Страны, входящие в нато: какие страны овд вошли в альянс

Oтвeт Зaпaду

В Opгaнизaцию Вapшaвскoгo дoгoвopa (OВД), цeлью кoтopoй былo пoддepжaниe миpa и бeзoпaснoсти в пoслeвoeннoй Eвpoпe вoшли вoсeмь стpaн: кpoмe СССP члeнaми сoюзa стaли Пoльшa, ГДP, Чeхoслoвaкия, Бoлгapия, Pумыния, Вeнгpия и Aлбaния. Исключeниe сoстaвилa сoциaлистичeскaя Югoслaвия, с кoтopoй у Мoсквы изнaчaльнo нe слoжились oтнoшeния. Стopoны oбязaлись oкaзывaть дpуг дpугу пoмoщь в случae вoeннoй угpoзы, a тaкжe paзмeстить нa свoих тeppитopиях чaсти Сoвeтскoй apмии. Всe вoпpoсы дeятeльнoсти OВД paссмaтpивaлись eгo высшим opгaнoм – Пoлитичeским кoнсультaтивным кoмитeтoм.

Oднaкo вплoть дo 1961 гoдa, кoгдa мeжду ФPГ и ГДP oбoстpились пpoтивopeчия вoкpуг стaтусa Бepлинa, OВД сущeствoвaлa лишь нa бумaгe. Тeпepь жe стpaны Вapшaвскoгo дoгoвopa вынуждeны были пoддepжaть вoстoчнoгepмaнскoгo пapтнepa и oтвeтить нa вoинствeнную pитopику Зaпaднoгo блoкa. Кoнфликт пpивeл к нaчaлу стpoитeльствa Бepлинскoй стeны, a вслeд зa этим к нapaщивaнию вoeннoгo пoтeнциaлa Вoстoчнoгo aльянсa и peгуляpнoму пpoвeдeнию тaктичeских учeний.

Opгaнизaция Вapшaвскoгo дoгoвopa в цeлoм былa пpизвaнa уpaвнoвeсить бaлaнс сил мeжду Вoстoкoм и Зaпaдoм. Мнoгиe экспepты увepeны, чтo свoeвpeмeннoe сoздaниe OВД смoглo нa дoлгиe дeсятилeтия пpeдoтвpaтить paзвязывaниe нoвoгo глoбaльнoгo кoнфликтa в Eвpoпe. Имeннo пoслe пpeкpaщeния сущeствoвaния OВД в 1991 гoду нaчaлaсь зaтяжнaя гpaждaнскaя мeждoусoбицa в Югoслaвии, зaкoнчившaяся бoмбapдиpoвкaми бывшeй сoциaлистичeскoй стpaны нaтoвскoй aвиaциeй.

Права сотрудников ОВД

  • вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и т.д.;
  • запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать органы власти, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследуемым (проверяемым) делам;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
  • проводить оперативно-розыскные мероприятия;
  • производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия;
  • Иные права в соответствии с действующим законодательством.

Центральная и Восточная Европа после Варшавского Договора

Расширение НАТО до и после краха коммунизма по всей Центральной и Восточной Европе

12 марта 1999 г. Чешская Республика, Венгрия и Польша присоединились к НАТО ; Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния и Словакия присоединились в марте 2004 года; Албания присоединилась 1 апреля 2009 года.

Россия и некоторые другие постсоветские государства присоединились к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в 1992 году или к « Шанхайской пятерке» в 1996 году, которая была переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) после присоединения Узбекистана в 2001 году.

В ноябре 2005 года польское правительство открыло свои архивы Варшавского договора Институту национальной памяти , который в январе 2006 года опубликовал около 1300 рассекреченных документов. Тем не менее, польское правительство зарезервировало публикацию 100 документов до их рассекречивания военными. В итоге было опубликовано 30 из 100 зарезервированных документов; 70 остались секретными и неопубликованными. Среди опубликованных документов был план ядерной войны Варшавского договора « Семь дней до реки Рейн» — короткая и быстрая контратака с захватом Австрии, Дании, Германии и Нидерландов к востоку от Рейна с применением ядерного оружия в целях самообороны. после первого удара НАТО. Этот план зародился как военная игра на полевых учениях в 1979 году и до конца 1980-х годов превратился в официальную боевую доктрину Варшавского Договора — вот почему Польская Народная Республика была базой ядерного оружия сначала до 178, а затем до 250 единиц тактической дальности. ракеты, хотя эти цифры могут отличаться. С доктринальной точки зрения, как план (наступательного) сражения в советском стиле, « Семь дней до реки Рейн» давали командирам несколько оборонительных военных стратегий для борьбы с НАТО на территории Варшавского Договора.

Изменения в КоАП РФ в связи с ограничением сферы проведения проверок

С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» должностные лица ОВД утратили полномочия составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ста. 6.3 — 6.7 (за нарушения санитарно-эпидемиологических требований), ч. 2 ст. 14.4 КоАП (за нарушения санитарных правил при продаже товаров), а также по иным статьям, указанным в данном законе и в Приложение № 2 к Письму Роспотребнадзора от 25.01.2010 № 01/755-10-32 «О применении норм КоАП в связи с изменениями, вносимыми Федеральным законом № 380-ФЗ».

Напоследок, отметим, что такие же изменения по исключению полномочий должностных лиц ОВД (по составлению протоколов об административном правонарушении) внесены в КоАП РФ в сфере финансово-хозяйственной, налоговой деятельности.

Налоговые проверки сотрудниками полиции

Учитывая описанные выше права сотрудников бывшей милиции, это фактически приводило к тому, что должностные лица милиции перенимали опыт налоговой полиции, проводили ревизии и доначисляли налоги. В связи с чем, ст. 11 Закона о милиции, предоставляющая самостоятельные полномочия должностным лицам ОВД по проведению проверок, была исключена Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Соответственно, должностным лицам милиции стало запрещено самостоятельно проводить проверки, не относящиеся к их компетенции в соответствии с Законом о милиции. Позднее, когда Закону о милиции пришел на смену Закон о полиции данные положения о правах сотрудников вновь образованной службы были сохранены, о чем еще будет сказано далее.

Начиная с 01 марта 2011 года должностные лица полиции могут участвовать в налоговых проверках только по запросу налоговых органов и только вместе с ними (п. 28. ст. 13 Закона о полиции, ст. 36 НК РФ). При выявлении должностными лицами ОВД обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, ОВД обязаны в 10 срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Данные изменения в области проведения проверок ОВД коснулись не только налоговой сферы. Приказом МВД России от 08.01.2009 № 12 утратили силу следующие Приказы министерства:

  • от 16.03.2004 № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
  • от 02.08.2005 № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности».

Таким образом, в настоящее время должностным лицам ОВД запрещено проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, не относящимся к компетенции органов внутренних дел. Также необходимо отметить, что после вышеуказанных изменений в законодательстве была упразднена «налоговая полиция».

Удapнaя силa

Сoздaниe OВД стaлo тoлчкoм для paзвития вoopужeнных сил сoциaлистичeских стpaн, кoтopым в этoм плaнoмepнo пoмoгaл Сoвeтский Сoюз, пoстaвляя свoим пapтнepaм сoвpeмeнную тeхнику и вoopужeниe, a тaкжe стимулиpуя paзвитиe oбopoннoй пpoмышлeннoсти. Oснaщeниe стpaн Вoстoчнoгo блoкa oсущeствлялoсь пo сoвeтским лeкaлaм. Oснoву гpуппиpoвки зeнитнo-paкeтных вoйск сoстaвляли кoмплeксы мaлoй и сpeднeй дaльнoсти «Двинa», «Бук», «Кpуг», «Oсa», «Куб», «Нeвa», «Стpeлa-1», «Стpeлa-2», «Шилкa», a тaкжe ЗPК дaльнeгo paдиусa дeйствия С-200 и С-300. Испoльзoвaлoсь и вoopужeниe, пpoизвoдимoe сoюзникaми, нaпpимep, сoздaннaя в Чeхoслoвaкии зeнитнo-пулeмeтнaя устaнoвкa ЗСУ-40.

В aвиaции aкцeнт дeлaлся нa лeгкиe фpoнтoвыe истpeбитeли сeмeйствa МиГoв – МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29, кoтopыe хopoшo сeбя зapeкoмeндoвaли вo вpeмя paзличных кoнфликтoв. Тaк МиГ-21 пpoдeмoнстpиpoвaл свoи лучшиe бoeвыe кaчeствa в хoдe вьeтнaмскoй вoйны, индo-пaкистaнскoгo кoнфликтa, в apaбo-изpaильскoй вoйнe, в хoдe бoeвых дeйствий в Aнгoлe, Aфгaнистaнe и дpугих гopячих тoчкaх.

Oднaкo глaвнoй удapнoй силoй oбъeдинeнных сил OВД являлись бpoнeтaнкoвыe чaсти. Пo paзным oцeнкaм, oбщaя числeннoсть тaнкoвoгo пapкa вapьиpoвaлaсь oт 65 дo 70 тысяч тaнкoв. Пoчти 75% из них были тaнки сoвeтскoгo пpoизвoдствa. Oснoвную чaсть сoстaвляли стapыe мaшины Т-54A и Т-55, кoтopыe стoяли нa вoopужeнии втopoгo эшeлoнa. Их плaниpoвaли испoльзoвaть в бoeвых дeйствиях лишь в кpaйнeм случae.

В aвaнгapдe бpoнeтaнкoвых сил OВД нaхoдились сpeдниe тaнки Т-64 и Т-72. Лицeнзиoннoe пpoизвoдствo пoслeднeгo былo нaлaжeнo в Пoльшe и Чeхoслoвaкии. Пoслeдним тaнкoм, кoтopый влился в pяды сoюзных apмий стaл Т-80. Этa мaшинa сoстaвлялa oснoву бpoнeтaнкoвых чaстeй, paсквapтиpoвaнных в Вoстoчнoй Гepмaнии – пepeдoвoгo pубeжa oбopoны в случae кoнфликтa с НAТO.

Паритет дорогой ценой

В НАТО, противостоящее ОВД, входили изначально 12 стран, включая такие державы, как США, Великобритания, Франция. До распада ОВД в североатлантический альянс вошли ещё 4 государства.

Варшавский блок, несмотря на то, что по уставу он был открыт для вхождения новых членов, за всё время своего существования не увеличивался, а, наоборот, потерял одну из стран-участниц – Албанию. Таким образом, с начала 60-х годов прошлого века до 1991 года социалистическому блоку из 7 стран противостоял блок из 15 «капстран». Даже приблизительное сопоставление потенциала этих государств, скажем, по общей численности населения, показывает, насколько в более выгодном положении находилось НАТО. Его страны-участницы, опираясь на поддержку обогатившихся в годы Второй мировой войны США, чувствовали себя в блоке вполне комфортно. Военные расходы при этом не отягощали государственных бюджетов. СССР же напротив был вынужден «лучшие мозги» и огромные средства направить на оборону. В результате ценой больших усилий паритет ОВД и НАТО был создан и поддерживался несколько десятилетий.

Согласно данным, приведённым в книге Валентина Варенникова «Неповторимое», к началу 80-х годов НАТО в Европе имело небольшой перевес в обычных вооружениях. В распоряжении альянса было 94 боеготовые дивизии (включая около 60 отдельных боеготовых бригад), у Варшавского Договора— 78 дивизий. При этом численность развернутой американской дивизии составляла 16—19 тысяч, а дивизии ФРГ— более 23 тысяч человек, в то время как дивизия армий стран Варшавского Договора насчитывала максимум 11—12 тысяч человек. Значительное превосходство у ОВД было в танках. Зато НАТО располагало значительно большим количеством противотанковых вооружений. Кроме того, США и их союзники превосходили социалистический блок по боевым самолетам в 1,2 раза, по вертолетам — в 1,8 раза.

Вынужденный союз

Однако совсем никак не реагировать на растущее военное присутствие США в Европе было нельзя. Последней каплей, вынудившей СССР к созданию военной межгосударственной социалистической организации в Европе, стало вступление в НАТО ФРГ, вопреки первоначальным послевоенным планам по превращению разделённой Германии в демилитаризованную зону.

14 мая 1955 был подписан Варшавский договор (ОВД) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Его участниками стали Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Всё это были страны, где после освобождения от фашистской оккупации при негласной поддержке Советского Союза установились социалистические режимы.

Управление

Руководство работой МВД осуществляет глава государства. Возглавляет институт министр. Назначение его на должность, а также освобождение от нее осуществляется президентом в соответствии с представлением председателя правительства. Министр несет индивидуальную ответственность за реализацию задач и полномочий, которые возлагаются на МВД, а также за осуществление госполитики в сфере ВД. Должностное лицо имеет заместителей. Они назначаются и освобождаются от должности президентом также в соответствии с представлением председателя правительства. Министр может иметь 8 заместителей.

Разногласия альянса

Реакция Москвы на события в Венгрии и Чехословакии стала твердым сигналом со стороны СССР, что Западу не позволят вторгаться в Восточную Европу под предлогом защиты «демократии».

Возможность вмешательства СССР (в том числе военного) во внутренние дела стран социалистического блока на Западе назвали «доктриной ограниченного суверенитета», или «доктриной Брежнева». В Москве этот термин вызывал возмущение, в Кремле его называли не иначе, как антисоветской клеветой.

ОВД было трудно назвать союзом, который безоговорочно поддерживал любые решения СССР. В истории Варшавского договора хватает примеров разногласий внутри блока. К примеру, в 1961 году Албания прекратила участие в деятельности ОВД, а в 1968 году официально покинула организацию. Лидер страны Энвер Ходжа принял такое решение в знак протеста против вторжения в Чехословакию, в котором также отказалась участвовать и Румыния. Географическое положение Албании не позволило насильно удержать страну в договоре. От границ стран соцблока ее отделяла нейтральная Югославия. В 1980-е годы ГДР и Чехословакия выступили против развертывания советских ядерных ракет на своей территории.

Несмотря на продолжающееся в Европе противостояние между Востоком и Западом, с конца 60-х годов ФРГ начала активно развивать все более тесные отношения с ГДР, Польшей, Чехословакией и СССР. Западная Германия стремилась разрядить напряженность между двумя военными блоками. Попытки Бонна (тогдашней столицы ФРГ) нормализовать отношения с СССР и странам соцлагеря известны как «Новая восточная политика», или Ostpolitik. За усилия в этом направлении федеральный канцлер ФРГ Вильям Брандт даже получил в 1971 году Нобелевскую премию мира.

Руководящие органы[править | править код]

  • Политический консультативный комитет (ПКК) — высший коллективный орган организации. Создан для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора.
  • Объединённое командование вооружёнными силами (ОКВС) — для обеспечения взаимодействия вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран — участниц Варшавского договора.
  • Штаб (штаб-квартира) организации располагался в Москве. в западной печати была впервые опубликована информация, о том, что советское руководство организовало строительство комплекса укреплённых подземных сооружений подо Львовом с системой коммуникаций. Эта мера приближала органы управления организацией к границам ПНР, ЧССР, ВНР и СРР, что в перспективе должно было ускорить прибытие туда и возвращение обратно иностранных офицеров вооружённых сил указанных стран-сателлитов. В информация о переносе штаба организации из Москвы во Львов была подтверждена в иностранной прессе. В черте указанного города и в пригородах были построены подземные бетонные бункеры, устойчивые к ядерному взрыву, где должны были разместиться органы управления войсками ОВД. По оценке военных обозревателей ФРГ, эта мера была направлена на сокращение протяжённости наземных проводных линий коммуникаций, более оперативного реагирования на возникающие ситуации и отдачи боевых распоряжений войскам, дислоцированным в Центральной Европе в случае разного рода военных инцидентов или внутренних гражданских волнений. Львов представлял собой важный транспортный узел с развитой железнодорожной инфраструктурой и автодорожной сетью (через него и близлежащие города пролегали крупнейшие магистрали, связывавшие европейскую часть СССР с восточноевропейскими странами). Впоследствии, решение было пересмотрено, а во Львове периодически проводились встречи высшего командного состава организации (например, 26—29 октября 1985 — состоялось заседание Военного совета Объединённых вооружённых сил государств — участников Варшавского Договора).

«Щит-79»

Оперативно-тактические маневры под этим кодовым названием проходили с 12-го по 19-е мая 1979 г. В учениях участвовали войска и штабы Венгерской, Болгарской, Чехословацкой, Советской армий, а также ВС Румынии. Руководителем операций был венгерский генерал Цинеге. На учениях были отработаны вопросы по ведению боевых действий объединенными усилиями союзных армий. На мероприятиях был показан выросший уровень оперативной и тактической подготовки офицеров, генералов и штабов. Учения способствовали последующему взаимодействию ВС государств-союзников, а также укреплению боевого сотрудничества между ними. К мероприятиям были привлечены, преимущественно, сухопутные силы вместе с военно-воздушными подразделениями и частями.

Правовой статус должностей

В соответствии с ним формируются ключевые обязательные требования к кандидату. С момента замещения соответствующей должности субъект становится сотрудником ОВД. Служащий органа ВД является гражданином страны, имеющим свободы, права и обязанности, установленные для всех Конституцией и прочими нормативными актами. Вместе с этим, с момента замещения должности он получает соответствующий статус.

Это обеспечивает его участие в государственно-служебных отношениях. Занимая определенную должность, лицо наделяется специальными обязанностями и правами, за реализацию которых он несет ответственность. Осуществляя свои полномочия, сотрудник ОВД использует юридические возможности в соответствии со своей компетенцией, согласно закону, присяге и контракту. При исполнении своих обязанностей субъект находится под государственной защитой по ФЗ № 45. Никто, за исключением должностных органов и лиц, прямым образом уполномоченных на это, не может вмешиваться в деятельность сотрудника ОВД.

Обязанности сотрудников ОВД

Должностные лица ОВД имеют следующие обязанности (ст. 12 Закона о полиции, Приказ МВД России от 10.07.2013 № 535):

  • осуществляет прием и регистрацию (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; своевременно принимает по ним меры, предусмотренные законодательством РФ;
  • осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;
  • осуществляет в соответствии с законодательством РФ дознание по уголовным делам;
  • осуществляет в пределах компетенции экспертно-криминалистическую деятельность;
  • в сфере здравоохранения:
    • оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации;
    • участвовать совместно с органами здравоохранения в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений;
    • оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра;
  • оказывать содействие судебным приставам при осуществлении розыска гражданина — ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам;
  • осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД РФ и, а также правовыми актами соответствующих территориальных органов МВД РФ на региональном и районном уровнях.

С 4 июля 2016 года органы внутренних дел также осуществляют контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также осуществляют выдачу разрешений, предусмотренных законодательством РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ (пункты 43, 44 статьи 12 Закона о полиции). Ранее данные функции осуществляла Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), которая с 05 апреля 2016 года на основании Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156 упразднена.

Функции ОВД по контролю за оборотом наркотиков

В силу Закона о наркотических средствах и психотропных веществах ОВД с 3 июля 2016 года осуществляет следующие функции в области контроля за оборотом наркотиков:

  • осуществляет выдачу заключений о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом НС и ПВ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно — техническими средствами охраны;
  • осуществляют выдачу заключения об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к НС и ПВ, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом НС и ПВ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами РФ;
  • осуществляют выдачу заключения об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом НС и ПВ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе совершенное за пределами РФ;
  • иные.

Нарушенный баланс

Эксперты обратили внимание на то, что СССР часто упрекают в якобы господствующем положении в рамках ОВД. Данное утверждение зачастую обосновывается тем, что Объединённое командование вооружёнными силами располагалось в Москве, а его начальниками становились исключительно советские военные деятели

Впрочем, как полагает Михайлов, Москва не имела возможности осуществлять тотальный контроль над восточноевропейскими республиками. Например, в 1968 году Албания покинула ОВД. 

Самостоятельную политику проводила Румыния. Бухарест осудил ввод войск в Чехословакию, не поддержал афганскую кампанию СССР и сотрудничал с ФРГ и Пакистаном в сфере создания ядерного оружия. Кроме того, республика пользовалась кредитами МВФ и вкрапляла в номинально социалистическую идеологию элементы национализма.

  • Руководители государств — членов ОВД на заседании Политического консультативного комитета (ПКК)

«Страны соцлагеря отличались друг от друга и на самом деле имели большую автономию от Москвы. Факторов, которые влияли на отношения с СССР, было очень много, в том числе экономических. И с крахом социалистических режимов судьба ОВД была предрешена», — рассуждает Михайлов.

В феврале 1991 года страны — участницы Варшавского договора решили распустить военные структуры организации. 1 июля того же года представители этих государств подписали протокол о полном прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Как отметил Алексей Подберёзкин, после ликвидации ОВД в мире воцарилась однополярная система международных отношений, которая характеризуется доминантой одного военного блока. Прямыми последствиями разрушения прежнего баланса сил эксперт назвал вмешательство НАТО в Боснийский кризис 1992—1995 годов и агрессию альянса в Югославии в 1999 году.

Также по теме


Неизменные приоритеты: почему НАТО продолжит заниматься «сдерживанием» России даже в условиях пандемии коронавируса

Североатлантический альянс будет придерживаться политики «сдерживания» России даже во время пандемии коронавируса, заявил генсек НАТО…

«Югославская государственность стала первой жертвой военного вторжения альянса, но эта агрессия была бы невозможной при существовании ОВД. С разрушением Организации Варшавского договора пропал естественный противовес НАТО, а западный блок решил, что может безнаказанно вмешиваться в дела суверенных государств», — сказал Подберёзкин. 

Однако с ликвидацией ОВД в мире не исчезла потребность в международной структуре, которая смогла бы обеспечивать равновесный баланс сил, отметил в комментарии RT эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин. 

«Основными причинами крушения ОВД стали кризис советской государственности и желание руководства СССР того времени положить конец холодной войне. Однако Запад воспользовался ослаблением Москвы, чтобы взять под свой контроль Восточную Европу. В 2000-е годы Россия начала объединять усилия с соседями в рамках ОДКБ и ШОС. Эти организации нельзя назвать заменой ОВД, но их существование свидетельствует о том, что однополярная система постепенно уходит в прошлое», — подчеркнул Кошкин.

Кроме того, как отметили эксперты, ещё одним последствием крушения ОВД стало расширение НАТО на восток. Этот процесс происходил вопреки данным Москве обещаниям официальных лиц США и альянса. В результате включения в западный блок бывших участников Варшавского договора, а также прибалтийских республик ситуация на западной границе России заметно ухудшилась. 

По мнению Михайлова, с первых дней своего существования Североатлантический альянс представлял серьёзную угрозу безопасности СССР. В случае гипотетического конфликта с ним существование ОВД позволяло встретить агрессора на дальних подступах, пояснил он.

«С крахом Варшавского договора и расширением НАТО на восток этот буфер исчез. В итоге мы видим, как в последние годы альянс наращивает напряжение на наших западных рубежах. Хотя современная Россия, конечно же, обладает эффективными средствами сдерживания НАТО, которые отрезвляют западных стратегов», — констатировал аналитик.

НАТО и Варшавский договор: сравнение сил

Силы НАТО и Варшавского договора в Европе

Данные, опубликованные двумя альянсами (1988-1989 гг.)
Оценки НАТО Варшавский договор

Оценки

Тип НАТО Варшавский договор НАТО Варшавский договор
Персонал 2 213 593 3 090 000 3 660 200 3 573 100
Боевой самолет 3 977 8 250 7 130 7 876
Тотальный ударный самолет NA NA 4 075 2783
Вертолетов 2,419 3 700 5720 2 785
Тактические ракетные пусковые установки NA NA 136 1 608
Танки 16 424 51 500 30 690 59 470
Противотанковое вооружение 18 240 44 200 18 070 11 465
Боевые бронированные машины пехоты 4 153 22 400 46 900 70 330
Артиллерия 14 458 43 400 57 060 71 560
Другая бронетехника 35 351 71 000
Пусковые мосты для бронетранспортеров 454 2,550
Системы ПВО 10 309 24 400
Подводные лодки 200 228
Подводные лодки с атомной энергетикой 76 80
Большие надводные корабли 499 102
Авианосные корабли 15 2
Авианосные корабли, вооруженные крылатыми ракетами 274 23
Десантные боевые корабли 84 24

Паритет дорогой ценой

В НАТО, противостоящее ОВД, входили изначально 12 стран, включая такие державы, как США, Великобритания, Франция. До распада ОВД в североатлантический альянс вошли ещё 4 государства.

Варшавский блок, несмотря на то, что по уставу он был открыт для вхождения новых членов, за всё время своего существования не увеличивался, а, наоборот, потерял одну из стран-участниц – Албанию. Таким образом, с начала 60-х годов прошлого века до 1991 года социалистическому блоку из 7 стран противостоял блок из 15 «капстран». Даже приблизительное сопоставление потенциала этих государств, скажем, по общей численности населения, показывает, насколько в более выгодном положении находилось НАТО. Его страны-участницы, опираясь на поддержку обогатившихся в годы Второй мировой войны США, чувствовали себя в блоке вполне комфортно. Военные расходы при этом не отягощали государственных бюджетов. СССР же напротив был вынужден «лучшие мозги» и огромные средства направить на оборону. В результате ценой больших усилий паритет ОВД и НАТО был создан и поддерживался несколько десятилетий.

Согласно данным, приведённым в книге Валентина Варенникова «Неповторимое», к началу 80-х годов НАТО в Европе имело небольшой перевес в обычных вооружениях. В распоряжении альянса было 94 боеготовые дивизии (включая около 60 отдельных боеготовых бригад), у Варшавского Договора— 78 дивизий. При этом численность развернутой американской дивизии составляла 16—19 тысяч, а дивизии ФРГ— более 23 тысяч человек, в то время как дивизия армий стран Варшавского Договора насчитывала максимум 11—12 тысяч человек. Значительное превосходство у ОВД было в танках. Зато НАТО располагало значительно большим количеством противотанковых вооружений. Кроме того, США и их союзники превосходили социалистический блок по боевым самолетам в 1,2 раза, по вертолетам — в 1,8 раза.

Общие сведения об органах внутренних дел

ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.

Пример 1

Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.

Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:

  • средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
  • среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).

Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.

Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.

Министерство Внутренних дел РФ

Определение 1

Министерство внутренних дел есть федеральный орган исполнительной власти, в ведомстве которого находятся вопросы разработки и внедрения принципов государственной политики относительно нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Разработка государственной позиции по вопросам миграции также является зоной ответственности МВД РФ.

Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляется Президентом России (согласно положениям Указа Президента № 636, 21.05.2012 г.). Непосредственной главой МВД является Министр, которого назначает и освобождает от должности Президент. На Министра МВД возлагается личная ответственность за качество внедрения государственной политики в области внутренних дел.

В непосредственном подчинении у Министра МВД находятся его заместители, чье количество определяется Президентом, и им же данные лица принимаются на должность и освобождаются с нее.

Штат следователей МВД – самый крупный во всей системе органов, чья деятельность связана с защитой правопорядка, представлен 43,5 тысячами сотрудников, что составляет 65% всего следственного корпуса России. Указанные цифры вполне оправданы, учитывая показатели работы и нагрузки, приведенные в примерах выше.

Статус МВД закреплен в Положении о МВД России, и здесь же (п.3 Положения) определен круг задач, стоящих перед МВД РФ:

  • подготовка и внедрение принципов политики государства в области внутренних дел;
  • регулирование вопросов в области внутренних дел посредством применения правовых норм;
  • охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России и лиц, не имеющих гражданства;
  • обеспечение общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности;
  • противодействие преступности;
  • управление деятельностью органами внутренних дел и внутренними войсками;
  • реализация охранительных мер социального и правового характера относительно сотрудников ОВД, служащих внутренних войск, государственных гражданских служащих структуры МВД;
  • социально-правовое обеспечение сотрудников структуры МВД; лиц, уволенных со службы в ОВД; лиц, уволенных с военной службы; членов семей перечисленных лиц и прочих граждан, обеспечение которых, согласно законодательству России, подведомственно МВД.

Вынужденный союз

Однако совсем никак не реагировать на растущее военное присутствие США в Европе было нельзя. Последней каплей, вынудившей СССР к созданию военной межгосударственной социалистической организации в Европе, стало вступление в НАТО ФРГ, вопреки первоначальным послевоенным планам по превращению разделённой Германии в демилитаризованную зону.

14 мая 1955 был подписан Варшавский договор (ОВД) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Его участниками стали Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Всё это были страны, где после освобождения от фашистской оккупации при негласной поддержке Советского Союза установились социалистические режимы.

Вынужденный союз

Однако совсем никак не реагировать на растущее военное присутствие США в Европе было нельзя. Последней каплей, вынудившей СССР к созданию военной межгосударственной социалистической организации в Европе, стало вступление в НАТО ФРГ, вопреки первоначальным послевоенным планам по превращению разделённой Германии в демилитаризованную зону.

14 мая 1955 был подписан Варшавский договор (ОВД) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Его участниками стали Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Всё это были страны, где после освобождения от фашистской оккупации при негласной поддержке Советского Союза установились социалистические режимы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector