Халифат

Становление государства

Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове

Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота

В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.

Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».

В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.

Халифат династии Аббасидов

Справедливо отметить, что если в годы Праведного халифата для всех его правителей политическая власть по своему значению уступала место религиозному влиянию, то теперь она заняла главенствующую позицию. По своему политическому величию и культурному расцвету наибольшую славу в истории Востока заслуженно приобрёл Аббасидский халифат.

Что это такое — знает в наши дни большинство мусульман. Воспоминания о нём доныне укрепляют их дух. Аббасиды — династия правителей, подарившая своему народу целую плеяду блестящих государственных мужей. Среди них были и полководцы, и финансисты, и истинные ценители и покровители искусства.

Рождение и происхождение

Будущий аль-Муктадир родился 14 ноября 895 года и был вторым сыном халифа аль-Мутадида (годы правления 892–902). Его матерью была греческая рабыня, наложница Шагаб . Аль-Мутадид был сыном аль-Муваффака , принца Аббасидов, который стал главным военным командующим Халифата и фактическим регентом во время правления своего брата аль-Мутамида ( годы правления 870–892). Власть Аль-Муваффака опиралась на его тесные связи с гильманами , «солдатами-рабами» иностранного происхождения, которые теперь составляли профессиональную опору армии Аббасидов. Гулямы были очень опытными в военном отношении , но и очень дорого, и потенциальная политическая опасность, так как их первый приоритет был обеспечить их оплату; чуждые мейнстриму мусульманского общества, гильман не питал никаких угрызений совести по поводу свержения визиря или даже халифа для достижения своих целей, как это было продемонстрировано во время « анархии в Самарре » (861–870), когда пять халифов сменили друг друга.

Власть халифа в провинциях рухнула во время «анархии в Самарре», в результате чего к 870-м годам центральное правительство потеряло эффективный контроль над большей частью халифата за пределами столичного региона Ирака . На западе Египет попал под контроль Ахмада ибн Тулуна , который также оспаривал контроль над Сирией с аль-Муваффак, в то время как Хорасан и большая часть исламского Востока были захвачены Саффаридами , которые заменили лояльного губернатора Аббасидов Мухаммеда. ибн Тахир . Большая часть Аравийского полуострова также была потеряна для местных властителей, в то время как в Табаристане к власти пришла радикальная династия Зайди- шиитов . Даже в Ираке, восстание из зинджами рабов угрожали самому Багдаду, и дальше на юг , в карматы были нарождающейся угрозой. До своей смерти в 891 году аль-Муваффак вел постоянную борьбу, чтобы предотвратить полный крах, но сумел подавить зандж и отразить саффаридов. После его смерти его сын принял его власть, и когда халиф аль-Мутамид умер в 892 году, он узурпировал трон у своих сыновей. Аль-Му’тадид оказался воплощением «воина-халифа», проводившего большую часть своего правления в кампании. Ему удалось свергнуть местные династ захвативших власти во время анархии и восстановить контроль над Jazira , приграничными городами Thughur , и Джибалем , но его попытка захват Фарс и Керман была безуспешной. В других областях, однако, фрагментация исламского мира продолжала: саджиды была создана в Adharbayjan , что армянские князи стали де — факто независимым, Йемен был утрачен в местную династию Зайди и новая радикальная секта, в карматах , возникли и в 899 г. захватили Бахрейн . Его преемник, старший сводный брат аль-Муктадира аль-Муктафи , был более оседлым человеком, но продолжал политику аль-Мутамида и смог одержать крупную победу над карматами и отвоевать владения Тулунидов .

Все это произошло за счет ориентации государства на войну: согласно историку Хью Н. Кеннеди , основанному на казначейском документе со времени вступления аль-Мутадида, «из общих расходов в 7915 динаров в день, около 5121 являются полностью военными, 1943 год — областями (например, верховыми животными и конюшнями), которые обслуживали как военных, так и невоенных, и только 851 — в таких областях, как бюрократия и гарем, которые можно охарактеризовать как действительно гражданские (хотя даже в этом случае Основная цель бюрократов, по-видимому, заключалась в том, чтобы организовать оплату армии). Кажется разумным сделать вывод, что более 80% зарегистрированных государственных расходов было направлено на содержание армии ». Таким образом, оплата армии стала главной заботой правительства, но это становилось все труднее, поскольку отдаленные провинции были потеряны. Ситуация еще больше усугублялась тем фактом, что в остальных провинциях полуавтономные губернаторы, вельможи и члены династии смогли создать виртуальные латифундии при помощи системы muqāṭa’a , формы сбора налогов в обмен на фиксированная дань, которую они часто не платили. Известно, что даже доходы Савада , богатых сельскохозяйственных земель Ирака, в то время значительно снизились. Тем не менее, благодаря строгой экономии и несмотря на почти постоянную войну, и аль-Мутадид, и аль-Муктафи смогли оставить после себя полную казну. Таким образом, восстановленный Халифат на момент смерти аль-Муктафи был меньше половины размера, чем во времена его расцвета при Харуне ар-Рашиде (годы правления 786–809), но он оставался мощным и жизнеспособным государством с армией, которая » хотя он был очень дорогим, он был, вероятно, самым эффективным в мусульманском мире »и почти безоговорочно имел право называться истинными преемниками Мухаммеда .

Разрушение

Хулагу (слева) заключает халифа аль-Мустасима среди своих сокровищ, чтобы заморить его голодом. Средневековое изображение из Le livre des merveilles , 15 век

Во многих исторических отчетах подробно описывались жестокости монгольских завоевателей. Багдад был обезлюдевшим, разрушенным городом в течение нескольких десятилетий и лишь постепенно восстановил часть своей былой славы.

Согласно современным источникам, монгольские солдаты разграбили, а затем разрушили мечети, дворцы, библиотеки и больницы. Бесценные книги из тридцати шести публичных библиотек Багдада были разорваны на части, мародеры использовали их кожаные чехлы как сандалии. Грандиозные здания, над которыми работали многие поколения, были сожжены дотла. Дом Мудрости (Большая библиотека Багдада), содержащий огромное количество ценных исторических документов и книги по темам , начиная от медицины до астрономии, был разрушен. Утверждают, что Тигр стал красным от крови убитых ученых и философов. Рассказы об уничтожении книг, брошенных в Тигр так, что вода стала черной от чернил, по-видимому, восходят к XIV веку.

Горожане попытались бежать, но были перехвачены монгольскими солдатами, которые убили в изобилии, никого не щадя, даже детей. Мартин Сикер пишет, что, возможно, погибло около 90 000 человек. Другие оценки намного выше, но почти наверняка преувеличены.

Халиф Аль-Мустасим был схвачен и вынужден смотреть, как его граждане были убиты, а его казна разграблена. Согласно большинству источников, калиф был убит топтанием. Монголы завернули халифа в коврик и скатились по нему на лошадях, так как считали, что земля будет оскорблена, если на нее прикоснется царская кровь. Все, кроме одного, из сыновей Аль-Мустасима были убиты, а единственный оставшийся в живых сын был отправлен в Монголию, где, как сообщают монгольские историки, он женился и стал отцом детей, но после этого не играл никакой роли в исламе (см ).

Хулагу пришлось переместить свой лагерь с подветренной стороны города из-за запаха разложения от разрушенного города.

Историк Дэвид Морган процитировал Вассафа, описывающего разрушения: «Они пронеслись по городу, как голодные соколы, нападающие на стаю голубей, или как разъяренные волки, нападающие на овец, с развязанными поводьями и бесстыдными лицами, убивая и сея ужас … кровати и подушки сделанные из золота и инкрустированные драгоценностями, были разрезаны на куски ножами и разорваны в клочья. Тех, кто прятался за пеленой великого гарема, тащили … по улицам и переулкам, каждый из них становился игрушкой … как население погибли от рук захватчиков ».

Некоторые современные историки подвергают сомнению антимонгольские средневековые источники. Джордж Лейн ( SOAS ), например, сомневается, что Великая библиотека была разрушена, поскольку ученые члены монгольского командования, такие как Насир ад-Дин Туси , не допустили бы этого, и эта болезнь была основной причиной смерти. Первоисточники утверждают, что Туси сохранил тысячи томов и установил их в здании в Марагехе.

Причины упадка сельского хозяйства

Некоторые историки считают, что монгольское нашествие разрушило большую часть ирригационной инфраструктуры, которая поддерживала Месопотамию на протяжении многих тысячелетий. Каналы были прорезаны в качестве военной тактики и никогда не ремонтировались. Так много людей погибло или сбежало, что ни рабочих, ни организации не хватило для поддержания системы каналов. Он сломался или заилился. Эта теория была выдвинута (не впервые) историком Святополком Соучеком в его книге 2000 года «История Внутренней Азии».

Другие историки указывают на засоление почв как на главную причину упадка сельского хозяйства.

Ислам становится политической силой

Считается, что одной из основных причин, вынудившей знать Мекки пойти на уступки Мухаммеду и его последователям, была следующая. Ислам к тому моменту уже стал не только религиозным течением, но и серьёзной политической силой, которая была в состоянии объединить Аравию. Представители знати Мекки решили воспользоваться этим в своих интересах и старались возглавить объединение Аравии под знаменем ислама, стремясь к обращению всех арабов в новую веру. Масштабное объединение аравийских земель и принятие ислама большинством арабов (зачастую показное) осуществлялось после смерти Мухаммеда. Происходило это во время правления его самых близких преемников, называемых халифами.

Какие факторы способствовали единству Арабского халифата

Первые халифы (в переводе с арабского — преемник, заместитель) были вынуждены с помощью оружия подавлять мятежи, возникавшие в различных районах Аравии, которые возглавлялись так называемыми лжепророками. Восстания были следствием противоречия между обычными представителями племён и феодальной знатью.

Выступления были подавлены, а на внутренних социальных и экономических противоречиях старались не акцентировать внимание. Для борьбы с противоречиями и с целью воссоединения арабов правящей верхушкой была предложена концепция широких завоеваний, которая в перспективе обещала обретение новых земель и обогащение за счёт приобретённых территорий

Не желая решать нарастающие проблемы между зажиточными и бедными арабами, знать сконцентрировала внимание именно на завоевании новых земель. Внутри обывательской жизни мусульман главенствующим стал шариат (свод правил и установок, написанных Аллахом, а значит, не поддающихся изменению)

В шариате присутствуют включения из различных сфер жизни человека, таких, как:

  • Религиозная.
  • Нравственная.
  • Юридическая.
  • Бытовая.

Праведный халифат

Расширение территорий Халифата

История халифата связана с образованием Праведного халифата, который просуществовал с 632 года по 661 год. Возникновение халифата произошло уже после смерти пророка Мухаммада ﷺ в 632 году, и во главе его стояли по очереди праведные халифы, которых было четверо: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. В тот период времени, когда арабским халифатом правили праведные халифы, его территории расширились Аравийским полуостровом, Левантом или Шамом, Кавказом, а также частично территориями Северной Африки от Туниса до Египта и землями Иранского нагорья.

После своей смерти в 632 году Пророк Мухаммад ﷺ наследника после себя не оставил, что стало причиной спора между мекканцами или мухаджирами и мединцами или ансарами о том, кто должен стать преемником Посланника Аллаха ﷺ. Итогом этих споров стало то, что халифом был избран Абу Бакр ас-Сиддик, который был Пророку Мухаммаду ﷺ близким другом.

Весть о том, что Пророк Мухаммад ﷺ умер, спровоцировала ридда или отход от ислама почти всей Аравии, за исключением Медины, Мекки и ат-Таифа. Абу Бакр начал вести войну с вероотступниками, и в результате этой войны племена Аравии были возвращены назад к исламу. Основным помощником Абу Бакру в этом деле стал Халид ибн аль-Валид, который был опытным полководцем и сумел справиться с сорокатысячной армией тех, кто являлся последователями лжепророка Мусайлимы в стычке «ограда смерти», которая состоялась при Акрабе. Когда же удалось усмирить восстание, Абу Бакр повел свое войско воевать против персов и византийцев, продолжая тем самым политику, которую вел Пророк Мухаммад ﷺ.

Эти завоевания были успешно продолжены праведным халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, и к концу его правления халиф правил уже не только Аравией, но и Месопотамией, Сирией, Вавилонией, частично Ираном, а также Египтом, Триполи и Баркой в Африке.

Халифу Усману удалось завоевать восточный Иран до самой реки Оксус или Амударьи, а также остров Кипр и часть территории Карфагена. Когда же был убит халиф Усман, среди арабов вспыхнула междоусобица, и в завоеваниях был сделан перерыв, а в ходе этого перерыва отпали и некоторые области, являющиеся пограничными на тот момент.

Абу ибн Абу Талиб стал последним из Праведных халифов. Он погиб от руки хариджитов, и после его гибели правителем Халифата стал Муавия ибн Абу Суфьян, представитель рода Омейядов, сосредоточив в своих руках единоличную власть. Своим наследником Муавия назвал Язида, своего старшего сына, что привело к тому, что халифат из государства, в котором правление имело выборный характер, превратилось в наследственную монархию. Муавия ибн Абу Суфьян положил начало династии Омейядов.

Последствия

Государственные границы в регионе к 800 г. н.э.

Победители осквернили гробницы Омейядов в Сирии , пощадив только гробницы Умара II , а большинство оставшихся членов семьи Омейядов были выслежены и убиты. Когда Аббасиды объявили амнистию для членов семьи Омейядов, восемьдесят человек собрались в Яффо, чтобы получить помилование, и все были убиты.

Сразу после этого Аббасиды предприняли попытку консолидировать свою власть против бывших союзников, которые теперь рассматриваются как соперники. Через пять лет после успеха революции Абу Муслим был обвинен в ереси и измене вторым аббасидским халифом аль-Мансуром . Абу Муслим был казнен во дворце в 755 году, несмотря на то, что он напомнил аль-Мансуру, что именно он (Абу Муслим) привел Аббасидов к власти, а его товарищи по путешествию были подкуплены и заставили молчать. Недовольство жестокостью халифа, а также восхищение Абу Муслимом привели к восстаниям против самой династии Аббасидов по всему Хорасану и Курдистану .

Хотя шииты сыграли ключевую роль в успехе революции, попытки Аббасидов заявить о своей ортодоксальности в свете материального избытка Омейядов привели к продолжающимся преследованиям шиитов. С другой стороны, немусульмане вернули себе правительственные посты, утраченные при Омейядах. Евреи, христиане-несторианцы , зороастрийцы и даже буддисты были реинтегрированы в более космополитическую империю, сосредоточенную вокруг нового, этнически и религиозно разнообразного города Багдад.

Аббасиды были, по сути, марионетками светских правителей, начиная с 945 года, хотя их правление над Багдадом и его окрестностями продолжалось до 1258 года, когда монголы разграбили Багдад, а их род как номинальных халифов продолжался до 1517 года, когда османы завоевали Египет (резиденция Аббасидов). халифат после 1258 г.) и провозгласили себя халифатом. Период фактического прямого правления Аббасидов длился почти ровно двести лет.

Один внук Хишама ибн Абд аль-Малика , Абд ар-Рахман I , выжил и основал королевство в Аль-Андалусе ( мавританская Иберия ) после пяти лет путешествия на запад. В течение тридцати лет он сверг правящих фихридов и сопротивлялся набегам Аббасидов с целью основания Кордовского эмирата . Он считается продолжением династии Омейядов и правил из Кордовы с 756 по 1031 год.

История ранних веков

Круглый город Багдад

Багдад был основан 1 259 лет назад 30 июля 762 года. Его спроектировал халиф Аль-Мансур . Согласно ученому XI века Аль-Хатибу аль-Багдади в своей « Истории Багдада», каждый ряд состоял из 162 000 кирпичей, так как первая треть стены была 80 футов высотой, увенчана зубцами и окружена бастионами. По периметру внешней стены был окружен глубокий ров.

Гробница Зумурруд Хатон в Багдаде, 1932 г.

Тысячи архитекторов, инженеров, юристов, геодезистов, плотников, кузнецов, землекопов и простых рабочих со всей империи Аббасидов были приглашены для обследования, измерения и раскопок фундамента. Якуби в своей Книге стран подсчитал, что в этом участвовало 100 000 рабочих. «Они говорят, что ни один круглый город не известен во всех регионах мира», — сказал аль-Хатиб аль-Багдади . Четыре равноудаленных ворот пронзали внешние стены, по которым прямые дороги вели в центр города. Ворота Куфы на юго-западе и ворота Басры на юго-востоке выходили на канал Сарат — ключевую часть сети водных путей, которые стекали воды Евфрата в Тигр. Шамские (сирийские) ворота на северо-западе вели к главной дороге на Анбар и через пустынные пустоши в Сирию. К северо-востоку недалеко от Тигра лежали Хорасанские ворота, ведущие к мосту лодок через него.

Четыре прямые дороги, ведущие к центру города от внешних ворот, были выложены сводчатыми аркадами с торговыми лавками и базарами. Улицы поменьше отходили от этих четырех главных артерий, открывая доступ к ряду площадей и домов; ограниченное пространство между главной стеной и внутренней стеной отвечало желанию Мансура сохранить сердце города как королевский заповедник.

К 766 году Круглый город Мансура был построен. Сказал эссеист IX века, эрудит и полемист аль-Джахиз . «Я видел большие города, в том числе те, которые известны своей прочной постройкой. Я видел такие города в районах Сирии, на Византийской территории и в других провинциях, но я никогда не видел города большей высоты, более совершенной круговой формы. , более наделенный превосходными качествами или обладающий более просторными воротами или более совершенной защитой, чем Аль-Заура (Багдад), то есть город Абу Джафар аль-Мансур.

В городе был впечатляющий набор основных услуг и работал большой штат государственных служащих. В их число входили ночные сторожа, фонарщики, санитарные инспекторы, рыночные инспекторы (которые проверяли вес и меры, а также качество товаров) и сборщики долгов. У него также была полиция с начальником полиции, который жил во дворце халифа.

Разрушение и заброшенность

Круглый город был частично разрушен во время осады 812–813 годов, когда халиф Аль-Амин был убит своим братом, который затем стал новым халифом . Он так и не восстановился; его стены были разрушены 912 г., от них ничего не осталось, и нет согласия относительно того, где он находился.

Распространение ислама на территориях Халифата

Исламская религия предписывала покоренным народам обращаться в ислам по своему внутреннему убеждению, и это происходило в реальности, поскольку немало таких примеров, когда в ислам обращались христиане-еретики, проявившие стойкость по отношению к своей вере под гнетом преследований в Византии или в царстве Хосровом, но сменившие веру при мусульманах, чья религия была проста для понимания и отвечала порывам их сердец.

Ислам для христиан и иудеев не был новшеством, идущим в разрез с их собственной верой – исламская религия была близка как к Христианству, так и к вере персов. С точки зрения Европы, мусульмане, которые почитают высоко как пророка Иисуса, так и Деву Марию, и их исламская вера вполне могли быть расценены как одна из ересей христианства. Христофор Жара, православный архимандрит, араб по происхождению, говорил, что религия Пророка Мухаммада ﷺ – это то же арианство.

В результате того, что ислам принимали христиане и иранцы, ряды арабов, пополняли новообращенные, которые приняли новую религию по велению своей души. Такие люди были образованными, и именно они положили начало научной обработке исламского богословия, а также исламской юриспруденции, которые до этого момента изучались лишь небольшой группой мусульман, которые придерживались религии Пророка Мухаммада ﷺ. И теоретическая работа, которую до этого вели сахабы (сподвижники Пророка ﷺ) и табиины (последователи сподвижников Пророка ﷺ), над правильным толкованием Священной Книги Коран и созданием Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, определением мусульманских традиций, по которым следует строить жизнь, закипела с новой силой.

Но участие бывших иноверцев в научной разработке исламского богословия сыграло и плохую службу: оно спровоцировало возникновение течений и идей, которые не были свойственны Пророку Мухаммаду ﷺ. Возникновение секты мурджиитов, утверждавшей, что Господь долготерпим и милосерден безмерно, произошло под влиянием христиан, как и секты кадаритов, и секты мутазилитов. Под влиянием сирийских христиан начала развиваться секта мистического монашества, а под влиянием христиан из Месопотамии появилась секта хариджитов. Династия Омейядов была свергнута позже именно хорасанскими персами-шиитами, но получить престол Алидам не удалось – их получили Аббасиды, родственники Посланника Аллаха ﷺ со стороны его дяди. Но государство Арабский халифат повернулось лицом к персам, столица была перенесена в Иран, в Анбар, а затем в Багдад.

Противостояние Омейядов и Аббасидов

Аббасиды претендовали на обладание верховной властью в государстве. В качестве аргумента они приводили тот факт, что правящие в то время Омейяды не принадлежали к Хашимитам, роду Пророка ﷺ, хотя и вели свое происхождение из племени курейш. В противоположность им Аббасиды как раз вели свой род от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, который приходился Пророку ﷺ дядей и был выходцем из рода Хашимитов из Мекки. Аббас ибн Абд аль-Мутталиб был родным братом Абдуллы, отца Мухаммада ﷺ, и Абу Талиба, отца Али.

В государственных делах Аббасиды особой роли никогда не играли до этого времени, но постепенно в Аббасидском халифате росло число недовольных действиями Омейядов, правящей династии, и одновременно укреплялась роль в государстве Аббасидов.

Будучи близкими родственниками противостоящим Омейядам Алидам, Аббасиды могли быть уверены в том, что в борьбе за трон им окажут поддержку шииты. В своей поддержке уверили в начале восьмого века несколько кланов арабских шиитов праправнука Аббаса Мухаммада ибн Али ибн Абдулла, и они даже признали его своим имамом. Имамат был вручен Мухаммаду от Абу Хашима Абдуллы, одного из имамов шиитов, который назначил его своим преемником перед смертью.

Именно с этого момента началась тайная подготовка Аббасидов к тому, чтобы свергнуть Омейядов. С этой целью были повсюду разосланы их агенты. Центр зародившегося противостояния Омейядам был в Куфе, но шииты Хорасана и Мавараннахра с готовностью откликнулись на антиомейядскую пропаганду.

Мухаммада схватили и казнили в 743 г., и в результате его гибели имамат наследовал его сын Ибрахим. Он отправил в Хорасан Абу Муслима, талантливого и способного проповедника и военачальника персидского происхождения. Он все силы отдал движению Аббасидов: им была создана за короткие сроки мощная организация последователей, он привлек арабов-кальбитов, которые к тому времени были отстранены от власти, на сторону Аббасидов, а также сумел привлечь к своему движению практически всех жителей Ирана, которые приняли Ислам. Многие шииты-арабы, уверенные в том, что трон после того, как будут свергнуты Омейяды, должен будет перейти к роду Али, также оказали ему поддержку.

Нимало помогло Аббасидам и то междоусобное противостояние, которое разгорелось в 743 г., когда умер халиф Хишам. Антиомейядское восстание разгорелось в Хорасане под предводительством представителей Аббасидов Ибрахима ибн Мухаммада и его брата Абу-ль-Аббаса ас-Саффаха, возглавившего движение после смерти брата.

Аббасидами была одержана победа при Нехавенде 26 июня 749 г., и эта победа открыла им дорогу на Багдад. В этом же году в конце ноября были приведены к присяге Абу-ль-Аббасом в куфской соборной мечети новые подданные.

Марван II, последний халиф Омейядов, правил западными территориями страны еще в течение полугода, а после он бежал в Египет, где его убили в 750-м г. Омейяды были практически полностью истреблены Аббасидами, а вместе с ними были уничтожены и недавние сторонники Аббасидов по борьбе с Омейядами Абу Муслим и Абу Салама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector