Международный валютный фонд / мвф

Международный валютный фонд: обзор

На начальном этапе МВФ отвечал только за надзор за привязанными обменными курсами, что являлосьчастью бреттон-вудской схемы резервной валюты доллар-золото.

В последующие десятилетия масштабы и влияние МВФ росли, особенно после краха Бреттон-Вудской системы в 1970-х годах.  ТеперьМВФ предоставляет займы, чтобы помочь странам-членам решить предполагаемые проблемы платежного баланса и преодолеть кризисы. Наиболее известным примером являетсяспасение греческого правительства в 2011 году

По состоянию на 2020 год в МВФ насчитывается 189 стран-членов.Каждая страна-член публично принимает и поддерживает цель глобальной экономической стабильности и, теоретически, подчинение какой-либо суверенной власти для поддержки этой цели.МВФ финансируется в основном за счет так называемых «квотных взносов» его членов.Каждой стране-члену МВФ назначается годовая квота, основанная на размере ее экономики, когда она присоединяется к МВФ.МВФ также имеет значительныезапасы золота, которые он может продать, и имеет право занимать до суммы, приблизительно равной его годовым квотам.

Сторонники МВФ заявляют, что он является необходимым кредитором последней инстанции в кризисных регионах и может навязывать необходимые или трудные реформы отсталым экономикам.Критики противостоят тому, что МВФ заменяет национальную автономию, чаще всего обостряет экономические проблемы и служит инструментом только для самых богатых стран.7

Экономисты также часто критикуют МВФ за создание морального риска в национальном масштабе.

Как и зачем был создан Международный валютный фонд

Международный валютный фонд был создан практически сразу после Второй мировой войны в 1945 году. История фонда тесно связана с Организацией Объединенных наций (ООН). При этом МВФ независим от ООН, хоть эти организации и связаны специальным договором о сотрудничестве. Соответственно, обе организации являются самостоятельными и независимыми – как отдельные единицы.

Решение о создании МВФ было принято на Бреттен-Вудской конференции ООН, на которой были пересмотрены принципы функционирования мировой валютной системы. Кроме прочего, была установлена твердая цена золота в долларах, который стал базовой валютой.

На этой же конференции впервые возникла идея создания еще одной важной организации – Международного банка реконструкции и развития. В конце 1945 года соглашение о создании Международного валютного фонда было подписано представителями 29 стран

Данное соглашение положило начало для создания МВФ, однако же, полноценно он начал свою деятельность лишь 1 марта 1947 года. Официальной же датой создания Международного валютного фонда принято считать 27 декабря 1945 года

В конце 1945 года соглашение о создании Международного валютного фонда было подписано представителями 29 стран. Данное соглашение положило начало для создания МВФ, однако же, полноценно он начал свою деятельность лишь 1 марта 1947 года. Официальной же датой создания Международного валютного фонда принято считать 27 декабря 1945 года.

Первой страной социалистического лагеря, которая вступила в Международный валютный фонд, стала Румыния, вступившая в МВФ в 1973 году. Но уже в середине 80 годов долг Румынии вырос до 22 миллиардов долларов. А первым государством, получившим кредит от МВФ, стала Франция. Страна получила деньги с целевым предназначением – на восстановление экономики после Второй мировой войны. Данный кредит был выдан МВФ Франции уже в 1947 году.

Вскоре примеру Франции последовали и другие европейские страны. В результате основным средством накопления европейцев стал «сильный» доллар, а собственные «слабые» валюты обесценивались.

Инфляция и рост цен стали главными проблемами европейских государств. Тогда Европа решила бороться с этим путем укрепления собственных валют. Таким образом, денежные реформы были проведены в нескольких странах Европы (Бельгия, Австрия, Франция, Голландия, Дания, Норвегия, Финляндия).

Аргументы за и против политики МВФ

Процент по кредиту хоть и невелик (от 0,5%) но заем далеко не всегда прямо и явно способствует развитию экономики, из-за жесткости выдвигаемых условий. В связи с проводимой политикой выдачи кредитов и абсолютным правом голоса США (благодаря своей квоте, американцы могут бойкотировать любое решение) деятельность МВФ часто приводила к неоднозначным последствиям. Многие критики фонда связывают расширение мировых экономических связей, свободного передвижения капитала с усилением влияния транснациональных корпораций. Другие считают, что кредиты МВФ ведут к ухудшению социального положения населения, вплоть до его обнищания.

Их оппоненты заявляют, что стране, находящейся в трудном, а порой и в безвыходном положении, просто негде взять деньги, кроме как в МВФ. Имея «мусорный» рейтинг, падающий курс валюты, такое государство не может рассчитывать на коммерческие кредиты банков или других стран. Суверенные облигации не пользуются спросом у инвесторов, а купон по ним достигает неприемлемых величин: до 25%. В конце концов, не МВФ довел страну до такого состояния. Что касается жестких условий кредита, то защитники позиции МВФ говорят об их необходимости. Если страна не сократит свои неэффективные расходы, то она не сможет расплатиться по обязательствам. Тогда рейтинг страны будет понижен до уровня D (дефолт), и выбраться из этого состояния станет уже совсем сложно.

МВФ и Мексика

В результате обвала цен на нефть в 80-х годах ХХ века экономика Мексики сильно пошатнулась. Бывший лидер среди стран Латинской Америки по экономическим показателям, Мексика была вынуждена кредитоваться у МВФ. Страна получила крупную сумму на грандиозные проекты, осуществиться которым так и не было суждено. В результате на обслуживание долга у Мексики не нашлось денег, и государство объявили банкротом.

Экономику страны взял под контроль МВФ, и в результате были отменены все меры защиты внутреннего рынка и местных производителей. Из страны начал уходить капитал, разбушевалась инфляция, бедность росла галопирующими темпами. Для выделения новых кредитов со стороны МВФ выдвигались трудновыполнимые условия. Кроме того, в самой Мексике действовали коррумпированные лоббисты, продвигавшие интересы определенных лиц и корпораций.

МВФ и Аргентина

Похожим образом складывалась ситуация с экономикой Аргентины. В результате экономического кризиса внешний долг одного из крупнейших государств Латинской Америки превысил $140 млрд. Это уже приводило к заморозке банковских вкладов населения и решению гасить задолженность за счет средств пенсионного фонда.

Сложные обстоятельства вынудили бывшего министра экономики Доминго Кавалло обратиться к МВФ за помощью. Он получил кроме кредита еще и рецепт выхода страны из затяжного кризиса. Суть рецепта заключалась в притоке зарубежного капитала на сумму $40 млрд, которые являлись средствами американских корпораций. В результате 28% аргентинской экономики было поглощено этими компаниями, работающими на льготных условиях.

Противники реформ говорят, что в итоге реализации политики МВФ Аргентина больше потеряла, чем приобрела. $40 млрд, инвестированных в страну, способствовали беспрепятственному выводу из нее $280 млрд. Сторонники жестких монетарных мер возражают: цифры притока/оттока зарубежного капитала нельзя считать столь примитивным образом. Их аргумент также состоит в том, что без кредита МВФ Аргентину ждал бы полный дефолт. К тому же, иностранные инвесторы способствовали приходу в государство не только денег, но и современных технологий.

МВФ и Украина

История взаимоотношений Украины и МВФ началась практически сразу после выхода из состава СССР. Первые годы власти страны успешно справлялись с обслуживанием долга и выполнением условий кредитов по изменению экономической ситуации. Но сложные времена настали после мирового кризиса 2008 года, когда страна завязла в долговых обязательствах, из которых не выбралась до сих пор.

За это время Украина не раз оказывалась на грани дефолта. Выполнять требования становилось все труднее, а латать дыры в бюджете без новых денежных траншей стало невозможно. Сократились расходы на социальную сферу, обострились отношения с Россией на фоне скандалов из-за стоимости газового транзита. Но самая главная претензия МВФ к Украине в том, что власти молодой республики откладывают «на потом» экономические реформы, приватизацию госсектора.

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр
финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем
управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию
с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России.
Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и
осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию
депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета
МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на
которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя
являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в
капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в
предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о
которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке:
О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает
с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают
участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном
уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч,
консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России
(как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится
оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового
сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении
оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой
связи необходимо отметить, что программа FSAP
2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской
Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок
соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs),
в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и
корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее
время является оценка соответствия
российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC
ВСP) и оценка соответствия регулирования
финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают
участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава
Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является
участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных
ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить
участие Банка России в реализации
Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой
статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной
инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом
на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному
балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и
организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и
исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении
профильных семинаров, конференций.

Отношения СССР и России с МВФ

Изначально сотрудничество с Международного валютного фонда в СССР рассматривалось как решение проблем структурной перестройки советской экономики. На одной из встреч Эдуарда Шеварнадзе с главой МВФ того времени отмечалось, что «в складывающемся новом характере международных отношений созрели условия для начала переговоров о присоединении СССР к МВФ». Участие в этой организации, подчеркнул на встрече, Шеварнадзе, в СССР рассматривали как логическое продолжение курса на широкое включение в современные меры хозяйственной связи.

Советское правительство придавало большое значение участию СССР в разработке принципов международного сотрудничества. В рамках данных целей руководство шло на определенные уступки союзникам ради возможности воздействовать на формирование послевоенного международного экономического порядка.

Поддержание образа влиятельного игрока на международном рынке так же было в приоритете. Однако Вячеслав Молотов, председатель Совета народных комиссаров СССР, написал отказную резолюцию на вступление в МВФ.

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов так объяснил причину отказа от вступления СССР в МВФ: «Роль сыграли догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР».

Сотрудничество России с международным валютным фондом после распада Советского Союза осуществлялось в рамках обязательств по проведению конкретной макроэкономической политики. С 1992 года России пришлось взять кредит у МВФ на сумму 22 миллиарда долларов США. Деньги начали брать сразу после распада СССР: стране были нужны кредиты. Это Россия объясняла необходимость получения новых кредитов стабилизационными мерами в рамках переходной экономики (сумма была относительно небольшая – только 3 миллиарда долларов США). Однако несмотря на небольшой объем очередного кредита, общая задолженность росла.

В рамках механизма финансирования системных преобразований Россия вновь получила 2 кредита по 1,5 миллиарда долларов от МВФ в 1993 году. В 1994 году главной макроэкономической целью России стало подавление инфляции и ужесточение денежно-кредитной политики. Чтобы это все реализовать, в 1995 году Россия получает очередной крупный кредит в размере 6,8 миллиарда долларов США.

В то время МВФ ужесточает требования к потенциальным заемщикам. Главными условиями стали:

  1. Сокращение дефицита государственного бюджета до 6% ВВП;
  2. Снижение инфляции до 1% в месяц;
  3. Устранение внешнеторговых льгот;
  4. Либерализация экспорта нефти;
  5. Отмена экспортных пошлин до 1996 года.

В марте 1996 года Международный валютный фонд вновь предоставил России новый кредит в размере 10,1 миллиарда долларов США. Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением.

Россия длительное время была крупнейшим заемщиком Международного валютного фонда. К 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более, чем в три раза.

Однако в связи с объявление дефолта по внутреннему государственному долгу в 1998 году кредитный пакет помощи России был заморожен. С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ. А спустя 5 лет, в 2005 году, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности, полностью погасив свои обязательства.

Впоследствии Россия получила статус кредитора Международного валютного фонда. После приобретения данного статуса, Россия, решением Совета директоров МВФ, была включена в группу разработки плана финансовых операций фонда.

В настоящее время Россия с некоторой периодичностью проводит консультации с Международным валютным фондом по всем основным вопросам экономического ситуации и развития мировой экономики.

МВФ, цель создания фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

  1. содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

  2. содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

  3. поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

  4. помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

  5. путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

  6. сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов

Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:

Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: . Можно и просто ввести в Яндекс запрос «Курс СДР к доллару США».

Период

 USD

 EUR

 CNY

 JPY

 GBP

2016–2020 (41.73%) (30.93%) (10.92%) (8.33%) (8.09%)

Цели МВФ

Первоначальной целью МВФ была контроль за работой новой валютной системы, позднее названной Бреттон-Вудской валютной системой. Каждый член Фонда объявил стоимость своей валюты по отношению к доллару США, а МВФ осуществлял надзор за стабильностью курсов обмена валют (допускалось изменения не больше 1% от заявленной стоимости).

За общими красивыми словами «содействовать мировой торговле, инвестициям и экономическому росту, поддерживая конвертируемые валюты по стабильным обменным курсам» спряталась главная причина — выдавать кредиты Центральным банкам, «подсадив» на кредитную иглу как можно больше стран, с дальнейшим подчинением их через МВФ Федрезерву.

Другими словами, если у тебя дефицит платежного баланса, раньше (во времена «золотого стандарта», и позже во времена Генуэзской валютной системы) правительства могли ввести валютный контроль, девальвировать, ревальвировать свою валюту, то сейчас тебе просто необходимо взять кредит.

После краха Бреттон-Вудской системы и c приходом Ямайской валютной системы цели МВФ изменились. Теперь МВФ имеет право вмешиваться во внутреннюю политику заемщика, корректируя экономическую и государственную политику страны.

В 1970хх года крупные коммерческие банки имели столько денег от экспортеров нефти, что начали кредитовать целые государства, например, в 1966 году СССР взял кредит на 450 млн рублей для постройки завода ВАЗ; в 1970хх годах — $11 млрд — для развития газовой отрасли.

Однако это не помогло ни во время кризисов в Мексике в 1982 и 1994 годах, ни в Бразилии в 1987 году, ни в Восточной Азии в 1997–98 годах, ни и в России в 1998 году.

С другой стороны, прикрываясь словами о предотвращении финансовых кризисов, МВФ управляет экономической политикой стран-членов Фонда.

Для чего создан Международный валютный фонд

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций

Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.

Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.

Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.

Подробнее

Любая экономика может испытывать проблемы и попадать в длительные периоды экономического спада. Примером таких обстоятельств являются внутренний или глобальный финансовый кризис, вооруженные конфликты и восстания. Вторая Мировая война стала препятствием в развитии экономических связей и роста национальных экономик государств в середине ХХ века. Для восстановления международного экономического равновесия был создан Международный валютный фонд.

Суть МВФ заключается в поддержании финансовой стабильности путем кредитования стран – членов фонда для погашения их долговых обязательств. Образование организации является следствием проведения конференции на американском курорте Бреттон-Вудс. Она прошла под эгидой Организации Объединенных Наций и была посвящена международным валютно-финансовым отношениям после II Мировой войны. Заложенная тогда система глобального валютного регулирования получила название Бреттон-Вудской. 27.12.1945 года считается официальной датой создания фонда. Начало реальной деятельности пришлось на 1 марта 1947 года. Первым клиентом МВФ стала послевоенная Франция, нуждавшаяся в кредитах на восстановление разрушенной экономики.

В хартии МВФ прописаны следующие ключевые цели деятельности организации:

  • содействие международному сотрудничеству в области монетарной политики;
  • долгосрочное кредитование «проблемных» стран с краткосрочными долговыми обязательствами;
  • консультирование должников по вариантам преодоления кризиса;
  • сбор и публикация финансовой статистики по государствам и регионам мира;
  • поддержание стабильности курсов национальных валют стран – участниц фонда.

История деятельности фонда напрямую коррелирует с экономической и политической ситуацией в мире. Например, первые десятилетия существования фонда активно кредитовались страны, восстанавливающиеся после войны. Затем два десятилетия был период затишья, а в 60–70-е годы последовал рост количества взятых кредитов. Кредитный бум сменился спадом спроса на услуги МВФ вплоть до 2008 года, после чего последовало резкое увеличение количества займов, предназначенных для преодоления результатов глобального финансового кризиса. Судя по истории активности фонда, прослеживается явная связь между регионом и политическими событиями, происходящими в нём. Например, после распада СССР резко возросло количество кредитов, взятых странами – участницами СНГ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector