Первый русский танк. царь-танк николая лебеденко

Содержание:

Почти все они базировались на шасси обычных легковушек и не всегда соответствовали своему предназначению, поэтому в Русской императорской армии спонтанно сложилась разветвленная «индустрия исправления чужих ошибок» — доработка импортных и создание собственных бронированных корпусов. Их собирали петербургские Путиловский завод и Обуховский сталелитейный, бронепрокатная мастерская № 2 Ижорского завода в Колпино, а также офицерские учебные заведения, фронтовые мастерские и небольшие частные предприятия.

До октября 1917 года в царскую армию из-за границы поступили 496 броневиков, из которых около 200 машин были переделаны в России. Большинство бронеавтомобилей, носивших собственные броские имена, участвовали в боях Первой мировой и Гражданской войн, а также в событиях Февральской и Октябрьской революций.

Авиация

Появившиеся в начале ХХ века самолеты не сразу, но довольно быстро стали рассматриваться военными как новое оружие, способное существенно изменить положение дел на полях будущей войны. В России, например, Офицерская воздухоплавательная школа в Гатчине начала готовить боевых летчиков в 1910 году и стала первой русской профессиональной школой именно военных летчиков. В итоге в Первую мировую войну Россия вступила, имея самый большой воздушный флот в мире, — 263 самолета, среди которых были и единственные на тот момент тяжелые многомоторные бомбардировщики «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского. Тем не менее, развернуть собственное масштабное производство самолетов российской промышленности не удалось, и к концу войны наиболее совершенные модели истребителей и разведчиков — основных типов самолетов Первой мировой — имели на вооружении Германия, Франция и Великобритания. К этому времени их вооружение составляли уже не пистолеты и револьверы пилотов, а синхронные и турельные пулеметы, позволяющие вести настоящие воздушные бои.

Бомбардировщик «Илья Муромец» тип Г из состава Эскадры воздушных кораблей русской армии, 1916 год

Танк: «чудо-оружие», не раскрывшее себя

Вершиной военного прогресса на 1916 год и ответом шрапнели, пулемётам и колючей проволоке стали танки. Но и они не смогли мгновенно переломить ход войны: очередное «чудо-оружие» требовало обученных экипажей и тесного взаимодействия с пехотой, кавалерией, артиллерией и даже авиацией.

Чуть более года спустя после первого применения неуклюжих «цистерн» на Сомме, в битве при Камбре, уже применялись специализированные танки управления с радиостанциями, транспортные и сапёрные танки, к концу войны пехота перевозилась под бронёй, испытывались плавающие машины.

Российских танков в годы Первой мировой войны создано и пущено в серийное производство не было, несмотря на изобилие проектов в данной отрасли. К осени 1916 года на Восточном фронте действовали 12 линейных броневых автомобильных дивизионов Русской армии, а кроме того, союзные бельгийский и британский бронедивизионы. За считанные дни до падения самодержавия в феврале 1917 года русский военный агент присутствовал при испытании диковинных французских боевых машин, рапортуя: «Танка разбила стены и прошла по груде развалин. Трактор этих препятствий не проходил. Испытание прошло очень хорошо… Считаю танки и тракторы очень полезными для боя. Французская комиссия тоже».

Не оказав существенного влияния на боевые действия Великой войны, после её окончания танки оказались в странном положении. Военные понимали, что новый вид оружия хорош, но никаких идей относительно «вживления» танков в вооружённые силы ещё не имели. Материала для осмысления хватало: танки успели повоевать массированно и поодиночке, против орудий и против пехоты. И даже между собой! Танки дали один из самых мощных толчков для развития военной мысли в истории человечества. Правда, раскрылось новое оружие только через четверть века, в новой и величайшей войне.

Начало работ

Как говорилось ранее, в качестве образца была взята французская модель. Этот танк был доставлен на Сормовский завод, который располагался в Нижнем Новгороде. На территории предприятия машина была разобрана, проводились тщательные исследования, вплоть до измерения габаритов абсолютно каждой детали. Кроме того, в создании первого танка советской разработки принимал участие Ижорский завод, а также московский АМО. Эти фабрики занимались поставкой двигателей, а также брони. На Сормовском заводе занимались производством шасси и окончательной сборкой машины. Сборка первого советского танка была завершена зимой 15 декабря 1921 года. В этот день машина была поставлена в регулярные войска армии. После этого были собраны еще 14 машин, которые называли «Русским Рено». Как назывался первый советский танк? Первая машина в своем роде получила прозвище «Борец за свободу тов. Ленин».

Дочерние компании

Структура холдинга:

  • УралТрансМаш , г. Екатеринбург
  • Завод №9 , г. Екатеринбург
  • Каменск-Уральский литейный завод , Каменск-Уральский
  • Челябинский тракторный завод- УРАЛТРАК, г. Челябинск
  • НПО Электромашина , г. Челябинск
  • Уралкриомаш , Нижний Тагил
  • ВНИИТрансмаш , г. Санкт-Петербург
  • Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник» , Нижний Новгород
  • Центральный научно-исследовательский институт материалов , Санкт-Петербург
  • Научно-исследовательский институт двигателей , Москва
  • Томский электротехнический завод , г. Томск
  • Тверской вагоностроительный завод , Тверь
  • Уральский научно-исследовательский технологический институт , г. Екатеринбург
  • Научно-производственное предприятие внедрения научно-технических инноваций Ленинградской области
  • Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения , г. Нижний Тагил
  • Омсктрансмаш , г. Омск
  • Спецмаш , Санкт-Петербург
  • Муромское СКБ , Муром
  • УБТ-Уралвагонзавод , Нижний Тагил
  • УВЗ-Логистик , Москва
  • Машиностроительная компания Витязь , Ишимбай
  • Уралвагонзавод-Транс , г. Москва
  • Юргинский машиностроительный завод , Юрга
  • Северо-Западный научно-технологический комплекс , Санкт-Петербург
  • УВЗ-Медиа Сервис , Нижний Тагил
  • УВЗ-Энерго , Нижний Тагил
  • УБТ-Экология , Нижний Тагил
  • Уральское конструкторское бюро вагоностроения , г. Нижний Тагил
  • 560 Бронетанковый ремонтный завод , Белогорский район, Амурская область
  • 144 Бронетанковый ремонтный завод , Екатеринбург
  • 103 бронетанковый ремонтный завод , Забайкальский край
  • 163 Бронетанковый ремонтный завод , Краснодарский край
  • 81 Бронетанковый ремонтный завод , Краснодарский край
  • 192 Центральный завод железнодорожного машиностроения , г. Брянск
  • 61 Бронетанковый ремонтный завод , Санкт-Петербург
  • 41 Центральный завод железнодорожного машиностроения , Московская область
  • АО «Центральный научно-исследовательский институт» Буревестник «

Описание первых машин советского производства

Как уже упоминалось, название первого советского танка — «Русский Рено». Решение о постройке данной модели было принято на заседании 10 августа 1919 года. Чертежи для этой модели были разработаны при участии советского инженера Калинина, а также французских инженеров Дем и Розье. Двигатель для танка изготавливался на московском АМО, а исходным образцом служил образец со все того же «Рено ФТ». Первые испытания машины «Борца за свободу тов. Ленина» были проведены в 1920 году 31 августа. Полная же серия включала в себя 15 машин, которые были построены и сданы в мае 1921 года. В боевых сражениях эти агрегаты не принимали участия, а в апреле 1930 года и вовсе были сняты с вооружения. Интересный факт об этих моделях — каждая из них имела свое собственное имя.

Второй попыткой изобретения танка стал Т-16, который был изготовлен на основе итальянского «Фиат-3000». В разработке принимали участие несколько инженеров. Их детище прошло свои первые испытания в марте 1927 года. Однако агрегат не имел тех характеристик, которые были запланированы изначально, а потому его испытания были отложены.

Война на ожесточение «Кайзер хочет изнасиловать твою жену»

Такая длительная война, сопровождавшаяся огромными жертвами, как среди военных, так и среди мирного населения, неизбежно привела к ожесточению сторон. Если в первые годы войны еще можно было встретить примеры «галантного» отношения воюющих сторон друг к другу — вроде Рождественского перемирия, или прекращения огня для совместного истребления угрожающе расплодившихся волков, то в 1917 и 1918 годах такое представить было уже очень сложно.

Настроения солдат подогревались плакатами, вроде «Помни про Бельгию», «Кайзер хочет изнасиловать твою жену», «Немцы никогда не изменятся» и прочими пропагандистскими поделками. Рядовые солдаты воюющих армий еще более-менее сносно относились к таким же своим собратьям с другой стороны, попавшим к ним в плен, понимая, что всех их сюда привело отнюдь не собственное желание и кровожадность. Но были среди них такие категории воинских специальностей, которые ни при каких условиях не могли рассчитывать на снисхождение.

Русские броневики на отечественных шасси

Во времена Первой мировой войны единственным «счастливым» сочетанием отечественных автомобилей и бронекорпусов русского производства являлись бронемашины, базировавшиеся на шасси Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ).

Первыми в августе–сентябре 1914-го стали безбашенные броневики на 40-сильном легковом шасси С24-40, созданные по проекту инженера А. Я. Грауэна и оснащенные ижорскими корпусами с наклонным расположением бронелистов из хромоникелевой стали. Два пулемета Maxim помещались в лобовом и кормовом листах, третий можно было переносить с одного борта на другой. Скорость трехтонных машин не превышала 20 км/ч. На фронт они ушли в составе 1-й автомобильной пулеметной роты, но из-за слабого бронирования вскоре были сняты с вооружения.

В конце сентября 1914 года в петроградской мастерской инженера А. А. Братолюбова по проекту штабс-капитана Некрасова на том же шасси собрали три броневика с округлыми корпусами Обуховского завода с двумя 37-мм пушками Hotchkiss и тремя пулеметами. Такие же корпуса с пушкой Maxim смонтировали на трех однотонных грузовых шасси Д24-40. Все версии получились слишком тяжелыми и громоздкими, участия в боях не принимали и впоследствии были переведены на железнодорожный ход.

Пушечный броневик Некрасова и Братолюбова на автомобиле С24-40. 1915 год

В начале 1916 года в мастерской Братолюбова на шасси С24-40 появился оригинальный башенный броневик «Победоносец» с тремя пулеметами Maxim и вторым постом управления. Одновременно на грузовых шасси Д24-40 собрали еще три бронемашины, которые от легковых отличались усиленной рамой и новыми мостами. Оказавшиеся перегруженными и тихоходными, все они применялись как учебные машины и служили в охране Смольного.

В общей сложности до 1917 года на русских шасси было собрано всего лишь 20 броневиков.

Танки-гиганты

В конце 1920 г. в Великобритании построили огромный пятибашенный танк «Индепендент». Вскоре и в СССР запустили в серийное производство ещё более мощный танк Т-35. Это был настоящий сухопутный крейсер с тремя пушками и шестью пулемётами, размещёнными в пяти поворотных башнях, а его экипаж составлял 11 человек. При создании Т-35 не предполагали, что через десяток лет появится противотанковая артиллерия, предназначенная для борьбы с такими монстрами. Но в начале 1930-х гг. таких пушек не было.

Т-35 был защищён 20–30-мм бронёй. Военные считали, что это бронирование защитит его от осколков снарядов полевой артиллерии

Появление новых бронебойных снарядов позволило даже лёгким 37-мм противотанковым орудиям пробивать 30-мм броню. На Т-35 начали усиливать броню, лобовую броню довели до 70 мм. Но весь огромный танк мощной бронёй прикрыть было невозможно. Его вес и так уже превышал 50 т. Большего веса могла не выдержать ходовая часть. Практика эксплуатации многобашенных танков Т-35 показала, что все подобные машины имеют серьёзный недостаток: командиру сложно следить за разными целями и управлять огнем сразу нескольких башен. Даже если командир хотел сосредоточить огонь всех орудий на одной цели, это не всегда получалось, ведь у снарядов 76-мм и 45-мм орудий были разные баллистические характеристики. Да и цель, которую видел наводчик верхней башни, из нижней вообще могла быть не видна.

Эвакуация подорвавшегося на мине Т-100 с поля боя показала, что сверхтяжёлый танк не столько вредит противнику, сколько создаёт проблемы своим войскам

Весной 1938 г было решено создать новый танк с противоснарядным бронированием и двумя башнями. В то время для защиты от 37-мм и 47-мм противотанковых пушек считалось достаточным иметь броню толщиной 60 мм. Разработка нового танка велась на двух заводах в Ленинграде. Первый завод разрабатывал танк СМК, другой — танк Т-100. Летом 1939 г. оба танка были готовы. В ноябре 1939 г. началась советско-финляндская война. Оба танка направили на фронт для продолжения испытаний в боевых условиях. Заводские испытатели прошли специальную программу обучения, после чего вместе с танками отправились воевать. Мощная броня новых танков себя оправдала. Финнам не удалось подбить их из своих пушек.

Военные поняли, что сверхтяжёлому, неповоротливому стальному монстру СМК не место на поле боя

Поделиться ссылкой

История

Завод построен в 1931-1936 годах (в основном во второй пятилетке ), пущен 11 октября 1936 года и носит имя Феликса Дзержинского . Первоначально производила грузовые вагоны .

После немецкого вторжения в 1941 году Сталин приказал эвакуировать сотни заводов на Украине и на западе России на восток. Завод ХПЗ № 183 в Харькове был переведен по железной дороге в Нижний Тагил и объединен с заводом Дзержинского, в результате чего образовался Уральский танковый завод им. Сталина № 183. Во время Второй мировой войны он стал крупнейшим производителем танков в мире. в том числе Т-34 . После войны производство танков было свернуто, а в 1945–51 годах часть производственных и конструкторских активов «Вагонки» была передана обратно на Харьковский дизельный завод № 75.

После войны он был расширен для производства техники другого назначения: сельского хозяйства, строительства, авиации и космонавтики, включая разработку и производство одноразовых ракет « Восток» , « Восход» , « Протон» и « Энергия .

Здесь находится ОКБ Карцева-Венедиктова (ОКБ-520), где спроектированы Т-54А и Т-55 (развитие Т-54 Морозова ), Т-62 , Т-72 , Т-90. , и прорабатывала одну возможность для основного боевого танка следующего поколения, который, по слухам, назывался Т-95 , пока этот проект не был отменен в мае 2010 года. Он также производит новейший российский основной боевой танк Т-14 Армата .

Его постепенная приватизация планировалась начиная с 2006 года. С 27 декабря 2016 года УВЗ было передано Ростеху в соответствии с указом президента.

Легкий танк «Whippet» (Великобритания)

Taнк Mk. A «Whippet»

Накопленный опыт использования средних французских и собственных тяжелых танков привел к распространению среди британских военных мнения о необходимости дополнить тяжелые боевые машины более подвижными легкими, которые могли бы стать своего рода «стальной кавалерией», способной развивать успех при прорыве укрепленных линий противника тяжелыми танками и действовать в его оперативном тылу.

В соответствии с теоретическими предпосылками, разработанными горячим приверженцем этой идеи начальником штаба Королевского танкового корпуса полковником Дж. Фуллером, англичане приступили к конструированию среднего танка. В связи с тем, что на фирме У. Фостера в Лидсе его проект был готов еще до поступления от военного ведомства заказа на такую машину, он и стал первым британским танком с размещением вооружения во вращающейся башне. Опытный образец был изготовлен в декабре 1916 г., прошел испытания в феврале следующего года, а в июне 1917 г. последовал заказ на 200 машин. Однако из-за возникших технологических сложностей с производством башен от них пришлось отказаться, и в результате в декабре 1917 г. танк пошел в серию в безбашенном варианте.

В марте 1918 г. первые серийные танки, получившие обозначение Mk. А, сошли со сборочной линии завода. Новая машина развивала скорость, более чем вдвое превышавшую скорость танка Mk. IV, и по этой причине Mk. А получил неофициальное название «Уиппет» («борзая»).

Экипаж из трех человек и вооружение, состоявшее из четырех пулеметов, размещались в кормовой рубке. Основной особенностью машины были два двигателя, каждый со своей коробкой передач, находившиеся вместе с бензобаками в передней части корпуса и приводившие в движение каждый свою гусеницу. При выходе из строя хотя бы одного мотора машина двигаться дальше не могла.

Задний и боковой пулеметы танка Mk. А «Уиппет». Установка пулеметного вооружения по периметру танка давала возможность вести огонь во всех направлениях, но не позволяла сосредоточить его в случае необходимости в одном — самом нужном

Несмотря на увеличение максимальной скорости, из-за того что подвеска танка осталась жесткой, реальная скорость танков Мк. А при движении по бездорожью осталась по-прежнему невысокой. Танк оказался очень сложным в управлении, и от водителя требовалось немалое мастерство, чтобы вести его, да и обзор из кормовой рубки был неважным. Тем не менее, по надежности Мк. А заметно превосходили своих более тяжелых «коллег». Танкисты говорили, что «борзые» способны своим ходом вернуться из боя на исходную позицию. Тяжелым боевым машинам Mk. I — Мк. V из-за частых поломок и небольшого запаса топлива это удавалось далеко не всегда.

Первые танки Мк. А поступили в войска в марте 1918 г., а боевое крещение нескольких первых «Уиппетов» состоялось в бою в районе Мэйн-Мэйс 26 марта. 8 августа того же года в сражении под Амьеном участвовало уже 96 машин этого типа, и там они впервые в истории танковых войск совершили нечто, похожее на оперативный прорыв: оторвавшись от своей пехоты, танки в сопровождении кавалерии провели впечатляющий рейд по тылам немецких войск.

Трофейные «Уиппеты» использовались в немецкой армии. Они также состояли на вооружении войск интервентов и белогвардейцев во время Гражданской войны в России, а затем в качестве трофеев даже попали в Красную Армию, где под названием «Тейлор» (по фамилии конструктора двигателей) эксплуатировались вплоть до начала 30-х гг. В начале 20-х гг. несколько танков было продано в Японию.

В британской же армии танки Мк. А служили недолго — вскоре после войны они были заменены более совершенными средними танками Мк. В и Мк. С.

Танки Российской империи

В России, которая также принимала участие в боевых действиях, работа над созданием танка кипела полным ходом. Но стоит отметить, что российские танки Первой мировой войны так и не появились на полях боев, хотя и были очень нужны царской армии. Главная причина — абсолютная техническая неприспособленность. Российский инженер Лебеденко отметился тем, что в 1915 году создал наибольший по размерам танк в мире массой более 40 тонн. Он получил название «Царь-танк». Во время испытаний на полигоне у танка, оснащенного двумя двигателями по 240 л/с, заглох мотор. Завести его так и не смогли. Особых технических характеристик, кроме своей габаритности, модель не имела.

Битва при Камбре

Британский танк FT прикреплен к канадским войскам

Первым сражением, в котором танки оказали большое влияние, была битва при Камбре в 1917 году. За роль танков в сражении отвечал британский полковник Дж. Ф. Фуллер , начальник штаба танкового корпуса . Они совершили беспрецедентный прорыв, но, как всегда на Западном фронте, эта возможность не была использована. По иронии судьбы, именно конная кавалерия, которая вскоре должна была быть вытеснена, получила задание следить за атакой моторизованных танков.

Танки стали более эффективными по мере усвоения уроков ранних танков. Британцы произвели в 1917 году. Подобно ранним Marks по внешнему виду, его конструкция считалась более надежной, длинноствольные морские орудия были укорочены (стволы более ранних, более длинных орудий были склонны к закапыванию. грязь при преодолении препятствий), а броня была увеличена ровно настолько, чтобы поразить стандартную немецкую бронебойную пулю. По сути, Антанта закидывала окопы железными глыбами, чтобы сбить с толку немцев и попасть во вражеские окопы с меньшими потерями.

Постоянная потребность в четырех мужчинах для управления танком была решена с помощью котором в 1918 году использовалась планетарная передача Вильсона. Также в 1918 году французы выпустили Renault FT в результате сотрудничества между Этьеном и Луи Рено. Как упоминалось ранее, он имел новаторское положение башни и управлялся двумя людьми. При весе всего 8 тонн он был вдвое легче Medium A Whippet, но версия с пушкой имела большую огневую мощь. Он был задуман для массового производства, и FT стал самым производимым танком Первой мировой войны с большим отрывом: более 3000 единиц было поставлено французской армии. В больших количествах использовались американцы, а некоторые были предоставлены в долг британцам.

В июле 1918 года французы использовали 480 танков (в основном FT) в битве при Суассоне , а на следующий год были запланированы еще более крупные атаки. Согласно плану 1919 года , Антанта надеялась ввести в бой в этом году более 30 000 танков.

Танк Уиппет

Немецкие танки

Из всех промышленно-развитых стран наименьшее количество гусеничных бронированных машин выпустила Германия. Несмотря на то, что кое-какая информация о создании нового средства войны из Британии просачивалась, немецкие генералы не придали ей особого значения. Лишь после того, как в сентябре 1916 года первые английские Mk I появились на поле боя, в Германии стали относиться к этому оружию всерьез.

Заказчиком немецких танков стало 7-е отделение Общего управления Военного министерства, которое сокращенно обозначалось как A7V. Эту же аббревиатуру использовали и в качестве названия первой бронированной боевой машины. Участие в её создании принимали такие компании, как «Опель», NAG/AEG , «Бенц»и «Даймлер». Руководителем работ стал капитан Йозеф Фольмер.

Немецкий тяжелый танк A7V – вид спереди.

В декабре 1916 года был подготовлен проект, в своей основе довольно схожий с французским CA-1, но всё же заметно более рациональный. Так, орудие было размещено также в передней части корпуса, но по центральной оси. Мощность силовой установки, состоящей из двух двигателей, составляла 200 л.с. – почти втрое больше, чем у CA-1. Довольно совершенной была система управления – танк мог вести один механик-водитель, выполняя самые замысловатые маневры. Схема размещения пулеметов позволяла обеспечить почти полный круговой обстрел – исключение составляла лишь часть передней полусферы, поскольку в носу устанавливалась пушка.

Тактико-технические характеристики танка A7V:

Длина танка 7,35 м
Ширина 3,06 м
Высота 3,3 м
Боевая масса 30 тонн
Экипаж До 18 человек
Скорость 12 км/ч
Запас хода 35 км
Бронирование Лоб – 30 мм, борта – 20 мм
Вооружение 57 мм орудие, пять пулеметов MG.08 (7,92мм)
Мощность силовой установки 200 л.с. (два двигателя)

Основными недостатками A7V стали слишком большая высота и плохая центровка – танк мог опрокинуться. Кроме того, размещение пушки было признано неудачным. Пытаясь исправить ситуацию, немецкие конструкторы попробовали создать собственную версию английского «ромба». Этот танк, получивший обозначение A7VU, так и остался экспериментальной машиной – времени и ресурсов на её «доводку» не хватило.

Танк A7V, вид сзади.

Немецкие танки и первый встречный танковый бой

A7V

Поначалу немцы не восприняли серьезно идею воевать с помощью танков, но когда спохватились — начали срочно клепать свои машины. И все бы ничего, да вот только времени и средств было слишком мало, так что в итоге получился крайне странный металлический монстр — A7V, огромная стальная коробка, трехметровой высоты вагон на гусеницах, длинной в семь метров и весом в тридцать тонн, с 57 мм пушкой, торчащей из носа, и пятью пулеметами. В экипаже при этом было 18 человек!

Самое интересное, что махина имела тридцатимиллиметровую броню и скорость по шоссе — аж 12 км в час. Немецкие солдаты прозвали свой танк «тяжелой походной кухней» за огромные размеры, жуткую жару внутри и постоянный дым из всех щелей.

Но именно эти жуткие самодвижущиеся кастрюли приняли первый встречный танковый бой в истории, который произошел 24 апреля 1918 года при Виллер-Бретонне, когда три немецких танка A7V столкнулись с тремя британскими тяжелыми Mark IV и семью легкими танками «Уиппет».

Для обеих сторон бой был совершенно неожиданным, да и британцы вдруг обнаружили, что пулеметное вооружение двух «самок» и всех легких танков ничего не может поделать с немецкой броней. Поэтому, получив несколько пробоин, «самки» отступили, и в бой рванул «самец» — единственный, имевший пушечное вооружение.

Тут уже сказался опыт и маневренность английского танка, который удачным выстрелом смог повредить одну немецкую машину, которую потом бросил экипаж, и заставить остальных отступить, так что, формально, победа осталась за британцами.

Немецкие танки были неплохи, но вот проблема — к концу войны их изготовили 21 штуку, при этом танков у англичан было как мы писали выше — 3177. И это не считая танков Франции.

Вот так начинали свой путь грозные боевые машины современности — как смешные и при этом ужасные грохочущие металлические коробки, ползущие по полю боя с черепашьей скоростью и общающиеся друг с другом с помощью почтовых голубей.

Платформа будущего

Александр Потапов отметил, что по сравнению с другими современными танками, например Т-72, платформа «Армата» имеет гораздо больший перспективный модернизационный запас и является «танком ближайшего будущего».

«По моему мнению, у него будет очень большое будущее, величину которого трудно, конечно, прогнозировать, но это не один десяток лет, а может быть, 50 лет и более. Такого другого танка в природе нет и в ближайшее время не появится точно», — рассказал Потапов.

Гендиректор «Уралвагонзавода» отметил, что «абсолютно новый танк» Т-14 является логическим завершением большой работы, которая началась в конце 1980-х годов. 

  • Танк Т-14 «Армата»
  • РИА Новости

Т-14 — это единственный в мире танк третьего поколения, который абсолютно не похож на другие основные боевые танки, эксплуатирующиеся в вооружённых силах разных стран, отмечают военные эксперты. 

Основными отличительным чертами Т-14 являются превосходные ходовые качества, необитаемая башня и высокий уровень защищённости экипажа. Танкисты размещаются в специальной бронекапсуле внутри корпуса танка, что даёт возможность экипажу остаться в живых даже при прямом попадании в башню и возгорании боекомплекта.

Такая схема компоновки корпуса с необитаемой башней является уникальной для мирового танкостроения, рассказал в беседе с RT военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Баранец.

Установленные на «Армате» комплекс активной защиты «Афганит» и комплекс динамического бронирования «Малахит» способны обезопасить танк даже от новейших переносных противотанковых ракетных комплексов. Необычайной крепостью отличается многослойная металлокерамическая броня лобовой части — она способна выдержать лобовое попадание большинства современных и перспективных типов противотанковых снарядов и ракет.

Также по теме


Догнать «Армату»: удастся ли Европе создать конкурента российскому танку

На оборонной выставке Eurosatory европейские производители представили несколько образцов новейшей бронетехники, в том числе два танка…

Главным оружием танка является 125-мм гладкоствольная пушка 2А82-1М с дистанционным управлением. Также на танк может быть установлено орудие 2А83 калибра 152 мм. Боезапас составляет до 40 различных снарядов в автомате заряжания. Дальность поражения цели — от 7 до 8 км.

Боевая масса танка — 48—55 тонн, при этом 12-цилиндровый турбопоршневой двигатель А-85-3А с жидкостным охлаждением мощностью 1500 л.с. позволяет машине развивать на шоссе скорость 80—90 км/ч. Запас хода Т-14 — свыше 500 км.

Комментируя интерес к Т-14 со стороны зарубежных заказчиков, Виктор Баранец отметил, что надёжную репутацию российским танкам обеспечивают тактико-технические характеристики и проверка в реальном бою.  

«Авторитет, имидж российских танков в мире высокий, поскольку они показали себя эффективно во многих горячих точках мира. Кроме того, российскую танкостроительную школу отличает способность к постоянной модернизации, что позволяет наращивать тактико-технические показатели», — отметил эксперт. 

Самый первый танк

В начале Первой мировой войны (1914) ещё никто не знал, какой должна была быть бронированная боевая машина.

Основным назначением своего первого танка англичане считали преодоление проволочных заграждений и подавление огня вражеских пулемётов. Первый танк имел странную конструкцию. Гусеницы охватывали весь корпус танка, башни у него не было, а чтобы пушки и пулемёты могли стрелять вперёд и в стороны, их установили в боковых выступах — спонсонах.

Внутри «сухопутный крейсер» напоминал машинное отделение небольшого корабля. Здесь размещались двигатель, трансмиссия, топливные баки, вооружение. Так как амортизации ходовой части танка не было, то при движении его трясло. В броневом корпусе скапливались пороховые и выхлопные газы и бензиновые пары, а температура иногда доходила до 60°. Танкисты порой даже в бою выскакивали из танка на свежий воздух, не обращая внимания на свист пуль и осколков.

Официально первые английские танки назывались «Марка
I» (или проще Мk. I). Это огромное неповоротливое
сооружение с торчащими во все стороны
пушками и пулемётами весило 28 т и могло
двигаться со скоростью всего 4,5 км/ч.

Танк Мk. I
«Самец»

Первыми танками было тяжело управлять. Около каждой гусеницы находился специальный механик-трансмиссионщик. Водитель танка подавал механикам команды жестами, а они должны были затормозить гусеницу или добавить ей скорости. Так танк мог поворачивать. Сзади танка имелись два огромных стальных колеса. Они помогали водителю рулить танком на поворотах с большим радиусом. Считалось, что колёса помогут машине преодолеть широкие рвы, однако из-за громоздкости и уязвимости от них вскоре отказались. Первые танки выпускались с пушечным вооружением (две 57-мм пушки и три пулемёта) и с пулемётным (пять пулемётов). Пушечные танки получили прозвище «Самец», а пулемётные — «Самка».

Эмблема танкового корпуса

Экипаж каждого танка состоял из восьми человек: командира, водителя, двух механиков и четырёх артиллеристов или пулемётчиков. На крышах первых танков натягивали сетки для того, чтобы заброшенные туда противником ручные гранаты скатывались вниз и взрывались на земле. В каждом танке имелась клетка с почтовыми голубями — для связи со штабом! Англичане строили подобные танки до окончания Первой мировой войны. Конечно, они постоянно совершенствовались.

На смену Mk.I пришли танки марки II и III, а затем более мощные Mk.IV и V. Так, для поворота танка Mk.I требовались усилия четырёх человек, танком Mk.V управлял один водитель. Правда, улучшения привели к увеличению массы танка до 31 т, а его максимальная скорость не превышала 8 км/ч, даже несмотря на увеличение мощности двигателя до 150 л. с.

Компоновочная схема
английского танка Мk. IV

Mk. IV «Самка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector