряный цвета. Есть еще «финифть» — красный, черный, зеленый и синий цвета. А есть такие, которые нельзя использовать в гербе, это все «нечистые» цвета — полутона или их сочетания. Есть также натуральные цвета. К примеру, медведь может быть либо геральдического цвета (золотого или серебряного), либо натурального.

— Значение орла на гербе оговаривалось для того, чтобы потомки не ломали голову, придумывая разные толкования?

— Нет, никакого значения мы орлу не придавали. И трактовка о том, что одна его голова смотрит на запад, а другая — на восток, это всего лишь очередной поэтический образ, который, в частности, приводил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. В официальных документах нет никакой интерпретации орла. Он просто символ нашего государства с XV века. Даже в 1918 году новая советская власть, до утверждения новых символов, использовала старый герб. Есть документ за подписью Владимира Ильича Ленина, на котором стоит печать с двуглавым орлом.

Когда существует такая многовековая история геральдического знака, менять его ради ласточек или мишек не резон. Двуглавый орел был закреплен в качестве герба нашей страны 30 ноября 1993 года указом президента Бориса Николаевича Ельцина.

Герб РФ что это такое и как он выглядит

Символ представляет собой красный щит, у которого закругленные углы снизу и заострение по центру. Оно похоже на стрелку, указывающую направление.

На фоне изображен золотой орел с двумя головами. Они увенчаны небольшими коронами. Данные короны соединены лентами и объединены большим по размеру символом власти.

В лапах птица держит скипетр и державу – древние знаки государственной силы.

На груди изображен еще один небольшой щит. Его содержание следующее:

  • на красном фоне нарисован белый всадник и конь,
  • у всадника развивается синий плащ,
  • в руках наездник держит серебряное копье,
  • острие направлено на черного дракона, которого топчет конь.

Герб иногда изображают и без красного щитка в качестве фона. Допустимы публикации в черно-белых тонах. Окончательный цветной образ был принят федеральным конституционным законом в 2000 году.

Значение символа

Что символизирует двуглавый орел? Это глубокий образ, обозначающий собой сочетание двух начал. Головы птицы направлены в противоположные стороны: на Запад и на Восток. Однако само по себе — это цельное существо, воплощающее единство. Двуглавый орел – образ солнца, означающий благородство и власть.

В некоторых культурах значение символа двуглавого орла немного другое. Его считает посланником, помощником Бога, исполнителем его воли. Он олицетворяет собой грозную силу, способную установить справедливость. Однако при этом многие эксперты сходятся во мнении, что двуглавый орел – символ, значение которого гордыня и надменность.

Крылья птицы – это олицетворение защиты, а острые когти отражают готовность к борьбе за идеалы и за идеи. Птица, изображенная с белой головой, означает чистоту мысли представителей власти, ее справедливость и мудрость. Орел – храбрый, сильный страж, который может увидеть приближающуюся беду с любой стороны.

Чей же лук со стрелами

В предыдущей главе мы уже упоминали загадочный герб «короля Руси» — синий щит с изображением двух рук, натягивающих лук перед выстрелом. Точно такой же герб изображен и в практически копии гербовника Конрада Грюненберга — гербовнике Георга Ортенбурга, 1602 года.

Герб «Короля Руси» в гербовнике Конрада Грюненберга. 1480 г.

Тот же русский герб в Гербовника Георга Ортенбурга. 1602 года (фактически — копия рисунка из Грюненберга).

Украинские исследователи считают, что это одно из первых изображений герба города Киева. Действительно изображение самострела, арбалета или куши — первый известный городской символ Киева. Однако есть ряд обстоятельств, заставляющих засомневаться в «киевской» версии:

Как правило, древние гербовники имеют четкую структуру: например, сначала описываются гербы королевств в пределах Священной Римской империи, затем королей, не входящих в империю, затем — восточных владык, информации о которых мало, затем — полуфантастические государства, затем — страны, о которых вообще почти ничего не известно (вроде полумифического царства пресвитера Иоанна или страны людей с собачьими головами); а после завершения описания гербовладельцев королевского сана начинают рассказывать о следующих в феодальной иерархии группах: великих герцогах, герцогах, епископах и т.п.

Давайте посмотрим, в какой части гербовника Конрада Грюненберга расположен якобы киевский герб. Итак листаем гербовник: идет рассказ об императоре Священной римской империи, королевствах в пределах Германии, затем — соседи Германии, потом окраины Европы — короли Сицилии и Калабрии; потом другая окраина — король Польши (вместе с гербами Литвы и Руси с центром во Львове); затем короли Наварры, Гранады, короли Далмации и Хорватии; со следующей страницы начинаются сомнительные гербы короля Эфиопии, библейской Сабы, несколько индийских королей, императоры Китая. Персии, несколько гербов татарских ханов, герб Эдома близ Иудеи, герб библейского короля Балтазара, несколько неизвестных гербов, и наконец — герб «КОРОЛЯ РУСИ». После него идут еще несколько сложноидентифицируемых «королей», а затем автор переходит от фантазий к вполне адекватной информации о следущей ступени иерархии — европейских герцогах.

Будь герб с руками, луком и стрелой действительно гербом Киева, он должен был размещаться либо в разделе Польского королевства (там же, где герб Руси с центром во Львове), либо в разделе великих герцогов (князей), рядом с Мазовией. А фактически руки с луком размещены среди малоизвестных европейцам азиатских «королевств», но именно самостоятельных королевств, а не зависимых от них герцогств или княжеств. Наиболее естественно было бы разместить там именно герб Московской Руси, информации о которой (тем более, достоверных сведений о ее гербе, у европейцев не было).

Вы спросите, а почему же не осталось никаких поздних свидетельств о связи лука со стрелой и герба Московии? Во-первых, герб в гербовнике Грюненберга скорее всего фантазийный, приписанный Москве (равно как и большинство гербов азиатских «королей»), а во вторых — свидетельства остались: на хорошо известной в древности карте Олафа Магнуса рядом с сидящим на троне царем Иваном Васильевичем изображен как раз гербовый щит со всадником, натягивающим лук (а совсем не копейщик).

Морская карта Carta Marina Олафа Магнуса 1539 г. Рядом с царем Иваном Васильевичем (MAGNUS PRINCEPS MOSCOVITAR) изображен герб — всадник, стреляющий из лука.

Современная трактовка

История России складывается из огромного числа разнообразных ключевых событий, повлиявших на тип государственного устройства. Изменения находили отражение и в символике. Смена исторических эпох, однако, не оказала существенного влияния на основные атрибуты, что обусловлено необходимостью сохранения преемственности в приоритетах развития страны.

Актуальный вид герба России демонстрирует примечательное сочетание консервативных и современных черт. Трактовать следует, исходя из понимания действительных реалий с учётом глубокой взаимосвязи с историческим прошлым. Основа, представленная широким щитом, означает надёжную защиту целостности государства.

Важно: Орёл знаменует высшую власть. Символическое значение в базовом понимании сохранилось со времён античности

В условиях современности, учитывая особенности географического расположения и геополитических тенденций, величественная двуглавая птица на гербе России означает ориентирование на конструктивную политическую активность в двух направлениях, готовность к диалогу с Западом и Востоком.

Герб Русского царства. 1667 г.

Держава, в старину именуемая золотым яблоком, олицетворяет могущество. Скипетр считается символом независимости (в узком конкретном значении используется как знак торжества над интервентами и захватчиками).

На гербе России нет случайных нюансов: 3 ряда перьев на крыльях птицы также наделены особым значением. Они олицетворяют приверженность к основам просвещенного общества, где есть место воплощению красоты, добра и истины. Совокупное обобщенное значение символов заключается в единстве, что имеет прямое отношение не только к территориальной целостности, но и к ментальному единению народов, населяющих самую большую по площади (в актуальных условиях) страну в мире.

Появление двуглавого орла в России

Существует несколько версий появления эмблемы двуглавого орла в России. Многие историки утверждают, что возникновение этого символа связано с именем Софьи Палеолог. Преемница павшей Византии, высокообразованная царевна, не без политических подоплеки, о которой позаботился Папа Павел II, становится женой русского царя Ивана III. Этот междинастический брак позволил Москве приобрести новый статус – «Третий Рим», поскольку второй – Константинополь – пал в 1453 году. Софья не только привезла с собой символ белого двуглавого орла, который был гербом ее семьи – династии Палеологов. Она и ее приближенные поспособствовали культурному подъему Руси. На государственной печати орла стали изображать с 1497 года. Что подтверждает в своем тексте работа русского писателя Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Однако существует и другое мнение о появлении русского двуглавого орла. Многие эксперты склоняются к тому, что Иван III выбрал его в качестве государственного знака, преследуя цель приравнять себя с европейскими монархами. Утверждая равновеликость, русский князь ставил себя на одну линию с семьей Габсбургов, правивших в то время Священной Римской Империей.

Время возникновения главных элементов герба

Использование орла-могильника о двух головах в роли государственного знака зафиксировано впервые во времена князя Ивана III, женившегося на греческой царевне Софье Палеолог и получившего формально права на данный государственный знак последних императоров Византии. Герба в тот период не существовало: его заменяла фактически общегосударственная печать князя. На ее лицевой стороне был Георгий Победоносец на коне (ездец), на оборотной – императорский орел. Оттиск этой печати имеется на меновой грамоте 1497 г. Это первый обнаруженный историками документ, где стоит этот знак.

Всадник стал эмблемой Московского княжества, заменив собой льва, терзающего змею, и единорога, которые в разное время были эмблемами московских князей. Фигура «ездца» (то есть всадника) трансформировалась в образ святого Георгия путем различных изменений: конник был без копья или с охотничьим мечом или соколом и воплощал образ правящего князя, иногда поражающего змея, а порой — и без оного.

При Юрии Долгоруком святой Георгий стал изображаться в привычном для нас виде, став символом г. Москвы. А в результате объединения земель под властью Москвы Георгий Победоносец стал символом государства в целом наряду с орлом.

Двухголовая птица индуизма

Большой магической силой наделена в мифологии индуизма двухголовая птица Гандаберунда. Она способна противостоять разрушениям. О возникновении этого существа придумали красивое предание. Согласно ему, верховный бог Вишну сразил демона, обернувшись в образ смеси человека и льва Нарасимхи. Однако даже после того, как он одержал победу и выпил кровь своего врага, в нем продолжала бурлить злость и он оставался в страшном образе. Все его боялись, и поэтому полубоги попросили помощи у Шивы. Бог обернулся в восьминогое создание Шарабхи, чья сила и мощь превосходила Нарасимху. Тогда Вишну перевоплотился в Гандаберунду, и в этих образах два божества вступили схватку. С тех пор в индуизме двуглавая птица означает колоссальную, разрушительную мощь.

Самое древнее сохранившееся изображение птицы находится в Индии на статуе, созданной в 1047 году. Чтобы показать огромную силу этого существа, его изображали несущим в когтях и клювах слонов и львов. Сегодня эта эмблема присутствует на гербе индийского штата Карнатака.

Герб во времена Ивана Грозного и Смуты

Двуглавый орел признается государственным символом на официальном уровне при Иване Грозном. В самом начале к орлу был добавлен единорог, позднее его заменили на всадника, который с помощью копья поражает дракона. Поначалу всадника олицетворяли с самим монархом, но уже при Иване Грозном его стали называть Георгием Победоносцем. При Петре Первом такая трактовка была официально утверждена.

Когда на царствование вступает Борис Годунов, к изображению орла и наездника добавляются три короны, которые размещены над орлиными головами. Они олицетворяли взятие московскими князьями татарских ханств: Сибирское, Казанское и Астраханское. С середины 16-го века стали изображать двуглавую птицу «агрессивной», готовой к нападению: раскрытый клюв, высунутый язык. В этом можно увидеть воздействие европейских тенденций.

В конце 16-го — начале 17-го вв. между двумя головами был помещен голгофский крест, который символизировал независимость церкви в России. Иногда использовалось изображение орла и двух корон, между которыми располагался восьмиконечный христианский крест. В Смутное время все Лжедмитрии пользовались царскими печатями, на которых было изображение российского герба. Когда Смутное время закончилось и на престол взошел монарх из рода Романовых, в гербе произошли небольшие изменения. У двуглавого орла появились расправленные крылья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector