Немецкие бронетранспортеры «ханомаг»

7 КамАЗ-5350

  • Страна-производитель: Россия
  • Макс. скорость: 100 км/ч
  • Двигатель: КамАЗ-740.30-260,V8, 260 л/с (191 kW)

КамАЗ-5350 — на данный момент основной армейский грузовик в армии России, эта модель является продолжением хорошо себя зарекомендовавшей модели КамАЗ-4310, который выпускался с 1980 года. КамАЗ-5350 выпускается с 2003 года. Этот грузовик с колёсной формулой 6×6 производства Камского автомобильного завода относится к семейству «Мустанг».

Высокая проходимость КамАЗ-5350 Мустанг объясняется мощной силовой установкой, объём которой составляет 9,85 литров. Двигатель имеет 8 цилиндров. Для питания используется дизель, крутящий момент равен 1 059 Нм. Силовая установка отвечает экологическим требованиям стандарта «Евро-2», мощность — 260 лошадиных сил.

Технические характеристики

ТТХ «Ханомагов» обеспечивало их высокую проходимость

Технические характеристики SdKfz 251 позволяли обеспечивать мобильную переброску солдат к линии фронта. Машина преодолевала подъемы до 24 градусов, двухметровые рвы и броды высотой до полуметра. Высокая проходимость бронетранспортера и эффективность применяемой тактики обеспечили его массовое производство — за годы войны было собрано 15252 машины.

Габариты и вес

По габаритам «Ханомаг» имел следующие характеристики:

  • масса — 9,14 т;
  • длина корпуса — 5,98 м;
  • ширина — 2,1 м;
  • высота — 1,75 м;
  • колея — 1,775 м;
  • клиренс — 0,32 м.

Модель SdKfz 250 отличалась сниженными габаритами — вес уменьшен до 5,8 т, снижены и размеры машины. Это уменьшило количество перевозимых солдат, но улучшило ходовые свойства бронетранспортера. Данный образец выпускался для узкоспециализированных задач и быстрой переброски малых групп солдат. Всего было произведено 7326 таких машин.

Скорость

Бронетранспортер SdKfz 251 развивал скорость до 50 км/ч по шоссе. Запас хода при этом составлял до 300 километров. Облегченная модель SdKfz 250 могла развивать скорость в 60 км/ч, запас хода — 320 км.

Мощность двигателя

Обе модели Ханомага использовали один и тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель Майбах HL 42 TURKM, работающий на жидкостном охлаждении. Его мощность составляла 100 л. с., удельная мощность — 10,9 л. с./т.

Экипаж

Экипаж обеих моделей Ханомага составлял два человека — механик-водитель и командир. Разница габаритов и комплектации сказывалась на количестве перевозимых солдат — 4 и 10 человек у SdKfz 250 и SdKfz 251 соответственно.

Военные грузовики Германии во время Второй мировой войны.

Вторая мировая война была глобальной и продолжалась с 1939 по 1945 год. На протяжении этих лет основой военной логистики была обычная лошадь. Так, пехотные роты снабжались боеприпасами, которые привозили с помощью лошадей. На более высоком уровне снабжения (батальон, полк, дивизия) армия Германии и Красная Армия использовали грузовики. Грузовики играли жизненно важную роль в транспортировке войск, поддерживая линии снабжения и служа в качестве пожарных машин. 

В отличие от нашей страны в Германии на момент начала Великой Отечественной войны была развита автомобильная промышленность. Например, уже в 1920-х годах там было много компаний, которые производили 3-тонные грузовые автомобили. В итоге Вермахт не имел нехватки грузовой техники. Например, при нападении на Францию армия Германии получила множество 10-тонных грузовиков.

К счастью, в СССР не было немецких автобанов. Так что многие модели грузовиков, которые использовались во время войны в Европе, нельзя было применять на нашей территории. Это Россия – давай, до свидания!

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии находилось на вооружении 272,6 тыс. машин, в том числе 257,8 тыс. грузовых автомобилей и спецгрузовиков, из которых подавляющее большинство автомобилей были марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. 

У Вермахта было полмиллиона машин. И это были хорошие грузовики, в том числе внедорожные. В 1941 году в Германии было произведено 333 тысячи автомобилей, в оккупированных странах – 268 тысяч, а союзниками Третьего рейха было выпущено еще 75 тысяч автомобилей.

Мы собрали для вас самые интересные немецкие грузовики, которые использовались армией Германии во время Второй мировой войны.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. А

Первая модификация бронетранспортера Sd.Kfz.251. Ausf.А, весила 7,81 т. Конструктивно машина представляла собой жесткую сварную раму, к которой снизу был приварен бронелист. Бронекорпус, изготавливаемый главным образом сваркой, собирался из двух секций, линия членения проходила за отделением управления. Передние колеса подвешивались на эллиптических рессорах. Стальные штампованные диски колес снабжались резиновыми шипами, тормозов передние колеса не имели. Гусеничным движитель состоял из двенадцати, расположенных в шахматном порядке, стальных штампованных опорных катков (по шесть катков на борт), все опорные катки снабжались резиновыми бандажами. Подвеска опорных катков — торсионная. Ведущие колеса переднего расположения, натяг гусениц регулировался перемещением ленивцев заднего расположения в горизонтальном плоскости. Траки в целях снижения массы гусениц были сделаны смешанной конструкции — резино-металлические. Каждый трак на внутренней поверхности имел один направляющий зубец, а на внешней — резиновую подушку. Соединялись траки между собой посредством смазываемых подшипников.

Корпус сваривался из бронелистов толщиной от 6-мм (днище) до 14,5-мм (лоб). В верхнем листе капота был устроен большой двустворчатый люк для доступа к двигателю. По бокам капота на Sd.Kfz.251 Ausf.А были сделаны вентиляционные лючки. Левый лючок мог открывать специальным рычагом водитель прямо из кабины. Боевое отделение выполнено открытым сверху, крышей накрывались только места водителя и командира. Вход и выход в боевое отделение обеспечивала двустворчатая дверца в кормовой стенке корпуса. В боевом отделении по всей его длине вдоль бортов монтировались две лавки. В лобовой стенке рубки были устроены два наблюдательных отверстия для командира и водителя со сменными смотровыми блоками. В бортах отделения управления устроили по одной небольшой смотровой амбразуре. Внутри боевого отделения имелись пирамиды для оружия и стеллажи для иного военно-личного имущества. Для защиты от непогоды предусматривалась установка над боевым отделением тента. В каждом борту имелось по три смотровых прибора, включая приборы командира и шофера.

Бронетранспортер снабжался 6-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров мощностью 100 л.с. при частоте вращения вала 2800 об/мин. Двигатели выпускались фирмы «Майбах», «Норддойче Моторенбау» и «Ауто-Юнион,» который снабжался карбюратором «Солекс-Дуплекс», четыре поплавка обеспечивали работу карбюратора при экстремальных градиентах наклона машины. Радиатор двигателя был установлен в передней части капота. Воздух к радиатору подавался через жалюзи в верхнем бронелисте капота и выпускался через отверстия в бортах капота. Глушитель с выхлопной трубой монтировался за передним левым колесом. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии передавался через сцепление. Трансмиссия обеспечивала две скорости заднего хода и восемь переднего.

Машина снабжалась ручным тормозом механического типа и пневматическими сервотормозами, установленными внутри ведущих колес. Пневматический компрессор был поставлен слева от двигателя, а воздушные баллоны — подвешены под шасси. Развороты с большим радиусом выполнялись поворотом передних колес посредством поворота рулевого колеса, на разворотах с малыми радиусами подключались тормоза ведущих колес. Рулевое колесо было снабжено указателем положения передних колес.

Вооружение машины состояло из двух 7,92-мм пулеметов «Рейнметалл-Борзинг» MG-34, которые монтировались в передней и задней части открытого боевого отделения.

Чаще всего полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.А выпускался в версиях Sd.Kfz.251/1 — транспортер пехоты. Sd.Kfz.251/4 — артиллерийский тягач и Sd.Kfz.251/6 — штабная машина управления. В меньших количествах выпускались модификации Sd.Kfz. 251/3 — машины связи и Sd.Kfz 251/10 — бронетранспортеры, вооруженные 37-мм пушкой.

Серийное производство транспортеров Sd.Kfz.251 Ausf.А осуществлялось на заводах фирм «Боргвард» (Берлин-Борзигвальде, номера шасси от 320831 до 322039), «Ганомаг» (796001-796030) и «Ганза-Ллойд-Голиаф» (до 320285)

Sd Kfz 251

Этот средний полугусеничный бронетранспортер имел бронекорпус, состоящий из каркаса и броневых плит, крепившихся на него при помощи болтов. Моторное отделение находилось в передней части машины, за ним следовало закрытое отделение управления и открытый десантный отсек. Броня Sd Kfz 251 имела толщину от 6 до 14 мм.

В моторном отделении машины располагался двигатель, элементы управления передними колесами и топливный бак. В отделении управления находились места для водителя и командира, приборы, а также руль, педали и ручка переключения скоростей. В некоторых модификациях бронетранспортера место командира находилось в десантном отсеке.

Часть модификаций Sd Kfz 251 была вооружена двумя пулеметами MG-34, позже их заменили на MG-42. Один из пулеметов располагался в передней части машины и прикрывался броневым щитком, а второй – крепился в ее кормовой части на вертлюжной установке.

Hanomag SdKfz 251 оснащался карбюраторным двигателем Maybach HL 42 TURKM. Радиатор охлаждения был установлен в передней части моторного отделения. Топливные баки машины имели общую емкость в 160 литров, что позволяло проехать 300 км по шоссе. Бронетранспортер имел коробку передач планетарного типа.

Небольшие повороты (до 15 градусов) бронетранспортер преодолевал только с помощью передних колес, а на более крутых – специальный механизм дополнительно подтормаживал одну гусеницу и передавал дополнительную мощность на другую.

Бронетранспортёр SdKfz 251 имел четыре модификации: Ausf. А, В, С и D, также на его основе было разработано более двадцати специальных машин.

Описание конструкции

Современная реконструкция «Ханомага»

Конструкция SdKfz 251 предусматривала открытый корпус, на который навешивались листы брони. Сама машина подразделялась на три отделения — моторное, отсек управления и грузовое. В первом находился двигатель, топливные баки и система управления колесами.

От моторного отделения отсек управления отделялся противопожарной защитой. Здесь размещались места для механика-водителя и командира. Управление обеспечивалось стандартным рулем, передачами и педалями. Приборы позволяли контролировать состояние двигателя.

Боевое отделение оборудовано сиденьями для солдат. Боковые полки над гусеницами были рассчитаны на грузы — ящики и снаряжение. Верхняя часть машины перекрывалась брезентом, при необходимости бойцы могли отстреливаться поверх бортов. Десантирование осуществлялось через задние двери.

Гусеничная часть с каждого борта имела три ряда опорных катков. Наружный и внутренний ряды — по три катка, средний — шесть. Задние выполняли направляющую роль, передние — ведущую.

Модификации

Некоторые модификации SdKfz 251

Бронетранспортер SdKfz 251 имел 23 специализированные модификации, обозначавшихся порядковыми номерами:

  • 251/1 — базовая модель, запущенная в серийное производство;
  • 251/2 — самоходный миномет, имел на вооружении sGrWr 34 калибром 81 мм с боекомплектом на 66 выстрелов;
  • 251/3 — бронетранспортер для радиосвязи, использовал различные комбинации радиостанций FuG и разные типы антенн;
  • 251/4 — перевозка боеприпасов и транспортировка легких пехотных орудий и полевых гаубиц, боекомплект рассчитан на 120 выстрелов;
  • 251/5 — перевозка саперов и их снаряжения, некоторые машины имели радиостанции;
  • 251/6 — мобильный командный пункт для командиров уровня дивизии, корпуса или армии, оборудовались радиостанциями;
  • 251/7 — улучшенная версия 251/5, имела по бокам штурмовые мостики;
  • 251/8 — санитарная бронемашина, рассчитана на восемь сидячих солдат или двух лежачих и четырех сидячих;
  • 251/9 — самоходная установка для короткоствольной пушки 7,5 cm K 37 (Sf), позже применялась 7,5 cm К 51, боекомплект рассчитан на 52 выстрела;
  • 251/10 — машина для командующих взводами, вооружена противотанковой пушкой Pak 35/36 с боекомплектом на 168 выстрелов;
  • 251/11 — бронетранспортер для прокладки кабеля, катушка монтировалась на правом борту;
  • 251/12 — артиллерийская разведка и корректировка огня, имелись радиостанции;
  • 251/13 — бронеавтомобиль для артиллерийской звуковой разведки;
  • 251/14 — еще одна модификация для звуковой разведки;
  • 251/15 — светометрическая разведка;
  • 251/16 — самоходный огнемет, орудия устанавливались на борта, запас составлял 700 л — на 80 секунд непрерывного огня каждой пушки, дальность поражения — 35 м в зависимости от ветра;
  • 251/17 — зенитная установка для Flak 38 калибром 20 мм, боекомплект на 600 выстрелов;
  • 251/18 — наблюдение и связь, имелись радиостанции;
  • 251/19 — мобильная станция телефонной связи;
  • 251/20 — установка с инфракрасным прожектором, известная как «Филин», применялась для корректировки огня «Пантер», позволяя отмечать цели на расстоянии до 1500 м, имелась радиостанция для связи;
  • 251/21 — зенитная установка под авиационные пушки MG 151/20 с калибром 20 мм, боекомплект рассчитан на 3 тыс. выстрелов;
  • 251/22 — самоходная артиллерийская установка для орудия Pak 40/1 калибром 75 мм, боекомплект — 22 снаряда;
  • 251//23 — машина разведки с танковой пушкой на 100 выстрелов и стандартным пулеметом.

Широкий спектр модификаций позволял применять бронетранспортеры Ханомаг в качестве основной машины поддержки. Во многом именно их мобильность определяла успех проводимых операций.

Конструкция

В основе машины Sd.Kfz.251 лежит рамное шасси, на котором установлен бронекорпус. Корпус построен на базе каркаса, к которому приварены или приклепаны броневые листы. Независимо от типа соединения применялась гетерогенная броня. Лобовые листы имели толщину 10…15 мм, боковые и кормовые листы имели толщину 8 мм, для днища применялся лист с толщиной 6…8 мм.

Лобовая броня обеспечивает относительную защиту от стрелкового оружия. Крыша толщиной 6 мм имеется только над головами водителя и радиста. В непогоду над боевым отсеком бронетранспортера мог устанавливаться брезентовый тент на дугах.

Корпус Sd.Kfz.251 включает в себя моторный отсек, за которым находится боевое отделение. Между мотором и отделением имеется стальная переборка. В начале боевого отсека бронетранспортера расположены места водителя и радиста. На части машин встречается система обогрева ног, представляющая собой трубу для подачи теплого воздуха из моторного отсека.

В качестве силового агрегата применялся рядный 6-цилиндровый карбюраторный мотор MaybachHL 42 TURKM. Двигатель имел мощность 100 л.с. при рабочем объеме цилиндров 4117 куб. см. Мотор расположен впереди бронетранспортера в отсеке, защищенном броней. Радиатор системы охлаждения установлен перед двигателем, забор воздуха вентиляторами выполняется из под машины.

На ранних версиях Sd.Kfz.251 на лобовом листе имелся вентиляционный лючок, а сверху – решетка.Перед радиатором установлены жалюзи, регулирующие интенсивность охлаждения. Запас топлива составляет 160 л, бак размещен внутри рамы под полом боевого отделения.

На машинах Sd.Kfz.251 использовалась двухдисковая муфта сцепления сухого типа и планетарная трансмиссия, обеспечивавшая четыре передачи переднего хода и одну заднего. В коробке имелся дополнительный увеличитель передаточного отношения, применявшийся при движении вне дорог. Разворот бронетранспортера выполнялся при помощи управляемых колес переднего моста и регулировкой потока мощности, подаваемого на гусеницы.

На бронетранспортере отсутствуют дополнительные бортовые редуктора и фрикционы. Управление дифференциалом автоматическое, включалось при повороте колес машины на определенный угол. Для остановки использовались тормоза с пневматическим приводом.

Гусеничная часть машины Sd.Kfz.251 оснащена торсионной подвеской катков, расположенных в шахматном порядке. Из-за установки торсионов катки левого и правого борта смещены относительно друг друга на 140 мм. Из-за этого в гусеничной ленте правого борта применено дополнительное звено (55 и 56 соответственно).

Ведущее колесо расположено в передней части движителя, заднее оборудовано кривошипом для регулировки натяжения гусеничной ленты. Сама гусеница бронетранспортера набрана из мелких звеньев (соединенных пальцами на игольчатых подшипниках), оснащенных на внешней стороне резиновыми подушками.

Мост оборудован пневматическими шинами. На ранних машинах встречались шины с дорожным рисунком протектора, позднее стали использоваться покрышки внедорожного типа.

Архив

  • ► 

    2019

    (
    59
    )

    ► 

    сентября 2019

    (
    8
    )

    ► 

    июля 2019

    (
    11
    )

    ► 

    июня 2019

    (
    6
    )

    ► 

    февраля 2019

    (
    23
    )

    ► 

    января 2019

    (
    11
    )

  • ► 

    2018

    (
    66
    )

    ► 

    ноября 2018

    (
    9
    )

    ► 

    октября 2018

    (
    17
    )

    ► 

    сентября 2018

    (
    29
    )

    ► 

    мая 2018

    (
    4
    )

    ► 

    марта 2018

    (
    5
    )

    ► 

    февраля 2018

    (
    2
    )

  • ► 

    2017

    (
    42
    )

    ► 

    октября 2017

    (
    8
    )

    ► 

    августа 2017

    (
    9
    )

    ► 

    апреля 2017

    (
    2
    )

    ► 

    марта 2017

    (
    3
    )

    ► 

    февраля 2017

    (
    4
    )

    ► 

    января 2017

    (
    16
    )

  • ▼ 

    2016

    (
    104
    )

    ► 

    декабря 2016

    (
    1
    )

    ► 

    ноября 2016

    (
    5
    )

    ► 

    октября 2016

    (
    17
    )

    ► 

    сентября 2016

    (
    27
    )

    ► 

    августа 2016

    (
    4
    )

    ► 

    мая 2016

    (
    8
    )

    ► 

    апреля 2016

    (
    14
    )

    ► 

    марта 2016

    (
    3
    )

    ► 

    февраля 2016

    (
    16
    )

    • ▼ 

      января 2016

      (
      9
      )

  • ► 

    2015

    (
    85
    )

    ► 

    декабря 2015

    (
    7
    )

    ► 

    ноября 2015

    (
    2
    )

    ► 

    октября 2015

    (
    1
    )

    ► 

    сентября 2015

    (
    6
    )

    ► 

    августа 2015

    (
    27
    )

    ► 

    июля 2015

    (
    1
    )

    ► 

    мая 2015

    (
    10
    )

    ► 

    апреля 2015

    (
    28
    )

    ► 

    марта 2015

    (
    3
    )

  • ► 

    2014

    (
    167
    )

    ► 

    сентября 2014

    (
    5
    )

    ► 

    августа 2014

    (
    2
    )

    ► 

    июля 2014

    (
    2
    )

    ► 

    мая 2014

    (
    59
    )

    ► 

    марта 2014

    (
    8
    )

    ► 

    февраля 2014

    (
    89
    )

    ► 

    января 2014

    (
    2
    )

  • ► 

    2013

    (
    39
    )

    ► 

    декабря 2013

    (
    39
    )

  • ► 

    2012

    (
    74
    )

    ► 

    декабря 2012

    (
    26
    )

    ► 

    сентября 2012

    (
    7
    )

    ► 

    июля 2012

    (
    4
    )

    ► 

    июня 2012

    (
    2
    )

    ► 

    апреля 2012

    (
    7
    )

    ► 

    марта 2012

    (
    28
    )

Средние танки

Далее рассмотрим категорию «танков артиллеристских», которые предназначались для макси­маль­ного приближения к противнику мощного огневого воздействия по живой силе и боевым средствам.

Танки артиллерийской поддержки пехоты изначально не предназначались для борьбы с себе подобными целями. Отличительной особенностью танков этой категории являлись коротко­ствольные пушки (у танка T-IV длина ствола в калибрах L равна 24), начальная скорость снаряда которых и, следовательно, пробиваемость этих орудий была весьма низкой (45-мм советская пушка 20К превосходила по бронепробиваемости 75-мм немецкую пушку танка T-IV на всех дистанциях). Для борьбы с пехотой наш танк Т-28 (благодаря наличию двух отдельных пулеметных башен) был вооружен лучше. Кроме того, некоторая часть танков Т-28 последних годов выпуска была вооружена более длинноствольными пушками и экранирована дополнительными броне­плитами толщиной 20-30 мм. Аналогичная модернизация в части усиления брони происходила и с немецкими танками (танки T-IV первых серий А, В, С и др. имели броню лоб – 30 мм, борт – 20 мм). Что касается короткоствольной пушки, то ее замена на длинноствольную (L 43) произошла только в апреле 1942 года. Широкие гусеницы советского танка Т-28 обеспечивали ему лучшую проходимость. В целом, по всей совокупности тактико-технических характеристик эти танки были равнозначными.

Рассмотрим, наконец, самое лучшее, что было на вооружении танковых дивизий вермахта и танковых дивизий РККА на 22 июня 1941 года, условно включенных в категорию «средних танков».

«Самые лучшие» это не мое мнение, а мнение государственной комиссии (из полсотни инженеров, конструкторов и разведчиков), которая под руководством наркома Тевосяна трижды в 1939–1941 годах подробно ознакомилась с состоянием немецкого танкового производства и из всего увиденного отобрала для закупки только единственный танк марки T-III. Самым лучшим танк T-III серий H и J стал благодаря двум обстоятельствам: новой 50-мм пушке KwK-38 и лобовой броне корпуса толщиной 50 мм. Все остальные типы танков наших специалистов не заинтересовали.

Этот танк на советском полигоне был всесторонне изучен и испытан стрельбой по бронецелям. Поэтому наше военно-политическое руководство прекрасно было осведомлено об уровне немецких танков и состоянии танковой промышленности Германии в целом.

В Красной Армии «самым лучшим» из категории «средних танков» был танк Т-34.

По всем показателям — подвижности, бронезащите, вооружению танк Т-34 превосходил самый лучший на июнь 1941 года немецкий танк T-III серий Н и J. Длинноствольная 76-мм пушка Т-34 пробивала любую броню самых защищенных немецких танков на дистанции 1000–1200 метров. В то же время ни один танк вермахта не мог поразить «тридцатьчетверку» даже с 500 метров.

А мощный дизель обеспечивал не только быстроходность и относительную пожаробезопасность, но и позволял на одной заправке пройти более 300 км.

Самую полную и квалифицированную оценку советскому танку Т-34 дал немецкий генерал Б. Мюллер-Гиллебранд:

И далее он пишет:

Подобные отзывы делают и другие генералы вермахта.

Потребности и реальные возможности

Расчеты, впервые проведенные в отношении защищенной наземной техники, определили общие оперативные потребности ВС Германии в количестве 20 тыс. бронемашин.

Высокая стоимость закупок в сочетании с ограничениями военного бюджета показали невозможность их удовлетворения. В итоге при планировании реформы бундесвера реализован подход, направленный на сосредоточение сил и средств на возможных операциях и на подготовке войск к их проведению.

Подход нашел свое отражение в действующей с июня 2011 года «Концепции оснащения бронированными колесными и гусеничными машинами для задач бундесвера» (Konzept zur Ausstattung mit geschützten Rad- und Kettenfahrzeugen für die Aufgaben der Bundeswehr). По мнению разработчиков, новая концепция способна гарантировать удовлетворение структурных потребностей ВС на 80 процентов.

Вместе с тем, общие финансовые затраты в рамках концепции оставались для военного бюджета высокими. В результате в 2012 году для бундесвера установлена верхняя граница бронированной техники в количестве 7 тыс. единиц. Этот показатель фактически закрепил на ближайшее время недостаток защищенных транспортных средств для военных зарубежных миссий.

Всего в составе ВС Германии планируется иметь 54 тыс. транспортных средств, из них:

  • 7 тыс. ед. бронетехники: основные структурно-определяющие системы вооружений (ОБТ «Леопард 2», БМП «Пума», САУ «PzH 2000» и т.п.), плюс колесная бронированная техника категорий БКМА, БТА и ЗСА;
  • 9 тыс. незащищенных автомобилей в штатах воинских частей;
  • 38 тыс. автомобилей так называемого «гибкого компонента».

Указанный «гибкий компонент» находится в ведении компании «Бундесвер-Фурпаркзервисе ГмбХ» (Bw-Fuhrparkservice GmbH) и предназначен для пропорционального использования бундесвером внутри страны и за рубежом. Транспорт предоставляемых в распоряжение воинских частей по договору аутсорсинга.

Эмблема предприятия Bw-Fuhrparkservice GmbH

Легкая бронированная техника 1945–1965 гг

После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.

Советские бронетранспортеры

Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.

БТР-152. СССР.1947–1952 гг.

В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ  (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.

БТР-60. СССР. 1960–1987 гг.

БТР-50. СССР. 1954–1970 гг

БРДМ-1. СССР. 1957–1966 гг.

БРДМ-2. СССР. 1963–1989 гг.

Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). СССР. 1964 г. – настоящее время

БТР США

Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.

Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).

Бронетранспортер М113. США. 1960–1992 гг

Тяжёлые танки Второй мировой войны немцев

«Хищно-кошачье» название немецких танков использовалось и для самой известной боевой машины гитлеровской Германии – Pz.Kpfw. VI Tiger I (Т- VI «Тигр-I»). Все немецкие танки 1941 года были лёгкими или средними. Первый тяжёлый танк появился на вооружении вермахта лишь в конце 1942 года.

6. Pz.Kpfw. VI Tiger I от машиностроительного концерна Henschel, танк с боевой массой большинства модификаций в 57 тонн – именно с ним ассоциируется вся тяжёлая бронетехника вермахта Второй мировой войны.

Танки «Тигр» серийно выпускались в 1942-1945 гг. В общей сложности, немцы сделали 1354 танка данного типа.

Т- VI «Тигр-I»

В качестве основного вооружения, эти немецкие танки Великой Отечественной войны комплектовались 88 мм орудиями KwK 36 – это танковый вариант зенитной пушки FlaK 18/36. Спаренный с ней пулемёт MG-34 располагался справа от ствола пушки и наводился вместе с ней. Стрельбу из него вёл наводчик-оператор, нажимая правой ногой на педаль. Второй пулемёт размещался в лобовом корпусе. Также на «Тигры» устанавливали зенитные пулемёты и другое дополнительное вооружение.

7. Pz.Kpfw. VII Tiger II Königstiger (Т-VII «Королевский тигр») – тяжёлый танк боевой массой 68 тонн, дальнейшее развитие концепции танков «Тигр», продукция концерна Henschel. В рейтинге «Танки немецкой армии 1941 1945 гг.» это самая мощная боевая машина из реально эксплуатируемых.

Т-VII «Королевский тигр»

Его основным вооружением была 88-мм нарезная танковая пушка 8.8 KwK 43 L/71, сделанная на базе 88-мм зенитной пушки. Это самое длинноствольное и дальнобойное танковое орудие из всех, когда-либо использовавшихся вермахтом. Вспомогательным вооружением танка были два или три 7,92-мм пулемёта, а также антипехотная мини-мортира для ближнего боя.

Таких танков в 1943-1945 гг. Германией было построено 489 единиц.

8. Pzkpfw.VIII Maus (Т- VIII «Мышь») – это сверхтяжёлый танк боевой массой 188,9 тонн, который никогда не использовался в боях: в 1944-1945 гг. было построено лишь два опытных экземпляра.

В апреле 1945-го, при приближении Советской Армии к полигону, на котором они испытывались, оба «Мауса» были взорваны. Один из них, менее пострадавший, был восстановлен и занял место в экспозиции советского Бронетанкового музея в Кубинке.

Pzkpfw.VIII Maus

Основное вооружение сверхтяжёлого танка «Маус» – это два орудия: тяжёлая противотанковая пушка 128 мм KwK-44 L/55 и 75-мм KwK-40. Разработка этой бронемашины и производство опытных образцов велись под руководством профессора Фердинанда Порше.

Это все танки Германии Второй мировой войны 1939 1945, которые производила промышленность Третьего Рейха.

Кроме того, нельзя не упомянуть о том, что немецкая бронетехника в годы 1941-1945 и танки трофейные активно использовала.

Pz Kpfw 35(t)

Прежде всего – чешские лёгкие танки LT vz.35 (Pz Kpfw 35(t) компании «Шкода» и LT vz.38 (Pz Kpfw 38(t), совместной разработки Škoda и ČKD.

Pz Kpfw 38(t)

Это были современные, для второй половины 30-х годов, танки с 37 мм орудиями и двумя 7,92 мм пулемётами. После оккупации Чехословакии в 1939 году чехи продолжили производить эти боевые машины для немцев, и выпустили их, в общей сложности, 434 Pz Kpfw 35(t) и 1433 Pz Kpfw 38(t)

В целом, за годы Второй мировой войны германской промышленности удалось наладить серийное производство целой линейки новых средних и тяжёлых танков, по своим характеристикам не уступающих, а во многом и превосходящих танки СССР и стран-союзниц по антигитлеровской коалиции. Но это не помогло нацистам осуществить их бредовые планы мирового господства.

БМП на базе PzKpfw III

Параллельно с компанией MAN, аналогичные работы велись и на заводах Daimler-Benz. Правда, там новую БМП делали на основе заслуженного старичка PzKpfw III, задел по которым был ещё бóльшим, чем по танкам Пантера.

Машина вышла на испытания практически одновременно с Пантерой, в том же 1947 году. И также была принята на вооружение. Тут желание использовать снятые с вооружения танки превысило те недостатки, которые возникали с наличием машин двух разных типов, а в перспективе и трёх, в войсках. Новая БМП с использованием старых компонентов получила название Raupen-Schützenpanzerwagen Sd.Kfz.420.

Компоновка машины была такой: двигатель — впереди и справа, трансмиссия осталась на своём месте. Слева впереди — место водителя с водительским люком. За водительским местом — место командира отделения. Дальше — отсек для восьми стрелков отделения. В отсеке в верхнем листе два основных люка для пехоты и один аварийный. В кормовом листе двустворчатый люк, с широкой нижней частью для погрузки раненых.

Башня БМП одноместная, точно такая же, которая была на лёгких танках PzKpfw II Luchs. Место справа от пушки занято механизмом вертикального наведения турели с двумя Панцершреками. Горизонтальное наведение производится башней, вертикальное — синхронно с 20-мм пушкой и курсовым пулеметом. Прицеливание панцершреков — дистанционно, при помощи пушечного прицела, где нанесена отдельная сетка для гранатомета. Заряжание гранатометов осуществлялось вручную, как на ручных образцах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector