М3 лёгкий

«Усилить лоб!»

В момент своего появления Medium Tank M4 стал одним из лучших в мире средних танков. По удельной мощности он превосходил Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV 1942 года выпуска, имел рациональный угол наклона верхнего лобового листа корпуса, благодаря чему был защищён от поражения на средних дистанциях даже от пушек калибра 50 мм. Машина имела хорошую обзорность и мощное 75-мм орудие M3, которое, как выяснилось, оказалось способным поражать в борт на дистанции в несколько сот метров немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Машина имела и недостатки — не самую лучшую броню (согласно исследованиям, проведённым в СССР, она была хуже, чем советская броня), имелись претензии к излишним габаритам и прицельным приспособлениям.

Одним из первых опытов по усилению защиты кожуха трансмиссионного блока стала переделка опытного Medium Tank T6

В ходе серийного производства Medium Tank M4 часть его недостатков удалось устранить. Вместе с тем из-за роста калибра немецкой танковой и противотанковой артиллерии лобовая броня Medium Tank M4 не соответствовала современным реалиям уже к началу 1943 года. В ходе модернизации корпуса, проведённой во второй половине 1943 года, толщину верхнего лобового листа увеличили до 64 мм, но при этом снизился и угол наклона. Толщина бортов выросла до 38 мм. Дальнейший рост защиты был лишён смысла, поскольку возрастала нагрузка на шасси, причём неравномерно — это грозило увеличением нагрузки на передние опорные катки и резким снижением их ресурса.

Работы по экранировке кожуха трансмиссионного блока, июль 1943 года

Вместе с тем определённые работы по усилению броневой защиты Medium Tank M4 всё же велись. Одним из наиболее уязвимых элементов танка являлся кожух трансмиссионного блока

Поражение блока было очень частым явлением, и именно этому элементу корпуса уделялось наиболее пристальное внимание. Отрабатывались самые разные типы увеличения стойкости кожуха, вплоть до создания сварной конструкции

Правда, в каждом случае появлялась проблема под названием «низкая технологичность». Помимо улучшения защиты, требовалось ещё и сохранить простоту производства на необходимом уровне.

Модернизированный корпус. Также можно видеть трансмиссионный кожух изменённой конструкции, получивший угол наклона, аналогичный верхней лобовой плите корпуса

Первым шагом к улучшению конструкции стало изготовление единой детали кожуха (изначально она состояла из трёх деталей). В мае 1943 года Абердинский полигон разработал несколько типов экранов для трансмиссионных кожухов — эти конструкции также не пошли в работу. Решение вопроса нашлось в ходе уже упомянутой модернизации корпуса. Была создана новая конструкция кожуха, у которой максимально сохранялся угол наклона, как у верхней лобовой детали. Одновременно кожух сделали переменной толщины — от 51 до 108 мм. В результате стойкость заметно выросла, хотя и не могла полностью защитить от бронебойных снарядов калибра 75 мм. В любом случае проблема решилась хотя бы отчасти.

Макет усиления лобовой части корпуса и башни Medium Tank M4, февраль 1944 года

Ещё одним интересным решением стала разработка комплекта навесной брони, датированная февралём 1944 года. Предполагалось, что в заводских условиях изготовлялись специальные «насадки» на лоб корпуса и башни, существенно повышавшие защиту. 24 февраля компания Chrysler подготовила деревянный макет защиты, которая прикрывала лоб корпуса, лоб и отчасти борта башни, а также орудийную установку. Программу создания дополнительной брони отменили столь же стремительно, как и запустили в работу. Причины отмены стоит искать в том, что наверху начали подозревать о цене такой экранировки. Лишняя масса в носовой части отнюдь не увеличивала ресурс ходовой части. Впрочем, менее чем через год очень похожие комплекты, но уже кустарного производства, повсеместно появились на фронте. Жить хотелось всем, и командиры часто закрывали глаза на импровизированную броню (а чаще даже являлись инициаторами её установки). Нередко она весила едва ли не больше, чем разработка Chrysler. Самое интересное, что катализатором подобных переделок стала вполне серийная машина с усилением брони.

Применение в игре[]

The M3 Lee’s primary sponson-mounted 75mm only rotates about 90 degree off the front and to the right, requiring crew to bring the tank to bear. This means you must always be facing your target in order to shoot it. If you face directly at the tank and it moves to your left, your 75mm gun will be unable to follow. The smaller 37mm turret on top gave the M3 Lee a high silhouette, requiring the tank to give its position away when cresting hills long before it is able to fire.

The top-mounted 37mm turret can rotate 360 degrees, so it is important to find a gunner. The gunner can cover against infantry, spot tanks, and defeat light vehicles, allowing the driver to fight larger threats with the 75mm gun while the gunner deters lesser foes. The M3 Lee has three crew positions: the drivers, and 2 gunners; one for the 37mm cannon, and one for the smaller turret with the M1919A4 Browning Machine Gun. However, this can be risky due to the limited number of tanker spawns available. Losing a fully crewed Lee can be costly.

Многое зависело от умения

Впрочем, здесь сказывался ещё один недостаток, общий для всей техники, поставлявшейся в СССР по ленд-лизу. Она, как правило, была в эксплуатации значительно сложнее советской. Но советские органы, договаривавшиеся о поставках заморской техники, никогда не заботились о том, чтобы перевести техническую документацию на русский язык, организовать правильное обучение экипажей, а тем более – выписать инструкторов. Часто неподготовленные люди сажались на технику, а техника бросалась в бой. Впрочем, то же самое делалось и с советскими машинами. В результате потери иностранных танков в РККА оказывались выше, чем могло быть при их более умелом использовании – опять-таки, это же нужно сказать и про применение отечественной техники.

Советские танкисты сокращённо прозвали «Генерала Ли» БМ или ВГ с добавлением цифры в зависимости от числа членов экипажа: ВГ-6, БМ-7 и т.д. Расшифровывалась эта аббревиатура очень мрачно: БМ – братская могила, ВГ – верная гибель. Однако, опять же, в руках умелых экипажей даже такой «ростом до небес» неуклюжий танк мог принести немало пользы. Есть свидетельства о том, как в Курской битве «Генерал Ли» порой успешно действовал из засад против немецких средних танков. Например, в районе села Черкасское в полосе Воронежского фронта 39 этих танков совместно с 20 САУ отечественного производства в течение 5 июля 1943 года сдерживали наступление 3-й немецкой дивизии.

Если ничего не выходит…

Если же, несмотря на все старания, у вас все равно не получается играть на «M3 Lee» в атаке, тогда выберите для себя оборонительную тактику, опытным путем определите оптимальные места для засад и используйте тактику «ПТ-охотника». Благо у нас отличная маневренность и мы можем как занимать первыми наиболее важные точки, так и быстро менять позиции. В любом случае, мы, как минимум, можем занимать охраной артиллерии и подступов к базе. Безусловно, далеко не всегда противник сразу же будет стремиться к нашей базе, но на ловле светляков, разыскивающих наши «АРТ-САУ», можно уверенно копить опыт, благо пушка у нас быстрая и достаточно точная, главное – запаситесь терпением.

Модификации

Базовым вариантом танка «Шерман» считается модель М4. Она выпускалась с середины 1942 года до января 1944 года. В ней практически не было крупных литых деталей. Всего выпущено почти 8400 машин.

Можно выделить следующие серийные модификации танка М4 Sherman:

  1. M4. Производился с 1942 года по конец 1944 года. Всего вышло 8 389 единиц, 6 748 из них были оснащены пушкой M3, M4(105) — 105-мм гаубицей. M4 выпускавшиеся компанией Detroit Tank Arsenal отличались литой лобовой частью и назывались M4 Composite Hull.
  2. М4А1. Она производилась до конца 1943 года. Всего произведено почти 9 700 машин. Большая часть комплектовалась пушкой М3, а примерно треть машин — пушкой М1. В танках было использовано интересное новшество. Для исключения детонации снарядов боекомплект укладывался на днище и заливался водой с этиленгликолем. В более позднем варианте М4А1 (76)W HVSS осуществлен переход на подвеску с горизонтальными пружинами, а также увеличена ширина гусениц.
  3. М4А2. Эта модификация запущена в серийное производство в апреле 1942 года и выпускалась до мая 1945 года. Она составляла основу поставок танков в СССР по «ленд-лизу». Общее количество произведенных машин составило почти 11 300 штук. Применение в них спаренных двигателей компании General Motors позволило повысить скорость и запас хода.
  4. М4А3. Главное отличие — использование восьмицилиндрового двигателя Ford GAA, что позволило увеличить мощность до 500 л. с. и общую энерговооруженность танка. Производство его начато в мае 1942 года и завершилось в марте 1945 года. Всего произведено более 11 400 машин. Особо выделяется субмодификация М4А3Е2, прозванная Jumbo за увеличенные размеры. Танк имел усиленную броню, что увеличило его вес до 38 тн.
  5. М4А4. В этой модификации использована сложная силовая установка из 5 двигателей. Суммарная мощность составила 370 л. с. Выпускался танк в период июль 1942 – сентябрь 1943 года. За это время было произведено почти 7 500 машин. Эта модификация в Британии после установки собственных пушек получила обозначение Sherman VC, получившая прозвище «Светлячок».
  6. М4А5. По сути, это модернизация канадского танка Ram Tank, предназначалась она для армии Канады. Всего было произведено менее 1 950 машин. На танк устанавливалась литая башня и британская пушка.
  7. М4А6. Танк создавался на базе М4А4, но имел литую лобовую часть. В нем был установлен мощный дизель Caterpillar D200A. Производство начато в октябре 1943 года, но быстро было остановлено. Выпущено всего 75 машин. Отказ военных был вызван сложностью с заправкой танков бензином.
  8. Grizzly Bear. Это модификация М4А1, немного измененная для канадской армии. Некоторым доработкам подверглись гусеницы и ведущие колеса. Всего произведено 188 таких танков.

Опытные образцы:

  1. Skink — английская версия танка на шасси M4A1 из Канады. Оснащался зенитной установкой, состоящей из четырех 20-мм пушек Polsten. За все время было изготовлено всего несколько штук, так как превосходство союзных войск в воздухе делало бесполезными средства ПВО.
  2. M4A2E4 — вариант модификации M4A2, оснащавшийся торсионной подвеской независимого типа. Выпущено всего 2 танка.
  3. Centipede — модифицированный M4A1, оснащавшийся рессорной подвеской.
  4. T52 — зенитный танк на шасси M4A3 американской версии. Оснащался одним 40-мм орудием и двумя пулеметами.

Специализированные варианты Шермана:

  1. Firefly — танки на базе M4A1 и M4A4, оснащавшиеся противотанковой пушкой калибра 76,2. Всего таким образом было переделано 2 139 танков.
  2. M4A3E2 Jumbo — тяжелобронированный штурмовик на базе M4A3(75)W. Отличался усиленной за счет наварки дополнительных броневых плит (38 мм) лобовой частью (100 мм) и спонсонов (76 мм), крышкой трансмиссионного отсека (114–140 мм), бронированной башней (150 мм). Jumbo оснащался 75-мм пушкой M3. Несколько M4A3E2 были переоборудованы в полевых условиях и получили пушку M1A1. Вес установки достигал 38 тн, поэтому было изменено передаточное число высшей передачи.
  3. Sherman DD — модификация с системой Duplex Drive (DD), которая позволяла вплавь преодолевать водные преграды. Установка оборудовалась надувным кожухом и винтами, питающимися от основного двигателя.
  4. Sherman Crab — трал для прокладки пути сквозь минные поля.
  5. Sherman Calliope — танк на базе M4A1 или M4A3, оснащенный закрепленной на башне реактивной системой залпового огня.
  6. T40 Whizbang — ракетная установка с пушкой 182-мм для ракет M17.
  7. M4 Dozer — вариант, оборудованный бульдозерным ножом. Предназначен для инженерных войск.
  8. Sherman Crocodile, Sherman Adder, Sherman Badger, POA-CWS-H1 — огнеметные модификации.

