Межконтинентальная баллистическая ракета, ее особенности

Баллистическая ракета: что это?

Современный мир, пронизанный непрекращающимися локальными конфликтами и внешнеполитическими напряженностями между странами, постоянно находится под угрозой крупных глобальных войн. Каждое отдельно взятое государство понимает, что в случае войны победа будет за тем, чье вооружение лучше и мощнее.

Так было всегда, начиная еще с незапамятных времен. Именно война двигала прогресс — все изобретения для гражданских нужд были лишь побочным результатом изобретения военного оснащения. В двадцать первом веке производимое оружие имеет чудовищную разрушительную силу. Хорошим примером мощнейшего оружия является баллистическая ракета.

Что такое баллистическая ракета?

Баллистическая ракета — один из видов орудия массового поражения, действующего на дальние дистанции. Летит по изначально заданной параболической траектории и не поддаётся управлению в момент полета.

Существуют разновидности многоступенчатых ракет, похожих на те, что запускаются в космос для доставки спутников на орбиту — в процессе полета части ракеты отсоединяются от основания, чтобы увеличить скорость за счет импульса и уменьшения общей массы. Запуск таких ракет производится либо из шахтных установок расположенных в земле, либо с помощью мобильных перевозных установок.

Классифицируются ракеты каждым государством по-разному, но можно считать общепринятыми ракеты трёх видов:

  • Малой дальности.
  • Средней дальности.
  • Межконтинентальные.

Каждый из видов имеет свои задачи и максимальную длительность проходимого пути. В случае с ракетами малой дальности — это тысяча километров, средняя дальность обладает радиусом запуска в 5.5 тысяч километров, а межконтинентальные, направленные на то, чтобы поразить врага на другом конце земли, имеют дальность достаточную, чтобы облететь 50% земного шара.

Именно такие ракеты начиняют ядерными боеголовками. Самая большая длительность полета займет не более 30 минут, а гигантская скорость делает ракеты практически неуязвимыми для противовоздушной обороны — они просто летят быстрее снаряда, предназначенного для уничтожения этой ракеты.

Как работает баллистическая ракета?

Главная особенность её работы заключается в том, что практически всю длительность своего полета ракета ведет себя в точности, как обычный брошенный объект, не подвергаясь импульсам и ускорениям со стороны двигателей.

Весь её путь можно разделить на два этапа. В первом этапе ракете задаётся необходимая скорость с помощью реактивной тяги. После того, как нужное ускорение было достигнуто, двигатель вместе с топливным баком отсоединяется от ракеты для облегчения её веса. После этого наступает второй этап свободного падения.

Использование ракеты в гражданских целях

Устройство баллистической ракеты и манера её поведения в воздухе мало чем отличаются от ракет, запускаемых в космос на орбиту Земли. Благодаря этому удобству существует возможность создания универсальных устройств, которые в зависимости от внутреннего содержания будут использоваться в мирных или в военных целях.

На сегодняшний день существует несколько видов универсальных ракет, которые изначально были созданы с целью выведения на орбиту планеты различного военного спутникового оборудования. Целый класс ракет предназначен для вариативного использования. Стоит понимать, что одну и ту же ракету нельзя переоснастить для других целей. Хоть они и имеют общую базу, но собираются на различных заводах и не подлежат взаимному замещению.

https://youtube.com/watch?v=e31qo61ryRc

История создания

В 1957 году была успешно запущена первая в мире межконтинентальная ракета. Строение её было именно многоступенчатым, а радиус поражения подразумевал успешную доставку заряда в любую точку планеты. Разработка данного вооружения была инициирована еще за десять лет до её запуска. Большое количество научных деятелей, а также организаций было привлечено для исследований возможности перелетов и создания системы управления ракетой.

Специально для испытаний оружия подобного рода в Казахстане был построен полигон, строительство которого завершилось в один год с запуском ракеты. Однако первые испытания позволили выявить огромное количество недостатков данной ракеты. Только с четвертого раза после многочисленных доработок ракета смогла поразить условного противника, успешно завершив испытания на полигоне. Замена на более новые виды вооружения произошла только спустя 11 лет после начал использования первого прототипа.

Системы наведения ракет

В наше время почти все ракеты имеют систему наведения. Думаю, не стоит объяснять, что попасть по цели, которая находится на расстоянии сотен или тысяч километров, без точной системы наведения просто невозможно.

Систем наведения и их комбинаций очень много. Только среди основных можно отметить систему командного наведения, электродистанционное наведение, наведение по наземным ориентирам, геофизическое наведение, наведение по лучу, спутниковое наведение, а также некоторые другие системы и их сочетание.

Ракета с системой наведения под крылом самолета.

Система электродистанционного наведения имеет много общего с системой на радиоуправлении, но она обладает более высокой устойчивостью к помехам, в том числе, намеренно создаваемым противником. В случае такого управления команды передаются по проводу, который направляет в ракету все данные, необходимые для поражения цели. Передача таким способом возможна только до момента запуска.

Система наведения по наземным ориентирам состоит из высокочувствительных высотомеров, позволяющих отслеживать положение ракеты на местности и ее рельеф. Такая система применяется исключительно в крылатых ракетах ввиду их особенностей, о которых мы поговорим чуть ниже.

Система геофизического наведения основана на постоянном сопоставлении угла положения ракеты относительно горизонта и звезд с эталонными значениями, заложенными в нее перед стартом. Внутренняя система управления при малейшем отклонении возвращает ракету на курс.

При наведении по лучу ракете нужен вспомогательный источник целеуказания. Как правило, им является корабль или самолет. Внешний радар определяет цель и производит ее отслеживание, если она движется. Ракета ориентируется на этот сигнал и сама наводится на него.

Название системы спутникового наведения говорит само за себя. Наведение на цель производится по координатам системы глобального позиционирования. В основном такая система широко используется в тяжелых межконтинентальных ракетах, которые наводятся на статичные наземные цели.

Кроме приведенных примеров, есть также системы лазерного, инерциального, радиочастотного наведения и другие. Также командное управление может обеспечивать связь между командным пунктом и системой наведения. Это позволит изменить цель или вовсе отменить удар уже после запуска.

Благодаря такому широкому перечню систем наведения, современные ракеты могут не только взорвать что угодно и где угодно, но и обеспечить точность, которая иногда исчисляется десятками сантиметров.

Управляемое оружие массового поражения прошлого века

Все оружие приведенного типа можно разделить на две группы: наземное и авиационное. Наземным называется такие приспособления, запуск которых осуществляется со стационарных станций (например, шахт). Авиационное, соответственно, запускается с корабля-носителя (самолета).

К группе наземных относятся баллистические, крылатые и зенитные ракеты. К авиационным – самолеты-снаряды, АБР и управляемые снаряды воздушного боя.

Основной характеристикой расчета баллистической траектории движения является высота (несколько тысяч километров над слоем атмосферы). При заданном уровне над уровнем Земли снаряды достигают высоких скоростей и создают огромные сложности для их выявления и нейтрализации ПРО.

Известными БР, которые рассчитаны на среднюю дальность полета, являются: «Титан», «Тор», «Юпитер», «Атлас» и др.

Баллистическая траектория ракеты, которая запускается из точки и попадает по заданным координатам, имеет форму эллипса. Размер и протяженность дуги зависит от начальных параметров: скорости, угла запуска, массы. Если скорость снаряда приравнивается к первой космической (8 км/с), боевое орудие, которое запущено параллельно к горизонту, превратится в спутник планеты с круговой орбитой.

Несмотря на постоянное усовершенствование в области обороны, путь полета боевого снаряда практически не изменяется. На текущий момент технологии не в состоянии нарушить законы физики, которым подчиняются все тела. Небольшим исключением являются ракеты с самонаведением – они могут менять направление в зависимости от перемещения цели.

Изобретатели противоракетных комплексов также модернизируют и разрабатывают орудие для уничтожения средств массового поражения нового поколения.

Инициализация диска mbr или gpt: в чем отличие

Жесткий диск работает и выполняет свои функции, являясь основой для хранения информации. Это и элемент, позволяющий осуществить запуск операционной системы, необходимой для дальнейшей работы. Инициализация диска и, вообще, инициализация означает подготовку устройства или программы к работе, установление и определение нужных параметров для осуществления рабочего процесса.

Инициализация диска MBR или GPT – это также подготовительный этап диска к работе, нацеленный на определение параметра хранения информации о дисках компьютера и об их разделах.

Кратко о различиях MBR и GPT:

Master Boot Record (mbr) – основная загрузочная запись. Сектор на диске с загрузочной записью локализуется в начале диска и инициирует запуск загрузчика для установленной операционной системы на устройстве. Данные о разделах и сама загрузочная информация на mbr диске хранятся в одном месте. Если эти данные повреждены, то загрузить ОС не получится.

GUID Partition Table (gpt) – новейший стандарт хранения информации, постепенно вымещающий mbr, представлен таблицей разделов. Данная система хранения очень надежна- информация записывается в разных местах диска, в начале и в конце, что позволяет быстро восстанавливать поврежденные данные на основании уцелевших.

Если стоит задача выбора между MBR и GPT, то в первую очередь необходимо учитывать базовую систему стандартных операций, BIOS или UEFI. Являясь связующим звеном между установленной на ПК операционной системой и его аппаратной составляющей, эти системы отличаются друг от друга и требуют наличия MBR или GPT. Соответственно, mbr работает на компьютерах с установленным БИОС, а gpt – с UEFI.

Инициализация диска MBR или GPT основывается на совокупности описанных выше параметров, необходимых для каждого стандарта. Иными словами, если аппаратная часть и ОС позволяет, то делаем выбор в пользу gpt. При этом нужно учитывать, что gpt не поддерживается всеми ОС ранее XP 32битных.

Алгоритм действий при необходимости произвести инициализацию жесткого диска:

Через меню «пуск» входим в «панель управления» и выбираем раздел «администрирование». Далее — «управление компьютером», далее — «управление дисками». Здесь представлена информация обо всех дисках, разделах и томах. Выбираем здесь интересующий нас объект (диск) и кликаем правой кнопкой мыши , нажимаем «инициализировать».

Определяемся со схемой разделов заданного диска на основании описанных выше параметров и ставим метку напротив MBR или GPT, жмем «ок» и «применить». Инициализация запущена. После процесса инициализации весь объем диска не распределен. Чтобы осуществлять запись, хранение файлов, установку программ на этом диске, необходимо перейти к разделу «создание тома».

Инициализация диска MBR или GPT может потребоваться при запуске ПК, при обнаружении каких либо повреждений жесткого диска. В этом случае не стоит выполнять никаких самостоятельных действий, связанных с восстановлением поврежденных элементов информации: инициализацию, форматирование.

Без специальных знаний можно нанести вред данным, которые все еще хранятся на жестком диске. Рекомендуем вам обратиться с данной проблемой в нашу лабораторию восстановления данных. Специалисты быстро и качественно произведут работы на имеющемся в лаборатории высокотехнологичном оборудовании.

Есть вопрос? Звоните! Наш телефон в Санкт-Петербурге: 7 (812) 426-14-21 Почему Вам нужно обратиться именно к нам?

Тестирование ракеты V-2

Первый успешный испытательный полет состоялся 3 октября 1942 года, ракета достигла высоты 84,5 километра. Самая большая высота полета ракеты была достигнута во время войны, она составляла 174,6 километра – 20 июня 1944 года.

В ходе разработки и тестирования V-2 были выявлены и решены различные проблемы проектирования:

  • ⦁ Чтобы уменьшить давление и массу топливных баков, для повышения давления использовались турбонасосы высокого давления.
  • ⦁ Небольшая и легкая камера сгорания без прожогов была разработана с использованием центробежных инжекционных сопел, смесительной камеры и сходящегося сопла к горлу для равномерного сгорания топлива.
  • ⦁ Для предотвращения прогара в горловине камеры сгорания использовалось пленки охлаждения.
  • ⦁ Релейные контакты были более прочными, чтобы выдерживать вибрацию и предотвращать отключение тяги сразу после взлета.
  • ⦁ Обеспечение того, чтобы топливные трубы имели свободные от натяжения кривые, уменьшали вероятность взрывов на 1200 – 1800 м.
  • ⦁ Пальцы были сформированы с зазором, чтобы предотвратить повреждение, поскольку выхлопная труба расширялась с высотой.
  • ⦁ Для управления движения на траектории после старта и при достижении сверхзвуковой скорости, в качестве рулей в выхлопной струе использовались жаростойкие графитовые лопасти.
  • ⦁ Для предотвращения самопроизвольных взрывов ракеты при входе в плотные слои атмосферы, все трубки и патрубки ракеты покрывались оловом.

Экспериментальные пуски ракет V-2 в Великобритании, на переднем плане топливозаправщик на базе немецкого автомобиля Opel Blitz.

История создания

Межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса Р-36М была разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск). 2 сентября 1969 года было принято постановление Совета министров СССР о создании ракетного комплекса Р-36М. Ракета должна была иметь высокую скорость, мощность и другие высокие характеристики. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 года. Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета предусматривала 4 вида боевого оснащения – с разделяющимися, маневрирующими и моноблочными головными частями.

КБ «Южное» после смерти знаменитого М.К. Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Создавая новую ракету, получившую обозначение Р-36М, применяли весь опыт, накопленный коллективом при создании предыдущих моделей ракет. В целом это была новая ракетная система с уникальными ТТХ, а не модификация Р-36. Разработка Р-36М шла параллельно с проектированием других ракет третьего поколения, общими особенностями ТТХ которых были:

  • применение РГЧ ИН;
  • использование автономной системы управления с БЦВМ;
  • размещение командного пункта и ракет в сооружениях высокой защищенности;
  • возможность дистанционного переприцеливания непосредственно перед пуском;
  • наличие более совершенных средств преодоления ПРО;
  • высокая боевая готовность, обеспечивающая быстрый пуск;
  • использование более совершенной системы управления;
  • повышенная живучесть комплексов;
  • увеличенный радиус поражения объектов;
  • повышенные характеристики боевой эффективности, которые обеспечивает увеличенная мощность, скорость и точность ракет.
  • радиус зоны поражения Р-36М блокирующим ядерном взрывом уменьшен в 20 раз по сравнению с ракетой 15А18, стойкость к гамма-нейтронному излучению повышен в 100 раз, стойкость к рентгеновскому излучению — в 10 раз.

Фау-2 (V-2)

Эта немецкая ракета имела далеко не идеальную конструкцию, ее характеристики не идут ни в какое сравнение с современными аналогами. Однако Фау-2 была первой боевой баллистической ракетой, немцы применяли ее для обстрелов английских городов. Именно Фау-2 совершила первый суборбитальный полет, поднявшись на высоту 188 км.

Фау-2 – это одноступенчатая жидкотопливная ракета, работавшая на смеси этанола и жидкого кислорода. Она могла доставлять боевую часть весом в одну тонну на расстояние в 320 км.

Первый боевой запуск Фау-2 состоялся в сентябре 1944 года, всего по Британии было выпущено более 4300 ракет, из которых почти половина взорвались на старте или разрушились в полете.

Фау-2 трудно назвать лучшей баллистической ракетой, но она была первой, за что и заслужила высокое место в нашем рейтинге.

Россия тоже не стоит на месте.

По сообщению открытых источников, в этом году состоится первый пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты РС-28 “Сармат”, которая должна прийти на смену предыдущему поколению ракет РС-20А, известных по классификации НАТО как “Сатана”, у нас же как “Воевода”. Программа разработки баллистической ракеты (МБР) РС-20А была реализована в рамках стратегии “гарантированного ответного удара”. Политика президента Рональда Рейгана по обострению противостояния СССР и США вынудила принимать адекватные ответные меры, чтобы охладить пыл “ястребов” из президентской администрации и Пентагона. Американские стратеги полагали, что вполне в состоянии обеспечить такой уровень защиты территории своей страны от атаки советских МБР, что можно попросту наплевать на достигнутые международные соглашения и продолжать совершенствовать собственный ядерный потенциал и системы противоракетной обороны (ПРО). “Воевода” как раз и был очередным “асимметричным ответом” на действия Вашингтона. Самым неприятным сюрпризом для американцев стала разделяющаяся боеголовка ракеты, которая содержала 10 элементов, каждый из которых нес атомный заряд мощностью до 750 килотонн в тротиловом эквиваленте. На Хиросиму и Нагасаки, например, сбросили бомбы, мощность которых была “всего лишь” 18-20 килотонн. Такие боеголовки были способны преодолевать тогдашние системы американской ПРО, кроме того, была доработана и инфраструктура, обеспечивающая пуск ракет. Разработка новой МБР призвана решить сразу несколько задач: во-первых, заменить “Воеводу”, возможности которого по преодолению современной американской противоракетной обороны (ПРО) снизились; во-вторых, решить проблему зависимости отечественной промышленности от украинских предприятий, поскольку комплекс разрабатывался в Днепропетровске; наконец, дать адекватный ответ на продолжение программы развертывания ПРО в Европе и системы “Иджис”. По ожиданиям The National Interest, ракета “Сармат” будет весить как минимум 100 тонн, а масса ее головной части может достичь 10 тонн. Это значит, продолжает издание, что ракета сможет переносить до 15 разделяющихся термоядерных головных частей. “Дальность “Сармата” будет не менее 9500 километров. Когда ее примут на вооружение, это будет самая большая ракета в мировой истории”, — отмечается в статье. По сообщениям, появившимся в прессе, головным предприятием по производству ракеты станет НПО “Энергомаш”, а двигатели будет поставлять пермский “Протон-ПМ”. Главное отличие “Сармата” от “Воеводы” – возможность выведения боеголовок на круговую орбиту, что резко снижает ограничения по дальности, при таком способе запуска атаковать территорию противника можно не по кратчайшей траектории, а по любой и с любого направления – не только через Северный полюс, но и через Южный. Кроме того, проектировщики обещают, что будет реализована идея маневрирующих боеголовок, которая позволит противостоять всем типам существующих противоракет и перспективных комплексов, использующих лазерное оружие. Зенитные ракеты “Patriot”, которые составляют основу американской ПРО, пока не могут эффективно бороться с активно маневрирующими целями, летящими на скоростях, близких к гиперзвуку. Маневрирующие боеголовки обещают стать настолько эффективным оружием, против которого пока нет равных по надежности средств противодействия, что не исключен вариант создания международного соглашения, запрещающего или значительно ограничивающего данный вид вооружений. Таким образом, вместе с ракетами морского базирования и мобильными железнодорожными комплексами “Сармат” станет дополнительным и достаточно эффективным фактором сдерживания. Если это произойдет, то усилия по размещению систем ПРО в Европе могут пропасть даром, поскольку траектория запуска ракеты такова, что неясно, куда именно будут нацелены боеголовки. Сообщается так же, что ракетные шахты будут оборудованы дополнительной защитой от близких разрывов ядерных боеприпасов, что значительно повысит надежность всей системы. Первые опытные образцы новой ракеты уже построены. Начало пусковых испытаний намечено на текущий год. Если испытания пройдут успешно, начнется серийное производство ракет «Сармат», а в 2018 году они поступят на вооружение.

Этапы полета

Различают следующие этапы полета:

  1. Фаза пуска или разгона — от 3 до 5 минут (короче с твердым двигателем, чем с жидкостным двигателем). Взлетайте с крутым углом пуска (меньшее сопротивление воздуха) после 2-х минутного отклонения в направлении полета. Высота при окончании пожара от 150 до 400 км в зависимости от траектории полета, скорость от 7 км / с (25000 км / ч) до 1-й  космической скорости .
  2. Средняя фаза полета — около 25 минут — суборбитальный полет по эллиптической орбите , апогей которой находится на высоте 1200 км. Основная полуось этого эллипса имеет длину между полным и половиной радиусом Земли ; проекция орбиты на Землю близка к большому кругу , немного сдвинута из-за вращения Земли во время полета. На этом этапе, ракета может извлечь несколько независимых боеголовки и средство ввода , такие как воздушные шары из фольги с металлическим покрытием, полы или целыми приманки .
  3. Фаза возвращения в атмосферу, старт на высоте 100 км — продолжительность 2 минуты — Удар со скоростью до 4 км / с (14 400 км / ч), с ранней межконтинентальной баллистической ракетой менее 1 км / с (3600 км / ч) .

«Р» — значит ракета

Первые советские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) — Р-7 — стяжали куда большую славу как ракеты-носители «Союз». И это не случайно. Применяемый в них окислитель — жидкий кислород — обеспечивает максимальную мощность двигателей. Но заправлять им ступени можно только непосредственно перед стартом. Подготовка ракеты к запуску занимала два часа (реально — более суток), после чего обратного пути уже не было. В течение нескольких дней ракета должна была взлететь.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ СМЕРТЬ

Первой советской МБР, в полной мере соответствующей своему назначению, стала УР-100. Её различия с предшественницами были велики: вес сократился с 200 до 40 тонн, а время предстартовой подготовки ограничивалось тремя минутами. В заправленном и полностью боеготовом состоянии она могла нести дежурство на продолжении 10 лет. Литера «У» в аббревиатуре означала «универсальная»: ракета имела сменные боеголовки и в зависимости от их массы могла рассматриваться и как межконтинентальное, и как стратегическое орудие средней дальности.

Что бы ни заявляли с высоких трибун, использовать такие МБР можно было только для спланированного превентивного удара. Ведь в случае нападения противника начинать подготовку к старту было бы уже поздно.

Поэтому в первую очередь конструкторы озаботились улучшением эксплуатационных характеристик стратегических изделий. И к середине 60-х проблема была решена. Новые ракеты «на стабильных компонентах» хранились годами, после чего приводились в готовность к пуску за считанные минуты. Это поспособствовало некоторому снижению международной напряжённости. «Стабильные» ракеты можно было применить, удостоверившись, что война уже точно началась.

В дальнейшем совершенствование шло в двух направлениях: повышалась живучесть ракет (путём помещения в шахты) и улучшалась их точность. Ранние образцы мало отличались в этом плане от Фау-2, лишь в половине случаев попадавших по такой крупной цели, как Лондон.

Правда, при использовании советской боеголовки мощностью 20 мегатонн (что эквивалентно тысяче «Хиросим») Лондону это не помогло бы. Но подобная разрушительная сила явно была избыточной. Точно так же, как в случае применения обычных зарядов: несколько относительно мелких взрывов опустошали большую территорию, чем один «эпический».

ТЯЖЁЛАЯ «АРТИЛЛЕРИЯ»

Р-36М «Днепр», она же SS-18 «Сатана». Советская тяжёлая МБР с разделяющейся головной частью индивидуального наведения. Тяжёлые ракеты имеют экономическое преимущество: доставка разом 10 боеголовок обходится намного дешевле. К тому же их грузоподъёмность позволяет принять на борт оборудование, необходимое для преодоления противоракетной обороны.

Основным направлением развития МБР в 70-80-х годах стало создание мобильных пусковых установок для лёгких ракет и оснащение тяжёлых шахтных ракет разделяющейся головной частью. У «многоплановых» ракет боеголовки после разделения не наводились на конкретные объекты, и назначением таких орудий оставалось действие по «площадным целям» (к примеру, по целым промышленным районам). Моноблочные же МБР призваны были поражать пусковые шахты, штабы и прочие «точечные объекты». Но позже боеголовки тяжёлых ракет получили индивидуальное наведение, перестав чем-либо уступать одиночным.

Испытания

Для испытаний МБР в Казахской СССР в 1995-1957 годах был построен 5-й научно-исследовательский испытательный полигон Минобороны (ныне – космодром Байконур).

Первый запуск Р-7 был произведен 15 мая 1957 года и завершился неудачей – вскоре после старта из-за негерметичности топливной магистрали загорелся один из боковых блоков первой ступени. Управляемый полет продолжался 97 секунд, затем горящий боковой блок самопроизвольно отделился, угловое отклонение превысило критическое значение, после чего произошло автоматическое отключение двигателей. Обломки ракеты упали в 300 км от старта.

Запланированный на 11 июня второй пуск не состоялся – его пришлось отменить из-за различных технических неполадок после трех неудачных попыток.

Очередной испытательный пуск состоялся 12 июля и вновь был аварийным – на 33-й секунде полета отказала система управления.

Четвертое по счету и первое успешное испытание состоялось 21 августа 1957 года. Головная часть успешно долетела до цели (полигон Кура на Камчатке), но сгорела при входе в плотные слои атмосферы. То же самое произошло и при пятом пуске 7 сентября (впервые головная часть достигла цели без разрушения и в штатном режиме при девятом испытательном запуске, 29 марта 1958 года).

Сообщение ТАСС об успешном запуске “сверхдальней, межконтинентальной, многоступенчатой баллистической ракеты” было опубликовано в СМИ 27 августа 1957 года. “Полученные результаты показывают, что имеется возможность пуска ракет в любой район земного шара. Решение проблемы создания межконтинентальных баллистических ракет позволит достигать удаленных районов, не прибегая к стратегической авиации, которая в настоящее время является уязвимой для современных средств противовоздушной обороны”, – отмечалось в тексте сообщения.

4 октября 1957 года в ходе шестого испытания ракеты Р-7 на околоземную орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли.

Летно-конструкторские испытания ракеты 8К71 завершились успешным запуском 27 ноября 1959 года.

Всего в 1957-1959 годах был проведен 31 пуск ракеты Р-7 и ее модификаций в качестве ракеты-носителя. 30 запусков состоялось в рамках летно-конструкторских испытаний, еще один – 30 июля 1959 года – при обучении ракетных расчетов РВСН.

Из 30 испытательных запусков девять были аварийными (включая второе испытание 11 июня 1957 года, когда двигатель отключился еще до старта).

Первое испытание

Первое в мире летное испытание ГПВРД было проведено нашими учеными и состоялось в последние дни существования СССР. Несмотря на очевидное лидерство США в области конструирования летательных аппаратов с ГПВРД не стоит забывать, что пальма первенства в создании действующей модели двигателя этого типа принадлежит нашей стране. В 1979 году Комиссия Президиума Совета министров СССР утвердила комплексный план научно-исследовательских работ по применению криогенного топлива для авиадвигателей. Отдельное место в этом плане было отведено и созданию ГПВРД. Основную часть работ в этой области провел ЦИАМ им. Л. И. Баранова. Летающая лаборатория для испытаний ГПВРД была создана на основе зенитной ракеты 5В28 ЗРК С-200 и получила название «Холод». Вместо боевой части в ракету встраивались емкость для жидкого водорода, системы управления и сам двигатель Э-57. Первое испытание состоялось 28 ноября 1991 г на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. В ходе испытаний максимальное время работы ГПВРД составило 77 с., была достигнута скорость 1855 м/с. В 1998 г. испытания летной лаборатории проходили по контракту c NASA.

Еще в 2003 году главный «мозговой трест» американской оборонной промышленности — агентство DARPA — в сотрудничестве с ВВС США объявил программу FALCON. Это слово, переводимое с английского как «сокол», является к тому же и аббревиатурой, расшифровывающейся как «Приложение силы при запуске из континентальной части США». Программа предусматривала разработку как разгонных ступеней, так и гиперзвукового планера в интересах Global Prompt Strike. Частью этой программы было также создание беспилотного самолета HTV-3X на гиперзвуковых прямоточных двигателях, однако финансирование впоследствии было прекращено. А вот планер, получивший обозначение Hypersonic Technology Vehicle-2 (HTV-2), был воплощен в металле и имел вид рассеченного пополам (по вертикали) конуса. В апреле 2010 и в августе 2011 года состоялись испытания планера, и оба полета принесли определенное разочарование. Во время первого пуска HTV-2 отправился в полет с помощью легкого носителя Minotaur IV с базы ВВС Ванденберг. Ему предстояло пролететь 7700 км до атолла Кваджелейн в районе Маршалловых островов в Тихом океане. Однако через девять минут связь с ним была потеряна. Сработала система автоматического прекращения полета, как полагают, в результате того, что аппарат «закувыркался». Очевидно, конструкторы на тот момент не смогли решить задачу сохранения стабильности полета при изменении положения рулящих аэродинамических поверхностей. Второй полет также прервался на девятой минуте (из 30). При этом, как сообщается, HTV-2 удалось развить вполне «баллистическую» скорость в 20 Махов. Однако уроки неудач были, по всей видимости, быстро усвоены. 17 ноября 2011 года другой аппарат под названием Advanced Hypersonic Weapon (AHW) прошел испытание успешно. AHW не был полным аналогом HTV-2 и рассчитывался на более короткую дистанцию, однако имел схожую конструкцию. Он стартовал в составе трехступенчатой разгонной системы с пусковой площадки на острове Кауаи Гавайского архипелага и достиг испытательного полигона им. Рейгана на атолле Кваджелейн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector