Герои недели: пскр «дон» и пскр «изумруд»
Содержание:
Проект
Проект представляет собой специально разработанный в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» для нужд береговой охраны (БОХР) России, а не адаптированный вариант проекта боевого корабля или вспомогательного судна ВМФ. Главный конструктор — Борис Аврамович Лейкис.
Разработка корабля началась в 2009 году, а полноценное проектирование — в 2011 году. В конструкцию заложены возможности ледового хода — до 80 сантиметров поверхности ледового поля. Согласно техзаданию, первые корабли будут эксплуатироваться на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, но они способны вести работу и в тропиках. Автономность корабля предполагается до 60 суток, а дальность хода — до 12 тысяч миль, скорость хода до 20 узлов. По первоначальному проекту на корабли серии должны были устанавливаться дизельные двигатели германской компании MTU.
Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек
Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.
Вооружение
Вооружение включает одну 76,2-мм автоматическую артиллерийскую установку АК-176М и два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета на морских тумбовых установках МТПУ. Предусмотрена площадка для взлета и посадки одного вертолёта типа Ка-27ПС, а также ангар для его хранения. Возможно использование с борта БПЛА Gorizont G-Air S-100. В корме размещается устройство для спуска на воду и подъёма бортовых досмотровых катеров на ходу корабля. Заложена возможность установки ударного ракетного вооружения.
Представители
Название | Изготовитель | Заводской № | Заложен | Спуск на воду | Дата подписания приёмного акта | Место службы | Состояние |
«Полярная звезда» | Зеленодольский судостроительный завод им. Горького | 111 | 30 мая 2012 | 21.5.2014 | 2016 (план) | Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России | [www.zdship.ru/upload/information_system_18/1/1/3/item_1137/05.jpg Фото после спуска]. |
112 | 15 июня 2015 | 1 декабря 2020 (план) | Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. Готовится к закладке. | ||||
113 | 15 июня 2015 | 1 декабря 2020 (план) | Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. Готовится к закладке. | ||||
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018 | |||||||
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018 |
Вооружение
Основное вооружение
Характеристики АК-630 | |||
---|---|---|---|
ТТХ | Значение | ТТХ | Значение |
Скорострельность, выстр.\мин | 4000-5000 | Боевой расчет, чел. | 1 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 1030 | Масса установки, кг | 3800 |
Дальность стрельбы, м | 4000 | Ресурс установки, выстр. | 8000 |
Углы | от −12° до +88° | Углы | 360° |
Скорость ВН, °/с | 50 | Скорость ГН, °/с | 70 |
Корабли проекта 22460 оснащены скорострельной шестиствольной 30-мм автоматической пушкой АК-630М. Разработанная в Тульском конструкторском бюро приборостроения, установка серийно выпускается предприятием «Туламашзавод». Пушка спроектирована для вооружения кораблей. Она может уничтожать противокорабельные ракеты, самолёты, вертолёты, , также эффективно поражать маломерные надводные цели и плавающие мины. Также пушка применяется для поражения сухопутных объектов: живой силы противника, укреплённых огневых точек.
Начальная скорость снаряда составляет 875 м/с, охлаждение стволов жидкостное, автономное. Разрабатывался проект 22460 и с возможностью размещения одной пушки А-220М, калибра 57 мм. При необходимости судостроители смогут выпустить корабль проекта 22460 в комплектации с пушкой А-220М вместо АК-630.
Дополнительное вооружение
В качестве дополнительного вооружения на патрульных кораблях проекта 22460 размещены два пулемёта «Корд» на одиночных станках по бокам боевой рубки. При необходимости экипаж может вооружаться переносными ракетно-зенитными комплексами «Игла». На корабле предусмотрено размещение четырёх противокорабельных ракет Х-35, однако в базовой комплектации они не устанавливаются.
Авиационное вооружение
Корабли проекта 22460 оснащены вертолётной площадкой, на которой может базироваться палубный вертолёт. С 2015 года холдинг «Вертолеты России» занимается модернизацией вертолёта Ка-226Т. Техническое задание предусматривает переоснащение вертолёта в палубный вариант. Одним из требований к вертолёту является наличие складывающихся лопастей винта.
Рассматривается возможность размещения на вертолёте крепежей для установки на них вооружения калибром до 7,62 мм, планируется оснастить экипажи вертолётов очками ночного видения.
На кораблях проекта 22460 не предусмотрено ангара для хранения вертолётов, винтокрылые машины будут базироваться на открытой вертолётной площадке.
Базовая модель вертолёта Ка-226, является развитием вертолёта Ка-26 и создана в 1996 году. Получив сертификат, модель серийно выпускается с 2003 года. Вертолёт Ка-226Т оснащён двигателем производства Франции — Arrius 2G. Данная модель вертолёта сертифицирована в 2010 году, дата начала производства неизвестна.
Тестовая модель Ка-226Т
Зеркальная антенна РЛС «Наяда»
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА КА-226 (КА-226Т) | |||
---|---|---|---|
Макс. взлетная масса, кг | 3400 | Размеры вертолета: | |
Двигатель (кол-во, тип, марка) | 2 х Allison 250-C20R/2 или Arrius 2G | Длина, м | 8,1 |
Взлетная мощность, л.с. | 2 × 460 или 2 × 670 | Высота, м | 4,19 |
Экипаж | 1 | Ширина, м | 3,25 |
Нагрузка в транспортной кабине, кг | 1046-1500 | Диаметр несущего винта, м | 13,0 |
Нагрузка на подвеске, кг | 1300-1500 | ||
Макс. скорость, км/ч | 220 | ||
Крейсерская скорость, км/ч | 197 | ||
Статический потолок, м | 2000 | ||
Продолжительность полёта, ч | 4,5 | ||
Дальность полёта, км | 600 | ||
Практический потолок, м | 5000 |
В случае необходимости, для выполнения различных задач, на корабле может базироваться БПЛА.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
- Электронная противопожарная система SP-520M
- «Наяда»
- Радар «Балтика-М»
- Система радиоразведки
- Средства радиоэлектронной борьбы
Управление
Управляемость судна находится на весьма высоком уровне. Диаметр циркуляции на полном ходу составляет 4,5 длины корабля. На разворот в 360 градусов ему достаточно минуты. При развороте используется подруливающее устройство. При скорости до 5 узлов (на малых ходах) судно управляется с помощью специального джойстика. Важным параметром является возможность удерживания корабля в одной точке. Это очень удобно при спасательных и досмотровых операциях.
Еще одним весомым достоинством кораблей «Рубин» стал их класс автоматизации. Благодаря современной мостиковой системе ТРИМС разработчикам удалось довести уровень автоматизации до класса А1. Это позволило сократить численность экипажа, несущего вахту в сторожевой рубке, до трех человек. При этом они смогут управлять всеми системами и механизмами судна. Конечно же, каждый из членов экипажа должен быть профессионалом.
Текущее состояние и перспективы
Торжественные мероприятия, посвященные церемонии спуска на воду первого корабля «Рубин» (заводской номер 501), состоялись в ОАО «СФ «Алмаз» 26 июня 2009 года, а ранее, в 2008-м генеральный директор Северного ПКБ Владимир Спиридопуло отмечал, что сторожевик этого проекта отличается от своих предшественников не столько вооружением, сколько кораблестроительными качествами.
Корабль, например, сможет нести службу при волнении моря в шесть баллов и при этом свободно маневрировать. У сторожевика новая форма корпуса, повышенная мореходность. Скорость на спокойной воде – 30 узлов.
Корабли серии
Проект | Тактический № / Имя | Борт. № | Зав. № | Судостроительный завод | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Принадлежность |
10410 | ПСКР-900 «Корсаков» | 118 | 401 | «Восточная верфь» | 1987 | 11.04.1988 | 1988 | Пограничное управление ДВФО |
10410 | ПСКР-901 | 162 | 402 | «Восточная верфь» | затоплен в Корсакове во время шторма | 1989 | ||
10410 | ПСКР-902 «Ставрополь» | 100 | 801 | Ярославский ССЗ | 1990 | Пограничное управление ЮФО | ||
10410 | ПСКР-903 «Холмск» | 088 | 403 | «Восточная верфь» | 1990 | Пограничное управление ДВФО | ||
10410 | ПСКР-904 | 132 | 404 | «Восточная верфь» | 1989 | Пограничное управление ДВФО | ||
10410 | ПСКР-905 «Расул Гамзатов» | 109 | 802 | Ярославский ССЗ | 1991 | Пограничное управление ЮФО | ||
10410 | ПСКР-906 «Сочи» | 110 | 803 | Ярославский ССЗ | 11.04.1991 | 8.02.1992 | Пограничное управление ЮФО | |
10410 | ПСКР-907 | 104 | 405 | «Восточная верфь» | 1991 | Пограничное управление ДВФО | ||
10410 | ПСКР-908 | 012 | 406 | «Восточная верфь» | 05.1991 | Пограничное управление ДВФО | ||
10410 | ПСКР-909 «Выборг» | 141 | 301 | СФ «Алмаз» | 05.1989 | 09.1991 | 31.07.1992 | Пограничное управление СЗФО |
10410 | ПСКР-910 «Бриз» | 065 | 804 | Ярославский ССЗ | 10.12.1992 | 1993 | Пограничное управление СЗФО | |
10410 | ПСКР-911 «Подольск» | 017 | 805 | Ярославский ССЗ | 1992 | 1993 | Пограничное управление СЗФО | |
10410 | ПСКР-912 «Анатолий Королёв» | 137 | 302 | СФ «Алмаз» | 23.02.1992 | 11.1992 | Пограничное управление СЗФО | |
10410 | ПСКР-913 «Алмаз» | 143 | 303 | СФ «Алмаз» | 17.10.1992 | 15.10.1993 | Пограничное управление СЗФО | |
10410 | ПСКР-914 | 199 | 407 | «Восточная верфь» | 1991 | 1992 | 20.10.1992 | Пограничное управление ДВФО |
10410 | ПСКР-915 «Невельск» | 023 | 408 | «Восточная верфь» | 28.11.1990 | 09.1993 | Пограничное управление ДВФО | |
10410 | ПСКР-916 | 102 | 806 | Ярославский ССЗ | 1993 | 1994 | Пограничное управление ЮФО | |
10410 | ПСКР-917 «Нептун» | 077 | 304 | СФ «Алмаз» | 1995 | Пограничное управление СЗФО | ||
10410 | ПСКР-918 «Южно-Сахалинск» | 026 | 409 | «Восточная верфь» | 1992 | 1994 | Пограничное управление ДВФО | |
10410 | ПСКР-919 «Дербент» | 106 | 305 | СФ «Алмаз» | 1992 | 1995 | Пограничное управление ЮФО | |
10410 | ПСКР-920 «Сыктывкар» | 099 | 306 | СФ «Алмаз» | 1992 | 19.01.1995 | 22.11.1995 | Пограничное управление СЗФО |
10410 | ПСКР-921 «Кизляр» | 139 | 307 | СФ «Алмаз» | 26.08.1992 | 6.12.1996 | 23.12.1997 | Пограничное управление СЗФО |
10410 | ПСКР-922 | 076 | 410 | «Восточная верфь» | 1994 | 12.06.2000 | Пограничное управление ДВФО | |
10410 | ПСКР-923 «Кондор» | 126 | 411 | «Восточная верфь» | 1995 | 27.09.2003 | 09.2005 | Пограничное управление ДВФО |
10410 | ПСКР-924 «Валентин Пикуль» | 136 | 308 | СФ «Алмаз» | 25.05.2000 | 27.06.2001 | Пограничное управление ЮФО | |
10410 | ПСКР-925 «Ямалец» | 044 | 310 затем 309 | СФ «Алмаз» | 15.10.2004 | Пограничное управление КФО | ||
10410А | ПСКР-926 «Ворон» | 069 | 412 | «Восточная верфь» | 2001 | 15.07.2006 | 15.05.2007 | Пограничное управление ДВФО |
10410Б | ПСКР-927 | 051 | 310 | СФ «Алмаз» | 3.10.2007. | Пограничное управление КФО | ||
10410Б | «Краснодарец» | 136 | 311 | СФ «Алмаз» | 1998 | 23.12.2010 | 26.04.2011 | Пограничное управление КФО |
10410 | ПСКР-928 «Василий Грязев» | 017 | 807 | Ярославский ССЗ | 12.09.1998 | 25.05.2007 | 15.12.2007 | Пограничное управление СЗФО |
10410Б | «Усть-Лабинск» | 039 | 808 | Ярославский ССЗ | 1999 | 30.08.11 | 20.12.2012 | Пограничное управление КФО |
10410Б | ПСКР-929 «Беркут» | 113 | 413 | «Восточная верфь» | 2002 | 2009 | 21.04.2010 | Пограничное управление ДВФО |
10410Б | ПСКР-930 «Светляк» | 056 | 312 | СФ «Алмаз» | 29.05.2015 | 30.11.2015 | Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым. Базирование в Балаклаве[источник не указан 919 дней ] | |
10412 | HQ-261 | 040 | СФ «Алмаз» | 18.07.2002 | 17.10.2002 | ВМС Вьетнама | ||
10412 | HQ-263 | 041 | СФ «Алмаз» | 30.07.2002 | 17.10.2002 | ВМС Вьетнама | ||
10410Б | ПСКР- | 042 | СФ «Алмаз» | |||||
10412 | «Триглав» | 11 | 043 | СФ «Алмаз» | 21.07.2010 | 10.11.2010 | ВМС Словении | |
10412 | HQ-264 | 044 | СФ «Алмаз» | 26.06.2009 | 22.04.2011 | 2011 | ВМС Вьетнама | |
10412 | HQ-265 | 045 | СФ «Алмаз» | 26.06.2009 | 12.11.2010 | 2011 | ВМС Вьетнама | |
10412 | HQ-266 | 420 | «Восточная верфь» | 22.07.2009 | 22.04.2011 | 2011 | ВМС Вьетнама | |
10412 | HQ-267 | 421 | «Восточная верфь» | 22.07.2009 | 12.11.2010 | 16.08.2012 | ВМС Вьетнама |
Впечатляющие характеристики
Корабль проекта 22460 оборудован самыми современными средствами навигации и связи, имеет на борту вертолет, систему автоматизации управления. Он строился в кооперации с большим числом зарубежных партнеров с Запада. В проекте, в частности, принимают участие Германия, Италия, Франция, Норвегия, Австрия, Финляндия. Некоторые тамошние ноу-хау будут внедрены впервые. И пусть этот факт никого не удивляет: сегодня пограничники разных государств мира очень активно взаимодействуют друг с другом. Кроме того, у западных стран появляется возможность апробировать свои технологии по более низкой стоимости.
Предназначение этого корабля водоизмещением 630 тонн – охрана государственной границы в 12-мильной пограничной зоне, природных ресурсов внутренних морских вод и территориальных морей, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, борьба с террористами, браконьерами и пиратами, проведение аварийно-спасательных работ, осуществление экологического контроля и ликвидация последствий природных бедствий.
Старшие братья
Суда, созданные «Северным ПКБ», уже давно зарекомендовали себя с положительной стороны среди российских пограничников. Еще в 1983 году в состав ПВ КГБ СССР вошел первый ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»). Эта серия суден предназначалась для охраны экономической зоны протяжностью в 200 миль, на базе головного корабля проекта 1135. Благодаря отказу от противолодочного РК конструкторы смогли разместить на палубе ангар, в котором постоянно базировался поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС. Вообще, суда проекта 11351 вышли весьма удачными: высокая мореходность, сильное вооружение, работоспособность едва ли не в любых условиях. Корабли проекта 22460 «Охотник» будут охранять прежде всего территориальные воды РФ.
Особенности
Основная отличительная черта судна «Рубин» – наличие взлетно-посадочной площадки для нетяжелого вертолета. Для него же на судне может быть оборудован ангар. Удивительно, что все это помещается на корабле водоизмещением до 700 тонн. К примеру, аналогичное по водоизмещению шведское судно Visby, долгое время считавшееся самым малым боевым судном, может похвастаться только наличием на борту вертолета, без ангара.
Важнейшей особенностью корабля является то, что в его кормовой части находится наклонный слип, на который можно установить быстроходный надутый катер. Такие катера применяются, например, для доставки досмотрщиков на судно, нарушившее те или иные правила. 2 катера и вертолет на борту в значительной мере расширяют возможности судна.
Сторожевой корабль проекта 22460 отличается также высоким уровнем модернизационного ресурса. Благодаря применению технологий трехмерного моделирования на всех стадиях проектирования, разработчикам удалось максимально рационально разместить механизмы и системы в корпусе. Это обеспечивает высокую ремонтопригодность и возможность быстрой модернизации. Судно «Проект 22460» выглядит очень современно. В его внешнем виде воплощены технологии stealth. Заметность во всех диапазонах излучения минимальна, как и уровень физических полей.
Конструкторы учли, что судно будет эксплуатироваться в разных климатических условиях. Максимум, на что оно способно, – работа в битом льду толщиной не более 200 мм.
Из таможенников в пограничники
Другой участник церемонии – скоростной многоцелевой патрульный корабль береговой охраны ледового класса (иногда используется обозначение ПС) проекта 22120 (шифр «Пурга»). Чтобы он мог нести вахту во льдах, его корпус оснащен ледовым подкреплением. Это позволяет кораблю преодолевать льды толщиной более полуметра. Первая «Пурга» (заводской номер 050) была заложена в эллинге завода «Алмаз» в 2007 году по заказу Федеральной таможенной службы РФ.
Проект разработан петербургским ПКБ «Петробалт» (главный конструктор И. В. Щербаков).
Примерно в то же время встал вопрос о необходимости создания пограничного сторожевого корабля ледового плавания для использования в арктической зоне в целях защиты интересов нашей страны в высоких широтах. На тот момент ни Российская Федерация, ни другие государства, «положившие глаз» на природные ресурсы данного региона планеты, такими кораблями не располагали.
В ту пору Северное ПКБ совместно с Пограничной службой ФСБ работало над определением концепции такого корабля. Предполагалось объявить тендер от ФСБ на разработку с участием СПКБ и других предприятий. По замыслу сторожевое судно ледового плавания должно самостоятельно идти во льдах толщиной как минимум до полутора метров и не должно оказаться «слабее» тех гражданских судов с ледовым усилением, которые возят грузы по Северному морскому пути (СМП). По мнению специалистов, двух типоразмеров таких судов вполне достаточно для обеспечения экономических интересов России и охраны ее морских границ по всему побережью Северного Ледовитого океана в пределах как минимум морской экономической зоны России.
Вероятно, в силу этих обстоятельств после отказа ФТС от финансирования дальнейшей постройки проектом 22120 заинтересовалась Пограничная служба, для нее и было продолжено строительство. Уже 24 декабря 2009 года состоялась церемонии спуска на воду первого патрульного судна этого проекта для ПС ФСБ РФ.
Патрульное судно водоизмещением около 1023 тонн предназначено для охраны и защиты 200-мильной экономической зоны государства и контроля за рыболовством. Главная энергетическая установка корабля состоит из двух дизелей ABC 16M VZDC-1000-180 мощностью по 5440 лошадиных сил. Вооружение судна может включать 30-мм скорострельные пушки АК-306М и один легкий вертолет. 29 апреля текущего года на корабле ПС-581 был торжественно поднят флаг Морской пограничной службы ФСБ России. Внутри – современное оборудование слежения и контроля. Это позволит выполнять главную задачу – охранять территориальные воды России от браконьеров. Особенно остро эта проблема стоит на Дальнем Востоке, где и проходит службу первый корабль (в городе Невельске – административном центре Невельского района Сахалинской области). Несмотря на небольшое водоизмещение и размеры, ПС-581 способно действовать во льду толщиной до 0,8 метра: с верфей патрульное судно пришло в Невельск подзабытым СМП самостоятельно, без сопровождения.
25 ноября состоялась закладка второго патрульного (заводской номер 051). По мнению судостроителей, уже через год судно будет передано заказчику.
Вооружение[править | править код]
Ракетно-артиллерийское вооружение
На кораблях постройки ОАО «Алмаз»
- АУ АК-630М (3000 выстрелов)
- АУ АК-176М (152 выстрелов)
- 16 ПЗРК типа «Игла»
- 2 гранатомета МРГ-1 или ДП-64
На кораблях постройки Ярославского судостроительного завода
- АУ АК-306
- Две морские тумбовые пулеметные установки калибра 14,5 мм побортно
- 16 ПЗРК типа «Игла»
- 2 комплекса ПУС «Колонка-219–1»
Радиотехническое и навигационное вооружение
На кораблях постройки ОАО «Алмаз»
- РЛС управления стрельбой МР-123-01 или МР-123-02ц
- Навигационная РЛС МР-212/201 и НРЛС «Пал-Н» или РЛС «Лиман» и ИНС «Горизонт-25»
- Корабельная спутниковая навигационная аппаратура приемник глонасс СН 3101
- Комплекс связи типа «Буран-6Э» или «Рубин-Э»
- Средства радиосвязи, удовлетворяющие требованиям ГМССБ
На кораблях постройки Ярославского судостроительного завода
- ОЭСУ стрельбы СП-521 «Ракурс»
- ГАГК-1 «Пастильщик-Д»
- Магнитный компас КМ-69М2
- Индукционный электрический лаг с функциями эхолота ЛЭМ2–2
- Корабельная спутниковая навигационная аппаратура типа глонасс
- Приемоиндикатор КПИ-5Ф
- Автопрокладчик АП-5
- Радиопеленгатор РН
Мореходные качества
Уже на первых испытаниях стало ясно, что судно имеет весьма неплохие мореходные качества. Германский мотор фирмы MTU, которым оснащается пограничный корабль проекта 22460, считается лучшим в своем классе. Вместе с удачной конструкцией обводов корпуса он позволяет судну на протяжении продолжительного периода времени поддерживать приличную скорость. При волнении в 4-5 баллов она составляет порядка 25 узлов. При отсутствии волн корабль может достичь скорости в 30 узлов. При этом выбег судна с полного хода до «стопа» составляет порядка двух с половиной сотен метров. А чтобы корабль перешел с полного переднего на полный задний ход, нужно всего 90 секунд.
Система береговой охраны существует
В настоящее время, с учетом концепции охраны государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа при тесном взаимодействии с таможенными органами, предлагается широкий спектр быстроходных кораблей и катеров, представляющих по существу систему кораблей и катеров береговой охраны водоизмещением от 10 до 2000 тонн.
Условно все корабли и катера, входящие в эту систему, могут быть разбиты на три группы. Первая группа – скоростные патрульные катера водоизмещением от 10 до 120 тонн для действий «по вызову» и несения дежурной службы в территориальных водах (сегодня это патрульные катера типа «Мангуст» проекта 12150, «Соболь» проекта 12200 и «Мираж» проекта 14310). Вторая группа – малые корабли типа «Светляк» проекта 10410 и его модификации, предназначенные для охраны закрытых морей и дальней прибрежной зоны (ПСКР типа «Спрут» проекта 6457С, типа «Рубин» проекта 22460 и типа «Пурга» проекта 22120). Третью группу представляют корабли открытого моря, водоизмещение таких кораблей – около 1600–1800 тонн.
Катера, обеспечивающие скорости хода около 50 узлов (проекты 10410, 12150, 12200, 14310, а также 20910 «Чилим»), позволяют по-новому строить систему патрулирования границы.
В настоящее время выполняется программа по развитию флота Пограничной службы ФСБ, корабли первой и второй групп постоянно поступают на вооружение морских пограничных частей. Ведутся работы и по кораблям открытого моря. Судя по годовому отчету ОАО «Северная верфь» за прошлый год, продолжаются в том числе проектные работы по сторожевому кораблю 1-го ранга для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ проекта 22100 (шифр «Океан»), который предполагалось строить на этом судостроительном заводе. Сегодня альтернативы пограничным сторожевым кораблям 1-го ранга проекта 11351 («Воровский», «Дзержинский») нет, но и они не устраивают морских пограничников в полной мере. Хотя бы потому, что не являются кораблями ледового класса. Задачи по разработке проекта кардинально нового ПСКР поставили перед ЦМКБ «Алмаз». Соответствующие предложения были направлены проектантом Северо-Восточному пограничному управлению береговой охраны ФСБ России.
В соответствии с эскизным проектом новый ПСКР, закладка которого запланирована на начало 2012 года, будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток. Современная энергетическая установка позволит увеличить дальность плавания корабля по сравнению с ПСКР 1135-го проекта в несколько раз. Кроме того, согласно проекту ПСКР сможет нести службу и в арктических широтах, преодолевая площади крупнобитого льда.
Еще один положительный момент – закрытые бак и корма корабля, благодаря чему новый ПСКР избежит обледенения. Будут предусмотрены катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт даже во время движения корабля-носителя. Вооружение – соответственно характеру выполняемых задач. На борту будет находиться вертолет.
Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек
Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.
Планируется, что головной пограничный сторожевой корабль нового проекта выйдет в море уже в 2015 году.
В то же время Северное ПКБ разрабатывает патрульный корабль открытого моря проекта 22160 водоизмещением 1300 тонн с энергетической установкой ДГТУ типа CODAG мощностью 25 000 киловатт. Еще в 2010 году Минпромторгом РФ был выбран головной исполнитель внешнеторгового контракта на поставку патрульного судна проекта 22160 для Малайзии.
А как будет изменяться корабельный состав морских частей Погранслужбы ФСБ России, покажет будущее. Пока просматриваются положительные тенденции.
Александр Карпенко,инженер