Разработка

Наблюдая за событиями в Европе и Азии во время Второй мировой войны , американские конструкторы танков поняли, что Light Tank M2 устаревает, и приступили к его усовершенствованию. Модернизированная конструкция с более толстой броней , измененной подвеской и новой системой отдачи орудия получила название «Легкий танк М3». Производство машины началось в марте 1941 года и продолжалось до октября 1943 года. Как и его прямой предшественник, M2A4, M3 изначально был вооружен 37-мм пушкой M5 и пятью пулеметами .30-06 Browning M1919A4 : спаренными с пушкой, на сверху башни в зенитной установке M20, в шаровой установке в правой носовой части, а также в правом и левом спонсонах корпуса . Позже пушку заменили на более длинную M6, а спонсонские пулеметы убрали. Для легкого танка «Стюарт» был достаточно сильно бронирован. Он имел 38 мм брони на верхнем лобовом листе корпуса, 44 мм на нижнем лобовом корпусе, 51 мм на маске орудия, 38 мм на бортах башни, 25 мм на бортах и ​​25 мм в корме.

M3 преодолевает водную преграду, Ft. Нокс, Кай.

В M3 и M3A1 варианты были приведены в действие с воздушным охлаждением радиальным двигателем , либо с бензиновым топливом 7- цилиндра Continental W-670 (8936 встроенный) или 9-цилиндровый Guiberson Т-1020 дизель (построен один тысячу четыреста девяносто шесть). Обе эти силовые установки изначально разрабатывались как авиационные двигатели . Внутри радиальный двигатель располагался в корме, а трансмиссия — в передней части корпуса танка. Карданный вал, соединяющий двигатель и трансмиссию, проходил через середину боевого отделения. Коленчатый вал радиального двигателя располагался высоко над днищем корпуса и способствовал относительно высокому профилю танка. Когда в гибридных M3 и M3A1 был введен вращающийся пол башни, у экипажа было меньше места. Еще 3427 вариантов M3A3 были построены с модифицированным корпусом (похожим на M5), новой башней и бензиновым двигателем Continental W-670. В отличие от M2A4, все танки серии M3 / M5 имели продольное заднее направляющее колесо для увеличения контакта с землей.

M5 Стюарт

Экипажи M5A1 из роты D 761-го танкового батальона стоят в ожидании вызова, чтобы очистить разбросанные немецкие пулеметные гнезда в Кобурге , Германия

Чтобы снизить потребность военного времени в радиальных авиационных двигателях, используемых в M3, была разработана новая версия, в которой использовались сдвоенные автомобильные двигатели и сдвоенные трансмиссии Hydra-Matic, работающие через раздаточную коробку . Эта версия танка была тише, прохладнее и просторнее; автоматическая коробка передач также упрощена подготовки экипажей. Новая модель (первоначально называвшаяся M4, но переименованная в M5, чтобы избежать путаницы с M4 Sherman ) отличалась измененным дизайном корпуса с приподнятой задней палубой над моторным отсеком, наклонной пластиной лобового стекла и перемещенными вверх люками водителя. Хотя основная критика со стороны подразделений, использовавших Stuarts, заключалась в том, что ему не хватало огневой мощи, улучшенная серия M5 сохранила ту же 37-мм пушку. M5 постепенно заменял M3, производившийся с 1942 года, и, после того, как проект M7 оказался неудовлетворительным, в 1944 году на смену ему пришел Light Tank M24 . Всего было произведено 8 885 танков M5 и M5A1; дополнительно было изготовлено 1778 75-мм гаубичных мотолазов M8 на базе шасси M5 с открытой башней.

использованная литература

  • Епископ, Крис Энциклопедия оружия Второй мировой войны (2002) Metro Books. ISBN  1-58663-762-2
  • Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1981) . Британские и американские танки времен Второй мировой войны . Нью-Йорк: Arco. ISBN 0-668-04304-0.
  • Флетчер, Дэвид (1989). Великий танковый скандал: британская броня во Второй мировой войне — Часть 1 . HMSO . ISBN 978-0-11-290460-1.
  • Ханникатт, Р.П. Шерман, История американского среднего танка. 1978; Taurus Enterprises. ISBN  0-89141-080-5 .
  • Портер, Дэвид Союзные танки Второй мировой войны (Великое оружие мира) (2014) Amber Books Ltd. ISBN  978-1-78274-208-1
  • Залога, Стивен. Японские танки 1939-45 гг. 2007; Новый Авангард, Osprey Publishing. ISBN  978-1-84603-091-8 .
  • Залога, Стивен. Бронированный Thunderbolt, Шерман армии США во Второй мировой войне. 2008; Stackpole Books. ISBN  978-0-8117-0424-3 .

Таблицы оборудования (TOE) серии USMC DF, 1942-1944 гг.

История[править]

Первая конференция Questionmark в марте 1952 г. была задумана как способ обмена и изучения новых идей между конструкторами танков и их пользователями. На этой встрече были представлены семь новых концептов среднего танка, которые сравнивались с танком Т48. Одними из участников конференции стала фирма «HL Yoh Company, Inc.» из Пенсильвании. Свои проекты компания представила 1 июня 1953 г., в которых были описаны концепции семи средних танков. Были представлены как стандартные компоновки, так и необычные идеи. Каждый из проектов отличался необычностью форм. Общим у всех машин было то, что их всех предполагалось вооружить 105-мм орудием, лобовая броня должна была находится на уровне 120 мм при угле наклона в 30 градусов, а мощность двигателя составляла бы 675 л.с. Одной из основных особенностей машин была резервная гусеница, на которой танк мог бы передвигаться, если основную сбили.

В третей концепции инженерные эксперименты более очевидны. В отличии от M-II-Yoh, место наводчика вернули в башню. Проектная масса планировалась как и на предыдущей модели, башня имела уменьшенную лобовую проекцию за счёт вытянутой формы. Конструкция корпуса спереди напоминает T110E5. Машина также должна была оснащаться всеми улучшениями для танков компании «H.L. Yoh Company, Inc.». Дополнительно планировался спаренный с орудием пулемёт.

Проекты развития не получили, хотя каждый из танков был вполне реализуем, как минимум, на уровне опытных образцов.

History[]

The M3 Lee Medium Tank was manufactured by several US machining companies from 1941 to 1942, most prominently by the Chrysler Automobile Company. Its design was meant to improve upon the aging M2 series of armored vehicles, which were designed according to the anti-infantry standards of World War I. As American forces encountered German tanks in World War II, they found themselves entirely outclassed. The Germans had built their armor to specifications that allowed them to defeat the incredibly formidable albeit extremely disorganized French armored divisions very early in the war, and American isolationism had precluded investment in heavier classes of vehicles. The M3 thus became the main thrust of U.S. foray into new forms of armored vehicles, and carried with it several highly experimental design decisions.

The M3’s armament was assembled with the intent of allowing the vehicle to engage multiple threats at the same time, as it was intended to be driven into the thick of battle and deal with both infantry and armored vehicles simultaneously. Its armament included a main 75mm sponson-mounted cannon on the right side, which had a very limited degree of movement. Its top mount turret had 360 degree pivoting and fired 37mm shells, intended for engaging light armor and fortified infantry. And finally, the vehicle hosted several firing ports for use with mounted .30 caliber M1919 machine guns.

This experimental design led to immediate problems when pitted against enemy armor. The M3 was notoriously susceptible to being outmaneuvered and flanked by enemy vehicles, as the 37mm was incapable of engaging medium armor and the tank had to be turned to bear on a target before firing. Turning towards an enemy tank often took twice as long as it took for the enemy, as 360 degree turrets could turn at double the rate if the tank was turned at the same time. The M3 was also completely unable to use «hull down» tactics to fire safely over the crests of hills, as it needed to expose half of its frontal face to fire at the enemy.

These tactical drawbacks in its experimental design led to a nearly immediate replacement by the more powerful and versatile M4A1 Sherman in 1942, as its design was better suited for the rapidly evolving nature of armored warfare. Nevertheless, the M3 Lee found use among several Allied powers through the United States Lend-Lease program, including British forces in Africa and Russian forces in Eastern Europe.

«КВ» уже не хватает

Великую Отечественную войну советские танкисты встретили, имея на вооружении несколько моделей тяжелых танков. Самыми современными были принятый на вооружение в самом конце 1930-х годов тяжелый танк КВ – «Клим Ворошилов» и разработанный на его основе гаубичный танк КВ-2, но в войсках их насчитывалось меньше двух сотен. Больше было многобашенных довоенных Т-35 и Т-28 (хотя последний формально считался средним танком), но почти все они были потеряны в первые военные месяцы. К тому же Т-35 и Т-28 имели слабое бронирование, а вот толстобронные КВ произвели на немецких танкистов и артиллеристов большое впечатление. Чтобы пробить броню «кавэшек», чаще всего приходилось стрелять с максимально близкой дистанции, что было чревато максимальными же неприятностями. И не случайно именно на долю КВ командира танковой роты старшего лейтенанта Зиновия Колобанова пришелся рекордный результат в 22 вражеских танка, уничтоженных в одном бою!

Красноармейцы в сопровождении тяжелых танков ИС-2 идут в атаку. Белоруссия, 24 июня 1944 года

Незаурядные на июнь 1941 года возможности КВ быстро стали недостаточными. Самые массовые немецкие противотанковые орудия калибра 37 мм были бессильны против них (за что и получили у немецких солдат прозвище «дверная колотушка»), но уже 50-миллиметровая противотанковая пушка позволяла уничтожать эти танки на безопасном расстоянии. А применение в качестве противотанковых орудий германских 88-миллиметровых зениток и вовсе сводило все преимущества «кавэшек» на нет.

Еще одной причиной, по которой уже в конце 1941 года начались работы по модернизации КВ-1, стали его крайне низкая подвижность и надежность. Значительная часть машин, потерянных в первые месяцы войны, пришлась на долю танков, брошенных экипажами из-за поломок. Чаще всего страдали трансмиссия и ходовая часть: если в бою их ресурса хватало, то для долгих маршей он был недостаточным. Поэтому в мае-июле 1942 года Челябинский тракторный завод, ставший одним из основных производителей танков в Советском Союзе, разработал модернизированный вариант КВ-1 — так называемый «скоростной», обозначавшийся индексом КВ-1с. Танк получился действительно более подвижным, но достигалось это во многом за счет более тонкой брони: фактически КВ-1с был средним танком тяжелого бронирования, чем тяжелым.

ИС-2 ранней модификации в сборочном цеху Челябинского Кировского завода перед сдачей военной приемке, 1944 год

Танк «Генерал Ли»: советско-германский фронт

Всего Советским Союзом было получено 986 танков «Генерал Ли». В боях на советско-германском фронте «генерал Ли» впервые оказался в ходе неудачного для Красной Армии Харьковского сражения. В дальнейшем танк активно применялся вплоть до Курской битвы включительно. Отдельные же танки продолжали находиться в действующей армии вплоть до конца 1944 г. В качестве плюсов советскими танкистами отмечалось наличие просторного боевого отделения и мощного вооружения. К недостаткам были отнесены значительная высота танка, не самая лучшая проходимость в особенности в условиях зимы и бездорожья. Существовал еще целый ряд факторов, которые способствовал не самой лестной оценке «генерала Ли». Если в Африке англичане и американцы использовали данные танки против противника, ограниченного в средствах, то на советско-германском фронте, куда в большом количестве поступала самая новая немецкая бронетехника, перспективы у американского танка были намного печальнее, а воевать пришлось дольше — как минимум всю первую половину 1943 г. К тому времени у немецких войск уже появился ряд образцов, против которых «генерал Ли» был практически бессилен. Так 5 июля 1943 г. на Курской дуге 230-й танковый полк был брошен в атаку и понес значительные потери, даже не успев сблизиться с противником на дистанцию прямого выстрела.

Подводя итоги, отметим, что создание в двухмесячный срок боеспособного танка стало определенным успехом американской промышленности. Опыт создания М3 стал основой для следующего шага к разработке более совершенных танков «шерман». Да, танки «генерал Грант» и «генерал Ли» имели массу недостатков без дальнейшей перспективы для модернизации. Но, с другой стороны, сами американцы толком на этих машинах и не воевали — на Африканском театре военных действий ими были укомплектованы лишь четыре батальона армии США и то лишь в течение нескольких месяцев. А, в дальнейшем, благодаря колоссальной промышленной базе, Соединенные Штаты очень быстро ликвидировали свое отставание в бронетехнике. Основное применение М3 выпало на долю британской армии, где срочно был необходим танк с мощным вооружением и броневой защитой. Для борьбы в Африке в 1942 г. с учетом ряда моментов «генерал Грант» вполне подходил. Намного хуже «генерал Ли» проявил себя на советско-германском фронте, где эти танки действовали на протяжении всего фронта от Кавказа и до Заполярья и сталкивались в 1943 г. с новейшей немецкой бронетехникой, часто превращаясь в «братскую могилу на семерых».

Компоновка танка МЗ.[]

Боезапас составлял 65 снарядов для 75-мм пушки, 126 снарядов для 37-мм пушки (на танках «General Grant»- 139), 4000 патронов для пулеметов, 20 магазинов для автоматов, 6 гранат, 12 сигнальных ракет, а также 8 дымовых гранат.

Экипаж танка состоял из 6 человек. Командир находился в башне 37-мм орудия и вел наблюдение из малой башенки. При небходимости вел огонь из пулемета. Рядом находился наводчик 37-мм орудия, а ниже его , по центру машины — заряжающий. Все они размещались на поворотном полике башни. Наводчик 76-мм орудия располагался внутри спонсона, а рядом с ним, в корпусе танка, сзади казенника орудия — заряжающий. Водитель сидел спереди и слева и мог вести неприцельный огонь из курсовых пулеметов.

Модификации

Вскоре стало понятно, что у ИС-3 довольно много недоработок и недостатков, поэтому в 1946 году была созвана комиссия для их анализа, а с 1948 по 1952 годы все ИС-3 подверглись исправлению конструктивных недостатков.

В конце 50-х годов приняли решения поднять уровень танка до более современного, в результате появился ИС-3М.

Он получил корпус увеличенной жёсткости, двигатель В-54К-ИС, новые пулемёты ДШКМ и ДТМ, прибор ночного видения ТВН-2, воздухоочистители ВТИ-2, усиленные узлы подвески, новое электрооборудование и устройства радиосвязи.

Хоть такое комплексное усовершенствование значительно повысило ТТХ и надёжность, но его время уже прошло, поэтому ИС-3М после модернизации ставились на долгосрочное хранение.

На базе Ис-3 было создано 2 оригинальные машины — Объект 704 и Объект 757.

Объект 704 обладал рекордно низкой высотой и мощной защитой для тяжёлых советских САУ, но тесная компоновка и большая длина отката оказались слишком неудачными для экипажа, в связи с чем эта экспериментальная машина так и не была принята на вооружение. Другим названием этой САУ было ИСУ-152 образца 1945 года.

Объект 757 был изготовлен в 1952 году и вёл стрельбу управляемыми противотанковыми ракетами Рубин на дальность до 4 км. Из-за недостатков ракет, появления Объекта 772 и морального устаревания тяжёлых танков, он так и остался в единственном экземпляре.

Боевой полигон для американской техники

Поставки по ленд-лизу служили для военной промышленности и армии США прекрасным полигоном, где в боевых условиях выявлялись сильные и слабые стороны американской военной техники. Невольными жертвами таких экспериментов становились сотни британских (в Северной Африке) и тысячи советских танкистов.

Впрочем, в Северной Африке качества среднего танка М3 (серия, поставлявшаяся в Англию, называлась «Генерал Грант» – в честь другого генерала той же гражданской войны, но уже северного) признавались вполне удовлетворительными. Там это был лучший танк не только в войсках союзников. По своим боевым качествам он не уступал лучшим немецким танкам почти до самого конца 1942 года, особенно в обороне, где «Грант» действовал как превосходное самоходное противотанковое орудие.

M3 Stuart в игре

Исследование и прокачка

Лёгкий танк M3 Stuart исследуется на M2 Light Tank за 1 350 .

Оптимальный порядок исследования модулей:

  • Орудие и радиостанция (если не исследованы ранее).
  • Ходовая — без неё не встанут другие модули.
  • Двигатели и . Первый двигатель не дает серьёзного прибавления в динамике, второй же позволит разгоняться значительно быстрее.
  • Башня . Обладает большой скоростью поворота, значительно увеличит обзор, также на неё можно поставить топовую пушку.
  • Топовая пушка . Обладает большой пробиваемостью и уроном.
  • Также можно исследовать — она увеличит дальность связи до 615 метров, а также ставится на многие танки и ПТ-САУ США, но она стоит 5600 , что по меркам 3 уровня довольно много.

Боевая эффективность

Вооружение M3 Stuart вполне подходит для борьбы с танками своего уровня, хуже действует против машин 4 уровня, а танки 5 уровня лучше и вовсе избегать — советская и французская техника почти не пробивается даже в борт или корму, а немецкие и американские машины хоть и уязвимы, но низкий разовый урон позволяет рассчитывать разве что на добивание едва живых противников.

Достоинства:
  • хорошая маневренность;
  • очень высокая скорость поворота башни;
  • высокая максимальная скорость;
  • мощная радиостанция;
  • небольшие размеры;
  • хорошая лобовая броня.
Недостатки:
  • слабое вооружение;
  • высокий силуэт.

Новичку на заметку

Для боевых машин I-IV уровня покупка оборудования и прокачка дополнительных умений членов экипажей требуют значительных усилий. В большинстве случаев быстрее исследовать и купить машину следующего уровня без покупки оборудования и обучения экипажа.

Экипаж

bottom

1

2

Разведчик

1
Воин

2
Засадная тактика

Первый навык берется в зависимости от стиля игры. Рекомендуется брать маскировку или Ремонт как наиболее полезные.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top

ББ93

БПспец

ОФ10

1

ББ93

БПспец

ОФ10

Разведчик

1
Воин

Оборудование
Зависит от тактики игры.

Для разведчика лучше взять улучшенную вентиляцию — общее улучшение таких показателей, как обзор, скорость и маневренность, просветленную оптику — увеличение обзора

Для воина: улучшенную вентиляцию — общее улучшение таких показателей, как скорострельность и точность и противоосколочный подбой для защиты от САУ и тарана тяжелых противников.

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения: ремкомплект и аптечка.

Боекомплект
Пушка M3 Stuart пробивает все одноуровневые танки, а в высокоуровневых боях от танка нужна лишь разведка. Из этого и следует исходить. Основной боекомплект заполняется бронебойными снарядами. На всякий случай можно взять 10-15 осколочно-фугасных . Снаряды за золото брать совсем не обязательно, но если хочется, то можно.

Оценка M3 Stuart

  • Защитник — за динамику и относительно неплохое орудие.
  • Поддержка — за низкий разовый урон.
  • Разведчик — за хорошую динамику и высокий обзор.

История изменений

Основная статья: История изменений M3 Stuart

История изменений

Обновление 0.6.3.7

Увеличена скорость заднего хода, настроено качание при выстреле.

Обновление 0.8.0
  • Угол возвышения орудия 20 mm Hispano-Suiza Birgikt Gun изменён с 25 до 20 градусов.
  • Угол склонения орудия 20 mm Hispano-Suiza Birgikt Gun изменён с 7 до 10 градусов.
  • Угол возвышения орудия 37 mm Gun M-5 изменён с 25 до 20 градусов.
  • Угол склонения орудия 37 mm Gun M-5 изменён с 7 до 10 градусов.
  • Угол возвышения орудия 37 mm Gun M-6 изменён с 25 до 20 градусов.
  • Угол склонения орудия 37 mm Gun M-6 изменён с 7 до 10 градусов.
Обновление 0.8.6

Мощность двигателя Continental W-670 изменена с 268 до 262 л. с.

Обновление 0.9.12

Танк переработан в новом визуальном качестве.

Обновление 1.9
  • Боезапас орудия 20 mm Hispano-Suiza Birkigt Gun изменён с 750 до 1500 снарядов.
  • Боезапас орудия 37 mm Gun M5 изменён с 103 до 205 снарядов.
  • Боезапас орудия 37 mm Gun M6 изменён с 103 до 180 снарядов.
  • Стоимость ремонта уменьшена на 44%.
  • Доходность уменьшена на 14%.
  • Прочность с башней D37812 изменена с 220 до 405 единиц.
  • Прочность с башней D39273 изменена с 240 до 425 единиц.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector