Отечественная оборонка

Сектора военной промышленности

Средства наземной обороны. Эта обширная категория включает множество всего — от танков и транспорта сопровождения до орудий легкой и тяжелой артиллерии. Круг производителей продукции такого рода невелик (всего около десятка стран), поэтому рынок средств наземной обороны является одним из самых прозрачных.
Стрелковое оружие. Согласно данным организации Oxfam сегодня в обращении находится более 600 миллионов единиц стрелкового оружия. Его производство — задача несложная, поэтому кроме гигантов военной промышленности, данным бизнесом занимаются и много небольших частных компаний, расположенных преимущественно в странах третьего мира. В результате контроль над этой ветвью военной отрасли ослабевает из-за чего организованная преступность, повстанческие силы, террористы или локальные агрессивные режимы, легко могут раздобыть стрелковое оружие, а также различные его компоненты и боеприпасы.
Аэрокосмические системы. Этот сектор военной промышленности сосредоточен на производстве, оборудовании и сервисном обеспечении военных самолетов и вертолетов, обычных и боевых ракет, а также военных спутников. В настоящий момент его можно считать самым технологически продвинутым. Доминируют здесь Россия и США, хотя немалую долю занимают и частные предприятия стран Западной Европы (BAE, Dassault Aviation, EADS, Rolls Royce, Thales Group и некоторые другие).
Морские системы. Самые великие державы мира поддерживают значительные военно-морские силы для обеспечения глобального присутствия (авианосцы, атомные подводные лодки, ракетные и торпедные крейсеры и т. д.). Поэтому нет ничего удивительного, что существует и большой мировой рынок военно-морских судов, которые обычно покупают развивающиеся страны.
Кибербезопасность. Одно из самых новых и стремительно развивающихся направлений военной промышленности. По оценке НАТО за 2013 год, кибератаки стали одним из самых больших рисков для обороны стран альянса в ближайшие десять лет. В связи с этим индустрия кибербезопасности привлекает много инвестиций

Для военной промышленности крайне важно, чтобы сложные автоматизированные механизмы (в основном это средства разведки, наблюдения и сбора разведывательных данных) были надежно защищены от кибератак. Ожидается, что к 2025 году затраты на кибербезопасность составят 40% всей военной отрасли.

Коммерческий успех военной одежды

Есть компании, которые с армией уже давно не сотрудничают, однако те давние военные заказы дали им преференции на десятилетия вперед. В 1902 году Burberry разработала полевую форму для постоянной британской армии, а в 1912 году запатентовала свой водоотталкивающий плащ-пальто, тренчкот (от англ. trench — окоп, траншея, прообраз сегодняшних всемирно известных тренчей Burberry), который носили офицеры. Сегодня средняя стоимость плаща Burberry — $2,3 тыс.

Экономика инноваций

Оружие прогресса: как военные технологии изменяли мирную жизнь

Американская фирма Alpha Industries в 1959 году стала официальным поставщиком униформы ВВС США. В числе прочего она шила куртки (бомберы) для летчиков с яркой оранжевой подкладкой, которая предназначена для подачи сигнала SOS. В какой-то момент бомберов оказалось так много, что пришлось распродавать их гражданскому населению. Покупателям настолько понравилась качественная и красивая военная одежда, что Alpha Industries успешно продает аналоги до сих пор, практически не меняя фасон.

Специально для военных летчиков по контракту с Генеральным штабом ВВС Италии кожаные куртки шила Aeronautica Militare. Оливковый цвет, летная стилистика, оригинальные знаки отличия, вышивка и принты так полюбились обычным покупателям, что когда контракт с военными закончился, куртки стали основой ежегодной коллекции одежды бренда.

Бренд обращался к итальянскому командованию за разрешением использовать на куртках в коммерческих целях аутентичные знаки и армейские нашивки

(Фото: Aeronautica Militare)

Космос коммерческий и военный

До 2000-х годов космосом занимались только правительственные агентства вроде американского NASA или российского «Роскосмоса». А потом появился Илон Маск со своей идеей колонизировать Марс и другие планеты Солнечной системы. Он первым из частников придумал, как сделать орбитальные корабли многоразовыми, а не строить новые аппараты для каждого полета, чтобы летать на ракетах было почти так же просто, как на самолетах. И в 2021 году впервые отправил людей к МКС.

Запуск Crew Dragon 2 23 апреля 2021 года. Возвращение на Землю планируется не раньше 31 октября. Спускаемая капсула совершит мягкую посадку на парашютах в Атлантике.

Успехи SpaceX открыли перед американским военными простор для самых смелых решений, и они заказали инженерам Маска производство грузовой ракеты. Суть проекта Rocket Cargo состоит в том, что многоразовый космический корабль взлетает на орбиту со скоростью 12 тыс. км/ч, приземляется через час в любой точке мира, разгружается и отправляется обратно. Около 100 т военного груза переместятся из Флориды в Афганистан в 15 раз быстрее, чем их доставил бы военно-транспортный самолет C-17 Globemaster, летящий на своей предельной скорости 950 км/ч.

А к концу 2022 года за $149 млн SpaceX обещала Пентагону построить четыре военных спутника для слежения за запусками вражеских ракет. В случае обнаружения угрозы военные на Земле будут предупреждены с помощью лазерной линии связи, после чего рассчитают, как отразить удар.

Индустрия 4.0

Разведка без боя: чем в космосе занимаются военные России и мира

Географическое разделение

Предприятия ВПК равномерно расположены по всей территории Российской Федерации. В каждом регионе есть хотя бы одно звено, входящее в оборонную промышленность. Но в зависимости от требуемых условий различные отрасли базируются в разных местах.

В крупных городах расположены наукоемкие, трудные в исполнении, требующие квалифицированных кадров объекты. На первом месте стоит столица – Москва, важными пунктами для военно-промышленного производства являются Санкт-Петербург и Новосибирск.

Особенностью географии элементов оборонного сектора является создание закрытых городков. Раньше они числились под присвоенными номерами, и лишь сейчас получили названия. В таких населенных пунктах легко обеспечить режим секретности, который необходим для сохранения промышленных тайн и технологий. В закрытых городах, как правило, социальный уровень на порядок выше.

На размещение промышленных мощностей повлияли географические, стратегические и другие факторы, которые обуславливают удобство расположения. Например, разработка ядерных боеголовок происходит в наиболее удаленных уголках страны, а военное судостроение развито в местах с наличием акваторий. К последним относятся города Таганрог, Северодвинск, Комсомольск-на-Амуре. Центром изготовления стрелкового оружия является Тула, а артиллерийского – Урал. Объекты космической сферы базируются в местах, удаленных от населенных пунктов.

Ракетно-космическая отрасль

Современный ВПК России невозможно представить без ракетно-космической отрасли, которая является наиболее наукоемкой, дорогостоящей и сложной в исполнении. Базой для научных исследований и разработки технологий является столица и прилегающие к ней территории. Это объясняется тем, что тут есть доступ к высококвалифицированным кадрам. Именно в Москве специалисты занимаются разработкой баллистических, крылатых, зенитных ракет и двигателей.

В целях безопасности и секретности предприятия ракетно-космической отрасли не располагают в непосредственной близости от государственных границ.

Главный космодром страны находится в Архангельской области. Именно с него запускают военные искусственные спутники и беспилотные летательные аппараты. Для поддержания данной отрасли в рамках международного сотрудничества Российская Федерация арендует у Казахстана космодром «Байконур».

Импортозамещение

С импортозамещением у нас тоже все отлично, если верить СМИ. Для осознания всего трагизма ситуации требуется небольшое пояснение. Российский военно-промышленный комплекс является, по сути, частью единого промышленного комплекса СССР. В рамках единого экономического пространства не было никаких проблем с выпуском комплектующих для вооружения и военной техники в разных частях Союза. После распада страны производственные связи нарушились, но кое-что удалось сохранить.

Мы знаем, что внутри межправительственных комиссий все участники клянутся друг другу в дружбе и выражают готовность поставлять компоненты, естественно, пытаясь содрать друг с друга три шкуры. Казалось бы, необходимо задуматься о локализации производства. Но нет, пока не случится большой трагедии, исключающей возможность дальнейшего сотрудничества, никто не пошевелится. Так было с Украиной, так продолжается и с рядом других бывших республик.

После введения санкций со стороны стран Запада и разрыва производственных связей с Украиной правительственные СМИ нам сообщают, что по основным направлениям зависимость преодолена.

Что же на самом деле?

Сторожевой фрегат проекта 11356

В качестве примера возьмём фрегаты проекта 11356, которые должны были поставляться для нашего Минобороны. Вторая тройка фрегатов не может быть достроена, так как производством двигателей занимается украинское предприятие. В этой связи чиновники и генералы били себя в грудь, говоря о том, что сами произведем их в Рыбинске и оснастим корабли. В итоге на сегодняшний день ВМФ решило отказаться от данных судов и заменить их корветами проекта 20386. Недостроенные же корабли планирует закупить Индия и оснастить их украинскими двигателями.

Подводя итоги, хотим отметить, что это далеко не весь спектр проблем, с которым сталкиваются наши Вооруженные силы и ВПК.

Мы совершенно не раскрыли постоянно снижающийся уровень профессионализма и морально-психологического состояния военнослужащих, инженеров-разработчиков, производственных рабочих и других единиц.

Корвет проекта 20386

Мы практически не затронули существующую нормативно-правовую базу, которая явно не нацелена на облегчение жизни предприятий, а, наоборот, создаёт все условия, чтобы довести заводы и КБ до состояния банкротства.

Однако даже такой поверхностный анализ позволяет нам сделать вывод о пагубном влиянии капиталистического уклада на российскую армию и военную промышленность, а, следовательно, и на нашу с вами безопасность.

Специалисты оборонно-промышленного комплекса

Характеристика военно-промышленного комплекса России

Военно-промышленный комплекс (ВПК) России – это мощная система предприятий, производящих боевую технику, вооружение и боеприпасы.

Как синонимы ВПК используются также термины «военная промышленность» и «оборонная промышленность».

В состав ВПК входят:

  • — научно-исследовательские организации (их задача – теоретические разработки);
  • — конструкторские бюро (КБ), создающие прототипы (опытные образцы) оружия;
  • — испытательные лаборатории и полигоны, где происходит, во-первых, «доводка» опытных образцов в реальных условиях, а во-вторых, испытание оружия, только вышедшего из заводских стен;
  • — производственные предприятия, где осуществляется массовый выпуск оружия.

Но кроме военной продукции, предприятия ВПК производят продукцию гражданского назначения.

Большая часть холодильников, магнитофонов, вычислительной техники, пылесосов и стиральных машин России производилась на предприятиях ВПК. А телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и швейные машины выпускались только на военных заводах.

Таким образом, ВПК концентрирует производство более сложной продукции.

Этому способствовал высокий технический уровень большинства предприятий ВПК. Это был тот сектор народного хозяйства, в котором производство находилось на уровне лучших мировых образцов, а во многих случаях и превышало его.

ВПК сосредоточивал наиболее квалифицированные и инициативные кадры, лучшую технику и умелых организаторов производства.

Его масштабы были огромны. В конце 80-х гг. на 1800 предприятиях ВПК России было занято около 4,5 млн.человек, в том числе 800 тысяч – в сфере науки. Это составляло около четверти занятых в промышленности. С учетом членов семей с ним было непосредственно связано 12-15 млн.человек, то есть каждый десятый житель России.

Затраты на содержание армии и ВПК лежали на всем населении страны, понижали его уровень жизни. В сфере «оборонки» господствовало убеждение, что самое главное – произвести как можно больше продукции.

Особенностью ВПК является размещение многих его предприятий в «закрытых» го-

родах, о которых до недавнего времени нигде не упоминалось, они даже не были нанесены на географические карты.

Только недавно они получили реальные названия, а до этого обозначались номерами (например, Челябинск-70).

ВПК состоит из нескольких основных отраслей:

  • — Производство ядерного оружия
  • — Авиационная промышленность
  • — Ракетно-космическая промышленность
  • — Производство стрелкового оружия
  • — Производство артиллерийских систем
  • — Военное судостроение
  • — Бронетанковая промышленность.

Ядерно-оружейный комплекс – часть атомной промышленности России.

Он включает в себя следующие производства.

1. Добыча урановой руды и изготовление уранового концентрата. В России сейчас действует только один урановый рудник в Краснокаменске (Читинская область). Там же производится урановый концентрат.

2. Обогащение урана (разделение урановых изотопов) происходит в городах Новоуральске (Сведловск-44), Зеленогорске (Красноярск-45), Северске (Томск-7) и Ангарске.

В России сосредоточено 45% мировых мощностей по обогащению урана. С сокращением производства ядерных вооружений эти отрасли все более ориентируются на экспорт. Продукция этих предприятий идет как на гражданские АЭС, так и на производство ядерных боеприпасов и на промышленные реакторы для производства плутония.

Изготовление тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) для атомных реакторов осуществляется в Электростали и Новосибирске.

4. Наработка и выделение оружейного плутония сейчас осуществляется в Северске (Томск-7) и Железногорске (Красноярск-26).

Запасы плутония в России накоплены на много лет вперед, но атомные реакторы в этих городах не останавливаются, поскольку они обеспечивают их теплом и электричеством. Ранее крупным центром производства плутония был Озерск (Челябинск-65), где в 1957 году из-за отказа системы охлаждения взорвалась одна из емкостей, в которой хранились жидкие отходы производства.

Цель – диверсификация

В настоящее время лидирующее место среди оборонных компаний мира занимают многопрофильные объединения, доминирующую роль в деятельности которых играют аэрокосмическая и электронная отрасли. Наиболее крупные американские (а следовательно, и мировые) оборонные корпорации, а также BAE Systems выросли из авиастроительных компаний. Таким образом, авиационно-космическая и электронная промышленность сейчас доминирует в оборонной индустрии мира, а авиационные системы вооружения являются наиболее дорогостоящими из всех видов военной техники.

Рассматривая ведущие оборонные компании мира (из той же первой двадцатки), можно выделить следующие их основные характерные черты:

  • структурно они представляют собой диверсифицированные холдинги;
  • основу их деятельности представляет аэрокосмическая, ракетная и электронная промышленность;
  • они активно стремятся к диверсификации и повышению удельной доли гражданского сектора в своей деятельности;
  • они созданы в последние два десятилетия в результате активной консолидации и поглощения других компаний;
  • в отношении военных продаж они зависят прежде всего от внутреннего рынка.

Говоря о диверсификации деятельности крупных оборонных компаний, следует отметить следующие два аспекта: развитие различных отраслей военного производства (авиация, электроника, ракеты, наземная техника, иногда судостроение), диверсификация между военными и гражданскими отраслями. Именно узость и в некотором роде «мелкомасштабность» военного производства и являются главным стимулом к диверсификации и расширению участия в гражданском секторе.

Возможности сотрудничества с тем же нефтегазовым или телекоммуникационным сектором обещают такие перспективы, по сравнению с которыми чисто военное производство выглядит заведомо проигрышно. К примеру, руководство той же Lockheed Martin озвучивало амбициозные планы (или скорее мечты) доведения структуры своих военных и гражданских продаж до пропорции 50 на 50 (сейчас на гражданский сектор корпорации приходится не более 7% от продаж).

Таким образом, цель многих грандов мирового ОПК – стать более гражданскими компаниями, чем военными. Ибо главные деньги делаются в гражданских отраслях, а не в военных.

Государственные заказы

Президент Дмитрий Медведев с сотрудниками Севмаша в июле 2009 года. Севмаш — крупнейшая судостроительная компания России и единственный в стране производитель атомных подводных лодок .

В кризисные годы российской экономики военная промышленность страны выживала в основном за счет экспорта. Сегодня внутренние военные закупки являются важным источником дохода для отрасли. Государственные заказы на военную технику значительно выросли за последнее десятилетие. Если в 2002 году гособоронзаказ составлял всего 62 миллиарда рублей, то к 2007 году эта сумма выросла до 302,7 миллиарда рублей. При расчете в постоянных ценах 2000 года это означает увеличение в два раза.

Ожидается, что государственный оборонный заказ на 2009 год составит рекордные 1,2 трлн рублей, что на 70 млрд рублей больше, чем в предыдущем году. Ожидается, что заказ будет увеличен еще на 40 миллиардов рублей в 2010 году и на 60 миллиардов рублей в 2011 году. В целом государство планирует потратить 128 миллиардов долларов на военные закупки в период 2009–2011 годов. Военно-промышленная комиссия России отвечает за надзор за распределением и исполнением государственного оборонного заказа. В 2005 году Путин инициировал программу консолидации отрасли, чтобы объединить основные авиастроительные компании под единой головной организацией — Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Целью было оптимизировать производственные линии и минимизировать потери. Программа была разделена на три части: реорганизация и антикризисное управление (2007–2010 годы), развитие существующих проектов (2010–2015 годы) и дальнейшее развитие в рамках вновь созданной структуры (2015–2025 годы). Комитет Государственной Думы по обороне объявил, что расходы страны на оборону, включая расходы на НИОКР , составят 16,3 млрд долларов (487 млрд рублей) в 2010 году, 19,2 млрд долларов (574 млрд рублей) в 2011 году, 24,3 млрд долларов (726 млрд рублей) в 2012 году и 38,8 млрд долларов (1,16 трлн руб.) В 2013 году. Хотя общие расходы на оборону увеличатся, сумма, выделяемая на НИОКР, снизится с 22% текущего 2010 года до 16% к 2013 году. расходы, с 13 процентов назначенной на 2010 финансовый год, 15 процентов в 2011 и 2012 годах , и 14 процентов в 2013 году приоритеты топ закупок являются следующие: РС-24 межконтинентальных баллистических ракет , Булава подводных лодок баллистических ракет , Су-24 истребители, дальние истребители Су-35 , подводные лодки, корветы , фрегаты и системы управления боевыми действиями. План на 2010-2013 годы представляет собой лишь небольшую часть (16%) от этой суммы, немногим более 2,9 трлн рублей (98,6 млрд долларов). Правительство намерено потратить 19 триллионов рублей (613 миллиардов долларов) в течение следующего десятилетия на модернизацию вооруженных сил. ОАК, один из так называемых национальных чемпионов и сопоставимый с EADS в Европе, пользовался значительной финансовой поддержкой со стороны российского правительства и вливал деньги в приобретенные компании для улучшения их финансового положения. Поставки гражданских самолетов увеличились до 6 в 2005 году, а в 2009 году отрасль поставила 15 гражданских самолетов на сумму 12,5 млрд рублей, в основном отечественным заказчикам. С тех пор в России успешно прошли испытания реактивного истребителя пятого поколения Су-57 и начато серийное производство регионального авиалайнера Sukhoi Superjet 100 , а также начата разработка ряда других крупных проектов. Путин создал Объединенную судостроительную корпорацию в 2007 году, что привело к восстановлению судостроения в России. С 2006 года были приложены большие усилия для консолидации и развития Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», что привело к возобновлению строительства атомных электростанций в России, а также к активной деятельности Росатома за рубежом, скупке огромных долей в ведущих мировых уранодобывающих компаниях. и строительство атомных электростанций во многих странах, включая Индию, Иран, Китай, Вьетнам и Беларусь. В 2007 году была создана Российская корпорация нанотехнологий, целью которой является развитие науки, технологий и высокотехнологичной промышленности в России. Суть новой системы состоит в том, чтобы побудить промышленность постоянно снижать производственные расходы и улучшать управление ресурсами. Прибыль производителя напрямую зависит от экономии, которую он получает при серийном производстве современного оружия. Это требует более эффективного управления ресурсами, сокращения производственных затрат и повышения экономической эффективности производства.

Военное судостроение и бронетанковая промышленность

Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону.

Самым крупным центром судостроения со времен Петра I является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей.

Атомные подводные лодки ранее выпускались в Нижнем Новгороде, Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время их производство сохраняется лишь в Северодвинске.

В стране создана уникальная научно-производственная база подводного кораблестроения. Отечественными конструкторами разработано свыше 300 проектов подводных лодок, из которых более половины реализовано в металле.

Россия — лидер мирового экспорта подводных лодок, которые поставлялись флотам 14 стран. Отечественным лодкам принадлежат рекорды скорости хода (до 50 узлов в час) и глубины погружения (до 1 000 метров).

Только в России была освоена постройка подводных лодок из титановых сплавов. Первая отечественная АПЛ проекта 627 построена в 1958 году,

Другие центры военного судостроения – ряд городов на реках, где производят небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)

К настоящему времени в составе Объединенной судостроительной корпорации России выделяются региональные субхолдинги:

  • 1. Северный центр судостроения (Северодвинск).
  • 2. Западный центр судостроения (Санкт-Петербург и Калининград).
  • 3. Дальневосточный центр судостроения (Владивосток).
  • 4. Южный центр судостроения (планируется).

В Северодвинске (Архангельская обл.) функционирует четыре предприятия военного и гражданского судостроения («Северное машиностроительное предприятие» — крупнейший мировой центр строительства атомных подводных крейсеров (АПК); центр судоремонта «Звездочка», СПО «Арктика», ОАО «Северный рейд»).

Современные технологии позволяют создавать фрегаты по технологии «стелс» из углепластика: они поглощают или частично проводят через себя радиоволны, и это обеспечивает невидимость от радаров.

Такие корабли начали строить на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге.

Бронетанковая промышленность

До революции, несмотря на наличие нескольких оригинальных проектов, танки в России не производились (были построены лишь два опытных экземпляра).

На базе отечественных и главным образом иностранных автомобилей Ижорским, Путиловским и Обуховским заводами в ведущем узле машиностроения страны – петроградском – собирались бронеавтомобили. Во время гражданской войны продолжалось производство бронеавтомобилей, в том числе полугусеничных. Первая небольшая серия легких танков была построена на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1920 году.

В качестве образца был использован французский трофейный танк. В результате развития концепции первого советского танка на ленинградском заводе «Большевик» (Обуховский завод) в 1927-1931 гг.была выпущена первая крупная серия легких танков МС-1, а в Харькове, ведущем промышленном узле Украины, на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) в 1930 г. организовано производство небольшой серии средних танков Т-24.

В годы Великой Отечественной войны резко расширилась география отечественного танкостроения, особенно на территорию Урала и Поволжья. Нашедшие наиболее широкое применение на войне танки Т-34 производились на заводе «Красное Сормово» в Горьком, а также на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) и в Нижнем Тагиле «Уралвагонзавод».

Московский завод имени Орджоникидзе был эвакуирован в Свердловск, Ленинградский Кировский завод – в Челябинск, а Ленинградский завод имени Ворошилова – в Омск и Барнаул. Там и шло основное производство бронетехники.

В послевоенные годы вплоть до конца 80-х гг.продолжалось массовое производство бронетехники. Основными центрами танкостроения оставались Нижний Тагил, Омск, Харьков, Ленинград, Челябинск.

Бронетанковая промышленность была одной из самых развитых отраслей военно-промышленного комплекса СССР. За последний период на заводах бывшего СССР было произведено 100 тысяч танков. Из четырех российских заводов танки сейчас производятся лишь на двух — в Нижнем Тагиле и Омске, а заводы Санкт-Петербурга и Челябинска перепрофилируются.

Бронетранспортеры (БТР) выпускают в Арзамасе, а боевые машины пехоты (БМП) – в Кургане.

В заключение

Военная промышленность по-прежнему остается одним из ключевых направлений мировой экономики. Она дает работу многим категориям специалистов (ученые, инженеры, дизайнеры, программисты). Учитывая же ее коммерческий характер, при деле оказались также маркетологи, менеджеры, SEO и другие финансовые специальности. Кроме того, военная отрасль тесно связана с гражданской и часто дает ей уникальные открытия. К примеру, реактивные двигатели, пластмассы, синтетические материалы, телевидение и радиовещание изначально изобретались для военных нужд и лишь после им было найдено применение в массовом производстве.

Концепция военной промышленности продолжает расширяться и сегодня она распространяется даже на развлекательные и творческие отрасли (кино, мультфильмы, литература, изобразительное искусство, мода и т. д.). Поэтому она не только оказывает влияние на движение геополитических процессов в мире, но и фактически формирует внутреннее и внешнее мировосприятие целых народов и поколений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector