Космодром плесецк

Инфраструктура

Космодром имеет стационарные технические и стартовые (СК) комплексы для всех типов отечественных ракет-носителей (РН) лёгкого и среднего класса:

Стартовые комплексы

  • 1СК — «Рокот»;
  • 2СК — «Циклон-3»;
  • 2СК — «Космос-3М»;
  • 3СК — «Союз-2» — на реконструкции, планируется завершить к 2017 году;
  • 4СК — «Союз-2» (пусковая установка 17П32 № 1, войсковая часть 13973, площадка 41, выведена из эксплуатации и демонтирована);
  • СК — «Союз-2» — на реконструкции, планируется завершить к 2019 году. Используемой ранее для проведения пусков ракет-носителей «Союз-У»;
  • «Ангара-А7».

Центры

В состав космодрома входят шесть центров:

1. 1-й Центр предназначен для испытания РКК легкого класса. Его состав:

  • две пусковые установки РН «Космос-3М» (пл. 132);
  • две ПУ РН «Циклон-3» (пл. 32);
  • одна ПУ РН «Рокот» (пл. 133);
  • один технический комплекс (ТК) подготовки КА и РН.

Центр проводит подготовку и запуск КА систем связи, геодезии, навигации и научных аппаратов.

2. 2-й Центр предназначен для испытания и применения РКК среднего класса. Состав Центра:

  • три ПУ РН «Союз» и «Молния-М»;
  • три ТК подготовки КА и РН.

Центр проводит подготовку и запуск связных спутников, аппаратов природно-ресурсного мониторинга, космического материаловедения и биологических исследований.

3. 3-е Управление предназначено для обеспечения измерениями испытательных пусков боевых ракетных комплексов и запусков КА. Состоит из шести измерительных пунктов (ИП):

  • ИП-1 — город Мирный;
  • ИП-2 — город Мирный;
  • ИП-3 — город Нарьян-Мар;
  • ИП-4 — город Северодвинск;
  • ИП-6 — город Мирный;
  • ИП-8 — город Норильск.

4. 4-й Испытательный центр предназначен для испытания ракетных комплексов межконтинентальных баллистических ракет. Его состав:

  • пять ПУ шахтного типа;
  • две стартовые позиции ПГРК РС-12М;
  • четыре технические позиции (ТП) подготовки МБР.

Проводит испытания и техническое сопровождение ракетных комплексов мобильного и стационарного базирования.

5. Информационно-аналитический центр необходим для анализа результатов наземных и летных испытаний и баллистического обеспечения пусков. Состоит из пяти технологических линий обработки и анализа бортовой информации, объединяющих более 60 рабочих мест.

6. Научно-испытательный центр представления и контроля информации предназначен:

  • для представления материалов об испытаниях российских стратегических ракет;
  • для контроля над испытаниями стратегических наступательных вооружений (СНВ) США.

Также в состав космодрома входит:

  • семь монтажно-испытательных корпусов для сборки и испытаний ракетно-космической техники;
  • кислородно-азотный завод;
  • две заправочно-нейтрализационные станции для заправки ДУ космических аппаратов компонентами топлива и сжатыми газами и нейтрализации токсичных веществ;
  • измерительный комплекс с информационно-вычислительным центром;
  • аэродром «Перо»;
  • теплоэлектроцентраль;
  • более 600 км транспортных магистралей;
  • системы электро-, тепло- и водоснабжения.

Ведётся строительство стартовых и технических комплексов для ракет-носителей «Ангара» на базе СК «Зенит». Стартовый комплекс РН «Союз» № 4 (войсковая часть 14056, площадка 43) прошёл модернизацию под РН «Союз-2».

Космодром обеспечивает часть российских космических программ, связанных с оборонными, а также народохозяйственными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов.

Из рассказов очевидцев.

Дедовщина или другие неуставные отношения в подразделении не возникают, поскольку новобранцы и старослужащие живут в разных казармах. Мобильные телефоны выдают курсантам только в воскресенье, а во время учебного процесса они находятся на хранении у командира подразделения. Каждый вечер солдаты проходят медицинский осмотр. Самые распространенные заболевания — это пневмония и гайморит. Их причиной является климат Архангельской области. Здесь холодно, сыро и ветрено.
Новобранцы принимают присягу спустя 10-15 дней после прибытия в расположение части. Поскольку в гарнизоне г. Мирный есть несколько военных частей, то родственникам сообщают лишь номер части и дату мероприятия. Визитерам выдают пропуски, а также составляют специальные списки, в которых указывают паспортные данные всех посетителей. Вся информация передается на КПП г. Мирный. Если родственники собираются приехать личным транспортом, то необходимо указать марку машины и номер. Если этого не сделать, то машина остается на стоянке возле КПП.
Родственникам, которые хотят навестить солдата в любое другое время службы, тоже нужен пропуск. Для этого следует сообщить дежурному свои паспортные данные и дату приезда. На получение такого пропуска рапорт может написать и курсант. Также необходимо отправить запрос в интернет-приемную главы ЗАТО Мирный. Пропуск выдают уже при въезде в город. Если солдат прослужил более полугода, то ему предоставляются суточные увольнительные. До этого отпускают только в пределах территории части. Выходной курсантам дают всего раз в месяц, а в увольнение можно уйти только под залог паспорта или обратного билета. Если солдата забирают родственники, то им нужно будет расписаться во время ухода и возвращения.
Денежное довольствие солдатам в/ч 08324 начисляют на банковскую карту. Поскольку банкоматы размещены в центре города, то снять наличные довольно проблематично. Возле части есть магазин, но посещать его разрешают редко и только в сопровождении офицера. Денежные переводы и посылки можно отправлять на адрес самой части. Бойцы некоторых подразделений получают на руки не все деньги. Остальная сумма им полагается по окончанию срока службы. Солдаты могут писать письма своим родным и знакомым, для этого им выдаются специальные конверты, а по вторникам и четвергам выделяют время для письма.

Маршрут до части.

Если добираться из Москвы поездом, то чтобы попасть в в/ч 08324, необходимо доехать до Плесецка, а потом на автобусе № 401 до г. Мирный. Если самолетом – то придется брать билет до Архангельска, затем ехать поездом до Плесецка и автобусом до Мирного.
Есть еще один способ – мотовоз. Вагоны отцепляют непосредственно возле части. Сесть на мотовоз можно на станции Городская.

Экономика

Транспорт

Плесецк расположен на трассе, соединяющей Каргополь с одной из главных магистралей России, М8 между Москвой и Архангельском (трассы сходятся в поселке Брин-Наволок ). Это исторический торговый путь, который соединял Каргополь с Архангельском еще до строительства железной дороги, и длинные участки этой дороги до сих пор не заасфальтированы. Участок Каргополь — Плесецк заасфальтирован в 2011 году.

Плесецк (станция Плесецкая) расположен на Северной железной дороге, соединяющей Москву и Архангельск (проложена в направлении юг-север). От Плесецка железнодорожная ветка на запад, соединяющая Североонежск , Ундозеро и Янгоры, является одной из крупнейших железных дорог в России, которая не принадлежит РЖД . Владельцем железной дороги является Государственное управление исполнения наказаний. Планы по продлению этой линии до Медвежьегорска не реализованы.

Плесецк также является транспортным узлом на космодром Плесецк , расположенный в соседнем городе Мирный. Станция Плесецкая — конечная точка железнодорожной сети космодрома.

Инфраструктура космодрома

Космодром представляет собой научно-технический комплекс.

  • стартовые комплексы с пусковыми установками ракет-носителей;
  • технические комплексы подготовки ракет космического назначения и космических аппаратов;
  • многофункциональная заправочно-нейтрализационная станция (ЗНС) для заправки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов компонентами ракетных топлив;
  • кислородно-азотный завод;
  • измерительный комплекс с вычислительным центром;
  • аэродром;
  • 1473 здания и сооружения;
  • 273 объекта энергоснабжения.

Основными элементами стартовых комплексов являются:

  • Пусковая установка (стол, башня и фермы обслуживания);
  • Командный пункт управления (подземный) с системами предстартовой подготовки РН;
  • Хранилища компонентов топлива и сжатых газов с системами их заправки.

Космодром имеет стационарные технические (ТК) и стартовые (СК) комплексы для всех типов отечественных ракет-носителей (РН) лёгкого и среднего класса:

Стартовые комплексы

  • СК — 1 ПУ для запуска РН «Рокот»;
  • СК — 2 ПУ для запуска РН «Циклон-3»;
  • СК — 2 ПУ для запуска РН «Космос-3М»;
  • 4(3)СК — «Союз-2» — на реконструкции 2 СК, первый планируется завершить к 2017 году, а второй — к 2019 году (используемой ранее для проведения пусков ракет-носителей «Союз-У»). Пусковая установка 17П32 № 1, войсковая часть 13973, площадка 41, выведена из эксплуатации и демонтирована. Стартовый комплекс № 4 (войсковая часть 14056, площадка 43) прошёл модернизацию под РН «Союз-2»;
  • 1СК — «Ангара».

Центры

В состав космодрома входят шесть центров:

  • 1-й Центр предназначен для испытания ракетно-космических комплексов (РКК) легкого класса. Его состав:
    • две пусковые установки РН «Космос-3М» (пл. 132);
    • две ПУ РН «Циклон-3» (пл. 32);
    • одна ПУ РН «Рокот» (пл. 133);
    • два технических комплекса (ТК) подготовки КА и РН .

Центр проводит подготовку и запуск КА систем связи, геодезии, навигации и научных аппаратов.

  • 2-й Центр предназначен для испытания и применения РКК среднего класса. Состав Центра:
    • три ПУ РН «Союз» и «Молния-М»;
    • три ТК подготовки КА и РН.

Центр проводит подготовку и запуск связных спутников, аппаратов природно-ресурсного мониторинга, космического материаловедения и биологических исследований.

  • 3-е Управление предназначено для обеспечения измерениями испытательных пусков боевых ракетных комплексов и запусков КА. Состоит из шести измерительных пунктов (ИП):
    • ИП-1 — город Мирный;
    • ИП-2 — город Мирный;
    • ИП-3 — город Нарьян-Мар;
    • ИП-4 — город Северодвинск;
    • ИП-6 — город Мирный;
    • ИП-8 — город Норильск.
  • 4-й Испытательный центр предназначен для испытания ракетных комплексов межконтинентальных баллистических ракет. В его состав входит:
    • три ШПУ
      • 15П765 для РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
      • 15П765М для РС-24 «Ярс»
      • 15П728 для РС-28 «Сармат»
    • две стартовые позиции для ПГРК
    • железнодорожная позиция для БЖРК Баргузин
    • четыре технические позиции (ТП) подготовки МБР.

Проводит испытания и техническое сопровождение ракетных комплексов мобильного и стационарного базирования.

Информационно-аналитический центр необходим для анализа результатов наземных и летных испытаний и баллистического обеспечения пусков. Состоит из пяти технологических линий обработки и анализа бортовой информации, объединяющих более 60 рабочих мест.

  • Научно-испытательный центр представления и контроля информации предназначен:
    • для представления материалов об испытаниях российских стратегических ракет;
    • для контроля над испытаниями стратегических наступательных вооружений (СНВ) США.

Космодром располагает разветвлённой сетью автомобильных дорог (300 км) и железнодорожных путей (326 км), авиационной техникой и военным аэродромом первого класса, позволяющим эксплуатировать воздушные суда с максимальной посадочной массой до 220 тонн, таких как Ил-76, Ту-154, средствами связи, в том числе космической.

Железнодорожная сеть космодрома Плесецк — одна из крупнейших в России ведомственных железных дорог. От железнодорожной станции Городская, расположенной в городе Мирный, ежедневно отправляются пассажирские поезда по нескольким маршрутам. Протяжённость самого дальнего из них составляет около 80 километров.

По состоянию на август 2016 года, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева разрабатывает проект, выпускает конструкторскую документацию и закупает технологическое оборудование для нового комплекса и пусковой установки «Ангара».

На службе России

В 1994 году с территории Плесецка была впервые запущена МБР РС-12М2, а в 2000 году – «Тополь-М» в составе мобильного комплекса.

С 1997 года начались старты конверсионной РН «Рокот», с помощью которой на орбиту выводились отечественные и зарубежные КА.

В 2001 году Плесецк был исключен из подчинения РВСН и вошел в состав Космических войск. А через несколько лет здесь приступили к реализации очень дорогой и амбициозной программы – к созданию инфраструктуры для запусков РН «Ангара». Предполагается, что эти ракеты будут иметь модульную конструкцию и собираться в зависимости от поставленной задачи. Для «Ангары» на космодроме был возведен универсальный пусковой стол с заправочной башней.

Кроме того, в ходе реформ к космодрому были приписаны другие объекты: полигон на Камчатке, куда падают головные части, и станции слежения за космосом.

В новейшее время здесь тоже случались серьезные аварии. Так, 15 октября 2002 года сразу после старта взорвалась РН «Союз-У», в результате чего погиб один человек. В 2013 году во время чистки топливных емкостей погибли два офицера, еще трое получили сильные отравления.

Министр обороны Шойгу прикрепляет орден Суворова к знамени космодрома. Плесецк — это часть Космических войск России

Сегодня с Плесецка в основном проводятся пуски военных и коммерческих спутников с помощью РН лёгкого класса «Союз-2.1». Также выполняются испытательные запуски МБР, причем как новых, так и старых, изготовленных еще в СССР. Таким образом выясняется, годятся ли они еще на что-то.

Возможно, что Плесецк в ближайшие годы станет популярным туристическим объектом. Об этом в 2015 году заявил руководитель «Ростуризма» Олег Сафонов. Можно добавить, что экскурсии на космодром уже осуществляются, но они носят скорее исключительный характер.

В планах руководства Архангельской области — превратить Плесецк в объект массового туризма. Неизвестно, удастся ли реализовать эти планы, возможно, через несколько лет фото космодрома появятся на популярных туристических сайтах.

Экологическая обстановка[править | править код]

За годы функционирования космодрома на территории Архангельской области он оказывал (и продолжает оказывать) определённое влияние на окружающую среду, застройкой объектов запуска и объектов обслуживания, инфраструктуры. Некоторое влияние оказывают ступени ракет, часто с остатками ядовитого топлива (несимметричный диметилгидразин), которые падают на близлежащие территории, заселённые людьми. На территории Архангельской области находится 11 «полей падения» — 6 районов падения отделяющихся частей ракет и 5 районов падения отделяемых частей межконтинентальных баллистических ракет: «Двинской», «Сия», «Пинега», «Койда», «Мосеево», «Бычье» и другие. В связи с уменьшением количества запусков происходит снижение нагрузки на районы падения. Район «Бычье» не задействовался с 1977 года, «Новая Земля» — с 1979 года, «Куприяново» — с 1981 года, «Двинской» — с 1998 года. Только районы «Койда» и «Мосеево» использовались для проведения пусков ракет космического назначения «Циклон». Остальные районы использовались под падение боковых блоков ракет-носителей «Союз», «Молния», «Союз-2». По состоянию на 2006 год на космодроме проводились пуски двух типов межконтинентальных баллистических ракет «Тополь» и «Тополь-М», для чего использовались 2 района падения: «Сия» и «Пинега». На территории Ненецкого автономного округа таких «полей падения» — 9 («Нарьян-Мар» и др.), в Республике Коми — 4: «Печора», «Усть-Цильма», «Железнодорожный», «Вашка».

В настоящее время на космодроме прекращены запуски ракет-носителей «Циклон-2/3» и «Космос-3М», а в основном производятся запуски различных модификаций РН «Союз», работающих на керосине и жидком кислороде и небольшое количество запусков РН «Рокот». В связи с этим объёмы возможных выбросов диметилгидразина и тетраоксида азота многократно уменьшились по сравнению с советским периодом.

В 2008 году были опубликованы параметры контракта на поиск и вывоз отработанных частей ракет-носителей, стартующих с космодрома Плесецк, из районов падения на территории Архангельской области и Республики Коми. Стоимость контракта на 2008 год составила 15 млн рублей (рост в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом). В 2007 году было вывезено из районов падения более 148 тонн металлических фрагментов ракет.

Сразу после начала деятельности космодрома (1966 год) средний уровень смертности детей первого года жизни в сёлах, расположенных вблизи районов падения в Мезенском районе, становится выше и в течение двадцати лет превосходит в среднем в 2,1 раза уровень младенческой смертности в сёлах того же Мезенского района, удалённых от загрязнённых территорий. В начале 1990-х годов (после снижения количества пусков ракет) смертность вновь не отличается, при этом в сёлах риска отмечается общая тенденция к снижению смертности.

Влияние деятельности космодрома на окружающую среду

За 50 летний срок нахождения космодрома на территории
Архангельской области он оказал огромное влияние как застройкой
объектов запуска, и объектов обслуживания, инфраструктуры, так и
постоянным выбросом ядовитого топлива сжигаемым над территорией
области при запуске. Также нельзя не вспомнить о ступенях техники,
часто с остатками ядовитого топлива (несимметричный
диметилгидразин), которые падают на близлежащие территории,
заселённые людьми, которых в последнее время даже перестали
извещать о предстоящих запусках. Подробно ситуация описана в статье
. За время существования космодрома медиками накоплена большая
статистика по его влиянию на новые поколения местных жителей,
которая ни разу нигде не публиковалась, так как пассивность
местного населения и не развитость системы компенсаций, а также
судебной системы в России не делает это возможным.

Vkontakte User @ Vkontakte

История

Область была заселена носителями уральских языков, а затем колонизирована Новгородской республикой . Он принадлежал торговым путям, соединяющим центральную и северную части России: сначала от Москвы до Белого моря по реке Онеге , а затем, после 1765 года, по недавно построенной дороге между Санкт-Петербургом и Архангельском, которая существует до сих пор и проходит через Каргополь и Плесецк. Однако район Плесецка до 1890-х гг. Был малонаселенным, так как располагался на некотором удалении от основных рек региона. С 1796 года он принадлежал Архангельском уезду из Архангельской губернии . В 1894–1897 гг. Станция Плесецкая была построена при строительстве железной дороги между Вологдой и Архангельском. Со временем центр волости был перенесен из села Наволок на Плесецкую.

Во время Гражданской войны в России в 1918 году между Красной армией и британскими войсками велись бои в районе Плесецка и его окрестностей.

15 июля 1929 г. были упразднены уезды, губернии вошли в состав Северного края , образован Плесецкий район. Он вошел в состав Архангельского округа Северного края. В 1930 году округ был упразднен, и район стал подчиняться центральной администрации Северного края. В 1936 году край был преобразован в Северную область . В 1937 году Северная область была разделена на Архангельскую и Вологодскую области , а Плесецк остается центром Плесецкого района Архангельской области.

Начальники космодрома (полигона)[править | править код]

Учебно-боевой пуск с космодрома «Плесецк» твёрдотопливной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) 15П165 «Тополь-М» стационарного (шахтного) базирования. Эквивалент боевого блока прибыл в заданную точку (полуостров Камчатка). 30 сентября 2019 года.

  • генерал-майор Григорьев Михаил Григорьевич (1957—1962)
  • генерал-лейтенант Штанько, Степан Федотович (1962—1963)
  • генерал-лейтенант Алпаидзе, Галактион Елисеевич (1963—1975)
  • генерал-полковник Яшин, Юрий Алексеевич (1975—1979)
  • генерал-лейтенант Иванов, Владимир Леонтьевич (1979—1984)
  • генерал-лейтенант Колесников, Геннадий Алексеевич (1984—1985)
  • генерал-лейтенант Олейник, Иван Иванович (1985—1991)
  • генерал-лейтенант Перминов, Анатолий Николаевич (1991—1993)
  • генерал-майор Овчинников Анатолий Фёдорович (1994—1996)
  • полковник Пронников Владимир Павлович (1996—1998)
  • генерал-лейтенант Журавлёв, Юрий Михайлович (1998—1999)
  • генерал-лейтенант Коваленко, Геннадий Николаевич (1999—2003)
  • генерал-лейтенант Башлаков, Анатолий Александрович (24 марта 2003 — 25 июля 2007)
  • генерал-майор Остапенко, Олег Николаевич (2007 — сентябрь 2008)
  • генерал-майор Майданович, Олег Владимирович (сентябрь 2008 — 23 июня 2011)
  • генерал-майор Головко, Александр Валентинович (23 июня 2011 — 24 декабря 2012)
  • генерал-майор Нестечук, Николай Николаевич (7 июня 2013 — 17 сентября 2020)
  • полковник Башляев Николай Андреевич (17 сентября 2020 — н. в.)

Происшествия, приведшие к гибели людей

  • 26 июня 1973 года 9 человек погибли в результате взрыва ракеты “Космос-3М”, готовой к запуску.
  • 18 марта 1980 года 48 человек погибли во время заправки и подготовительных работ в результате взрыва ракеты «Восток-2М» вместе со спутником.
  • октябрь 1987 год из-за пожара в ВЧ 13973 погибло 5 человек.
  • 15 октября 2002 года ракета “Союз-У”, несущая спутник Европейского космического агентства “Фотон-М1” производства ЦСКБ-Прогресс, взорвалась через несколько секунд после запуска; один человек погиб.
  • 9 ноября 2013 года 2 офицера технической базы космодрома погибли во время плановых работ по очистке ёмкости из-под ракетного топлива, ещё трое военнослужащих госпитализированы с отравлениями.

Как добраться[править]

На поездеправить

Плесецк стоит на железной дороге Москва–Архангельск, это следующая после Няндомы крупная остановка дальних поездов. Ходят они 4-5 раз в день, от Москвы 16-17 ч, от Вологды 7-8 ч, от Архангельска 6-8 ч. Пригородные поезда дважды в день: на юг до Няндомы, а на север до Обозерской — узловой станции, где расходятся дороги на Архангельск и Беломорск.

На автобусеправить

Ежедневный автобус Северодвинск–Каргополь заезжает в Плесецк, также бывают маршрутки, но ходят они по предзаказу и весьма непредсказуемым образом. Ещё в направлении Каргополя можно уехать пригородным автобусом на Конёво (3-4 раза в день), откуда ловить попутку в сторону Кенозерского парка или же Каргополя. Конёво стоит не на трассе, но достаточно близко к ней: можно дойти пешком.

На север, в сторону Онеги используйте пригородные автобусы в пос. Савинский, которые по будням курсируют каждый час. Савинский находится в стороне и от Онежского тракта, и от архангельской трассы. Лучше выйти у поворота к посёлку и ловить машину, или же пройти несколько километров до начала Онежского тракта и пробовать удачу там; никакого общественного транспорта на этой дороге не будет.

На автомобилеправить

Плесецкий тракт (в сторону Архангельска также используется название Емецкий тракт) — полностью асфальтированная и отличная (по местным меркам) дорога, соединяющая Архангельск (300 км) с Каргополем (170 км). Трасса М8 Москва — Архангельск проходит заметно восточнее, выехать на неё из Плесецка можно лишь в Брин-Наволоке, что создаёт крюк в несколько сотен километров, если вы движетесь на юг. На северо-запад уходит Онежский тракт — неасфальтированная дорога, ведущая в город Онега вдоль одноимённой реки (250 км).

использованная литература

Источники

Архангельское областное Собрание депутатов. Областной закон №65-5-ОЗ от 23 сентября 2009 г. «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области», в ред. Областного закона №232-13-ОЗ от 16 декабря 2014 г. «О внесении изменений в отдельные Областные Законы в сфере осуществления местного самоуправления и взаимодействия с некоммерческими организациями». Вступил в силу через десять дней со дня официального опубликования. Опубликован: «Волна», №43, 6 октября 2009 г. (Совет депутатов Архангельской области. Областной Закон от 23 сентября 2009 г. № 65-5-ОЗ « Об административно-территориальном устройстве Архангельской области» с изменениями, внесенными Законом области от 16 декабря 2014 г. № 232-13-ОЗ « О внесении изменений в разное»). Областные законы, регулирующие процесс муниципального самоуправления и отношения с некоммерческими организациями ( вступают в силу со дня, который составляет десять дней после официального опубликования).

Описание

С 1970-х годов и до начала 1990-х космодром Плесецк удерживал
мировое лидерство по числу запусков ракет в космос (с 1957 по 1992
год отсюда было осуществлено 1369 запусков, тогда как с
находящегося на 2-м месте Байконура лишь 917).

Однако с 1990-х годов ежегодное количество запусков с Плесецка
меньше, чем с Байконура. Россия в 2008 году осуществила 27 запусков
ракет-носителей, сохранив за собой первое место в мире по
количеству пусков и превзойдя свой собственный показатель за 2007
год. Большинство (19) из 27 запусков выполнены с космодрома

Байконур, шесть — с космодрома Плесецк. По одному
космическому старту осуществлено с пусковой базы
«Ясный» (Оренбургская область) и полигона
«Капустин Яр» (Астраханская область). США
в 2008 году провели 14 запусков ракет-носителей, в том числе
четырех «шаттлов». Китай запустил в космос 11 ракет, Европа —
шесть. Другими странами осуществлено три и менее пусков. В 2007
году Россия произвела 26 запусков, США — 19, Китай — 10,
Европейское космическое агентство — 6, Индия — 3,
Япония — 2. .

Vkontakte User @ Vkontakte

Среди ныне действующих космодромов Плесецк является самым
северным космодромом в мире (если не относить к числу космодромов
площадки для суборбитальных запусков).

15 июля 1957 года в соответствии с постановлением от 11 января
1957 года, на территории Архангельской области началось создание
секретного объекта «Ангара» — будущего российского космодрома
«Плесецк». Располагаясь на платообразной и слегка холмистой
равнине, космодром занимает площадь 1762 км², простираясь с
севера на юг на 46 километров и с востока на запад на 82 километра
с центром, имеющим географические координаты .

Gmarapet GM @ Foursquare

Численность персонала и населения города Мирный — от 40 до
50 тыс. человек (в зависимости от объёмов выполняемых
задач).

Основные виды транспорта внутри территории космодрома —
железнодорожный и автомобильный.[Железнодорожная сеть космодрома
Плесецк — одна из крупнейших в России ведомственных железных
дорог. От железнодорожной станции Городская, расположенной в городе
Мирный, ежедневно отправляются пассажирские поезда по нескольким
маршрутам. Протяжённость самого дальнего из них составляет около 80
километров.

Зачем строить космодром на полярном круге

Располагать стартовые площадки там, где находится Плесецкий космодром, крайне невыгодно. Обычно их стараются выбирать поближе к экватору: чем южнее широта, тем дешевле будет доставка каждого килограмма груза на орбиту. Кому и как пришла в голову идея запускать ракеты с полярного круга?

Дело в том, что Плесецк изначально задумывался как стартовая площадка для первой советской МБР Р-7. Главным противником считались, конечно же, Соединенные Штаты, поэтому пусковые установки нужно было расположить поближе к Америке. Эта ракета имела дальность 7-8 тыс. км, поэтому при запуске с Байконура она не могла достичь территории США.

Лесистая местность Архангельской области значительно облегчала маскировку космодрома

Существовали и другие причины. Основные силы западных ВВС были сконцентрированы у южных границ СССР, поэтому новую военную базу хотели убрать подальше от них. Малонаселенность и лесистая местность существенно облегчала маскировку объекта, а наличие довольно развитой транспортной сети делало возможным доставку на будущий космодром тяжелых и крупногабаритных грузов. Кроме того, расстояние от Плесецка до полигона на Камчатке вполне позволяло проводить по нему испытательные пуски.

Правительственное постановление о создании объекта было принято 11 января 1957 года — он получил обозначение «Ангара». Любопытно, но примерно в это же время началось строительство еще одной площадки для ракет Р-7, что располагалась за полярным кругом в районе Воркуты. Позже работы там были приостановлены, а недостроенный объект стал играть роль «ложного» полигона для обмана вражеских разведок.

Уже в марте 1957 года на месте будущего объекта появился поселок строителей. Стартовые позиции были возведены в кратчайшие сроки, и баллистические ракеты стали на боевое дежурство. Несколько позже на вооружение подразделения были приняты МБР Р-9А и Р-16У.

В 1963 году было принято решение о начале космических запусков с территории ракетной части. На полигоне были созданы три управления, в задачи которых входили испытания новой ракетной техники и обработка данных телеметрии.

Город Мирный —  административный центр космодрома Плесецк

Одной из причин «перепрофилирования» Плесецка стала сомнительная эффективность комплекса Р-7 – эта ракета оказалась не слишком хороша в качестве оружия возмездия. Постройка каждой стартовой площадки для нее «съедала» колоссальные 5% советского военного бюджета. А на подготовку запуска уходило примерно 12 часов. При этом опыт Байконура доказал, что ракеты-носители, созданные на базе Р-7, прекрасно справляются с доставкой полезных грузов и космонавтов на орбиту.

Инфраструктура

Космодром имеет стационарные технические и стартовые (СК)
комплексы для всех типов отечественных ракет-носителей (РН) лёгкого
и среднего класса:

  • 1СК-«Рокот»
  • 2СК-«Циклон-3»
  • 2СК-««Космос-3М»»
  • 4СК-«Союз» (пусковая установка №1, войсковая часть 13973,
    площадка 41, выведена из эксплуатации и демонтирован).

Ведётся строительство стартовых и технических комплексов для
ракет-носителей «Ангара» на базе СК «Зенит». Стартовые комплексы РН
«Союз» №3 и №4 (войсковая часть 14056, площадка 43) прошли
модернизацию под РН «Союз-2».

Космодром обеспечивает часть российских космических программ,
связанных с оборонными, а также народохозяйственными, научными и
коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов.

Vkontakte User @ Vkontakte

Список стартовых площадок

  • Площадка 16/2 : Р-7 , Молния , Союз-У —
  • Площадка 32/1 (бездействует с 2001 г.): Циклон-3 —
  • Площадка 32/2 (неактивна с 2009 г.): Циклон-3 —
  • Площадка 35/1 (2014-): Ангара (предыдущая разработка для Зенита ) —
  • Площадка 41/1 (1965-1989): Р-7, Восток-2 , Восток-2М , Восход , Союз-У —
  • Площадка 43/3 : Р-7, Восток-2М, Восход, Молния-М , Союз-У —
  • Площадка 43/4 : Р-7, Восток-2М, Восход, Молния-М, Союз-У, Союз-М , Союз-2 , Союз-2-1в —
  • Площадка 131/1 (1967-1969): Космос-3М , Р-14 —
  • Площадка 132/1 : Космос-3 , Космос-3М —
  • Площадка 132/2 : Космос-3, Космос-3М —
  • Площадка 133/1 : Космос-2I —
  • Площадка 133/3 : Космос-3М, Рокот —
  • Площадка 167 : мобильная межконтинентальная : Тополь / Тополь-М / РС-24
  • Площадка 168 : мобильная межконтинентальная : Тополь —
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector