A-10 тандерболт

Боевое применение

Дата, событие Расклад сил до… …и после Ущерб противнику
1983

Войны в Гренаде — Первое использование

Простая поддержка сухопутных войск
1991

Войны в Персидском заливе —

Первое боевое использование

144 самолёта, 8100 боевых вылетов, уровень боеготовности — 95,7%,

7 сбито (одна потеря на 1350 вылетов), 15 повреждено

Прилетали со страшными ранами в крыле, двигателе и хвосте (но прилетали!)

Танков — более 1000, другой техники — более 2000,

стволов артиллерии — более 1200.

Результаты лучше, чем у всех прочих самолётов и даже противотанкового вертолёта «Апач» (АН-64)

«Буря в пустыне» 2 штурмовика, 1 вылет Танки — 23 уничтожено, 10 повреждено
Охота за пусковыми установками «Скад» 1 ночь Ноль установок, 2 вертолёта (Ми-8 и MBB Bo 105)
1999

«Союзническая сила» — военная операция НАТО против  Югославии.

С авиабаз на территории Италии

Более 30 тысяч снарядов с урановым сердечником В начале 2001 – скандал: угроза здоровью миротворцев НАТО и мирного населения в Косово
2001

  • Войны НАТО в Афганистане;
  • операции «Несгибаемая свобода»;
  • аэродром Баграм под Кабулом
Успешно применяется и поныне для уничтожения талибов
март-апрель 2003

Операция «Свобода Ираку»

60 штурмовиков 1 сбит 7 апреля, 1 тяжело повреждён, пилот спаслась

24 танка Т-54 и Т-55, до 13 единиц бронетанковой техники

Успешно применяются «Тандерболты» и против ИГИЛа, особенно по колоннам бензовозов.

Отметки на фюзеляже А-10 «Тандерболт»: 1 пусковая установка «Scud», 3 радиолокационных станции, 11 танков и 42 единицы бронетехники.

В светлое время А-10 показал высокую точность: с 1,2 км 80% снарядов попадают в круг 6 м диаметра. По танкам стрельба велась с 1,8 км (на высоте 100-150 м), по небронированным целям — с 3-3,5 км.

Ночью и в сложных метеоусловиях (а также при запыленности и задымленности) эффективность была крайне низкой. Известны случаи и «дружественного огня»:

Дата Атакованная цель Результат
1991, сражение за Рас-эль-Хафджи Американский бронетранспортёр LAV-25 (лётчик и наводчик перепутали его с БТР-60) 6 погибших американцев
Британские боевые машины пехоты 5 раненых и 1 погибший британец
2001, сражения за Насирию Подразделение морских пехотинцев (из-за ошибки авианаводчика) 1-10 погибших
28 марта 2001 Четыре боевые британских машины 1 погибший
2003, возле Газни Дом предполагаемого террориста 9 детей, игравших неподалёку

Примечания[править | править код]

Комментарии:

  1. На обшивке хвостовой части фюзеляжа следы осколочных поражений готовыми осколками БЧ ракеты
  2. Самое сложное — была посадка самолёта, которая походила на цирковой трюк. При отказе всей гидравлики не работали воздушные тормоза, тормоза и рулевое управление. Согласно оценке Ричарда Майерса, председателя Объединённого комитета начальников штабов, Кэмпбелл — одна из нескольких пилотов, которые когда-либо совершили посадку на A-10, используя ручное управление.
  1. . U.S. Air Force Air Combat Command. Дата обращения: 29 сентября 2015.
  2. . spec-naz.org. Дата обращения: 30 ноября 2017.
  3. . Fishki.net — Сайт хорошего настроения. Дата обращения: 30 ноября 2017.
  4. . army-news.ru. Дата обращения: 29 ноября 2017.
  5. Bell, 1986, p. 17
  6. Bell, 1986, p. 6
  7. Jenkins, 1998, p. 42
  8. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  9. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  10. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  11. . the Guardian. Дата обращения: 2 января 2016.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2011.
  13. Myers, General Richard . United States Air Force Academy (1 мая 2003). Дата обращения: 23 декабря 2014.
  14. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Тактико-технические характеристики[править]

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 16,26 м
  • Размах крыла: 17,53 м
  • Высота: 4,47 м
  • Площадь крыла: 47,01 м²
  • Профиль крыла: NACA 6716 — корень крыла, NACA 6713 — законцовка
  • Удлинение крыла: 6,54
  • База шасси: 5,40 м
  • Колея шасси: 5,25 м
  • Масса пустого: 9176 кг
  • Масса снаряжённого: 10 515 кг
  • Нормальная взлётная масса: 13 628 кг (с 6 × 227 кг бомбами)
  • Максимальная взлётная масса: 21 148 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 4830 кг
  • Объём топливных баков: 6200 л
  • Силовая установка: 2 × ТРДД General Electric TF34-GE-100
  • Тяга: 2 × 40,32 кН (4112 кгс)

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: 834 км/ч
  • Максимальная скорость: 722 км/ч у земли
  • Крейсерская скорость: 555 км/ч у земли
  • Боевой радиус:
    • непосредственная авиационная поддержка: 463 км
    • сопровождение: 484 км
    • воздушная разведка: 803 км
  • Практическая дальность: 740 км (с максимальной боевой нагрузкой)
  • Перегоночная дальность: 4647 км
  • Практический потолок: 13 380 м
  • Скороподъёмность: 30,5 м/с
  • Нагрузка на крыло: 449,88 кг/м² (максимальная)
  • Тяговооружённость: 0,6 (при нормальной взлётной массе)
  • Длина разбега: 1152 м (с максимальной боевой нагрузкой)
  • Длина пробега: 623 м

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами 30×173 мм
  • Точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем)
    • (под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых)
    • центральный подфюзеляжный с нагрузкой 2268 кг
    • 2 боковых подфюзеляжных и 2 внутренних крыльевых с нагрузкой 1587 кг каждый
    • 4 средних крыльевых с нагрузкой 1134 кг каждый
    • 2 внешних крыльевых с нагрузкой 453 кг каждый
  • Боевая нагрузка: 7257 кг
  • Управляемые ракеты:
    • ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-9
    • ракеты «воздух-поверхность»: 6 × AGM-65
  • Неуправляемые ракеты:
    • 4 × блока LAU-61/LAU-68 (с 19×/7× 70 мм ракетами Hydra 70)
    • 6 × блоков LAU-10 (с 4× 127 мм ракетами Zuni)
  • Бомбы:
    • свободнопадающие:
      • фугасные: 24 × 227 кг Mk 82 или 6 × 908 кг Mk 84
      • зажигательные: 8 × 340 кг BLU-1 или 340 кг BLU-27/B с напалмом
      • кассетные: 20 × Mk-20 Rockeye II, 20 × 350 кг CBU-52, 20 × 370 кг CBU-71, 10 × CBU-38 или 16 × CBU-70
    • управляемые: 4 × GBU-8 или GBU-10 или 6 × GBU-12
  • Подвесные артиллерийские установки: 2 × SUU-23 с 20 мм пушкой GAU-4/A
  • Подвесные топливные баки: 3 × 2271 л: пара под крылом, один под фюзеляжем.

Примечания

Комментарии:

  1. На обшивке хвостовой части фюзеляжа следы осколочных поражений готовыми осколками БЧ ракеты
  2. Самое сложное — была посадка самолёта, которая походила на цирковой трюк. При отказе всей гидравлики не работали воздушные тормоза, тормоза и рулевое управление. Согласно оценке Ричарда Майерса, председателя Объединённого комитета начальников штабов, Кэмпбелл — одна из нескольких пилотов, которые когда-либо совершили посадку на A-10, используя ручное управление.
  1. . U.S. Air Force Air Combat Command. Дата обращения: 29 сентября 2015.
  2. . spec-naz.org. Дата обращения: 30 ноября 2017.
  3. . Fishki.net — Сайт хорошего настроения. Дата обращения: 30 ноября 2017.
  4. . army-news.ru. Дата обращения: 29 ноября 2017.
  5. Bell, 1986, p. 17
  6. Bell, 1986, p. 6
  7. Jenkins, 1998, p. 42
  8. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  9. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  10. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  11. . the Guardian. Дата обращения: 2 января 2016.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2011.
  13. Myers, General Richard . United States Air Force Academy (1 мая 2003). Дата обращения: 23 декабря 2014.
  14. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Weapons

The aircraft has 11 stores pylons, providing an external load capacity of 7,260kg. There are three pylons under the fuselage and the loads can be configured to use either the centre-line pylon or the two flanking fuselage pylons.

For weapon guidance, the aircraft can be fitted with Pave Penny laser guidance / electronic support measures, pod installed on the starboard fuselage pylon. Each wing carries four stores pylons: three outboard and one inboard of the wheel fairing.

The A-10 can carry up to ten Maverick air-to-surface missiles. The Raytheon Maverick AGM-65 missile uses a variety of guidance systems, including imaging infrared guidance and warheads, including a high-penetration, 57kg conical-shaped charge warhead. Range is more than 45km. The A-10 can also carry the Sidewinder air-to-air missile, which is an all-aspect short-range missile with maximum speed over Mach 2.

The A10 is capable of deploying a wide range of ordnance: for example, the LDGP mk82 226kg, 500lb general-purpose bombs, BLU-1 and BLU-27/B Rockeye II cluster bombs and the cluster bomb unit CBU-52/71.

The Northrop Grumman Litening ER (extended range) targeting pod has been successfully integrated on an A-10. Litening ER features a 640×512 pixel thermal imager, CCD TV, laser spot tracker / rangefinder, IR marker and laser designator.

The aircraft is armed with a General Dynamics GAU-8/A Avenger 30mm cannon, mounted in the nose of the aircraft.

“The A-10 has 11 stores pylons, providing an external load capacity of 7,260kg.”

Using the cannon, the A-10 is capable of disabling a main battle tank from a range of over 6,500m. The cannon can fire a range of ammunition, including armour-piercing incendiary rounds (API) weighing up to 0.75kg, or uranium-depleted 0.43kg API rounds.

The magazine can hold 1,350 rounds of ammunition. The pilot can select a firing rate of 2,100 or 4,200 rounds a minute.

Расшифровка названия штурмовика Тандерболт А10

Fairchild-Republic A-10 «Thunderbolt» II (Фэйрчайлд Рипаблик A-10 «Тандерболт» второй) — это полное и правильное название самолета.

Многокомпонентное имя содержит:

  • Fairchild — название компании-производителя;
  • A-10 — серийный номер;
  • Thunderbolt — прозвание в честь истребителя-бомбардировщика Второй Мировой войны P-47 «Thunderbolt».

Прозвище: А 10 «Warthog» (Вортхог — «Кабан» или «Бородавочник», как Пумба из «Короля-льва»).

«Тандерболт» Первый (P-47)«Тандерболт» -2 (А-10А), он же «Кабан-бородавочник»

Американский штурмовик Тандерболт А10 Бородавочник:

Описание ТТХ
Одноместный Экипаж: 1 человек
Дозвуковой Скорость: до 722 км/ч
Двухдвигательный Тяга: 8 500 л/с
Бронированный Толщина брони кабины: до 38 мм
Мультивооружённый Масса вооружения: более 7 т

Цели:

  • поддержка сухопутных войск;
  • поражение наземных целей — танков, бронемашин и пр. (30-мм пушка пробивает всю существующую на данный момент броню);
  • бой на малых скоростях и высотах (до 50 м);
  • высокоточные атаки (80% снарядов попадают в круг диаметром 6 м с 1,5 км).

A-10 Thunderbolt — это первый и единственный штурмовик США для авиационной поддержки. Он настолько эффективен, что продержался в армии уже 40 лет и не уйдёт на пенсию ещё минимум 10 (по другим данным — 25 лет).

Литература

  • Капитан В. Антонов, А. Караулин. Американский штурмовик А-10А // «Зарубежное военное обозрение», № 11, 1978, стр.53-59
  • В. Юрцев. Учебно-боевой вариант штурмовика A10A // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1981, стр.62-63
  • Г. Осипов. Испытания всепогодного варианта штурмовика A10 // «Зарубежное военное обозрение», № 11, 1981, стр.55-58
  • Самолёт непосредственной поддержки сухопутных войск А-10 (ВВС США). — М.: Военное издательство МО СССР, 1976. — 56 с.
  • Никольский М. В. Штурмовик A-10. — М.: Моделист-конструктор, 2008. — 32 с. — (Авиаколлекция 3/2008).
  • Jane’s All The World’s Aircraft 1975-76 / Taylor, John W. R. ed.. — London: Macdonald and Jane’s, 1975. — P. 332—333. — 830 p. — ISBN 0-354-00521-9.
  • Bell, Dana. A-10 Warthog. — Blue Ridge Summit, PA, USA: TAB Books, 1986. — 72 p. — (In Detail & Scale Vol. 19). — ISBN ISBN 0-8168-5030-5.
  • Jenkins, Dennis R. Fairchild-Republic A/OA-10 Warthog. — North Branch, MN, USA: Specialty Press, 1998. — 100 p. — (WarbirdTech Vol. 20). — ISBN 1-58007-013-2.

Модификации

Название и изображение Описание Отличия от серийной модели
YA-10A

Первый прототип будущего «Бородавочника»

Первые 2 прототипа Более слабая пушка — 20-мм «Вулкан»
A-10A

Грозному штурмовику – грозная раскраска

Серийный вариант
OA-10A (Observation – наблюдение)

«Наблюдательная» модификация мало чем отличается от серийной и тоже может нести вооружение (как это было в Косово)

Задача Тандерболта Обзёвера — контролировать воздушное пространство

Самолёт воздушного контроля Подвесные модули с дополнительной электроникой и средствами  радиоэлектронного противодействия
YA-10B Night/Adverse Weather A-10

Всепогодная модификация «Тандерболта» А-10В

Принципиальное отличие – двухместная кабина (уже не такая бронированная) и увеличенное вертикальное оперение

1 прототип, госзаказа не получил Двухместный, для ночной и всепогодной работы.

Самолет оснащался навигационной системой LN-39 INS и радиовысотомером AN/APN-194, но бронезащита задней кабины отсутствовала

A-10C

Старый добрый «Тандерболт» дооснастили новым оборудованием — и он снова в строю!

Обновлённая, на вооружении с 2006, первый полёт — 20 января 2005, пилот — Мишель Роулс В числе нового оборудования:

  • нашлемная система Helmet Mounted Cueing System (HMCS);
  • новое программное обеспечением;
  • обновлённая система;
  • распознавания наземных целей;
  • оружие с лазерной системой наведения
A-10PCAS

Persistent Close Air Support – постоянная непосредственная авиационная поддержка

По некоторым версиям, у последней версии «Тандерболта» и вовсе не будет кабины!

Что у беспилотного «Тандерболта» А-10 вместо кабины?

Беспилотный, от разработки отказались

Разработчики — компании «Raytheon» и «Aurora Flight Sciences».

Наземные войска указывают цель, штурмовик уничтожает её автоматически, без участия пилота.

Время до удара сокращается на 6-10 минут.

Тактико-технические характеристики A-10 Тандерболт 2

— Первый полёт: 10 мая 1972 года- Начало эксплуатации: A-10A 1977 год, A-10С 2007 год- Годы производства: 1975 — 1984- Единиц произведено: 715

Стоимость A-10 Тандерболт 2

— $11,8 млн (1994 год)

Экипаж A-10 Тандерболт 2

— 1 пилот

Размеры A-10 Тандерболт 2

— Длина: 16,26 м- Размах крыла: 17,53 м- Высота: 4,47 м- Площадь крыла: 47,01 м²- Профиль крыла: NACA 6716 — корень крыла, NACA 6713 — законцовка- Удлинение крыла: 6,54- Нагрузка на крыло: 449,88 кг/м² (максимальная)- База шасси: 5,40 м- Колея шасси: 5,25 м

Вес A-10 Тандерболт 2

— Масса пустого: 9176 кг- Масса снаряжённого: 10 515 кг- Нормальная взлётная масса: 13 628 кг (с 6 × 227 кг бомбами)- Максимальная взлётная масса: 21 148 кг- Масса топлива во внутренних баках: 4830 кг- Объём топливных баков: 6200 л

Двигатели A-10 Тандерболт 2

— 2 × ТРДД General Electric TF34-GE-100- Тяга: 2 × 40,32 кН (4112 кгс)- Тяговооружённость: 0,6 (при нормальной взлётной массе)

Скорость A-10 Тандерболт 2

— Максимально допустимая скорость: 834 км/ч- Максимальная скорость: 722 км/ч у земли- Крейсерская скорость: 555 км/ч у земли- Скороподъёмность: 30,5 м/с- Длина разбега: 1152 м (с максимальной боевой нагрузкой)- Длина пробега: 623 м

Дальность полета A-10 Тандерболт 2

— Боевой радиус непосредственная авиационная поддержка: 463 км- Боевой радиус сопровождение: 484 км- Боевой радиус воздушная разведка: 803 км- Практическая дальность: 740 км (с максимальной боевой нагрузкой)- Перегоночная дальность: 4647 км

Практический потолок A-10 Тандерболт 2

— 13 380 м

Вооружение A-10 Тандерболт 2

Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами 30×173 мм

Точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем) может быть задействовано в вылете только 10:- (под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых)- центральный подфюзеляжный с нагрузкой 2268 кг- 2 боковых подфюзеляжных и 2 внутренних крыльевых с нагрузкой 1587 кг каждый- 4 средних крыльевых с нагрузкой 1134 кг каждый- 2 внешних крыльевых с нагрузкой 453 кг каждый

Боевая нагрузка: 7257 кг

Управляемые ракеты:  — ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-9- ракеты «воздух-поверхность»: 6 × AGM-65

Неуправляемые ракеты:  — 4 × блока LAU-61/LAU-68 (с 19× / 7× 70 мм ракетами Hydra 70)- 6 × блоков LAU-10 (с 4× 127 мм ракетами Zuni)

Бомбы свободнопадающие:- фугасные: 24 × 227 кг Mk 82 или 6 × 908 кг Mk 84- зажигательные: 8 × 340 кг BLU-1 или 340 кг BLU-27/B с напалмом- кассетные: 20 × Mk-20 Rockeye II, 20 × 350 кг CBU-52, 20 × 370 кг CBU-71, 10 × CBU-38 или 16 × CBU-70

Бомбы управляемые: 4 × GBU-8 или GBU-10 или 6 × GBU-12

Подвесные артиллерийские установки: 2 × SUU-23 с 20 мм пушкой GAU-4/A

Подвесные топливные баки: 3 × 2271 л: пара под крылом, один под фюзеляжем.

Тактико-технические характеристики

Основные проекции A-10C

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации A-10A.

Источник данных: Jane’s, 1975. БЖ по Flight International, 1976, v. 109, N 3497

Технические характеристики
Лётные характеристики
  • Максимально допустимая скорость: 834 км/ч
  • Максимальная скорость: 722 км/ч у земли
  • Крейсерская скорость: 555 км/ч у земли
  • Боевой радиус:  
    • непосредственная авиационная поддержка: 463 км
    • сопровождение: 484 км
    • воздушная разведка: 803 км
  • Практическая дальность: 740 км (с максимальной боевой нагрузкой)
  • Перегоночная дальность: 4647 км
  • Практический потолок: 13 380 м
  • Скороподъёмность: 30,5 м/с
  • Нагрузка на крыло: 449,88 кг/м² (максимальная)
  • Тяговооружённость: 0,6 (при нормальной взлётной массе)
  • Длина разбега: 1152 м (с максимальной боевой нагрузкой)
  • Длина пробега: 623 м
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами 30×173 мм
  • Точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем) может быть задействовано в вылете только 10
    • (под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых)
    • центральный подфюзеляжный с нагрузкой 2268 кг
    • 2 боковых подфюзеляжных и 2 внутренних крыльевых с нагрузкой 1587 кг каждый
    • 4 средних крыльевых с нагрузкой 1134 кг каждый
    • 2 внешних крыльевых с нагрузкой 453 кг каждый
  • Боевая нагрузка: 7257 кг
  • Управляемые ракеты:  
    • ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-9
    • ракеты «воздух-поверхность»: 6 × AGM-65
  • Неуправляемые ракеты:  

    • 4 × блока LAU-61/LAU-68 (с 19× / 7× 70 мм ракетами Hydra 70)
    • 6 × блоков LAU-10 (с 4× 127 мм ракетами Zuni)
  • Бомбы:  

    • свободнопадающие:
      • фугасные: 24 × 227 кг Mk 82 или 6 × 908 кг Mk 84
      • зажигательные: 8 × 340 кг BLU-1 или 340 кг BLU-27/B или MK-77 с напалмом
      • кассетные: 20 × Mk-20 Rockeye II, 20 × 350 кг CBU-52, 20 × 370 кг CBU-71, 10 × CBU-38 или 16 × CBU-70
    • управляемые: 4 × GBU-8 или GBU-10 или 6 × GBU-12

Конструкция

Планер Самолета

Фюзеляж военного самолета выполнен в виде полумонокока. Традиционно кабина расположена в носовой части самолета. Хорошую обзорность обеспечивает смещенный вниз выпирающий фонарь. Прямо под кабиной находится блок стволов авиапушки. За крыльями располагаются две мотогондолы с моторами. Такое необычно расположение двигателя обосновывается тем, что самолет лучше управляется за счет лучшего потока воздуха.

Удачно расположение двигателей также способствовало снижению попадания тепла в оружие с инфракрасным наведением. Хвост имеет два вертикальных киля и рулевое управление.

Шасси

Поворотное колесо расположено в передней части самолета. Два основных колеса находятся снаружи центроплана. Колеса на крыльях убираются в специальную нишу, когда самолет начинает взлет. Механизм приводится в движение при помощи гидропривода и складывается против движения перпендикулярно оси корпуса. Сложенные колеса выступают за обводы корпуса примерно на 1/3 объема. Такое техническое решение позволяет совершить экстренную посадку.

Поворотное колесо спереди расположено в 40 сантиметрах от центра, так как посередине располагается пушка. Рычажная стойка при взлете полностью убирается в отсек. Давление в шинах составляет 4 кгс/см2 для передвижения на грунтовой дороге.

Силовая установка

Самолет приводят в движение два турбореактивных двигателя General Electric TF34-GE-100, которые также используются в гражданской авиации под индексом CF34. Агрегаты были созданы компанией GE Aircraft Engines. Конструктивную основу составляет одноступенчатый вентилятор, который управляется четырехступенчатой турбиной пониженного давления. Вес одного агрегата составляет 654 кг.

Топливная система

Баки «Бородавочника» имеют хорошую броню. Чтобы избежать возгорания, топливные баки заполняют специальной противовзрывной пеной. Два резервуара с топливом располагаются в фюзеляже и два в крыльях. Топливные баки в общей сложности вмещают в себя 4840 кг топлива. Кроме того, на штурмовик можно дополнительно установить три подвесных бака с топливом, общая емкость которых составляет 2280 литров.

Еще одним достоинством считается возможность дозаправки самолета в воздухе.

Пневмосистема и гидросистема

Пневматическая система в Тандерболт А10 служит для вентиляции кабины пилота и отсека с авиапушкой. В ее функциональность также входят препятствие обледенению.

За управление самолетом, шасси, а также вращением ствола пушки, на самолете была применена гидравлическая система с независимыми насосами. Давление в системе может достигаться свыше 200 кгс/см2. Насосы приводятся в движение от привода авиадвигателя.

Противопожарная система и электрооборудование

В случае возникновения пожара на борту самолета, включается автоматическая противопожарная система на основе фреона, который, в свою очередь, является хладагентом.

Электронику «Thunderbolt A10» питают два генератора переменного тока, которые обладают выходным напряжением в 120/200В. Также имеется аккумуляторная батарея с зарядом 34 А/ч. Ее напряжение составляет 24В. Батарею можно применять, как аварийный источник питания.

Среди электрооборудования также имеется автономный генератор.

Навигационное и радиоэлектронное оборудование

В штурмовике установлена навигационная система TACAN AN/ARN-84. Для поддержания связи на большом удалении от точки доступа, в самолете установлена радиостанция LORAN C/D AN/ ARN-101.

В система радиоэлектронного оборудования также присутствует компас AN/ARA-50, пеленгатор DF-301E/DA, а также система расчета аэродинамических параметров CPU-16.

Для радиолокационного распознавания, штурмовик оснащали системой радиолокационного оборудования AN/UPN-25. В случае возникновения плохих погодных условий, посадить самолет поможет система AN/ARN-108, которая работает совместно с показаниями приборов. Также присутствует автопилот.


Кабина пилота A-10A

Происшествия

  • 10 мая 2010 года — A-10 «Тандерболт» II (сер. номер 79-0141 75-й эскадрильи, 23-го авиакрыла ВВС США) — Джорджия: самолёт разбился в 16:58 при взлёте с авиабазы Муддис. Пилот катапультировался.
  • 1 апреля 2011 года в нескольких сотнях метров от западногерманской коммуны Лауфельд потерпел крушение штурмовик ВВС США A-10 Thunderbolt. Пилот успел катапультироваться, погибших нет.
  • 26 сентября 2011 года — A-10С «Тандерболт» II (26-е истребительное авиакрыло армии ВВС США) — Джорджия: самолёт разбился в окрестностях города Кук Кантри при выполнении тренировочного полёта после взлёта с базы ВВС Муди (Джоржия). Пилот катапультировался и был госпитализирован в госпиталь Адель.

Эксплуатация

Первый серьезный конфликт, в котором участвовали самолеты «Thunderbolt A10» — это война в персидском заливе. Всего было задействовано 144 машины, которые совершили более 8100 вылетов. Было сбито 7 самолетов и 15 сильно повреждены. Однако урон, который нанесли «Бородавочники» не сравнив с потерями: более 1000 танков и 2000 другой военной техники было уничтожено. Около 1200 артиллерийских установок также были уничтожены.

Серьезным испытанием стала операция «Буря в пустыне», во время которой один из самолетов вернулся с такими повреждениями крыла, с которыми не смог бы вернуться ни один самолет.

Среди недостатков «Thunderbolt A10» называют ошибочное ведение огня по своим объектам. Таким образом, один из «Бородавочников» уничтожил бронетранспортер LAV-25, в которой находились американские пехотинцы. Также пострадали и британские вооруженные силы. Штурмовик по ошибке нанес удар по британской бронетехнике, в которой погибло 9 человек.

Слабым местом самолета является ведение боя в ночное время суток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector