Самая большая пушка в мире

Самоходная мина Голиаф

«Голиаф», или «Зондер крафтфарцойг» (сокр. Sd.Kfz. 302/303a/303b/3036) — наземная гусеничная самоходная мина. Союзники назвали «Голиаф» менее романтичным прозвищем — «золотомойкой».

«Голиафы» были введены в 1942 году и представляли собой гусеничную машину размерами 150 × 85 × 56 см. Эта конструкция несла на себе 75—100 кг взрывчатых веществ, что немало, учитывая ее собственный рост. Мина была предназначена для уничтожения танков, плотных пехотных формирований и даже разрушения зданий. Все бы ничего, но была одна деталь, которая делала «Голиаф» уязвимым: танкетка без экипажа управлялась по проводy на расстоянии.

Союзники быстро поняли: чтобы нейтрализовать машину — достаточно перерезать провод. Без управления «Голиаф» был беспомощен и бесполезен. Хотя в общей сложности было произведено свыше 5000 «Голиафов», по своей задумке опережающих современную технику, оружие не стало успешным: высокая стоимость, уязвимость и низкая проходимость сыграли свою роль. Множество экземпляров этих «машин для уничтожения» пережили войну и сегодня их можно найти среди музейных экспонатов по всей Европе и в Соединенных Штатах.

Хортен Ho 229

Сегодня о нем говорят как о первом в мире стелс-бомбардировщике, при этом Ho-229 был первым летающим устройством с реактивным двигателем.

Германия остро нуждалась в решении для авиации, которое формулировалось Герингом как «1000х1000х1000»: самолеты, которые могли бы переносить 1000-килограммовые бомбы на расстояние 1000 км со скоростью 1000 км/ч. Реактивный самолет был самым логичным ответом — при условии некоторых доделок. Уолтер и Реймар Хортены, два немецких изобретателя-авиатора, предложили свое решение — Хортен Ho 229.

Внешне это была гладкая бесхвостная машина, напоминающая планер, оснащенная двумя реактивными двигателями Jumo 004C. Братья Хортены утверждали, что смесь древесного угля и смолы, которую они используют, поглощает электромагнитные волны и делает самолет «невидимым» на радарах. Этому же способствовала малая видимая площадь «летающего крыла» и его гладкий, как капля, дизайн.

Пробные полеты с успехом состоялись в 1944 году, всего в производстве на различных стадиях изготовления было 6 самолётов, а также для нужд истребительной авиации люфтваффе были заказаны узлы для 20 машин. В воздух поднимались две машины. В конце войны союзники обнаружили единственный прототип на заводе, где производились Хортены.

Реймар Хортен уехал в Аргентину, где и продолжил свою конструкторскую деятельность вплоть до своей смерти в 1994 году. Уолтер Хортен стал генералом ВВС Западной Германии и умер в 1998 году.

Единственный Хортен Ho 229 был увезен в США, где изучался и использовался как модель для сегодняшних стелсов. А оригинал выставлен в Вашингтоне, Национальном музее авиации и космоса.

Танк Т-34 («тридцатьчетверка»)

Разработан конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода перед войной. Руководил созданием будущего шедевра отечественной танковой промышленности Михаил Кошкин. Боевая машина была быстроходной, ее отлично защищала наклонная броня. Кроме того, танк оснастили производительным дизельным двигателем на 500 «лошадей» и орудием 76 калибра. Трансмиссия отличалась широкими гусеницами.

В целом, конструкция боевой машины была простой и технологичной. Поэтому военной промышленности удалось наладить ее серийное производство очень быстро. К середине 1942 году выпустили 15 тысяч машин, а всего за военное время в СССР произвели свыше 84 тысяч танков разных модификаций.

Гитлеровцы смогли оценить советское творение уже в первых боях, они испытали сильный шок. Фашистские танки не могли сравниться с «тридцатьчетверкой» в проходимости. Кроме того, фашисты прозвали свою пушку 37 калибра «тук-тук», потому что снаряды попадали по защите советской машины и отскакивали. Они превосходили немецкие танки практически во всем: в толщине брони, проходимости, скорости и ударной мощи. Встреча с нашими Т-34 для немецких танкистов означала одно – очень вероятное поражение.

К недостаткам машины можно отнести сложности в пользовании оптикой, малую площадь боевой рубки и отсутствие радиосвязи. Из-за малой площади боевого отделения командир танка должен был исполнять обязанности и наводчика.

Слабым звеном была и трансмиссия. Она находилась в специальном отделении в корме. Поэтому карданный вал оказался лишним. Основная роль была у тяг управления, длиной 5 метров. Поэтому механику-водителю было сложно управлять машиной. Во избежание поломки трансмиссии танки нередко шли в бой на единственной передаче, установленной заранее.

«Маленький Давид»

Это орудие из Соединённых Штатов является наследием Второй мировой войны и считается самой большой в мире пушкой по диаметру калибра. «Маленький Давид» разрабатывался как инструмент для ликвидации особо мощных сооружений неприятеля на тихоокеанском побережье.

Но орудию не суждено было покинуть пределы полигона, где оно прошло успешные испытания, поэтому пушка внушала страх и уважение только на фотоснимках зарубежной прессы.

Перед выстрелом ствол монтировался на специальный металлический каркас, который на четверть был врыт в землю. Пушка стреляла нестандартными снарядами конусообразной формы, вес которых мог достигать полутора тонн. По месту взрыва таких боеприпасов оставалась глубокая впадина на 4 метра в глубину и на 10-15 метров в окружности.

Штурмовые орудия

В это трудно поверить, но, вступая во Вторую мировую войну, немецкая пехотная дивизия по техническому оснащению мало чем отличалась от кайзеровских дивизионов. Вся техника вермахта была собрана в танковых дивизиях, а имущество, артиллерию, еду и боеприпасы в пехоте по-прежнему тащили на себе лошади. Единственными боевыми машинами пехотных дивизий стали штурмовые орудия «штурм гешютц» (StuG). Это были полностью бронированные безбашенные машины с короткой 75-мм пехотной пушкой, установленной в корпусе от танка Panzer III.

В скоротечных компаниях на Западе StuG III проявили себя неплохо. Но в ожесточеннейших боях, разгоревшихся с невиданной силой на Восточном фронте, для штурмовой самоходки требовалось более мощное орудие.

StuG III Т-35

В Сталинграских боях 1942 года была опробована самоходка StuIG 33, вооруженная 150-мм пушкой. Но мощное орудие в огромной рубке сильно перетяжелило ходовую часть от «тройки». Поэтому в преддверии грозных событий под Курском 150-мм пушка была установлена на более крепкую ходовую от танка Panzer IV (самоходка «бруммбар»), а в рубке «штурмгешюц» удалось разместить легкую 105-мм пехотную гаубицу (самоходка StuH 42). Дебютировали на Курской дуге и штурмовые 88-мм орудия «фердинанд», оказавшиеся неплохими истребителями танков.

Но и с новым, более мощными штурмовыми орудиями вермахту в 1943 году не удалось переломить ход войны в свою пользу.

Настоящей диковинкой в семействе штурмовых СУ стал «штурм-тигр», вооруженный 380-мм реактивным противолодочным бомбометом. Уделом этого штурмового монстра, появившегося в 1944 году, стало разрушение восставшей Варшавы да обстрел скоплений американской техники на Западном фронте. На фоне такого «красавца» было не грех и сфотографироваться.

«Штурм-тигр»

StuIG 33, впервые опробованные в Сталинграде, на Курской дуге применялись также в танковых дивизиях вермахта

StuH 42, вооруженную 105-мм орудием, у нас именовали то «артиштурмом», а то и самим «Фердинандом»

Штурмовое орудие «фердинанд», подобно StuG III очень быстро превратилось в настоящего истребителя танков. Не имея пулемета, неуклюжий «фердинанд» был очень уязвим в ближнем бою

«Бруммбар» (медведь-ворчун) получил свое название за грозный вид и ворчащий мотор от Panzer IV. Оборонительный пулемет, нарисованный здесь, появился на поздних СУ

Штурмовая винтовка 1944 года StG-44

Многие рассматривают штурмовую винтовку StG 44 как первый пример автоматического оружия. Конструкция винтовки была настолько успешной, что современные автоматы, такие как М-16 и АК-47, заимствовали ее в качестве основы.

Легенда гласит, что сам Гитлер был сильно впечатлен оружием. StG-44 имела уникальный дизайн, в котором использовались характеристики карабина, автомата и пистолета-пулемета. Оружие было оснащено самыми новыми изобретениями своего времени: на винтовке устанавливались оптический и инфракрасный прицелы. Последний весил около 2 кг и был подключен к аккумуляторной батарее около 15 кг, которую стрелок носил на спине. Это совсем не компактно, но очень круто для 1940-х годов!

Еще винтовка могла оснащаться «изогнутым стволом,» чтобы вести стрельбу за угол. Нацистская Германия была первой, кто пытался реализовать эту идею. Существовали разные варианты «изогнутого ствола»: в 30 °, 45 °, 60 ° и 90 °. Однако они имели короткий век. После выпуска определенного количества патронов (300 для версии на 30 ° и 160 патронов на 45 °), ствол можно было выбрасывать.

StG-44 была революцией, однако слишком поздней, чтобы успеть оказать реальное влияние на ход войны в Европе.

КРУППная «супруга»

Идея создания сверхмощной пушки принадлежит Гитлеру. Посетив 1936 году заводы Круппа, фюрер приказал начать работы по строительству артиллерийской системы, способной пробить многометровые укрытия из бетона французской линии Мажино и бельгийских укреплений. Расчеты крупповских специалистов сводились к тонно-метрам: семиметровую бетонную стену укрытия мог пробить только семитонный снаряд 800-миллиметрового орудия.

Артсистему, не имеющую аналогов, создавала конструкторская группа под руководством профессора Эрика Мюлле. Жену Мюлле звали Дора. Это же имя и получило сверхорудие. Стрелять эта артсистема должна была с дистанции в 35-45 километров, но для этого «Доре» следовало иметь супердлинный ствол и массу, как минимум, в 400 тонн. Колдовали над «Дорой» больше четырех лет, потратив астрономическую по тем временам сумму в 10 000 000 рейхсмарок. Укрепления, про которые говорил Гитлер, приказывая создать суперпушку, немцы на тот момент, не дождавшись «Доры», уже взяли.

Длина ствола «Доры превышала 32 метра, а масса самой пушки, без железнодорожной платформы, на которой она устанавливалась, была 400 тонн. Ее бетонобойный снаряд весил 7 тонн, фугасный – 4,8 тонны. После пятнадцати выстрелов ствол уже начинал изнашиваться, хотя изначально рассчитывался на сто. «Дора» в комплексе была довольно громоздкими и неповоротливым сооружением – будучи укрепленной на специальном железнодорожном 80-колесном транспортере, сложноустроенная артсистема передвигалась сразу по двум параллельным колеям путей. Систему в общей сложности обслуживали порядка 3 тысяч человек. К выстрелу «Дору» готовили больше месяца.

6.

Дора (800 мм)
Подготовка ко Второй мировой войне поставила немецким оружейникам задачу не только разрушать мегалитические укрепрайоны (с чем справлялась мортира «Карл»). Требовалось стрелять очень далеко и довольно точно. Так был создан гигант по имени «Дора» калибром 800 мм.
Пушка на неразборном лафете имела полную массу 1 350 тонн и могла отправлять семитонные снаряды почти на 40 км. Такому колоссу для передвижения требовалась не просто железная дорога — под него особо готовили двупутные участки с 4 рельсами, точно уложенными на упрочнённый балласт.
Два орудия были не только построены, но даже успели повоевать. Впрочем, появление ракет с гораздо большей дальностью стрельбы и мобильностью боевого расчёта отправило «динозавров от артиллерии» в музей исторических диковин.

Противотанковые самоходные установки (СУ)

Победа над поляками в 1939 году тем не менее не помешала немцам увидеть, как слабы их собственные танки. Особенно в борьбе с танками противника. Поэтому перед нападением на Францию в 1940 году танковые дивизии вермахта пополнились чешскими 47-мм противотанковыми пушками, установленными на ходовую часть от танка Panzer I. Получалась неплохая противотанковая самоходка Panzer Jager I, которая, следуя в рядах немецких танков, могла с ходу поддерживать их своим более мощным огнем.

Поистине гибельными для Panzer Jager стали не столько советские танки, но и русские просторы с бездорожьем. Ходовая от Panzer I ломалась даже на австрийских автобанах в 1938-м, а теперь на русских дорогах сдавала вовсе

Но если во Франции новая СУ еще как-то справлялась со своими задачами, то война в России поставила на ее боевой карьере крест. Масштабы и грандиозность боев оказались иными. Поэтому в 1942 году ей на смену было создано целое семейство противотанковых СУ «мардер» (куница), с 75-мм пушкой, выпускавшихся до самого конца войны.

Противотанковая 75-мм пушка, установленная на шасси от французского тягача, положила начало целому семейству самоходных установок, названных «куницами» (Marder). «Мардер» I — это СУ на базе французских машин

«Мардер» II — это СУ на базе немецких танков Panzer П. Первые 210 противотанковых самоходок, вооруженных русскими 76-мм пушками Ф-22, строились на шасси от новых Panzer II D или переделывались из огнеметных танков «Фламмпанцер» II

«Мардер» III — это СУ на базе чешских танков LT-38. Нарисованная слева «куница» вооружалась русской пушкой Ф-22, а нарисованная справа — немецкой Рак 40. «Мардер» III стала самой массовой противотанковой СУ вермахта. Было построено почти 2 тысячи таких самоходок.

«Шершень» — самая сильная противотанковая СУ вермахта. Она вооружена шестиметровой 88-мм пушкой

Крепость Ям

О. Косвинцев «Крепость Ямгород. XV век» (2004) (Кингисеппский историко-краеведческий музей)

Сейчас это город Кингисепп Ленинградской области, а в XIV веке Новгородская республика построила на берегу реки Луги крепость для защиты от Ливонского ордена. Возведенная в рекордные 33 дня, крепость Ям выдержала все многочисленные осады.

Остатки угловой башни (Дмитрий Кудряшов)

Потом ее перестроили — она была захвачена шведами, те ее опять перестроили, и наконец в 1703 году ее отбил обратно Петр I. Опасность со стороны шведов миновала и крепость разобрали.

Вал крепостной стены — сейчас часть Летнего сада в городе Кингисепп, Ленинградская область (Екатерина Борисова)

В настоящее время на месте крепости находится парк, а также крупная археологическая площадка — здесь находят останки стен, построенных в разные века.

Супер идея Адольфа Гитлера

Толстый Густав

В конце 30-х годов лидер нацистов Адольф Гитлер решил удивить весь мир. Он дал поручение дирекции одного из известных заводов фирмы Friedrich Krupp», разработать супер мощную артиллерийскую установку. С ее помощью фюрер планировал разрушить оборонительные укрепления на границе с Францией, так называемую «линию Мажино», а также пограничные форты на бельгийской границе.

Концерн «Friedrich Krupp» был лидером военно-промышленного комплекса Германии, его глава Густав Крупп был пособником нацистов и поэтому сразу приступил к выполнению заказа. Группу конструкторов-разработчиков возглавил Эрих Мюллер, который считался мастером своего дела в военной отрасли. Как только проектная часть была завершена, завод принялся за изготовления двух супер-гигантов.

Конденсатор и Ока

Это 406-миллиметровое самоходное орудие, представленное на параде на Красной площади в 1957 году, носило техническое название САУ 2А3. В полном снаряжении весила 64 тонны. Движущейся платформой стал один из тяжелых советских танков, а 570-килограммовые снаряды отправлялись на расстояние в 25,6 километра.

Интересно, что помимо обычных зарядов стрельба предполагалась и ядерными.

Первоначально иностранцы подумали, что САУ – небоеспособная и сделана для острастки. Тем не менее, техника прошла испытания и опытные стрельбы. Последние, правда, выявили ряд серьезных недостатков. Доработки велись до 1960 года и были прекращены. Сегодня одна из САУ 2А3 представлена в Центральном музее вооруженных сил в Москве.

Кстати, в то же время была выпущена и САУ 2Б1 Ока калибром 420 мм, рассчитанная на ведение огня ядерными зарядами. Технические характеристики ее были во многом схожи с Конденсатором. И так же она выявила ряд недостатков. В 1960 году от дальнейших разработок отказались в пользу ракетных комплексов. Образец САУ 2Б1 Ока можно увидеть в Санкт-Петербургском Артиллерийском музее.

Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на технические проблемы, выявленные при испытаниях, оба образца являются гордостью историиРоссийской армии .

«Маленький Давид» – самая большая пушка второй мировой войны

В 1944 году на вооружение армии США поступило новое орудие – мортира, которую вопреки ее громадным размерам назвали «Маленьким Давидом». Пушка имела рекордный на то время калибр – 914 мм. До сегодняшнего дня не было построено орудие с таким большим калибром. Создатели мортиры полагали, что с помощью такого мощного оружия можно будет легко справиться даже с превосходно укрепленными позициями врага. Пушка «Маленький Давид» не нашла широкого применения. Ее использование значительно усилило бы огневую мощь американской армии, которая в то время сражалась с немцами и японцами. Но после испытаний было установлено, что орудие нельзя назвать самым метким. К тому же транспортировка и установка такого гиганта требовала достаточно много времени, чего в условиях реальных сражений всегда не хватает:

  • для транспортировки мортиры требовалось использование двух артиллерийских тягачей;
  • чтобы обустроить огневую позицию, нужно было использовать много различной спецтехники;
  • установка и настройка орудия отнимали минимум 12 часов.
  • заряжать оружие было проблематично, поскольку вес одного снаряда превышал 1,6 тонны.

После нескольких испытаний проект по изготовлению огромнейшей в мире пушки был закрыт. Оружие так и осталось на Абердинском полигоне, где впервые было испытано. Сейчас оно является музейным экспонатом.

Крыса

Вы думали, что танк «Мышь» был большим? Ну что же… По сравнению с проектами Landkreuzer P. 1000 Ratte это была лишь игрушка!

«Крыса» Landkreuzer P. 1000 — самый большой и самый тяжелый танк, спроектированный нацистской Германии! Согласно планам, этот сухопутный крейсер должен был весить 1000 тонн, быть в длину около 40 метров, в ширину — 14 метров. В нем располагался экипаж в 20 человек.

Огромный размер машины был причиной постоянной головной боли конструкторов. Было слишком непрактично иметь на вооружении такого монстра, поскольку, например, многие мосты не выдержали бы его.

Альберт Шпеер, который был ответственным за рождение идеи «Крысы», считал этот танк смешным. Именно благодаря ему строительство даже не началось, и не было создано даже прототипа. При этом даже Гитлер сомневался, что «Крыса» может на самом деле выполнять все свои функции без специальной подготовки поля боя к своему появлению.

Шпеер, будучи одним из немногих, кто мог рисовать в фантазиях Гитлера сухопутные линкора и высокотехнологичные чудо-машины, отменил программу в 1943 году. Фюрер был удовлетворен, так как полагался в своих быстрых атаках на другое оружие. Интересно, что фактически во время сворачивания проекта были составлены планы для еще большего сухопутного крейсера «P. 1500 Монстр», который бы носил бы самое тяжелое оружие в мире — 800-мм пушку от «Доры»!

Подготовка к операции в Крыму

Американцы позируют на «Доре»

Несмотря на грандиозные планы по применению нового оружия небывалых размеров Дора была задействована всего дважды за всю войну. Поначалу Гитлер хотел доставить артустановку к Гибралтару, о захвате которого давно мечтал. Но технически это оказалось невозможным, поскольку железнодорожные переправы на испанской территории не выдержали бы такого груза.

Тогда было принято решение отправить Дору на Крымский полуостров для атаки на Севастополь. Там началась масштабная подготовка к ее встрече. В чистом поле в условиях абсолютной секретности было развернуто строительство боевых позиций. Для работы, которая велась и днем, и ночью привлекли около 3 тысяч человек: военных, железнодорожных строителей, самих крымчан и военнопленных. Зону строительства в небе круглосуточно патрулировали истребители, а на земле — взвод со служебными овчарками. Три железнодорожные артсистемы Бруно были доставлены в Крым для прикрытия Доры

В это трудно поверить, но за целый месяц работ такое грандиозное строительство не было обнаружено советскими разведчиками.

Карл — самоходная немецка мортира калибр 600-мм и 540-мм

Эти орудия проектировались как бронебойные, для разрушения французской линии Мажино и подобных укреплений. Они были изготовлены в 30-х годах, при их создании использовались математические расчеты предшествующего десятилетия. Производство заняло два года, и первое орудие было готово в 1939 году. Серия немецких мортир «Карл» представлена самыми большими из когда-либо произведенных САУ. Один из вариантов транспортера, «Герэт» 040, с установленным на нем 600-мм стволом: второй — «Герэт» 041, с 540-мм стволом. В армии их называли «Тор».

Оба «Карла» были огромными, устрашающими орудиями. Вес и габариты орудий ограничивали их мобильность, и гусеничные шасси использовались только для перемещений на небольшие расстояния. Известно, что скорость этого мощного орудия, оснащенного дизельным двигателем мощностью 580 л.с. была всего 4.3 км/ час. При перемещении на небольшие расстояния, ствол и станина помещались в отдельные трейлеры, буксируемые мощными тягачами. На большие расстояния орудия перевозились подвешенными между специальными ж/д платформами. Разборка и сборка орудий была трудоемким процессом и производилась мобильными портальными кранами. Единственным предназначением этих орудий было разрушение крепостей, и все их действия были размеренными и неспешными: и прибытие на заранее определенную позицию, и ведение огня (скорострельность не превышала одного выстрела в 10 минут). Для обслуживания «Карла» на позиции требовался расчет из 109 человек, из них 30 занималось станиной и ходовой частью.

Первый боевой опыт гаубиц серии «Карл» связан с осадой Севастополя (они не были задействованы в прорыве линии Мажино, которая пала вместе со всей Францией в 1940 году). Позже они были задействованы при подавлении Варшавского восстания. Они планомерно разрушали центр Варшавы и подавляли сопротивление. К 1944 году большинство 600-мм стволов было заменено 540-мм, однако варшавские бои были последними для этих орудий. Боевые действия 1945 года характеризовались большей маневренностью и скоротечностью, и гаубицам «Карл» негде было продемонстрировать свою разрушительную мощь. Большинство из них было подорвано самими расчетами на заключительных этапах войны. Сотрудники разведывательных отделов армий союзников смогли обследовать только несколько специальных снарядных транспортеров PzKpfw IV. Один экземпляр «Карла» остался в целости и находится как музейный экспонат в России.

Тактико-технические характеристики мортиры «Карл» «Герэт» 040

Боевая масса, т 126
Расчет, чел 16
Длина корпуса, мм 11 370
Ширина корпуса, мм 3160
Высота, мм 4780
Вооружение мортира 600-мм (040), 540-мм (041)
Длина ствола, калибров 8,44 (040), 11,5 (041)
Боекомплект пушки 4 выстрела
Углы ВН, град. 0…+70°
Углы ГН, град.
Дальность стрельбы, км 4500 м (бетонобойный снаряд), 6700 м (фугасный снаряд)
Тип двигателя V‑образный 12‑цилиндровый дизельный
Мощность двигателя, л. с. 750

Фото мортиры «Карл»

Мортира «Карл» в музее бронетехники в Кубинке

Источник

Оценки

Задачи, для которых проектировались суперпушки, в конце войны успешно решались авиацией. При этом показатели мобильности и сроков подготовки у пушек были весьма низкими. Время подготовки орудия к стрельбе складывалось из времени оборудования огневой позиции (от 3 до 6 недель) и времени сборки всей артиллерийской установки (трое суток). Для оборудования огневой позиции требовался участок длиной 4120—4370 метров. Большинство послевоенных авторов оценили соотношение боевых возможностей артсистем сверхкрупного калибра к затраченным ресурсам как неудовлетворительное. Аналогичного вывода придерживались и непосредственные участники войны.

Немецкий фельдмаршал Манштейн отметил боевые возможности орудия, но они не компенсировали затраты войск прикрытия, проблемы подготовки позиции и логистики:

Начальник Генерального штаба сухопутных войск нацистской Германии, генерал-полковник Франц Гальдер:

Советскую сторону представляет мнение прославленного советского конструктора артиллерии, Героя Социалистического Труда В. Г. Грабина. В 1968 году на вопрос журналиста журнала «Смена» Е. Месяцева о том, имелись ли на вооружении советских артиллерийских войск сверхдальнобойные орудия, ответил:

«Дора»

Без сомнений, «Дора» — самая мощная пушка в мире. По утверждению Манштейна, в ходе осады Севастополя она одним лишь выстрелом уничтожила склад боеприпасов, укрытый в скалах на глубине 30 метров. Однако эта информация, скорее всего, недостоверная: немецким артиллеристам не удалось обеспечить даже минимальной точности, а большинство снарядов попросту упало в море.

Длина огромного ствола «Доры» – 32,5 метра, длина всей установки еще больше – 47,3 метра. Для перевозки этой громадины требовалось несколько железнодорожных составов, что не удивительно ­, ведь масса всей установки составляла 1350 тонн. Было построено два таких артиллерийских орудия, калибр каждого из которых составлял 807 мм.

Орудие планировалось использовать еще во французской кампании, однако, боевое крещение оно получило лишь в 1942 году при осаде Севастополя. Несмотря на фантастические характеристики, боевая эффективность «Доры» оставляла желать лучшего: для ее обслуживания требовалось 3-6 недель подготовки и 4000 человек. По сей день «Дора» —  самая большая пушка в мире.

«Базилика» разрушилась из-за чрезмерно интенсивной стрельбы, но успела сыграть свою историческую роль

Самоходная мортира «Карл» (Gerät 040)

Одним из самых тяжелых и мощных орудий, которые когда-либо применялись на полях сражений, является мортира «Карл», использовавшаяся в ходе Второй мировой войны. При калибре в 600 мм её снаряды весили от 1250 до 2170 кг, обладая собственной массой в 126 тонн. По изначальному замыслу такие самоходные мортиры должны были оказывать войскам помощь в разрушении укреплений вражеской армии, в первую очередь — укреплений линии Мажино. Применить их в конфликте с Францией не удалось, и дебютировали эти большие установки лишь при атаке Брестской крепости и обстрелах Севастополя. В дальнейшем советским войскам удалось захватить одну из таких мортир, и сегодня ее можно увидеть в музее бронетехники в подмосковной Кубинке.


Еще один музейный экспонат – бомбарда «Безумная Грета»

Акустическая пушка

Немецкие ученые старались мыслить нетривиально. Пример их оригинального подхода — разработка «звуковой пушки», которая своими вибрациями могла буквально «разорвать человека».

Проект звуковой пушки был детищем доктора Рихарда Валлаушека. Состояло это устройство из параболического отражателя, диаметр которого равнялся 3250 мм, и инжектора с системой зажигания, с подачей метана и кислорода. Воспламенение взрывчатой смеси газов производилось прибором через равные промежутки времени, создавая постоянный грохот нужной частоты в 44 Гц. Звуковое воздействие должно было уничтожить все живое в радиусе 50 м менее, чем за минуту.

Конечно, мы не ученые, но довольно сложно поверить в правдоподобность направленного действия такого устройства. Оно было опробовано лишь на животных. Огромные размеры устройства превращали его в отличную мишень. А любое повреждение параболических отражателей делало бы пушку совершенно безоружной. Кажется, Гитлер согласился с тем, чтобы этот проект так и не был выпущен в производство.

«Базилика» или Османская пушка

«Базилика» была для своего времени настоящим чудом техники. Ее в XV веке изготовил венгерский мастер Урбан по заказу султана Мехмеда II. Пушка имела гигантские для своего времени габариты: длина – 12 метров, крупный калибр – 75-90 см, вес – 30 тонн. Для перемещения этой бронзовой громадины требовалось 30 быков. Для обслуживания орудия в его расчет входили не менее 250 человек. Дальность стрельбы – 2 километра, что очень неплохо для пятнадцатого столетия.

«Базилика» — пушка, примечательная отнюдь не своими гигантскими размерами. При помощи этого орудия османской артиллерии удалось пробить брешь в ранее неприступных стенах Константинополя, что помогло захватить город. Падение Царьграда привело к окончательному краху Византийской империи.

Нужно отметить, что воевала «Базилика» недолго. Ствол пушки не справлялся с гигантскими нагрузками, и по мере стрельбы покрывался все новыми трещинами. Через несколько недель после начала использования, пушка стала полностью непригодной для стрельбы. Но это ни каким образом не уменьшает ее колоссального исторического значения.

Пушки на железнодорожном ходу

«Густав» — последняя и самая большая нацистская пушка на железнодорожном ходу, но немецкая программа разработки железнодорожных артустановок берет свое начало в 1930-х. Пушки, которые обстреливали Англию были скорее экспериментальным, чем практическим оружием. Инженеры хотели выяснить, насколько далеко можно пустить снаряд. В 1918 году известную «Пушку Парижа» использовали для обстрела французской столицы с немецких позиций с расстояния в 116 км. В 1938 году немецкая армия получила на вооружение пушку К 12 (Каноне 12 Eisenbahn). Эта 210-мм пушка стреляла на максимальную дальность 120 км.

Немецкая армия решила многие технические проблемы при разработке пушки К12, из числа тех, что беспокоили немецких артиллеристов в 1918 году. Пушка весила около 300 тонн, стреляла снарядом весом 107,5 кг и обходилась армии в почти 6 млн рейхсмарок (более 500 тыс. фунтов стерлингов по курсу 1938 года.). Эту гору денег потратили на решение проблем вчерашнего дня. Два орудия были введены в строй и стреляли из Па-де-Кале в 1940 году. Когда люфтваффе начали свои налеты на Британию, немецкая армия присоединилась к ним, ведя огонь через Английский канал, уничтожая цели в Кенте.

Снаряды

Один снаряд упал в Рейнхэме, в 88 км от Франции. Британские специалисты изучили фрагменты снаряда и пришли к выводу, что его выстрелили из пушки, а не сбросили как бомбу Но до 1945 года о существовании К12 ничего определенного известно не было. Пушка К12 использовала специальные снаряды с ребрами для зацепления с нарезами ствола, но стволы выдерживали только 90 выстрелов, настолько велики были температура и давление при выстреле.

Батарею пушек К12 отозвали в 1941 году и больше она не появлялась. Однако обмен снарядами через стратосферу время от времени случался. Британия использовала железнодорожную артустановку времен Первой мировой войны для обстрела доков Па-де- Кале. Немецкие береговые батареи, состоящие так же, как и у Британии, в основном из старых орудий, снятых с линкоров, отвечали взаимностью, зафиксировав достижение: это была самая крупная дуэль из наземных тяжелых орудий!

Судьба К12 оставалась тайной, но в 1944 году кое-что прояснилось. Союзники ничем не могли защитить штаб на побережье в Анцио от гигантской железнодорожной артустановки, скрытой в холмах. Солдаты прозвали ее «Энни из Анцио» (Anzio Annie). Это была немецкая 280-мм пушка К-5 (Каnоnе 5 Eisenbahn) или «Изящная Берта» (Schlanke Bertha). Достоверно известно, что две из них выводились на боевую позицию для стрельбы из железнодорожного тоннеля на линии Рим-Нетгуно.

Пушку К5 создал концерн «Крупп» в начале 1930 года, основываясь на собственном опыте Первой мировой войны. Орудие поступило на вооружение вермахта в 1936 году, в 1940 году он располагал восемью пушками.

Танк Panzerkampfwagen VI Tiger I Ausf E, «Тигр»

Первый «Тигр» стал тяжелым германским танком, сконструировали его на заводах компании Henschel und Sohn. Боевое крещение состоялось в 1942 году, во время блокады Ленинграда.

Вес машины составлял 56 тонн, вооружение состояло из 88-миллиметрового орудия и двух пулеметов. Танк защищали стальные листы толщиной 100 миллиметров. Экипаж состоял из пяти человек. Боевая машина могла погружаться в водную стихию на 3,5 метра.

Создавался как боевая единица для прорыва вражеских позиций. Он должен был ликвидировать любого противника и обратить врага в бегство. Гитлер лично распорядился о необходимом техническом оснащении боевой машины. Видимо, личный контроль фюрера привел к тому, что танк мог выпустить 8 снарядов в минуту, это был рекорд для больших танковых орудий. Танк обычно описывают как медлительный, однако на шоссе «майбаховский» двигатель разгонял его до 45 километров в час.

Германский «Тигр» был одним из самых опасных боевых машин начального этапа Второй мировой войны. Его конструкция опередила свое время, он стал образцом для последующих боевых машин подобного класса. В 1942 году войска союзников даже не надеялись победить его в прямом бою, опасаясь 88-миллиметрового орудия. Вражеские части пытались застать «Тигра» врасплох, неожиданно подойдя сзади.

К недостаткам боевой машины относятся сложность конструкции, дороговизна производства (создание стоило как цена двух машин «Пантера»). Кроме того, «Тигр» расходовал много горючего, его ходовая часть плохо работала при сильных морозах.

В каждом «Тигре» лежала техническая памятка с надписью – «Танк стоит 800 тысяч рейхсмарок. Береги его!». Как считал Геббельс, солдаты должны были радоваться, зная, что их боевая машина стоит семи единиц Т-IV. На деле военные опасались, что с «Тигром» может некстати что-то случиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector