Зрк «тор-м2у» получил возможность поражать воздушные цели на ходу

Физика против

В 25 км от Ижевска расположена т.н. «площадка №3», а проще говоря — пробеговая заводская трасса.

Тридцатитонная боевая машина 9А331МУ способна буквально подавить своими размерами неподготовленного человека. «Горб» АПУ вместе с крутящейся антенной станции обнаружения целей превращают и без того не особо изысканный силуэт машины в нечто футуристическое и малопонятное.

При этом попасть внутрь боевой машины не так просто — проем двери механика-водителя мал и узок. Пока не приспособишься его проскакивать в «полусогнуто-сгорбленно-сжато-сгруппировавшемся где надо» состоянии, внутрь «Тора» приходится в буквальном смысле слова проползать на четвереньках. Ничего не поделаешь – такова цена, которую пришлось заплатить, чтобы сперва «запихнуть» массу боевой машины в проектную, а потом «затолкать» в гусеничное шасси все необходимое оборудование…

— Сейчас уже не так весело, — жалуется заводской механик.

— В смысле?

— В смысле, сейчас у нас генералы перестали быть толстыми. То ли дело раньше!.. Бывало, к нам не генералы, а «колобки» какие-то приезжали. И обязательно норовили лично в БМ забраться. Ну туда-то они еще пыхтя влезали, а вот обратно…

— И что же «обратно»?

— А обратно часто застревали. Приходилось адъютантам генералов как ту репку из БМ выдергивать. Картина получалась эпическая. Эх, не те сейчас генералы пошли, не те!..

— Скажите, а можно в небе спрятаться от «Тора»?

— Теоретически да. Практически же для этого придется плюнуть на законы физики. Не получится, в общем.

— Почему?

— Я ж говорю – физика против.

Танкозвездолетный трамвай

На лобовой броне БМ приварена табличка с указаниями меток военной приемки и номерами шасси, корпуса и всего изделия в целом. Внутри боевой машины есть места для четверых, но штатный экипаж — всего три человека, считая мехвода. Впрочем, если припрет, то «дирижировать» движением и стрельбой БМ смогут и два человека.

Управляется БМ штурвалом, очень похожим на самолетный. По бокам цифровой панели приборов — экраны камер внешнего обзора, помогающие механику-водителю при разворотах и движении назад. За спиной мехвода — операторский отсек, оборудованный шумоизоляцией, парой сидений с амортизацией, модулями обнаружения и сопровождения целей, модулями тестирования и пуска ЗУР, системами связи.

Если на месте мехвода чувствуешь себя словно внутри танка, то перебираясь в операторский отсек, ловишь себя на мысли, что попал в звездолет.

Космические иллюзии улетучиваются в тот момент, когда мехвод запускает 12-цилиндровый форсированный двигатель. 840 «лошадей» довольно быстро разгоняют ЗРК до 65 км/ч. «Тор» движется, конечно, с грацией трамвая… Но трамвая весьма вездеходного и способного разворачиваться буквально на пятачке.

Чисто автомобильное бибиканье, которым БМ предупреждает о своих маневрах, способно, конечно, вызвать улыбку. Но не стоит обманываться. Когда прозвучит команда «К бою!», на месте добродушно лязгающего гусеницами увальня мгновенно появится безжалостный «Чистильщик». И горе тому, кто посмеет бросить вызов этому стражу небес.

Разработка комплекса

Создание зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор» началось в 1975 году. Головным разработчиком боевой машины «Тор» является Научно-исследовательский электромеханический институт (Москва). МКБ «Факел» (Химки) создало управляемую ракету 9М330, а Минский тракторный завод — гусеничные шасси. Опытно-конструкторские работы заняли менее десяти лет, на вооружение ВС СССР комплекс был принят в 1986 году. Он был создан для защиты военных и инфраструктурных объектов на тактическом уровне.

Практически сразу начались работы по модернизации комплекса. В 1991 году на вооружение была принята его обновлённая версия «Тор-М1» с ракетами 9М331 повышенной эффективности и увеличенной зоной поражения низколетящих целей. Кроме того, была добавлена более эффективная защита от помех, а экипаж комплекса сократили до трёх человек.

Также по теме


Непробиваемый «Витязь»: как новые ракетные системы С-350 усилят ПВО на южных рубежах России

Новая ракетная система С-350 «Витязь» поступила на вооружение Южного военного округа, сообщил командующий войсками округа Александр…

В дальнейшем модификация комплекса продолжилась: в 2012 году в войска поступил вариант «Тор-М1-2У».

Следующим этапом развития семейства ЗРК стала машина нового поколения «Тор-М2», которая поставляется в российские войска с 2016 года. Эксперты отмечают, что «Тор-М2» — представитель нового поколения средств ПВО малой дальности.

Он предназначен для поражения самолётов, вертолётов, аэродинамических беспилотных летательных аппаратов, управляемых ракет и других элементов высокоточного оружия, летящих на средних, малых и предельно малых высотах в сложной воздушной и помеховой обстановке.

Комплекс оснащён 16 зенитными ракетами вертикального старта с дальностью поражения до 12 км и высотным диапазоном до 10 км. 

В 2019 году главный конструктор «Вымпела» Виктор Елецкий в интервью газете «Известия» указал на высокую эффективность «Тора-М2» при применении ракеты 9М338К.

«Дальность её полёта позволяет комплексу «Тор-М2» прикрывать войска по фронту 20 км. В этом секторе мы сбиваем всё, что шевелится. В том числе малоразмерные, маневрирующие, скоростные цели. Там, где раньше надо было держать две боевые машины, теперь достаточно поставить одну», — рассказал Елецкий.

Конструктор пояснил, что улучшенные характеристики 9М338К были достигнуты за счёт оригинальной аэродинамической схемы, которая позволила существенно облегчить ракету.

«Всё это мы смогли сделать благодаря одному принципиальному решению. Мы отказались от больших несущих плоскостей — крыльев, рёбер и т. д. Потому что всё это — дополнительный вес. При этом мы создали у нашей ракеты возможность выходить на углы атаки, бо́льшие, чем на предыдущих версиях. И, помимо снижения габаритов изделия, получили возможность поражать более манёвренные цели», — подчеркнул Виктор Елецкий.

Кроме того, вместо катапультного старта в «Тор-М2» ракета выводится из пусковой установки с помощью облегчённых газогенераторов. Эти технические решения позволили сделать ракету более манёвренной и вдвое увеличить боекомплект машины.

При этом «Тор-М2» — единственное средство ПВО в мире, способное вести огонь на марше, заявил главный конструктор «Вымпела».

Этот уникальный комплекс также выпускается в арктическом варианте «Тор-М2ДТ» — на шасси двухзвенного гусеничного тягача-вездехода ДТ-30ПМ. Модификация предназначена для боевого дежурства в условиях труднопроходимой болотистой местности и экстремально низких температур.

В 2019 году Минобороны РФ и завод «Купол» заключили два долгосрочных контракта на поставку «Тор-М2» и «Тор-М2ДТ». Стоимость обоих соглашений в сумме составляет почти 100 млрд рублей. 

Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»

Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Они запускались прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пусковых контейнеров.

Запуск ракеты проводился за счёт порохового заряда. Полёт ракеты проходил по следующей схеме:

  • После взрыва порохового заряда при запуске, ракета набирала начальную скорость около 25 метров в секунду;
  • Вертикально стартовавшая ракета заворачивалась в сторону цели, запуская свой двигатель. Так как двигатель включается лишь тогда, когда ракета повёрнута в направлении цели, вся его энергия уходит на разгон ракеты по прямой траектории до цели.

Так как ракета летит, выполняя лишь незначительное маневрирование, дальность полёта ракеты удалось увеличить до 12 км. Максимальная высота поражения цели составляла 6 км. Минимальная высота летящей цели должна была быть не менее 10 метров. Все цели, скорость которых была в пределах 300м/с, могли быть уничтожены именно на таком расстоянии. Более скоростные цели, которые летели на скорости до 700 М/с, уничтожались на расстоянии 5 км дальности и 4 км высоте.

Обнаруженная цель уничтожалась с помощью активного радиовзрывателя, причём вероятность поражения одной ракетой различных целей составляла:

  • От 0,3 до 0,77 была вероятность поражения самолётов (где под единицей понимается 100 процентов);
  • От 0,5 до 0,88 составляла вероятность поражения различных типов вертолётов;
  • Дистанционные летательные аппараты поражались с вероятностью от 0,85 до 0,955.

Недостатки

Говоря о недостатках военного агрегата нужно упомянуть о том, что во время испытаний комплекс показал крайне низкую возможность поражения целей, которые находятся в движении со скоростью от двух до трех километров в час. Через отсутствие двигателя маршевой степени ЗУР, ракета, пущенная с комплекса, может лететь с некоторыми ошибками в наведении на активно маневрирующую цель.

Отдельно нужно отметить фактор влияния погодных условий таких как: туман и дождь на возможности обнаружения системами комплекса вражеских целей. Большие габариты  комплекса не позволяют использовать его на передней части фронта или предбоевых порядках прикрываемых войск. Кроме того, колесная база сильно страдает от незащищенности корпуса.

Оружие на колесной базе, опять же через собственные габариты невозможно транспортировать посредством погрузки на поездной состав. Однако следует отметить, что возможности для таких действий присутствуют. Но для этого следует использовать специальный кран. Погрузка с помощью крана составит около 3 часов. Выгрузка займет примерно то же время. Последним из минусов можно считать достаточно большое время загрузки полного боекомплекта, что составляет от 25 до 30 минут и в условиях военных действий может привести к не желательным последствиям.

Модификации

  • ЗК95 «Кинжал» — морской вариант, оборудованный ракетой 9м330-2, по классификации NATO – SA-N-9.
  •  9К331 «Тор-М1» (1991) — установлен второй целевой канал, повысилась территория поражения целей, передвигающихся на малых высотах, и возникла возможность соединения с батарейным унифицированным командным пунктом 9С737 Ранжир. Довольно сильно поменялась аппаратура. Экипаж стал состоять из трех человек. Станция обнаружения оснащена цифровой трехканальной системой обработки сигналов, что повышает защиту от помех. Новый усилитель увеличивает увеличенную чувствительность. Общее число распознаваемых и обнаруживаемых целей повысилось до 48.
  •  На основе БМ 9А331 состоялась разработка БМ 9А331-1, в ней установилось новое шасси.
  •  «Тор-М1ТА» — модифицированный 9К331 на основе колесной базы. Антенно-пусковой пост базируется на полуприцепе, а аппаратная кабина – на автомобиле Урал-5323
  •  «Тор-М1Б» — модифицированный буксируемый 9К331. Оборудование базируется на колесных полуприцепах.
  •  «Тор-М1ТС» — стационарный вариант 9К331
  •  «Тор-М1-2У» — модернизация  Тор-М1-2У, созданная в целях замены «Тор-М1», «Тор» и «Оса». Первая партия поступила на вооружение в ЮВО осенью 2012 года.
  •  ЗРК «Тор-М2» — в 2008–2009 годах создавались новые комплексы противовоздушной обороны, включая перспективный ЗРК «Тор-М2». Сейчас его производство осуществляется на Ижевском электромеханическом заводе «Купол». Увеличена эффективность защиты от массированных налетов средств воздушной атаки при радиоэлектронном и огневом противодействии.
  •  «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — ЗРК с боевой машиной на базе гусеничного шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  •  «Тор-М2К» (9К332МК) – ЗРК с боевой машиной на базе колесного шасси. Разработка Белоруссии. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  •  «Тор-М2КМ» (9К331МКМ) – вариант в модульном исполнении, предназначенный для базирования на разнообразных видах шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем  9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331 и боевым автономным модулем 9А331МК-1
  •  «Хунци-17» — пиратская копия, произведенная в КНР. Изготовлена на основе приобретенных  комплексов «Тор-М1», после того как Минобороны РФ отказало КНР в лицензии.

Средства обнаружения и наведения

Вариант 1: 1РС1-1Е

Мобильная твердотельная трехкоординатная радиолокационная станция обнаружения и целеуказания 1РС1-1Е с фазированной антенной решеткой малых и средних высот сантиметрового диапазона, предназначена для обнаружения и выдачи целеуказания по современным средствам воздушного нападения в составе зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1».

Разработчиком РЛС 1РС1-1Е является ОАО «ВНИИРТ», г.Москва.

Вариант 2: РЛМ СОЦ S-диапазона

Благодаря совместным усилиям группе компаний холдинга «Высокоточные комплексы», были проведены работы по модернизации ЗРПК или ЗРАК «Панцирь-С1». Имея модульный принцип, специалистами КБП (Конструкторское Бюро Приборостроения, г. Тула) и ЦКБА (Центральное конструкторское бюро аппаратостроения, г. Тула) была разработана модификация комплекса с новейшим радиолокационным модулем именуемый как «станция сопровождения цели», работающая в S-диапазоне.

Сравнительные характеристики станций обнаружения целей. Фактические данные по результатам испытаний (ОАО «ВНИИРТ»)


Наименование характеристики
РЛМ СОЦ S-диапазона (ЦКБА)
1РС1-1Е (ВНИИРТ)
Зона обзора по азимуту (электромеханическое сканирование, поворот):
360°
0-360°
Зона обзора по углу места (электронное сканирование):
60°; 26-82°
0-60°; 26-82°
Количество обрабатываемых целей:
более 40
50
Дальность обнаружения целей (с ЭПР 2 кв.м)
45 км
45 км
Диапазон радиальных скоростей обнаруженных целей:
30-1200 м/с
30-1200 м/с

РЛС сопровождения

РЛС сопровождения цели и наведения ракеты с ФАР миллиметрового и сантиметрового диапазонов 1РС2 / 1РС2-1Е «Шлем»( НПО «Фазотрон»); производитель — ОАО РАТЕП.

  • Углы обзора по азимуту — 45 град
  • Углы обзора по углу места — 45 град
  • Число одновременно сопровождаемых целей — до 3 шт
  • Число одновременно сопровождаемых ЗУР — до 4 шт
  • Система управления ЗУР радиокомандная — радиокомандная с ИК- и радиопеленгацией
  • Работа в движении — обеспечивается
  • Дальность сопровождения:
    • 14.5 км (высокоскоростная малоразмерная мишень в ходе испытаний на полигоне Капустин Яр)
    • 23 км (малоразмерная мишень Е95 в ходе испытаний на полигоне Капустин Яр)
    • 25 км (вертолет Ми-8 в ходе испытаний на полигоне Капустин Яр)
    • 24-30 км (цель с ЭПР 2 кв.м по разным данным)
    • 34 км (МиГ-29 в ходе испытаний на полигоне Капустин Яр)

Многофункциональная радиолокационная станция 1РС2-1Е на ЗРПК «Панцирь-1С»

Фото с сайта http://dokwar.ru

Оптический автономный пост

Оптический автономный пост (АОП) состоит из оптико-электронного комплекса с тепловизионным длинноволновым приемников (ИК-пеленгатор). Назначение приемников — допоиск цели по данным целеуказания РЛС обнаружения, определение угловых координат цели и ЗУР. Всесуточное применение, автоматическая юстировка целевого и ракетного каналов, канал пеленгации ЗУР с кодированным лазерным ответчиком на ЗУР.

  • Тип приводов наведения — безредукторные на моментных двигателях
  • Каналы — оптический, ИК, тепловизионный
  • Режимы работы — автоматический, ручной
  • Углы обзора:
    • по азимуту — +-90 град (360 град с учетом вращения башни боевого модуля)
    • по углу места — от -5 до +82 град.
  • Скорость наведения максимальная — не менее 100 град/с
  • Максимальное ускорение наведения — не менее 170 град/с2
  • Дальность — 16-18 км (по разным данным)

ТТХ тепловизионного канала:

  • Диапазон спектральной чувствительности — 3-5 мкм
  • Угловое поле зрения:
    • широкое — 4.17 х 6.25 град
    • узкое — 0.87 х 1.3 град
  • Дальность автосопровождения (при МДВ 10 км):
    • самолета типа F-16 — 17-26 км
    • ракеты типа Harm — 13-15 км
    • ракеты типа ALCM — 11-14 км
    • УАБ типа «Уоллай» — 10 км

Точность — 0,05 мрад

ТТХ ИК-пеленгатора ЗУР:

  • Диапазон спектральной чувствительности — 0,77-0,91 мкм
  • Широкое угловое поле зрения по горизонтали — -2.5 .. + 2.5 град
  • Узкое угловое поле зрения по горизонтали — -0.4 .. + 0.4 град
  • Широкое угловое поле зрения по вертикали —1.0 .. + 4.0 град
  • Узкое угловое поле зрения по вертикали — -0.3 .. + 0.6 град
  • Точность определения координат лазерного ответчика ЗУР — широкое поле — 2 мрад
  • Точность определения координат лазерного ответчика ЗУР — узкое поле — 0,05 мрад

Центральный вычислительный комплекс

Центральный вычислительный комплекс предназначен для цифровой обработки поступивших сигналов и автосопровождения целей. Одновременно возможно сопровождение по две цели на радиолокационные и оптико-электронные каналы. Обеспечение стрельбы по цели двумя ЗУР. Максимальная скорость захвата воздушных объектов до 10 единиц в минуту.

На упрощенной версии ЗРПК «Панцирь» / «Панцирь-МЭ» (для экспорта) вместо РЛС сопровождения и наведения установлена оптико-электронная система обнаружения и сопровождения целей.

Устройство ЗРК «Тор-М2У»

«Тор-М2У» — тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.

«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.

На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.

Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой — чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.

РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.

Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».

9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.

Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.

Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.

В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.

Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».

Модификации

  • ЗК95 «Кинжал» — морской вариант, оборудованный ракетой 9м330-2, по классификации NATO – SA-N-9.
  •  9К331 «Тор-М1» (1991) — установлен второй целевой канал, повысилась территория поражения целей, передвигающихся на малых высотах, и возникла возможность соединения с батарейным унифицированным командным пунктом 9С737 Ранжир. Довольно сильно поменялась аппаратура. Экипаж стал состоять из трех человек. Станция обнаружения оснащена цифровой трехканальной системой обработки сигналов, что повышает защиту от помех. Новый усилитель увеличивает увеличенную чувствительность. Общее число распознаваемых и обнаруживаемых целей повысилось до 48.
  •  На основе БМ 9А331 состоялась разработка БМ 9А331-1, в ней установилось новое шасси.
  •  «Тор-М1ТА» — модифицированный 9К331 на основе колесной базы. Антенно-пусковой пост базируется на полуприцепе, а аппаратная кабина – на автомобиле Урал-5323
  •  «Тор-М1Б» — модифицированный буксируемый 9К331. Оборудование базируется на колесных полуприцепах.
  •  «Тор-М1ТС» — стационарный вариант 9К331
  •  «Тор-М1-2У» — модернизация  Тор-М1-2У, созданная в целях замены «Тор-М1», «Тор» и «Оса». Первая партия поступила на вооружение в ЮВО осенью 2012 года.
  •  ЗРК «Тор-М2» — в 2008–2009 годах создавались новые комплексы противовоздушной обороны, включая перспективный ЗРК «Тор-М2». Сейчас его производство осуществляется на Ижевском электромеханическом заводе «Купол». Увеличена эффективность защиты от массированных налетов средств воздушной атаки при радиоэлектронном и огневом противодействии.
  •  «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — ЗРК с боевой машиной на базе гусеничного шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  •  «Тор-М2К» (9К332МК) – ЗРК с боевой машиной на базе колесного шасси. Разработка Белоруссии. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  •  «Тор-М2КМ» (9К331МКМ) – вариант в модульном исполнении, предназначенный для базирования на разнообразных видах шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем  9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331 и боевым автономным модулем 9А331МК-1
  •  «Хунци-17» — пиратская копия, произведенная в КНР. Изготовлена на основе приобретенных  комплексов «Тор-М1», после того как Минобороны РФ отказало КНР в лицензии.

ЗРК Тор-М1 – видео

https://youtube.com/watch?v=qAaNA97sZJU

Электронное оборудование зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор-М1» включает: 1) станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания и стабилизации антенны; 2) станцию наведения (СН) с фазированной антенной решеткой (ФАР) с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР; 3) специальную ЭВМ; 4) устройство вертикального пуска для 8 ЗУР; 5) аппаратуру стартовой автоматики и предстартового контроля ЗУР; 6) навигационную систему; 7) систему документирования процесса боевой работы; 8) автономную систему электропитания на основе газотурбинного двигателя (ГТД).

ЗРК «Тор-М1» способен вести разведку целей в движении и открывает огонь с короткой остановки. БМ 9АЗЗО может одновременно обстреливать одну цель двумя ракетами, запущенными с интервалом не менее 4 секунд. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивается уничтожением их в полете. После модернизации в 1991 году появился ЗРК 9К331 «Тор-М1». На БМ 9М331 была установлена более мощная ЭВМ, обеспечивающая возможность одновременного обстрела двух целей, а в СОЦ вошли более мощная система помехозащиты и более чувствительный приемник, а также аппаратура сопряжения и связи с более современным, чем ПУ-12М, подвижным пунктом управления «Ранжир» 9С737. После распада СССР машины «Тор-М1»стали строиться на базе гусеничного транспортера ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода. 8 ЗУР 9М331 теперь собраны в два пусковых ракетных модуля 9М334.

СОЦ 9К331 «Тор-М1» осуществляет круговой обзор и способна обнаруживать самолеты на дальностях до 27 км, а беспилотные средства – до 15 км. ЭВМ осуществляет обработку 24 целей и выдает целеуказание на станцию наведения, которая, используя ФАР, начинает сопровождать указанные цели. При пуске ракеты выбрасываются вертикально вверх катапультой и двигаются в направлении обстреливаемой цели. На высоте 20 м происходит запуск маршевого двигателя. Станция наведения быстро сканирующим лучом ФАР одновременно начинает сопровождать и летящие ракеты с дальности 250 м.

Передача команд управления полетом на борт ракет обеспечивается этим же лучом ФАР. Ракеты 9МЗЗО и 9М331 имеют твердотопливные двигатели, осколочно-фугасные боевые части и неконтактные радиовзрыватели. ЗРК «Тор» и «Тор-М1» находятся на вооружении зенитных ракетных полков (танковых дивизий), состоящих из командного пункта (оснащен машинами боевого управления МП22 и обработки информации МП25, РЛС обнаружения 9С18 «Купол», П-19, «Каста-2-2»), четырех батарей (по 4 БМ 9АЗЗО или 9А331 и одному пункту управления ПУ-12М или «Ранжир») и подразделений обеспечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector