Технические характеристики танка т-72

Оценка проекта

Т-72Б3 обр.2011:

В совокупности, из новшеств наличествует только прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, а также модернизированный под новые снаряды автомат заряжания (АЗ) и модернизированная пушка 2А46М-5, новый ЦБВ с датчиком погоды, всё остальное 30-летней давности от базовой модели.

Нет приёмников ГЛОНАСС для определения экипажем местоположения танка. Вместо новых двигателей В-92С2 (1000 л. с.), стоят моторы В-84-1 мощностью 840 л. с. после капитального ремонта. По информации ГАБТУ, установка старых двигателей в танки произошла из-за позднего заключения контракта с «Уралвагонзаводом». Вместо современной динамической защиты «Реликт», стоит старый «Контакт-5».

Танк Т-72М1, предназначенный для Алжира по той же цене, оснащён гораздо лучше. В российском варианте модернизации электроника сильно отстаёт от современных танков.

Т-72Б3 обр.2014:

Т-72Б3 обр.2016:

Armaments

Laser rangefinder
Reduces the error and increases the maximum measurable distance of the rangefinder

Night vision device
Improves visibility by enhancing natural light or active illumination.

Main armament

125 mm 2A46M-1 cannon

Two-plane stabilizer
Reduces the swing of the gun in two planes while moving

Autoloader
Automatically feeds projectiles into the breech. The speed does not depend on the skills of the loader

Ammunition45 rounds

First-order22 rounds

Reload7.1 s

Vertical guidance-5° / 13°

Main article: 2A46M-1 (125 mm)

The T-72B is armed with the same 125 mm cannon found in the T-80B, with its 3BM42 «Mango» round proving competitive against other Rank VII offerings. As with previous Russian MBTs, the main gun is auto-loaded, so the loss of a crew member does not affect the loading times and the 7.1-second loading speed is competitive when compared to the 120 mm guns on the Leopard 2A5 and M1A2 Abrams. One notable perk of the auto-loader mechanism is that the gun will be reloaded even if the gunner is knocked out, if you’re fighting a fire, or repairing. It does however also come with the drawbacks of a reload time that cannot be improved, the large ammo carousel concentric with the turret, and the chance of a single penetrating shot detonating the ammo racks. Another thing to note, since update 1.97 if the tank’s battery runs out of power, the auto loader will not function and the cannon will need to be manually loaded, which is a much slower process.

As with the T-80B and T-64B, the T-72B can launch missiles out of its gun. Unlike the previous two vehicles though, it gets the upgraded 9M119 which has 700 mm of penetration compared to the previous ATGM’s 650 mm penetration. These ATGMs can prove useful for shooting over hills to hit a hiding enemy or to engage helicopters or low-flying aircraft.

125 mm 2A46M-1 Turret rotation speed (°/s) Reloading rate (seconds)
Mode Capacity Vertical Horizontal Stabilizer Stock Upgraded Full Expert Aced Stock Full Expert Aced
Arcade 45 -5°/+13° ±180° Two-plane 22.8 31.6 38.4 42.5 45.2 7.10 7.10 7.10 7.10
Realistic 14.3 16.8 20.4 22.6 24.0

Ammunition

Penetration statistics
Ammunition Type ofwarhead Penetration @ 0° Angle of Attack (mm)
10 m 100 m 500 m 1,000 m 1,500 m 2,000 m
3BK18M HEATFS 550 550 550 550 550 550
3OF26 HE 42 42 42 42 42 42
3BM22 APFSDS 425 420 415 405 393 380
9M119 ATGM 700 700 700 700 700 700
3BM42 APFSDS 457 454 445 431 419 406
Shell details
Ammunition Type ofwarhead Velocity(m/s) ProjectileMass (kg) Fuse delay(m) Fuse sensitivity(mm) Explosive Mass(TNT equivalent) (g) Ricochet
0% 50% 100%
3BK18M HEATFS 905 19 0.05 0.1 2,790 65° 72° 77°
3OF26 HE 850 23 0.1 5,240 79° 80° 81°
3BM22 APFSDS 1,760 4.83 N/A N/A N/A 76° 77° 80°
9M119 ATGM 400 16.5 0.05 0.1 5,540 80° 82° 90°
3BM42 APFSDS 1,700 4.85 N/A N/A N/A 78° 80° 81°

Ammo racks

Ammo racks of the T-72B

Fullammo 1strack empty 2ndrack empty 3rdrack empty 4thrack empty Visualdiscrepancy
45 41 (+4) 34 (+11) 22 (+23) (+45) No

Machine guns

12.7 mm NSVT machine gun

Ammunition300 rounds

Belt capacity150 rounds

Reload5.0 s

Fire rate700 shots/min

Vertical guidance-4° / 75°

7.62 mm PKT machine gun (coaxial)

Ammunition2 000 rounds

Belt capacity250 rounds

Reload8.0 s

Fire rate700 shots/min

Main articles: NSVT (12.7 mm), PKT (7.62 mm)

The T-72B has access to a coaxial PKT 7.76 mm machine gun and a 12.7 mm NSVT anti-aircraft machine gun, which is mounted above the commander’s hatch. The PKT is rarely useful in top tier matches, but the NSVT can be quite useful. The NSVT has 29 mm of penetration, allowing it to damage some light vehicles like IFVs and enemy SPAA. Additionally it is useful to engage enemy helicopters when they come close. Machine guns can also be used to try and shoot down enemy ATGMs, but this is unreliable. They can also be used to shoot the ground in front of the tank for a quick smoke screen of sorts, confusing the enemy and blocking their view for a clean shot.

12.7 mm NSVT
Mount Capacity (Belt) Fire rate Vertical Horizontal
Pintle 300 (150) 700 -4°/+75° ±180°
7.62 mm PKT
Mount Capacity (Belt) Fire rate Vertical Horizontal
Coaxial 2,000 (250) 700 N/A N/A

Особенности конструкции

Экипаж состоит из трех людей: командира, наводчика и водителя-механика.

Классическая схема, при помощи которой бронемашина, разделяет внутриброневое пространство на три зоны:

  • управления;
  • боевой отсек;
  • моторно-трансмиссионная часть, где в боевой зоне внутриброневого пространства располагаются наводчик и командир.

Броневой корпус и башня

Сварная конструкция корпуса собрана из катаной стали гомогенного типа и комбинированной брони, имеющей текстолитовую прослойку. Корпусная броня дифференцирована (то есть на разных участках она имеет разную толщину и состав), что позволяет значительно облегчить конструкцию танка.

Вращение башни осуществляется при помощи привода механического управления и гидравлики. Вверху располагается люк. Внутреннее пространство оснащено системой наблюдения, в том числе и с функцией ночного видения, прицелом и другими обзорными устройствами.

Последние модели имеют в наличии тепловизоры. Стабилизация осуществляется при помощи двухплоскостного стабилизатора.

Вооружение

Основное орудие — 2А26М (125 мм) в боекомплекте которого подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Возможен запуск ракет управляемого типа — «Свирь».

С пушкой спарен пулемет ПКТМ (7,62 мм). Второй пулемет, «Утес», установлен на крыше башни. Его калибр — 12,7 миллиметров.


Танк Т-72

Коммуникация и наблюдение

Разные модификации оснащались различными устройствами связи и наблюдения.

  • На Т-72 установлена радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124 и приборы ТПУ-А и А-4. В башне командира установлен ТНП-160 и ТКН-3, а также ночной и дневной прицелы.
  • Т-72А укомплектован дневным дальномерным прицелом ТПД-К1 и ночным — ТПН-1-49-23. Однако это оборудование позже было изменено на комплекс 1А40.
  • Т-72Б — оборудован радиостанцией Р-173. Командирская модификация оснащена коротковолновым устройством Р-130. На танк установлен прицельный комплекс, аналогично Т-72А (1А40-1). В комплект этой системы входят дневной прицел с повышенной дальностью ТПД-К1 и комплексное устройство КУВ 9К120 «Свирь».

Мотор и трансмиссия

На бронемашину в различное время устанавливались моторы из семейства V-образных 12-цилиндровых четырехтактных двигателей, работающих на горючем различного типа. Они имели водяную охлаждающую систему.

Первый вариант был оборудован силовой установкой с маркировкой В-46 (780 л.с, 2000 об/мин), Т-72А был обеспечен моделью В-46-6, а с 1984 года на него устанавливался В-84 (840 л. с). Т-72Б был обеспечен силовой установкой В-84-1.

Мотор находится на корме бронемашины, на платформе, приваренной к дну поперечно. В топливный комплекс входят пять наружных (495 литров) и четыре внутренних бака (705 литров) для горючего. Также могут закрепляться еще две емкости для топлива, общей вместительностью от 400 до 500 литров. В качестве горючего может использоваться дизтопливо (ДЛ, ДЗ и ДА), бензин (А-66 и А-72) и керосин (Т-1, ТС-1 и ТС-2).

Трансмиссионная система Т-72 и его модификаций состоит из:

  • 2-х коробок передач планетарного типа с фрикционным включением, имеющих по 7 ступеней и управляющихся гидравликой (одновременно используется и для осуществления поворотов);
  • мультипликатора передающего крутящий момент от мотора к коробке управления;
  • бортовых одноступенчатых планетарных передач.

Бронезащита

В передней части данной машины установлена более толстая броня, которая состоит из 2-х бронированных плит, сходящихся под различными углами (ВЛД — 68 , НЛД —— 60).

Броня ВЛД состоит из 3-х слоев — стали толщиной в 80 мм, стеклотекстолита толщиной 105 мм, брони в 20 мм. НЛД же оснащена только бронесталью 85 мм.

На бортовых частях защита располагается следующим образом.

  • Места экипажа и боеукладка защищена листами стали по 80 мм.
  • Моторное отделение — 70 мм. Корму закрывает двойная деталь.
  • Для максимально эффективной защиты с боков танка навешиваются дополнительные алюминиевые экраны, с толщиной листа в 3 миллиметра. Они позволяют защитить машину от кумулятивных боеприпасов.

Также Т-72 может быть снабжен динамической защитой, которая реализована в виде модификаций: Контакт-1, Контакт- 2 или Реликт.

Достоинства и недостатки

Страны-операторы Т-72 и его модификаций, красным отмечены бывшие эксплуатанты

Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.

Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.

Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.

Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя

Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.

https://youtube.com/watch?v=va8Uj_Z4bDg

Модификации Т-72

Т-72 выпускался во множестве модификаций, причем не только в СССР, но и в других странах. Стоит отдельно упомянуть только некоторые из них.

Советские модификации

В СССР был создан целый ряд опытных модификаций этого танка, в основном с другими орудиями и различным дополнительным оборудованием. Большинство их них так и остались опытными танками, и на вооружение приняты не были. Однако было и несколько серийных модификаций:

  • Т-72К – командирский вариант с дополнительной навигационной аппаратурой, радиостанцией и автономными питанием;
  • Т-72А – основная модернизация после 1979 с лазерным прицелом и другими технологическими нововведениями;
  • Т-72АК – командирский Т-72А;
  • Т-72М – вариант Т-72А на экспорт с броневой башней, системой коллективной защиты и особой комплектацией боеприпасов;
  • Т-72Б – модернизированный Т-72А с комплексом управляемого вооружения, динамической защитой «Контакт», двигателем В-84;
  • Т-72БА – вариант Т-72Б с несколькими серьезными модификациями, ставший результатом капитального ремонта нескольких Т-72;
  • Т-72Б2 «Рогатка» – более точный танк с силовой защитой и множеством камер для дополнительной точности наведения.
  • Т-72Б3 – модернизация танка, направленная на повышение его боевых качеств и приближение к уровню Т-90

Иностранные модификации

  • Т-72АГ – украинский экспортный вариант танка;
  • Т-72-120 – украинская модернизация,  экспортировавшаяся в страны НАТО;
  • Т-72KZ – казахстанско-израильская модернизация;
  • Т-72KZ «Шыгыз» – совместная модернизация Казахстана, Украины и Израиля, впервые выпущенная в 2012 году;
  • Т-72 Т 21 – совместная словацко-французская модификация с французской башней Т 21;

Также несколько модернизаций было выпущено в Израиле и ряде других стран.

Применение в бою

Т-72 активно применялся во многих вооруженных конфликтах, например в:

  • Ирано-иракской войне;
  • Ливанской войне;
  • Чадско-ливийском конфликте;
  • Миротворческой миссии на Шри-Ланке и миротворческой операции ООН в Сомали;
  • Войне в заливе;
  • Чеченских войнах;
  • Гражданской войне в Таджикистане;
  • Иракской войне;
  • Войне в Южной Осетии;
  • С 2014 и до сих пор Т-72 участвуют в вооруженном конфликте на востоке Украины.

Память о танке

Т-72 пока достаточно активно применяется в современных конфликтах, так что на памятниках он представлен мало. Его можно увидеть на постаменте в Нижнем Тагиле, в месте производства, а также в целом ряде музеев по всему миру:

  • В Танковом музее Бовингтона;
  • В музее в Кубинке;
  • В музее истории Т-34;
  • В музее Израильских танковых войск;
  • В Техническом музее в Тольятти;
  • В Техническом музее Вадима Задорожного;
  • В танковом музее Верхней Пышмы;
  • В немецком танковом музее.

Танку Т-72 посвящена целая серия игр, которые танк и называются «Т-72» и являются танковыми симуляторами.

Автомат заряжания для 57-мм пушки БМПТ-72А

Рис.11. Автомат заряжания БМПТ-72А

На рисунке 11 представлен один из возможных вариантов автомата заряжания для 57-мм выстрелов. Одним из главных ограничений при моделировании автомата заряжания является высота боевого отделения Т-72 (если посмотреть на фотографии ПТ-76Б с БМ «Буревестник» – его башня выше стандартной башни ПТ-76 с 76-мм пушкой), так как казенная часть пушки С-60 довольно габаритная и необходимо предусмотреть ее нормальное опускание вниз при максимальном угле возвышения пушки. Синим цветом показан ориентатор выстрелов – он жестко закреплен в башне и обеспечивает транспортировку выстрела к пушке в любом ее вертикальном положении. Учитывая увеличенное количество операций заряжания пушки, ее скорострельность, предположительно, снизится до 100 выстрелов в минуту.

Модификации

Т-72 — одна из немногих бронемашин, имеющих огромное количество модификационных вариантов.

  • Объекты 172, 172-2М, 172МН, 172МД, 172МП, 177,179, 186 — являются опытными образцами.
  • Т-72 — базовая модель.
  • Т-72К «Урал-К» — вариант для командира.
  • Т-72А (Объект 172М-1) увеличена бронезащита башни и ВЛД, модернизированы: основное орудие, устройства наведения и ходовая.
  • Т-72АК (Объект 176К) — командирская модернизация, дополнительные навигационные приборы и автономная батарея.
  • Т-72М — экспортная модель, изменена броня и боекомплект.
  • Т-72М1 — ВЛД и башня обеспечены дополнительной бронезащитой.
  • Т-72М1М — экспортная вариация, дополнена смешанной динамической защитой (ДЗ).
  • Т-72АВ — добавлена навесная ДЗ типа «Контакт».
  • Т-72Б — доукомплектован управляемой системой «Свирь», ДЗ «Контакт», мотор В-84 и ПУ 2А46М. Модифицирована защита башни.
  • Т-72БК — командирский вариант, обеспечен дополнительными приборами для навигации.
  • Т-72Б1 — новое устройство ночного видения ТПН-3-49.
  • Т-72Б1К — дополнительная навигация для командира.
  • Т-72С — модель для экспорта, снижено количество ДЗ, изменение боекомплекта.
  • Т-72БА, Т-72БА1 — установка стабилизации «Жасмин», повышение противоминной защиты, изменение элементов ходовой и замена мотора (В-84МС, В-92С2).
  • Т-72Б2 — замена орудия (2А46М5), приборов для увеличения точности огня, тепловизоров и электромагнитной защиты, наличие дополнительного двигателя.Т-72Б3 — замена мотора (В-84-1), установка радиостанции «Акведук» и комплексной защиты от оружия массового поражения. Модернизирована ходовая. В более поздней модели — автоматизированная коробка передач, цифровой монитор, изменена система наблюдения. Поставлен комплекс модульной ДЗ «Реликт» и стабилизатор вооружения 2Э58.


Танк Т-72К

Особенности конструкции

Внешность и конструкция в целом нового Т-72 соответствовали привычной советской концепции, которая подразумевала сбалансированное сочетание подвижности, огневой мощи и защиты. Его силуэт был низок и малозаметен с любой стороны, а броня имела большие углы наклона. Гладкоствольная 125 миллиметровая пушка могла поражать любые цели того времени, а карусельный автомат заряжания уменьшал количество членов экипажа до трёх, размеры танка и поднимал скорострельность, позволяя при этом произвольно выбирать тип снаряда по приказу командира.

Также танк получил ковш под нижним бронелистом, позволяющий проводить некоторые инженерные работы.

Зарубежное производство

Т-72 стоит на вооружении 40 стран мира, но производством по лицензии занимается лишь малая часть из них. По большей части страны-эксплуататоры — это бывшие советские республики, страны Ближнего Востока, Индия, Финляндия, Польша. На текущий момент модификации «Урала» активно применяются в Сирии с обеих стороны.

Т-72 стоит на вооружении 40 стран мира.

Некоторые оптимистично настроенные издания утверждают, что экспортные «семьдесятдвойки» адекватно боролись с американскими «Абрамсами». На деле это не так. Более технических совершенные А1М1 уничтожали Т-72М1 пачками во время войны в Ираке.

Т-72 производили не только в СССР

Интересным фактом является возможность поставок Т-72 в Северную Корею. По некоторым источникам тамошние конструкторы, путем обратной инженерии, смогли скопировать танк и наладить производство. При этом первые модели оснащались 115-мм орудием и имели 4 членов экипажа, что говорит об отсутствии АЗ. Более поздние варианты стали им оснащаться.

Страны-производители:

Индия 1988 – 2005
Польша 1979 – 1995
Чехословакия 1971 – 1991
Югославия 1981 – 1990
Ирак 1988 — 1989

Основные цели и задачи

Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.

Ключевая особенность данного типа техники — универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.

Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.

«Сохранили своё значение»

Помимо создания БМПТ и Т-14, значимым достижением российской промышленности эксперты называют появление Т-72Б3М — глубоко модернизированной версии советского танка, снискавшего большую популярность в войсках.

Данная машина оснащена 125-мм пушкой 2А46М-5-01, двумя пулемётами, системой управления огнём «Сосна-У», комплексом динамической защиты «Реликт».

Также по теме


«Решена сложнейшая задача»: как российские специалисты улучшили характеристики авиабомбы «Дрель»

Российская планирующая авиабомба ПБК-500У «Дрель» получила софт, позволяющий не допустить удара по гражданским объектам. Об этом…

Вооружение танка позволяет поражать наземные и надводные цели в любое время суток. По оценке Шойгу, Т-72Б3М по своим характеристикам не уступает современным зарубежным танкам, а по ряду параметров даже превосходит их.

С февраля 2021 года в России производится танк под наименованием «Прорыв», представляющий собой усовершенствованную версию платформы Т-90. Как и «Армата», танк имеет аппаратуру ЕСУ ТЗ и встроен в сетецентрическую систему управления боевыми действиями.

На Т-90М установлены модули динамической защиты «Реликт», многоканальный панорамный тепловизионный прицел, гладкоствольное орудие 2А46М-4, которое может вести огонь управляемыми ракетами комплексов «Рефлекс-М» и «Инвар».

Также в российской армии продолжает развиваться семейство танков с газотурбинной силовой установкой. Её отличительные свойства — возможность старта в минусовую температуру практически без предварительного прогрева, манёвренность и высокая скорость.

В частности, в войска ВС РФ поставляются усовершенствованные машины Т-80БВМ. Двигатель позволяет экипажам этих танков выполнять такой сложный элемент, как фланговая стрельба — ведение огня вдоль мишенного поля по различным объектам, имитирующим неприятеля.

«У такого танка, конечно, есть свои недостатки. Например, газотурбинная установка семейства Т-80 весьма прожорливая и плохо переносит пыль. Но для Арктики и в условиях низких температур возможность запустить двигатель практически без прогрева — бесценное качество», — пояснил Суворов.

  • Боевая стрельба российского танка

В комментарии RT военный эксперт Алексей Хлопотов заявил, что в настоящее время танковые войска в РФ «находятся на пике могущества» благодаря реализации программ модернизации и создания новых типов техники.

С его точки зрения, развитие танковых войск вносит большой вклад в усиление военного потенциала российской армии. По словам Хлопотова, как и прежде, без применения танков не может проводиться ни одна наземная операция.

Т-90

Тогда как выпуск Т-72 и Т-80 давно прекращён, Т-90 продолжает строиться серийно. Сохранить производство «Уралвагонзаводу» (УВЗ) помогли многочисленные зарубежные заказы — как на поставку конечной продукции, так и технические комплекты для последующей сборки на мощностях иностранных фирм. Танки этого семейства с 2005 года по лицензии собираются на казённом предприятии Heavy Vehicles Factory (HVF) в городе Авади, штат Тамил Наду, Индия. Намерение организовать у себя лицензионный выпуск выразили Египет и Алжир.

Первоначальный Т-90 представлял дальнейшее развитие Т-72Б, главное отличие — автоматизированная система управления огнём, стрельба в движении управляемой ракетой 9К119 «Рефлекс». Зарубежные источники пишут, что в 1992-2011 гг. российская армия получила до четырёхсот подобных машин. Согласно сообщениям СМИ, МО РФ приняло решение довести все ранее приобретённые танки до уровня характеристик В частности, они получат дополнительные защитные экраны, а комплекты динамической защиты «Афганит» и «Малахит» сделают их более стойкими к средствам поражения противника. Словом, наша армия будет получать как Т-90М полностью новой постройки, так и полученные путём переделки из уже построенных машин ранних модификаций.

Фото автора
Т-90М принимает участие в динамическом показе на полигоне «Алабино».

Большое влияние на развитие «уральской линии» бронетехники оказали иностранные заказчики, прежде всего Индия. Двадцать лет тому назад наш традиционный партнёр по военно-техническому сотрудничеству принял принципиальное решение поставить Т-90 на вооружение в качестве основного боевого танка. При этом заказчик попросил доработать исходный вариант под собственные специфические требования. Необходимо было удалить систему активной защиты «Штора-1», установить климат-контроль и  ряд французских систем, включая тепловизор Thales Catherine-FC.

Реагируя на запросы Дели, российские конструкторы предложили «изделие 188С» с мотором В-92С2. Этот дизельный двигатель создан на основе оригинального В-84МС путём добавления турбокомпрессора. В результате мощность увеличилась с 840 до 1.000 л.с. В дальнейшем машина получила обозначение Т-90С и собственное индийское имя «Bheeshma». Рамочное соглашение по ней подписали в 2001 году, которое с тех пор последовательно претворяется в жизнь путём подписания дополнений. Сегодня число Т-90С в индийском арсенале приближается к двум тысячам.

Когда в 2015 году встал вопрос об очередном улучшении серийного танка, УВЗ предложил Индии экспортный вариант новейшего Т-90М «Прорыв-3». Через пару лет правительство в Дели одобрило запрос военного ведомства на закупку 464 танков Т-90МС. Внешне он отличается башней с большим «ящиком» для снарядов, а также иным боевым башенным модулем и доработанной системой автоматического заряжания гладкоствольного оружия 2А46М-4 калибра 125 мм (или более современным 2A82-1M). Кроме того, танк вооружён парой пулемётов: НСВ «Утёс» калибра 12,7 мм и ПКТМ 7,62 мм. Вместо КДЗ «Контакт-5» используется «Реликт», а активную защиту обеспечивает система «Арена-М». Система управления огнём — «Калина». Рост массы до 47 тонн компенсируется установкой двигателя В-92С2Ф мощностью 1.130 л.с.

Фото автора
Правительство Индии одобрило запрос военного ведомства на закупку 464 танков Т-90МС.

Установочная партия Т-90М прошла испытания в войсках. Впервые на форуме «Армия» он демонстрировался в 2018 году вместе с Т-80БВМ: на полигоне «Алабино» два опытных танка уверенно поразили все цели огнём из 125-мм орудий. Равно как и Т-80БВМ, новый вариант Т-90 значительно отличается от предшественника внешним видом. Во-первых, изменена конструкция башни и корпуса. Во-вторых, на танке появились решётчатые экраны как часть внедрённых мероприятий по повышению защищённости танка. Встроенные средства диагностики обеспечивают лучшие ресурсные показатели. Применение радиопоглощающего покрытия уменьшает заметность танка радиолокационными средствами противника.

Важно подчеркнуть, что разработка обновлённых вариантов давно находящихся на эксплуатации базовых Т-72, Т-80 и Т-90 шла с учётом опыта, приобретённого в ходе контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики

При их модернизации принимались во внимание и новые требования к бронированным машинам, в свете их возможного участия в боевых действиях с высокотехнологичным противником

Подвижность

В движение ОБТ приводил привычный для СССР многотопливный дизельный двигатель. На первых модификациях был установлен 12 цилиндровый В-84-1 с жидкостным охлаждением и наддувом. Его мощность достигала 840 л.с. при 2000 об/мин.

Свой момент он передавал на механическую коробку передач с гидроприводом, имеющую семь ступеней хода вперёд и одну назад. Так же она обеспечивала поворот танка.

Ходовая часть Т-64 была признана неудачной, поэтому на Т-72 она состояла из 6 опорных катков большого диаметра, 3 поддерживающих маленького, направляющего колеса спереди и ведущего сзади.

Т-72 отличался неплохой подвижностью на любой местности и развивал 60 км/час при езде по шоссе и 35 км/час при езде по пересечённой местности.

Топливная система имела четыре внутренних бака в забронированном объёме и пять наружных топливных бака, расположенных на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков достигала 705 литров, тогда как наружных — 495 литров. Кроме этого, на затяжных маршах можно было подключать два дополнительных бака, крепящихся на корме и имеющих объем до 500 литров. Всё это давало дальность хода 500 километров, а с установленными внешними баками до 700 километров.

Современная модификация Т-72Б3 с мощным новым двигателем обладает отличной подвижностью, позволяющей завоёвывать первые места на танковых марафонах.

Экскурс в историю создания танка


Танк Т-72

Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54. В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.

Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.

В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.

Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.

Подвижность

Проходимость танк находилась на высоком уровне. По пересеченной местности максимальная скорость Т-72 — 30 км/ч. Ходовая часть напоминает аналогичную на Т-62. На ней имеются 3 поддерживающих катка и 6 опорный, по каждому борту. Ведущее и направляющее колесо находится в задней части. Сама подвеска индивидуальная, торсионная.

Интересное дополнение — наличие прибора для самоокапывания.

Используя это устройство, экипаж способен вырыть траншею за 30 минут. Размешался прибор на НЛД, что придавало большую защищенность.

Ходовая часть «Урала»

Изначально на Т-72 устанавливался двигатель В-46, мощностью 780 л/с. Движок являлся прямым развитием знаменитого В-2, впервые примененного на Т-34. Имеет 12 цилиндров и V-образную форму.

Способен работать от дизеля, керосина и бензина.

В поздних модификациях, в устройство танка Т-72 внедрили более совершенные силовые агрегаты. Топливная система состоит из 4 внутренних баков и 5 наружных. Один внутренний бак находится в кормовой части боевого отделения, остальные — вокруг мехвода. Объем — 705 л. Такая компоновка является фирменной чертой советской танковой школы.

Внешние баки интегрированы в правую надгусеничную полку. Объем — 495 литров. В дополнение при долгих марш-бросках на танк устанавливают дополнительные баки. Их подвешивают на корме. В зависимости от размера это 400—500 литров.

Трансмиссия состоит из:

  • мультипликатора, по которому передается момент на коробку передач;
  • пары коробок передач, каждая подсоединена к фрикционам по бортам танка, что дает возможность управлять машиной;
  • планетарных передач.

Резня, погромы и танковые лавины

Нагорный Карабах стал камнем преткновения между армянами и азербайджанцами еще во времена Гражданской войны в России. Край, находившийся между двумя государствами, что образовались в результате развала империи, был населен армянами. Его захватили азербайджанские отряды. Позже пришла Красная армия, прекратившая активное противостояние, но при создании СССР вопрос снят не был. Решили, чтобы никого не обижать, сделать Карабах армянской автономией в составе советского Азербайджана. Но это лишь на долгие времена заморозило конфликт.

С развалом СССР два народа тут же вспомнили старое — уже в феврале 1988 года начались погромы с убийствами и грабежом. Гражданское противостояние к 1992 году переросло в полноценную войну.

Танков Т-72 у обеих сторон было много. Где-то разграбили советские склады — Армении таким путем досталось 246 Т-72, а Азербайджану — 314. В некоторых случаях удавалось полулегальным или нелегальным путем купить технику из России: армяне смогли приобрести 84 «семьдесятдвойки».

Монумент в Нагорном Карабахе — армянский Т-72, участвовавший в штурме Шуши в 1992 году

Монумент в Нагорном Карабахе — армянский Т-72, участвовавший в штурме Шуши в 1992 году

Обе стороны устраивали атаки, в которых участвовали сотни танков и бронемашин. Вследствие этого картина местами скорее напоминала Великую Отечественную, чем локальный конфликт. Часто экипажами с обеих сторон командовали наемники из бывшей Советской Армии — Россию лихорадило, и найти нормальную работу офицерам было крайне сложно.

Потери танков были высоки, но не только из-за качеств самих машин. Шла война любителей: найти человека с боевым опытом или хотя бы военным образованием было сложно, что часто превращало общевойсковой бой в череду разрозненных схваток. Взаимодействие родов войск оставляло желать лучшего, что не могло не отразиться, в том числе, и на потерях танков, которые всегда требуют пехотного прикрытия.

References[]

  • Foss, Christopher F. (2005). «Jane’s Armour and Artillery 2005-2006». Jane’s. ISBN 978-0-7106-2686-8.
  • Hunnicutt, R. P. (1984). «Patton: A History of the American Main Battle Tank». Presidio Press. ISBN 0-89141-230-1.
  • Ilyin, Vladimir; Nikolski, Mikhail (1997). «Sovremennye tanki v boiu» (in Russian). Modern Tanks in Battle.
  • Karpenko, A.V. (1996). «Obozrenie otechestvennoĭ bronetankovoĭ tekhniki, 1905-1995 gg.» (in Russian). Nevskij Bastion. OCLC .
  • Leizin, Uri (2004). «Two myths of one battle: Syrian T-72’s in 1982 Lebanon war» (in Russian). http://www.waronline.org/IDF/Articles/t72-myth/index.html.
  • Perret, Bryan (1987). «Soviet Armour Since 1945». London: Blandford Press. ISBN 0-7137-1735-1.
  • Sewell, Stephen ‘Cookie’ (1998). «Why Three Tanks?». Fort Knox, KY: US Army Armor Center.. ISSN 0004-2420. https://www.knox.army.mil/center/ArmorMag/backissues/1990s/1998/ja98/4sewell98.pdf.
  • Ustyantsev, Sergej Viktorovich; Kolmakov, Dmitrij Gennadevich. «Boyeviye mashiny Uralvagonzavoda. Tank T-72».
  • Zaloga, Steven J (1993). «T-72 Main Battle Tank 1974-93». Osprey. ISBN 1-85532-338-9.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector