В чем разница между талибом, шахидом и моджахедом. простое объяснение непонятных терминов

Воины Кокандской автономии

Началом басмаческого движения можно считать восстания, прокатившиеся по Средней Азии в 1916 году. Поводом стал царский указ о призыве «инородцев», как называли жителей среднеазиатских регионов империи, на тыловые работы. До этого они вообще не подлежали призыву, но нехватка людей в армии заставила царское правительство пересмотреть эту практику. Привыкшие к тому, что солдатчина им не грозит ни в каком виде, жители Средней Азии усмотрели в новом порядке покушение на их традиционные свободы и права и взялись за ружья.

Эти отряды стали одной из главных вооруженных сил, поддержавших установление в конце 1917 года так называемой Кокандской автономии. Одним из ее первых внешнеполитических шагов стало провозглашение независимости Туркестана. Со стороны советской власти было большой ошибкой допустить подобное развитие событий: идея национальной независимости привлекла на сторону Кокандской автономии многих жителей Средней Азии. Когда 22 февраля 1918 года автономия была ликвидирована, разгромленные отряды ее сторонников начали действовать самостоятельно, опираясь на поддержку местного населения.

Именно эти банды и можно считать первыми басмаческими формированиями. Убеждая дехкан в том, что именно эти отряды будут отстаивать их независимость и свободу, басмачи быстро переключились с идеи свободного Туркестана на идею свободного мусульманского Туркестана. Увы, доказательством их заявлениям служили в первую очередь неверные шаги новой советской власти. Ее представители, особенно присланные из европейской части России, категорически настаивали на том, что в новых органах самоуправления не должно быть представителей мусульманского духовенства, а хорошо бы и мусульман вообще.

Такие действия не могли не привести к всплеску вооруженного сопротивления новой власти. На этой волне и поднялись лидеры басмаческого движения, охота за которыми позднее стала одной из важнейших задач органов государственной безопасности Средней Азии и соединений Красной армии. Успешно решить ее удалось лишь после того, как советские руководители среднеазиатских республик начали пересматривать прежние подходы к управлению регионом, на что ушло почти четыре года.

Животные в помощь

Для транспортировки из Пакистана оружия, боеприпасов и снаряжения душманы использовали верблюдов. Сопровождала караваны специальная кавалерия. Передвигались они преимущественно ночью, чтобы ускользнуть от застав правительственных сил. Атаковать такие колонны было непросто.

Как только передовой отряд всадников замечал противника, душманы сгоняли копытных в кучу, создавая тем самым мощный оборонительный заслон. «Пулемет их не брал – на каждом верблюде по полтонны тюков», – признавался один из советских афганцев. Позднее наши военные силами отрядов специального назначения начали успешно использовать тактику засад на пути следования караванов.

Моджахед

А вот с моджахедами в том же самом Афганистане более 9 лет воевал СССР. В нашем списке это слово, пожалуй, имеет самое большое количество синонимов:

  • Моджахед
  • Джихаддист
  • Муджахедин
  • Душман
  • Басмач и т.д.

Все эти слова обозначают примерно одно и то же, просто с разными оттенками: Мусульманин, участвующий в священной войне за Ислам.

Такая религиозная война у мусульман называется «Джихад» (отсюда и слово «джихаддист»).

Чтобы было понятнее, можно сказать, что христианские Крестовые походы – это примерно то же самое, что и джихад. Соответственно, моджахед – это «крестоносец». Конечно, очень грубое сравнение, но некая аналогия прослеживается.

Вообще, моджахеду не обязательно участвовать в войне при помощи автомата или танка.

Моджахедом может быть женщина, которая рожает воинов для Джихада. Мулла, который читает молитвы. Крестьянин, который кормит солдат. Учитель, врач, рабочий – кто угодно, кто помогает войне.

Есть даже такой вид моджахедов, как «секс-джихаддистки» (Джиха́д ан-ника́х). Это девушки, которые едут на войну, чтобы сексуально удовлетворять моджахедов. Это я сейчас не шучу, такое явление действительно присутствовало (в том же ИГИЛе).

Таких моджахедок называют «невестами джихада». Многие религиозные деятели критикуют подобное поведение, однако у самих боевиков есть формальное оправдание: они называют его «жена на день». То есть это, с их точки зрения, не блуд, а самые настоящие священные узы (просто не на всю жизнь, а на несколько часов).

Карикатура на Невест джихада

Представитель Талибана

Как представитель талибов, Муджахид передает послание группы афганским и международным СМИ. Он отвечал за подтверждение или опровержение причастности группы к атакам по всему Афганистану. Он также разместил в своем аккаунте в Твиттере видеоролики, показывающие деятельность Талибана на протяжении всего конфликта.

2017 – настоящее время

21 апреля 2017 года Муджахид взял на себя ответственность Талибана за нападение на военную базу, в результате которого погибло более 140 солдат. 21 января 2019 года Муджахид взял на себя ответственность Талибана за нападение на учебный центр Национального управления безопасности (НУБ), в результате которого погибло более 100 сотрудников службы безопасности. 29 ноября 2020 года Муджахид взял на себя ответственность за нападение на военную базу в Афганистане, в результате которого погибли 30 сотрудников службы безопасности.

17 июля 2021 года Муджахид извинился за смерть журналиста Reuters датского Сиддики , который был убит в столкновении между афганскими силами и талибами. Муджахид заявил, что талибы не знали, как погиб Сиддики, и попросил журналистов проинформировать талибов перед входом в зону боевых действий, чтобы группа могла «должным образом позаботиться об этом конкретном человеке».

Муджахид впервые появился на публике 17 августа 2021 года на первой пресс-конференции талибов вместе с Абдул Кахаром Балхи в Кабуле , Афганистан, где он ответил на вопросы местных и международных СМИ. Он свободно говорит на персидском языке пушту и дари .

Оспариваемая личность до 2021 года

По состоянию на 2011 год американские военные утверждали, что Муджахид был не отдельным человеком, а личностью с этим именем, которую использовали несколько представителей Талибана. Однако некоторые журналисты заявили, что узнали его голос и что они общались с одним и тем же человеком в течение нескольких лет.

В начале 2009 года репортер CNN Ник Робертсон взял интервью у человека, называющего себя муджахидом, спиной к телекамеру . Робертсон описал мужчину примерно 30 лет, бородатым и ростом чуть более 6 футов (1,8 м). После того, как в мае 2009 года транслировалось интервью CNN, Забиулла Муджахид, с которым журналисты разговаривали по мобильному телефону, заявил, что интервьюируемый был самозванцем. Один аналитик разведки сказал, что человек, опрошенный CNN, был одним из нескольких лиц, использовавших эту личность, но от него отказались, потому что его начальство было недовольно интервью. Аналитик сказал: «Забиулла Муджахид не может быть одним человеком … Ни один человек не сможет ответить на столько звонков из СМИ».

Однако Муджахид появился публично и показал свое лицо 17 августа 2021 года, через два дня после падения Кабула.

В интервью Express Tribune, опубликованном 12 сентября 2021 года, Муджахид заявляет, что «Они раньше думали, что меня не существует». Затем он говорит: «Я так много раз убегал от их набегов и попыток схватить меня, что они всерьез посчитали, что« Забиулла »был выдуманной фигурой, а не настоящим человеком, который существует»., Имея в виду его уклонение от захвата.

После атак 11 сентября

Группа снова привлекла внимание США после терактов 11 сентября 2001 года , в результате которых президент Джордж Буш запретил группу, на этот раз под прозвищем Харкат-уль-Муджахеды, 25 сентября 2001 года.

Многолетний лидер группы Фазлур Рехман Халил в середине февраля 2000 года ушел с поста эмира ХУМ , передав бразды правления популярному кашмирскому командиру и его заместителю Фаруку Кашмири. Халил занял пост генерального секретаря HUM.

Считается, что у HUM есть несколько тысяч вооруженных сторонников, находящихся в пакистанском Кашмире, а также в южных регионах Индии, Кашмире и Дода. Он использует легкие и тяжелые пулеметы, штурмовые винтовки, минометы, взрывчатку и ракеты. HUM потерял часть своих членов из-за перехода на сторону Джаиш-и-Мохаммеда.

Группа базируется в Музаффарабаде , Равалпинди и нескольких других городах Пакистана и Афганистана, но ее члены ведут повстанческую и террористическую деятельность в основном в Кашмире.

Нынешний лидер группировки Фазлур Рехман Халил открыто проживает в пригороде Исламабада Голра Шариф . Он отрицал какие-либо контакты с Усамой бен Ладеном.

Как сообщает The New York Times , изъятые мобильные телефоны Усамы бен Ладена свидетельствуют о продолжающихся контактах Харкат-уль-Муджахидина с Усамой бен Ладеном, его базами и боевиками, которые использовались совместно с Талибаном на протяжении многих лет после войны в Афганистане .

Почему к талибам плохо относились в плену

Талибы Афганистан В плену с моджахедами, мягко сказать, обращение было отнюдь не мягким. Оно и понятно, ведь афганцы-боевики не церемонились с советскими солдатами. Вместо “гуманных” камер содержания — душные ямы, голод и пытки. Те, кто успел там побывать, рассказывали о жесточайших побоях за неповиновение. Пленным советским бойцам запрещалось даже говорить. При попытке побега, естественно, следовал расстрел.

В самом начале Афганской войны, официальная статистика не регистрировала никакой жестокости по отношению к пленным боевикам. Причиной всех зверств по отношению к душманам стала жестокость, с которой они относились к пленным советским солдатам. После восстания в лагере для военнопленных, Бадабере, где побег закончился провалом, отношение к плененным афганцам изменилось лишь в худшую сторону. Военнослужащие СССР превратили жизнь душманов в сущий ад, таким образом мстили за погибших сослуживцев.

Оборудование

Различное вооружение моджахедов захвачено Советской армией

Большинство оружия моджахедов было советского образца; в основном это те, которые были поставлены их спонсорами, и меньшее количество, захваченное у советских или афганских военных. В 1981 году стало известно, что сопротивление использовало безоткатные ружья (китайские 83 мм, Blo, 70 мм). Также использовались советские 82-мм минометы , британские минометы и китайские минометы Type 63 . Двухствольные Type 58 китайской постройки были замечены в меньшем количестве. Винтовки Ли-Энфилда , АКМ египетского производства и СКС китайского производства также использовались ими.

Начиная с 1985 года, они стали получать тяжелое оборудование, такое как базуки и крупнокалиберные пулеметы, а также лучшее снаряжение для холодных зим, такое как снегоступы и лыжные палатки. Собранные средства или помощь со стороны США, Китая и Саудовской Аравии способствовали укреплению движения моджахедов к 1987 году.

Переносная ракета класса «земля -воздух» » Стингер » была впервые использована моджахедами в сентябре 1986 года и, по мнению некоторых, стала поворотным моментом в войне. Некоторые военные аналитики считали, что это «изменит правила игры», и для его описания был придуман термин «эффект Стингера». Однако эти статистические данные основаны на самоотчетах моджахедов, надежность которых неизвестна. Однако один российский генерал заявил, что Соединенные Штаты «сильно преувеличили» потери советской и афганской авиации во время войны.

Моджахеды в специальных лагерях и тюрьмах

Пленных предпочитали не брать, как со стороны афганских боевиков, так и со стороны советских солдат. И если такое случалось, то содержание пленника в некоторой степени зависело от его статуса, или звания. Большинство моджахедов содержали в обыкновенных тюрьмах, где допросы с пристрастиями были нередки. Но не везде было так страшно для пленных афганцев.

Если пленник-моджахед действительно был полезен, его помещали в специальный лагерь для содержания. Не применяли к ним физических пыток и наказаний, так как те были нужны для обмена пленными. Это было более-менее гуманное содержание. Войны не бывает без насилия, и трагические события во время Афганской войны это доказали, согласны?

Без инклюзива

Забихулла Муджахид 7 сентября также уточнил, что объявленный состав кабмина — временный. В следующем, постоянном правительстве талибы постараются представить все слои афганского общества. В нынешнем же посты достались лишь представителям талибов.

Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров говорил, что новое афганское правительство должно «отражать весь спектр афганского общества» — как талибов, так и различные этнические группировки, то есть не только пуштунов, но и хазарейцев, узбеков, таджиков. В этом смысле назвать новый кабинет министров инклюзивным нельзя, считают эксперты.

— Я видел в списке только двух представителей другого этноса, но они в любом случае члены движения «Талибан». Поэтому вряд ли можно говорить об инклюзивности, как о ней заявляет международное сообщество, — сказал «Известиям» директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар. — В список вошли в основном религиозные деятели. Много вопросов вызывает то, что в правительстве доминирует клан Хаккани: один из его представителей до сих пор находится в розыске. И этот вопрос встанет перед странами, когда они будут решать, признавать ли новую администрацию.

Среди членов кабмина выделяется Кари Фасихуддин, этнический таджик из северной провинции Бадахшан. Его назначили начальником штаба армии. По мнению афганского журналиста Абубакара Сиддики, это назначение может быть наградой Фасихуддину за его роль в захвате северного Афганистана и Панджшера.

Прокатный Афганистан:

Фото: REUTERS/West Asia News Agency

При этом до сих пор нет ясности о форме правления: если это будет тот же вариант, что и в 1990-е годы во времена Исламского эмирата Афганистан (частично признанное государство под контролем талибов), то наиболее важную роль будет играть Верховный совет

И здесь стоит обратить внимание на то, кто войдет в этот орган, подчеркнул эксперт

Вызывает вопрос и временность нынешнего состава правительства. Сколько он просуществует, непонятно.

— На мой взгляд, это хитрость со стороны талибов. Если такой состав «прокатит», то речь будет идти о минимальных изменениях, — считает Омар Нессар. — Могу сказать, что в этом составе люди, которые считались представителями мирного крыла, не доминируют.

Специалист по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов заявил «Известиям», что инклюзивность своего правительства талибы докажут тем, что возьмут на должности заместителей министров представителей национальных и религиозных меньшинств.

При этом эксперт не исключил, что в случае некоторой негативной реакции со стороны международного сообщества новые власти в Кабуле могут передать какую-то министерскую должность представителю другой этнической общины, но в целом политическое представительство правительства и главные лица в большинстве ведомств будут пуштунами.

— Обычно под инклюзивностью подразумевается состав, который представляет всё разнообразие общества. В демократических странах полная инклюзивность не нужна, потому что тот, кто выиграл выборы, имеет право на власть. Поскольку талибы ничего о выборах не говорят, возникает вопрос, как будут представлены группы с иными взглядами, — сказал «Известиям» Иван Сафранчук.

По его оценке, у нового руководства страны своя интерпретация инклюзивности: они готовы работать для всего общества, но это не значит, что они готовы к разнообразию в правительстве. Особенно на фоне развернувшихся в Афганистане протестов: 7 сентября на фоне сообщений о взятии последнего оплота сопротивления в Панджшере в Кабуле начались стихийные демонстрации, в которых есть пострадавшие.

Постсоветско-афганская война

«Харкат-уль-моджахеды» изначально была сформирована как отколовшаяся группа «Харкат-уль-Джихад аль-Ислами» в 1985 году. В 1989 году, в конце советско-афганской войны , группа вошла в политику Кашмира с помощью боевиков под руководством Саджада. Афгани и Музаффар Ахмад Баба псевдоним Мухтар. В 1993 году группа объединилась с Харкат-уль-Джехад-аль-Ислами и образовала Харкат-уль-Ансар .

Сразу после слияния Индия арестовала трех высокопоставленных членов: Насруллу Мансура Лангаряла , главу бывшего Харкат-уль-моджахедов в ноябре 1993 года; Маулана Масуд Азхар, генеральный секретарь в феврале 1994 года, и Саджад Афгани (Саджад Саджид) в том же месяце в Сринагаре . Музаффар Ахмад Баба был убит в столкновении с ЧФ в Пандан Новхатте в январе 1994 года.

В ответ группа осуществила несколько похищений в попытке освободить своих лидеров, но все они потерпели неудачу. Он был связан с кашмирской группировкой аль-Фаран, которая похитила пятерых западных туристов в Кашмире в июле 1995 года; один, Ханс Христиан Остро , был убит в августе 1995 года, а четверо других, как сообщается, были убиты в декабре того же года.

В 1997 году Соединенные Штаты назвали Харкат-уль-Ансар террористической организацией, в ответ она переименовала себя в Харкат-уль-Муджахидин.

В 1999 году Саджад был убит во время побега из тюрьмы, что привело к захвату группой рейса 814 Indian Airlines в декабре, что привело к освобождению правительством Индии Мауланы Масуда Азхара , Ахмеда Омара Саида Шейха и Муштака Ахмеда Заргара . Однако Азхар не вернулся в ХУМ, предпочтя вместо этого сформировать в начале 2000 года Jaish-e-Mohammed (JEM), конкурирующую группу боевиков, выражающую более радикальную линию, чем HUM.

Первые дни

Первым крупным ударом организации считается убийство 21 мая 1990 года Маулви Фарука Шаха , тогдашнего Мирваиза из Кашмира и председателя Комитета действий Всех Джамму и Кашмир Авами, коалиции разрозненных политических партий в Джамму и Кашмире 21. в ходе последовавших столкновений погибли люди. Группа постепенно стремилась к усилению контроля над социально-экономической сферой Кашмира и в июне 1990 года попросила фермеров воздержаться от экспорта своей продукции через «индуистских посредников», чтобы разорвать связь между «местным богатым классом» и их коллегами в Индийский штат.

27 октября 1990 года организация приняла резолюцию в поддержку слияния Джамму и Кашмира с Пакистаном.

Группа выросла, и к февралю 1991 года в провинции Джамму были созданы подразделения. В разных местах также были созданы подразделения полевой разведки. Кадры были широко мобилизованы во имя ислама. Создание Высшего консультативного совета, за которым последовало студенческое крыло, произошло весной 1991 года. Последнее, хотя и стало отдельной организацией, в июне 1991 года под руководством Насир-уль- Ислам после того, как организовал похищение высокопоставленного чиновника. После слияния в 1991 году с «Тахрик-и-Джихад-и-Ислами» (TJI), которую поддерживал «Джамат», «Хизб-уль-моджахеды» приобрели значительную военную мощь, и ее численность достигла примерно 10 000 бойцов.

К концу марта 1991 года «Хизбул Муджахеды» потребовали, чтобы местные власти предоставили список всех свидетельств о постоянном проживании и чтобы все нерезиденты покинули государство в течение одного месяца.

[править] Источники

  1. ↑ Бывшая девушка брестского «Моджахеда» рассказала о нём «Вечёрке»
  2. «ИГИЛ несет свет и радость»
  3. ↑ История добровольца из Беларуси: «Мне было больно, когда Крым „оторвали“ от Украины»
  4. ↑ Как неонацист из Бреста объявил джихад России и отправился воевать в Украину
  5. ↑ Футбольний фанат, репер, боєць-доброволець, ісламіст — чотири життя «торнадівця» «Моджахеда»
  6. ↑ Украинского моджахеда ждут в Петербурге
  7. Матиос: Под Киевом задержан боец роты «Торнадо» Моджахед, подозреваемый в пытках и изнасиловании
  8. Фотография удостоверения, выложенная в фейсбуке Матиоса
  9. Військова прокуратура повідомила про затримання «найнебезпечнішого» бійця роти «Торнадо»
  10. «Нравится прокуроров обижать? Тогда получай!», — в суді побили бійців «Торнадо»
  11. «Я выйду и буду насиловать твой труп…» Садисты из украинского добровольческого батальона «Торнадо» снискали снисхождение украинской Фемиды

Роль женщин

Женщины также играли роль в афганских моджахедах, часто путешествуя с ними, чтобы готовить еду или стирать одежду, но также принимали участие в контрабанде оружия. Было много сочувствующих женщин, которые поощряли своих мужей, сыновей или других членов семьи мужского пола принять участие в войне против захватчиков. Однако женщины в Афганистане были разделены между двумя сторонами, многие из которых также поддерживали Демократическую республику, где они пользовались социальными привилегиями. Женщины-беженцы также сочиняли и читали ландаи (традиционные афганские стихи) о войне.

Зарегистрирована одна женщина-военачальник моджахедов, Биби Айеша (по прозвищу Кафтар , что означает «голубь»), которая действовала в провинции Баглан .

Сферы деятельности

Районы, где действовали различные силы моджахедов по состоянию на 1985 г.

К маю 1980 года моджахеды контролировали практически весь сельский Афганистан, и эти регионы были очищены от халкистов и паршамитов . За исключением частей севера около советской границы (под командованием Абдул Рашида Дустума ), наряду с несколькими городами, повстанцы моджахедов контролировали большую часть страны по состоянию на 1987 год.

По состоянию на 1985 год Джамиат-и Ислами владели большей частью территории, простирающейся от Герата на западе через север до Бадахшана на северо-востоке. Харакат-и Инкилаб также занимал большую территорию в южных провинциях, простираясь от Нимроза до Логара . Хизб-и Ислами Халис располагала оплотом вокруг Нангархара и Пактии , в то время как Хизб-и Ислами Гулбуддин владела многими участками территории по всей стране. Махаз-и-Милли занимали видное место в Лойя Пактии, но также имели территорию в других частях страны.

Идеология и стратегия aфганских душманов (моджахедов)

  • Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии душманов была декларация основного принципа: «Долг каждого афганца — защищать от неверных свою Родину — Афганистан и свою веру — священный ислам».
  • Объединение под знаменем священного ислама всех правоверных мусульман: «…Во имя Аллаха, долгом каждого благоверного мусульманина является священная война — Джихад, для этого ему надлежит идти и убивать неверных, только тогда его душа сможет войти во врата рая».
  • Духовные и политические лидеры душманов уделяли особое значение ведению политической пропаганды и агитации в рядах вооружённых отрядов и среди местного населения. Политическими партиями моджахедов и зарубежными спонсорами на эти цели тратились значительные средства.
  • В пропагандистской борьбе за поддержку местного населения душманами была одержана безоговорочная победа.
  • Моджахеды в рамках решения ближайших боевых задач действовали в составе различных по масштабу групп: небольших мобильных отрядов, значительных по численности группировок и крупных формирований.
  • Иногда различные по численности, боеспособности, оснащённости и степени организации вооружённые формирования, помимо главной цели — изгнания «шурави» и свержения действующей власти, преследовали свои частные и финансовые интересы.
  • Часто внутренние противоречия между политическими партиями, их лидерами и главарями (полевыми командирами), связанные с разделом сфер влияния и преимуществом в распределении зарубежной спонсорской помощи, приводили к вооружённым столкновениям между самими душманами.
  • Однако, несмотря на различные противоречия, связанные общей целью моджахеды были способны оперативно мобилизовать значительные силы и средства, организуя единое взаимодействие формирований для ведения масштабных боевых действий на широком фронте, как единое военизированное объединение.
  • Каждый год численность членов вооруженных формирований душманов, начиная с конца 1979 года — момента ввода ОКСВА, росла в геометрической прогрессии. К моменту вывода ОКСВА в 1989 году она превышала 250 тысяч человек.
  • На всем протяжении войны 1979—1989 годов в правительственных кругах, в рядах командования армии, МГБ, МВД ДРА, среди местного населения моджахеды имели широко разветвлённую и хорошо организованную разведывательную сеть.
  • Отряды душманов создавались по географическому, партийному, национальному, конфессиональному, родо-племенному признакам, их действия координировались и управлялись авторитетным командованием местных полевых командиров и местных лидеров, что позволяло действовать слаженно и результативно.
  • Целью ведения вооружённой борьбы моджахедов с ОКСВА, государственной властью и вооружёнными силами ДРА являлся вывод советских войск и свержение просоветского правительственного режима в Афганистане .


Моджахеды (душманы) переходят афгано-пакистанскую границу, 1985 год.

Кто такие моджахеды?

Это нерегулярные вооруженные формирования, целью которых является борьба за веру. Они имеют радикальную направленность. То есть для решения своих задач они применяют холодное и огнестрельное оружие. С начала своего существования, а они сформировались в конце 70-х годов, моджахеды считались повстанцами, которые воюют против вторжения врагов-иноверцев на территорию их стран. Самой многочисленной группой является афганская.

Собираются формирования из местных мужчин, которые не задействованы в регулярной армии. Естественно, армия моджахедов требует постоянного и немалого финансирования, поэтому они часто заинтересованы в переделе власти и сфер влияния. Кроме афганских существуют еще сирийские и чеченские формирования.

География[править | править код]

Президент США Рональд Рейган встречается с делегацией афганских моджахедов в Белом доме (1983 г.).

Моджахеды разных стран и времён отличаются своей спецификой. В историографии выделяются боснийские моджахеды, чеченские моджахеды, афганские и прочие. В Алжире муджахидами называли борцов за независимость во время национально-освободительной войны 1954—1962 годов.

В 1905 году в Иране было создано нелегальное революционно-демократическое общество муджахидов. Оно играло активную роль в Иранской революции 1905—1911 годов, особенно в Тебризском восстании (1908—1909 гг.) и революционном перевороте в Реште в 1909 году. Организации муджахидов состояли в основном из представителей мелкой буржуазии, рабочих и крестьян. Они были связаны с большевиками Закавказья через социал-демократическую группу «Гуммет». Принятая в 1907 году программа требовала буржуазно-демократических свобод, конфискации шахских и выкупа ханских земель и раздела их между крестьянами, отмены налогов с неимущих, 8-часового рабочего дня и т. д. Основной вооруженной силой революции были созданные муджахидами «федаи». Организации муджахидов были разогнаны в 1911 во время подавления революции.

После войны

Ход продолжающейся гражданской войны 1992-2001 гг.

После вывода советских войск большинство афганских моджахедов продолжали борьбу против правительства Мохаммада Наджибуллы , которое продолжало получать финансирование из Москвы, в то время как моджахеды также продолжали получать финансирование из Вашингтона и Исламабада. После краха правительства Наджибуллы группировки моджахедов (кроме Хезб-Ислами Гулбуддина ) подписали соглашение о разделении власти ( Пешаварское соглашение ) и захватили Кабул 28 апреля 1992 года, отмечая свой «День Победы». Однако разногласия между различными фракциями все еще существовали, и это стало катализатором, который привел к новой гражданской войне между новым правительством и восставшими против него фракциями моджахедов. Это означало, что после 1992 года различные фракции моджахедов, включая шиитскую « Хезб-и Вахдат», продолжали существовать как ополченцы, а не просто политические партии, причем многие боевики были лояльны конкретным лидерам.

Отношения с талибами

Талибан является пуританским движение , которое было образовано в 1994 году, спустя пять лет после окончания советско-афганской войны и в разгар анархии в Афганистане. Поддерживаемый Пакистаном и набранный из религиозных студентов из медресе по другую сторону границы, он выиграл очень эффективную военную кампанию против бывших фракций моджахедов в гражданской войне, получив контроль и основав Исламский Эмират в 1996 году. Советско-афганская война за фракции моджахедов Хезб-и Ислами Халис или Харакат-и Инкилаб-и Ислами.

Лидеры-ветераны моджахедов, воевавшие против Советского Союза, разделились во мнениях относительно Талибана. Юнус Халис был решительным сторонником Талибана, и Наби Мохаммади также поддерживал их, даже распустив при этом свою собственную организацию. Однако Раббани и Сайяф были против Талибана и сформировали новую объединенную оппозиционную силу под названием Северный Альянс , в которую также вошли Абдул Кадир (командир, дезертировавший из фракции Халиса), видные шиитские лидеры, такие как Мухаммад Мохакик , и бывший командир ДРА. Абдул Рашид Дустум . Эта группа получила поддержку после вторжения Соединенных Штатов в Афганистан в 2001 году, которое успешно вытеснило талибов и привело к возвышению Хамида Карзая .

Талиб

Вот если бы кто-то составлял сканворд, то слово «Талиб» он бы зашифровал так:

Действительно, талиб – это участник движения Талибан (запрещенной в России организации), т.е. исламистского движения, возникшего в Афганистане в 1994 году.

Талибы были настолько успешны, что в 1996 году им удалось взять верховную власть в стране и продержать ее до самого прихода армии США.
Именно с исламистами Талибана и воевали американцы.

Распространение талибана летом 2020 года. Инфографика RIAFAN.RU

Вообще же, исламистских движений, кроме Талибана, насчитываются десятки по всему миру. Вот только самые известные из них:

  • ХАМАС – в Палестине
  • ИГИЛ – в Ираке и Сирии
  • Братья-мусульмане в Египте
  • Аль-Каида – во всем мире
  • Хезболла – в Ливане
  • Национальный конгресс в Судане
  • Партия исламского возрождения в Таджикистане
  • И многие другие

Да, большинство указанных выше организация запрещены в России и по всему миру (например, Аль-Каида долго время считалась террористической организацией №1).

Но вместе с тем хочется отметить, что исламизм и терроризм – это, все-таки, не синонимы. Да, часто исламисты прибегают к терроризму, но это не является их обязательным качеством.

Шахид

Это слово чаще всего употребляется в значении «пояс шахида», вследствие чего возникает ошибочное мнение, что шахид – это просто террорист.

На самом же деле, шахид – это мусульманин, который жертвует собой ради веры, родины, чести или семьи. То есть на наш манер шахидом можно назвать даже Пушкина, т.к. он погиб за честь, или Зою Космдемьянскую, т.к. она погибла за родину.

Вообще, в христианской понимании, шахид – это «мученик». Весь контекст испортили именно исламские террористы, которые приравняли себя к мученикам. Хотя многие священнослужители не считают террористов-смертников – шахидами. Истинное значение этого слова более положительное.

Как объявляется джихад и правила ведения войны в исламе

Естественно, что не каждый мусульманин может объявить джихад и пойти на войну. Такое решение принимается уважаемыми богословами, которые должны детально разобраться в ситуации и только потом высказать свою волю. Решение должно быть принято консенсусом.

В случае агрессии джихад объявляется по умолчанию, и участвовать в нем должен каждый мусульманин.

Кстати, в Коране даны четкие правила ведения боевых действий, они во многом противоречат тому, что сегодня террористы делают в Сирии и Афганистане. Исламское право, которое основано на Коране, излагает правила, обязательные для мусульман во время военного джихада.

В них запрещается убийство и наказание мирных граждан, особенно женщин, стариков, детей и священников. Также в этих правилах говориться о соблюдении соглашений и договоров с неприятелем и стремлении к скорейшему прекращению конфликтов.

Что такое джихад?

На самом деле, все немного сложнее. Ислам – очень сложная и многогранная религия, которая имеет множество течений и школ. В Коране джихад – это одно из основных понятий, которое означает не столько войну против носителей другой религии, сколько проявление усердия в защите ислама и утверждения его в мире. Джихад не следует отождествлять с агрессией и насилием.

Любое распространение (мирное) идей ислама среди людей – это также джихад, а человек, который совершает его – моджахед. Согласно Корану, каждый правоверный мусульманин не должен жалеть сил и материальных средств на подобные цели.

Если говорить еще шире, то джихад – это постоянная борьба, которую каждый мусульманин должен вести против собственных страстей и пороков. Или, если хотите, против дьявола, который ежесекундно искушает человека. Любой правильный и благородный поступок – это тоже своего рода джихад. Если вы увидели, что у человека из кармана выпали сто долларов и вернули ему их, то, значит, вы преодолели искушение и победили.

Кстати, если проанализировать все значения слова джихад в Коране, то становится понятно, что оно в подавляющем большинстве случаев не несет призывов к насилию. Часть из них подразумевают борьбу за Бога (веру) в духовном смысле, чаще всего джихад – это защита своей земли или имущества, и только несколько раз это понятие связано с борьбой против представителей других религий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector