Как норманизм пришел на русь и почему до сих пор он тут

Норманны в Ирландии

Захватив в VIII веке Шетландские, Оркнейские и Гебридские острова, норманны начали грабительские набеги (продолжавшиеся около 200 лет) на ирландскую территорию, и вскоре перешли к созданию поселений в Ирландии. В 798 году норвежцы поселились в районе Дублина, а с 818 года приступили к колонизации южного побережья, создав поселения у нынешних городов Уэксфорд и Корк. В Ольстере норманны завладели церковной столицей Ирландии — городом Арма, а на западе основали колонию, ставшую впоследствии городом и портом Лимерик, при впадении реки Шаннон в эстуарий, глубоко врезающийся внутрь острова.

Опираясь на эти поселения, норманны совершали многочисленные грабительские экспедиции, проникая по рекам во внутренние области острова. Главным объектом грабежей стали наиболее богатые и развитые южная и восточная части Ирландии. В первой половине IX века один из вождей норманнов Торгильс фактически держал в подчинении значительную часть острова. Своей столицей Торгильс сделал город Атлон на реке Шаннон, у озера Лох Ри.

Засилье чужеземцев привело к освободительной борьбе ирландцев, которая особенно усилилась в начале XI века. Борьбу возглавили местные вожди — король Манстера Бриан Бору и правитель Мита Малахий. Малахий нанёс поражение норманнским отрядам и выбил норманнов из Дублина.

В 998 году Малахий был признан королём Ольстера, уступив Бриану Дублин, а с 1002 году и титул ард-ри (Верховного короля) Ирландии. Бриан провёл политическую реформу, пытался ужесточить налоговую систему, построил много крепостей на реке Шаннон, создал сильный флот, готовясь к предстоящим битвам за освобождение Ирландии от норманнов. За попытку ввести обложение скотом на общие нужды он получил прозвище Бриан Байроме, что означало «собиратель скота».

В конце 1013 года, воспользовавшись мятежом, поднятым против Бриана правителем Дублина, норманны стали стягивать силы, послав за подкреплениями на Оркнейские острова, в Норвегию и в Данию. Решающее сражение произошло в 1014 году вблизи Дублина у Воловьего луга (ныне Клонтарф). Норманны и союзные им сепаратисты были полностью разгромлены. 88-летний Бриан в этой битве погиб. В результате битвы при Клонтарфе Ирландия была освобождена от иноземного ига. Разбойные набеги норманнов случались и после битвы при Клонтарфе, но стали более редкими и менее опасными.

Двухсотлетнее господство и грабительские набеги норманнов нанесли Ирландии огромный ущерб и затормозили её экономическое и социальное развитие. Если в соседних странах к этому времени начало развиваться товарное производство, то в Ирландии сохранялось традиционное патриархальное общество с натуральным хозяйством.

Начало боёв. Подвиги Эда и Эбля

Гозлен, руководивший постройками вокруг Сите, не успел достроить одну из башен, что прикрывала мост на правом берегу Сены. Туда-то и ударили норманны, полагая, что без труда войдут в город. В первых рядах защитников сражались Эд, его брат Роберт, Гозлен и Эбль. Рядом с Гозленом убило молодого воина, сам же епископ был только легко ранен.

Эд Парижский

Ночью, отбросив врага на его корабли, парижане под руководством молодого графа и святых отцов закончили строительство башни. На следующий день викинги снова бросились на это, как им казалось, слабое место, но Эд и Эбль, возглавившие оборону, не только активно поддерживали моральный дух парижан, но и сами активно участвовали в умерщвлении врагов: Эд лил им на головы раскалённую смолу, а Эбль стрелял из лука.

Норманны поняли, что быстрой победы не будет, и взяли Париж в осаду.

Полной блокады, по-видимому, так и не случилось, и долгое время в город можно было проникнуть с юга. Однако осаждённым и так хватало проблем. Датчане строили осадные приспособления вокруг Сите, прочёсывали окрестности Парижа, собирая богатую добычу. Расположенный на берегу храм Сен-Жермен л’Оксерруа они превратили в бойню для захваченного скота. А император Карл III всё вздыхал о своей тяжкой доле и не спешил отправлять армию на помощь Эду. Что ж, союзниками молодого графа стали его священники — не самые, возможно, праведные, зато отважные и верные. Ну… ему, по крайней мере, верные.

Варяжская проблема (норманнская). Происхождение слова Русь.

Стабилизация верховной власти у восточных славян связана с летописным рассказом о призвании варягов и основании династии Рюриковичей. Приглашённый на княжение новгородцами князь Рюрик укрепился па новгородском княжении в 862 г.

– так утверждает летопись. В 882 г. в результате военного похода новгородской дружины на Киев происходит объединение двух главных центров Северной и Южной Руси, возникает государство, вошедшее в историю под названием «Киевская Русь». О нём мы имеем уже более чёткие представления, ибо история его описана в русских летописях, в арабских и византийских хрониках, воспета и былинах и скандинавских сагах, лучше, чем предыстория, представлена археологическими памятниками.

Окраины этого государства, сильно

разросшегося уже к XI в., упирались на юге в степные просторы, где ему приходилось контактировать с многочисленными кочевыми народами Средней и Центральной Азии, волнами накатывавшимися в приволжские и причерноморские степи. На севере Киевская Русь граничила с Балтикой и таёжным Заволжьем, и здесь восточнославянское в своей основе государство испытывало мощное влияние Скандинавии, которое вполне может быть сравнимо с влиянием южного соседа Руси – Византии.

Вопрос о роли скандинавов-норманнов в становлении и развитии древнерусского государства дебатируется в отечественной исторической науке уже в течение двух с половиной столетий, хотя для мировой науки эта роль всегда оставалась бесспорной.

В ходе дискуссий сформировалось две позиции, два лагеря, так называемых норманистов – сторонников скандинавского происхождения Рюрика, и антинорманистов, выводивших Рюрика откуда угодно, но только не из Скандинавии. Особняком стоит позиция советских историков, которые с конца 1940-х годов вообще пришли к отрицанию Рюрика как такового и понятия «династия Рюриковичей», «держава Рюриковичей», на которых стояла вся российская историография, вообще перестали употреблять.

Причём, надо заметить, что эта позиция не была марксистской, ибо сам К. Маркс признавал не только наличие Рюрика-скандинава, но и «норманнский период» в истории Руси. Поскольку авторы вузовских учебников по истории отечественного государства и права и в новейших изданиях проводят старую советскую точку зрения на эту проблему, есть смысл остановиться на ней несколько подробнее.

Первым норманистом был автор «Повести временных лет», монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поместивший в летописи в 1113 г.

известие о призвании Рюрика новгородцами. Суть его такова. Новгородцы, – рассказывает Нестор, – долгое время платили дань приплывавшим из-за моря варягам, воинственному народу. Однако в лето 6370 от С. М. (862 от Р. X.) они «изгнаша варяги за море и не даша им дани.

И почаша сами в собе володети». Но свобода не принесла им покоя, начались раздоры и распри: «И не бе в них правды, и вста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся». Чтобы прекратить распри, решили: «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву. И идоша за море, к варягам, к руси. Реша русь, чудь, словене и кривичи, и веси: «Земля паша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володети нами.

И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший Рюрик седe Новегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий, Трувор, в Изборсте. И от тех варяг прозвася Русская Земля».

Это известие русской летописи, соединив его с данными скандинавских источников, ввели в историческую науку служившие в Российской Академии наук в XVIII в. историки немецкого происхождения: Т.З.

Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, ставшие родоначальниками норманнской теории происхождения русского государства в IX в.

Их положения развили далее русские учёные: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв и другие, которых можно смело называть норманистами. Антинорманизм, в свою очередь, родился в трудах М.В.

Ломоносова, который счёл антипатриотичным начинать русскую историю от скандинавов.

Всё дело заключалось в том, что научному спору было придано тогда, в XVIII в., политическое звучание, политика вмешалась в науку.

Образование древнерусского государства. Проблема «норманнского влияния».

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

Социально-экономические— родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине.

Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Политические— появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы.

С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала «Держава волынян»; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба— вокруг Киева, Славия— вокруг Новгорода, Артания— вокруг Рязани или Чернигова.

Внешнеполитические— важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности.

Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).

Итак, к IХ в.

восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями — жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси — варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины.

Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития — у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

Как свидетельствует летописец Несторв «Повести временных лет»,к IХ в.

новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей.

«Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами». На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг(предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.

Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси.

Всех его потомков стали звать Рюриковичами.

После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг —Олег. Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути «из варяг в греки» владели киевляне.

В 882 г. Олег пошёл походом на Киев. Там в это время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир.

Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя.

Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.

Так было образовано первое государство восточных славян.

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей — дружина.

Норманны в Шотландии

Проникновение нормандцев Шотландию началось в середине XI века, со времен правления короля Малькольма III. Для Шотландии в целом характерна вторичная миграция нормандцев — из уже завоеванной ими Англии. Наиболее активно англо-норманны стали переселяться в Шотландию в первой половине XII века при короле Давиде I, который в молодости участвовал в борьбе за власть в Англии между наследниками Вильгельма Завоевателя. Давид I поощрял переселение англо-нормандских феодалов в южные регионы страны, создавая прочную опору королевской власти. Новая нормандская знать, из которой позднее вышли такие короли как Роберт Брюс, Иоанн Баллиоль и многие представители знатных шотландских родов, привнесла с собой норманнскую систему феодализма, которая стала применяться как в равнинной, так и (позднее) в горной части страны. Династия Стюартов, представители которой в XIV—XVII веках занимали престол Шотландии и Англии, также имеет свои истоки в англо-нормандских переселенцах. Помимо системы феодализма англо-норманны принесли в Шотландию северо-английский диалект, который со временем развился в собственно шотландский язык, постепенно вытеснивший из обращения исторически используемый шотландцами гэльский язык.

Особенности религии и культуры

Народы Скандинавии были носителями уникальной языческой культуры, для которой свойственен политеизм — многобожие. Главными богами были: Один, Тор, Фрейя, Хель и другие. Храбрые воины после смерти попадали в Вальхаллу, где они встречались на банкетах с богами. Такой вот рай у викингов.

Реалии жизни, климатические условия у викингов были хмурые и суровые, из-за чего их эпос именно такой. Основа эпоса — это саги. Примечательно, что викинги долгое время не имели письменности и поэтому саги, записанные позже, служат основным источником.

К ним историки относятся скептически, проверяя информацию в летописях и документах других народов (если это конечно возможно). Позже у викингов появилась собственная письменность на основе рунического письма. В X-XI веках викинги начинают принимать христианство, а с ним в Скандинавию приходит латинский алфавит.

Город викингов / Benjamin Gallego / bgallego.artstation.com

Классики золотого века

Между тем времена менялись. Трагический момент отчаяния, когда власть «норманнов» казалась всемогущей («чудище обло, озорно, стозевно и лаяй…»), отошел в прошлое. Начался подъем русского национального самосознания, золотой век русской культуры. Пришла пора усомниться в правоте «легенды о призвании».

Нетрудно заметить, что в конце 18 — первой половине 19 в. норманизм встретил противников в лице только русских поэтов и писателей, тех, которых мы теперь называем «классики золотого века». Историки-профессионалы молчали или занимались схоластической свистопляской. Почему — вполне понятно: историческая наука слишком сильно связана с политической конъюнктурой и гораздо легче поддается контролю, чем свободное слово поэта. Однако уже в 1860-е гг. ситуация изменилась: появились первые научные труды, рассматривающие историю средневековой Руси без предвзятостей.

Следует, справедливости ради, отметить, что далеко не все «птенцы гнезда петрова», «лица немецкой национальности» из Де-Сиянс Академии были норманистами. Конечно, за это выплачивались немалые деньги, но бывают все же и такие историки, которым, несмотря на «приличное вознаграждение» противно повторять заведомую чушь. Подъем, охвативший русское общество в период Отечественной войны 1812 г. (следует вспомнить, что в этой войне Германия и Россия были союзниками), привел к появлению работы Г. Эверса (1814 г.), подвергнувшего норманизм разгромной критике.

Ослабление норманизма после атаки 1812 года

С истинно немецкой пунктуальностью Эверс не оставил от создания Байера-Миллера-Шлецера камня на камне. Однако в его версии киевские князья происходили от хазар. Почему от хазар? Ну, видимо, в начале 19 в. было довольно трудно себе представить, что в России когда-то правила национальная элита действительность-то была совсем другой.

Фактически немец Эверс, сам того не подозревая, стал основателем «евразийства»! Работа Эверса, несмотря на ее хазарофилию, была все же первым серьезным критическим разбором норманизма. В дальнейшем это «раннеевразийское» направление разрабатывалось Д. Иловайским (1876 г.), выдвинувшим теорию происхождения русской элиты… от гуннов и булгар.

Забавно выглядит уже сам «разброс» мнений по поводу того, кем же по национальности были загадочные варяги, основавшие русское государство. Норманисты, разумеется, упирали на то, что это были скандинавы, хотя какие именно -тут уже никакого согласия не было; высказывались аргументы в пользу шведов, датчан, норвежцев… Татищев, пытаясь найти компромисс, выдвинул версию финнского происхождения варягов. Эверс предложил искать хазарский или венгерский след; Иловайский гуннский или болгарский.

Костомаров, в поисках альтернативы норманизму предложил гипотезу литовского происхождения варягов, Шахматов — даже кельтского! Куда дальше? Буквально все соседи и даже не-соседи Руси были «перепробованы» на роль варягов… Пока не дошло, наконец, что самое простое и единственно возможное объяснение, это — теория славянского происхождения варягов-руси.

Историческая таблица по теме: противостояние норманистов и антинорманистов

Существует два основных подход к истории образования и формирования государственности у восточных славян. Первые, приверженцы норманизма, отстаивали концепция, согласно которой непосредственное участие в событии образования древнерусского государства приняли пришлые люди — варяги (норманы). Вторые, получившие название антинорманисты, придерживались точки зрения, что славянские племена самостоятельным образом перешли на новый уровень общественного развития — объединение в единое государство. Проект FOX-calculator решил разобраться кто такие норманисты и кто такие антинорманисты, кто был сторонником той и другой концепции, а также в чем суть этих концепций.

Таблица по теме: концепции норманизма и антинорманизма

Концепция образования древнерусского государства Норманисты Антинорманисты
Сторонники концепции А. Шлецер, Г. Байер, Г. Миллер (XVIII в.) М. В. Ломоносов (XVIII в.) Е. И. Забелин (XIX в.) и др. историки XX в.
Аргументы сторонников концепции 1. Придерживались позиции, что рассказ летописи в целом достоверен

2. Русы, варяги – это и есть норманны, т. е. германское племя с более высоким уровнем развития. Они и образовали государство у славян

3. Название «Русь» и имена послов в договорах Руси с греками – норманнские.

1. Влияние скандинавов на образование древнерусского государства незначительное.

2. У восточных славян и до призвания варягов шел процесс разложения первобытного строя и складывания государственности.

3. Название «Русь» имеет славянское происхождение.

Проверь себя! Исторический тест по теме: концепции норманизма и антинорманизма

Тест по теме: теории происхождения древнерусского государства»

Лимит времени:

из 1 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: теории происхождения древнерусского государства»

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: из 1

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

  1. 1
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 1

    Элементы сортировки
    • Придерживались позиции, что рассказ летописи в целом достоверен
    • Русы, варяги – это и есть норманны, т. е. германское племя с более высоким уровнем развития. Они и образовали государство у славян
    • У восточных славян и до призвания варягов шел процесс разложения первобытного строя и складывания государственности.
    • Название «Русь» имеет славянское происхождение.
    • Норманисты
    • Норманисты
    • Антинорманисты
    • Антинорманисты

    Правильно

    Неправильно

Норманисты и антинорманисты

Датские паломничества на юг

Ещё при Карле Великом викинги поняли — богатые и плодородные земли на юге созданы для того, чтобы стать их добычей. Карл, однако, заключил мир с датским конунгом, проведя черту между Данией и своей империей. Разумеется, после смерти Карла набеги возобновились — тем более, что сыновья Карла не смогли сберечь его империю в целости.

Одним из самых крупных был поход легендарного конунга Рагнара Лодброка. К берегам Франции явилось около пяти тысяч викингов на 120 боевых кораблях.

Войска Лодброка осаждают Париж

Карл Лысый попытался дать бой Рагнару, но тот попросту развесил на деревьях то, что осталось от войска Карла, — а осталось немного. Карл намёк понял, и дорога на Париж Рагнару была открыта. На Пасху викинги вошли в будущую столицу Франции, грабили и убивали там местных жителей, опустошали церкви и согласились покинуть богатый город только за солидный выкуп.

В 885 году, во время правления Карла Толстого, датские воины вновь осадили богатый город франков. Однако на этот раз им отказались сдаваться. Правда, графу Парижскому Эду было всего двадцать пять лет, а войска у него имелось не больше двухсот человек…

Эд был высок, красив, отважен, отлично стрелял из лука и метал дротик. Париж он унаследовал в конце 882 года. Романтический герой — но больше о нём на тот момент ничего не было известно.

Норманны в Ирландии

На ирландскую культуру, народность и историю норманны оказали значительное влияние. Вначале, в XII веке они ещё сохраняли самобытность, но постепенно приняли культуру Ирландии и стали «более ирландцами, чем сами ирландцы» (со времён средневековья широко распространённая фраза, по латыни «Hiberniores Hibernis ipsis», происхождение неизвестно). Селились в основном на востоке Ирландии, в области радиусом примерно 20 миль вокруг Дублина. Построили много дворцов и поселений, включая замок Трим и Дублинский замок. Культуры перемешались, заимствуя друг у друга лексику, навыки и кругозор.

Кто первый открыл Америку?

В 990 г. викинг по имени Бьярни отправился по морю в гости к своему отцу, который переселился в Гренландию. От Исландии мореходы плыли трое суток с попутным ветром. Затем он прекратился, подул северный, и лег туман. Бьярни плыл, не зная куда, много дней. Наконец моряки увидели землю. Она была плоская, покрыта лесом, с небольшими холмами у горизонта. Бьярни решил двигаться дальше. Вскоре вновь показалась земля, но и она не была похожа на Гренландию: вместо ледников — леса.

Бьярни наткнулся на неведомую землю, холмы которой были покрыты лесами

В конце X в. Лейф Эриксон с командой из 35 человек отплыл на запад. Им был открыт остров с ледниками, о котором говорил Бьярни. Это была Баффинова Земля. Другая земля выглядела более приветливо. Лейф назвал ее Маркланд, что значит «страна лесов». Вероятно, это был полуостров Лабрадор. Наконец, после еще двух дней плавания, он оказался на зеленом острове.

Лейф назвал эти земли Винланд («Страна дикого винограда»), поскольку в окрестностях росло много диких ягод. Открытие Северной Америки и попытки основать там поселения долгое время считалось легендой. Однако сегодня археологи располагают неопровержимыми данными о поселении викингов в Л’Анс-оМедоус, на севере острова Ньюфаундленд. Лейф провел на острове зиму. В прибрежных водах было много лососей, день был намного длиннее, чем в Гренландии.

Североамериканские индейцы встретили викингов недружелюбно

Примерно в 1004 г. брат Лейфа Торвальд Эриксон отправился в Винланд. На этот раз викинги обнаружили, что в Винланде уже живут люди. Однажды вспыхнула ссора, и Торвальд был убит стрелой местного жителя. Друзья Торвальда вернулись в Гренландию. Потомки Эрика Рыжего предприняли еще две попытки колонизировать Винланд, но им не удалось наладить добрые отношения с индейцами, и викинги покинули открытую ими землю.

Рогатый шлем

Викингов часто изображают с рогатыми шлемами на головах. В действительности ничего подобного в гардеробе скандинавов не было. Этот элемент экипировки ― выдумка. Миф о «рогатых» северянах возник с подачи католической церкви, которая отождествляла их с дьяволами. Викинги часто нападали на церкви и монастыри, грабили их. Вполне естественно, что буянов объявили чертями и для пущей достоверности «оснастили» рогатыми шлемами. На самом деле ни в одном захоронении эпохи викингов не нашли ни одного подобного артефакта, и это логично: в таком головном уборе неудобно сражаться, его легко сбить, лишь немного задев при ударе.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector