Фрегат 11356: фото и история проекта

Представители проекта

Наименование б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Прим.
«Адмирал Григорович» 494 ССЗ «Янтарь» (г.Калининград) 01357 18.12.2010 14.03.2014 11.03.2016 В строю
«Адмирал Эссен» 490 ССЗ «Янтарь» (г.Калининград) 01358 08.07.2011 07.11.2014 07.06.2016 ЧФ В строю
«Адмирал Макаров» 499 ССЗ «Янтарь» (г.Калининград) 01359 29.02.2012 02.09.2015 27.12.2017 ЧФ В строю
«Адмирал Бутаков» ССЗ «Янтарь» (г.Калининград) 01360/ 01457 12.07.2013 02.03.2016 12.2023 ВМС Индии Строится
«Адмирал Истомин» ССЗ «Янтарь» (г.Калининград) 01361/ 01458 15.11.2013 11.2017 06.2024 ВМС Индии Строится
«Адмирал Корнилов» ССЗ «Янтарь»/ Goa Shipyard Limited (GSL) 01362 12.2013 11.2017 2024 ВМС Индии Ожидает буксировку в Индию для достройки на верфи Goa Shipyard Limited (GSL)

Цвета таблицы:

Белый —не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный —действующий в составе ВМФ России Красный —списан, утилизирован или потерян

Эксплуатация

Фрегат «Адмирал Григорович» в порту острова Мальта

Служба нового боевого корабля началась непосредственно во время его перехода к предстоящему месту постоянного базирования. На пути в Севастополь «Адмирал Григорович» прошел через Средиземное море, где отработал взаимодействие с дальним противолодочным самолетом Ту-142. Целью совместного маневрирования было обнаружение субмарин условного противника. Кроме того, фрегат нанес визит на остров Мальта.

9 июня 2016 года «Адмирал Григорович» прибыл в Севастополь, главную базу Черноморского флота, а уже в следующем месяце с его участием были проведены учебные артиллерийские стрельбы, после которых экипаж осуществил упражнения по отражению воздушных налетов и запуску противокорабельных крылатых ракет.

Следующие учения, проводившиеся в конце августа того же года, предусматривали поиск субмарины условного противника. В качестве цели была использована одна из дизель-электрических подводных лодок типа «Варшавянка» (проект 636.3). Как известно, такие субмарины отличаются повышенной скрытностью, обнаружить их крайне трудно.

После этого «Адмиралу Григоровичу» пришлось принять участие в довольно печальной миссии: в декабре 2016 года близ Сочи разбился самолет Ту-154, на борту которого находились артисты знаменитого ансамбля песни и пляски имени Александрова. Фрегат, вместе с другими кораблями, был использован для поиска в воде обломков лайнера и тел погибших.

«Адмирал Григорович» у причала. Хорошо видна башенная артиллерийская установка

Весной следующего, 2017 года, в Черном море проводились совместные учения военно-морских сил Турции и России. «Адмирал Григорович» стал одним из участников этих маневров, во время которых на борт корабля поднимались командующие обоих флотов, Александр Витко и Вейсел Кёселе. После завершения учений фрегат был направлен к берегам Сирии на боевое дежурство, где и находился вплоть до середины июля.

Сентябрь 2017 года ознаменовался очередными учениями, во время которых проводились боевые стрельбы из артиллерийского оружия. Кроме того, отрабатывалось использование  вертолетов Ка-27ПС и Ка-27ПЛ, которые совершили не менее 10 посадок на палубу «Адмирала Григоровича». В конце этого же месяца фрегат убыл в Средиземное море, став частью постоянной группировки российского флота в этом регионе.

В январе 2020 года начался плановый ремонт корабля. Работы проводились на севастопольском подразделении «Севморзавода» вплоть до марта 2020-го

Во время этого ремонта произошёл несчастный случай: один из членов  экипажа по неосторожности упал с большой высоты и погиб. После завершения необходимых работ, уже в апреле, фрегат вновь отправился на службу в Средиземное море

31 августа «Адмирал Григорович» вернулся в Севастополь, где пробудет вплоть до получения следующего задания.

Достоинства и недостатки

Фрегат проекта 11356Р «Адмирал Григорович» представляет собой боевой корабль, в основном отвечающий современным требованиям войны на море. Он обладает следующими позитивными качествами:

  1. На корабле имеется универсальный комплекс высокоточного вооружения;
  2. Фрегат отличается хорошей мореходностью;
  3. Наличие вертолета заметно расширяет возможности корабля, обеспечивая поиск подводных лодок противника на большом удалении и давая возможность проводить поисково-спасательные операции;
  4. Боевая информационно-управляющая система достаточно современна и позволяет решать все навигационные задачи, а также уверенно обнаруживать и уничтожать основные виды целей;
  5. Снижена радиолокационная заметность корабля.

Из недостатков прежде всего приходится отметить не вполне удачный выбор силовой установки. Сама по себе она неплоха, но её «украинское происхождение» в значительной мере всё портит, затрудняя сервисное обслуживание.

«Адмирал Григорович» ведет огонь из реактивного бомбомета РБУ-6000 во время испытаний корабля

Еще один очевидный минус – небольшой боекомплект для установки 3С14. Когда на борту для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и сухопутных целей имеется всего восемь ракет – этого явно недостаточно. Вероятно, противолодочную часть комплекса вооружения следовало бы сделать отдельной – это во многом улучшило бы ситуацию.

Замена ЗРАК «Кортик» на АК-630, вероятно, была осуществлена из-за нехватки финансирования. Это не лучший выход из положения – противовоздушная оборона на ближнем рубеже из-за такого решения выглядит явно ослабленной.

Необходимо учитывать, конечно, что «Адмирал Григорович» — это головной корабль в серии. Не исключено, что последующие фрегаты проекта 11356 будут обладать усиленным вооружением.

Особенности конструкции

По своей конструкции фрегат «Адмирал Григорович» достаточно близок к пограничным сторожевым кораблям проекта 11351.

Фрегат «Адмирал Григорович» в Севастополе

Несколько изменена конфигурация надстройки и корпуса, что позволило снизить радиолокационную заметность. Кроме того, если раньше основным конструкционным материалом были сплавы на основе алюминия, то в проекте 11356 им на смену пришла сталь.

Энергетическая установка

Корабль приводится в движение газо-газотурбинным агрегатом М7Н.1Э1 типа COGAG. В его состав входят следующие основные узлы:

  1. Два газотурбинных двигателя ДС-71. Они обеспечивают экономический ход. Мощность каждого составляет 8450 лошадиных сил (1500 на реверсе);
  2. Два газотурбинных двигателя ДТ-59. С их помощью фрегат может за короткий промежуток времени набрать максимальную скорость. Мощность каждого достигает 22 000 лошадиных сил (4500 на реверсе);
  3. Пять редукторов – по два двухскоростных РО63 и односкоростных РО58 и один вспомогательный Р1063.

Энергетическая установка размещена в двух машинных отделениях. Агрегат М7Н.1Э1 был разработан и изготавливался на украинском государственном предприятии «Зоря — Машпроект» (город Николаев). До 2014 года были осуществлены поставки трёх таких установок, что позволили оснастить первые три фрегата проекта 11356Р для Черноморского флота России.

Электронное оборудование и система управления кораблем

На фрегат проекта 11536 устанавливается боевая информационно-управляющая система «Требование-М».

Автоматизированные рабочие места боевой информационно-управляющей системы «Требование-М»

Она представляет собой объединенные в единую локальную сеть вычислительные средства, сопряженные по цифровому каналу с системами вооружения, навигации, радиолокации и связи. В состав БИУС включаются следующие автоматизированные рабочие места:

  1. АРМ командира для главного командного поста;
  2. АРМ командира для ходового командного поста;
  3. АРМ управления полетами;
  4. АРМ противовоздушной обороны;
  5. АРМ противолодочной обороны;
  6. АРМ борьбы с надводными целями;
  7. АРМ управления радиотехническими средствами;
  8. АРМ технического контроля.

Вычислительный комплекс построен на основе IBM-совместимых элементов электроники и использует операционную систему QNX. Функционирование АРМ обеспечивается процессорами Intel Pentium III.

В состав радиолокационного оборудования входит несколько отдельных станций:

  1. РЛС «Фрегат-М2ЭМ». Способна обнаруживать наиболее крупные цели на дистанции до 300 километром. Дальность обнаружения истребителей противника достигает 230 км, а ракет – 50 км. Низколетящие цели с минимальной поверхностью рассеивания (ПР) засекаются на расстоянии от 15 до 17 км;
  2. РЛС 3Ц25Э «Каштан». Обеспечивает целеуказание;
  3. РЛС 5П10Э. Предназначена для управления огнем. Имеет тепловизионный и электронно-оптический визир;
  4. РЛС МР-90 «Орех». Устанавливаются на бортах корабля, по две штуки на каждом. Обеспечивают подсветку целей;
  5. РЛС МР-212. Предназначена для решения навигационных задач.

Радиоэлектронное подавление обеспечивается комплексом ТК-25. Он создает активные помехи, препятствующие нормальной работе головок самонаведения управляемых ракет противника.

Основной модуль комплекса радиоэлектронного подавления ТК-25

Гидроакустический комплекс фрегата состоит из двух отдельных станций, внутрикорпусной и буксируемой. К сожалению, точной информации о них сегодня не имеется. На экспортных кораблях проекта 11356 устанавливались Humsa APSON и SSN-137.

Компоновка корпуса

Наиболее заметной особенностью корпуса «Адмирала Григоровича» является полубак увеличенной длины – именно здесь размещена основная часть вооружения – артиллерийская установка, ЗРК «Штиль-1», установка для запуска противокорабельных крылатых ракет 3С14, а также реактивный бомбомет РБУ-6000.

В центральной части верхней палубы размещена надстройка с ходовым мостиком, жилыми помещениями и постами управления. Антенное оборудование устанавливается в основном на крыше надстройки. На корме расположена взлетно-посадочная площадка для вертолета. Ангар для его размещения и обслуживания находится в задней части надстройки, так же, как и пост управления полетами.

Усиление позиций

Новейшие сторожевые корабли должны усилить позиции России на Средиземном море. Подобная задача была прописана в принятой в июле 2015 году обновлённой Морской доктрине РФ.

В ближайшие годы Россия должна обрести постоянную военно-морскую базу в сирийском Тартусе. 26 декабря 2017 года Совет Федерации ратифицировал соглашение между Москвой и Дамаском, которое позволяет России вести строительные работы в акватории порта и на прибрежных территориях.

Также по теме


Первый в истории ВМФ России парад за пределами страны прошёл в сирийском Тартусе

В сирийском порту Тартус состоялся военно-морской парад в честь Дня ВМФ. Корабли прошли кильватерной колонной, не покидая свою зону…

Москва получила право единовременно держать в Тартусе до 11 боевых кораблей, то есть почти весь состав средиземноморского оперативного объединения ВМФ. Российско-сирийский договор будет действовать в течение 49 лет с возможностью автоматической пролонгации на 25-летние периоды.

Кроме того, «адмиралы» должны поддержать боеспособность ВМФ в сегменте кораблей второго ранга (водоизмещением менее 6 тыс. тонн) до реализации проекта 22350, который предполагает строительство 15 фрегатов. Перспективные сторожевые корабли проекта 22350, по планам Минобороны, станут основой присутствия надводного флота РФ в дальней морской зоне и в Мировом океане.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский полагает, что с окончанием строительства оставшихся трёх «адмиралов» Россия существенно усилит свои позиции в Чёрном и Средиземном морях. Боевые возможности ЧФ с учётом шести подлодок проекта 636.3 вырастут в несколько раз по сравнению с началом 2000-х годов.

По словам эксперта, фрегаты проекта 11356 — это корабли с самым современным радиоэлектронным оборудованием, которое позволяет им действовать в едином контуре обороны. Ещё одна особенность «адмиралов» — универсальная пусковая установка для противолодочных и противокорабельных ракет, а также для ракет «Калибр-НК», предназначенных в том числе для поражения наземных объектов.  

Вооружение

Осуществлять массированный ракетный огонь корабль может при помощи новых установок «Калибр-НК» (крылатые ракеты). Этим оружием оснащен каждый фрегат 11356. Фото, представленное в статье, показывает вооружение судна «Адмирал Григорович». В ноябре 2016-го ракетные установки «Калибр-НК» были эффективно использованы в Сирии во время уничтожения целей инфраструктуры Исламского государства.

Судна проекта 11356 могут осуществлять атаки, используя, кроме крылатых ракет, корабельную артиллерийскую установку А-190. Ее созданием занимались работники Центрального НИИ «Буревестник». Данное вооружение представляет собой 100– миллиметровую 15–тонную установку, которая за минуту способна осуществить 80 выстрелов.

Специально для кораблей проекта 11356 тульским КПБ был создан артиллерийский зенитно-ракетный комплекс «Палаш». Он представляет собой единую башенную установку с эффективным многорежимным ракетным вооружением и встроенной системой управления. Как утверждают специалисты, корабль, оснащенный таким орудием, станет неуязвимым при ударе противника одновременно четырьмя противокорабельными ракетами.

Технические характеристики

Корпус 

Корпус стальной 124,8 м длиной, шириной 15,2 м, полубачный. Надстройка трёхостровная. Это очень удачное в свое время решение по балансу вооружения выгодно для тактико-технических характеристик боевого корабля и сегодня. Архитектура корпуса изменена до уровня «стелс», поверхность покрыта композитными материалами, построены фальшборты, из-за этого заметно снижается акустическая заметность. При стандартном водоизмещении 3 620 т осадка корабля составляет 4,5 м. Полное водоизмещение 4 035 т. Боевые способности всех систем фрегата сохраняются при силе волнения моря в 5 баллов. На борту 180 членов экипажа. Охрану корабля обеспечивают 20 морских пехотинцев.

Силовая установка 

Главными энергетическими установками являются 2 дизель-газотурбинные по 30 450 л.с. – это ГТА М7Н1, где каждая состоит из маршевой ГТУ на 8 450 л.с. и форсажной ГТУ на 22 000 л.с. Суммарная максимальная мощность ГЭУ 57 000 л.с. В энергетическую систему входит 4 дизель-генератора ДГ WCM-800 по 800 кВт. Характеризуя маневренность фрегата, здесь мало сказать просто подвижный, точнее говорить юркий. Скорость современная, максимальная 30 узлов. Скорость для дальних походов 14 узлов.

История создания

Предшественники

СКР «Задорный» проекта 1135 в Средиземном море, 1 июня 1988 года

Прототипами для проекта 11356 послужили сторожевые корабли проекта 1135 и
1135М «Буревестник», строившиеся большой серией для ВМФ СССР. При достаточно скромной стоимости и размерах «Буревестники» обладали отличной мореходностью и несли достаточно мощное и совершенное для своего времени вооружение, благодаря чему считаются одними из наиболее удачных кораблей .

Предпосылки к созданию

В 1980-е годы стало ясно, что время «разделения труда» на флоте прошло, а прогресс в уменьшении массы и габаритов вооружения позволил совместить в одном небольшом корпусе множество функций, ранее вынужденно разделяемых на несколько узкоспециализированных боевых единиц. Базирование на кораблях вертолёта из «роскоши» превратилось в насущную необходимость. К этому времени в СССР на смену «Буревестникам» был создан сторожевой корабль нового поколения — проекта 11540 «Ястреб». «Ястребы», как и 20 лет назад «Буревестники», закладывались в Калининграде на ПСЗ «Янтарь». До 1991 года удалось достроить только головной корабль —«Неустрашимый». Дальше начался всеобщий кризис. Калининградская область превратилась в отрезанный от России анклав, и ввоз сырья, комплектующих и материалов стал баснословно дорог. Тем более, что многие контрагенты перешли в категорию «иностранцев». Демократическая Россия оказалась не в состоянии развивать судостроение, а у «Неустрашимого», как у любого головного корабля, выявились многочисленные проблемы, на решение которых катастрофически не хватало денег. Пытались найти выход, продав один из недостроенных «ястребов» за границу. На ПСЗ в достаточно высокой степени готовности стояло два таких корабля: «Неприступный» и «Туман», и было разработано ряд проектов их достройки в экспортном исполнении по желанию заказчика. Однако потенциальные заказчики из Индии, Ирана и Китая не захотели брать на себя «головную боль» с доведением до ума новейшего проекта.

В 1998 году Балтийск посетила делегация индийских ВМС, вместе с представителями «Росвооружения» побывав на борту «Неукротимого» (проект 1135М). Командиру СКР капитану 2 ранга В. В. Хамутовскому было предписано ответить на все интересующие делегацию вопросы. Индийские специалисты тщательно изучили корабль, проявив при этом редкостную осведомлённость. И, в конце концов, отдали предпочтение «Буревестнику», отлично зарекомендовавшему себя в эксплуатации и отработанному в технологическом отношении.

Проектирование

Головной СКР «Дозорный»/«Тальвар» в море, 2005 год

Ближе всего к желаемому индийцами оказался пограничный проект 11351 «Нерей», а точнее — разработанный на его базе Северным ПКБ универсальный СКР проекта 11356, предназначенный для ведения боевых действий против НК и ПЛ как самостоятельно, так и в составе соединения. Первоначально на новом корабле планировалось установить ПКРК «Уран», ЗРК «Кинжал», малокалиберные зенитно-артиллерийские комплексы АК-630М1-2 с РЛС «Вымпел». Однако экономическая ситуация в России не оставляла надежд на строительство СКР для отечественного ВМФ. И санкт-петербургским корабелам было дано разрешение на продажу своих разработок за рубеж.

В экспортном варианте проект 11356 получил несколько иной состав вооружения. Внешне новые корабли (по зарубежной классификации — фрегаты) сильно отличаются от своего прототипа. Надстройка стала сплошной, её форма существенно уменьшает радиолокационную заметность. В корпусе, получившем изящный скуловой излом, полностью отсутствуют иллюминаторы. Нет и традиционной для «буревестников» и «нереев» буксируемой . Гребные винты — малошумные, пятилопастные. В кормовой части корабля предусмотрены ангар и площадка для вертолёта постоянного базирования.

Технические характеристики фрегатов проекта 11356 (ТТХ)

Основные характеристики «Адмирал Григорович» «Адмирал Эссен» «Адмирал Макаров»
Водоизмещение 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг.
Длина 124 м. 124 м. 124 м.
Ширина 15 м. 15 м. 15 м.
Осадка 4 м. 4 м. 4 м.
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка Газотурбинная энергетическая установка Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт
Скорость 30 узлов 30 узлов 30 узлов
Экипаж 180 чел. 180 чел. 180 чел.
Автономность 720 часов 720 часов 720 часов
Дальность плавания 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль
Вооружение «Адмирал Григорович» «Адмирал Эссен» «Адмирал Макаров»
Радиолокационное вооружение «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356»
Тактическо-ударное вооружение Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК»
Артиллерия 100-мм А-190 100-мм А-190 100-мм А-190
Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М
Ракетное вооружение 8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1, «Игла-1» 8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1, «Игла-1» 8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки
Авиационная группа вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31
Основные характеристики «Адмирал Истомин» «Адмирал Бутаков» «Адмирал Корнилов»
Водоизмещение 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг.
Длина 124 м. 124 м. 124 м.
Ширина 15 м 15 м 15 м
Осадка 4 м 4 м 4 м
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка Газотурбинная энергетическая установка Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт
Скорость 30 узлов 30 узлов 30 узлов
Экипаж 180 чел. 180 чел. 180 чел.
Автономность 720 часов 720 часов 720 часов
Дальность плавания 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль
Вооружение «Адмирал Истомин» «Адмирал Бутаков» «Адмирал Корнилов»
Радиолокационное вооружение «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК»
Артиллерия 100-мм А-190 100-мм А-190 100-мм А-190
Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М
Ракетное вооружение 8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1«Игла-1» 8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1«Игла-1» 8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1«Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки
Авиационная группа вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31

Конструктивные особенности и архитектура[править | править код]

Корпус корабля полубачный, с продлённым полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трёхостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищённости и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учётом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от оружия массового поражения.

В качестве главной энергетической установки типа COGAG используется одна украинская двухвальная газо-газотурбинная установка ГГТУ-М7Н1 «Зоря-Машпроект», состоящая из двух маршевых газотурбинных двигателей экономического хода ДС-7 по 8450 л.с. и двух форсажных (ГТД) ДТ-59 производства мощностью по 22000 л.с., работающих через редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ).

Суммарная мощность ГЭУ — 44 792 КВт (60 900 л.с.).

Электроэнергетическая система на индийских фрегатах включает 4 дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 КВт, на российских фрегатах другая.

Вооружение

Вооружение включает в себя восемь ячеек в одной УВП 3С14, универсальную автоматическую 100 мм артиллерийскую установку А-190, УВП 3С90М (содержащая 24 9М317М), две шестиствольные скорострельные 30 мм установки АК-630М. Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата и РБУ 6000.

УКСК 3С14

Вертикальная пусковая установка 3С14, установленная на кораблях проектов 11356Р и 21631, имеет усечённые возможности и позволяет размещение только ракет семейства «Калибр» 3М14, то есть не позволяет размещение ПКР Оникс, в отличие от аналогичных УКСК на кораблях проектов , и 1144.2М (данные на 2021 год из открытых источников МО России эту информацию опровергают).

По сообщениям командующих ВМФ в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные цели на дальности до 500 км и наземные цели на дальности 1500—2000 км (в неядерном варианте). В боевой обстановке комплекс Калибр применялся кораблями Каспийской флотилии для нанесения ударов по объектам террористических группировок в Сирии на дальностях до 1500 км.

Артиллерийский комплекс

Артиллерийская установка А-190 на корвете «Стерегущий»

Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегчённом варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система

Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило АО «НПФ „Меридиан“» (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передаёт информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Зенитный ракетный комплекс средней дальности

УВП 3С90М и ЗУР 9М317М

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1» используется для отражения массированных атак воздушного противника — на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет 9М317М. Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 5 м до 35 км.

Зенитный артиллерийский комплекс

На отечественных кораблях представлен двумя установками АК-630М, расположенными по бортам у ангара. Первые три корабля для ВМС Индии вооружались ЗРАК «Каштан», а последующие три вооружены АК-630М.

Противолодочное оружие

РБУ-6000

2 спаренных 533 мм торпедных аппарата ДТА-53-11356, одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с торпедами и подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2М») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение

Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого сторожевой корабль оборудован ангаром и взлётно-посадочной площадкой.

Оценка проекта

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 27 мая 2021 года

Решение о строительстве многоцелевых кораблей фрегатов проекта 11356Р вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и фрегаты проекта 11356Р, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли нового проекта, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356Р освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу фрегатов проекта 11356Р — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что фрегаты проекта 11356Р — по сути, не что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков

Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. По состоянию на 2021 год в строю Черноморского Флота России сторожевые корабли «Ладный» проекта 1135 и «Пытливый» проекта 1135М, в рядах береговой охраны Пограничной службы ФСБ России дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл». Кроме того, однотипный с ними корабль «Гетман Сагайдачный» — флагман ВМС Украины.

Фрегаты проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ проекта 11356 типа «Тальвар». Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими проектами 11356 типа «Тальвар» часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на проектах 20380/22350 от 18 до 45 км), не самые современные ЗРАК «Каштан» заменены на более старые АК-630М. На фрегатах проекта 11356Р имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на фрегатах 11356Р, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380.

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус фрегата 11356 спроектирован полубачным, с обводами в носовой и хвостовой надводных частях. Судно имеет трехостровную надстройку. В целом, корпус имеет стальной состав, который увеличивает прочность фрегата.

Конструкция корпуса фрегата проекта 11356

Во время проектирования и строительства корабля была установлена новая архитектурная защита «Стелс», которая позволяет судну быть невидимым для других радиолокационных приборов. Также были выполнены работы по уменьшению акустического шума и максимальной защиты от различных типов оружия.

На судно установлено энергетическая газотурбинная силовая установка, имеющая мощность 56 тыс. лошадиных сил, которая передает энергию и приводит в движение два винта. Также были установлены 4 генератора, мощность которых составляет 320 кВт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector