Какие страны входят в вто?

Члены и наблюдатели

Карта мира участия в ВТО:
 Члены
 Члены, дважды представленные Европейским Союзом

 Наблюдатели
 Не члены

По состоянию на июль 2016 года ВТО насчитывает 164 члена. Из 128 государств-участников ГАТТ на конец 1994 года все с тех пор стали членами ВТО, за исключением Социалистической Федеративной Республики Югославии , которая распалась в 1992 году и в то время была отстранена от участия в ГАТТ. Четыре других государства, Китай , Ливан , Либерия и Сирия , были участниками ГАТТ, но впоследствии вышли из договора до создания ВТО. С тех пор Китай и Либерия присоединились к ВТО. Остальные члены ВТО присоединились после того, как впервые стали наблюдателями ВТО и договорились о членстве.

27 государств Европейского Союза представлены дважды, поскольку ЕС является полноправным членом организации. Другие автономные образования имеют право на полноправное членство в ВТО при условии, что у них есть отдельная таможенная территория с полной автономией в ведении своих внешних коммерческих отношений. Таким образом, Гонконг стал договаривающейся стороной ГАТТ в результате прекращенной в настоящее время процедуры «спонсорства» Соединенного Королевства (Гонконг использует название «Гонконг, Китай» с 1997 года), как и Макао . Новым членом этого типа является Китайская Республика (Тайвань), которая присоединилась к ВТО в 2002 году и тщательно разработала свою заявку, присоединившись под названием «Отдельная таможенная территория Тайваня, Пэнху, Цзиньмэнь и Мацу ( Китайский Тайбэй )». так , чтобы они не были отклонены как в результате Народной Республики Китай политики одного Китая .

В ВТО также есть 24 государства-наблюдателя, которые, за исключением Святого Престола, должны начать переговоры о присоединении в течение пяти лет после того, как станут наблюдателями. Последней страной, допущенной только в качестве наблюдателя до подачи заявки на полноправное членство, была Экваториальная Гвинея в 2002 году, но с 2007 года она также ведет переговоры о полноправном членстве. В 2007 году Либерия и Коморские Острова напрямую подали заявку на получение полноправного членства. Некоторым международным межправительственным организациям также предоставлен статус наблюдателя при органах ВТО. Палестинская администрация обратилась с просьбой о предоставлении статуса наблюдателя в ВТО в октябре 2009 года , а затем в апреле 2010 года.

Афганистан — самый новый член, вступивший 29 июля 2016 года.

После присоединения Саудовской Аравии в 2005 году Россия была одной из двух крупных экономик, не входящих в ВТО. Она начала переговоры о присоединении к предшественнице ВТО в 1993 году. Последний главный спор, связанный с российско-грузинской войной 2008 года, был решен. при посредничестве Швейцарии, что привело к членству России в 2012 году. Другой — Иран, который является государством-наблюдателем и начал переговоры в 1996 году.

Секретариат

  1. Учреждается Секретариат ВТО (в дальнейшем именуемый «Секретариат»), возглавляемый Генеральным директором.
  2. Конференция министров назначает Генерального директора и принимает правила, устанавливающие полномочия, обязанности, условия работы и срок нахождения в должности Генерального директора.
  3. Генеральный директор назначает членов персонала Секретариата и определяет их обязанности и условия работы в соответствии с правилами, принимаемыми Конференцией министров.
  4. Обязанности Генерального директора и персонала Секретариата по своему характеру являются исключительно международными. При выполнении своих обязанностей Генеральный директор и персонал Секретариата не могут запрашивать или принимать указания от какого-либо правительства или любого другого органа помимо ВТО. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отрицательно отразиться на их статусе международных должностных лиц. Члены ВТО должны уважать международный характер обязанностей Генерального директора и персонала Секретариата и не должны пытаться влиять на них при выполнении ими своих обязанностей.

Структура

Министерская конференция

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Затем были конференции в Дохе, 9–13 ноября 2001 года, Канкуне, 10–14 сентября 2003 года, Гонконге, 13–18 декабря 2005 года и Женеве, осенью 2009 года. Восьмая министерская конференция была проведена в Женеве, Швейцария, с 15 по 17 декабря 2011 года

Параллельно пленарной сессии были проведены три рабочих заседания «Важность многосторонней торговой системы и ВТО», «Торговля и развитие» и «Дохинская повестка дня в области развития». Конференция одобрила присоединение России, Самоа и Черногории

Генеральный совет

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе послов и глав делегаций стран-участниц.

В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров.

Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне структуры ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, контролирующих соблюдение принципов ВТО и выполнение соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами следит за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо контроля выполнения соглашения ТРИПС, занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около более 600 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор.

Секретариат ВТО не принимает решений, так как это функция самих государств-членов.

Основные обязанности Секретариата — обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, осуществлять мониторинг и анализ мировой торговли, разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации, а также заниматься организацией проведения министерских конференций.

Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Функции ВТО

Они состоят в следующем:

  • Осуществляется административная и организационная деятельность Всемирной торговой организации, направленная на выполнение торговых соглашений между партнёрами, находящихся в компетенции ВТО.
  • Функция форума — в проведении многосторонних переговоров членов ВТО.
  • Разрешает торговые споры, возникающие между странами-участницами ВТО.
  • Осуществляется мониторинг торговой политики государств, партнёров по организации ВТО.
  • Развитие сотрудничества с международными институтами и организациями, которые участвуют в процессе формирования мировой экономической политики.

Одной из главных задач ВТО считается также постоянный контроль за состоянием международной торговли и обеспечение нуждающихся необходимыми консультациями в управлении и регулировании торговой политики.

Главный орган — конференция министров, представителей стран, участвующих в ВТО. Она проходит как минимум раз в два года и принимает решения во всех делах, касающихся этой организации. Остальное время в ВТО правит Генеральный совет, отвечающий за повседневную деятельность: разрешает споры, проводит обзоры в области торговой политики. Участниками ВТО в 2005 году являлись 148 стран, обладающих полными правами, ещё чуть более тридцати — в статусе наблюдателей, многие из них находятся в стадии присоединения к этой организации.

История ВТО. Кратко

  • С 1 по 22 июля 1944 года в городке Бреттон-Вудс американского штата Нью-Гэмпшир представители 44 государств, участников антигитлеровской коалиции, совещались о путях развития мировой экономики по окончании Второй мировой войны. В частности, были созданы три международные экономические организации Всемирный банк, Международный валютный фонд, Организация по международной торговле, но если первые две существуют и по сей день, то устав ОМТ так и не был ратифицирован некоторыми странами из-за несоответствия его национальным законодательствам. Поэтому, пока шли переговоры и согласования утверждения ОМТ, в 1948 году временно было создано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Соглашение подписали 23 государства, в том числе США, Франция, Великобритания, Индия, Китай, Бразилия, Канада, Норвегия, Бельгия, ЮАР. И, так как, ОМТ так и не появилась, ГАТТ осталось единственной организацией, регулирующей мировую торговлю.
    История деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле делится на три периода:— 1947 — 1973 — регулирование тарифов и борьба с демпингом— 1973 — 1986 — («токийский раунд») снова вопросы тарифной политики, условия принятия рамочных соглашений, принятие Кодекса по таможенной оценке, Кодекса о субсидиях и Антидемпингого Кодекса— 1986 — 1994 — («уругвайский раунд»): тарифы, нетарифные барьеры, интеллектуальная собственность, урегулирование споров, текстильные изделия, сельскохозяйственная продукция…И хотя деятельность ГАТТ принесла значительную пользу в упорядочении процессов мировой торговли:— таможенные тарифы с 25–30% в 50-е годы были снижены до 5% в 1980-е;— существенно вырос круг обсуждаемых условий международной торговли;— резко увеличилось число стран, поддерживающих принципы свободной торговли,в 1970–1980-е годы то и дело начали возникать торговые споры между тремя центрами экономического соперничества Северной Америкой, Западной Европой, Дальним Востоком. Потому в ходе «уругвайского раунда» работы ГАТТ в заседаниях в Женеве и Монтовидео в 1986 — 1993 годах было принято решение о создании новой международной экономической организации — ВТО

Решение о создании ВТО было принято в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 года, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением

  • Официальной датой начала деятельности ВТО считается 1 января 1995 годаПервоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 странВ 2001 году в ВТО вступил КитайРоссия стала членом ВТО 22 августа 2012 года под номером 156Число стран-участников ВТО 162 из 193, входящих в ООНСтатус наблюдателей имеют более 30 государств и 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк. Среди стран-наблюдателей — Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан

Почему Россия вступила в ВТО?

«Страна уверено шагнула навстречу Западу, и отразится это, в первую очередь, на качестве жизни самих россиян». Именно такие речи можно было услышать от отечественных СМИ, когда Россия вступила в ВТО

Власти тоже стали уверять народ в важности и эпохальности произошедшего события. Было ли все это правдой? Мнения по данному вопросу рознятся

Можно самостоятельно сформировать для себя вывод, взглянув на основные цели, которые Россия пожелала достичь в ВТО

Первостепенной задачей государства при вступлении в торговый союз являлась модернизация отношений с Западом в виде открытия внутренних рынков и снижения тарифов. Цели России в ВТО следующие:

  • участие в формировании правил межгосударственной торговли с учетом национальных интересов;
  • улучшение имиджа России на мировой арене;
  • доступ к межгосударственному механизму разрешения торговых конфликтов;
  • получение лучших условий доступа отечественной продукции на мировой рынок;
  • расширение возможностей российских инвесторов в государствах-членах ВТО.

Преследуя обозначенные цели, российские власти выработали для себя важный принцип: права и обязательства страны в ВТО должны способствовать экономическому росту, но не наоборот.

Основные соглашения и принципы

Взаимодействие стран объединения проводится в условиях соблюдения одинаковых правовых норм. При этом любое государство получает обеспечение правдивого и последовательного отношения к его экспорту в других странах.

Что касается развивающихся стран, то для них разработана более гибкая система гарантий и свобод. Главные правила и принципы организации отображены в торговых договорах.

К двум принципам относятся:

  • предоставление всем участникам одинаковых прав;
  • гарантия доступа на рынок.

Первое положение выполняется через использование режима, который наиболее способствует нации, а государство предоставляет равные условия торговли для всех членов ВТО. Доступ на рынок достигается путем снятия количественных лимитов импорта в пользу таможенных тарифов.

Это считается наиболее продуктивным методом координации товарооборота. В новом соглашении ГАТС были закреплены принципы более свободного экспорта и импорта услуг, которые не зависели от способа их поставки. Новая коммерческая деятельность проводится отдельно для каждого государства, а исключения и решения принимаются во время переговоров.

К собственности относятся:

  • права автора на результаты его творчества;
  • торговые знаки;
  • географические термины, которые применяются для наименования товара;
  • дизайнерские разработки;
  • торговые секреты.

Спорные вопросы, возникшие при торговых операциях, решаются договором о правилах, процедурах и осуществляется во время консультаций. При возникновении каких-либо проблем за дело принимается группа экспертов, которая разрешает в определенных случаях подавать апелляции по спорным решениям.

Важное место в работе объединения занимает система анализа коммерческой политики. Ее главной задачей считается расширение прозрачности, объяснение политики некоторых стран и последствий их поведения

Эта процедура проводится регулярно, а затем выпускаются подробные отчеты о деятельности стран — членов ВТО.

Структура организации

Всемирная торговая организация представляет собой не только объединение стран, но и совокупность правовых документов, которые определяют права и обязанности руководства государств в коммерческой деятельности. Все проекты договоров были приняты парламентами стран, входящими в список объединения. Основные подписанные документы:

  1. Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ), которое было принято в 1994 году.
  2. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
  3. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).

Главные задачи организации направлены на уменьшение или полное устранение ограничений на внешнюю торговлю, гарантирование ее объективности и прогнозируемости, способствование росту экономики и улучшение благосостояния населения. Страны ВТО решают этот перечень задач методом слежения за исполнением многосторонних договоров, осуществлением коммерческих переговоров и оказания помощи развивающимся государствам.

Все решения государства принимают, опираясь на консенсус, что обеспечивает дополнительные стимулы по укреплению согласия среди членов ВТО.

Один или два раза в год собирается Министерская конференция, которая занимается решением самых важных вопросов.

Этому органу подчиняется Генеральный совет, отвечающий за проведение текущей деятельности. Он несколько раз в год собирается в Женеве, где находится штаб-квартира организации.

Совет непосредственно руководит двумя органами:

  • по анализу коммерческой политики;
  • разрешению спорных ситуаций.

Кроме того, перед Генеральным советом отчитываются комитеты: по торговле и развитию, ограничениям, относящимся к торговым балансам, бюджету, финансам и административным вопросам. Некоторые функции он передает трем советам, которые идут на следующей ступени иерархии организации.

В структуру ВТО также входит Секретариат, который со штатом 500 человек базируется в Женеве. Этот орган не принимает никаких решений, а оказывает техническое содействие другим советам, комитетам, Министерской конференции.

История ВТО

Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года.

Вступление и членство в ВТО

В ВТО 164 участника, в том числе: 160 международно признанных государств-членов ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз.
Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Постсоветские страны и ВТО

Постсоветские страны таким образом присоединялись к ВТО:

  • Киргизия, 20 декабря 1998 года (133-й член ВТО).
  • Латвия, 10 февраля 1999 года (134-й член ВТО).
  • Эстония, 13 ноября 1999 года (135-й член ВТО).
  • Грузия, 14 июня 2000 года (137-й член ВТО).
  • Литва, 31 мая 2001 года (141-й член ВТО).
  • Молдавия, 26 июля 2001 года (142-й член ВТО).
  • Армения, 5 февраля 2003 года (145-й член ВТО).
  • Украина 16 мая 2008 года (152-й член ВТО).
  • Россия, 22 августа 2012 года (156-й член ВТО)
  • Таджикистан, 2 марта 2013 года (159-й член ВТО).
  • Казахстан, 30 ноября 2015 года (162-й член ВТО).

За рамками ВТО остаются четыре постсоветских страны: Азербайджан, Белоруссия, Туркмения и Узбекистан. В 2013 году Туркмения выступила с инициативой о вступлении в ВТО. В мае 2020 года правительство Туркменистана подало заявку в секретариат ВТО о получении статуса наблюдателя. 22 июля 2020 года члены ВТО предоставили Туркменистану статус наблюдателя организации с условием инициирования процесса вступления в ВТО в течении следующих пяти лет. В 2016 году Белоруссия начала активные переговоры по вступлению в ВТО. В июле 2020 года состоялось четвертое заседание Рабочей группы по вступлению Узбекистана в ВТО — почти через 15 лет после последнего официального заседания.
Что касается РФ, то в данную организацию она подала заявку ещё в далёком 2007 г.

Переговоры о присоединении России к ВТО

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 по 2011 год.

По итогам переговоров подготовлен Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 года № WT/ACC/ RUS/70, WT/MIN(11)/2.

Акт о присоединении России к ВТО

16 декабря 2011 года — в Женеве подписан Протокол «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

7 июня 2012 года — в Госдуме РФ зарегистрирован законопроект № 89689-6 «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

10 июля 2012 года — законопроект принят Государственной Думой.

18 июля 2012 года — законопроект одобрен Советом Федерации.

21 июля 2012 года — закон подписан президентом Российской Федерации.

23 июля 2012 года — Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» опубликован в «Российской газете» N 166, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в Собрании законодательства Российской Федерации N 30 ст. 4177.

3 августа 2012 года — Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» вступил в силу (по истечении 10 дней после дня его официального опубликования).

Официальные отчёты о результатах присоединения России к ВТО

Отчёт Счётной Палаты РФ «О промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ мер, принимаемых органами государственной власти по выполнению обязательств и реализации прав Российской Федерации, связанных с присоединением к ВТО, по оценке влияния норм и правил ВТО на бюджетную систему и отрасли экономики». (Исследуемый период: 2012 год. Сроки проведения исследования: с 22 мая 2012 года по 29 марта 2013 года).

Цели вступления России в ВТО

Основными целями вступления России в ВТО являются:

  • получение лучших условий для доступа отечественных товаров на зарубежные рынки;
  • возможность разрешения торговых споров с помощью международных механизмов;
  • привлечение инвестиций извне, в результате создания благоприятного климата для них и приведения законодательства в соответствие с нормами ВТО;
  • увеличение возможностей доступа отечественных инвесторов на международной арене, в частности в банковской сфере;
  • формирование благоприятных условий для улучшения качества и конкурентоспособности российских товаров и услуг в результате роста импорта;
  • участие в формировании международных правил торговли с учётом национальных интересов;
  • улучшение имиджа страны как полноправного участника международного товарооборота.

Преимущества и недостатки Всемирной торговой организации (ВТО)

История международной торговли была битвой между протекционизмом и свободной торговлей, и ВТО подпитывала глобализацию как положительными, так и отрицательными последствиями. Усилия организации увеличили глобальную торговлю, но побочным эффектом стало негативное воздействие на местные сообщества и права человека.

Сторонники ВТО, особенно транснациональные корпорации (ТНК), считают, что эта организация выгодна для бизнеса, рассматривая стимулирование свободной торговли и сокращение торговых споров как благо для мировой экономики. Скептики считают, что ВТО подрывает принципы органической демократии и увеличивает разрыв в международном богатстве. Они указывают на спад отечественной промышленности и усиление иностранного влияния как на негативное влияние на мировую экономику.

В рамках своих попыток пересмотреть международные торговые сделки США, президент Дональд Трамп, когда был у власти, также пригрозил выйти из ВТО, назвав организацию «катастрофой». Выход США из ВТО мог подорвать мировую торговлю на триллионы долларов, однако Трамп не вышел из ВТО за время своего президентства.

Страны, входящие в состав Всемирной торговой организации

К 2018 году в ВТО входит 164 страны. За предыдущее десятилетие к нему примкнули Украина и Кабо-Верде (2008 г), Черногория, Российская Федерация, Самоа, Вануату (2012 г), Лаос и Таджикистан (2013 г), Афганистан (2016 г).

Более 30 государств и 60 международных организаций входят в состав наблюдателей.

Страны ВТО приобретают ряд значительных преимуществ, среди которых можно выделить:

  • хорошие возможности для выпуска на междунациональный рынок своей продукции;
  • отсутствие дискриминации, защита внутригосударственных интересов;
  • стабильность и прозрачность во взаимодействии с другими государствами;
  • возможность находиться под защитой организации и решать все возникающие споры с помощью механизмов ВТО;
  • причастность к формированию новых устоев мирового товарооборота;
  • получение возможностей для роста конкурентоспособности собственных товаров и привлечения капиталовложений;
  • улучшение имиджа на мировой арене.

Чтобы присоединиться к ВТО, государство подает меморандум. ВТО рассматривает его, оценивает внешнеэкономический курс и принимает решение. Уставом ВТО предусмотрен и выход из состава организации любой страны по ее желанию. Однако процедура выхода не разработана и до настоящего времени ни один из членов не выразил пока таких намерений.

История

Предложение международной торговой организации

Бреттон — Вудской конференции 1944 года, которая учредила международный институт для денежно — кредитной политики , признала необходимость в сопоставимом международного института по торговле в дополнение к Международному валютному фонду и Всемирному банку . В Бреттон-Вудсе присутствовали представители министерств финансов, а не представители министерств торговли — это предполагаемая причина, по которой в то время не было заключено торговое соглашение.

В начале декабря 1945 года Соединенные Штаты пригласили своих союзников военного времени начать переговоры о заключении многостороннего соглашения о взаимном снижении тарифов на торговлю товарами. В июле 1945 года Конгресс США предоставил президенту Гарри С. Трумэну полномочия вести переговоры и заключать такое соглашение. По предложению Соединенных Штатов в феврале 1946 года Экономический и социальный комитет Организации Объединенных Наций принял резолюцию , призывающую к созыву конференции для разработки проекта устава Международной торговой организации.

Подготовительный комитет был создан в феврале 1946 года и впервые собрался в Лондоне в октябре 1946 года для работы над уставом международной торговой организации; Работы продолжались с апреля по ноябрь 1947 года.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле

В то же время восемь стран, которые вели переговоры по ГАТТ, подписали «Протокол временного применения Генерального соглашения по тарифам и торговле». Этими восемью странами были США, Великобритания , Канада , Австралия , Франция , Бельгия , Нидерланды и Люксембург .

Гаванский Устав

Основополагающий документ ITO обсуждался на Кубе с ноября 1947 года по март 1948 года. Гаванская хартия (формально «Заключительный акт Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и занятости ») предусматривала создание ITO и излагала основные правила международной торговли и других международных экономических вопросов. Он был подписан 56 странами 24 марта 1948 года. Он позволял международное сотрудничество и правила против антиконкурентной деловой практики.

Хартия, предложенная Джоном Мейнардом Кейнсом , заключалась в создании ITO и финансового учреждения под названием Международный клиринговый союз (ICU), а также международной валюты ; БАНКОР . Учреждения Гаванской хартии должны были стабилизировать торговлю, поощряя страны к «нулевому сальдо », при этом не поощрялись как профицит торгового баланса, так и торговый дефицит . Эта отрицательная обратная связь должна была быть достигнута путем предоставления странам овердрафта, равного половине средней стоимости торговли страны за предыдущие пять лет, с начислением процентов как на профицит, так и на дефицит.

Провал в Конгрессе США

Хартия так и не вступила в силу, отчасти потому, что в 1950 году правительство Соединенных Штатов объявило, что не представит договор в Сенат Соединенных Штатов для ратификации . Хартия неоднократно представлялась в Конгресс США, но так и не была одобрена. Самым обычным аргументом против новой организации было то, что она будет вовлечена во внутренние экономические вопросы. 6 декабря 1950 года президент Трумэн объявил, что больше не будет добиваться одобрения Конгрессом Устава ITO. Из-за того, что Америка отвергла Хартию, ни одно другое государство не ратифицировало договор. Элементы Хартии позже станут частью Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Индивидуальные торговые соглашения и Всемирная торговая организация

В отсутствие международной торговой организации с начала 1950-х годов страны обратились к единственному существующему многостороннему международному торговому институту, , для решения проблем, касающихся их торговых отношений. Следовательно, ГАТТ с годами «трансформируется» в де-факто международную организацию. Предполагалось, что ГАТТ будет применяться в течение нескольких лет, пока ITO не вступит в силу. Однако, поскольку ITO так и не была создана, ГАТТ постепенно стал центром международного правительственного сотрудничества по вопросам торговли.

В рамках ГАТТ было проведено семь раундов переговоров до восьмого раунда — Уругвайского раунда — завершившегося в 1994 г. учреждением Всемирной торговой организации (ВТО) в качестве замены ГАТТ. Принципы и соглашения ГАТТ были приняты ВТО, на которую было возложено их администрирование и расширение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector