Ударная сила красной армии

История создания танка

Конструкторами Челябинского завода еще с 1942 года реализовывался проект танка с характеристиками тяжелой и средней машины. Огневая мощь и броню планировалось подвести к показателям тяжелой техники, габариты и маневренность — к средней.

Предпосылки к созданию

После принятия на вооружение ИС-85 (Иосиф Сталин) и КВ-85 осенью 1943 года стало понятно, что боевого оснащения просто не хватает для отражения атак. Пушка Д-5 уступала по бронебойности KwK 42 L70 «Пантеры». Пробить броню «Тигра» она могла только в условиях нормального боя, при этом верхняя лобовая деталь не повреждалась.

Увеличение численности «Пантер» и необходимость прорыва укреплений противника требовало использования осколочно-фугасных снарядов. В приоритете у советских военных на то время были орудия Су-122, но не Су-85. К тому же, тяжелый танк ИС2 имел множество перспектив для установки мощной артиллерии.

Выбор вооружения

Письмо о необходимости переоснащения танка артсистемами калибра 107, 122 и 152 мм было направлено конструктором Ф. Петровым главному конструктору Ж. Котину ЧКЗ и опытного завода № 100 осенью 1943 года. Последний остановился на пушке А-19 с калибром 122 мм.

Параметры были выбраны не случайно. Ж. Котин основывался на итогах Курской битвы. Он пришел к выводу, что пушки А-19, которыми вооружен «Тигр», оказались самыми эффективными. Советским инженерам оставалось всего лишь поместить орудие в ограниченное пространство. В итоге ствол поставили при помощи круглой люльки, противооткатных механизмов и подъемника. Отдача орудия была уменьшена дульным тормозом.

Испытания

Прототип пушки Д-25 поставили на опытную модель ИС-1 на заводе № 100. Экспериментальный «Объект 40» с дульным тормозом на качество пробега и стрельбы проверяли на Чебаркульском полигоне. Т-образный дульный тормоз разорвался, поэтому заменен на двухкамерный по аналогии немецких танков.

На вооружение танк версии ИС-2 принят в 1943 году. На тестовых стрельбах ИС пробил лобовую броню трофейной «Пантеры» с 1,5 км, прошел через внутреннюю часть, выбил бронь с кормы и откинул ее. После таких показателей сразу же поступил в серийное производство и сходил к конвейера с декабря 1943 по июнь 1945 года.

Усиление защиты танка

В 1944 году модель оказалась в вынужденном бою, испытания прервали и на фронт отправились недоработанные машины. Ж. Котина отстранили от работы, но он довел экземпляры до удовлетворительного качества и возвращен на место главы ЧКЗ и завода № 100.

Поражения танка на фронте пушками калибра 88-м и противотанковыми немецкими орудиями 75-мм привели к необходимости усиления бронезащиты. Конструкторы столкнулись с нарушением балансировки при установке пушки 122-мм, и невозможности ручного поворота при крене в условиях дополнительного бронирования. В итоге:

  • конструкцию башни не изменили;
  • верхняя лобовая деталь со ступеньками заменена на выпрямленную;
  • повысили толщину литой лобовой брони до 120 мм, бортовой — до 90 мм.

Дальнейшие работы

Изыскания и тестирования защиты тяжелого танка параллельно проводили два коллектива под руководством Ж. Котина — инженеры завода № 100 и ЧКЗ. На основе объединенных проектов в серийное производство поступил «Объект 703», модернизированная версия с кардинально измененной защитой брони.

Организационно-штатная структура[]

ИС-2, как и КВ-85 или ИС-1, поступали на вооружение отдельных гвардейских тяжёлых танковых полков прорыва (ОГвТТП). Каждый ОГвТТП имел 21 танк в составе 4 рот по 5 машин плюс танк командира полка. Командир полка обычно имел звание полковника или подполковника, командиры рот — звание капитана или старшего лейтенанта. Командиры танков, как правило, были лейтенантами; а механики-водители — сержантами (часто — техн-мл. лейтенанты). Остальные члены экипажа по штатному расписанию были рядовыми. ОГвТТП обычно имел в своём составе несколько небронированных машин обеспечения и поддержки — грузовиков, джипов или мотоциклов, численность личного состава полка по штату составляла 214 человек.

Также помимо отдельных танковых полков, тяжёлыми танками ИС-2 вооружались тяжёлые танковые бригады трёхполкового состава штатной численностью 65 машин каждая.

Боевое применение ИС-2: сильные и слабые стороны танка

Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных гвардейских танковых полков (21 танк) и отдельных бригад тяжелых танков (65 ИС-2). В качестве основного вооружения ИС-2 получил пушку Д-25Т. Это орудие было создано на базе полевой пушки А-19. Выбор данного орудия и обусловил целый ряд сильных и слабых сторон ИС-2. Д-25Т имела очень большую дальность стрельбы и мощные осколочно-фугасные снаряды, незаменимые в борьбе с вражескими огневыми точками и при преодолении мощной, заранее подготовленной обороны.

К моменту появления ИС-2 на фронте Красная Армия вела в основном наступательные действия и для прорыва обороны 122-мм орудие ИС-2 оказалось очень полезным. ИС-2 успешно применялись при прорыве немецкой обороны, например, под Кенигсбергом и Берлином. Позднее, в августе 1945 г. ИС-2 успешно показали себя в ходе советско-японской войны в Маньчжурии. Однако орудие имело и целый ряд недостатков. Низкая скорострельность (1−2 выстрела в минуту) против 4−6 у «тигров» и «пантер» делала ИС-2 очень уязвимым в танковой дуэли. Сам боекомплект из 28 снарядов раздельного заряжания также был практически в три раза меньше, чем у немецких танков.


ИС-2 на первомайском параде в Минске, 1948 г. (odetievbrony.ru)

С другой стороны, бои между тяжелыми танками были относительно редки, обычно велись на дистанции прямого выстрела, когда броневая защита уже не спасала ни ИС-2, ни «тигр» и все зависело от грамотного применения и выучки экипажей. Маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков в своих воспоминаниях приводит эпизод, когда в апреле 1944 г. для уничтожения «безобразничавших на участке его армии «тигров» он выделил два ИС-2, уничтоживших тяжелые немецкие танки из засады. В уличных боях, где танки особенно уязвимы, очень многое зависело от грамотного взаимодействия с пехотой — там, где это взаимодействие нарушалось, танковые части несли серьезные потери.

В послевоенный период ИС-2 очень долго (до 1993 г.) оставались на вооружении советской и российской армии. В 1950-х годах танк подвергся серьезной модернизации. В наши дни ИС-2 нередко можно встретить в музейных коллекциях, немало тяжелых танков установлено и в качестве памятников-мемориалов.

Послевоенная судьба[]

ИС-2 участвовали в Корейской войне — встречаются упоминания об использовании ИС-2 Народно-освободительной армией Китая, но без каких-либо подробностей. Согласно данным российского исследователя Михаила Барятинского, некоторое количество ИС-2 китайцы передали войскам Вьетнамской народной армии (ВНА), которые применяли их в ходе Индокитайской войны. Однако западные источники отмечают, что в ходе этой войны ВНА не использовала бронетехнику. Официальная история ВНА не упоминает танки в перечне имевшегося к моменту окончания войны вооружения и техники, а в перечне воинских частей и подразделений, существовавших в тот же период, отсутствуют бронетанковые. Согласно официальным вьетнамским данным, бронетанковые войска ВНА были созданы в 1959 году, а «боевое крещение» получили в 1968 году

ИС-2М

В 1957 году советские ИС-2 прошли капитальный ремонт и модернизацию с целью подтягивания его эксплуатационных характеристик до уровня, соответствующего службе в условиях мирного времени. Работы по модернизации заключались в следующем:

  • двигатель В-2-ИС был заменён на В-54К-ИС;
  • установлена новая трансмиссия;
  • заменены опорные катки и направляющие колеса;
  • введён дополнительный топливный бак;
  • боекомплект увеличен до 35 снарядов;
  • изменена конструкция башни — в частности, вместо кормового пулемёта установлен вентилятор;
  • заменён подъёмный механизм орудия;
  • установлена новая радиостанция;
  • установлено новое противопожарное оборудование, крылья другой формы, произведён ряд других мелких изменений.

В начале 1960-х годов два полка ИС-2М были поставлены на Кубу; к концу 1990-х годов они все ещё использовались в береговой обороне этой страны. Тогда же два полка ИС-2М получила КНДР.

В СССР ИС-2М долгое время находились на вооружении, с 1960-х годов в основном в резерве. Значительное количество этих танков было установлено на границе с Китайской Народной Республикой в качестве стационарных долговременных пушечных огневых точек (наследие немецкого опыта Второй мировой войны). Часть танков использовалась там же как подвижные огневые точки — машины находились в парках, а по тревоге должны были выдвигаться в специально построенные капониры. Тем не менее, танк ИС-2 официально продолжал быть в числе действующих образцов бронетанковой техники, периодически машины этого типа привлекались к учениям (в частности, в 1982 году в Одесском военном округе). Официальный приказ о снятии ИС-2М с вооружения Российской армии вышел лишь в 1995 году. К началу 2000-х годов уцелевшие танки ИС-2 — огневые точки в составе укреплённых районов на российско-китайской границе — стали также разрезаться на металл.

Устройство танка ИС-1.

Над местом механика-водителя устроен люк, оборудованный выдвижной крышкой. Для эвакуации за местом механика-водителя находился эвакуационный люк, справа от сидения – курсовой пулемет. Для облегчения освоения танков в производстве, по ряду узлов ИС-1 унифицирован с прежними тяжелыми танками. Серийный выпуск ИС-1 продолжался сравнительно недолго, ему на смену пришла модификация с более мощным орудием – ИС-2 вооруженный 122-мм пушкой. Как и более ранняя модификация он известен под двумя индексами — ИС-122, а также ИС-2.

Одной из причин, вызвавшей возобновление интереса советского руководства к тяжелым танкам, стало применение противником на Тихвинском фронте танка «Тигр». В своем докладе на совещании в Ставке в конце февраля сорок третьего года, начальник артиллерии Воронов, сообщил о внезапном появлении нового тяжелого танка противника и подчеркнул, что КА не имеет артиллерийских орудий способных эффективно бороться с ним.

По прошествии нескольких дней И.Сталин в телефонном разговоре с В.Грабиным поинтересовался, какое время потребуется для возобновления выпуска заводом №92 107-мм танковой пушки ЗИС-6. Подготовка, к производству которой была спешно свернута заводом № 92 еще в 1941г. По заверениям Грабина этот срок не должен был превысить пятнадцать-двадцать дней.

В начале апреля ЧКЗ получил указание от ОГК НКТП начать проектирование двух тяжелых танков. По заданию, новые танки при массе, не превышающей таковую у танка КВ (46тонн), должны были защищены броней не менее ста миллиметров и вооружены пушкой калибра 85-мм. Последнее предполагало наличие погона башни не менее 1700 мм. Второй танк необходимо вооружить 107-мм танковой пушкой и иметь погон башни не менее 1850 мм.

Постановление ГОКО от 15 апреля 1943г. предписывало Наркомату Вооружения сконструировать танковое орудие способное противодействовать немецким тяжелым танкам, для чего следовало организовать выпуск специальных самоходных артиллерийских орудий- истребителей танков. Подходящие по своим характеристикам 85-107 мм орудия ЗИС-25 и ЗИС-26 были к тому времени спроектированы, а также частично изготовлены и предназначались для вооружения самоходных орудий. Что добавляла трудностей при установке их в танковую башню.

Впрочем, согласно существующим на то время взглядам тяжелый танк, был именно машиной, предназначенным для прорыва обороны противника. А противодействие танкам противника возлагалась главным образом на артиллерию. Но как оказалось, что именно эти машины могли быть вооружены артиллерийской системой способной успешно противостоять «Тиграм».

После обсуждения, ОГК НКТП одобрил проекты танков ИС-3 и ИС-4 вооруженными соответственно 85-107 мм пушками. Эти проекты представляли собой возврат к шестикатковой ходовой, по типу КВ-1, и корпусом с использованием технологии броневого лить ранее отработанным на танках КВ-13 и прототипах ИС.

Выпуск новых танков ИС должен был приурочен к началу летней компании 1943г. Но как оказалось, выпуск 107-мм боеприпасов прекращен еще в 1942г., а его возобновлению мешает дефицит оборудования. Так что ИС-4 оказался без пушки. В начале мая 1943г., после очередного совещания, ГОКО установил новые сроки для создания новых танковых орудий. В соответствии с этим решением для вооружения новых танков разрешили ограничится пушкой с баллистикой 85-мм зенитного орудия. Но и с этими орудиям все было далеко не благополучно.

Первые два тяжелых танка, для прохождения сравнительных испытаний вооружили орудиями Д-5Т-85 и С-31. Представляющие собой разработки двух конкурирующих организаций ОКБ №9 и ЦАКБ. В ходе испытаний пушка Д-5Т-85 показала свое превосходство, благодаря меньшей массе и габаритам. Поэтому ее и рекомендовали для вооружения ИС-1.

Невзирая на все усилия по подготовке производства к выпуску новых орудий, завод №9 сорвал план их производства в 1943г. Главным образом это связано с конструктивной сложностью Д-5Т. Как следствие первая партия танков в июле на фронт не попала. Первая партия пушек была получена ЧКЗ только в конце этого месяца. Ими сразу стали комплектоваться литые башни ИС-1, которые к этому времени в значительном количестве скопились на территории завода. Трансмиссия и ходовая часть, также добавила немало проблем танкостроителям.

История создания ИС-7

История танка ИС-7 началась в конце 1944 года, когда конструкторы завода №100 начали разработку эскиза тяжелой машины нового вида. Данный образец должен был воплотить в себя все наработки советских разработчиков танкостроения, накопленные в годы войны. Проект получил поддержку наркома внутренних дел Л.П. Берии.

Именно благодаря его поддержке начались работы по проектированию новой машины. Первыми были созданы проекты под номерами 257, 258 и 259. Главным отличием данных образцов являлся тип трансмиссии (устанавливались варианты с электрической и механической силовой передачей).

Также при проектировании был учтен полученный опыт в части эксплуатации и боевого применения бронетехники за время Великой Отечественной войны. Чертежи были созданы очень быстро и в начале сентября 1945 они были утверждены главным конструктором Ж.Я. Котиным.

Лоб корпуса ИС-7 был изготовленв форме «щучьего носа», также как и на ИС-3, но с меньшим выступом вперед.

На танке планировалась применение спарки дизелей В-16, суммарная мощность которых должна составлять 1600 л.с. Силовая передача – электромеханического типа (аналогичная конструкции, примененной на машине ИС-6). Благодаря расположенным под большим углом бронелистам, образовались пустоты, где были размещены баки для топлива.

Башня ИС-7 – литая, приплюснутой формы. Вооружение проекта составляли 130 мм нарезная пушка и пулеметы в количестве 5 единиц (3 пулемета ДТ и 2 крупнокалиберных пулемета Владимирова калибра 14,5 мм). Масса машины достигала 65 тонн. Объект в натуральную величину был изготовлен лишь в виде макета из древесины.

Модификации

На базе тяжелого танка выпускались:

  • истребитель ИСУ-122 (с 1944 года) — вооружался пушкой 122-мм с габаритными устройствами противоотката;
  • ИСУ-122С — самоходка, отличалась длинным стволом орудия — пушки Д-25С;
  • ИСУ-152 — в этом случае машина была прототипом. Объект 241 изготовили еще осенью 1943 г.;
  • ИС-2Ш, или ИС-М — проектная версия модели с кормовым боевым отделением и длинноствольным орудием. Броню лба планировали сделать 200 мм в толщину, а экипаж увеличить до 5 человек.

Работа над модернизированной версией остановилась после Объектов 252 и 253, которые также остались на стадии проекта.


ИСУ-122С

История создания[править]

Примерно 13-17 ноября 1943 г. Отдел главного конструктора НКТП совместно с ВАММ им. Сталина и НАТИ под общим руководством зам. начальника ГБТУ И. Лебедева, изучая итоги Курской битвы и операции по освобождению Левобережной Украины, провели разработку развернутых тактико-технических требований (ТТТ) и черновое эскизное проектирование «танкосамохода прорыва большой мощности», которые в начале декабря 1943 г. попали на стол И. Зальцмана (ЧКЗ), Ж. Котина (Опытный завод № 100) и Л. Горлицкого (УЗТМ).

В начале декабря 1943 года, Главное автобронетанковое управление Красной Армии утвердило тактико-технические требования к перспективному тяжёлому танку. Что любопытно, ИС-2 был принят на вооружение в конце октября 1943 года, т.е. уже через месяц у военных были готовы требования к следующему поколению тяжёлых танков. В этих требованиях вместо конкретно заданных толщин брони корпуса и башни танка были указаны лишь требования, предъявляемые к его броневой защите: лобовая часть корпуса и башни и бортовая броня подбашенной коробки не должны поражаться снарядами пушек танков T-VI «Тигр», Т-V «Пантера» и САУ «Фердинанд» со всех дистанций, а борт башни и нижняя часть борта корпуса — не должны пробиваться снарядами вышеуказанных пушек с дистанции 500 м. Звучали они следующим образом: бронирование лба корпуса и башни – 200 мм, бортов – 160 мм, кормы – 120 мм. В качестве основного оружия планировалась установка 122-мм пушки с клиновым затвором и начальной скоростью снаряда 1000 м/с, а в качестве дополнительного — 50-мм казнозарядный миномёт с боекомплектом 30 мин. В качестве альтернативного варианта орудия тяжелого танка предусматривалась возможность использовать 152-мм гаубицу (скорее всего 1 из вариантов МЛ-20). Мощность двигателя – 800-1000 л.с., максимальная скорость 35 км/ч, масса – 55 т, экипаж – 5 человек. Согласно уточненным ТТТ предусматривалась разработка двух вариантов трансмиссии механической и электромеханической.

На основании вышеперечисленных ТТТ было разработано несколько проектов нового тяжелого танка. В начале 1944 года по этим требованиям группа конструкторов завода №100 под руководством Шашмурина Н. Ф. разработала эскизный проект танка, который иногда называют ИС-М, ИС-2М, ИС-2Ш, ИС Шашмурина и т.п.

Эта машина отличалась от серийного образца нетрадиционной для советской школы танкостроения схемой компоновки, улучшенной броневой защитой лобовой проекции корпуса и башни. Боевое отделение, башня и трансмиссия располагались в кормовой части танка, моторное отделение — в средней, а отделение управления — в передней. В ходовой части использовались опорные катки большого диаметра без поддерживающих роликов. Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии осуществлялась с помощью карданного вала, проходившего под полом боевого отделения. Расположение башни в кормовой части корпуса не позволяло длинноствольной пушке утыкаться в грунт и облегчало маневрирование танка в узких проездах. Так как, в начале лета 1944 года, в КБ завода развернулось проектирование двух вариантов тяжелого танка ИС-6 (Объект 252 и Объект 253), работу над ИС-М прекратили.

Тяжелый танк ИС-2.

В начале фронтовых испытаний стало очевидным, что тяжелые танки ИС, прорывая оборону противника, вынуждены отвлекаться на противодействие танкам противника, а в этой роли им особо похвастаться не чем. 85-мм пушка, установленная в ИС-85, была эффективна против тяжелых танков противника и «штугов» на дистанциях, когда собственная броня не могла защитить от бронебойных снарядов пушек противника. Тяжелые самоходные орудия «Фердинанд» могли поражать ИС-85 с запредельных для его 85-мм пушки дистанций. Наиболее массовая ПТП Pak 40, могла вывести из строя тяжелый танк, ведя огнь башне и бортам c дистанции в 500-800 метров. Остро стал вопрос о перевооружении танка более эффективным орудием.

По итогам Курской битвы выяснился тот факт, что из существующих орудий, способной успешно противостоять «Тигру» на всех реальных дистанциях боя способна только 122-мм корпусная пушка обр.1937г. Зенитные пушки, с одинаковой с 85-мм танковыми пушками баллистикой, недостаточно эффективны при ведении огня по лобовой броне «Тигра».

 В свою очередь, в ответ на вопрос о возможности установки 122-мм корпусной пушки башню танка ИС, руководство завода заверило, что это возможно при условии оснащении пушки дульным тормозом. Идея вооружить танк ИС 122-мм орудием показалась привлекательной наркому танковой промышленности . Несмотря на протесты военных по поводу установки дульного тормоза, заводу №9 было предписано срочно изготовить танковый вариант орудия А-19 и испытать его не позднее 11 ноября 1944г.

Первый вариант 122-мм танковой пушки, с поршневым затвором, был готов к испытаниям 12 ноября 1943г. Спешно были проведены испытания танка ИС-2. На испытаниях пушка показала себя вполне удовлетворительно. В начале октября танк прошел испытание пробегом. В докладной записке на имя Сталина, сообщалось , что танк ИС-2 успешно прошел государственные испытания, хорошо вооружен, обладает хорошей маневренностью и бронезащитой.

На прошедшем, на следующий день заседании ГКО мнения по поводу вооружения танка разделились. Одни стояли за 100-мм пушку, как имеющую унитарный боеприпас, другие поддерживали идею с корпусной пушкой способной при необходимости бороться как артиллерией противника, так и долговременной фортификацией. Итогом стало постановление о принятии на вооружение тяжелого танка ИС-2, вооруженного 122-мм пушкой. В декабре сорок третьего года, танк ИС пошел в производство на ЧКЗ. До конца года цеха завода покинуло 67 танков ИС-85 и 35 ИС-122. Последние сорок танков ИС-85 покинули цеха в январе сорок четвертого года. Для ИС-2 завод №9 начал выпуск пушек Д-25 вместо Д-5Т. Первые десять орудий с поршневым затвором изготовили в конце осени 1943г, всего выпустили сто сорок семь пушек.

В конце сорок третьего года для орудия Д-25, заводом №9, был разработан полуавтоматический клиновой затвор. В процессе испытаний данное орудие показало себя гораздо более удобным, а скорострельность возросла с 1-1,5 до1,5-2 в/м. В начале весны сорок третьего года данное орудие освоено в производстве. Тогда же и произошло изменение наименования танка с ИС-85- на ИС-1, а также ИС-122 на ИС-2.

Историческая справка

Основная статья: История ИС-2М

В 1957 году советские ИС-2 прошли капитальный ремонт и модернизацию с целью подтягивания его эксплуатационных характеристик до уровня, соответствующего службе в условиях мирного времени. Работы по модернизации заключались в следующем:

  • двигатель В-2-ИС был заменён на В-54К-ИС;
  • установлена новая трансмиссия;
  • заменены опорные катки и направляющие колёса;
  • триплекс механика-водителя заменили призменным перископом, а кроме того, установили прибор ночного видения ТВН-2
  • усилили подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, изменили сальниковые уплотнения
  • введён дополнительный топливный бак;
  • боекомплект увеличен до 35 снарядов;
  • изменена конструкция башни — в частности, вместо кормового пулемёта установлен вентилятор;
  • заменён подъёмный механизм орудия;
  • установлена новая радиостанция;
  • установлено новое противопожарное оборудование, крылья другой формы, произведён ряд других мелких изменений.

В начале 1960-х годов два полка ИС-2М были поставлены на Кубу; к концу 1990-х годов они все ещё использовались в береговой обороне этой страны. Тогда же два полка ИС-2М получила КНДР.

В СССР ИС-2М долгое время находились на вооружении, с 1960-х годов в основном в резерве. Значительное количество этих танков было установлено на границе с Китайской Народной Республикой в качестве стационарных долговременных пушечных огневых точек (наследие немецкого опыта Второй мировой войны). Часть танков использовалась там же как подвижные огневые точки — машины находились в парках, а по тревоге должны были выдвигаться в специально построенные танковые окопы. Тем не менее, танк ИС-2 официально продолжал быть в числе действующих образцов бронетанковой техники, периодически машины этого типа привлекались к учениям (в частности, в 1982 году в Одесском военном округе). Официальный приказ о снятии ИС-2М с вооружения Российской армии вышел лишь в 1995 году. К началу 2000-х годов уцелевшие танки ИС-2 — огневые точки в составе укреплённых районов на российско-китайской границе — стали также разрезаться на металл.

Противостояние снаряда и брони

В извечном состязании снаряда и брони последняя неизбежно рано или поздно проигрывает, а в условиях мировой войны процесс создания более мощных средств поражения шел особенно быстро. Если в начале Великой Отечественной войны советские тяжелые танки КВ были практически неуязвимы для немецких танковых пушек и имевшихся на вооружении образцов противотанковой артиллерии, то с 1942 г. ситуация стала быстро меняться. Модернизация танка КВ могла лишь дать время, но не решала проблемы. В качестве переходных вариантов были созданы танки КВ-85 и ИС-1, вооруженные 85-мм пушками, способными в ряде случаев поразить тяжелую немецкую технику. Однако те же 85-мм орудия во второй половине 1943 г. предполагалось устанавливать и на средних танках Т-34/85, а тяжелый танк должен был нести более тяжелое вооружение. С быстрым развитием противотанковых средств остро стоял вопрос о броне будущего танка.


Конструктор тяжелых танков Ж. Я. Котин. (warspot.ru)

Испытания немецких трофейных противотанковых пушек показали, что создать в сжатые сроки, в условиях тяжелейшей войны, принципиально новый тяжелый танк, способный устоять перед постоянно совершенствующимися средствами поражения практически невозможно. И выход был один — сделать ставку на массовый выпуск танков с мощным вооружением, способным бороться как с тяжелой техникой, так и живой силой противника. Поэтому за базовый вариант было решено взять танк ИС-1, усилив его вооружение, увеличив по мере возможности броневую защиту, а главное добившись высокой технологичности производства. Все эти задачи требовалось решить в предельно сжатые сроки.

Так появился танк ИС-2, который официально был принят на вооружение 31 октября 1943 г. Серийный ИС-2 имел следующие характеристики: масса 46 тонн, максимальная скорость 37 км/ч. Броневая защита достигала 120 мм. Танк получил 122-мм пушку Д-25Т. Пулеметное вооружение состояло из трех пулеметов ДТ. С 1944 г. часть танков получила в качестве дополнительного вооружения крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей, а в условиях уличного боя — борьбы с пехотой противника. Экипаж состоял из четырех человек. Вес брони в сравнении с КВ увеличился в три раза. Максимально были использованы литые узлы и детали, составлявшие до 45% конструкции.

Компоновка тяжелого танка ИС

Компоновка тяжелого танка ИС — классическая, с кормовым расположением трансмиссии. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк. Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего, сиденье командира башни (наводчика), сиденье командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.

Над боевым отделением устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП. Моторное отделение находилось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа — топливный, слева — масляный баки; над ними — масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, воздухоочистители «мультициклон». Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.

1. Дульный тормоз; 10.122-мм снаряды; 19. Балансир;
2. 122-мм пушка Д-25Т; 11. Триплекс; 20. Ограничитель хода балансира;
3. Маска пушки; 12. Место командира танка; 21. Направляющее колесо;
4. Накатник; 13. Кормовой пулемет; 22. Натяжной механизм;
5. Тормоз отката; 14. Жалюзи; 23. Место наводчика;
6. Телескопический прицел 10Т-17; 15. Походные топливные баки; 24. Место механика-водителя;
7. Прибор наблюдения MK-IV; 16. Ведущее колесо; 25. Приборы наблюдения механика-водителя;
8. Вентилятор; 17. Опорный каток; 26. Люк-пробка;
9. Лоток; 18. Поддерживающий каток; 27. Фара;

Корпус

Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса — носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса — катаные. В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни. В мае 1944 года носовая часть корпуса была изменена, при этом люк-пробку механика-водителя заменили смотровой щелью со стеклоблоком.

Башня

Башня — литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.

Внутренний вид башни танка
1 — подъемный механизм пушки 9 — поршневой затвор
2 — сиденье наводчика 10 — кронштейн походного крепления пушки
3 — укладка пулеметных магазинов 11 — вентилятор боевого отделения
4 — ручной привод механизма поворота башни 12 — 122-мм снаряды
5 — щиток башни 13 — прибор наблюдения МК-4
6 — перископический прицел 14 — механизм поворота башни
7 — телескопический прицел 15 — курсовой пулемет ДТ
8 — казенная часть пушки 16 — сиденье заряжающего

Назад — Вперед >>

< Назад   Вперед >

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на ИС-2-II

Техника СССР

Лёгкие танки I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Средние танки III Т-29  • IV А-32  • IV Т-28Э с Ф-30  • IV Т-28 • V Матильда IV  • V Т-34 экранированный  • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М  • VI Т-34-85 Rudy  • VI М4-А2 Шерман Лозы  • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец  • VIII Т-44-100 (Б)  • VIII Т-44-100 (К)  • VIII Т-44-100 (М)  • VIII Т-44-100 (Р)  • VIII Т-44-100 (У)  • VIII СТГ  • VIII СТГ Гвардеец  • VIII Объект 274а  • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907  • X Т-22 ср.  • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Тяжёлые танки V Черчилль III  • V КВ-220-2  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р)  • VI КВ-85 • VI Объект 244  • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122  • VII ИС-2М  • VII ИС-2 экранированный  • VII ИС-2  • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII ИС-6 Ч  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730)  • VIII ИС-3 с МЗ  • VIII КВ-4 Креславского  • VIII Объект 252У Защитник  • VIII Объект 252У  • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II  • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II  • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260  • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний  • X СТ-II
ПТ-САУ II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85Б • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII ИСУ-152К  • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ  • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
САУ II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261

Тяжёлые танки

Техника СССР V Черчилль III  • V КВ-220-2  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р)  • VI КВ-85 • VI Объект 244  • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122  • VII ИС-2М  • VII ИС-2 экранированный  • VII ИС-2  • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII ИС-6 Ч  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730)  • VIII ИС-3 с МЗ  • VIII КВ-4 Креславского  • VIII Объект 252У Защитник  • VIII Объект 252У  • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II  • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II  • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260  • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний  • X СТ-II
Техника Германии IV Pz.Kpfw. B2 740 (f)  • IV Durchbruchswagen 2 • VI Tiger 131  • VI VK 30.01 (P) • VI VK 36.01 (H) • VII VK 45.03  • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VIII VK 100.01 (P) • VIII VK 168.01 (P)  • VIII VK 168.01 Mauerbrecher  • VIII VK 75.01 (K)  • VIII E 75 TS  • VIII Löwe  • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX Mäuschen • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Pz.Kpfw. VII • X Maus • X VK 72.01 (K) 
Техника США V T14  • V T1 Heavy Tank • VI M6 • VII King Tiger (захваченный)  • VII T29 • VIII Chrysler K  • VIII Chrysler K GF  • VIII T26E5  • VIII T26E5 Patriot  • VIII M54 Renegade  • VIII T77  • VIII M6A2E1  • VIII T32 • VIII T34  • VIII T34 B  • IX AE Phase I  • IX Concept 1B  • IX M103 • IX T54E1 • X T110E5 • X T57 Heavy Tank
Техника Франции IV B1 • V BDR G1 B • VI ARL 44 • VII AMX M4 mle. 45 • VIII AMX 50 100 • VIII AMX M4 mle. 49  • VIII AMX M4 mle. 49 Liberté  • VIII AMX 65 t • VIII Somua SM  • VIII FCM 50 t  • IX AMX 50 120 • IX AMX M4 mle. 51 • X AMX 50 B • X AMX M4 mle. 54
Техника Великобритании V Churchill I • V Excelsior  • VI Churchill VII • VI TOG II*  • VII Black Prince • VII FV201 (A45)  • VIII Caernarvon • VIII Caernarvon Action X  • IX Conqueror • X FV215b  • X Super Conqueror • X T95/FV4201 Chieftain 
Техника Китая VII IS-2 • VIII WZ-111  • VIII WZ-111 Alpine Tiger  • VIIIVIII   • IX WZ-111 model 1-4 • XX WZ-111 model 5A • X WZ-111 Qilin 
Техника Японии III Type 91 Heavy • IV Type 95 Heavy • V O-I Experimental • VI Heavy Tank No. VI  • VI O-I • VII O-Ni • VIII O-Ho • IX Type 4 Heavy • X Type 5 Heavy
Техника Чехословакии VII Škoda T 45 
Техника Польша VII 45TP Habicha • VIII 50TP prototyp  • VIII 53TP Markowskiego • IX 50TP Tyszkiewicza • X 60TP Lewandowskiego
Техника Швеции VIII Emil I • VIII EMIL 1951  • IX Emil II • X Kranvagn
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector